Законы и постановления РФ

Определение Нижегородского областного суда от 15.12.2009 по делу N 33-9616 Требования о признании незаконным решения отдела Пенсионного фонда РФ об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и об обязании выдать данный сертификат удовлетворены правомерно, так как закон не относит детей, родившихся живыми и умерших на первой неделе жизни, к числу детей, при рождении которых у родителей не возникает права на дополнительные меры государственной поддержки.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 декабря 2009 г. N 33-9616

Судья - Серова А.Г.

15 декабря 2009 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе:

председательствующего Юрковой Н.В., судей Гущевой Н.В., Кочневой Е.Н.

при секретаре Г.

с участием А.

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Нижегородского областного суда Юрковой Н.В.

дело по кассационной жалобе ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Княгининскому району Нижегородской области

на решение Княгининского районного суда Нижегородской области от 10 ноября 2009 года по делу по иску А. к ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Княгининскому району Нижегородской области о признании незаконным решения ГУ - отдел ПФ РФ по Княгининскому
району Нижегородской области N <...> от 21.09.2009 года об отказе в выдаче А. государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; признании за А. права на материнский (семейный) капитал; обязании ГУ отдел ПФ РФ по Княгининскому району Нижегородской области выдать А. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

установила:

истица А. обратилась в суд с иском к ГУ - отдел Пенсионного фонда РФ по Княгининскому району Нижегородской области о признании незаконным решения ответчика N <...> от 21.09.2009 года об отказе в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; признании за истицей права на материнский семейный капитал и обязании ответчика выдать ей государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

Исковые требования мотивировала тем, что 25.01.2007 года она родила дочь М., которая в этот же день умерла. В связи с родами 29.11.2006 года она получила родовой сертификат. 5 марта 2007 года она и муж усыновили сына Д. <...> года рождения. Получили свидетельство о рождении сына, где она и муж записаны родителями ребенка. Она обратилась к ответчику с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. В выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал решением N <...> от 21.09.2009 года ей отказано по причине отсутствия свидетельства о рождении на первого ребенка. Свидетельство о рождении дочери она представить не может, так как в соответствии с ФЗ “Об актах гражданского состояния“, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти, свидетельство о рождении не выдается. Родителям была выдана справка о рождении дочери установленного законом образца. Отказ в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал считает
незаконным. Она имеет право на получение сертификата.

В судебном заседании истица А. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика исковые требования А. не признал.

Решением Княгининского районного суда Нижегородской области от 10 ноября 2009 года исковые требования А. удовлетворены.

Решение Государственного учреждения - отдел Пенсионного фонда РФ по Княгининскому району Нижегородской области N <...> от 21.09.2009 года об отказе А. в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал признано незаконным.

За А. признано право на материнский (семейный) капитал.

На Государственное учреждение - отдел ПФ РФ по Княгининскому району Нижегородской области возложена обязанность выдать А. государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

С ГУ - отдел ПФ РФ по Княгининскому району Нижегородской области в пользу А. взысканы расходы по госпошлине в сумме 100 рублей.

В кассационной жалобе ответчиком поставлен вопрос об отмене решения суда, как необоснованного.

Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения, проверены судебной коллегией Нижегородского областного суда по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса РФ, в пределах доводов кассационной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся по делу лиц, судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законом и установленными по делу обстоятельствами.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39, часть 1). Конкретные меры социальной
поддержки семьи и детей в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 7 ст. 3 Федерального закона “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“ N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), и может быть реализовано не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Постановлением Правительства РФ N 873 “О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал“ 30 декабря 2006 года были утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В соответствие с п. 5 указанных Правил заявление подается с предъявлением документов (их копий, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), удостоверяющих личность, место жительства лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, подтверждающих принадлежность к гражданству РФ лиц, указанных п. “а“ и “в“ пункта 3 настоящих Правил, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Удовлетворяя требования А., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что закон не относит детей, родившихся и умерших на первой недели жизни к числу детей, которые не учитываются при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки.

Прежде всего,
надо отметить, что право на дополнительные меры государственной поддержки в рамках Закона “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“ N 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. связано с фактом рождения (усыновления) ребенка.

Факт рождения у А. первого ребенка ответчик не оспаривал, что подтвердил в судебном заседании. Кроме того, факт государственной регистрации рождения А. первого ребенка подтверждается Государственной регистрацией акта рождения А.М., дата рождения 25.01.2007 года. Регистрация осуществлена отделом ЗАГС Княгининского района Нижегородской области 30.01.2007 года, о чем составлена запись акта о рождении N <...> от 30.01.2007 года.

Довод кассационной жалобы о том, что А. не было представлено свидетельство о рождении первого ребенка, не может являться основанием к отмене судебного постановления.

В силу ч. 2 ст. 20 ФЗ от 15 ноября 1997 г. N 143 “Об актах гражданского состояния“ в случае, если ребенок умер на первой неделе жизни, производится государственная регистрация его рождения и смерти. Государственная регистрация рождения и смерти ребенка, умершего на первой неделе жизни производится на основании документов установленной формы о рождении и о перинатальной смерти, выданных медицинской организацией или частно практикующим врачом. На основании составленных записей актов о рождении и смерти выдается только свидетельство о смерти ребенка. По просьбе родителей (одного из родителей) выдается документ, подтверждающий факт государственной регистрации рождения ребенка, умершего на первой неделе жизни.

Таким образом, выдача свидетельства о рождении ребенка, умершего на первой неделе жизни, законодательством не предусмотрена.

Все обстоятельства, которыми аргументированы кассационная жалоба, являлись предметом обсуждения в суде первой инстанции при рассмотрении дела. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда кассационная жалоба не содержит.

Выводы, изложенные
в судебном постановлении, не противоречат нормам материального и процессуального права, обоснованы доказательствами, которым дана надлежащая оценка в решении суда. Обжалуемое судебное постановление имеет правильное правовое и фактическое обоснование.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Княгининского районного суда Нижегородской области от 10 ноября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.