Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Мурманской области от 10.07.2001 N 129-ПП “О Программе содействия занятости населения в Мурманской области на 2001 - 2005 годы“

Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 3 данного документа)

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 июля 2001 г. N 129-ПП

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2005 ГОДЫ

В целях обеспечения занятости населения Мурманской области и социальной защиты безработных граждан Правительство Мурманской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу содействия занятости населения Мурманской области на 2001 - 2005 годы.

2. Рекомендовать Главам муниципальных образований Мурманской области оказывать организационное и финансовое содействие службе занятости по реализации мероприятий Программы.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель Губернатора

Мурманской области

А.А.СЕЛИН

Приложение

к постановлению

Правительства Мурманской области

от 10 июля 2001 г. N 129-ПП

ПРОГРАММА

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В МУРМАНСКОЙ
ОБЛАСТИ НА

2001 - 2005 ГОДЫ

Одобрена координационным комитетом содействия занятости

населения Мурманской области 11 марта 2001 года

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2001 - 2005 ГОДЫ

-----------------------T-----------------------------------------------¬

¦Наименование Программы¦Программа содействия занятости населения ¦

¦ ¦Мурманской области на 2001 - 2002 годы ¦

+----------------------+-----------------------------------------------+

+----------------------+-----------------------------------------------+

¦КонсультантПлюс: примечание. ¦

¦В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в ¦

¦виду статья 15 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 с изменениями от ¦

¦21 июля 1998 года, 30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 года, 7 августа ¦

¦2000 года ¦

+----------------------T-----------------------------------------------+

¦Наименование, дата и ¦Ст. 15 Федерального закона от 20 апреля 1996 г.¦

¦номер принятия решения¦N 36-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в ¦

¦о разработке Программы¦Закон РФ “О занятости населения в Российской
¦

¦ ¦Федерации“ (с изменениями от 21 июля 1998 года,¦

¦ ¦30 апреля, 17 июля, 20 ноября 1999 года, ¦

¦ ¦7 августа 2000 года), письмо Министерства труда¦

¦ ¦и социального развития от 14.07.2000 N 5016-ММ ¦

+----------------------+-----------------------------------------------+

¦Заказчик Программы ¦Министерство труда и социального развития ¦

¦ ¦Российской Федерации, Департамент ФГСЗН по ¦

¦ ¦Мурманской области ¦

+----------------------+-----------------------------------------------+

¦Основные разработчики ¦Департамент ФГСЗН по Мурманской области с ¦

¦Программы ¦участием департамента
экономики и комитетов по ¦

¦ ¦труду, занятости и миграции населения, по ¦

¦ ¦социальной защите населения, по образованию ¦

¦ ¦администрации Мурманской области, УИН ¦

¦ ¦Министерства юстиции РФ, общественных ¦

¦ ¦организаций инвалидов, органов местного ¦

¦ ¦самоуправления городов и районов области ¦

+----------------------+-----------------------------------------------+

¦Цели и задачи ¦Реализация государственной политики занятости: ¦

¦Программы +T----------------------------------------------+

¦ ¦¦предупреждение массовой, смягчение последствий¦

¦ ¦¦долговременной безработицы на местных рынках ¦

¦ ¦¦труда, совершенствование работы по ¦

¦ ¦¦профилактике безработицы ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦создание условий для быстрейшего ¦

¦ ¦¦трудоустройства граждан ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦активизация сотрудничества службы занятости с ¦

¦ ¦¦работодателями ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦совершенствование технологии работы с ¦

¦ ¦¦гражданами, ищущими работу, и безработными ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦содействие занятости граждан, особо ¦

¦ ¦¦нуждающихся в социальной защите ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦обеспечение психологической устойчивости ¦

¦ ¦¦безработных граждан ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦оказание информационных услуг незанятому ¦

¦ ¦¦населению и безработным гражданам для ¦

¦ ¦¦осуществления их права выбора подходящих ¦

¦ ¦¦способов и путей противостояния кризисным ¦

¦ ¦¦ситуациям ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦реализация программ активной политики ¦

¦ ¦¦занятости ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦поддержка доходов безработных граждан в период¦

¦ ¦¦поиска работы ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦разработка специальных программ по ¦

¦ ¦¦стабилизации занятости на местных рынках труда¦

¦ ¦¦с кризисной ситуацией, в монопромышленных ¦

¦ ¦¦городах и районах ¦

+----------------------++----------------------------------------------+

¦Сроки реализации ¦2001 - 2005 годы ¦

¦Программы ¦ ¦

+----------------------+-----------------------------------------------+

¦Объемы и источники ¦Финансовые затраты на реализацию Программы ¦

¦финансирования ¦составят 1318 млн. руб., в том числе в 2001 ¦

¦ ¦году - 263,8 млн. руб. ¦

¦ +-----------------------------------------------+

¦ ¦Кроме того, средства из бюджета различных ¦

¦ ¦уровней и иных источников, направляемые на ¦

¦ ¦финансирование федеральных и областных ¦

¦ ¦программ, влияющих на состояние рынка труда ¦

¦ ¦области, составят: ¦

¦ +T----------------------------------------------+

¦ ¦¦на охрану труда - за счет средств предприятий ¦

¦ ¦¦- 16794 тыс. руб., в т.ч. в 2001 году - 32 ¦

¦ ¦¦тыс. руб., из областного бюджета - 261 тыс. ¦

¦ ¦¦руб., в т.ч. в 2001 году - 139 тыс. руб., ¦

¦ ¦¦внебюджетных фондов - 2 тыс. руб., в 2001 году¦

¦ ¦¦- 0 ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦на аттестацию рабочих мест из областного ¦

¦ ¦¦бюджета в 2001 году - 724 тыс. руб. ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦на осуществление молодежной политики в 2001 ¦

¦ ¦¦году из областного бюджета - 2,9 млн. руб. ¦

¦ ++----------------------------------------------+

¦ ¦В фонде компенсации субъектам Российской ¦

¦ ¦Федерации на 2001 год предусмотрены ¦

¦ ¦ассигнования Мурманский области в размере 66,2 ¦

¦ ¦млн. руб. на реализацию Федерального закона ¦

¦ ¦“О социальной защите инвалидов РФ“. ¦

¦ +-----------------------------------------------+

¦ ¦За счет средств бюджетов муниципальных ¦

¦ ¦образований предполагается ¦

¦ ¦софинансирование программ активной политики ¦

¦ ¦занятости в соответствии с городскими ¦

¦ ¦(районными) программами содействия занятости ¦

¦ ¦населения. В 2001 году на эти цели ¦

¦ ¦предусмотрено 6172,5 тыс. руб. ¦

+----------------------+-----------------------------------------------+

¦Ожидаемые конечные ¦Реализация Программы в течение 2001 - 2005 ¦

¦результаты Программы ¦годов позволит: ¦

¦ +T----------------------------------------------+

¦ ¦¦сдерживать уровень регистрируемой ¦

¦ ¦¦безработицы в 2001 - 2005 годах в пределах ¦

¦ ¦¦3,5 - 4,0 % к численности ЭАН и 2,5 - 3,0 % к ¦

¦ ¦¦трудоспособному ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦оказать посредничество в трудоустройстве 115 -¦

¦ ¦¦117 тыс. человек, из них ежегодно по 23 - 23,5¦

¦ ¦¦тыс. чел., в т.ч. на условиях временной ¦

¦ ¦¦занятости по 7,5 - 8 тыс. чел. ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦оказать консультационные услуги - 250 - 270 ¦

