Законы и постановления РФ

Решение Челябинской городской Думы от 28.01.1997 N 2/1 “О Регламенте Челябинской городской Думы“

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 28 января 1997 г. N 2/1

О РЕГЛАМЕНТЕ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

В соответствии со ст.13 Устава города Челябинска городская Дума решает:

1. Принять представленный Регламент Челябинской городской Думы.

2. Должностным лицам, органам и депутатам Челябинской городской Думы в своей работе руководствоваться настоящим Регламентом.

3. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на Секретаря Думы - Крюкова В.А.

Глава города Челябинска

В.М.ТАРАСОВ

ВТОРОЕ ЗАСЕДАНИЕ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ I СОЗЫВА

РЕГЛАМЕНТ

от 28 января 1997 г.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовой статус Челябинской городской Думы

1. Челябинская городская Дума (далее - Дума) является представительным органом городского самоуправления населения на территории города Челябинска.

2. Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией, законодательством Российской Федерации
и Челябинской области, Уставом города Челябинска и настоящим Регламентом.

3. Дума является юридическим лицом, имеет расчетный счет и печать. Юридический и почтовый адрес: г. Челябинск, пл. Революции, дом 2.

Статья 2. Основы организации деятельности Думы

1. Организацию и деятельность Думы регулирует Регламент - нормативно правовой акт, устанавливающий правила и процедуры ее работы.

Регламент принимается на заседании Думы большинством голосов от избранного числа членов Думы.

2. Деятельность Думы строится на основе коллегиального, свободного и равноправного обсуждения и принятия решений.

Дума содействует развитию всех форм прямого волеизъявления и участия граждан в решении вопросов городского значения.

3. Дума осуществляет свою деятельность на основе личного и активного участия в ее работе каждого члена Думы - депутата Думы и Главы города. Депутат Думы является представителем всего населения города.

Депутату для осуществления его деятельности обеспечиваются условия, устанавливаемые законодательством, Уставом города, Регламентом и нормативно правовыми актами городского самоуправления.

4. Дума систематически через газету “Вечерний Челябинск“ и иные средства массовой информации извещает население города о своей работе и работе администрации по реализации решений Думы. Ежегодно публикует отчет о своей деятельности.

Статья 3. Полномочия Думы

1. Полномочия Думы определены в статье 13 главе III Устава города Челябинска.

2. Дума правомочна: принять к рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ее ведению законодательством России, законами Челябинской области, Уставом города Челябинска и настоящим Регламентом; принять к рассмотрению и дать заключение по любому вопросу, касающемуся жизнедеятельности и интересов граждан, проживающих на территории города Челябинска.

3. Дума вправе: привлекать к своей работе специалистов как на безвозмездной (общественной), так и на возмездной (оплачиваемой) основе; создавать экспертные советы; участвовать в ассоциациях и союзах с другими муниципальными образованиями и
органами представительной власти.

Статья 4. Нормативно правовые акты, принимаемые Думой

1. По вопросам своих полномочий Дума принимает нормативно правовые акты - Решения.

2. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство избранных членов Думы, кроме случаев, указанных в Уставе города и Регламенте Думы.

3. Решения, принятые Думой, подписываются Главой города.

4. Решения Думы обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории города.

Глава II. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА И ОРГАНЫ ДУМЫ

Статья 5. Глава города

1. Глава города возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории города Челябинска и организует работу представительного органа - городской Думы.

Глава города вступает в полномочия Председателя городской Думы после официального опубликования постановления Челябинской городской избирательной комиссии о регистрации его избрания на должность Главы города Челябинска.

2. Полномочия Председателя Думы.

2.1. Осуществляет общее руководство деятельностью Думы, представляет ее в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами Российской Федерации и в международных отношениях.

2.2. Созывает и ведет заседания Думы, подписывает протоколы заседаний и другие документы городской Думы.

2.3. Координирует деятельность депутатов и комиссий Думы.

2.4. Предлагает вопросы к рассмотрению на заседаниях Думы.

2.5. Назначает на должность и освобождает от нее работников аппарата Думы в соответствии с КЗОТ.

2.6. Представляет кандидатуры для избрания на должность Секретаря Думы и председателей комиссий Думы.

2.7. Согласовывает с Думой, в срок не более 2-х месяцев от даты выборов Думы, назначение на должность руководителей следующих органов городской администрации: управления муниципальным имуществом; финансов; здравоохранения; образования; социальной защиты; городского отдела внутренних дел; Глав администраций районов в городе и иных должностных лиц по решению Главы города.

2.8. Открывает и закрывает расчетные и текущие счета в банках и является распорядителем по этим
счетам.

2.9. Издает постановления в целях исполнения решений Думы.

2.10. Вносит на рассмотрение Думы вопросы организации выборов и досрочного прекращения полномочий депутатов.

2.11. От имени Думы подписывает исковые заявления, направляемые в суд или арбитражный суд.

2.12. Решает иные вопросы, которые могут быть ему поручены Думой или возложены законодательством.

3. Глава города подотчетен населению непосредственно и Думе.

Статья 6. Секретарь Челябинской городской Думы

1. Секретарь Думы - должностное лицо Думы, работает на правах 1-го заместителя Главы города (Председателя Думы), на постоянной (штатной) основе и не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. В отсутствие Главы города выполняет полномочия Председателя Думы.

2. Секретарь Думы.

2.1. Организует деятельность городской Думы, ее органов и депутатов.

2.2. Координирует работу по подготовке заседаний Думы, постоянных, временных комиссий Думы и принимает участие в любой из них с правом решающего голоса.

2.3. Организует выполнение решений Думы.

2.4. Формирует проект повестки дня заседания Думы.

