Законы и постановления РФ

Определение Нижегородского областного суда от 24.11.2009 по делу N 33-8821/2009 Решение суда по иску о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал отменено, по делу вынесено новое решение - об отказе в удовлетворении данного иска, так как факт признания первого ребенка истицы мертворожденным не может учитываться при решении вопроса о ее праве на получение данного сертификата.

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 ноября 2009 г. N 33-8821/2009

Судья Лебедкина Л.В.

24 ноября 2009 г. судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего Железновой Н.Д., судей Гаврилова В.С. и Башаркиной Н.Н..,

при секретаре К.Е.В., заслушав в открытом судебном заседании по докладу Гаврилова В.С.

дело по кассационной жалобе УПФ РФ по Краснобаковскому району

с участием

на решение Краснобаковского районного суда от 07 октября 2009 г.

по с иску К.В.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району Нижегородской области о признании права на получение государственного сертификата на материнский капитал,

установила:

К.В.В. обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району Нижегородской
области о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, и возложении на ответчика обязанности выдать государственный сертификат на материнский (семейный) капитал, указывая, что письмом N <...> от 3.12.2008 года ответчик отказал в выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал, ссылаясь на отсутствие свидетельства о рождении первого ребенка. Отказ Пенсионного фонда в выдаче ей государственного сертификата на материнский (семейный) капитал является незаконным.

Представитель ГУ УПФ РФ по Краснобаковскому району С.О.В. иск не признала и пояснила, что право на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, возникает у женщин, родивших второго ребенка, начиная с 01.01.2007 года. У К.В.В. отсутствует свидетельство о рождении первого ребенка, ребенок родился мертвым, поэтому ей было отказано в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Привлеченный по делу в качестве третьего лица отдел ЗАГС Краснобаковского района ГУ ЗАГСа Нижегородской области возражений по данному делу не имеет и просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Решением Краснобаковского районного суда от 07 октября 2009 года постановлено:

Признать за К.В.В. <...> года рождения право на материнский (семейный) капитал.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району Нижегородской области выдать К.В.В. <...> года рождения государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.

В кассационной жалобе ответчика ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав, приходит к следующему.

Федеральный закон N 256-ФЗ от 29.12.2006 года “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“ установил дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, для создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Согласно ст. 3 ч. 1 указанного выше Закона, право на дополнительные меры
государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин - граждан РФ независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 01 января 2007 года.

Постановлением Правительства РФ N 873 от 30.12.2006 г. “О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал были утверждены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский капитал, которые предусматривают подачу заявления с предъявлением документов, удостоверяющих личность, место жительства лиц имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и в том числе, документов, подтверждающих рождение (усыновление) детей.

Федеральный закон N 256-ФЗ от 29.12.2006 года предусматривает ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, который содержит информацию об этих лицах, сведения о детях - фамилия, имя, отчество, пол, дату, и место рождения, реквизиты свидетельства о рождении, очередность рождения, гражданство.

Закон “Об актах гражданского состояния“ предусматривает регистрацию действий граждан или событий влияющих на возникновение, изменение, прекращение прав и обязанностей, а также характеризующих правовое состояние граждан. Рождение человека подлежит государственной регистрации.

В соответствии с законом свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния удостоверяет факт государственной регистрации акта гражданского состояния.

Удовлетворяя исковые требования К.В.В., суд в обоснование своего вывода указал, что Федеральный закон N 256-ФЗ от 29.12.2006 года не связывает право женщины на получение материнского капитала с воспитанием предыдущих детей до определенного возраста или нахождением их на иждивении, а только с фактом рождения предыдущего ребенка.

Факт государственной регистрации рождения К.В.В. первого ребенка - сына - <...> 2003 года рождения, подтверждается справкой N <...> от 25 ноября 2003 года, выданной Автозаводским отделом ЗАГСа г. Н.Новгорода, составившим
запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым N <...> от 25 ноября 2003 года. л.д. 6.

К.В.В. и ее второй сын К.Г. <...>2008 года рождения являются гражданами РФ. Истцом представлена справка о рождении первого ребенка - сына от <...> 2003 года за N <...>, которая содержит все данные, необходимые для внесения в государственный регистр, и свидетельство о рождении второго ребенка.

Следовательно, К.В.В. приобрела право на получение материнского капитала, и ответчик необоснованно отказал ей в выдаче государственного сертификата, является правильным, основанным на правильном, буквальном толковании Федерального закона N 256-ФЗ от 29.12.2006 года “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей“.

