Законы и постановления РФ

Постановление Правительства Мурманской области от 02.08.2000 N 28-ПП “О программе по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000 - 2005 годы“

ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 августа 2000 г. N 28-ПП

О ПРОГРАММЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2005 ГОДЫ

В целях обеспечения химической безопасности Мурманской области и во исполнение распоряжения Губернатора Мурманской области от 12 ноября 1999 года N 509-РГ “О разработке проекта территориальной программы по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000 - 2005 годы“ Правительство Мурманской области постановляет:

1. Одобрить прилагаемую “Программу по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000 - 2005 годы“ (далее - Программа) и направить ее для утверждения в Мурманскую областную Думу.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Гурьянова Г.Г.

Первый заместитель Губернатора

Мурманской
области

А.А.СЕЛИН

Приложение

к Постановлению

Правительства

Мурманской области

от 2 августа 2000 г. N 28

ПРОГРАММА

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУРМАНСКОЙ

ОБЛАСТИ НА 2000 - 2005 ГОДЫ

ПАСПОРТ

ПРОГРАММЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2000 - 2005 ГОДЫ

-------------------T---------------------------------------------¬

¦ Наименование ¦- Программа по обеспечению химической ¦

¦ Программы ¦безопасности Мурманской области на ¦

¦ ¦2000 - 2005 годы. ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ Дата принятия ¦- распоряжение Губернатора Мурманской ¦

¦ решения о ¦области от 12 ноября 1999 г. N 509-РГ. ¦

¦ разработке ¦ ¦

¦ Программы ¦ ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ Заказчик- ¦- Главное управление по делам гражданской ¦

¦ координатор ¦обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской ¦

¦ Программы ¦области. ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ Основные ¦- комитет по экономической политике ¦

¦ разработчики ¦администрации Мурманской области: ¦

¦ и исполнители +---------------------------------------------+

¦ Программы ¦- Мурманское управление Госгортехнадзора ¦

¦ ¦России; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Госкомитет по охране окружающей среды ¦

¦ ¦Мурманской области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Центр госсанэпиднадзора в Мурманской ¦

¦ ¦области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Мурманское территориальное управление по ¦

¦ ¦гидрометеорологии и мониторингу окружающей ¦

¦ ¦среды; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Главное управление по делам гражданской ¦

¦ ¦обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской ¦

¦ ¦области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- департамент финансов Мурманской области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- служба радиационной, химической и ¦

¦ ¦биологической защиты (РХБЗ), медицинская ¦

¦ ¦служба и экологическая служба Северного ¦

¦ ¦Флота; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- управление Федеральной службы ¦

¦ ¦безопасности РФ по Мурманской области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- управление внутренних дел администрации ¦

¦ ¦Мурманской области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- управление государственной ¦

¦ ¦противопожарной службы УВД администрации ¦

¦ ¦Мурманской области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- комитет по земельным ресурсам и ¦

¦ ¦землеустройству Мурманской области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Кольский научный центр Российской ¦

¦ ¦академии наук; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Мурманское отделение Октябрьской ¦

¦ ¦железной дороги; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Мурманское областное отделение ¦

¦ ¦Российской транспортной инспекции; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Мурманское бассейновое аварийно - ¦

¦ ¦спасательное управление (МБАСУ). ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ Цели и задачи ¦- обеспечение комплекса мероприятий ¦

¦ Программы ¦организационного, технического, санитарно - ¦

¦ ¦гигиенического, правового и просветительного ¦

¦ ¦характера, направленного на исключение или ¦

¦ ¦снижение до допустимого уровня воздействия ¦

¦ ¦химически опасных факторов на человека и ¦

¦ ¦окружающую природную среду; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- защита населения области от поражения ¦

¦ ¦токсичными химическими веществами; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- предотвращение загрязнений территорий и ¦

¦ ¦окружающей природной среды вредными ¦

¦ ¦химическими веществами; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- разработка предложений по ¦

¦ ¦совершенствованию законодательной, ¦

¦ ¦нормативной и методической базы в области ¦

¦ ¦химической безопасности; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- выявление и регистрация источников ¦

¦ ¦выделения опасных химических веществ; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- исключение вероятности использования ¦