2.5. Доводит до сведения депутатов и населения время, место и проект повестки очередного заседания Думы.

2.6. Оказывает содействие депутатам Думы в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией.

Рассматривает вопросы, связанные с освобождением депутатов от выполнения служебных обязанностей для участия в заседаниях Думы, в работе ее органов и избирательных округах.

2.7. Руководит работой аппарата Думы, формирует его состав, организует обучение.

2.8. Координирует деятельность комиссий Думы с управлениями (комитетами) администрации города.

2.9. Дает поручения комиссиям Думы.

2.10. Принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Думы.

2.11. Организует в Думе прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб.

2.12. Является распорядителем финансовых средств по расходам, предусмотренным в бюджете на обеспечение работы Думы.

2.13. По вопросам внутренней работы Думы,
связанным с работой аппарата, издает распоряжения.

2.14. Представляет Думу в отношениях с органами государственной власти, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и населением.

2.15. Решает иные вопросы, которые ему могут быть поручены Думой или Главой города.

3. Выборы Секретаря Думы проводятся открытым или тайным голосованием. Глава города представляет Думе кандидатуру для избрания на должность Секретаря Думы.

По решению депутатов кандидату представляется для выступления до 10 минут, для ответов на вопросы - до 30 минут, для обсуждения кандидата выступающими - до 5 минут.

Кандидат может взять самоотвод, который принимается без обсуждения и голосования.

Избранным Секретарем Думы считается кандидат, если за него проголосовало более половины избранного состава городской Думы.

Если кандидат не набрал необходимого числа голосов, то проводятся повторные выборы на втором заседании Думы. При этом возможно выдвижение ранее баллотирующегося кандидата.

Если кандидат вновь не набрал необходимого числа голосов, то создается согласительная комиссия, которая рекомендует Главе города кандидата на должность Секретаря Думы.

Статья 7. Постоянные комиссии Думы

1. Постоянные комиссии Думы являются ее постоянно действующими органами и подотчетны ей. Постоянные комиссии Думы образуются на добровольной основе из числа депутатов. Компетенция и организация работы определяются в Положении о постоянных комиссиях Думы, принимаемых решением Думы, а также настоящим Регламентом.

2. Численный состав постоянной комиссии не может быть менее трех депутатов. Депутат не может быть членом более чем одной комиссии. Персональный состав постоянной комиссии избирается решением Думы. Член Думы может принимать участие в работе любой комиссии с правом совещательного голоса.

3. Постоянные комиссии выполняют следующие основные функции:

1) участвуют в разработке планов и программ социально - экономического развития города, других вопросов, относящихся к их компетенции;

2) вносят предложения
по повестке дня заседаний Думы:

3) разрабатывают проекты решений и иных документов Думы;

4) осуществляют подготовку заключений по проектам решений Думы;

5) осуществляют контроль за исполнением решений Думы по вопросам своей компетенции;

6) организуют проведение депутатских слушаний;

7) могут создавать подкомиссии по отдельным направлениям деятельности;

8) рассматривают иные вопросы, относящиеся к своей компетенции;

9) выполняют поручения Председателя и Секретаря Думы.

Дума вправе поручить постоянной комиссии решение отдельного вопроса, входящего в соответствии с п. 1 ст. 3 в полномочия Думы. В этом случае решение постоянной комиссии обязательно для исполнения в соответствии с п. 4 статьи 4.

4. Члены комиссии созываются на очередные заседания по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, а также на внеочередные заседания по инициативе Главы города, Секретаря Думы и председателя комиссии.

Заседание комиссии правомочно, если на нем присутствует большинство от общего числа членов комиссии, но не менее трех человек.

На заседании комиссии ведется протокол, который подписывается председательствующим на заседании.

5. Решения комиссии принимаются открытым или тайным голосованием большинством от общего числа членов комиссии.

Решения постоянных комиссий подлежат обязательному рассмотрению расположенными на территории города государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, которым они адресованы. О принятых мерах должно быть сообщено комиссии в установленный ею срок, но не позднее одного месяца.

6. Комиссии вправе запрашивать у органов местного самоуправления города, общественных организаций и объединений, предприятий, организаций и учреждений, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности и действующих в городе, материалы, документы, информацию, необходимую для их деятельности, кроме закрытых согласно действующему законодательству. Материалы, документы, информация у органов государственной власти и управления запрашивается через Секретаря Думы.

7. Комиссии вправе проводить совместные
заседания. Такие заседания правомочны, если на них присутствует большинство членов каждой комиссии. По решению членов комиссий вести такое заседание поручается одному из председателей комиссий. Решение совместного заседания комиссий принимается большинством голосов от общего числа депутатов, участвующих в заседании. Открытие заседания поручается Секретарю Думы. При невозможности принять решение создается согласительная комиссия или вопрос выносится на заседание Думы.

8. Для подготовки вопросов повестки дня заседания Думы, проведения депутатских слушаний постоянная комиссия вправе создавать рабочие группы, образуемые из депутатов и представителей государственных, муниципальных органов, органов общественных организаций и объединений, ученых и специалистов.

9. В обязательном порядке Дума образует следующие постоянные комиссии:

1) по бюджету, экономической политике и налогам;

2) по социальной политике;

3) по городскому хозяйству:

4) по законности и городскому самоуправлению.

10. Постоянные комиссии могут избирать заместителя председателя и секретаря комиссии (секретарем комиссии может быть сотрудник аппарата Думы).

Статья 8. Председатель постоянной комиссии

1. Председатель постоянной комиссии избирается на заседании Думы по представлению Главы города, комиссии Думы и путем самовыдвижения.