¦ ¦¦тыс. чел., в т.ч. ежегодно по 50 - 55 тыс. чел¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦провести профориентационную работу с 100 - 105¦

¦ ¦¦тыс. чел., в том числе ежегодно 20 - 21 тыс. ¦

¦ ¦¦чел. ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦предоставить возможность новой или второй ¦

¦ ¦¦профессии - 12 - 12,5 тыс. безработным в том ¦

¦ ¦¦числе в 2001 году - 2,5 тыс. чел. ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦поддержать предпринимательскую инициативу ¦

¦ ¦¦4500 - 5000 безработных граждан, в том числе ¦

¦ ¦¦ежегодно 900 - 1000 чел. ¦

¦ ¦+----------------------------------------------+

¦ ¦¦поддержать доходы 200 - 220 тыс. безработных, ¦

¦ ¦¦в том числе в 2001 году - 41 тыс. чел. ¦

+----------------------++----------------------------------------------+

¦Контроль за ¦Контроль за реализацией Программы выполняет ¦

¦выполнением Программы ¦Министерство труда и социального развития ¦

¦ ¦Российской Федерации, Правительство Мурманской ¦

¦ ¦области, Департамент ФГСЗН по Мурманской ¦

¦ ¦области, администрации муниципальных ¦

¦ ¦образований ¦

L----------------------+------------------------------------------------

Введение

Нынешнее состояние занятости и рынка труда Мурманской области определяется положительными сдвигами в экономике, улучшением финансовых показателей работы промышленности, ростом инвестиций.

Экономическое оживление привело к заметному сокращению масштабов неполной занятости и задолженности по заработной плате в отраслях материального производства, стабилизации числа занятых в экономике области, которая является одним из важнейших приоритетов среднесрочной стратегии социально-экономического развития Мурманской области в ближайший период.

Главными целями политики содействия занятости населения в 2001 - 2005 годах будут увеличение численности работающих и сдерживание уровня безработицы в пределах естественного - социально и экономически обусловленного.

Их достижение возможно только при условии улучшения экономической конъюнктуры, что связано с увеличением объемов производства и финансовых вложений в приоритетные отрасли, устойчивым развитием частного сектора, обеспечением эффективного спроса на рабочую силу, реформированием системы оплаты труда и социального обеспечения, а также профессионального образования.

Эти регулирующие факторы, воздействующие на занятость и стимулирующие поведение на рынке труда работодателей, лиц наемного труда, индивидуальных предпринимателей и др., учитываются как составные элементы государственной политики на региональном и местных уровнях. Регулирование рынка труда в общем смысле, включая занятых, предусматривает реализацию комплекса социально-экономических, организационно-хозяйственных, законодательных и других мероприятий, способствующих обеспечению продуктивной занятости.

Программа содействия занятости населения Мурманской области на 2001 - 2005 годы является основополагающим документом, определяющим цели, приоритеты и конкретные задачи в области реализации государственной политики занятости. Программа разработана на основе прогноза социально-экономического развития и рынка труда области с учетом предложений, поступивших от департамента экономики и комитетов администрации Мурманской области: по труду, занятости и миграции населения, по образованию, по делам молодежи, по социальной защите населения, УИН по Мурманской области Минюста РФ, общественных организаций инвалидов и др.

Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются граждане, особо нуждающиеся в социальной защите: инвалиды, молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лица, освобожденные из мест лишения свободы, и др.

Данная Программа обеспечивает преемственность Программы содействия занятости населения, которая реализовывалась в 1999 - 2000 годах.

ЧАСТЬ I. Занятость и рынок труда

1. Макроэкономические факторы и изменения в сфере

занятости в 1999 - 2000 годах

Экономическая политика Правительства Российской Федерации, проводимая после кризиса 1998 года, позволила укрепить предпосылки нормализации экономической ситуации как в целом в стране, так и в ее субъектах.

В 1999 году в экономике Мурманской области наметились, а в 2000 году закрепились положительные тенденции улучшения ее параметров: оживился реальный сектор, нормализовалось положение в финансово-бюджетной сфере, возросла инвестиционная активность. Этому способствовали как внешние факторы, связанные с девальвацией рубля и высокими ценами на экспортируемую продукцию, так и внутренние, обусловленные отставанием темпов роста заработной платы, цен на продукцию и услуги естественных монополий и возможностями увеличения поставок на внутренний рынок.

В 1999 - 2000 годах наблюдалась тенденция роста объемов промышленного производства. В 1999 году предприятиями области произведено продукции на 5,2 % больше, чем в 1998, в 2000 году - на 5,7 % больше, чем в соответствующем периоде 1999 года. В 1999 году увеличение объемов производства произошло практически во всех отраслях промышленности, за исключением цветной металлургии, промышленности стройматериалов и хлебопекарной (снижение от 1,5 % до 7,8 %). Начала улучшаться ситуация в лесопромышленном комплексе. Впервые за много лет отмечен рост производства, хотя и более медленными темпами, в лесной и деревообрабатывающей промышленности, а также на предприятиях агропромышленного комплекса.

В 2000 году снизились объемы в электроэнергетике, химической, хлебопекарной и мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (от 1 % до 9 %), но на 14,3 % увеличилось производство промышленной продукции предприятиями машиностроения и металлообработки, на 12,2 % - пищевой, на 10 % - полиграфической.

Улучшилось финансово-экономическое состояние градообразующих предприятий области:

- в целях обеспечения финансово-хозяйственной устойчивости дочерних предприятий РАО “Норильский никель“, составляющих существенную долю хозяйственного комплекса области, в 1999 году администрацией области подписано соглашение о сотрудничестве с ЗАО “Холдинговая компания “Интеррос“ и РАО “Норильский никель“;

- после длительного простоя в 1999 году возобновило работу АО “Севредмет“, что позволило существенно разрядить обстановку в Ловозерском районе;

- в 1999 году запущена в работу законсервированная ранее обогатительная фабрика “АНОФ-3“ в ОАО “Апатит“, что способствовало наращиванию объемов производства апатитового концентрата;

- предпринятые руководством ОАО “Ковдорслюда“ меры по увеличению объемов производства и реализации продукции позволили вывести предприятие из убыточных в разряд рентабельных;

- в ОАО “Олкон“ введено в эксплуатацию новое месторождение железистых кварцитов;

- принятые администрацией области меры создали условия для экономического оживления в рыбохозяйственном комплексе. До 1 января 2001 года продлился эксперимент по упрощенному таможенному оформлению поставок рыбы на все рыбоперерабатывающие предприятия области, что, в свою очередь, также способствовало увеличению роста объемов производства в рыбной промышленности (в 2000 году на 14 %);

- завершена реструктуризация ОАО “Судоверфь“, на ее территории Законом Мурманской области создана зона экономического развития.

За 1999 - 2000 годы доля убыточных предприятий в области снизилась с 43,5 % до 36,3 %.

Экономический рост обусловлен, помимо прочего, увеличением объема инвестиций в основной капитал, прирост которых составил в 1999 году 89 %. В 1999 году резко увеличилось инвестирование (в 2,5 - 3,5 раза) на ряде крупнейших предприятий области: ОАО “Ковдорский ГОК“, “Кандалакшский алюминиевый завод“, ОАО “Североникель“, Мурманский траловый флот, Кольская АЭС.