¦ ¦опасных химических веществ не по назначению; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- предотвращение совершения диверсионно - ¦

¦ ¦террористических актов на химически опасных ¦

¦ ¦объектах; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- утилизация токсичных химических веществ; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- обеспечение населения области средствами ¦

¦ ¦индивидуальной и медицинской защиты; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- декларирование безопасности промышленных ¦

¦ ¦объектов, деятельность которых связана с ¦

¦ ¦повышенной опасностью для населения области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- подготовка руководящего состава, ¦

¦ ¦комиссий по ЧС городов и районов области, ¦

¦ ¦служб к оценке химической обстановки на ¦

¦ ¦объектах и руководству в проведении ¦

¦ ¦мероприятий по ликвидации последствий ¦

¦ ¦химических аварий. ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ Срок реализации ¦ 2000 - 2005 г. г. ¦

¦ Программы ¦ ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ Прогнозируемые ¦- областной и местные бюджеты - за счет ¦

¦ источники ¦источников и средств, предусмотренных на ¦

¦ финансирования ¦текущее финансирование исполнителей; ¦

¦ Программы ¦ ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- собственные средства предприятия; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- средства областного экологического фонда. ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦Ожидаемые конечные¦снижение риска возникновения химических ¦

¦ результаты ¦аварий, загрязнения окружающей среды вредными¦

¦ ¦химическими веществами, воздействия химически¦

¦ ¦опасных факторов на население и персонал ¦

¦ ¦предприятий и организаций, деятельность ¦

¦ ¦которых связана с использованием химически ¦

¦ ¦опасных веществ. ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ Система ¦- исполнители Программы несут ответствен- ¦

¦ организации ¦ность за качественное и своевременное ¦

¦ контроля за ¦выполнение мероприятий, рациональное ¦

¦ исполнением ¦использование выделяемых на их реализацию ¦

¦ Программы ¦средств; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- контроль за исполнением Программы ¦

¦ ¦осуществляет Главное управление по делам ¦

¦ ¦гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ¦

¦ ¦Мурманской области; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- исполнители Программы, ответственные за ¦

¦ ¦организацию и исполнение соответствующих ¦

¦ ¦мероприятий, представляют в Главное ¦

¦ ¦управление по делам гражданской обороны и ¦

¦ ¦чрезвычайным ситуациям Мурманской области ¦

¦ ¦отчеты о ходе работы по реализации программы ¦

¦ ¦к 10 января и 10 июля ежегодно; ¦

¦ +---------------------------------------------+

¦ ¦- Главное управление по делам гражданской ¦

¦ ¦обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской ¦

¦ ¦области ежегодно к 20 января представляет ¦

¦ ¦Председателю Правительства Мурманской области¦

¦ ¦обобщенную информацию о ходе и итогах ¦

¦ ¦реализации Программы; ¦

+------------------+---------------------------------------------+

¦ ¦- ход и результаты выполнения мероприятий ¦

¦ ¦Программы по решению Председателя ¦

¦ ¦Правительства области могут быть рассмотрены ¦

¦ ¦на заседаниях Правительства. ¦

L------------------+----------------------------------------------

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Программа по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000 - 2005 годы разработана во исполнение распоряжения Губернатора Мурманской области от 12 ноября 1999 года N 509-РГ “О разработке проекта территориальной программы по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000 - 2005 годы“ и в целях реализации Федеральной целевой подпрограммы (ФЦП) “Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе (химическая безопасность)“. Необходимость ее подготовки вызвана тем, что на территории области находится большое количество химически опасных объектов, использующих в своей деятельности аварийные химически опасные вещества (АХОВ).

В результате проверок, проводимых надзорными и контрольными органами области, выявлены многочисленные нарушения в эксплуатации, остановке химически опасных объектов, хранении, перевозке химически опасных грузов. Большую проблему представляют собой вопросы организации приема, хранения ртути, переработки ртутьсодержащих отходов, отсутствия на ряде предприятий подразделений по ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными авариями на химически опасных объектах и транспорте, проведению демеркуризационных работ в зонах заражения, а также отсутствия в области площадки для захоронения токсичных химических отходов. Требует совершенствования система своевременного обнаружения токсичных химических веществ. Действующая процедура регистрации новых предприятий (организаций), осуществляющих на территории области деятельность по использованию, реализации, складированию, хранению, транспортированию АХОВ, не обеспечивает безопасность населения и территории области от возможных аварий. Имеют место случаи, когда организации, занимающиеся реализацией технических газов (хлор, аммиак) потребителям мелкими партиями, наполняют баллоны непосредственно в жилых домах, где арендуют помещения, а не на специально оборудованных площадках.