Один из председателей постоянной комиссии Думы может быть избран заместителем Секретаря Думы.

Досрочное прекращение полномочий председателя комиссии производится решением Думы по представлению Главы города, комиссии Думы или по личному заявлению.

2. Председатель постоянной комиссии:

1) планирует и организует работу комиссии;

2) дает поручения членам комиссии;

3) представляет проекты решений, заключения и предложения, подготовленные комиссией к заседанию Думы;

4) ведет заседания постоянной комиссии;

5) координирует деятельность членов постоянной комиссии по выполнению решений Думы;

6) подписывает решения и другие документы комиссии;

7) информирует Думу о деятельности комиссии;

8) представляет комиссию в отношениях с соответствующими управлениями администраций города и районов в городе, а также другими предприятиями, учреждениями, организациями и населением города;

9) участвует в формировании аппарата
Думы;

10) решает иные вопросы по поручению руководства Думы.

Статья 9. Временные комиссии Думы

Дума вправе создавать комиссии по любым вопросам, отнесенным к ее компетенции, деятельность которых ограничивается определенным сроком либо выполнением конкретной задачи. Временные комиссии образуются из числа депутатов и специалистов. Полномочия и персональный состав временных комиссий определяется решением Думы.

По результатам своей деятельности временная комиссия представляет Думе доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана. По докладу временной комиссии Дума принимает соответствующее решение.

Статья 10. Депутатские слушания

1. Дума вправе по вопросам, отнесенным к ее компетенции, представляющим широкий общественный интерес и требующим публичного обсуждения, проводить депутатские слушания.

С предложениями о проведении депутатских слушаний могут выступать Глава города, постоянные либо временные комиссии. Решение о проведении депутатских слушаний и состав приглашенных на депутатские слушания принимаются на заседаниях Думы. Проведение депутатских слушаний во время заседания Думы не допускается.

2. Депутатские слушания проводятся открыто и гласно.

3. Депутатские слушания ведет председательствующий на них Глава города либо Секретарь Думы. Порядок работы устанавливается в соответствии со статьей 21 Регламента. После доклада, слово для выступления предоставляется в порядке записи в секретариате, депутаты получают слово в первоочередном порядке.

После выступлений следуют вопросы и ответы на них. Вопросы могут задаваться как в письменной, так и в устной форме.

4. Присутствующие обязаны соблюдать общепринятые нормы этики: не вмешиваться в ход обсуждения, выступать и задавать вопросы только с разрешения председательствующего, не допускать выкриков, шума, хождения в зале и т.п. Нарушителей председательствующий вправе удалить из зала.

5. Депутатские слушания заканчиваются принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу органам местного самоуправления города. Рекомендации депутатских слушаний принимаются путем их одобрения большинством принявших участие
в слушаниях. Депутатские слушания протоколируются секретариатом. Протокол депутатских слушаний подписывается председательствующим. Рекомендации депутатских слушаний могут публиковаться в городских средствах массовой информации.

Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Статья 11. Планирование работы Думы

1. Работа городской Думы строится на основе перспективного (годового) и текущих (квартальных) планов.

2. Проект плана формируется Секретарем Думы по предложениям Главы города, постоянных депутатских комиссий, отдельных депутатов, руководителей структурных подразделений Администрации города.

3. Предложения и дополнения к плану работы формируются с учетом мнений руководителей общественных движений и отдельных граждан.

4. План работы утверждается на заседании Думы не позднее, чем за 7 дней до планируемого периода.

Статья 12. Подготовка и порядок внесения вопросов к рассмотрению на заседании Думы

1. Плановые вопросы к заседанию готовятся лицами, на которых в соответствии с утвержденным планом работы возложена ответственность за их подготовку.

2. Внеплановые вопросы готовятся инициаторами их внесения.

3. Материалы по рассматриваемым на заседании вопросам (проекты решений, планы, программы, запросы, обращения и т.п.), а также фамилия, имя, отчество докладчика, его должность, время, необходимое для доклада и обсуждения, должны быть представлены секретарю Думы не позднее, чем за 10 дней до заседания.

4. Представленные проекты решений должны:

- указывать исполнителей, сроки исполнения, источники финансирования, а также время вступления решений в силу;

- согласоваться с правовым управлением городского самоуправления, заинтересованными организациями, структурными подразделениями Администрации города;

- учитывать предыдущие решения по рассматриваемым вопросам и содержать предложения по отмене или изменению ранее принятых решений.

5. Необходимым условием для внесения планов, программ, проектов является представление:

- текста проекта;

- обоснования необходимости его принятия, включающего развернутую характеристику проекта, его целей, основных положений, места в действующей системе города, а также прогноза социально - экономических и иных
последствий его принятия;

- перечня законов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию проекта;

- финансово - экономическое обоснование в случае необходимости дополнительных материальных и иных затрат.

6. В представленных материалах указываются фамилии инициаторов разработки проекта, а также учреждения, организации и отдельные лица, принимавшие участие в их подготовке.

Проекты решений и другие материалы к обсуждаемым вопросам представляются депутатам персонально, но не позднее, чем за 3 дня до заседания.

Глава IV. ЗАСЕДАНИЯ ДУМЫ

Статья 13. Порядок проведения первого заседания Думы

1. Первое заседание Думы созывается не позднее, чем через две недели после официального опубликования общих итогов выборов в Думу городской избирательной комиссией, если избрано не менее пятидесяти процентов от установленного Уставом г. Челябинска числа депутатов. Созывает первое заседание Думы Глава города. Первое заседание Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа избранных депутатов. Первое заседание Думы открывает и ведет Глава города.

2. На первом заседании Думы проводятся выборы Секретаря Думы, а также утверждается персональный состав рабочей группы для разработки Регламента Думы и решения других организационных вопросов.

