Законы и постановления РФ

Решение Думы городского округа “Город Чита“ от 12.02.2009 N 26 “Об отчете о работе Думы городского округа “Город Чита“ за период 2005-2009 гг.“

ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА “ГОРОД ЧИТА“

РЕШЕНИЕ

от 12 февраля 2009 года N 26

ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА

“ГОРОД ЧИТА“ ЗА ПЕРИОД 2005-2009 ГГ.

Заслушав доклад Председателя Думы о работе Думы городского округа “Город Чита“ за период 2005-2009 гг. и на основании ст. 4 Регламента Думы городского округа “Город Чита“ Дума городского округа решила:

1. Отчет о работе Думы городского округа “Город Чита“ за период 2005-2009 гг. утвердить.

2. Опубликовать текст отчета в газете “Читинское обозрение“.

Председатель

Думы городского округа

“Город Чита“

А.П.ЗЕНКОВ

ОТЧЕТ О РАБОТЕ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА “ГОРОД ЧИТА“

ЗА 2005-2009 ГОДЫ

Дума городского округа “Город Чита“ (далее - Дума) четвертого созыва приступила к работе 17 февраля 2005 года и завершает
свою деятельность 28 февраля 2009 года. Председателем Думы был избран А.П. Зенков, первым заместителем Т.А. Чеснокова, заместителем председателя Л.П. Василенко. В продолжение сложившихся традиций других созывов были сформированы 4 постоянные комиссии:

1. Комиссия по социальным вопросам и развитию местного самоуправления (председатель комиссии Н.Н. Цыбиков, заместитель председателя В.И. Ушаков, депутаты Т.А. Чеснокова, С.Л. Лобанов, А.Н. Михайлов, Н.В. Сыроватка, А.В. Чернигина);

2. Планово-бюджетная комиссия (председатель комиссии И.В. Тэн, с октября 2008 г. - Н.П. Сигачев, заместитель председателя Н.П. Сигачев, с октября 2008 г. - С.В. Колесников, депутаты Л.П. Василенко, А.С. Кибалин, С.В. Колесников, О.В. Салапин, Л.А. Савватеева, с декабря 2007 г. - Ю.В. Андронаки);

3. Комиссия муниципальной собственности, развития малого и среднего бизнеса (председатель комиссии С.В. Иванов, заместитель председателя Э.В. Белохон, депутаты В.Ю. Иванченко, А.А. Леснянский, Э.Г. Русин, А.В. Щебеньков);

4. Комиссия градостроительства и реформы ЖКХ (председатель комиссии Ю.Д. Сизов, с мая 2006 г. - Н.А. Галкин, заместитель председателя Б.А. Шипило, депутаты Н.Г. Катаева, Н.А. Нестеренко, А.С. Проценко, Ю.Д. Сизов, с декабря 2007 г. - М.Р. Гизаитулин).

Постоянными комиссиями проведено 425 заседаний, на которых рассмотрено 1904 вопроса.

За отчетный период Дума провела 81 заседание, приняла 944 решения, из которых 435 носят нормативный характер.

Работа Думы в 2005-2009 годах была подчинена выполнению сложных задач реформы местного самоуправления и приоритетных национальных проектов, охватывающих практически все сферы жизнедеятельности города. За отчетный период Дума совместно с администрацией городского округа создала необходимую правовую основу для организации местного самоуправления по “новым правилам“ согласно Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее - Федеральный закон N 131).

В период
действия Думы четвертого созыва постоянно проводилась работа над совершенствованием Устава городского округа “Город Чита“. Данный документ, наряду с правовыми актами, принятыми на местном референдуме, имеет высшую юридическую силу по сравнению с другими муниципальными правовыми актами, поэтому постоянно корректируется в связи с изменением федерального и регионального законодательства. За 4 года работы депутаты приняли на заседаниях Думы 7 решений о внесении изменений в Устав, при этом неоднократной корректировке подверглось большинство статей данного правового акта.

В марте 2007 года решением Думы был принят ее новый Регламент.

Для упорядочения процесса взаимодействия между депутатами Дума приняла Положение “О депутатском объединении в Думе городского округа “Город Чита“, которое предусматривает возможность создания двух видов депутатских объединений: фракций и депутатских групп, объединяющих депутатов по политическому принципу и иным основаниям.

Депутаты также уделяли внимание формированию органов местного самоуправления и входящих в их структуру коллегиальных органов. В связи с этим Дума приняла решения о формировании Избирательной комиссии муниципального образования “Город Чита“, об изменении ее состава, утвердила новую структуру администрации городского округа, включающую в себя 7 комитетов, 5 управлений, 2 отдела, контрольную инспекцию, аппарат администрации, советников, помощников и пресс-секретарей Мэра города Читы, а также глав администраций административных районов.

Кроме того, Дума рассмотрела и приняла внесенные Мэром города Читы проекты положений об администрации городского округа и о территориальных (функциональных) органах администрации городского округа.