Вышеперечисленные факты явились основанием для принятия Координационным советом по промышленной и экологической безопасности Мурманской области, в октябре месяце 1998 г., решения о разработке программы по обеспечению комплекса мероприятий, направленных на охрану здоровья человека от вредного воздействия химических факторов техногенного происхождения. Кроме того, поскольку, вопросами обеспечения химической безопасности области занимается большое количество структур надзорных, контрольных органов, органов военного командования и исполнительной власти необходима координация и объединение их усилий, определение и выполнение первоочередных мероприятий для решения данной проблемы, что наиболее приемлемо сделать программными методами.

2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ, СРОКИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Основной целью Программы является исключение или снижение до допустимого уровня воздействия химически опасных факторов на человека и окружающую природную среду путем обеспечения комплекса мероприятий организационного, технического, санитарно - гигиенического, правового и просветительного характера.

Программа предусматривает решение следующих задач:

- защита населения области от поражения токсичными химическими веществами;

- предотвращение загрязнений территории и окружающей природной среды вредными химическими веществами;

- выявление и регистрация источников выделения опасных химических веществ;

- исключение вероятности использования химических веществ не по назначению;

- утилизация токсичных химических веществ;

- совершенствование законодательной, нормативной и методической базы в области химической безопасности;

- обеспечение населения области средствами индивидуальной и медицинской защиты;

- декларирование безопасности промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью для населения области;

- подготовка руководящего состава, комиссий по ЧС городов и районов области, служб к оценке химической обстановки на объектах и руководству в проведении мероприятий по ликвидации последствий химических аварий;

- обучение населения в области защиты от ЧС с химической опасностью.

Программа предусматривает проведение первоочередных мероприятий в сроки до 2005 года.

3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Комплекс мероприятий по обеспечению химической безопасности Мурманской области на 2000 - 2005 годы (прилагается) состоит из следующих основных разделов:

- организационные мероприятия;

- обеспечение мероприятий по химической безопасности;

- предупреждение и пресечение нарушений в области химической безопасности;

- подготовка и обучение производственного персонала и населения.

3.1. Организационные мероприятия

Мероприятия данного раздела предусматривают повышение организующей и координирующей роли органов исполнительной власти Мурманской области, органов местного самоуправления, надзорных и контрольных органов области в вопросах защиты населения и территории от ЧС, обусловленных химическими авариями; совершенствование законодательной, нормативной и методической базы в области химической безопасности.

Выполнение мероприятий позволит:

- своевременно информировать население о химической обстановке в области и о предупредительных мерах, направленных на ее улучшение;

- своевременно выявить и устранить нарушения в производственной деятельности химически опасных объектов, обеспечить безопасность рабочих и служащих этих объектов, населения области, выявить угрозы диверсионно - террористических устремлений и оценить достаточность принятых мер по предупреждению химических аварий.

3.2. Обеспечение мероприятий по химической безопасности

Основная цель этого направления Программы заключается в улучшении химической обстановки в области и создании условий, обеспечивающих защиту населения и территории области от воздействия химически опасных факторов путем проведения конкретных мероприятий.

Приоритетными задачами данного раздела являются:

- замена хлора на более безопасные дезинфектанты для обеззараживания питьевой воды;

- организация приема ртути и переработка ртутьсодержащих отходов;

- создание спецподразделений по ликвидации ЧС, связанных с авариями на химически опасных объектах и транспорте, разливами компонентов ракетного топлива, проведению демеркуризационных работ в зонах заражения;

- снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха и окружающей природной среды вредными химическими веществами.