3. Депутаты Думы предыдущего созыва приглашаются на первое заседание и принимают участие с правом совещательного голоса.

Статья 14. Порядок проведения очередных заседаний Думы

1. Очередные заседания Думы созывается Главой города по мере необходимости, но не реже шести раз в год.

2. Заседание Думы правомочно, если на нем присутствуют не менее пятидесяти процентов от числа избранных членов Думы.

Кворум определяется на начало заседания, а также после длительных перерывов.

Заседание Думы ведет Глава города. В случае отсутствия Главы города заседание ведет Секретарь Думы.

Если на очередное заседание Думы зарегистрировалось менее половины от числа избранных членов Думы, председательствующим заседание переносится на другой день.

При отсутствии кворума, Дума вправе рассмотреть вносимые вопросы без принятия решения, если с этим согласно большинство от числа присутствующих на заседании Думы. В этом случае решения по рассмотренным вопросам могут быть приняты на следующем заседании Думы без обсуждения.

3. О времени, месте проведения и вопросах, выносимых на рассмотрение заседания Думы, всем членам Думы сообщается письменно либо телефонограммой не менее чем за три дня до открытия заседания Думы. В этот же срок дается сообщение о заседании Думы в средствах массовой информации города.

4. Депутат обязан не менее, чем за сутки, известить Секретаря Думы о невозможности прибыть на заседание Думы. Депутат обязан в письменной форме известить председательствующего о необходимости покинуть заседание Думы с указанием причин. Уход с заседания возможен только по решению Думы.

Статья 15. Внеочередные заседания Думы

Внеочередные заседания Думы созываются по инициативе Главы города, не менее одной трети депутатов по их письменному требованию, а также по требованию одного процента жителей города, обладающих избирательным правом, не позднее, чем в двухнедельный срок.

Статья 16. Порядок участия в заседаниях Думы лиц, не являющихся членами Думы

1. Заседания Думы проводятся гласно и носят открытый характер.

2. В заседаниях могут участвовать с правом совещательного голоса заместители Главы города, Главы администраций районов в городе, прокурор города, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Законодательного Собрания области.

3. Приглашенные на заседание Думы лица для обсуждения по определенному вопросу участвуют с правом совещательного голоса.

4. Представители средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных объединений, органов территориального общественного самоуправления, граждане имеют право присутствовать на открытых заседаниях, зарегистрировавшись в секретариате Думы.

Председательствующий информирует депутатов о составе и числе приглашенных на заседание. Размещаются они в зале на специально отведенных местах.

Статья 17. Закрытые заседания Думы

Дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом вынесено председательствующим на заседании Думы или депутатами. Решение о проведении закрытого заседания и его составе принимается большинством голосов от общего числа членов Думы. Сведения о содержании закрытых заседаний Думы не подлежат разглашению и могут быть использованы только для деятельности депутатов в Думе.

Статья 18. Регистрация участников заседания Думы

Регистрация членов Думы, приглашенных и иных лиц, прибывших на заседание Думы, начинается за один час до открытия заседания Думы. Регистрацию организует Секретарь Думы. После открытия заседания Думы регистрацию осуществляет избранный ею секретариат.

Статья 19. Председательствующий на заседании Думы

1. Председательствующий:

- объявляет об открытии и закрытии заседания Думы;

- информирует о кворуме и следит за его наличием;

- объявляет распорядок работы заседания и контролирует его исполнение;

- предоставляет слово для докладов и содокладов;

- организует работу секретариата заседания Думы (ведение протокола, стенограммы заседания, записи выступлений и др.);

- предоставляет слово для выступлений;

- оглашает личные заявления и справки депутатов, предоставляет слово для вопросов, справок, замечаний и предложений, а также замечаний по соблюдению настоящего Регламента;

- обеспечивает права депутатов;

- ставит на голосование проекты решений Думы, предложения депутатов по рассматриваемым вопросам на заседании Думы, объявляет последовательность их постановки на голосование, объявляет результаты голосования;

- обеспечивает порядок в зале заседания Думы; при необходимости объявляет внеочередной перерыв;

- дает поручения, связанные с обеспечением работы заседания Думы;

- предоставляет при необходимости слово руководителю секретариата заседания Думы;

- при необходимости проводит консультации с депутатами, председателями постоянных комиссий;

- создает временные согласительные комиссии и организует их работу для решения спорных вопросов, возникающих в ходе заседания Думы;

- подписывает протоколы заседания Думы;

- обращается за справками к депутатам и должностным лицам;

- выполняет иные обязанности в соответствии с Регламентом и Уставом города.

2. Председательствующий обязан воздерживаться от реплик, комментариев, прерываний выступающих по рассматриваемым вопросам.

3. Председательствующий вправе:

- предупреждать депутатов и иных участников заседания Думы о нарушении требований настоящего Регламента, а при повторном нарушении - лишать выступающего слова;

- указывать на допущенные в ходе заседания Думы нарушения Конституции Российской Федерации, федерального и местного законодательства, настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях;

- при отклонении выступающего от обсуждаемой темы призвать его придерживаться обсуждаемого вопроса.

Статья 20. Секретариат заседания Думы

На время проведения заседания Думы избирается секретариат заседания. Предложение о составе секретариата вносит председательствующий. Секретариат избирается открытым голосованием большинством голосов присутствующих на заседании Думы депутатов в составе руководителя и членов секретариата. Членами секретариата могут быть сотрудники аппарата Думы.