Вместе с тем имеющиеся тенденции общего оживления экономики неустойчивы, т.к. сохраняется большая зависимость от внешних факторов. Ограничены возможности дальнейшего развития импортозамещения без существенных дополнительных вложений. Инвестиционная активность еще недостаточна для проведения назревших структурных перемен в экономике и создания условий для долговременного устойчивого экономического роста. В дальнейшем прирост промышленного производства в значительной степени будет зависеть от экспортно-ориентированных отраслей экономики области.

В прошедшем периоде в сфере малого бизнеса и развития частного предпринимательства наблюдался некоторый спад. Число малых предприятий сократилось за 1999 год на 790 единиц, уменьшилась и численность работающих там более чем на 4 тысячи. Однако на общую ситуацию с занятостью это не повлияло, т.к. на малых предприятиях трудится около 9 % занятого населения области. В отраслевой структуре малых предприятий значительных изменений не произошло: по-прежнему предприятия торговли и общественного питания составляют около 50 % от их общего числа, а строительства и промышленности - соответственно 13 и 19 %. Поэтому выпуск товаров и услуг, а также выручка от реализации продукции не уменьшились, а, напротив, возросли, в основном за счет повышения цен. В целях поддержки и развития малого и среднего бизнеса принята региональная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Мурманской области на 2000 - 2004 годы, выделены финансовые ресурсы. Законом Мурманской области “О государственной поддержке развития предпринимательской деятельности в Терском и Ловозерском районах Мурманской области“ на этих территориях введен режим льготного налогообложения деятельности коммерческих организаций. На реализацию программы поддержки малого предпринимательства в бюджете области предусмотрены на 2001 год финансовые средства в размере 5 млн. руб. в качестве кредита.

Позитивные изменения в экономике области в 1999 - 2000 годах оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости:

- значительно улучшилось использование рабочей силы на предприятиях и в организациях - уменьшились объемы неполной занятости работающих: в 1999 году отпуска по инициативе администрации были предоставлены 5934 чел., в условиях неполного рабочего времени трудились 2679 чел. (в 1998 году соответственно: 12572 чел. и 5501 чел.). За 2000 год 3716 работников побывали в отпусках по инициативе администрации и 1427 трудились в условиях неполного рабочего времени;

- впервые за много лет в 1999 году число принятых предприятиями на работу превысило число убывших (принято 76,5 тыс. чел., выбыло 74,6 тыс. чел.), но в 2000 году вновь отмечено отрицательное сальдо приема и выбытия рабочей силы. За год уволено 69,4 тыс. человек, принято 66,4 тыс. работников;

- уменьшились масштабы высвобождения работников. В 1999 году более чем в 2 раза уменьшилась численность высвобожденных с предприятий работников и составила 3,9 тыс. человек. В 2000 году в службу занятости поступили сведения о высвобождении 3,9 тыс. человек, в отделы занятости обратилось лишь 2319 человек (59 %);

- в 1999 году на 1 % увеличились трудовые ресурсы и составили 667,7 тыс. человек. Увеличение произошло в основном за счет лиц старше трудоспособного возраста, учащихся в трудоспособном возрасте, обучающихся с отрывом от производства;

- стабилизировалась численность занятых в экономике. Более того, и в 1999 году, и в 2000 отмечено постепенное увеличение их числа. По данным областного комитета государственной статистики, в декабре 2000 года в экономике области было занято 430,4 тыс. чел. Отраслевая структура занятых, равно как и распределение работающих по формам собственности, практически не изменяется на протяжении последних 3 - 4 лет. В материальной сфере занято более 60 % работающих. 50,4 % занятых трудятся в государственном секторе экономики, 31 % - в частном;

- сложилось устойчивое соотношение в средней заработной плате по отраслям экономики. Наиболее высок ее уровень на предприятиях и организациях транспорта, кредитования, финансов и страхования, геологии и разведки недр, геодезии и гидрометеорологии, науки и научного обслуживания, промышленности, связи, строительства. Несмотря на принимаемые на федеральном и местном уровне меры, наименее оплачиваемыми остаются работники образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, заработная плата которых в 2 - 2,5 раза ниже, чем в промышленности.

Поэтому вопросы улучшения соотношения в оплате труда между отраслями требуют своего решения уже в ближайшее время как через принятие нормативно-правовых актов на федеральном уровне, так и через развитие системы индивидуальных и коллективных соглашений, договоров на региональном. Предстоящий период должен стать периодом поэтапного сближения уровня минимального размера оплаты труда, I разряда ЕТС и прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Наряду с позитивными переменами в сфере занятости наблюдается ухудшение качества рабочей среды в части условий труда. В 2000 году почти на 4 % увеличился удельный вес работников, занятых во вредных и опасных условиях труда, и составил 45,8 % против 41,9 % в 1999 (в 1993 - 38,4 %). При этом практически в равном положении находятся работники и государственного, и частного секторов промышленности.

В условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работали 44,4 % работников государственных промышленных предприятий, 46 % - занятых у “частников“. На транспорте 10,3 % - работающие в госсекторе, 25,8 % - в частном.

В строительстве этот разрыв наибольший - удельный вес работников негосударственных предприятий (17 %), занятых в условиях, не соответствующих СНиП, в 3 раза превышает величину этого показателя по государственным.

В предстоящем периоде одним из основных направлений в улучшении качества рабочей среды должно стать создание необходимых условий для эффективной занятости, позволяющей гражданам получать доходы, обеспечивающие более высокий уровень социального потребления. Необходимо на всех уровнях обеспечить устойчивый баланс интересов работников, работодателя и государства.

2. Состояние рынка труда Мурманской области, динамика

безработицы

На развитие рынка труда в 1999 - 2000 годах еще некоторое время оказывали влияние последствия финансового кризиса 1998 года. В начале 1999 года число зарегистрированных безработных продолжало увеличиваться, оставалась высокой нагрузка на одну вакансию, но уже с апреля началось оздоровление ситуации на рынке труда: резко увеличилась потребность в рабочей силе, возрос удельный вес трудоустроенных граждан, начался отток безработных, снизился уровень безработицы.

За 2 года число зарегистрированных безработных сократилось на 14,8 тыс. человек, нагрузка на одну вакансию снизилась с 36 безработных в начале 1999 года до 5 в начале 2001.

В последние 3 месяца 2000 года отмечено увеличение численности безработных на 2,5 тысячи человек, что обусловлено сезонными колебаниями осенне-зимнего периода, а также ростом числа граждан, ищущих работу впервые.

На 1 января 2001 на учете в городских и районных центрах занятости состоят 19,4 тысячи безработных граждан, что составляет 3,8 % экономически активного населения, или 2,9 % - трудоспособного, тем не менее эти показатели на 40 % ниже, чем 2 года назад.