3.3. Предупреждение и пресечение нарушений в области

химической безопасности

Основная цель деятельности по предупреждению и пресечению нарушений в области химической безопасности заключается в снижении уровня возможного возникновения химических аварий и обусловленных ими чрезвычайных ситуаций. В связи с этим Программа предлагает следующие мероприятия:

- проведение замеров по содержанию паров ртути в случае разлива;

- организацию и осуществление контроля за выбросами и сбросами вредных веществ в окружающую среду;

- совершенствование системы своевременного обнаружения токсичных химических веществ;

- контроль обеспечения безопасности перевозки опасных грузов и токсичных химических веществ;

- декларирование безопасности промышленных объектов, деятельность которых связана с повышенной химической опасностью для населения области;

- лицензирование работ с химически опасными веществами и перевозок химически опасных грузов автомобильным транспортом;

- создание автоматизированной системы мониторинга АХОВ на территории области;

- создание единой транкинговой системы связи на территории области;

- разработку предложений по созданию системы быстрого реагирования на несанкционированный сбор органических веществ, в том числе нефтепродуктов в окружающую среду.

Для своевременного обнаружения источников химической опасности предусмотрено разработать процедуру регистрации новых предприятий, осуществляющих на территории области деятельность по использованию, реализации, складированию, хранению, транспортированию АХОВ.

3.4. Подготовка и обучение производственного персонала и

населения

Для более успешного решения основных задач по защите населения и территории области от ЧС с химической опасностью в Программе предусмотрен комплекс мероприятий просветительного характера. В рамках настоящей Программы предлагается:

- проводить подготовку руководящего состава, комиссий по ЧС городов и районов области, служб к оценке химической обстановки на объектах и руководству в проведении мероприятий по ликвидации химических аварий в учебно - методическом центре Главного управления по делам ГО и ЧС области;

- проводить обучение специалистов, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на основе новых учебных программ и методик;

- осуществлять мероприятия по обучению неработающего населения области правилам поведения при угрозе и возникновении химических аварий, использования средств индивидуальной защиты.

Обучение осуществлять в учебных группах при домоуправлениях и через средства массовой информации.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа реализуется за счет средств областного экологического фонда, потребителей на договорной основе, собственных средств предприятий, за счет средств, предусматриваемых на текущее финансирование организациям - исполнителям, средств областного и местных бюджетов.

5. МЕХАНИЗМЫ И КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

По отдельным направлениям Программы заказчиком разрабатываются конкретные планы действий и мероприятий.

Исполнители Программы, несут ответственность за организацию и исполнение соответствующих мероприятий, отвечают за качественное и своевременное их выполнение, а также рациональное использование выделяемых средств.

Исполнители Программы представляют в Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области отчеты о ходе работы по реализации Программы к 10 января и 10 июля ежегодно. Контроль за выполнением Программы осуществляется Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Мурманской области.

Главное управление по делам ГО и ЧС Мурманской области ежегодно к 20 января представляет Губернатору Мурманской области обобщенную информацию о ходе и итогах реализации Программы. Результаты выполнения мероприятий Программы по решению Губернатора области могут быть рассмотрены на заседаниях Правительства Мурманской области.

Начальник Главного управления

по делам гражданской обороны

и чрезвычайным ситуациям

Мурманской области

В.Ф.ЛИШИК

Приложение

к Программе

по обеспечению

химической безопасности

Мурманской области

на 2000 - 2005 годы

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ

ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ МУРМАНСКОЙ

ОБЛАСТИ НА 2000 - 2005 ГОДЫ

-----T------------------------------------------T-----------------T---------------------T------------------¬

¦ N ¦ Содержание мероприятий ¦ Срок ¦ Исполнители ¦ Источники ¦

¦п/п ¦ ¦ исполнения ¦ ¦ финансирования ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ 1. Организационные мероприятия ¦

+----T------------------------------------------T-----------------T---------------------T------------------+

¦1.1.¦Доведение до населения области целей и ¦II квартал ¦областная, ¦источники и ¦