Секретариат заседания Думы выполняет следующие основные функции:

- анализирует итоги регистрации депутатов, прибывших на заседание Думы и информирует Думу о причинах отсутствия депутатов на заседании Думы;

- организует ведение протокола и стенограммы заседания Думы;

- оформляет и представляет депутатам утвержденную повестку дня заседания Думы;

- регистрирует поступившие справки, заявления, вопросы депутатов, передает их председательствующему для рассмотрения;

- организует работу с обращениями граждан и организаций, поступивших в адрес Думы, и с разрешения председательствующего оглашает их на заседании Думы;

- осуществляет запись желающих выступить на заседании Думы и представляет председательствующему сведения о записавшихся с указанием очередности поступления записок;

- ведет учет критических замечаний и предложений депутатов, высказанных в ходе заседания Думы, представляет их в редакционную комиссию;

- обеспечивает сбор текстов выступивших депутатов и иных лиц;

- организует тиражирование и распространение материалов, необходимых депутатам для работы на заседании Думы;

- фиксирует в протоколе заседания Думы результаты открытых, тайных и поименных голосований депутатов по принимаемым Думой актам;

- дает разъяснения и информирует депутатов по вопросам, возникшим в ходе заседания Думы;

- по окончании заседания Думы визирует протокол заседания Думы и представляет его Секретарю Думы.

Статья 21. Порядок работы заседания Думы

1. Заседания Думы, как правило, проводятся в рабочие дни, начинаются в 10 часов и заканчиваются в 18 часов.

2. Продолжительность докладов устанавливается до 20 минут, содокладов - до 7 минут.

Продолжительность выступлений устанавливается в следующих пределах:

- для обсуждения повестки дня - до 5 минут;

- для обсуждения докладов и содокладов - до 5 минут;

- для постатейного обсуждения документов - до 5 минут;

- для внесения депутатского запроса - до 3 минут;

- по порядку ведения заседания Думы - до 1 минуты;

- для обсуждения кандидатур - до 5 минут;

- по процедуре голосования - до 1 минуты;

- для сообщений, справок, предложений,

вопросов, заявлений - до 3 минут;

- для ответов - до 3 минут;

- для повторных выступлений - до 3 минут.

С согласия большинства присутствующих депутатов председательствующий вправе продлить время заседания и выступлений.

По истечении установленного для выступления времени председательствующий вправе предупредить выступающего об этом и затем вправе прервать его выступление.

Председательствующий на заседании Думы предоставляет слово для выступлений в порядке поступления заявлений о предоставлении слова. С согласия большинства депутатов председательствующий может изменить очередность записавшихся для выступлений.

Депутат не может выступить по одному и тому же вопросу более двух раз.

Слово по порядку ведения заседания Думы, по формулировкам принимаемых решений председательствующим предоставляется вне очереди; справки по обсуждаемому вопросу оглашаются немедленно.

Каждый депутат имеет право на вопрос. Слово для вопросов предоставляется в конце доклада (содоклада). Вопросы к докладчику могут формулироваться в письменном виде и передаваться председательствующему через секретариат. В случае наличия письменных вопросов, устные вопросы ставятся после ответов на письменные.

Для выступлений депутату или другому лицу предоставляется трибуна. Если в зале устанавливаются микрофоны, то они должны использоваться для кратких вопросов и справок, замечаний по порядку ведения заседания Думы, замечаний по соблюдению настоящего Регламента.

3. Прекращение прений производится по решению, принимаемому большинством голосов от числа членов Думы, присутствующих на заседании Думы.

При постановке вопроса о прекращении прений председательствующий обязан проинформировать депутатов о числе записавшихся для выступлений и выступивших, выяснить, кто настаивает на предоставлении слова.

После прекращения прений докладчики и содокладчики имеют право выступить с заключительным словом до 5 минут.

Депутаты и другие лица, не получившие возможности выступить, вправе передать тексты своих выступлений в секретариат и потребовать включения их в стенограмму заседания.

4. Рабочий распорядок дня заседания Думы утверждается большинством голосов присутствующих депутатов.

В случаях, когда вопросы повестки дня заседания Думы полностью не рассмотрены в связи с истечением отведенного времени, Дума большинством голосов от числа присутствующих на заседании Думы депутатов может принять решение о продлении заседания или переносе нерассмотренных вопросов на очередное либо внеочередное заседание Думы.

Статья 22. Формирование и утверждение повестки дня заседания Думы

1. С инициативой о включении вопросов на рассмотрение заседания Думы могут выступить:

- Глава города;

- Секретарь Думы;

- постоянные комиссии Думы;

- депутаты городской Думы;

- прокурор города.

С предложениями о рассмотрении вопросов для включения в повестку дня заседания Думы вправе обратиться в Думу через ее Секретаря; органы государственной власти; органы территориального общественного самоуправления; общественные организации и объединения; руководители муниципальных предприятий; представители групп избирателей города в порядке народной право-творческой инициативы.

2. Подготовленные к вопросу повестки дня заседания Думы материалы (доклады, справки, информации и т.п.), в том числе и проект решения Думы, направляются для изучения председателю соответствующей комиссии Думы.

3. Председатель комиссии Думы после изучения, проработки и корректировки направляет материалы и проект решения Думы на правовую экспертизу в правовое управление. Контроль за прохождением материалов и проекта решения Думы к каждому вопросу формируемой повестки дня заседания Думы возлагается на Секре“аря Думы.

4. Председательствующий вносит проект повестки дня заседания Думы на рассмотрение и утверждение.

5. Предложения и замечания по повестке дня передаются депутатами в секретариат заседания в письменном виде либо излагаются ими в своих выступлениях. Предложения, поступившие в письменном виде, оглашаются председательствующим в порядке их поступления.