Состав безработных

----------------------------------------T--------------------------T-----------¬

¦ ¦ Зарегистрировано ¦ 2001 год ¦

¦ ¦безработных на начало года¦к 1998 году¦

¦ +--------T--------T--------+-----------+

¦ ¦1999 год¦2000 год¦2001 год¦ % ¦

+--T------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 1¦Численность без работных по причинам¦ 34162¦ 23330¦ 19369¦ 57 %¦

¦ ¦незанятости - всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 2¦Уволившиеся по собственному желанию ¦ 8590¦ 5735¦ 6566¦ 76 %¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 3¦Уволенные за нарушение трудовой ¦ 661¦ 522¦ 394¦ 60 %¦

¦ ¦дисциплины ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 4¦Высвобожденные работники ¦ 5598¦ 2443¦ 1415¦ 25 %¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 5¦Граждане, уволенные с военной службы¦ 1000¦ 416¦ 279¦ 28 %¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 6¦Лица, освобожденные из мест лишения ¦ 373¦ 270¦ 194¦ 52 %¦

¦ ¦свободы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 7¦Выпускники общеобразовательных школ ¦ 911¦ 594¦ 459¦ 50 %¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 8¦Выпускники вузов ¦ 139¦ 142¦ 107¦ 77 %¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦ 9¦Выпускники ссузов ¦ 413¦ 337¦ 265¦ 64 %¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦10¦Выпускники ПУ ¦ 803¦ 576¦ 362¦ 45 %¦

+--+------------------------------------+--------+--------+--------+-----------+

¦11¦Другие причины ¦ 15674¦ 12295¦ 9328¦ 60 %¦

L--+------------------------------------+--------+--------+--------+------------

Как видно из приведенной таблицы, наиболее быстрыми темпами снижалась численность зарегистрированных безработных, уволенных с предприятий и организаций в связи с высвобождением, а также уволенных с военной службы, наименьшими - выпускников образовательных учреждений, а также уволенных за нарушение трудовой дисциплины и по собственному желанию. Более того, численность безработных граждан, уволившихся по собственному желанию, за 2000 год возросла по сравнению с 1999 годом на 831 человека.

Из числа безработных, состоящих на учете на 1 января 2001 года:

- 11077 (57 %) - женщины (на 01.01.1999 - 58,2 %);

- 7538 (39 %) - молодежь в возрасте 16 - 29 лет (на 01.01.1999 - 37,6 %);

- 538 (2,8 %) - инвалиды (на 01.01.1999 - 1,9 %).

В 1999 году отделы занятости поставили на учет 46,5 тыс. человек, что на 16 % меньше, чем в 1998 году. Более половины из них, или 23763 человека, были трудоустроены. В 2000 году в службу занятости Мурманской области обратилось 45,2 тысячи человек, 49 % из них, или 22,3 тыс. человек, трудоустроено.

Ослабление напряженности на рынке труда обусловлено в первую очередь экономическими факторами. Но немаловажную роль сыграли изменения, внесенные в законодательство о занятости и расширившие возможности трудоустройства граждан на подходящую работу, а также ужесточившие условия, при которых может быть приостановлена выплата пособия по безработице.

Активизация деятельности областной службы занятости населения по реализации специальных программ по трудоустройству населения в значительной мере способствовала оздоровлению ситуации.

В 1999 - 2000 годах в образовательных программах по направлению службы занятости приняли участие более 6,2 тыс. человек, 85 % из них после обучения были сразу трудоустроены. Более 52 тысяч человек получили разного рода профориентационные услуги, которые способствовали ускорению поиска работы, 1,5 тысячи выпускников образовательных учреждений получили возможность приобрести трудовые навыки по полученной профессии в рамках “Молодежной практики“, практически во всех городах и районах области прошли Выставки образовательных услуг, которые посетили более 22 тысяч молодых человек - будущих абитуриентов.

Но, несмотря на улучшение отдельных показателей, ситуацию на рынке труда в целом благоприятной назвать нельзя.

Наметилась устойчивая тенденция дифференциации уровня безработицы, в ряде городов и районов этот показатель превышает среднеобластной в 2 - 5 раз, сохраняется высокая напряженность на рынке труда. Наиболее высок уд“льный вес безработных в численности трудоспособного населения в Терском р-не - 17,6 %, г. Кировске - 6,8 %, Ковдорском р-не - 6,5 %, Печенгском р-не - 6,4 %, Ловозерском р-не - 5,3 %.

Предложение рабочей силы по-прежнему превышает спрос на нее в 2 - 3 раза, на одно рабочее место в 8 городах и районах претендуют от 15 до 75 безработных.

Работодатели в условиях такой жесткой конкуренции предъявляют к будущим кадрам повышенные требования, нередко носящие откровенно дискриминационный характер и выходящие за рамки КЗоТ. Например, невоенизированные организации требуют на должность бухгалтера, экономиста или юриста лиц только мужского пола. Для женщин старше 40 - 45 лет подобрать вакансию, соответствующую их специальности и квалификации, чрезвычайно сложно, т.к. работодатель устанавливает для женщин возрастные ограничения. При этом предлагаемая оплата труда, как по рабочим профессиям, так и для специалистов, крайне низкая, зачастую не достигающая даже прожиточного минимума, который в 2000 году составлял более 1300 рублей, а требования к будущим кадрам предъявляются высокие: владение смежными профессиями, компьютером, знание иностранных языков и др.

Как и прежде, существует несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы. До 80 - 90 % поступающих в службу занятости вакансий - рабочие профессии, а удельный вес граждан, обратившихся в службу занятости и имеющих высшее или среднее профессиональное образование, превышает 25 %.

В течение ряда лет предложение превышает спрос по специальностям: бухгалтер, менеджер, экономист, юрисконсульт, по работникам образования - воспитатель детских дошкольных учреждений, учитель начальных классов и др. При этом не уменьшается потребность рынка труда в квалифицированных специалистах - постоянно имеется спрос на главных бухгалтеров, не удовлетворена потребность в менеджерах, несмотря на их избыток. В Мурманском городском центре занятости по несколько месяцев не могут подобрать менеджеров по продажам, менеджеров для строительных организаций.

Постоянно требуются на рынке труда врачи разных специализаций, технические специалисты - инженеры-механики, инженеры по работе с электрооборудованием, по ремонту оборудования, по автотранспорту, специалисты традиционных морских профессий - судоводители, механики судовые, электромеханики, рефмеханики. Из рабочих профессий - это водитель автомобиля, газорезчик, кровельщик, каменщик, маляр-штукатур, машинист экскаватора, маникюрша, официант, продавец, пекарь, рыбообработчик, столяр-плотник, слесарь-сантехник, судокорпусник-ремонтник, слесарь-судоремонтник, трубопроводчик судовой, токарь, тракторист, электрик, электрогазосварщик.

Осложняет проблему несоответствия спроса и предложения рабочей силы наличие в области большого числа государственных и негосударственных учебных заведений, ведущих подготовку специалистов по однородным специальностям. Ежегодно увеличивается число выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования, которые обращаются в службу занятости, а не идут работать на предприятие или в организацию. По профессии они в основном менеджеры, экономисты, юристы, т.е. это те специальности, которыми рынок труда переполнен. А если вакансия и есть, то работодатель при отборе кадров отдает предпочтение опытному специалисту, и таким образом выпускник попадает в “порочный круг“: молодой специалист с дипломом не может сделать карьеру, пока не приобретет опыт, а опыт приходит во время работы, на которую его не хотят принимать, т.е. он оказывается изолированным от среды, обеспечивающей возможность профессиональных знакомств и своего дальнейшего развития.

И службе занятости приходится прикладывать немало усилий, чтобы разорвать этот круг и предоставить возможность девушкам и юношам приобрести некоторые навыки и трудовой опыт по своей профессии, повысить профессиональную квалификацию и адаптироваться на рынке труда и таким образом увеличить шансы трудоустройства. Это и организация “Молодежной практики“, во время прохождения которой бывшие выпускники могут приобрести некоторые навыки по своей специальности, и профессиональное обучение, и аукционы рабочих мест для молодежи, и проведение спецкурсов “Технология поиска работы“, “Деловая карьера молодого человека“ и др. Результатом этой работы является трудоустройство более половины выпускников образовательных учреждений. В 1999 году трудоустроено 1333 выпускника (50 %), в 2000 - 1284 (58 %).