¦ ¦задач, поставленных территориальной ¦2000 г. ¦городские и ¦средства, ¦

¦ ¦программой ¦ ¦районные ¦предусмотренные ¦

¦ ¦ ¦ ¦администрации, ГУ ¦на текущее ¦

¦ ¦ ¦ ¦ГОЧС области, ¦финансирование ¦

¦ ¦ ¦ ¦управления ГОЧС ¦исполнителей ¦

¦ ¦ ¦ ¦городов и ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦районов, редакции ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦газет, радио и ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦телевидение ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦1.2.¦Рассмотрение вопросов в области ¦согласно ¦территориальные ¦источники и ¦

¦ ¦химической безопасности, а также ¦планам работы ¦госнадзорные ¦средства, ¦

¦ ¦эффективности мер по ее обеспечению на ¦ ¦органы; ¦предусмотренные ¦

¦ ¦заседаниях Координационного совета по ¦ ¦областная, ¦на текущее ¦

¦ ¦промышленной и экологической ¦ ¦городские и ¦финансирование ¦

¦ ¦безопасности, комиссий по ЧС городов и ¦ ¦районные ¦исполнителей ¦

¦ ¦районов области ¦ ¦администрации, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦управления ГОЧС ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦городов и районов ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦1.3.¦Проведение комплексных проверок ¦2000 - 2005 г. г.¦управление ¦источники и ¦

¦ ¦химически опасных объектов в целях ¦ ¦Госгортехнадзора, ¦средства, ¦

¦ ¦выявления и устранения нарушений в ¦ ¦Госкомитет по ¦предусмотренные ¦

¦ ¦производственной деятельности, ¦ ¦охране окружающей ¦на текущее ¦

¦ ¦обеспечения безопасности рабочих и ¦ ¦среды, Центр ¦финансирование ¦

¦ ¦служащих объектов, населения области, ¦ ¦госсанэпиднадзора, ¦исполнителей ¦

¦ ¦выявления угроз диверсионно - ¦ ¦УФСБ РФ, ГУ ГОЧС ¦ ¦

¦ ¦террористических устремлений и оценки ¦ ¦области, УВД ¦ ¦

¦ ¦достаточности принятых мер по ¦ ¦Мурманской области ¦ ¦

¦ ¦предупреждению химических аварий ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦1.4.¦Разработка предложений по ¦2000 - 2005 г. г.¦администрация ¦источники и ¦

¦ ¦совершенствованию законодательной, ¦ ¦области, ¦средства, ¦

¦ ¦нормативной и методической базы в ¦ ¦территориальные ¦предусмотренные ¦

¦ ¦области химической безопасности ¦ ¦надзорные органы ¦на текущее ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирование ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнителей ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦1.5.¦Подготовка предложений по созданию на ¦2000 г. ¦Госкомитет по ¦источники и ¦

¦ ¦территории области полигона (площадки) ¦ ¦охране окружающей ¦средства, ¦

¦ ¦для захоронения токсичных химических ¦ ¦среды Мурманской ¦предусмотренные ¦

¦ ¦отходов ¦ ¦области ¦на текущее ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирование ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнителя ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦1.6.¦Разработка мер по предотвращению ¦2000 г. ¦институт проблем ¦на договорной ¦

¦ ¦загрязнения водных и воздушного ¦ ¦промышленной ¦основе с АО ¦

¦ ¦бассейнов продуктами выветривания ¦ ¦экологии Севера, ¦“Комбинат ¦

¦ ¦дезинтегрированных минеральных отходов: ¦ ¦институт химии и ¦“Североникель“, ¦

¦ ¦цветной металлургии - шлаки, хвосты ¦ ¦технологии редких ¦ОАО ГМК ¦

¦ ¦обогащения; горно - химической ¦ ¦элементов и ¦“Печенганикель“, ¦

¦ ¦промышленности - хвостохранилища ¦ ¦минерального сырья ¦ОАО ¦

¦ ¦ ¦ ¦КНЦ РАН ¦“Кандалакшский ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦алюминиевый ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦завод“, ОАО ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦“Апатит“ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ 2. Обеспечение мероприятий по химической безопасности ¦