6. При обсуждении включения дополнительных вопросов в повестку дня прения ограничиваются выступлениями не менее двух депутатов - “за“ включение вопроса в повестку дня и не менее двух депутатов - “против“.

7. Решение о включении поступивших вопросов (по каждому отдельно) в повестку дня и утверждение повестки дня заседания Думы в целом принимается путем открытого голосования простым большинством.

Статья 23. Порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Думы

1. Основные элементы процедуры рассмотрения вопроса на заседаниях Думы:

- включение вопроса в повестку дня;

- доведение проектов документов до сведения депутатов;

- доклад, содоклад в случаях, предусмотренных авторами проекта решения;

- вопросы докладчику (содокладчику) и ответы на вопросы;

- прения по обсуждаемому вопросу;

- выступления по мотивам голосования и принятие проекта решения за основу;

- внесение поправок к принятому за основу проекту решения;

- выступления по мотивам голосования и принятие решения в целом.

2. По всем вопросам повестки дня (кроме вопроса “Разное“) прения открываются в обязательном порядке.

3. Дума вправе изменить очередность выступлений. Право на внеочередное выступление без предварительной записи имеют Глава города, Секретарь Думы, прокурор города.

4. Докладчик вправе, по итогам прений, внести в проект решения изменения до его принятия за основу.

5. По каждому вопросу повестки дня Дума принимает решение.

6. Анонимные материалы и материалы, не относящиеся к повестке дня заседания Думы, на рассмотрение Думы не выносятся и не рассматриваются.

Статья 24. Рассмотрение проектов решений Думы

1. Рассмотрение проектов решений Думы осуществляется, как правило, в одном чтении с внесением поправок и дополнений.

2. При рассмотрении вопросов об утверждении бюджета города, планов и программ развития города, изменения Устава города, других наиболее важных вопросов Дума вправе осуществлять рассмотрение проектов решений в двух и более чтениях.

3. При первом чтении, после прений по проекту, Дума принимает одно из нижеследующих решений: одобрить проект в первом чтении, направить проект на доработку, отклонить проект. В случае отклонения проекта, он считается исключенным из повестки заседания Думы и может быть повторно внесен на рассмотрение Думы после его повторного включения в повестку заседания.

4. Проект, одобренный в первом чтении, после доработки вносится на второе чтение.

Второе чтение проводится по статьям проекта.

При постатейном обсуждении проекта на голосование сначала ставится предложение о внесении поправок, затем - о принятии решения в целом.

5. После принятия Решения в целом не допускается внесение в его текст каких-либо изменений.

Статья 25. Этика на заседаниях Думы

1. Депутаты городской Думы уважают и обеспечивают все права, предусмотренные Конституцией России.

2. Депутат имеет право свободно выражать свое мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию в устной, письменной или печатной форме.

3. Осуществление этого права может подвергаться некоторым ограничениям, которые предусмотрены законом и которые необходимы:

а) для уважения прав, свобод, и репутации других лиц;

б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья или нравственности населения.

4. Выступающий на заседании Думы не должен допускать грубые и некорректные выражения и действия, призывать к незаконным и насильственным действиям. При нарушении этих требований председательствующий делает официальное предупреждение о недопустимости подобных высказываний, призывов и действий.

После повторного нарушения председательствующий вправе лишить выступающего слова и поставить на голосование вопрос о лишении депутата права выступать в любой форме до конца рассмотрения вопроса либо заседания Думы или об удалении его из зала заседания до конца рассмотрения вопроса либо заседания Думы, решение по данному вопросу принимается большинством от числа присутствующих членов Думы.

5. Лицо, не являющееся депутатом, в случае грубого нарушения им порядка может быть удалено из зала заседания по распоряжению председательствующего.

Статья 26. Голосование

1. Виды голосований, используемые в Думе, классифицируются следующим образом:

- по степени огласки - тайное, открытое или поименное;

- по правам голосующего - “мягкое“ или “жесткое“.

При “мягком“ голосовании депутат вправе голосовать за каждый из вариантов голосования.

При “жестком“ голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования.

Если об этом ставится вопрос кем-либо из депутатов, первым предложением депутаты городской Думы принимают решение о проведении открытого или тайного голосования, и только затем определяется характер открытого голосования - поименное или простое открытое голосование. Решение о тайном или поименном голосовании принимается, если за это проголосовало не менее двадцати пяти процентов членов Думы, зарегистрировавшихся для участия в заседании.

2. Акты по вопросам принятия Устава о местном самоуправлении города, а также принятия процедур, правил или иных правовых норм, подлежащих включению в Устав о местном самоуправлении города в соответствии с требованиями законодательства, административно - территориального устройства, о досрочном прекращении полномочий городской Думы, о недоверии Главе местного самоуправления города считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей членов Думы, от установленного числа членов Думы.

Акты, носящие нормативный характер, принимаются большинством голосов членов Думы, избранных в городскую Думу.

Иные акты городской Думы, в том числе решения по процедурным вопросам, принимаются большинством голосов членов Думы, зарегистрировавшихся для участия в заседании.

3. Голосование осуществляется поднятием мандатов, бюллетенями для тайного голосования или в порядке поименного опроса. Для осуществления подсчета голосов образуется счетная комиссия в количестве не менее трех депутатов, которая избирает из своего состава председателя и секретаря.

Решения комиссии принимаются простым большинством голосов членов комиссии.

4. Депутат обязан лично осуществлять свое право на голосование. При голосовании по одному вопросу каждый депутат имеет один голос и подает его за предложение, против него, воздерживается при голосовании. Депутат, который отсутствует во время голосования, вправе подать свой голос досрочно в любой зарегистрированной форме.

5. После окончания подсчета голосов председательствующий на заседании объявляет результаты голосования: принято предложение или отклонено.