3. Рынок труда в 2001 - 2005 годах

Ситуация на рынке труда в прогнозируемом периоде будет определяться изменением в предложении рабочей силы, которое, в свою очередь, обусловлено рядом факторов и, в первую очередь, состоянием экономики области.

По прогнозу департамента экономики администрации Мурманской области стабилизация экономики региона будет связана с развитием прежде всего базовых комплексов - горнопромышленного, металлургического и в какой-то мере рыбопромышленного (во многом зависит от позиции федерального центра), а также необходимостью реализации ряда целевых государственных программ (развитие ТЭК, освоение шельфа Баренцева моря, функционирование портов, транспортные проекты в рамках программы Баренц-региона).

Объем валового регионального продукта в 2001 году составит 101,1 %, инвестиций 101 % к уровню 2000 года. Увеличение произойдет в основном за счет производственной сферы, прежде всего промышленности и транспорта. Ожидается рост объемов промышленного производства в электроэнергетике, машиностроении и металлообработке, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В химической промышленности возможно сохранение объемов производства, если не произойдет ухудшения горно-геологических условий.

Прогнозируется незначительный, но устойчивый рост объемов произведенной малыми предприятиями продукции. Возрастет и общее количество предприятий малого бизнеса. Данные тенденции сохранятся на 2002 - 2005 годы.

Таким образом, прогноз экономического развития региона не позволяет говорить о кардинальных изменениях в сфере занятости и рынка труда.

Численность постоянного населения в прогнозируемый период будет уменьшаться и к 2005 году составит порядка 930 тыс. человек. На изменение численности населения основное влияние окажет миграционный отток, в т.ч. по причинам организованного переселения из района Крайнего Севера. Миграционные процессы в Мурманской области можно охарактеризовать устойчивым сохранением миграционной убыли населения (1998 г. - 15,7 тыс. человек, 1999 - 14,4 тыс. чел., 2000 - 9,9 тыс. чел.) при продолжающемся снижении миграционной активности населения. Наибольшей миграционной подвижностью обладают люди трудоспособного возраста, на них приходится 3/4 общего объема миграции. Отрицательное миграционное сальдо количественно дополняют естественные потери населения области и неблагополучие в процессах естественного воспроизводства.

В 1999 году естественная убыль составила 2,5 тыс. человек, что в 3,9 раза больше, чем в 1998 году, в 2000 году - 2,8 тыс. человек. Тенденции этого показателя отмечены с середины 90-х годов и будут иметь место и в рассматриваемый период.

Численность молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, будет увеличиваться за счет поколения, родившегося в 80-е годы Распределение численности населения по возрастным группам выглядит следующим образом:

(по удельному весу в %)

----------------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T-------¬

¦ Категория населения ¦1999 г.¦2000 г.¦2001 г.¦2002 г.¦2003 г.¦2004 г.¦2005 г.¦

+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦Все население ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦ 100 ¦

+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦В возрасте 0 - 15 лет¦ 19,8¦ 18,8¦ 18,1¦ 16,7¦ 15,6¦ 15,1¦ 14,9¦

+---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+

¦В трудоспособном ¦ 66,3¦ 67,1¦ 67,7¦ 68,1¦ 68,8¦ 68,8¦ 68,7¦

L---------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------

Рост доли населения трудоспособного возраста с экономической точки зрения можно считать благоприятным фактором для развития экономики в прогнозируемый период.

Эффективное использование трудового потенциала региона, который в 2005 году составит 639 тыс. человек, будет главным образом зависеть от того, как сложится спрос на рабочую силу со стороны работодателей всех форм собственности под воздействием структурных изменений в экономике.

Динамика процессов производства и занятости будет аналогичной процессам, протекавшим в 1999 - 2000 гг. Кроме того, на величину трудовых ресурсов влияет участие в труде лиц старше трудоспособного возраста по причине несовершенства пенсионного законодательства, а также молодежи в возрасте до 16 лет в силу причин социально-экономического характера.

В то же время численность занятых в экономике будет ежегодно увеличиваться в среднем на 0,5 % за счет роста занятых в отраслях материального производства. При этом сократится число занятых в непроизводственной сфере, главным образом за счет учреждений образования, что связано с демографической ситуацией в области.

В отраслевом разрезе ожидается стабилизация численности за счет относительно устойчивой работы предприятий и производств. К 2005 году предполагается увеличение числа занятых в строительстве, торговле и общественном питании, промышленности (предприятия горной металлургии, нефтегазовая отрасль). Увеличение числа занятых будет происходить в значительной степени на предприятиях и в организациях государственного сектора, а также на предприятиях с участием иностранного капитала.

Но, несмотря на некоторое увеличение численности занятых, объемы невостребованной рабочей силы в Мурманской области будут на достаточно высоком уровне. По данным областного комитета государственной статистики, численность экономически активного населения области на конец 2000 года составляет 516,4 тыс. человек, 16,7 %, или 86 тыс. человек, в соответствии с методологией МОТ считаются безработными.

Они, а также лица в трудоспособном возрасте, не занятые в экономике, являются потенциалом официальной безработицы. В 2001 году за помощью в трудоустройстве в службу занятости обратятся более 40,0 тыс. человек (без учета подростков в период летних каникул). Рынок труда пополнят:

- высвобождаемые работники - 2500 чел.;

- молодежь (выпускники учебных заведений, бросившие учебу, состоящие в КДН и др.) - 5000 чел.;

- освобожденные из ИТУ - 700 чел.;

- уволенные по причине текучести кадров - 23500 чел.;

- лица, ранее не работавшие - 6000 чел.;

- бывшие военнослужащие - 1500 чел.;

- инвалиды - 1000 чел.;

- беженцы - 15 чел.

Кроме того, на начало 2001 года на учете в городских и районных центрах состоят 20,4 тысячи человек. Таким образом, фиксированный рынок труда составит в 2001 году 60,6 тысячи человек.

Среднегодовой уровень безработицы составит 3,5 - 4,0 % экономически активного населения.

Прогнозируемое распределение рабочей силы:

- будут трудоустроены - 18,0 тыс. чел.;

- пройдут профессиональную подготовку - 2,5 тыс. чел.;

- будут направлены на досрочную пенсию - 100 чел.;

- будут сняты с учета по разным причинам - 20,0 тыс. чел.;

- примут участие в общественных работах - 1,5 тыс. чел.

Предполагается, что на учете в службе занятости к концу 2001 года будут состоять около 20,0 тыс. человек, из них 19 тысяч безработных.

В дальнейшем из-за перехода на финансирование за счет средств федерального бюджета и субъекта Федерации может возникнуть проблема достаточности и своевременности такого финансирования, что в свою очередь может вызвать снижение численности участников программ активной политики занятости и увеличение числа безработных. Рынок труда в 2002 - 2005 годах при условии финансового обеспечения Программы будет на уровне 2001 года с тенденцией к снижению объемов. Уточненные расчеты будут произведены в IV квартале 2001 - 2004 гг.

4. Ключевые проблемы на рынке труда

Реализация мер, предусмотренных Программой содействия занятости на 1999 - 2000 годы, а также ликвидация задолженности по выплате пособия по безработице в 2000 году позволила снизить социальную напряженность на рынке труда и сдержать среднегодовой уровень безработицы по Мурманской области: в 1999 году - 5,5 %, в 2000 - 3,8 %.

