Законы и постановления РФ

Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 15.01.2010 по делу N А43-42863/2009-1-915 Осуществление медицинской деятельности при отсутствии специального разрешения (лицензии), в случае если наличие такого разрешения обязательно, является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 15 января 2010 г. по делу N А43-42863/2009-1-915

Резолютивная часть решения объявлена 11 января 2010 года

Текст решения в полном объеме изготовлен 15 января 2010 года

Арбитражный суд Нижегородской области в составе

Судьи Мустафаева Гаджиява Ильясовича,

при ведении протокола судебного заседания судьей Мустафаевым Г.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Балахнинском, Чкаловском районах)

о привлечении индивидуального предпринимателя Белькову Галину Михайловну, г. Балахна Нижегородской области к административной ответственности

при участии представителей сторон:

от заявителя: Тесленко Н.Г. по доверенности от 29.12.2009;

от заинтересованной стороны: не явился;

установил:

в Арбитражный суд Нижегородской
области обратилось Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в Балахнинском, Чкаловском районах) (далее Управление, административный орган) с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Белькову Галину Михайловну, г. Балахна Нижегородской области к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требование.

Индивидуальный предприниматель, уведомленный надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, отзыва не представила.

Заслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, суд находит заявлению подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов административного дела, на основании распоряжения N 16-5081 от 28.10.2009 сотрудником Управления в период с 09.11.2009 по 20.11.2009 была проведена плановая проверка за соблюдением предпринимателем законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

По результатам проведенной проверки должностным лицом Управления 20.11.2009 был составлен акт проверки.

В ходе проверки административным органом было установлено, что предпринимателем в оздоровительном комплексе, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Балахна, ул. К. Маркса, 35 осуществляется медицинская деятельность - оказание услуг массажа, вакуумного массажа в отсутствие соответствующего разрешения (лицензии) на осуществление медицинской деятельности, в нарушение статьи 17 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001 “О лицензировании отдельных видов деятельности“, статьи 40 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“.

По результатам проверки и на основании акта проверки от 20.11.2009 должностным лицом управления в присутствии индивидуального предпринимателя Бельковой Г.М. 23.11.2009 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

При составлении протокола предприниматель пояснила, что не знала о необходимости лицензии на оздоровительный массаж.

Управление усматривает в действиях общества признаки состава правонарушения, предусмотренного
частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии), определяется законом (часть 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 40 Закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, что отвечает требованиям подпункта 96 пункта 1 статьи 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“.

Согласно п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30, под медицинской деятельностью понимается выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санатарно-курортной медицинской помощи, к которой, в соответствии с Перечнем (приложением) к названному Положению, в том числе, относятся работы (услуги) по медицинскому массажу и косметология терапевтическая.

Порядком организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 10.05.2007 N 323, регулируются вопросы организации работ (услуг), выполняемых индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами при осуществлении медицинской деятельности, в которую включены работы и услуги по косметологии (терапевтической и
хирургической).

В силу п. 3 названного Порядка указанные работы (услуги) выполняются на основании лицензии.

Из содержания приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.04.2001 N 113 “О введении в действие отраслевого классификатора “Простые медицинские услуги“ (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001; далее - Отраслевой классификатор) следует, что общий массаж, массаж лица, чистка кожи лица (комплексный уход за кожей лица, в том числе ультрафиолетовые чистки кожи), маски, фототерапия кожи, ультразвуковое лечение кожи относятся к простым медицинским услугам и медицинской деятельности (раздел 21 Отраслевого классификатора).

В соответствии с Постановлением Росстата от 27.10.2006 г. N 61 и утвержденного им Порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об “Объеме платных услуг населению“, действующего на момент проведения проверки (утратил силу с 01.01.2010 г.) платные услуги населению в соответствии с действующим Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 г. N 163, подразделяются, в том числе, на бытовые и медицинские услуги.

Согласно пункту 49 раздела “Медицинские услуги“ указанного Порядка медицинские услуги охватывают услуги, оказываемые косметологическими подразделениями.

В силу пункта 50 того же раздела Порядка в медицинские услуги включается оплата населением услуг по оказанию различных видов медицинской помощи (включая услуги в области косметологии), проведение массажей (включая гидромассаж), услуги обертывания грязями, мануальной терапии, предоставляемые парикмахерскими, салонами красоты, оздоровительными центрами.

Из указанных норм следует, что к медицинским услугам, предоставляемым в оздоровительных центрах, подлежащим лицензированию относятся услуги массажа тела.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,
орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Как видно из материалов дела, в оздоровительном комплексе “EMERALD CLUB“, расположенном по адресу: Нижегородская область, г. Балахна, ул. К. Маркса, 35 индивидуальным предпринимателем Бельковой Г.М. оказываются услуги массажа, в том числе вакуумного массажа, что подтверждается рекламой данного вида услуг, размещенной в печатном издании газете “Рабочая Балахна“ N 126 от 27.10.2009, журналом предварительной записи клиентов (л.д. 32 - 36), копией визитки оздоровительного комплекса, где в качестве предлагаемой услуги указан массаж, вакуумный массаж.

Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу, что в действиях предпринимателя содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, поскольку на момент проверки она осуществляла предпринимательскую деятельность без лицензии.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении.

Процессуальных нарушений, влекущих ущемление прав лица, привлекаемого к административной ответственности, при производстве дела об административном правонарушении судом не установлено.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для
соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии предпринимателем всех зависящих от него мер по получению соответствующей лицензии заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, и факта его совершения предпринимателем, а также оснований для возбуждения в отношении предпринимателя дела об этом правонарушении.

Оснований для освобождения предпринимателя от ответственности судом не установлено.

В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Административная ответственность за нарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных *** от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

На основании вышеизложенного, учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе совершение правонарушения впервые, отсутствие вредных последствий, ущерба третьим лицам и государству, суд назначает наказание по низшему пределу административного штрафа, предусмотренного названной статьей Кодекса, в размере 4.000 рублей.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 180 - 182, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

привлечь индивидуального предпринимателя Белькову Галину Михайловну (ИНН 524404791009, Нижегородская область г. Балахна, ул. К. Маркса, д. 35) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 4.000 (четыре тысячи)
рублей.

Административный штраф лицом, привлеченным к административной ответственности, должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по реквизитам:

ИНН 5260147237/КПП 526001001

УФК по Нижегородской области (Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области)

Р/с 40101810400000010002 ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Н.Новгорода

БИК 042202001

КБК 14101690050050000140

Код ОКАТО 22205501000

Наименование платежа: административный штраф по постановлению N от.

По истечении тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу, в случае если арбитражному суду не будет представлено доказательство добровольной уплаты штрафа, выдать и направить исполнительный лист на взыскание штрафа в Управление федеральной службы судебных приставов по Нижегородской области.

Настоящее решение вступит в законную силу по истечении 10 дней со дня принятия, если не будет подана апелляционная жалоба.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Нижегородской области в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного акта

Судья

Г.И.МУСТАФАЕВ