Законы и постановления РФ

Постановление Администрации ЗАТО Полярный от 18.06.2003 N 347 “Об утверждении Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ЗАТО Полярный“

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО ПОЛЯРНЫЙ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 июня 2003 г. N 347

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ

ЗАТО ПОЛЯРНЫЙ

В целях усиления роли комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ЗАТО Полярный как головного органа системы профилактики детской безнадзорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних и во исполнение Федерального закона РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“ от 24.06.1999 N 120-ФЗ, постановляю:

1. Утвердить Положение о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ЗАТО Полярный (прилагается).

2. Контроль за выполнением Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ЗАТО Полярный
возложить на заместителя Главы администрации Е.В. Егорова.

3. Постановление N 543 от 30.11.2001 считать утратившим силу.

Глава муниципального образования -

Глава ЗАТО Полярный

В.А.ЧЕРЕПОВ

Утверждено

постановлением

администрации ЗАТО Полярный

от 18 июня 2003 г. N 347

ПОЛОЖЕНИЕ

О КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ

ПРАВ ПРИ АДМИНИСТРАЦИИ ЗАТО ПОЛЯРНЫЙ

Настоящее Положение в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области устанавливает правовые нормы образования и деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ЗАТО Полярный.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ЗАТО Полярный

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия) является координирующим органом муниципальной системы профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защите их прав в муниципальном образовании.

Статья 2. Правовое регулирование деятельности Комиссии

Правовое регулирование деятельности Комиссии осуществляется в соответствии с Федеральным законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних“, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Мурманской области “О внесении изменений и дополнений в Закон Мурманской области “О защите прав ребенка в Мурманской области“, иными нормативными правовыми актами Мурманской области, настоящим Положением, нормативными и иными правовыми актами администрации муниципального образования ЗАТО Полярный.

Статья 3. Принципы деятельности Комиссии

Деятельность Комиссии основывается на принципах:

1) законности;

2) гуманного обращения с несовершеннолетним;

3) уважительного отношения к несовершеннолетнему, его родителям или
иным законным представителям;

4) конфиденциальности информации о несовершеннолетнем;

5) взаимодействия с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего по вопросам защиты его прав и законных интересов;

6) ответственности родителей (законных представителей), должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетнего;

7) гласности деятельности Комиссии.

Статья 4. Система Комиссии

Систему Комиссии при администрации ЗАТО Полярный составляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованная при администрации ЗАТО Полярный.

Статья 5. Порядок образования Комиссии

1. Комиссия образуется по решению администрации муниципального образования Полярный и является постоянно действующим органом.

2. Возглавляет Комиссию председатель - заместитель Главы администрации. В ее состав на постоянной штатной основе входит ведущий специалист по делам несовершеннолетних. В состав Комиссии входят: заместитель председателя Комиссии, представители органов и учреждений муниципальной защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений, иные специалисты, имеющие высшее педагогическое, юридическое или иное высшее образование, профессиональный опыт работы с несовершеннолетними не менее трех лет.

3. Численный и персональный состав Комиссии утверждается постановлением Главы муниципального образования г. Полярный.

4. Заместитель председателя, ответственный секретарь занимают муниципальные должности муниципальной службы.

5. С учетом правового статуса Комиссии и межведомственного характера ее деятельности должности, замещаемые ее работниками, не подлежат включению в штатное расписание муниципальных должностей других структурных подразделений муниципального образования г. Полярный.

6. Не допускается передача функциональных обязанностей Комиссии подразделениям муниципального образования г. Полярный, включение Комиссии в
их структуру, а также использование штатных работников не по назначению.

Статья 6. Основные задачи Комиссии

Комиссия выполняет следующие задачи:

1. Обеспечивает координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.

2. Оказывает содействие несовершеннолетним в реализации и защите их прав и охраняемых законом интересов во всех сферах жизнедеятельности.

3. Организует контроль за предоставлением несовершеннолетним гарантированных прав в области содержания, воспитания, образования, охраны здоровья, социального обеспечения и иных социальных услуг.