В рамках проводимой реформы местного самоуправления Федеральным законом N 131 органы местного самоуправления наделены обширными правами по правовому регулированию вопросов участия населения в решении вопросов местного значения. Получил дальнейшее развитие институт непосредственной демократии. В связи с этим Дума подготовила и приняла следующие Положения:

- “О
территориальном общественном самоуправлении в городском округе “Город Чита“;

- “О порядке реализации правотворческой инициативы граждан в городском округе “Город Чита“;

- “О порядке назначения и проведения опроса граждан в городском округе “Город Чита“;

- “О порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе “Город Чита“;

- “О порядке назначения и проведения собрания и конференции граждан (собрания делегатов) в городском округе “Город Чита“;

- “О порядке участия граждан в обсуждении проекта Устава городского округа “Город Чита“;

- “О порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности на территории городского округа “Город Чита“.

В рамках укрепления межмуниципального сотрудничества Федеральным законом N 131 предусмотрена деятельность совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, который создан и на территории Забайкальского края. Для того чтобы городской округ “Город Чита“ имел возможность стать участником совета муниципальных образований Забайкальского края, Дума приняла несколько документов, в том числе, положение о порядке участия городского округа “Город Чита“ в организациях межмуниципального сотрудничества и о членстве городского округа “Город Чита“ в Ассоциации “Совет муниципальных образований Забайкальского края“. Кроме того, по инициативе Мэра города Читы принято решение о представлении интересов городского округа “Город Чита“ в Общероссийской общественной организации “Всероссийский Совет местного самоуправления“.

В отчетный период продолжалась работа по разработке и корректировке официальных символов городского округа. В 2006 году принято Положение о Флаге городского округа, в ноябре 2007 года - историческое решение по утверждению Герба города, 2008 год ознаменован утверждением Гимна городского округа “Город Чита“.

В связи с изменением законодательства возникла необходимость в корректировке правовых актов, устанавливающих порядок награждения наградами городского округа заслуживающих этого земляков. По инициативе Мэра города Читы решением
Думы было принято Положение “О почетном звании, наградах, премиях, стипендиях городского округа “Город Чита“. Совместно с Мэром города Читы и комиссией по наградам городского округа осуществлялась активная работа по награждению наградами и поощрениями достойных жителей города. Высокое звание “Почетный гражданин города Читы“ присвоено В.А. Сизоненко, З.Ш. Мачитову, А.Д. Михалеву, А.М. Никонову; медалью “За заслуги перед городом“ награждены Т.М. Токарева, В.И. Вербич, Г.П. Девятайкина, Г.И. Ерохин, Г.В. Муравьева, А.В. Говорин и Л.А. Саватеева, С.Х. Розенберг, Г.А. Потапов, Н.П. Димова, Л.Б. Соколовская, С.М. Синица; производилось награждение заслуженных жителей городского округа Почетной грамотой города Читы, Почетной грамотой и Благодарственными письмами Думы.

Велась работа по увековечиванию памяти известных жителей города. Так, в Администрацию Читинской области направлены материалы для увековечения памяти М.И. Агошкова путем присвоения его имени Читинскому горному техникуму, Дума также приняла решение о присвоении проезду в Черновском административном районе городского округа имени Героя Советского Союза Александра Булгакова. Кроме того, приняты решения и установлены памятные доски в честь Святителя Иннокентия, Героя Советского Союза А.П. Маресьева, 100-летия Черновских копей, краеведу Балабанову В.Ф., приняты решения об установлении памятных знаков на здании аграрного института в честь заслуг шахтеров-попечителей и на месте гибели жителей Читы в результате взрыва в кафе “Онон“.

Депутаты принимали участие и в рассмотрении вопросов, связанных с регулированием муниципальной службы. Так, Дума приняла Положение “О муниципальных должностях и муниципальной службе в городском округе “Город Чита“, а также положения, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения муниципальных служащих, лиц, замещавших отдельные выборные должности в органах местного самоуправления городского округа “Город Чита“, лиц, вышедших на трудовую пенсию по старости (инвалидности) из органов
государственной власти и управления города Читы. Кроме того, приняты Положения “О порядке проведения аттестации муниципальных служащих городского округа “Город Чита“, “О порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы в органах местного самоуправления городского округа “Город Чита“ и “О порядке ведения реестра муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа “Город Чита“.

Взаимодействие органов местного самоуправления с общественными организациями может осуществляться в форме предоставления муниципальных грантов участвующим в конкурсе общественным организациям. В связи с изменением бюджетного законодательства на федеральном уровне по инициативе Мэра города Читы принято в новой редакции Положение “О муниципальном гранте городского округа “Город Чита“. Ежегодно Дума утверждала приоритетные направления предоставления муниципального гранта на соответствующий год. Как правило, предпочтение отдавалось военно-патриотическому воспитанию молодежи, увековечиванию памяти участников войн, развитию культуры в городском округе, сохранению историко-культурного наследия городского округа, краеведению, помощи детям и инвалидам, профилактике безнадзорности несовершеннолетних граждан, защите экологии городского округа и другим направлениям деятельности общественных организаций городского округа.

