Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 28.07.2010 по делу N А43-5385/2010-35-175 Заявление о признании недействительным предписания управления Федеральной антимонопольной службы прекратить взимание платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов удовлетворено, так как оспариваемое предписание противоречит действующему антимонопольному законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 июля 2010 г. по делу N А43-5385/2010-35-175

В тексте документа, видимо, допущены опечатки:

резолютивная часть решения объявлена 21 июля 2010 года, а не 28 июля 2010 года;

решение изготовлено в полном объеме 28 июля 2010 года, а не 21 июля 2010 года.

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2010 года.

Решение изготовлено в полном объеме 21 июля 2010 года.

Арбитражный суд Нижегородской области в составе:

судьи Садовской Г.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Садовской Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании заявление

ГУНО “Государственное ветеринарное управление Бутурлинского района“ о признании недействительным решения УФАС по Нижегородской области N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010, предписания УФАС по Нижегородской области
N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

при участии в заседании представителей:

от заявителя: Далуева Е.С. (доверенность от 02.03.2010);

от заинтересованного лица: Григорян Т.Н. (доверенность от 28.09.2009);

установил:

В Арбитражный суд Нижегородской области обратилось ГУНО “Государственное ветеринарное управление Бутурлинского района“ (далее - Учреждение, Заявитель) с заявлением о признании недействительным решения УФАС по Нижегородской области (далее - Ответчик, Административный орган) N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010, предписания УФАС по Нижегородской области N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства по основаниям указанным в заявлении. Представитель заявителя требования поддержал.

Представитель Ответчика требования отклонил, считая оспариваемые решение и предписание законными и обоснованными.

В судебном заседании объявлялся перерыв сроком до 21.07.2010 09-40 после перерыва рассмотрение дела было продолжено.

Заслушав представителя Ответчика и всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд счел заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В Управление федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступило поручение Федеральной антимонопольной службы о проверке действий учреждений подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии на соответствие требованиям антимонопольного законодательства.

По итогам исследования истребованных в рамках вышеназванного поручения документов и информации, а также анализа действий Заявителя Административным органом возбуждено дело о нарушении частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ (далее - Закон о защите конкуренции).

По результатам рассмотрения дела вынесено решение по делу N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010, в соответствии с которым Заявитель признан виновным в нарушении части 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции в части создания препятствий хозяйствующим субъектам при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере обращения подконтрольной государственному ветеринарному надзору
продукции, что может привести к ограничению конкуренции, а также в части совмещения данным учреждением функций органа исполнительной власти в области ветеринарии с функциями хозяйствующего субъекта.

В соответствии решением по делу N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010 Заявителю выдано предписание N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно о прекращении взимания платы за оформление и выдачу хозяйствующим субъектам ветеринарных сопроводительных документов (свидетельств форм N 1, 2, 3 и справок формы N 4) на подконтрольную государственному ветеринарному надзору продукцию.

Не согласившись с указанными действиями, Учреждение обратилось в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили
оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

В статье 3 Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 “О ветеринарии“ (далее - Закон о ветеринарии) предусмотрены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. При этом к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся решение вопросов в области ветеринарии, как прямо поименованных в данной статье, так и иных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Вопросы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на платной основе к исключительному ведению Российской Федерации не относятся.

В силу части 2 статьи 5 Закона о ветеринарии систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации представляют уполномоченные в области ветеринарии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения.

На основании пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, органами государственного ветеринарного надзора являются органы управления, учреждения и организации Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 3 Закона Нижегородской области от 01.02.2007 N 10-З “О ветеринарии в Нижегородской области“ Государственная ветеринарная служба Нижегородской области входит в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации и включает в себя уполномоченный в области ветеринарии орган исполнительной власти Нижегородской
области и подведомственные ему государственные учреждения ветеринарии.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 26.09.2005 N 231 уполномоченным в области ветеринарии органом исполнительной власти Нижегородской области является Комитет государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.

Учреждение создано на основании постановления Правительства Нижегородской области от 18.11.2003 N 341 “О создании государственных учреждений ветеринарии Нижегородской области“.

Учреждение, согласно пунктам 1.1, 1.2, 1.3 Устава, является государственным учреждением и входит в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Нижегородской области. Кроме того, Заявитель является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.

Правила организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006 N 422, предусматривают, что ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющие идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации (пункт 1.2). Партии грузов, перечисленных в Приложении N 19 к настоящим Правилам, должны сопровождаться: ветеринарными свидетельствами форм N 1, 2, 3 - при перевозке грузов за пределы района (города) по территории Российской Федерации; ветеринарными справками формы N 4 - при перевозке грузов в пределах района (города) (пункт 1.3). Ветеринарные свидетельства форм N 1, 2, 3 и ветеринарные справки формы N 4 выдают учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии (пункт 2.1).

В силу пункта 2.7 Перечня платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденного Минсельхозом Российской
Федерации 20.01.1992 N 2-27-145, в числе платных ветеринарных услуг, оказываемых продуктивным и непродуктивным животным в хозяйствах и предприятиях независимо от подчиненности и форм собственности, указана выдача ветеринарных документов (ветсвидетельства, справки, паспорта и регистрационные удостоверения).

Как установлено в части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусматривает, что запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 317-ФЗ “О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом“ и Федеральным законом от 30 октября 2007 года N 238-ФЗ “О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта“.

Таким образом, поскольку статья 3 Закона о ветеринарии не относит к исключительному ведению Российской Федерации в области ветеринарии вопросы выдачи ветеринарных сопроводительных документов на платной основе, данные вопросы могут быть урегулированы на уровне субъекта
Российской Федерации, без нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Факты выдачи на платной основе ветеринарных сопроводительных документов подтверждаются материалами дела. Размер платы за выдачу ветеринарных сопроводительных документов установлен в прейскуранте цен, утвержденном начальником Учреждения по согласованию с председателем Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области.

На основании изложенного выше, суд пришел к выводу, что оспариваемые решение и предписание по делу N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010 противоречат действующему антимонопольному законодательству и нарушают права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Согласно части 2 стать 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 101, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, включая расходы по уплате государственной пошлины, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с соответствующей стороны.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 181, 200 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требование ГУНО “Государственное ветеринарное управление Бутурлинского района“ удовлетворить.

Признать недействительными решение УФАС по Нижегородской области N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010, предписание УФАС по Нижегородской области N 916-ФАС52-ТР-15-02/10-09 от 13.01.2010.

Взыскать с Управления федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области в пользу ГУНО “Государственное ветеринарное управление Бутурлинского района“ расходы по государственной пошлине в сумме 4 000 рублей,
уплаченной по заявкам на оплату расходов N 146 от 01.04.2010 и N 94 от 02.03.2010.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении месячного срока со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не будет изменено или отменено, вступит в силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение месячного срока со дня принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта.

Судья

Г.А.САДОВСКАЯ