4. Регулярно информирует о состоянии работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действиях, а также о выявленных фактах нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

5. Организует в пределах своей компетенции контроль за условиями воспитания, обучения и содержания несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений в учреждениях муниципальной системы профилактики безнадзорности, а также за обращением с несовершеннолетними в указанных учреждениях.

6. Организует работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, установлению родителей (законных представителей), которые не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, охране их жизни и здоровья, а также отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних или жестоко обращаются с ними, ведут учет данных категорий лиц.

7. Рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних.

8. Обращается в суд за
защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.

9. Вносит предложения в органы опеки и попечительства о поддержке несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

10. Принимает меры по обеспечению защиты несовершеннолетних от физического и психического насилия, от всех форм дискриминации, сексуальной и иной эксплуатации, а также от вовлечения несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий.

11. Обобщает и распространяет положительный опыт работы органов и учреждений муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает им методическую и организационную помощь.

12. Взаимодействует с общественными, религиозными организациями, зарегистрированными в органах юстиции, иными организациями и гражданами по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и интересов.

13. Осуществляет функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей).

14. Принимает участие в реализации иных задач, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами Мурманской области, нормативными и иными правовыми актами администрации муниципального образования г. Полярный.

Глава 2. КОМПЕТЕНЦИЯ КОМИССИИ

Статья 7. Полномочия Комиссии

1. Комиссия обладает следующими полномочиями:

а) принимает участие в разработке муниципальных целевых программ защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, улучшения условий жизни, охраны здоровья, воспитания, образования, труда и отдыха несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и контролирует в пределах своей компетенции реализацию этих программ;

б) принимает участие в разработке нормативных и иных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

в) ежеквартально информирует в
установленной форме администрацию муниципального образования г. Полярный о состоянии работы по защите прав, профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних на территории города;

г) координирует деятельность органов и учреждений муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах территории муниципального образования;

д) рассматривает в пределах своей компетенции материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также в отношении несовершеннолетних, совершивших административные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность за соответствующее правонарушение;

е) рассматривает в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, их родителей (законных представителей);

ж) принимает решения:

- о направлении информации в соответствующие органы и учреждения муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о необходимости проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в случае, если об этом ходатайствует администрация этих учреждений, освобожденными из воспитательных колоний, нуждающимися в помощи и контроле со стороны органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- о направлении материалов в отношении несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, в учреждения здравоохранения для проведения соответствующих лечебно-профилактических и реабилитационных мер;

- о направлении несовершеннолетних, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей),
а также самих несовершеннолетних, если они достигли возраста четырнадцати лет;

- о постановке на профилактический учет несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) в Комиссию, подразделение по делам несовершеннолетних органа внутренних дал для проведения индивидуально-воспитательной работы и оказания помощи;

з) осуществляет контроль за:

- условиями содержания, воспитания и обращения с несовершеннолетними в муниципальных специализированных учреждениях для несовершеннолетних;

- организацией досуга несовершеннолетних по месту жительства, за состоянием воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними в образовательных, культурно-просветительных учреждениях, спортивных организациях, в учреждениях начального профессионального образования;

- соблюдением законодательства при исключении учащихся из образовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования;

- соблюдением законодательства при трудоустройстве несовершеннолетних службой занятости населения, специализированными молодежными службами;

- состоянием профилактической работы с несовершеннолетними правонарушителями в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, но при этом не допускается вмешательство Комиссии в оперативно-служебную деятельность подразделений;

и) вносит предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;

к) участвует в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе Комиссии и связанных с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних;

л) рассматривает представления органа управления образовательным учреждением:

- об исключении из образовательного учреждения несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования и переводе его на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение;

- об оставлении образовательного учреждения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати
лет до получения им основного общего образования, с согласия родителей (законных представителей);

м) дает согласие на расторжение трудового договора (контракта) с несовершеннолетним по инициативе работодателя, а также рассматривает информацию работодателя о расторжении трудового договора (контракта) с несовершеннолетним работником по его инициативе, в случае необходимости принимает меры по трудоустройству этого несовершеннолетнего либо поступлению его в образовательное учреждение;

н) применяет меры воздействия к несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) в случаях и порядке, предусмотренными федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством Мурманской области, иными правовыми актами местного самоуправления, настоящим Положением;