С целью формирования Общественной Молодежной палаты при законодательном органе субъекта Российской Федерации депутаты разработали соответствующий порядок, на его основе проведен конкурс по кандидатуре представителя в состав данной палаты от городского округа “Город Чита“. Представителем избран Н.Н. Сокольских - аспирант Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского.

Проводилась работа по расширению возможностей самоорганизации граждан по месту жительства и организации Советов территориального общественного самоуправления (ТОС). Утверждены границы 12-и новых ТОСов. Двум уже действующим Советам ТОС поселков Ивановка, Застепь, Кутузовка и Березовый, находящимся в Черновском административном районе, передано осуществление отдельных полномочий по решению вопросов местного значения на территории поселков. Вместе с полномочиями переданы и соответствующие
финансовые средства. Развитие сети ТОС в городском округе “Город Чита“ имеет важное социально-экономическое значение. Советы ТОС являются связующим звеном между населением и органами власти городского округа, поскольку наряду с общественной деятельностью выполняют ряд административно-хозяйственных функций. В этой связи депутаты участвовали в работе выездного заседания постоянного комитета государственного устройства и местного самоуправления Читинской областной Думы, в ходе которого рассматривалась практика работы Совета ТОС поселков Застепь, Кутузовка, Березовый. Также депутаты приняли участие в областном семинаре-практикуме руководителей и специалистов представительных органов муниципальных районов и городских округов по теме “Становление территориального общественного самоуправления в Читинской области“.

С целью формирования правовой базы, обеспечивающей легальное и качественное предоставление дополнительных услуг муниципальными учреждениями социальной сферы городского округа, Дума приняла следующие Положения:

- “О порядке оказания дополнительных платных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях городского округа “Город Чита“;

- “О порядке предоставления платных медицинских и иных услуг населению в муниципальных учреждениях здравоохранения городского округа “Город Чита“;

- “О порядке предоставления дополнительных платных услуг в муниципальных учреждениях культуры и учреждениях дополнительного образования детей городского округа “Город Чита“.

Все эти решения позволили сформировать рынок платных услуг в образовании, здравоохранении, культуре, повысить качество их предоставления, ответственность исполнителей за некачественное предоставление услуг, а, следовательно, лучше защитить права потребителей - населения городского округа.

Социальная направленность деятельности Думы четко прослеживается в принятых Думой Положениях “О порядке и условиях предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем в организациях, финансируемых из бюджета городского округа “Город Чита“ и “Об обязательном страховании медицинских, фармацевтических и иных работников муниципальных учреждений здравоохранения городского округа “Город Чита“, работа которых связана с угрозой их жизни
и здоровью“.

С целью подготовки к проведению выборов Мэра города Читы и депутатов Думы пятого созыва Дума приняла решения об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам депутатов, о назначении выборов и установлении дня голосования на выборах, о толковании отдельных положений решения Думы городского округа о внесении изменений в Устав городского округа “Город Чита“, связанного с переходом на смешанную систему выборов депутатов Думы (15 депутатов - по спискам избирательных объединений, 15 - по одномандатным избирательным округам).

Особое внимание депутаты представительного органа Читы уделяли решению задач социально-экономического развития городского округа путем правотворческого регулирования по следующим направлениям:

- формирование условий для улучшения качества жизни населения городского округа;

- создание и укрепление налоговой и бюджетной нормативно-правовой базы городского округа;

- регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, обеспечивающее ее поэтапное повышение согласно требованиям федерального законодательства.

В городском округе получил распространение программно-целевой метод управления социально-экономическим развитием городского округа, реализуемый в форме принятия муниципальных целевых программ, утверждаемых Думой городского округа на основании Положения “О программах социально-экономического развития городского округа “Город Чита“. Процедура принятия муниципальных целевых программ сопровождалась проведением публичных слушаний по проектам программ, ведь взаимодействие всех субъектов городской экономической и социальной сферы на основе согласования и взаимного учета интересов, объединения усилий всего местного сообщества для решения сложившихся проблем значительно облегчает и делает более эффективной работу органов местного самоуправления.

В городском округе “Город Чита“ основными правовыми документами, устанавливающими направления и приоритеты социально-экономического развития муниципального образования, цели и задачи органов местного самоуправления в отчетный период можно назвать Программу социально-экономического развития городского округа на 2006-2010 годы и Комплексную программу социально-экономического развития городского округа на 2008-2022 гг.

Главные
цели этих судьбоносных для Читы документов - развитие демографического, интеллектуального, инновационного, кадрового и производственного потенциалов городского округа. Следует отметить, что в результате прохождения данных документов в Думе они значительно корректировались на основе предложений депутатов, общественности, специалистов Думы. Наиболее четко расставлены приоритеты в решении проблем здравоохранения, образования, культуры, экономики. В основе обеих программ заложено, прежде всего, социальное партнерство основных объектов и субъектов планирования и управления.