+----T------------------------------------------T-----------------T---------------------T------------------+

¦2.1.¦Проведение мероприятий по замене хлора ¦ ¦администрации ¦за счет средств ¦

¦ ¦на более безопасные дезинфектанты для ¦ ¦Полярного, ¦предприятий и ¦

¦ ¦обеззараживания пит“евой воды ¦ ¦Кировска, ¦местных бюджетов ¦

¦ ¦ ¦ ¦заинтересованные ¦500 тыс. руб. ¦

¦ ¦ ¦ ¦предприятия ¦ ¦

¦ +------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ ¦- ГВПК “Водоканал“, г. Полярный ¦2000 г. ¦ ¦ ¦

¦ +------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ ¦- ОАО “Апатит“, г. Кировск ¦2000 г. ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦2.2.¦Организация приема ртути ¦2000 - 2005 г. г.¦инженерный центр ¦на договорной ¦

¦ ¦ ¦ ¦“Инко“ АО “Экорд“ ¦основе ¦

¦ +------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ ¦Переработка ртутьсодержащих предметов ¦2000 - 2005 г. г.¦п. Титан ¦на договорной ¦

¦ ¦ ¦ ¦АО “Экорд“ п. Титан ¦основе ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦2.3.¦Разработка предложений по созданию ¦2000 г. ¦администрации ¦источники и ¦

¦ ¦спецподразделений или по заключению ¦ ¦городов и районов, ¦средства, ¦

¦ ¦договоров с профессиональными аварийно - ¦ ¦администрация ¦предусмотренные ¦

¦ ¦спасательными службами и формированиями ¦ ¦области ¦на текущее ¦

¦ ¦по ликвидации ЧС, связанных с авариями ¦ ¦ ¦финансирование ¦

¦ ¦на химически опасных объектах и ¦ ¦ ¦исполнителей ¦

¦ ¦транспорте, разливами компонентов ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ракетного топлива, проведению ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦демеркуризационных работ в зонах заражения¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦2.4.¦Проведение мероприятий по снижению ¦2000 - 2005 г. г.¦промышленные ¦за счет средств ¦

¦ ¦уровня загрязнения атмосферного воздуха ¦ ¦предприятия ¦предприятий ¦

¦ ¦и окружающей природной среды вредными ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦промышленными выбросами ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦2.5.¦Рассмотрение вопроса и разработка ¦2000 г. ¦ОАО “Траловый флот“ ¦за счет средств ¦

¦ ¦предложений по выносу аммиачной ¦ ¦ ¦предприятия ¦

¦ ¦наполнительной станции тралового флота ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦за пределы селитебной зоны г. Мурманска ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ 3. Предупреждение и пресечение нарушений в области химической безопасности ¦

+----T------------------------------------------T-----------------T---------------------T------------------+

¦3.1.¦Проведение замеров по содержанию паров ¦2000 - 2005 г. г.¦Центр ¦за счет средств ¦

¦ ¦ртути в случае разлива ¦ ¦госсанэпиднадзора, ¦предприятий ¦

¦ ¦ ¦ ¦Госкомитет по ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦охране окружающей ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦среды, УГМС ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.2.¦Совершенствование системы своевременного ¦2001 г. ¦УГМС области, ¦за счет средств ¦

¦ ¦обнаружения токсичных химических ¦ ¦Госкомитет по ¦областного ¦

¦ ¦веществ. Приобретение передвижной ¦ ¦охране окружающей ¦экологического ¦

¦ ¦химической лаборатории для локальных ¦ ¦среды ¦фонда и текущего ¦

¦ ¦аварийных и подфакельных исследований с ¦ ¦ ¦финансирования - ¦

¦ ¦дооборудованием ее аналитическими ¦ ¦ ¦600 тыс. руб ¦

¦ ¦приборами для производства химических ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦наблюдений ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.3.¦Контроль обеспечения безопасности ¦2000 - 2005 г. г.¦областное ¦источники и ¦

¦ ¦перевозки опасных грузов и токсичных ¦ ¦управление ¦средства, ¦

¦ ¦химических веществ. Проведение ¦ ¦Российской ¦предусмотренные ¦

¦ ¦оперативно - розыскной деятельности по ¦ ¦транспортной ¦на текущее ¦

¦ ¦выявлению, предупреждению, пресечению и ¦ ¦инспекции, ГИБДД ¦финансирование ¦

¦ ¦раскрытию преступлений в отношении ¦ ¦УВД области, ¦исполнителей ¦

¦ ¦опасных грузов и токсичных химических ¦ ¦отделение ¦ ¦

¦ ¦веществ ¦ ¦Октябрьской ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦железной дороги, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦службы СФ, в/ч ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ЛенВО, АРУФПС РФ, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦УФСБ РФ, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦управление ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Госгортехнадзора, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦УФСБ РФ, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Госкомитет по ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦охране окружающей ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦среды ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.4.¦Организация и осуществление контроля за ¦2000 - 2005 г. г.¦предприятия - ¦за счет средств ¦