Но, несмотря на то, что в общем ситуация улучшилась, в развитии рынка труда сохраняются негативные тенденции:

- экономические условия для развития занятости реализуются в рамках федеральных целевых и областных программ развития отдельных отраслей и предприятий, а также в рамках инвестиционных программ, предусматривающих меры по созданию и сохранению рабочих мест. Наличие сегодня в Мурманской области территорий с высоким уровнем безработицы свидетельствует о том, что и федеральные программы, реализуемые в области, и областные не нацелены пока на всесторонний учет ситуации на рынке труда;

- остро стоит проблема несоответствия структуры предложения рабочей силы с потребностями рынка труда. Даже при наличии большого числа вакансий сложно подобрать претендентов на их замещение;

- в числе граждан, ищущих работу, растет удельный вес молодежи в возрасте 16 - 29 лет. И если в 1999 году он составлял 43 %, то в 2000 году - уже 45 %. Увеличивается число выпускников образовательных учреждений. Ежегодно служба занятости регистрирует 4 - 4,5 тыс. выпускников средних школ, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Предположить, что проблема трудоустройства выпускников с дальнейшим ростом производства и соответственным увеличением потребности в кадрах разрешится в будущем сама собой, было бы неверно. Выпускники обладают чрезвычайно низкой конкурентоспособностью, и это обусловлено не только недостатком профессиональных знаний и отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, а еще и слабой деловой активностью, недостатком предприимчивости при поиске работы. Многие выпускники не знакомы с методами поиска работы, не умеют правильно составить резюме. В результате при отборе кадров предпочтение отдается опытному специалисту;

- в числе граждан, ищущих работу, растет доля лиц, не имеющих специальности, ищущих работу ники не знакомы с методами поиска работы, не умеют правильно впервые. Удельный вес их в общем числе обратившихся в 1998 году составил 24 %, в 1999 году - 30 %, в 2000 году - 33 %. А это в основном женщины, имеющие несовершеннолетних детей.

До недавнего времени российские женщины занимали устойчивые позиции на рынке труда, но с середины 1990-х годов наметилась тревожная тенденция ослабления этих позиций, в особенности в регионах с моноотраслевой экономической структурой.

На протяжении многих лет остается неизменной структура рынка труда Мурманской области: 50 - 52 % от общего числа обратившихся в службу занятости составляют женщины. За 2000 год в службу занятости обратилось за помощью в трудоустройстве более 45,2 тысячи человек, половина из них - женщины.

В числе зарегистрированных безработных женщин несколько больше. По состоянию на 1 января 2001 года статус безработного имеют 11077 женщин, что составляет 57 % от общего числа зарегистрированных на эту дату безработных.

Это говорит о том, что работу женщины находят гораздо труднее, чем мужчины. Ежегодно служба занятости трудоустраивает около 50 % от числа всех обратившихся женщин (мужчин 58 %). Период поиска работы женщинами на месяц больше. У мужчин этот показатель составляет 6 месяцев, у женщин - 7 месяцев, хотя образовательный уровень как занятых, так и безработных женщин гораздо выше.

---------------------T-----------------------------------------------------¬

¦ Образование ¦ Безработные ¦

¦ +--------------------------T--------------------------+

¦ ¦ Женщины (в % к числу ¦ Мужчины (в % к числу ¦

¦ ¦состоящих на учете женщин)¦состоящих на учете мужчин)¦

+--------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Высшее ¦ 8,4 %¦ 5 %¦

¦профессиональное ¦ ¦ ¦

+--------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Среднее ¦ 22,2 %¦ 10 %¦

¦профессиональное ¦ ¦ ¦

+--------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Начальное ¦ 23,2 %¦ 30 %¦

¦профессиональное ¦ ¦ ¦

+--------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Среднее общее ¦ 35,2 %¦ 36 %¦

+--------------------+--------------------------+--------------------------+

¦Не имеющие полного ¦ 11,0 %¦ 19 %¦

¦среднего образования¦ ¦ ¦

L--------------------+--------------------------+---------------------------

В условиях жесткой конкуренции на рынке труда повышаются требования работодателей к уровню квалификации работников, их способности работать с полной отдачей. Женщина, вынужденная совмещать дом, работу, материнство, оказывается традиционно менее желаемым работником, поэтому она чаще получает отказы в приеме на работу и чаще попадает в списки высвобождаемых. Сегодня 60 - 65 % уволенных с предприятий Мурманской области в связи с сокращением штатной численности работников - женщины.

В прогнозируемом периоде предстоит задача сохранить и защитить тот уровень образования, который был достигнут женщинами ранее, создать условия и возможность для получения конкурентоспособной профессии и не позволить вытеснить их с рынка труда.

5. Основные цели и задачи Программы

Основными задачами политики в области регулирования занятости и рынка труда в 2001 - 2005 годах будут: создание условий для эффективной занятости трудоспособного населения, сохранение и накопление кадрового потенциала области, решение проблем несоответствия профессионально-квалификационной структуры незанятых граждан структуре фактической потребности в кадрах, предупреждение массовой безработицы, улучшение качества рабочей силы, совершенствование систем обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом перспектив спроса на рабочую силу, рост мобильности трудовых ресурсов, создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест, улучшение функционирование рынка труда.

6. Система программных мероприятий, содействующих

улучшению функционирования рынка труда

6.1. Профессиональная ориентация и психологическая поддержка

населения

Функции и задачи, которые традиционно решала профориентация, в настоящее время значительно расширяются и приобретают характер общественного регулятора не только в сфере трудовых отношений, но и в других областях социальной жизни. Назрела необходимость в повышении статуса и роли профессиональной ориентации: от функции простого обслуживания сферы труда к социальной функции защиты населения, развития и регулирования профессионального потенциала общества.

Ныне система профессиональной ориентации в Мурманской области характеризуется стихийностью инициатив со стороны различных социальных структур, несогласованностью их действий и в результате этого недостаточной эффективностью. Поэтому основной задачей на 2001 - 2005 гг. станет создание системы профориентационного обслуживания и оказания психологической поддержки населению с единым координирующим и научно-методическим центром.

Для реализации этой задачи необходимо объединить усилия различных заинтересованных ведомств и создать организационные основы эффективной системы управления профессиональной ориентацией населения Мурманской области.

Социально-психологическая компетентность граждан в трудовых отношениях позволит им с меньшими потерями адаптироваться в новых общественных отношениях, что приведет к снижению напряженности в обществе. Стимулирование активности в решении своих профессиональных проблем и ответственности за свое будущее увеличит потенциал выживания человека, определит труд как социальную и индивидуальную ценность.

Профориентация все больше сосредотачивается на проблемах стареющей рабочей силы, особых проблемах женщин как увеличивающейся категории работников. В наших условиях к ним добавляются бывшие военнослужащие и члены их семей.

Особой категорией в нынешних условиях становятся выпускники образовательных учреждений. Можно говорить только об отдельных инициативах вузов по созданию служб содействия трудоустройству своих выпускников. Важной задачей на период действия программы занятости станет разработка специальных мер по формированию конкурентоспособного поведения в социально-трудовой сфере выпускников образовательных учреждений.