Однако с приведенным выводом суда и с мотивами для такого вывода судебная коллегия не может согласиться.

В качестве формального основания для возникновения права на получение дополнительных мер государственной поддержки законодатель называет рождение (усыновление) ребенка (детей). Определяя рождение ребенка в качестве основания возникновения предоставленных настоящим Законом прав, законодатель, вместе с тем, не включает в Закон специальной оговорки относительно того, что должно быть взято за критерий определяющий момент рождения. Момент рождения определяется не юридическими, а медицинскими критериями, в соответствии с которыми рождением признается физиологический процесс появления человека на свет и определяется моментом начала им самостоятельного дыхания.

Как указано выше, согласно справке о рождении N <...> от 25 ноября 2003 года, ребенок у истицы родился <...> 2003 года мертвым, о чем составлена запись акта о рождении ребенка, родившегося мертвым (л.д. 6).

В то же время, буквальный анализ положений Федерального закона от 29.12.2006 года N 256-ФЗ, определяющих процедуру реализации права на дополнительные меры государственной поддержки, позволяет определиться, что формально возникновение права
на материнский (семейный) капитал возникает даже не с момента рождения, определенного по медицинским критериям, а с момента регистрации данного факта с соблюдением установленной процедуры, т.е. целям реализации предоставляемого законодателем права служит не медицинский, а юридический критерий рождения.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ “Об актах гражданского состояния“ основанием для государственной регистрации рождения является:

документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, в которой происходили роды, независимо от ее организационно-правовой формы;

документ установленной формы о рождении, выданный медицинской организацией, врач которой оказывал медицинскую помощь при родах или в которую обратилась мать после родов, либо лицом, занимающимся частной медицинской практикой, - при родах вне медицинской организации.

Получение медицинской документации, удостоверяющей рождение ребенка, осуществляется при подтверждении медицинским работником, оказывающим помощь при родах, условий жизнеспособности. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ и Госкомстата России от 4 декабря 1992 г. N 380/190 “Об утверждении Инструкции об определении критериев живорождения, мертворождения, перинатального периода“ к признакам живорождения относятся дыхание, сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры независимо от того, перерезана пуповина и отделилась ли плацента. Жизнеспособными и подлежащими регистрации в качестве живорожденных признаются дети с массой тела 1000 г и более (или, если масса при рождении неизвестна, длиной тела 35 см и более или сроком беременности 28 недель и более), включая новорожденных с массой тела менее 1000 г - при многоплодных родах, а также с массой тела с 500 до 999 г в тех случаях, если они прожили более 168 часов после рождения (7 суток). Форма медицинского свидетельства и требования к его
заполнению установлены приказом Минздрава России от 7 августа 1998 г. N 241 “О совершенствовании медицинской документации, удостоверяющей случаи рождения и смерти, в связи с переходом на МКБ-Х“.

Процедура государственной регистрации рождения определена ст. 17, 18 Федерального закона “Об актах гражданского состояния“. В удостоверение факта государственной регистрации рождения ребенка выдается свидетельство о рождении установленного образца. Форма бланка свидетельства о рождении утверждена постановлением Правительства РФ от 6 июля 1998 г. N 709 “О мерах по реализации Федерального закона “Об актах гражданского состояния“. В свидетельстве о рождении в обязательном порядке должны быть отражены следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения ребенка;

фамилия, имя, отчество, гражданство родителей (одного из родителей);

дата составления и номер записи акта о рождении;

место государственной регистрации рождения (наименование органа записи актов гражданского состояния);

дата выдачи свидетельства о рождении.

Таким образом, одним из юридических фактов, с которыми законодатель связывает предоставление дополнительных мер государственной поддержки, определенных настоящим Законом, является рождение ребенка, появление на свет которого зарегистрировано в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством.

Время рождения ребенка как одно из оснований предоставления дополнительных мер государственной поддержки определяется на основании медицинских критериев рождения, в основу которых положен первый вздох новорожденного, чего не произошло <...> 2003 года с ребенком истицы.

Ввиду изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что мертворожденный ребенок истицы не может учитываться при решении вопроса о ее праве на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, а поэтому решение суда подлежит отмене как незаконное.

Вследствие того, что все обстоятельства по делу судом установлены, не требуется предоставления дополнительных доказательств и установления новых обстоятельств, судебная коллегия находит возможным вынесение
по делу нового решения, которым отказывает К.В.В. в удовлетворении заявленных исковых требований.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 07 октября 2009 года отменить, вынести по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований К.В.В. к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по Краснобаковскому району Нижегородской области о признании права на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал - отказать.