Законы и постановления РФ

О классификации и системе обозначения автомобильных транспортных средств (информация подготовлена отделом информации Управления МНС РФ по Новосибирской области)

О КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Согласно классификации и системе обозначения автомобильного подвижного состава автотранспортные средства разделяются на:

I. Пассажирские:

а) легковые;

б) автобусы.

II. Грузовые:

а) общего назначения (бортовые автомобили, тягачи, автомобили-самосвал);

б) специализированные, имеющие различные кузова, предназначенные для перевозки грузов определенных видов (автомобили-фургоны, -цистерны, -рефрижераторы, -лесовозы, -битумовозы, -самопогрузчики (для перевозки контейнеров и пакетированных грузов), а также автогудронаторы, авторастворовозы, автобетоносмесители).

III. Специальные.

К специальному подвижному составу относятся автотранспортные средства, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ (подметально-уборочных, поливомоечных, снегоочистительных, пескохлоридоразбрасывательных, снегопогрузочных, снегоочистительных, илососных, прочистки канализационных сетей, текущего ремонта дорожных и тротуарных покрытий типа МТРДГ, асфальторазогревательных, заделки трещин дорожных покрытий, мусоровозов и т.д.).

В соответствии с используемой с 1966 года
в нашей стране отраслевой нормалью ОН 025 270-66, регламентирующей классификацию и систему обозначения автомобильных транспортных средств (АТС), подвижному составу автомобильных транспортных средств присваиваются обозначения в соответствии с заводскими реестрами, включающими как буквенные обозначения завода-изготовителя, так и порядковый номер модели подвижного состава. Так:

1-я цифра обозначает класс АТС:

-----------------------------------------T---------------------------¬

¦ Для легковых автомобилей ¦ Для автобусов ¦

¦ по рабочему объему двигателя ¦ по габаритной длине ¦

¦ (в литрах или кубических дециметрах) ¦ (в метрах) ¦

+----------------------------------------+---------------------------+

¦11 - особо малый, до 1,1 ¦22 - особо малый, до 5,5 ¦

+----------------------------------------+---------------------------+

¦21 - малый, от 1,1 до 1,8 ¦32 - малый, 6,0 - 7,5 ¦

+----------------------------------------+---------------------------+

¦31 - средний, от 1,8 до 3,5 ¦42 - средний, 8,5 - 10,0 ¦

+----------------------------------------+---------------------------+

¦41 - большой, свыше 3,5 ¦52 - большой, 11,0 - 12,0 ¦

+----------------------------------------+---------------------------+

¦51 - высший (рабочий объем
не ¦62 - особо большой ¦

¦регламентируется) ¦(сочлененные), 16,5 - 24,0 ¦

L----------------------------------------+-------------------------------¬

¦ Для грузовых автомобилей по полной массе ¦

+-------------T------------------------------------------------------+

¦полная масса,¦ эксплуатационное назначение автомобиля ¦

¦ тонн +--------T------T---------T--------T-------T-----------+

¦ ¦бортовые¦тягачи¦самосвалы¦цистерны¦фургоны¦специальные¦

+-------------+--------+------+---------+--------+-------+-----------+

¦до 1,2 ¦ 13 ¦ 14 ¦ 15 ¦ 16 ¦ 17 ¦ 19 ¦

+-------------+--------+------+---------+--------+-------+-----------+

¦1,2 до 2,0 ¦ 23 ¦ 24 ¦ 25 ¦ 26 ¦ 27 ¦ 29 ¦

+-------------+--------+------+---------+--------+-------+-----------+

¦2,0 до 8,0 ¦ 33 ¦ 34 ¦ 35 ¦ 36 ¦ 37 ¦ 39 ¦

+-------------+--------+------+---------+--------+-------+-----------+

¦8,0 до 14,0 ¦ 43 ¦ 44 ¦ 45 ¦ 46 ¦ 47 ¦ 49 ¦

+-------------+--------+------+---------+--------+-------+-----------+

¦14,0 до 20,0 ¦ 53 ¦ 54 ¦ 55 ¦ 56 ¦ 57 ¦ 59 ¦

+-------------+--------+------+---------+--------+-------+-----------+

¦20,0 до 40,0 ¦ 63 ¦ 64 ¦ 65 ¦ 66 ¦ 67 ¦ 69 ¦

+-------------+--------+------+---------+--------+-------+-----------+

¦свыше 40,0 ¦ 73 ¦ 74 ¦ 75 ¦ 76 ¦ 77 ¦ 79 ¦

L-------------+--------+------+---------+--------+-------+------------

2-я цифра обозначает тип АТС:

-----------------------------------------------T---------------------¬

¦1 - легковой автомобиль ¦5 - самосвал ¦

+----------------------------------------------+---------------------+

¦2 - автобус ¦6 - цистерна ¦

+----------------------------------------------+---------------------+

¦3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап ¦7 - фургон ¦

+----------------------------------------------+---------------------+

¦4 - седельный тягач ¦8 - резервная цифра ¦

+----------------------------------------------+---------------------+

¦9 - специальное автотранспортное средство ¦

L---3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;

5-я цифра - модификация автомобиля;

6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении приставку 01, 02, 03 и др. Это указывает на то, что базовая модель имеет модификации.

По данной классификации перед цифровым индексом, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб. дм, обозначается ВАЗ-2106, его модификация - ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация - ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация - ЗИЛ-ММЗ-45022 и т.д.

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Л.Н.ЧИКИН

06.01.2004