Законы и постановления РФ

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Липецкой области от 22.03.2002 по делу N А36-217/12-01

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 марта 2002 г. Дело N А36-217/12-01

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел в заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Липецкой области на решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.01.2002 по делу N А36-217/12-01,

установил:

МУ “Жилищно - коммунальное предприятие N 6“ г. Липецка обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с иском о признании недействительным постановления руководителя УФК по Липецкой области от 28.09.2001 N 19 о списании денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 26807 руб. 08 коп. и взыскании штрафа в сумме 256 руб. 35 коп. При этом истец ссылался на правомерное применение норм жилищного законодательства, целевое использование
бюджетных средств, выделенных на финансирование льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

Решением от 11.01.02 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение от 11.01.02 отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска ввиду неправильного применения норм материального права. Ответчик полагает, что при определении права на льготу по ст. 16 ФЗ “О реабилитации жертв политических репрессий“ следует исходить из норм Семейного кодекса РФ, нормы Жилищного кодекса РФ в данном случае применению не подлежат.

Истец отзывом доводы апелляционной жалобы оспорил, полагая, что оснований для отмены решения не имеется.

С целью проверки доводов истца по конкретным семьям ответчиком заявлялось ходатайство об отложении рассмотрения жалобы. Определением от 15.03.02 стороны обязывались провести дополнительную проверку обоснованности предоставления льгот конкретным лицам.

Выслушав доводы представителей сторон, апелляционная коллегия установила следующее.

В период с 26 июля по 10 сентября 2001 года сотрудниками ОФК по г. Липецку проведена проверка целевого использования средств федерального бюджета, выделенных на финансирование жилищно - бытовых и коммунальных льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, МУ “ЖКП N 6“ за период с апреля по ноябрь 2000 года. В акте проверки с учетом дополнения к нему (л.д. 36 - 39, 60, т. 1) указано, что в проверяемом периоде были предоставлены льготы 139 реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и 369 совместно с ними проживающим лицам на общую сумму 128700 руб. Управлением финансов администрации г. Липецка перечислено МУ “ЖКП N 6“ в соответствии с заявками 83500 руб. во 2 - 4
квартале 2000 года. УФК по Липецкой области платежным поручением от 25.12.2000 N 6 возместило управлению финансов названные расходы в полном объеме. В ходе проверки установлено, что льгота по оплате жилой площади и коммунальных услуг предоставлялась всем членам семей, которые проживают с реабилитированными, в то время как (по мнению проверяющего) должна была предоставляться в соответствии со ст. 2 СК РФ только супругу, усыновителям и их детям. Тем самым, указано в акте, необоснованно предоставлены льготы на 26807 руб. 08 коп.

На основании акта проверки руководителем УФК по Липецкой области принято постановление от 29.09.2001 N 19, которым в соответствии со ст. 282, 283, 289 БК РФ, ст. 75 ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2000 год“ к истцу применено списание суммы, использованной не по целевому назначению, в размере 26807,08 руб. (в бесспорном порядке) и наложение штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 256,35 руб.

В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 18.10.91 N 1761 “О реабилитации жертв политических репрессий“, п. 8 “Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.05.94 N 419, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, а также проживающие совместно с ними члены их семей имеют право на снижение размеров оплаты жилья на 50% в пределах социальной нормы площади жилья; им предоставляется также скидка в размере 50% с установленной платы за пользование коммунальными услугами в пределах нормативов потребления коммунальных услуг.

Поскольку вышеуказанная льгота касается оплаты жилья и коммунальных услуг, апелляционная коллегия считает, что при определении круга
лиц, имеющих право на льготу в качестве членов семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, следует руководствоваться Жилищным кодексом РФ, регулирующим в соответствии со ст. 2 Кодекса жилищные отношения, в том числе отношения пользования жилым помещением. Предметом регулирования Семейного кодекса РФ являются семейные отношения, включая личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи (ст. 2). Применительно к семейным правоотношениям членами семьи являются только супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). В силу ст. 10, 47, 125 СК РФ, чтобы стать членами семьи, необходима регистрация заключения брака между супругами, удостоверение в установленном законом порядке происхождения детей от матери и отца (отцовство, материнство), усыновление (удочерение) детей по решению суда. Таким образом, наличие статуса члена семьи по нормам семейного законодательства никоим образом не зависит от того, совместно либо раздельно проживают супруги, дети.