¦ ¦выбросами и сбросами вредных веществ в ¦ ¦загрязнители, ¦предприятий - ¦

¦ ¦окружающую среду ¦ ¦Госкомитет по ¦загрязнителей и ¦

¦ ¦ ¦ ¦охране окружающей ¦текущего ¦

¦ ¦ ¦ ¦среды, Центр ¦финансирования ¦

¦ ¦ ¦ ¦госсанэпиднадзора, ¦исполнителей ¦

¦ ¦ ¦ ¦УГМС области, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦управление ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦Госгортехнадзора ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.5.¦Разработка процедуры регистрации новых ¦2000 г. ¦управление ¦источники и ¦

¦ ¦предприятий, осуществляющих на территории ¦ ¦Госгортехнадзора, ¦средства, ¦

¦ ¦области деятельность по использованию, ¦ ¦ГУ ГО и ЧС области, ¦предусмотренные на¦

¦ ¦реализации, складированию, хранению, ¦ ¦администрация ¦текущее финансиро-¦

¦ ¦транспортированию аварийных химически ¦ ¦городов и районов, ¦вание ¦

¦ ¦опасных веществ (АХОВ). Включение в ¦ ¦администрация ¦исполнителей ¦

¦ ¦уставные документы предприятий вопросов ¦ ¦области ¦ ¦

¦ ¦защиты производственного персонала и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦населения, проживающего вблизи химически ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опасных предприятий, от ЧС с химической ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦опасностью с согласованием в ГУ ГОЧС ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦области ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.6.¦Лицензирование работ с химически опасными ¦2000 - 2005 г. г ¦управление ¦источники и ¦

¦ ¦веществами и перевозок химически опасных ¦ ¦Госгортехнадзора ¦средства, ¦

¦ ¦грузов автомобильным транспортом ¦ ¦России, ¦предусмотренные ¦

¦ ¦ ¦ ¦Мурманское ¦на текущее ¦

¦ ¦ ¦ ¦областное отделение ¦финансирование ¦

¦ ¦ ¦ ¦Российской ¦исполнителей ¦

¦ ¦ ¦ ¦транспортной ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦инспекции, ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦администрация ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.7.¦Декларирование безопасности промышленных ¦2000 - 2002 г. г.¦промышленные ¦за счет средств ¦

¦ ¦объектов, деятельность которых связана с ¦ ¦предприятия ¦предприятий ¦

¦ ¦повышенной химической опасностью для ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦населения области и страхование ответст- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦венности за причинение вреда населению и ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦территории в случае химической аварии ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.8.¦Создание автоматизированной системы ¦2000 - 2005 г. г.¦промышленные ¦за счет средств ¦

¦ ¦мониторинга аварийных химически опасных ¦ ¦предприятия, УГМС ¦предприятий и ¦

¦ ¦веществ (АХОВ) на территории области ¦ ¦области, Госкомитет ¦средств, ¦

¦ ¦ ¦ ¦по охране ¦предусмотренных на¦

¦ ¦ ¦ ¦окружающей среды, ¦текущее ¦

¦ ¦ ¦ ¦Центр ¦финансирование ¦

¦ ¦ ¦ ¦Госсанэпиднадзора, ¦исполнителей ¦

¦ ¦ ¦ ¦ГУ ГОЧС ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.9.¦Создание единой транкинговой системы ¦2000 - 2005 г. г.¦оператор ¦за счет ¦

