Законы и постановления РФ

Письмо УМНС РФ по Новосибирской области от 31.12.2003 N МШ-09-08.1/19783@ “О правомерности проведения проверок правильности применения цен по сделкам“

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 31 декабря 2003 г. N МШ-09-08.1/19783@

О ПРАВОМЕРНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК

ПРАВИЛЬНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦЕН ПО СДЕЛКАМ

В связи с возникающими в практической работе вопросами о правомерности проведения проверок правильности применения цен по сделкам, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам на запрос УМНС России по Новосибирской области письмом от 16.12.2003 N 02-3-07/286-аф694 разъяснило следующее.

Вопрос: Согласно статье 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (с изменениями и дополнениями) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен,
платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

На территории Новосибирской области государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется посредством установления их предельных уровней.

Теплоснабжающее предприятие осуществляет отпуск тепловой энергии по предельным (максимальным) тарифам. Данное предприятие планирует производить отпуск тепловой энергии отдельной категории потребителей (лечебным учреждениям) по более низким тарифам относительно их предельного уровня.

Вправе ли налоговые органы, согласно пункту 2 статьи 40 НК РФ, проверять правильность применения для целей налогообложения цен по сделкам, в частности, в случае отклонения более чем на 20 процентов в сторону понижения цен на отпускаемую лечебным учреждениям тепловую энергию от их предельных уровней, или для целей налогообложения, в соответствии с пунктом 13 статьи 40 НК РФ, должны применяться цены, указанные сторонами в договоре?

В том случае, если проведение вышеуказанных проверок правомерно, следует ли под рыночной ценой понимать предельный тариф на тепловую энергию, установленный государством?

Ответ: В соответствии со статьей 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской федерации (далее - Кодекс) предусмотрена специальная норма, согласно которой при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Согласно статье 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ “О естественных монополиях“ органами регулирования естественных монополий могут применяться определенные методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, в том числе ценовое регулирование.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона
от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ (с учетом изменений и дополнений) государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в указанном Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней.

Согласно пункту 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226, применение при расчетах с потребителями (покупателями) энергии пониженных (льготных) тарифов (цен) допускается только при наличии соответствующего решения регулирующего органа, согласованного в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в котором указываются конкретные потребители (группы потребителей), имеющие льготы по тарифам (ценам), основания для предоставления льгот и источник компенсации льгот.

В том случае, если энергоснабжающая организация, планирует производить отпуск тепловой энергии отдельной категории потребителей по более низким тарифам относительно их предельного уровня, согласно письму ФЭК от 29.10.2003 N 11-395, РЭК Новосибирской области должны быть установлены фиксированные, экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию для указанной категории потребителей в рамках предельных тарифов, установленных ФЭК России.

Таким образом, если отпуск тепловой энергии
энергоснабжающей организацией определенной категории потребителей будет осуществляться по более низким тарифам относительно их фиксированного уровня, установленного региональной РЭК, без согласования в установленном порядке с Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, то данный факт, по нашему мнению, будет рассматриваться, как нарушение пункта 13 статьи 40 Кодекса, приводящее к занижению выручки от реализации оказываемых организацией услуг для целей налогообложения прибыли.

Заместитель руководителя Управления -

Советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга

М.Н.ШАЛЮХИНА