о) готовит совместно с администрацией специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа представления в суд по вопросам, связанным с прекращением пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения срока пребывания, установленного судом, а также по вопросам, связанным с продлением срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях и переводом их в другие специальные учреждения закрытого типа;

п) принимает меры по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействию в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, а также осуществляет иные функции по социальной реабилитации несовершеннолетних, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области;

р) применяет меры воспитательного воздействия к несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности,
у которых во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

с) ходатайствует перед судом:

- об освобождении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, от наказания, о назначении ему более мягкого наказания, чем предусмотрело за данное преступление, или условном осуждении, а также о применении других мер, смягчающих наказание и предусмотренных законодательством Российской Федерации;

- о переводе несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления;

- о прекращении пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воздействия;

- о продлении срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении, в случае необходимости завершения их обучения;

т) участвует в рассмотрении судом представления учреждения или органа, исполняющего наказание, об условно-досрочном освобождении осужденного несовершеннолетнего от отбывания наказания либо замене ему не отбытой части наказания более мягким видом наказания;

у) ходатайствует о помиловании несовершеннолетнего осужденного;

ф) оказывает помощь судам при рассмотрении гражданских и уголовных дел, касающихся несовершеннолетних, в том числе проведении обследования условий жизни и воспитания в семье, детских дошкольных образовательных учреждениях, учреждениях образования, интернатных учреждениях, на предприятиях, в учреждениях, организациях, где трудятся несовершеннолетние; участвует по своей инициативе
или по решению суда в качестве одной из сторон в судебном процессе;

х) ходатайствует перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему мер поощрения, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации;

ч) получает безвозмездную, необходимую для осуществления своих полномочий информацию от государственных органов, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности;

ш) приглашает на свои заседания для получения информации и объяснений по рассматриваемым вопросам должностных лиц, специалистов и граждан;

щ) в установленном законом порядке организует контроль, обследование и проверку условии содержания, воспитания, обучения и применения труда несовершеннолетних в семье, в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности;

ы) вносит в государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности представления по вопросам, касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних;

э) вносит в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц в случаях неисполнения ими постановления Комиссии или непринятия мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в представлении Комиссии;

ю) обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

я) в пределах своей компетенции может давать официальные разъяснения и вести переписку, иметь бланки со своим наименованием и другим необходимым составом реквизитов, а также печать, штампы.

4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации ЗАТО Полярный подотчетна Главе администрации и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Мурманской области.

Статья 8. Права Комиссии

1. Комиссия в пределах своей компетенции имеет право:

а) запрашивать и бесплатно получать от администрации муниципального образования г. Полярный, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности необходимые для работы сведения;

б) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым вопросам;

в) привлекать для участия в работе по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и других заинтересованных лиц;

г) вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;

д) вести прием несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц;

е) ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений комиссии и непринятия мер по выполнению представлений комиссии;

ж) ходатайствует перед судом:

- о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, условном осуждении и применении других мер, предусмотренных законодательством;

- о досрочном выпуске несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения или лечебно-воспитательного учреждения закрытого типа;

з) возбуждать ходатайства о помиловании осужденного несовершеннолетнего;

и) ходатайствовать перед должностными лицами воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;

к) применять меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправные деяния;

л) применять меры воздействия к родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его прав и охраняемых законом интересов.

2. Члены Комиссии имеют право в установленном законодательством Российской Федерации порядке посещать учреждения государственной и муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно-исполнительной системы для обследования условий воспитания, обучения и содержания в них несовершеннолетних.

3. По вопросам, не урегулированным настоящим Положением, деятельность Комиссии регламентируется нормативными и иными правовыми актами местного самоуправления.

Статья 9. Меры, принимаемые Комиссией по устройству несовершеннолетних

1. Комиссия совместно с другими органами и учреждениями системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений выявляет несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, а также несовершеннолетних, оставивших образовательные учреждения, неработающих, ведут их персональный учет, принимают решения об устройстве несовершеннолетних и контролируют выполнение принятых решений.