Вынужденная незанятость нередко сопровождается синдромом социально-психологической дезадаптации. Даже те, кто имеют работу, отмечают, что в последние годы утеряли уверенность в завтрашнем дне, испытывают ощущение неопределенности, не видят профессиональной и личностной перспективы. В связи с этим особенно актуальными становятся различные формы психологической поддержки людям, переживающим нелегкий период жизни, в формировании позитивной жизненной и трудовой перспективы.

Таким образом, основными задачами профориентации и психологической поддержки незанятого населения на период с 2001 по 2005 гг. будут следующие:

- реализация межведомственного подхода в развитии профориентации и психологической поддержки населения;

- усиление социально-психологического аспекта конкурентоспособности безработных граждан;

- формирование готовности к реализации профессионального и личностного потенциала гражданами в условиях современного рынка труда;

- развитие позитивной жизненной и трудовой перспективы населения;

- активизация деятельности по адаптации выпускников образовательных учреждений к современным трудовым отношениям;

- расширение спектра услуг для населения, а также разнообразие форм и методов работы по профессиональному консультированию.

6.2. Профессиональное обучение

Основная задача реформирования системы профессионального образования - приведение в соответствие подготовки специалистов с потребностями рынка труда.

Сегодня перепрофилирование образовательных учреждений в большей степени ориентируется на спрос со стороны граждан на определенные виды образовательных услуг, нежели на потребности рынка труда. Это вызвано отсутствием долгосрочного прогноза потребности в кадрах области. Кроме того, из-за сложной экономической обстановки перепрофилирование образовательных учреждений идет в сторону профессий и специальностей, не требующих больших затрат на создание новой материальной базы.

Для обеспечения высокого качества рабочей силы и снижения риска безработицы среди молодежи необходимо:

- разработать долгосрочный прогноз потребности в кадрах, ежегодно вносить в него поправки в соответствии с изменяющимися условиями;

- ориентировать граждан на получение профессий и специальностей в соответствии с потребностями рынка труда;

- формировать планы набора в профессиональные образовательные учреждения и проводить их перепрофилирование в соответствии с потребностями рынка труда;

- налаживать связи с социальными партнерами для выработки новых квалификационных требований к рабочим и специалистам для обеспечения профориентации граждан и трудоустройства выпускников;

- развивать систему профессионального непрерывного обучения;

- для обеспечения качества подготовки и конкурентоспособности работников на рынке труда осуществлять внедрение новых государственных образовательных стандартов, разработку и внедрение национально-региональных компонентов государственных стандартов профессионального образования.

Действия Департамента ФГСЗН по Мурманской области в 2001 - 2005 гг. будут направлены на:

- обеспечение приоритетности профессионального обучения граждан, особо нуждающихся в социальной защите;

- предоставление безработным и незанятым гражданам различных образовательных услуг с учетом потребностей в квалифицированной рабочей силе предприятий, организаций, учреждений независимо от формы собственности;

- использование преемственности профессионального обучения и имеющихся у граждан образовательного потенциала;

- повышение качества профессионального обучения, оптимизацию сроков и стоимости обучения через конкурсный отбор образовательных учреждений, используемых для организации профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения;

- совместную работу с работодателями по совершенствованию программ профессионального обучения;

- оказание методических услуг работодателям, организующим на своих предприятиях профессиональное обучение безработных граждан, а также внутрипроизводственное обучение персонала;

- продолжение совершенствования научно-методического и информационного обеспечения профессионального обучения безработных граждан на основе партнерства с органами управления образования и образовательными учреждениями;

- совершенствование материально-технической базы Учебного центра областной службы занятости для внедрения инновационных технологий обучения;

- установление соответствия профессионально-квалификационной структуры рабочей силы и меняющихся потребностей рынка труда.

6.3. Содействие занятости категорий населения, особо нуждающихся

в социальной защите

6.3.1. Содействие занятости молодежи

Ситуация на рынке труда в прогнозируемом периоде будет складываться не в пользу молодежи. Сложное материальное положение заставляет многих рано приступать к трудовой деятельности. В итоге растет спрос на рабочие места со стороны этой, наименее подготовленной в профессиональном плане, категории населения.

Выпускники учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования составляют около 13 % общей численности зарегистрированных безработных. Как правило, они нацелены на интеллектуальный труд и предъявляют достаточно высокие требования к его характеру, организации и уровню оплаты. Работодатели крайне неохотно берут молодых людей без опыта работы. Разрешить проблему трудоустройства выпускников учебных заведений поможет развитие социального партнерства, взаимодействие образовательных учреждений с администрациями муниципальных образований по вопросам долгосрочного прогнозирования развития экономики и корректировка на этой базе объемов и профилей подготовки специалистов.

Для содействия занятости молодежи в 2001 - 2005 гг. предусматривается:

- предоставление приоритетного права молодежи, не имеющей профессии, получить через службу занятости профессию, пользующуюся спросом на рынке труда;

- создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь;

- сокращение периода поиска работы для остальной части безработной молодежи;

- активизация работы по организации временной занятости молодежи с целью приобретения практических навыков работы в рамках программы “Молодежная практика“;

- активное содействие молодежи в организации собственного дела, малого бизнеса (эффективное организационно-информационное обеспечение, предоставление профессионально-ориентационных услуг и необходимая профессиональная подготовка и т.д.);

- организация временной занятости по программе “Общественные работы“.

6.3.2. Временная занятость несовершеннолетних граждан

За последние два года резко выросло число подростков, которые нигде не работают и не учатся, активно пополняя “группы риска“. Статус безработного они могут получить лишь с 16 лет, хотя по действующему законодательству разрешено трудиться с 14 лет.

Число преступлений, совершенных подростками в возрасте 14 - 17 лет, за 2000 год снизилось по сравнению с 1999 годом на 15,6 %, чему в немалой степени способствовала их занятость в период летних каникул.

В 1999 году в службу занятости обратился за помощью в трудоустройстве 6671 подросток в возрасте 14 - 17 лет, 80 % из них были трудоустроены. За 2000 год обратилось 7405 подростков, из них трудоустроено 6082, в том числе 5454 учащихся школ и учреждений начального профессионального образования в свободное от учебы время и в период летних каникул.

В качестве основных направлений работы по трудоустройству несовершеннолетних граждан в 2001 - 2005 годах намечается:

- участие в разработке и реализации нормативных документов, принимаемых на местном уровне, регламентирующих обеспечение временной занятости несовершеннолетних граждан;

- совершенствование работы по увеличению банка вакансий рабочих мест и объемов трудоустройства несовершеннолетних граждан;

- обеспечение максимального трудоустройства подростков в возрасте 14 - 17 лет, желающих работать в свободное от учебы время и в период летних каникул.

6.3.3. Поддержка граждан, уволенных с военной службы, и членов

их семей

Анализ численности граждан, уволенных в запас из Вооруженных сил и обратившихся в органы службы занятости в поисках работы за последние три года, показывает, что количество обращений снизилось с 2230 человек в 1998 году до 995 человек в 2000 году.

Однако в 2001 - 2005 годах процесс реформирования Вооруженных сил Российской Федерации будет продолжаться. Рынок труда Мурманской области будет пополняться за счет бывших военнослужащих, многие из которых находятся в трудоспособном возрасте и не выслужили установленных сроков, дающих право на пенсию. Большая часть из них при трудоустройстве будет сталкиваться с проблемой отсутствия гражданской специальности.