2005-2008 годы можно охарактеризовать как период широкомасштабной бюджетной и административной реформы, направленной, прежде всего, на создание полноценной системы местного самоуправления. Финансовая политика в период деятельности Думы городского округа “Город Чита“ четвертого созыва была направлена на совершенствование бюджетного процесса, обеспечение сбалансированности бюджета городского округа в условиях реформы межбюджетных отношений. Ведь бюджет - важнейший инструмент регулирования экономических процессов и решения социальных проблем на любом уровне власти, одновременно выступающий барометром экономического и социального состояния территории. Рекомендации публичных слушаний, ставших обязательной процедурой утверждения Бюджета городского округа, носили отнюдь не формальный характер и строго принимались во внимание при доработке документов со стороны администрации городского округа.

В течение всех лет работы Думы четвертого созыва обеспеченность расходных обязательств городского округа финансовыми ресурсами была недостаточной, но имела тенденцию к увеличению. В 2009 году в условиях существования новой системы межбюджетных отношений городской округ “Город Чита“ впервые стал недотационным муниципальным образованием Забайкальского края.

Структура расходов и доходов бюджета городского округа сложилась следующим образом: в 2005 году доходы составили - 2782179,7 тыс. руб., расходы - 2794133,7 тыс. руб., в 2008 году - соответственно 3952178 тыс. руб., 4240998,6 тыс. руб. Доминируют расходы на отрасли социальной сферы, в том числе образование, здравоохранение
и спорт, культуру, социальную политику. Дефицит, не выходящий за рамки, предусмотренные Бюджетным кодексом Российской Федерации, погашался не за счет кредитов, а за счет нормальной экономической политики.

Четкой организации работы с избирателями значительно способствовало начало реализации принятого в апреле 2007 года Положения “О наказах избирателей депутатам Думы городского округа “Город Чита“. Ежегодное принятие плана мероприятий по выполнению наказов избирателей по каждому избирательному округу стало обязательным этапом формирования проекта бюджета городского округа. Начиная с 1 января 2008 года к утверждению в бюджете городского округа на исполнение наказов избирателей депутатам Думы предлагается сумма в размере 2 млн. рублей. Наказы избирателей, имеющие особо важное социальное значение, администрация городского округа учитывает при разработке муниципальных целевых программ, адресной инвестиционной программы, а также при разработке проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год по соответствующим разделам бюджета городского округа.

В системе управления муниципальными финансами городского округа также произведены значительные преобразования благодаря Муниципальной целевой программе реформирования муниципальных финансов на 2006-2008 годы, принятой в ноябре 2006 г. Программа прошла конкурсный отбор, проводимый Министерством финансов РФ в целях софинансирования за счет средств федерального бюджета. В декабре 2008 г. средства Федерального фонда реформирования региональных и муниципальных финансов получены.

Совместно с администрацией городского округа в бюджетно-правовой сфере разработаны и приняты Положения:

- “О порядке отражения в доходах бюджета городского округа средств, полученных бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и финансирования расходов из бюджета городского округа за счет этих средств“;

- “О порядке ведения и составе информации муниципальной долговой книги“ - реестра долговых обязательств городского округа, позволяющего оперативно пополнять, представлять, получать, обрабатывать информацию о состоянии муниципального долга городского округа;

- “О порядке перечисления в бюджет городского округа части прибыли муниципальных унитарных предприятий“, устанавливающее размеры, сроки, порядок перечисления части прибыли муниципальными унитарными предприятиями в бюджет городского округа по группам предприятий ЖКХ, транспорта, торговли и прочим;

- “О порядке самообложения граждан в городском округе“, целью которого стало урегулирование процедуры введения разовых платежей граждан, осуществляемых для решения конкретных вопросов местного значения по благоустройству, ремонту дорог, больниц, клубов, озеленению территорий;

“О порядке осуществления муниципальных заимствований и обслуживания муниципального долга городского округа“, регулирующее вопросы заключения кредитных соглашений и договоров в банках, бюджетных кредитов, выпуска муниципальных ценных бумаг;

- “О проведении обязательной публичной независимой экспертизы проектов решений Думы городского округа “Город Чита“ по вопросам бюджетной и налоговой политики городского округа “Город Чита“;

- “О порядке формирования финансового резерва для финансирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета городского округа “Город Чита“;

- “О порядке предоставления средств бюджета городского округа “Город Чита“ негосударственным (немуниципальным) организациям“;

“О порядке материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления городского округа “Город Чита“;

- новая редакция Положения “О бюджетном процессе в городском округе “Город Чита“, принятая в связи с изменением Бюджетного кодекса Российской Федерации, включившая в себя изменившиеся и основополагающие нормы бюджетного законодательства городского округа по внедрению системы бюджетирования, ориентированного на результат;