Специфика жилищных отношений, в том числе отношений пользования жилыми помещениями, обуславливает наличие специальных норм, устанавливающих круг лиц, которые являются членами семьи нанимателя либо собственника жилого помещения. Статьи 53, 127 ЖК РФ определяют, что к их числу относятся супруг, их дети и родители, то есть те же лица, что указаны в ст. 2 СК РФ, но при условии совместного проживания. Теми же нормами предусмотрено, что иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя (собственника) жилого помещения при условии совместного проживания и ведения общего хозяйства.

С учетом изложенного, апелляционная коллегия считает, что при проведении проверки и принятии обжалуемого постановления ответчик был обязан руководствоваться нормами жилищного, а не семейного законодательства при определении круга лиц, имеющих право на льготу по оплате жилья и коммунальных
услуг. Поскольку этот вопрос законодательно урегулирован, в силу ст. 6 ГК РФ невозможно применение по аналогии норм ФЗ РФ “О статусе военнослужащих“.

Из представленных истцом документов о регистрации (прописке) лиц, которые, по мнению ответчика, не являются членами семей реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, следует, что они проживают совместно, в большинстве случаев при вселении прямо оговорено, что они вселяются на жилую площадь в качестве членов семьи нанимателя либо собственника жилого помещения. В ряде случаев именно эти лица являются нанимателями либо собственниками жилья и к ним вселялись жертвы политических репрессий. В остальных случаях при вселении не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением, что, согласно ст. 54 ЖК РФ, предполагает вселение в качестве членов семьи нанимателя. Доказательств обратного ответчиком не представлено. Более того, в ходе основной проверки вообще не исследовался вопрос о наличии либо отсутствии права на льготу применительно к понятию члена семьи, данному в ст. 53 ЖК РФ. При проведении дополнительной проверки сторонами установлены 28 лиц, по которым в ЖЭУ отсутствуют сведения о семейном положении детей реабилитированных (см. акт от 21.03.02). По двум лицам (Вебер Е.А. и Горловой Т.С.) представитель ответчика признал необоснованность включения их в акт проверки от 26.07 - 10.09.2001 и применение финансовых санкций по ним.

При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания для привлечения истца к ответственности по ст. 289 БК РФ и по ст. 75 ФЗ РФ “О федеральном бюджете на 2000 год“.

При принятии обжалуемого постановления УФК по Липецкой области нарушены также требования ст. 261 КоАП РСФСР о форме и содержании постановления. В
частности, не изложены обстоятельства, подтверждающие наличие в действиях лица, привлекаемого к ответственности, всех признаков инкриминируемого ему правонарушения.

Кроме того, апелляционная коллегия полагает, что ответчиком не соблюдены сроки наложения административного взыскания, предусмотренные ст. 38 КоАП РСФСР. Средства федерального бюджета на финансирование жилищно - бытовых и коммунальных льгот реабилитированным по проверяемому периоду перечислены ответчиком 25.12.00 (с этой даты ответчик начинает исчисление штрафных санкций - л.д. 40, т. 1), следовательно, взыскание могло быть наложено не позднее 25.02.01. Постановление ответчика N 19 вынесено за пределами установленных законом сроков.

С учетом изложенного исковые требования правомерно удовлетворены.

Руководствуясь ст. 157 - 159 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия

постановила:

Решение Арбитражного суда Липецкой области от 11.01.02 по делу N А36-217/12-01 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу немедленно и в месячный срок может быть обжаловано в кассационную инстанцию - Федеральный арбитражный суд Центрального округа.