2. Решения Комиссии, основанные в случае необходимости на заключениях и рекомендациях психолого-медико-педагогических консультаций, с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляются в органы и учреждения:

а) управления образования для устройства в общеобразовательные учреждения, учреждения начального профессионального образования, образовательные учреждения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;

б) социальной защиты населения для устройства в специализированные социально-реабилитационные учреждения, социальные приюты;

в) здравоохранения для обследования, наблюдения и лечения в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

г) занятости населения для оказания помощи в трудоустройстве, получении специальности;

д) опеки и попечительства;

е) внутренних дел.

3. Направление несовершеннолетнего в государственные или муниципальные детские учреждения органов образования, социальной защиты населения, здравоохранения, при наличии у него родителей (законных представителей) может производиться в установленном законодательством порядке без согласия указанных лиц в случаях длительного отсутствия, болезни, признания недееспособности или ограниченно дееспособным, уклонения от воспитания и содержания несовершеннолетнего.

Статья 10. Рассмотрение материалов Комиссией

1. Комиссия рассматривает материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей):

- по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей);

- по собственной инициативе;

- по представлениям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также по обращениям иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информации работодателей;

- по постановлениям органов внутренних дел или прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за деяние;

- переданные в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

2. Комиссия рассматривает материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Мурманской области.

Статья 11. Материалы, рассматриваемые Комиссией в отношении несовершеннолетних

1. Комиссия рассматривает материалы в отношении несовершеннолетних:

а) совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

б) совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки состава преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по не реабилитирующим основаниям;

в) совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административные правонарушения в пределах компетенции, определенной Кодексом РФ об административных правонарушениях;

г) допустивших антиобщественные проявления (уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом, бродяжничество, немедицинское употребление наркотических средств и психотропных веществ);

д) совершивших в возрасте до шестнадцати лет нарушение правил дорожного движения;

е) уклоняющихся от учебы, работы, а также об изменении формы обучения несовершеннолетнего;

ж) другие материалы, требующие вмешательства муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Статья 12. Материалы, рассматриваемые Комиссией в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних

1. Комиссия рассматривает материалы в отношении родителей (законных представителей) несовершеннолетних:

а) злостно не исполняющих обязанности по воспитанию и обучению несовершеннолетнего и не обеспечивающих защиту его прав и интересов;

б) за доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения;

в) за совершение несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет нарушений правил дорожного движения;

г) за потребление несовершеннолетним в возрасте до шестнадцати лет наркотических средств и психотропных веществ;

д) за появление несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет в общественных местах в пьяном виде, а равно распитие им спиртных напитков;

е) за другие правонарушения, совершенные несовершеннолетними;

ж) за оставление малолетнего ребенка в условиях, опасных для его жизни и здоровья.

Статья 13. Меры воздействия, применяемые Комиссией к несовершеннолетним

1. Комиссия, рассмотрев материалы о правонарушении несовершеннолетнего, с учетом особенностей его возраста, социального положения и поведения, а также мотивов, характера и тяжести совершенного им проступка может применить к нему следующие меры воздействия:

а) вынести предупреждение;

б) объявить выговор или строгий выговор;

в) обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;

в) возложить на несовершеннолетнего, достигшего пятнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанность возместить причиненный материальный ущерб, если сумма ущерба не превышает одну вторую минимального размера месячной оплаты труда, или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб при наличии у него соответствующих трудовых навыков;

г) передать несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей) в целях обеспечения его надлежащего поведения;

д) обратиться в суд с ходатайством об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными видами расходов;

е) направить несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа или иное реабилитационное учреждение при отсутствии медицинских противопоказаний для содержания в них, с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего, если он достиг возраста четырнадцати лет;

ж) в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, наложить административное взыскание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2. В случае совершения несовершеннолетним общественно опасного деяния, предусмотренного Уголовным кодексом РФ до достижения возраста, с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность, или в отношении которого отказано в возбуждении уголовного дела, или уголовное дело прекращено по не реабилитирующим основаниям, Комиссия ходатайствует перед судом о направлении его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

3. При принятии решения о применении к несовершеннолетнему мер воздействия за совершение правонарушений Комиссия решает вопрос о целесообразности проведения с ним профилактической работы подразделением по делам несовершеннолетних ОВД.