6. Проведение тайного голосования поручается счетной комиссии. Место голосования и порядок его проведения устанавливается счетной комиссией и объявляется ее председателем. Бюллетени изготавливаются под контролем счетной комиссии по установленной ею форме и в определенном ею количестве.

7. Каждому депутату выдается один бюллетень в соответствии со списком депутатов.

Заполнение бюллетеня проводится депутатом лично.

Недействительными считаются бюллетени не установленной формы, а при избрании должностных лиц - бюллетени, в которых оставлены две или более кандидатуры на одну должность. Фамилии, дописанные в бюллетени, при подсчете голосов не учитываются.

8. О результатах тайного голосования комиссия составляет протокол, который подписывается всеми членами счетной комиссии. Особое мнение члена счетной комиссии по процедуре или результатам тайного голосования оглашается на заседании городской Думы.

По докладу счетной комиссии городская Дума открытым голосованием большинством голосов депутатов, зарегистрировавшихся для участия в заседании, утверждает протокол тайного голосования.

При нарушении порядка проведения голосования по решению Думы проводится повторное голосование.

9. Поименное голосование производится путем открытой подачи голоса каждым депутатом “за“, “против“ или “воздержался“.

Поименное голосование по кандидатурам не проводится.

Поименное голосование может быть проведено “заочно“ (в том числе по техническим средствам связи и управления) с личным письменным подтверждением и с представлением информации о результатах голосования на последующем заседании Думы.

10. При выявлении нарушений в ходе голосования или выборов, приводящих к искажению результатов, выборы или голосование признаются недействительными.

11. После окончания голосования никакие поправки сделанного волеизъявления не принимаются.

Статья 27. Протокол заседания Думы

1. На каждом заседании Думы ведутся протокол и запись заседания.

2. В протоколе указываются:

- наименование Думы, порядковый номер заседания (в пределах созыва), дата и место проведения;

- число избранных членов Думы, число присутствующих и отсутствующих (по-фамильно) депутатов, а также число присутствующих лиц, не являющихся депутатами (приглашенные по-фамильно);

- повестка дня заседания, фамилия, номер избирательного округа, докладчика и содокладчика (для приглашенных - должности) по каждому вопросу, кем вносится вопрос на рассмотрение Думы;

- фамилии, номера избирательных округов, депутатов, выступающих в прениях (для лиц, не являющихся депутатами - должности), а также депутатов, внесших вопрос или задавших (письменно или устно) вопросы докладчикам;

- перечень всех принятых решений с указанием числа голосов, поданных “за“, “против“, “воздержавшихся“;

- переданные председательствующему на заседаниях письменные предложения и замечания тех депутатов, которые записались для выступления на заседании, но не получили слова ввиду прекращения прений.

К протоколу заседания прилагаются тексты принятых Думой решений, докладов и содокладов, данные регистрации депутатов, список отсутствующих депутатов с указанием причин отсутствия, все вопросы, поступившие от депутатов и присутствующих на заседании лиц, стенограмма заседания Думы.

Решения Думы по процедурным вопросам (об утверждении повестки дня, о прекращении прений, о принятии к сведению справок, информаций, сообщений и т.п.) отражаются в тексте протокола заседания Думы.

3. Протокол и стенограмма заседания Думы оформляются в десятидневный срок. Протокол заседания подписывается председательствующим на данном заседании и секретарем заседания, а стенограмма - исполнителем и руководителем секретариата заседания Думы.

Подлинный экземпляр протокола оформляется в одну папку вместе с перечисленными в п. 2 приложениями и хранится в течение установленного срока в протокольной части Думы, а затем сдается в государственный архив на постоянное хранение.

Протоколы заседаний Думы предоставляются для ознакомления депутатам Думы по их требованию.

4. Полный текст решений Думы, затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, после подписания направляется в газету “Вечерний Челябинск“ для официального опубликования.

5. Решения Думы рассылаются в десятидневный срок депутатам, органам городского самоуправления на территории города, прокуратуре города, соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям и должностным лицам.

Глава V. РАБОТА ДЕПУТАТА В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ

Статья 28. Удостоверение и нагрудный знак депутата

1. Депутат имеет депутатское удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак “Депутат Челябинской городской Думы“, которыми он пользуется в течение срока своих полномочий.

2. Положение об удостоверении и нагрудном знаке депутата, их образцы и описание утверждаются Думой.

Статья 29. Порядок освобождения депутатов для исполнения депутатских полномочий

Член Думы, исполняющий свои обязанности в Думе без отрыва от основной работы, на время заседаний Думы, ее комиссий и для выполнения других обязанностей члена Думы освобождается от основной работы на основании письменного уведомления Секретаря Думы. Кроме того, член Думы освобождается от основной работы на один день в неделю по его усмотрению.

Статья 30. Прием избирателей

1. Депутаты Думы ведут прием избирателей по индивидуальному графику, но не реже одного раза в месяц.

2. Для приема избирателей в избирательном округе Глава администрации района в городе выделяет депутату помещение, оборудованное мебелью и средствами связи, оказывает содействие в организации личного приема.

3. График личного приема депутатов доводится администрацией района, города до избирателей через средства массовой информации.

4. Постоянные комиссии Думы ведут прием избирателей 1 раз в неделю в соответствии с утвержденным графиком приема.

5. Члену Думы ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда.

6. Депутат вправе иметь не более трех помощников, работающих на общественных началах. Помощник имеет соответствующее удостоверение.

Статья 31. Отчет депутата

1. Депутат не реже двух раз в год отчитывается перед избирателями своего округа о работе Думы. О времени и месте отчета информируется Секретарь Думы.