- “О стандартах качества муниципальных услуг в городском округе “Город Чита“, принятое с пониманием того, что осуществлять муниципальную реформу на местах можно только на основе объективных расчетов, обосновывающих подкрепление полномочий соответствующими финансами;

- новая редакция Положения “О порядке предоставления муниципальных гарантий в городском округе “Город Чита“, предполагающая, что с 1 января 2009 года ежегодным мероприятием станет проведение конкурса по отбору инвестиционных проектов для предоставления муниципальных гарантий в очередном финансовом году. Цель документа - стимулирование инвестиционной деятельности в городском округе и обеспечение равного доступа юридических лиц к получению муниципальных гарантий.

Наличие у муниципального образования собственных финансовых средств является важной гарантией осуществления возложенных на него полномочий. В связи с этим сформирована нормативная база по местным налогам и сборам в городском округе, Думой приняты решения:

- “Об установлении налога на имущество физических лиц на территории городского округа“;

- “О введении земельного налога на территории городского округа “Город Чита“;

- “О введении единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории городского округа “Город Чита“.

В целом муниципальная налоговая политика характеризовалась дифференцированным подходом к налогоплательщикам, что выражалось в предоставлении дополнительных льгот по уплате местных налогов наиболее незащищенным слоям населения.

Согласно проведенной административной реформе сегодня система заработной платы, порядок и условия применения стимулирующих и компенсационных выплат работникам в организациях, финансируемых из местного бюджета, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно. Федеральный центр утверждает только минимальный размер оплаты труда. С осознанием того, что нормативы оплаты профессиональной деятельности работников должны соответствовать уровню возлагаемой на них ответственности и напряженности, Думой принят ряд правовых актов, направленных на единообразное установление и поэтапное повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений и муниципальных предприятий городского округа. Среди них:

- решение Думы “Об установлении размера тарифной ставки (оклада) первого разряда тарифной сетки по оплате труда работников муниципальных учреждений, финансируемых из бюджета городского округа “Город Чита“;

Положение “О единой системе оплаты труда работников муниципальных учреждений, финансируемых в бюджете городского округа“ впервые разработано и принято на уровне городского округа в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливает единую систему оплаты труда работникам школ, детских садов, поликлиник, больниц и других муниципальных учреждений;

- Положение “О размерах и условиях оплаты труда работников муниципальных предприятий городского округа“, распространяемое на фонд оплаты труда работников муниципальных предприятий города при формировании тарифов на услуги, оказываемые населению;

- Положение “О денежном содержании муниципальных служащих, лиц, замещающих выборные муниципальные должности, и оплате труда лиц, замещающих иные должности в органах местного самоуправления городского округа “Город Чита“.

В целом за отчетный период депутаты Думы провели интенсивную и результативную правотворческую работу. Принятые Думой решения обеспечили надлежащую правовую среду для реализации бюджетной и налоговой политики органов местного самоуправления.

В период деятельности Думы четвертого созыва работа с муниципальным имуществом осуществлялась в новых условиях и по новым правилам. Современная концепция основана на том, что все органы публичной власти являются неэффективными собственниками, они должны иметь в собственности только лишь имущество, необходимое для выполнения полномочий, но не для осуществления хозяйственной деятельности.

Внедрению рыночных механизмов для эффективного использования муниципального имущества сопутствовало:

- принятие Думой ежегодных планов приватизации муниципального имущества. Пристальное внимание, уделяемое депутатами данным вопросам, позволило не только выполнять план по доходам от приватизации имущества, но и перевыполнять его, что позволило частично покрыть дефицит бюджета и решить ряд социально значимых задач;

- принятие решений о повышении арендной платы за объекты муниципальной собственности;

- применение взвешенного подхода к решению вопросов передачи и приема имущества в муниципальную собственность. Администрация городского округа и Дума совместными усилиями отстаивали интересы города в части предъявления требований о передаче денежных средств на обслуживание передаваемого жилищного фонда. В дальнейшем Конституционный суд Российской Федерации определил необходимость учитывать волеизъявление муниципальных образований и недопустимость передачи имущества в одностороннем порядке. В основном, передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность завершилась к началу 2008 года;

- принятие Положений “О порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности“, “О порядке принятия решений о создании, реорганизации, ликвидации муниципальных предприятий и учреждений“, “Об утверждении системы критериев для сохранения муниципальных унитарных предприятий и организаций акции (доли) уставного капитала в которых принадлежат городскому округу “Город Чита“, на основе бюджетной и социальной эффективности“, “О порядке передачи жилых помещений, приватизированных гражданами, в муниципальную собственность городского округа “Город Чита“, “О представителях городского округа “Город Чита“ в органах управления хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в муниципальной собственности городского округа “Город Чита“, а также Порядка оказания консультативной и организационной поддержки субъектам малого предпринимательства и других нормативных правовых актов.