4. В случае необходимости Комиссия может предложить несовершеннолетнему пройти курс лечения, рекомендованный специалистами: наркологом, психиатром, психологом.

5. Постановление Комиссии об объявлении предупреждения, выговора, строгого выговора действует в течение года со дня вынесения и может быть досрочно отменено соответствующей Комиссией.

6. Мера воздействия считается снятой, если несовершеннолетний в течение этого срока не совершил нового правонарушения и при примерном его поведении.

7. Постановление Комиссии о передаче несовершеннолетнего под надзор родителей (законных представителей) действует до исправления несовершеннолетнего и может быть отменено соответствующей Комиссией по ходатайству родителей (законных представителей), если несовершеннолетний примерным поведением доказал свое исправление.

8. В случае, когда избранная мера воздействия оказалась малоэффективной, Комиссия вправе применить к несовершеннолетнему более строгую меру воздействия.

Статья 14. Меры воздействия, применяемые к родителям (законным представителям) несовершеннолетних

1. К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, злостно не исполняющим обязанности по воспитанию, общению и содержанию несовершеннолетних, либо отрицательно влияющим на их поведение, Комиссия может применить следующие меры воздействия:

а) вынести предупреждение;

б) возложить обязанность возместить причиненный несовершеннолетним материальный ущерб или возложить обязанность своим трудом устранить причиненный материальный ущерб;

в) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей (законных представителей), на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни несовершеннолетнего или его здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче несовершеннолетнего на воспитание в семью;

г) обратиться в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав, либо об отмене усыновления;

д) обратиться в суд с ходатайством о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их проживание на совместной жилой площади с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным.

2. Постановление Комиссии о вынесении предупреждения родителям (законным представителям) несовершеннолетнего действует в течение одного года со дня вынесения и может быть досрочно отменено соответствующей Комиссией.

Глава 3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ КОМИССИЕЙ

Статья 15. Рассмотрение материалов Комиссией

Комиссия рассматривает материалы:

а) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;

б) по собственной инициативе;

в) по представлению органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также общественных объединений;

г) по ходатайству работодателей;

д) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

е) переданные в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях;

ж) по сообщению граждан.

Статья 16. Подготовка заседания Комиссии

1. Материалы, поступившие на рассмотрение в Комиссию, в цел“х обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя Комиссии. В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов определяются:

а) подведомственность Комиссии поступивших материалов, т.е. относится ли рассмотрение данных материалов к ее компетенции;

б) круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание Комиссии;

в) необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;

г) целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов.

Предварительное изучение материалов производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.

2. По результатам предварительного изучения материалов Комиссия может принять следующее решение:

а) назначить материалы дела к рассмотрению и известить о дате и месте заседания Комиссии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), других лиц, чье участие в заседании будет признано обязательным, а также прокурора;

б) возвратить поступившие материалы, если их рассмотрение не отнесено к компетенции Комиссии или они требуют проведения дополнительной проверки направившим материалы органом;

в) провести проверку сведений, содержащихся в материалах, или поручить ее проведение соответствующим специалистам;

г) рассмотреть ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии;

д) принять меры воздействия в отношении несовершеннолетнего до рассмотрения материалов;

е) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего;

ж) принять меры по обеспечению явки несовершеннолетнего на заседание Комиссии.

3. Подготовленные к рассмотрению материалы в обязательном порядке предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), адвокату.

О времени и месте заседания Комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным, и извещается прокурор.

4. Несовершеннолетний, его родители (законные представители), адвокат имеют право ознакомится с материалами, подготовленными Комиссией к рассмотрению, до начала его заседания.

5. Дела о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные и специализированные лечебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, рассматриваются с обязательным участием прокурора.

6. Полученные Комиссией материалы (дела) должны быть рассмотрены в срок не более 30 дней со дня их поступления в Комиссию.

Указанный срок может быть продлен по мотивированному постановлению Комиссии в случае уклонения несовершеннолетнего и (или) его родителей (законных представителей) от явки на заседание Комиссии, если дело не может быть рассмотрено без их присутствия.