2. Глава администрации района в городе оказывает содействие депутату в организации встреч с избирателями для проведения отчета.

Статья 32. Запрос депутата

Депутат, группа депутатов вправе обращаться с запросом к органам государственной власти, городского самоуправления, должностным лицам по вопросам, входящим в компетенцию Думы и этих органов.

Запрос - письменное обращение депутата, группы депутатов, принятое Думой или завизированное Секретарем Думы.

Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должны дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения.

Статья 33. Наказы избирателей

Наказы избирателей и их предложения по работе Думы, ее комиссий и отдельных депутатов рассматриваются депутатами, соответствующими комиссиями и могут быть рассмотрены на заседании Думы в установленном порядке.

Учет наказов избирателей и результаты работы по ним освещаются в отчетах Думы, ее комиссий и отдельных ее членов.

Глава VI. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДУМОЙ КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Статья 34. Порядок осуществления Думой контрольных полномочий

1. Дума обеспечивает контроль за исполнением принятых решений, управлением и распоряжением объектами муниципальной собственности и исполнением бюджета путем проверок и депутатских расследований.

Контроль за выполнением решений и постановлений, подписанных Главой города, осуществляет контрольно - аналитический отдел администрации города.

2. Дума не реже одного раза в год заслушивает отчет Главы города о деятельности органов городского самоуправления по выполнению решений Думы и норм законодательства.

Текст отчета рассылается депутатам Думы.

Отчет до его рассмотрения на заседании Думы передается на заключение в постоянные комиссии Думы.

3. Дума по предложению Главы города, постоянной комиссии может в любое время заслушать отчет соответствующего органа администрации города о его работе в целом или по отдельным вопросам деятельности.

После заслушивания отчета и содокладов постоянных комиссий Думы открываются прения. По итогам обсуждения Дума принимает решение.

В случае, если деятельность соответствующего органа (структуры) администрации города в целом или по отдельным направлениям деятельности будет признана неудовлетворительной, Дума может поставить вопрос о выражении недоверия должностным лицам.

4. По требованию Думы руководитель структурного подразделения администрации города обязан представить отчет о выполнении решений Думы в подведомственной сфере или территории.

5. Постоянные комиссии Думы вправе вносить предложения о заслушивании отчета или информации о работе любого органа городского самоуправления на территории города либо его должностного лица, проверять работу расположенных на территории города предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений по вопросам выполнения решений Думы.

Запрос вносится на заседании Думы в письменной форме. Орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, должен дать ответ на него в письменной форме в пятнадцатидневный срок.

Статья 35. Депутатское расследование

1. По требованию Главы города, не менее одной трети от числа избранных членов Думы, а также по решению постоянной комиссии Дума может назначить депутатское расследование.

2. Основаниями для назначения депутатского расследования являются сообщения:

а) о нарушении должностными лицами, органами власти и управления Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и Челябинской области, Устава города и Регламента Думы;

б) о нарушениях при исполнении бюджета города;

в) о нарушениях по управлению и распоряжением объектами муниципальной собственности города;

г) об обстоятельствах, которые ведут к ухудшению социально - экономического положения города, осложняют политическую ситуацию;

д) о других обстоятельствах, угрожающих коренным интересам населения города.

Результаты расследования докладываются Думе на заседании с принятием ею решения.

Глава VII. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДУМЫ

Статья 36. Органы, обеспечивающие деятельность Думы

1. Правовое, организационное, финансовое, документальное, информационное, материально - техническое, социально - бытовое обеспечение деятельности Думы, депутатов Думы, постоянных комиссий Думы, Председателя и Секретаря Думы осуществляет аппарат Думы, органы и структурные подразделения городской и районных администраций.

2. Ответственным за всестороннее обеспечение Думы является Секретарь Думы.

3. Распоряжения Секретаря Думы, касающиеся материально - технического обеспечения деятельности Думы, обязательны для исполнения соответствующими службами администрации города.

4. Годовая смета расходов Думы утверждается на заседании Думы в декабре текущего года.

Статья 37. Аппарат Думы

1. Для обеспечения деятельности Думы, оказания помощи комиссиям и депутатам образуется аппарат, состоящий из работников по найму и экспертов по договорам.

2. Деятельность аппарата Думы регулируется положениями о его структурных подразделениях и должностными инструкциями специалистов.

3. Штатное расписание и положения о структурных подразделениях утверждается Главой города, а должностные инструкции специалистов - Секретарем Думы.

4. Работники аппарата принимаются на работу Главой города по представлению Секретаря Думы.

5. Аппарат Думы имеет право запрашивать в структурных подразделениях администрации города и получать от них документы и информационные материалы, необходимые для обеспечения деятельности Думы, образованных ею комиссий и групп.

Глава VIII. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ РЕГЛАМЕНТА

И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

Статья 38. Порядок изменения Регламента

1. Для подготовки проектов решения по внесению изменений в настоящий Регламент решением Думы создается редакционная комиссия.

2. Дума вправе принять большинством голосов от общего числа избранных членов Думы поправки или новую редакцию настоящего Регламента.

Статья 39. Ответственность за нарушение Регламента

1. В случае нарушения Регламента Думы, касающегося процедурных вопросов, каждый депутат имеет право сделать замечание и потребовать от председательствующего осуществить предусмотренную Регламентом норму.

2. Депутат по решению Думы может быть выведен из состава органов Думы за систематическое неучастие (более 5 раз) в их работе по неуважительной причине.

Сведения о систематическом неучастии депутата в работе Думы могут быть опубликованы в средствах массовой информации.

3. Разъяснения положений Регламента и контроль за его соблюдением осуществляют Секретарь Думы и правовое управление.