Поскольку муниципальная собственность играет особую роль в жизнедеятельности муниципальных образований, доходы, полученные от ее использования, являются значительным источником пополнения доходной части бюджета городского округа. Поэтому повышение эффективности управления муниципальной собственностью - одна из задач деятельности представительного органа. С этой целью было разработано и принято Положение “О порядке сдачи в аренду объектов муниципальной собственности в городском округе “Город Чита“.

В соответствии с Положением “О порядке предоставления льгот по арендной плате за объекты, находящиеся в муниципальной собственности и (или) в ведении органов местного самоуправления городского округа “Город Чита“ в течение всего периода деятельности Думы ежегодно рассматривались вопросы предоставления льгот отдельным арендаторам. В 2005, 2006, 2007 годах льготы по арендной плате за объекты муниципальной собственности предоставлялись: Свято-Иннокентьевскому Православному приходу, ООО “Фобус“ (с условием направления высвободившихся денежных средств на организацию бесплатных просмотров фильмов для детей и предоставления помещений кинотеатра “Центавр“ для организации мероприятий социального характера), гаражным кооперативам (в доле, приходящейся на земельные участки, занимаемые членами гаражных кооперативов: инвалидами, инвалидами детства, ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, а также ветеранами и инвалидами боевых действий и другими категориями граждан), пенсионерам по старости.

Земельная политика городов в современных условиях - важная составная часть муниципальной политики, направленной на повышение качества жизни населения и комплексное развитие муниципальных территорий. Реализуя полномочия органов местного самоуправления, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, значительная часть нормативных правовых актов в области земельных правоотношений в городском округе была принята, в том числе решение “О муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории городского округа “Город Чита“. Принятие данного нормативного правового акта позволило решить задачу по обеспечению соблюдения требований земельного законодательства, эффективного использования земель в границах городского округа.

К сожалению, начиная с 1 февраля 2008 года в соответствии с законом Читинской области полномочия по распоряжению земельными участками на территории города Читы перешли к Администрации Читинской области. Целью принятия данного закона было упрощение процедуры предоставления земельных участков заинтересованным лицам, однако эффект от его принятия оказался противоположным. Это дополнительное звено увеличило сроки рассмотрения заявлений почти в 2 раза. Усилия администрации городского округа и Думы, направленные на возврат полномочий по распоряжению данными земельными участками органам местного самоуправления городского округа “Город Чита“, пока положительных результатов не дали.

Работа Думы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства проводилась в условиях реформирования законодательной базы в данной сфере. Это связано с беспрецедентным в законодательной практике случаем принятия целого ряда федеральных законов в рамках пакета “Рынок доступного жилья“, основные из которых - новые Жилищный и Градостроительный кодексы. Вышеназванные обстоятельства потребовали разработки огромного блока местной нормативной базы и практического решения возникших проблем.

Для реализации положений Жилищного кодекса РФ, применения принципа “единого окна“, сокращения сроков оформления разрешительных документов Дума приняла решение “О переводе жилых помещений в нежилые и нежилых помещений в жилые и о переустройстве и перепланировке помещений в многоквартирных жилых домах на территории городского округа “Город Чита“. Данное решение в качестве позитивного примера вошло в журнал “Законодательные и нормативные документы в жилищно-коммунальном хозяйстве“.

В целях создания условий для демонополизации рынка управления многоквартирными домами перехода к самостоятельному выбору собственниками помещений в многоквартирных домах приемлемого для них способа управления домами, Дума приняла Положение “О порядке взаимодействия администрации городского округа “Город Чита“ с управляющими организациями“.

Утвержденная Думой муниципальная целевая программа “Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства городского округа “Город Чита“ на 2007-2009 годы“ включает как техничес“ие мероприятия по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, так и мероприятия по созданию организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу жилищно-коммунальных организаций.

Муниципальная адресная программа “Капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа “Город Чита“ на 2008-2011 годы“ принята Думой с целью улучшения ситуации с неудовлетворительным состоянием жилищного фонда, проведения его капитального ремонта и привлечения средств федерального Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимость принятия муниципальной целевой программы “Переселение граждан городского округа “Город Чита“ из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа, на 2007-2010 годы“ связана с тем, что значительная часть жилищного фонда городского округа в настоящий момент не удовлетворяет потребности населения не только по объему, но и по своим качественным характеристикам.

Провозглашенный курс Президента Российской Федерации на увеличение возможностей населения нашей страны в приобретении жилья Дума реализовала разработкой и принятием Положения “О порядке предоставления субсидии на приобретение жилья в городском округе “Город Чита“, а также муниципальной целевой программы “О развитии жилищного кредитования на территории городского округа “Город Чита“ на 2007-2010 годы“.