Статья 17. Порядок проведения заседания Комиссии

1. Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц, и являются, как правило, открытыми. В целях обеспечения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, его родителях (законных представителях) Комиссия, с учетом характера рассматриваемых материалов, может принять мотивированное постановление о проведении закрытого заседания.

2. Заседание Комиссии правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Комиссии.

Председательствует на заседании Комиссии ее председатель либо, по его поручению, заместитель председателя или член Комиссии.

3. Материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, Комиссия рассматривает только в присутствии несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), по усмотрению Комиссии педагога и иных лиц.

4. Другие материалы в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) Комиссия может рассмотреть в их отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения этих материалов.

5. Адвокат несовершеннолетнего допускается к участию в работе Комиссии с момента подготовки материалов к заседанию Комиссии. При необходимости или по просьбе адвоката может быть вызван потерпевший.

6. В начале заседания Комиссии председательствующий объявляет, какие материалы подлежат рассмотрению, представляет лиц, участвующих в заседании. После этого оглашаются необходимые документы, исследуются поступившие материалы, а также обстоятельства, имеющие значение для принятия обоснованного решения, рассматриваются ходатайства, заслушиваются выступления участвующих в заседании лиц.

Ходатайства по существу рассматриваемых материалов могут быть заявлены несовершеннолетним, его родителями (законными представителями), адвокатом, специалистами, участвующими в рассмотрении материалов, а также лицами, обратившимися в Комиссию с представлением в отношении несовершеннолетнего, его законных представителей. Результаты рассмотрения заявленных ходатайств заносятся в протокол Комиссии.

7. При рассмотрении материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния Комиссия всесторонне, полно и объективно рассматривает сведения, подтверждающие или опровергающие совершение данного общественно опасного деяния, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, способствующие совершению деяния, наличие взрослых подстрекателей, других участников и иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия в отношении несовершеннолетнего и его социальной реабилитации.

8. В случае необходимости уточнения состояния здоровья несовершеннолетнего Комиссия с согласия родителей (законных представителей) может принять решение о направлении его на медицинское освидетельствование или психолого-медико-педагогическую комиссию.

9. При опросе несовершеннолетнего, не достигшего пятнадцатилетнего возраста, по усмотрению Комиссии либо ходатайству лиц, представляющих интересы несовершеннолетнего, может участвовать педагог.

10. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, Комиссия вправе удалить его из зала заседания, о чем делается запись в протоколе заседания Комиссии.

Статья 18. Обеспечение явки лиц, участвующих в заседании Комиссии

1. При наличии оснований полагать, что несовершеннолетний будет уклоняться от явки на заседание Комиссии, он по письменному распоряжению председателя Комиссии может быть передан под надзор родителей (законных представителей) с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения. Родители (законные представители) несовершеннолетнего либо руководители соответствующего детского учреждения дают письменное обязательство Комиссии обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание Комиссии.

2. При неявке без уважительной причины на заседание Комиссии, рассматривающей материал в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также материалы об административном правонарушении несовершеннолетнего, не достигшего возраста, с которого наступает административная ответственность, самого несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей), дело рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством РФ об административных правонарушениях.

3. Неявка без уважительной причины на заседание Комиссии свидетелей, представителей органов и учреждений, в которых воспитывается и обучается несовершеннолетний, работодателей, других лиц, чье участие в заседании Комиссии признано обязательным, влечет за собой наложение административного взыскания в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.

Статья 19. Акты, принимаемые Комиссией

1. Комиссия в целях реализации своих полномочий принимает постановления и вносит представления.

2. Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) или иных представителей и лиц органов и учреждений системы муниципальной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, работодателей, а также по обращениям и ходатайствам иных органов и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.

Постановления и представления Комиссии обязательны для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также органа местного самоуправления, юридическими лицами независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и гражданами.

При получении постановления (представления) руководители государственных и муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления, иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, общественных объединений, иных юридических лиц, граждане обязаны в десятидневный срок сообщить о мерах, принятых во исполнение указанных актов.