Основной задачей содействия занятости в отношении граждан, уволенных из Вооруженных сил, является создание благоприятных возможностей для адаптации их к гражданской жизни в условиях рыночной экономики, для чего предусматриваются следующие направления деятельности:

- развитие взаимодействия с командованием КСФ, ЛенВО, АРУ ФПС РФ, военным комиссариатом Мурманской области в целях обмена информацией о состоянии рынка труда, о численности граждан, подлежащих увольнению из Вооруженных сил и нуждающихся в трудоустройстве и переподготовке;

- совершенствование системы профориентирования и психологической поддержки военнослужащих, подлежащих увольнению в запас, и граждан, уволенных из Вооруженных сил;

- организация переподготовки граждан, уволенных в запас из ВС РФ, и членов их семей по гражданским специальностям, востребованным на рынке труда.

6.3.4. Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью

Динамика численности граждан, имеющих инвалидность, обратившихся в органы службы занятости за помощью в трудоустройстве, показывает, что общие тенденции снижения напряженности на рынке труда области коснулись и этой категории граждан. Несмотря на то, что количество инвалидов, обратившихся в службу занятости в 1998 - 2000 годах находится на одном уровне и не имеет тенденции к снижению или повышению (около 800 человек в год), численность инвалидов, состоящих на учете в качестве безработных, сократилась с 638 человек на 01.01.1999 до 538 человек на 01.01.2001, что обусловлено ростом процента их трудоустройства.

Несмотря на позитивные изменения в положении инвалидов на рынке труда, эта категория граждан является наименее конкурентоспособной и требует к себе особого внимания. Содействие занятости инвалидов заключается в создании для них условий, при которых они будут иметь равную с другими категориями граждан возможность осуществлять свои права человека в области занятости.

В этих целях Программа предусматривает следующие направления деятельности службы занятости:

- информационную поддержку граждан с ограниченной трудоспособностью в части законодательной базы, состояния рынка труда, а также возможностей службы занятости по содействию им в трудоустройстве;

- содействие принятию органами местного самоуправления постановлений о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

- организацию работы по профконсультированию, профориентации и профобучению инвалидов по приорит“тным на рынке труда профессиям, в том числе основам частного предпринимательства;

- взаимодействие службы занятости с государственной службой реабилитации инвалидов в части разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

- содействие созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов, в том числе на условиях частичной компенсации расходов работодателей на оплату труда инвалидов, на договорной основе.

6.3.5. Поддержка граждан, освобожденных из учреждений,

исполняющих наказание

Уменьшение численности граждан этой категории, обратившихся в службу занятости, не снижает остроты проблемы, связанной с социальной и трудовой адаптацией лиц, отбывших наказание. Проблема обусловлена тем, что граждане, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, в значительной степени утрачивают социальные связи и оказываются на рынке труда без средств к существованию, а иногда и без определенного места жительства, что приводит в дальнейшем к обострению криминогенной обстановки.

Мероприятия, предусмотренные Программой содействия занятости, призваны содействовать трудоустройству граждан, освобожденных из мест лишения свободы, и адаптации их на свободе. Основными направлениями деятельности службы занятости по повышению конкурентоспособности граждан, отбывших уголовное наказание, будут:

- сотрудничество с учреждениями УИН области по профессиональному и юридическому консультированию граждан, освобождающихся из мест лишения свободы;

- предоставление возможности в приоритетном порядке пройти профессиональное обучение и первоочередного трудоустройства по программам активной политики занятости;

- информирование их о состоянии рынка труда и возможностях трудоустройства;

- установление минимальной численности рабочих мест, резервирование отдельных видов работ (профессий).

6.3.6. Содействие занятости женщин

В 2001 - 2005 гг. будет продолжена реализация мероприятий по содействию занятости женщин, направленных на повышение конкурентоспособности на рынке труда:

- усиление социальной поддержки семей;

- развитие общественных работ;

- оказание помощи в организации самозанятости;

- направление на профессиональное обучение для приобретения первой профессии, повышения квалификации или переобучение;

- оказание психологической и профконсультационной помощи;

- приобретение практических навыков работы по программе “Молодежная практика“;

- установление минимальной численности рабочих мест, резервирование отдельных видов работ (профессий).

6.4. Поддержка доходов безработных граждан

В 2001 - 2005 годах служба занятости Мурманской области в соответствии с Законом РФ “О занятости населения в РФ“ планирует обеспечить гарантии социальной поддержки безработных, в том числе:

- выплату пособия по безработице;

- выплату доплат к пособию на лиц, находящихся на содержании безработного;

- возмещение затрат Пенсионному фонду, связанных с досрочным выходом на пенсию граждан;

- оплату периода временной нетрудоспособности безработных. В 2001 - 2005 годах материальная поддержка будет оказана 200 - 220 тыс. безработных, в том числе в 2001 году - 41 тыс. чел.

7. Ресурсное обеспечение Программы

Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за смет средств бюджетов всех уровней: федерального, территориального и муниципальных образований, а также средств работодателей и других источников.

Финансовые затраты на реализацию Программы в 2001 - 2005 годах из федерального бюджета составят 1318 млн. руб., в том числе в 2001 году - 263,8 млн. руб., из средств бюджетов муниципальных образований в соответствии с городскими (районными) программами содействия занятости населения в 2001 году - 6,2 млн. руб.

Кроме того, средства из бюджетов различных уровней и иных источников, направляемые на финансирование федеральных и областных программ, влияющих на состояние рынка труда области, составят:

1. На охрану труда:

- из областного бюджета - 261 тыс. руб., в т.ч. в 2001 году - 139 тыс. руб.;

- за счет средств предприятий - 16794 тыс. руб., в т.ч. в 2001 году - 32 тыс. руб.;

- из внебюджетных фондов - 2 тыс. руб., в 2001 году - 0.

2. На аттестацию рабочих мест из областного бюджета в 2001 году - 724 тыс. руб.

3. На осуществление молодежной политики в 2001 году из областного бюджета - 2,9 млн. руб.

4. В фонде компенсации субъектам Российской Федерации на 2001 год предусмотрены ассигнования Мурманской области в размере 66,2 млн. руб. на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов РФ“.

8. Эффективность реализации Программы

Реализация Программы в течение 2001 - 2005 годов позволит:

- сдерживать уровень регистрируемой безработицы в 2001 - 2005 годах в пределах 3,5 - 4,0 % к численности ЭАН и 2,5 - 3,0 % к трудоспособному;

- оказать посредничество в трудоустройстве 115 - 117 тыс. человек, из них ежегодно по 23 - 23,5 тыс. чел., в т.ч. на условиях временной занятости по 7,5 - 8 тыс. чел.;

- оказать консультационные услуги - 250 - 270 тыс. чел., в т.ч. ежегодно по 50 - 55 тыс. чел;

- провести профориентационную работу с 100 - 105 тыс. чел., в том числе ежегодно - 20 - 21 тыс. чел.;

- предоставить возможность приобретения новой либо второй профессии - 12 - 12,5 тыс. безработным, в том числе в 2001 году - 2,5 тыс. чел;

- поддержать предпринимательскую инициативу 4500 - 5000 безработных граждан, в том числе ежегодно 900 - 1000 чел.;

- поддержать доходы 200 - 220 тыс. безработных, в том числе в 2001 году - 41 тыс. чел.

9. Контроль за реализацией Программы

Контроль за реализацией Программы выполняет Министерство труда и социального развития Российской Федерации, Правительство Мурманской области, Департамент ФГСЗН по Мурманской области, администрации муниципальных образований.