Развитие жилищного строительства в городе также неоднократно обсуждалось на заседаниях Думы. Основные проблемы в жилищном строительстве - отсутствие земельных участков, обустроенных коммунальной инфраструктурой, механизмов привлечения инвестиционных ресурсов. Принятая Думой муниципальная целевая программа “Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на 2007-2010 годы“ позволит обеспечить коммунальной инфраструктурой земельные участки, предназначенные под жилищное строительство, а также земельные участки, занимаемые в настоящее время ветхим и аварийным жилищным фондом, и тем самым продолжить переселение граждан из ветхого и аварийного жилья.

В рамках федеральной программы “Жилище“ Дума приняла программу “Обеспечение жильем молодых семей городского округа “Город Чита“ на 2006-2010 годы“. Ее цель - поддержка молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в решении жилищных проблем.

Проблему жилищного обеспечения также призвано решать и принятое Думой Положение “О муниципальном общежитии в городском округе “Город Чита“, определяющее порядок учета граждан и предоставления помещений в общежитиях.

С принятием Федерального закона “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ Дума определила новый порядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений городского округа “Город Чита“, за исключением организаций коммунального комплекса, создано Управление регулирования цен и тарифов администрации городского округа “Город Чита“, разработано и принято положение о данном органе. Названные решения позволят правомерно и профессионально осуществлять на территории города деятельность по регулированию тарифов организаций коммунального комплекса в соответствии. с требованиями федерального законодательства. Реализуя требования вышеназванного федерального закона, Дума утвердила Программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа “Город Чита“ и соответствующие ей производственные и инвестиционные программы ОАО “ТГК-14“, ОАО “Водоканал-Чита“, ЗАО “ЭКОПРОМ-ЧИТА“.

Сформирована правовая база городского округа “Город Чита“ по осуществлению пассажирских перевозок путем принятия следующих правовых актов:

- “О правилах перевозки пассажиров и багажа троллейбусами в городском округе “Город Чита“;

- “О конкурсе на право выполнения пассажирских перевозок по муниципальной транспортной сети городского округа “Город Чита“;

“Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа “Город Чита“;

- “О порядке организации муниципальных маршрутов на территории городского округа “Город Чита“, а также установления единых тарифов на услуги, оказываемые МП “Центральная диспетчерская служба“.

Несколько документов депутаты приняли в сфере обеспечения безопасности граждан города, в том числе, Положение, регулирующее вопросы реализации мероприятий по оповещению и информированию населения городского округа “Город Чита“ об опасности. Определены основы порядка создания, накопления, хранения и использования запасов гражданской обороны. Принят нормативно-правовой акт об осуществлении мероприятий для обеспечения безопасности населения городского округа на водных объектах, определения требований к обустройству водных объектов и другие правовые акты.

Для упорядоченности правоотношений по установлению наименований улиц, переулков, микрорайонов, площадей, бульваров, проспектов и иных административно-территориальных объектов на территории городского округа “Город Чита“ Дума приняла Положение, устанавливающее единые правила по организации данного процесса: закреплены общие требования в области наименований административно-территориальных объектов, урегулирована процедура присвоения соответствующего наименования улицы, площади и так далее.

Необходимо отметить и контрольные функции Думы, которые являются постоянными составляющими ее деятельности. Они реализовывались путем заслушивания ежегодных отчетов Мэра города Читы по программам социально-экономического развития, исполнению бюджета городского округа, рассмотрения результатов проверок Контрольно-счетной палаты и в иных формах.

Принятию практически всех важнейших документов Думы городского округа сопутствовало проведение публичных слушаний. В соответствии со ст. 13 Устава городского округа проведено 16 публичных слушаний по проектам:

- решений о внесении изменений в Устав городского округа “Город Чита“;

- по проектам муниципальных целевых программ и Комплексной программы социально-экономического развития городского округа “Город Чита“ на 2008-2022 гг.;

- по отчетам об исполнении бюджета городского округа за соответствующие годы;

- по проектам бюджета городского округа и планам социально-экономического развития городского округа “Город Чита“ на соответствующие годы и т.д.

Депутаты являлись активными участниками постоянных комиссий, работающих при администрации городского округа: по застройке городского округа, предоставлению земельных участков, проблемам оплаты труда, межведомственной комиссии, комиссии по наградам городского округа.

Активное участие депутаты Думы приняли в областном семинаре - совещании “Развитие законодательства Российской Федерации в сфере имущественных отношений“ с участием депутатов Государственной Думы РФ, а также научно-практической конференции, посвященной 15-летию создания Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области, где поднимались проблемные вопросы, связанные с пробелами в законодательстве.

Двусторонние связи с депутатами и комитетами Областной Думы, а теперь и краевого Законодательного собрания, с исполнительной государственной властью позволили решить ряд значимых вопросов. Среди них принятие Закона “О статусе областного центра Читинской области“, поправок к Законам Читинской области “Об организации бесплатного питания для детей из малоимущих семей“, “О муниципальной службе в Читинской области“, “О муниципальных выборах в Читинской области“, обращения к федеральным органам власти по внесению изменений в Федеральный закон “Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе“, об отмене федеральных налоговых льгот по местным налогам и другие.