¦ ¦связи на территории Мурманской области ¦ ¦административной ¦собственных ¦

¦ ¦ ¦ ¦транкинговой ¦средств и ¦

¦ ¦ ¦ ¦системы связи ООО ¦привлеченных ¦

¦ ¦ ¦ ¦ПКФ “Аспол-Диамант- ¦кредитов ¦

¦ ¦ ¦ ¦Мурманск“ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.10¦Разработка предложений по созданию ¦2000 г. ¦администрация ¦источники и ¦

¦ ¦системы быстрого реагирования на ¦ ¦области, МБАСУ, ¦средства, ¦

¦ ¦несанкционированный сброс органических ¦ ¦служба РХБЗ СФ, ¦предусмотренные на¦

¦ ¦веществ, в том числе нефтепродуктов, в ¦ ¦медслужба СФ ¦текущее финансиро-¦

¦ ¦окружающую среду ¦ ¦экологическая ¦вание ¦

¦ ¦ ¦ ¦служба СФ ¦исполнителей ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦3.11¦Обеспечение средствами индивидуальной ¦2000 - 2005 г. г.¦ ¦ ¦

¦ ¦защиты (СИЗ) и медицинской защиты ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦населения, рабочих и служащих предприятий ¦ ¦ ¦за счет средств ¦

¦ ¦с АХОВ: ¦ ¦ ¦предприятий. ¦

¦ ¦- рабочих и служащих ¦ ¦предприятия ¦федеральный бюджет¦

¦ +------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ ¦- населения ¦ ¦администрация ¦федеральный ¦

¦ ¦ ¦ ¦области, ГУ ГОЧС ¦бюджет ¦

¦ ¦ ¦ ¦области ¦ ¦

¦ +------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ ¦- аварийно - спасательных формирований ¦ ¦предприятия ¦за счет средств ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦предприятий ¦

¦ +------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ ¦- бригад специализированной ¦ ¦администрации ¦местный бюджет ¦

¦ ¦ медицинской помощи повышенной готовности¦ ¦городов и районов ¦ ¦

¦ ¦ территориальной службы медицины ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ катастроф на всех уровнях ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦ 4. Подготовка и обучение производственного персонала и населения ¦

+----T------------------------------------------T-----------------T---------------------T------------------+

¦4.1.¦Обучение лиц, ответственных за ¦2000 - 2005 г. г ¦курсы повышения ¦за счет средств ¦

¦ ¦эксплуатацию опасных производственных ¦ ¦квалификации ¦предприятий ¦

¦ ¦объектов, занимающихся видами ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦деятельности, связанными с обращением с ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦химически опасными веществами ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦4.2.¦Подготовка руководящего состава, комиссий ¦2000 - 2005 г. г.¦учебно - методический¦источники и ¦

¦ ¦по ЧС городов и районов области, служб к ¦ ¦центр ГУ ГОЧС ¦средства, ¦

¦ ¦оценке химической обстановки на объектах ¦ ¦области ¦предусмотренные на¦

¦ ¦и руководству в проведении мероприятий по ¦ ¦ ¦текущее ¦

¦ ¦ликвидации последствий химических аварий ¦ ¦ ¦финансирование ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦исполнителя ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦4.3.¦Внедрение “Методики психологического ¦2000 - 2005 г. г.¦промышленные ¦за счет средств ¦

¦ ¦тестирования на профессиональную ¦ ¦предприятия ¦предприятий ¦

¦ ¦пригодность рабочих и ИТР, деятельность ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦которых связана с хлором и другими АХОВ“ ¦ ¦ ¦ ¦

+----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+------------------+

¦4.4.¦Обучение (подготовка) населения в области ¦2000 - 2005 г. г.¦учебные группы при ¦источники и ¦

¦ ¦защиты от ЧС с химической опасностью, ¦ ¦домоуправлениях, ¦средства, ¦

¦ ¦правилам поведения при угрозе и ¦ ¦средства массовой ¦предусмотренные на¦

¦ ¦возникновении химических аварий, ¦ ¦информации ¦текущее ¦

¦ ¦использования средств индивидуальной ¦ ¦ ¦финансирование ¦

¦ ¦защиты ¦ ¦ ¦исполнителей ¦

L----+------------------------------------------+-----------------+---------------------+-------------------

Начальник Главного управления

по делам гражданской обороны

и чрезвычайным ситуациям

Мурманской области

В.Ф.ЛИШИК