Неисполнение названными лицами постановления Комиссии, а также непринятие мер по устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, указанных в представлении, или оставление законных актов без рассмотрения влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Порядок принятия и содержания постановлений Комиссии

1. По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), а также представлений органов и учреждений муниципальной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, информации работодателей Комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины и условия указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и интересов несовершеннолетнего.

2. Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетнего, родителей (законных представителей), Комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей, потерпевшего, свидетелей, адвоката, заключение прокурора, и после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:

а) принять меры воздействия, предусмотренные настоящим Положением;

б) прекратить дело (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством РФ об административных правонарушениях);

в) отложить рассмотрение дела и провести дополнительную проверку;

г) передать материал в органы внутренних дел, прокуратуру, суд или иные органы по подведомственности.

3. Постановления принимаются простым большинством голосов членов Комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов, голос председательствующего на заседании является решающим.

Постановление Комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.

В постановлении о применении меры воздействия, устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер к защите прав и интересов несовершеннолетнего указываются:

а) дата и место заседания Комиссии;

б) наименование и персональный состав Комиссии;

в) сведения о приглашенных на заседание;

г) сведения о лице, в отношении которого рассматривается материал (фамилия, имя, отчество, год и место рождения, сведения о родителях, место жительства, место учебы, работы), иные сведения, имеющие значение для рассмотрения дела;

д) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;

е) доказательства, на основании которых принято решение;

ж) нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за правонарушение, либо гарантирующий права несовершеннолетнего;

з) решение, принятое Комиссией;

и) предлагаемые Комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания;

к) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления.

Постановление подписывается председательствующим на заседании Комиссии, оглашается на заседании Комиссии сразу после его принятия и одновременно вступает в силу.

3. Постановление Комиссии направляется для исполнения в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Копия постановления Комиссии или выписка из него не позднее трех дней со дня его принятия вручается или высылается лицу, в отношении которого данное постановление принято, а также потерпевшему по его просьбе.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

Статья 21. Протокол заседания Комиссии

1. На заседании Комиссии ответственный секретарь ведет протокол, в котором должны быть указаны:

а) дата и место заседания Комиссии;

б) наименование Комиссии;

в) персональный состав Комиссии;

г) сведения о приглашенных на заседание;

д) содержание рассматриваемых материалов;

е) фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого рассматриваются материалы, число, месяц и год рождения, место жительства, место работы или учебы, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения материалов;

ж) сведения о явке лиц, участвующих в заседании, разъяснении им их прав и обязанностей;

з) объяснения участвующих в заседании;

и) документы и вещественные доказательства, исследованные при рассмотрении материалов;

к) содержание заявленных на заседании ходатайств и результаты их рассмотрения;

л) сведения об оглашении на заседании Комиссии принятого постановления или представления;

м) сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления или представления.

2. Протокол заседания Комиссий подписывается председательствующим на заседании Комиссии и ответственным секретарем.

Статья 22. Обжалование постановления и представления Комиссии

1. Постановление или представление, принятое Комиссией по рассмотренным материалам, может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было принято, его законным представителем, адвокатом, а также потерпевшим в орган, которым образована данная Комиссия, прокуратуру, суд.

2. Постановление или представление Комиссии может быть обжаловано в образовавший ее орган в течение десяти дней со дня получения копии соответствующего постановления. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение соответствующего постановления или представления.

3. Сроки и порядок обжалования постановления или представления Комиссии в прокуратуру или суд устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановление или представление Комиссии может быть опротестовано прокурором в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 23. Финансовое и материально-техническое обеспечение Комиссии

Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Комиссии возлагается на администрацию ЗАТО Полярный.

Статья 24. Контроль и надзор за деятельностью Комиссии

1. Контроль за деятельностью Комиссии осуществляется администрацией ЗАТО Полярный в пределах компетенции и порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Надзор за соблюдением законности в деятельности Комиссии осуществляется органами прокуратуры в соответствии с Федеральным законодательством по следующим направлениям:

- осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- содействие несовершеннолетним в реализации и защите прав и законных интересов;

- выявление и анализ причин, условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, определение мер по устранению указанных причин и условий.

Управделами

О.Н.ГАРАГУЛЯ