Кроме того, в 2007 году подготовлены проекты федеральных законов “О внесении изменения в Федеральный закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ и “О внесении изменения в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. Эти законопроекты в рабочем порядке направлены во Всероссийский совет местного самоуправления для рассмотрения федеральными органами власти.

Совет Думы городского округа провел 111 заседаний. Рассмотрены вопросы планирования, формирования повестки заседаний Думы, награждения Почетными грамотами и Благодарственными письмами Думы, обращения и заявления, требующие оперативного коллегиального решения.

Организационное и материально-техническое обеспечение деятельности Думы осуществляли сотрудники аппарата Думы городского округа. Оформлены протоколы заседаний Думы и Совета Думы, подготовлено 1247 распоряжений Председателя Думы, 13 постановлений Председателя Думы, 1007 Почетных грамот Думы и 416 Благодарственных писем Думы. Зарегистрировано 4559 документов, из них были поставлены на контроль со сроками исполнения - 1520 документов, на личный прием к Председателю Думы обратились 133 гражданина, 56 руководителей общественных организаций, учебных заведений городского округа.

Правовое сопровождение деятельности Думы городского округа осуществляли юристы Думы. За истекший период они провели 668 юридических экспертиз проектов правовых актов и документов, направленных руководством Думы и ее постоянными комиссиями, по их результатам подготовлены соответствующие заключения о соответствии их действующему законодательству. При этом более чем на третью часть проектов правовых актов, поступивших в Думу городского округа от субъектов правотворческой инициативы, в заключениях было отмечено, что проект или его отдельные положения имеют недостатки, противоречат законодательству и должны быть приведены в соответствие с ним.

В отчетный период в Думу поступило 32 протеста органов прокуратуры на решения Думы или отдельные нормы, которые, по мнению прокуроров, противоречили действующему законодательству. Это в два раза меньше по сравнению с 2001-2004 годами (65 протестов), что свидетельствует о значительном укреплении законности в деятельности представительного органа местного самоуправления. Поступившие протесты прокуратуры рассмотрены в установленные сроки, о результатах сообщено соответствующему прокурору. Удовлетворен 21 протест, из них 9 частично, 7 отклонены, 3 прокурором отозваны, один находится в стадии рассмотрения. По отклоненным протестам прокурор только в двух случаях обратился с заявлениями в суд о признании оспариваемых норм противоречащими законодательству и не подлежащими применению. Суд по этим двум заявлениям отказал в их удовлетворении.

О деятельности депутатов на избирательных округах, об актуальных проблемах избирательных округов, об основных итогах заседаний Думы регулярно информировали жителей областного центра телесюжеты программы “Вести Чита“ (ЧГТРК) и передача “Вестник городской Думы“ (телекомпания “Альтес“). В программе “Вести - Чита“ о деятельности Думы вышло 160 телесюжетов, а в передаче “Вестник городской Думы“ - 80.

Еженедельно в газетах “Читинское обозрение“ и “Эффект“ выходили репортажи, комментарии, интервью, обзоры, аналитические статьи об актуальных вопросах, решаемых депутатами Думы городского округа. Деятельность представительного органа освещалась и в газетах “Ваша реклама“, “Экстра“, “Забайкальский рабочий“, “Азия Экспресс“, “Вечерка“, “Популярное радио“, “Авторадио“, на сайтах в Интернете.

По субботам на волне “Радио Сибирь“ регулярно выходила передача “С Думой о жизни“. За 2 года в эфир вышло более 80 передач.

По понедельникам вместе с представителями администрации городского округа депутаты принимали участие в пресс-конференциях по актуальным проблемам жизнедеятельности города. Информация о деятельности депутатского корпуса размещалась и на сайте Думы.

Депутаты Думы участвовали в работе Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов в городах Новосибирске, Братске, Хабаровске. Председатель Думы принял участие в организационном совещании по созданию Клуба муниципальных депутатов и его очередном заседании. По сложившейся традиции, в целях укрепления международных связей, а также рамках проведения года России в Китае депутаты присутствовали при подписании Плана совместных действий между г. Читой и г. Хайларом, в четвертой торгово-экономической выставке в г. Маньчжурии, в празднике Наадам в г. Хулунбуире, международном празднике льда и снега в г. Маньчжурии. Также депутаты участвовали в днях г. Читы в г. Чойбалсане Монгольской народной Республики.

Подводя итоги деятельности Думы городского округа “Город Чита“ четвертого созыва, необходимо отметить: поставленные депутатами цели в большинстве своем достигнуты, налажено конструктивное взаимодействие с исполнительной властью, усовершенствована нормативно-правовая база функционирования местного самоуправления с целью повышения качества жизни горожан, их благосостояния, обеспечения планового социально-экономического развития столицы Забайкальского края.