Трехстороннее соглашение между Правительством Забайкальского края, Федерацией профсоюзов Забайкалья и объединениями работодателей Забайкальского края на 2009-2010 года
Вступил в силу с 26 января 2009 года и действует до заключения следующего соглашения (пункт 7.16 данного документа)ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ,
ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ ЗАБАЙКАЛЬЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯМИ
РАБОТОДАТЕЛЕЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ НА 2009-2010 ГОДЫ
Правительство Забайкальского края (далее - Правительство), Федерация профсоюзов Забайкалья (далее - Профсоюзы), объединения работодателей Забайкальского края (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами, понимая необходимость объединения усилий для проведения созидательной социально-экономической политики, регулирования трудовых отношений, действуя в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Забайкальского края “Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений“, принимая во внимание рекомендации региональной научно-практической конференции от 10 апреля 2008 года “Социальное партнерство в сфере труда. Проблемы и пути решения“ о дальнейшем развитии и совершенствовании социального партнерства, договорились о заключении настоящего Соглашения.
Стороны признают необходимым заключение в 2009-2010 годах краевых, территориальных, отраслевых соглашений, считают обязательным заключение коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать коллективам, развивающим социальное партнерство, всестороннее содействие.
Настоящее Соглашение заключено с целью создания на основе практического внедрения принципов социального партнерства необходимых условий развития экономики, социальной и правовой защиты жителей края.
Стороны при исполнении своих обязательств по настоящему Соглашению в пределах своих полномочий учитывают положения Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашений федерального уровня.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, осуществляющим свою деятельность на территории Забайкальского края, в порядке, определяемом действующим законодательством.
Гарантии населению и работникам, установленные Соглашением, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан при заключении территориальных, отраслевых соглашений и коллективных договоров.
Настоящее Соглашение является основой при ведении коллективных переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров организаций всех форм собственности.
Стороны договорились о принятии совместных и индивидуальных обязательств:
1. В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Стороны:
1.1. Создают условия для развития экономики и еже годного увеличения валового регионального продукта за счет повышения эффективности производства.
1.2. Добиваются достижения компромисса экономических интересов естественных монополий и других товаропроизводителей, предпринимателей с целью обеспечения поступательного развития всех отраслей экономики.
1.3. Содействуют созданию дополнительных рабочих мест.
1.4. Организуют проведение государственного Праздника Весны и Труда с участием социальных партнеров. В организациях всех форм собственности проводят чествование работников, внесших наибольший вклад в развитие и повышение имиджа организации.
1.5. Вносят предложения по формированию социально-экономической политики Забайкальского края.
1.6. Обсуждают в рамках краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ход реализации приоритетных национальных проектов, осуществляют контроль за эффективным использованием средств, выделяемых из федерального бюджета на их реализацию.
1.7. Обеспечивают исполнение инвестиционных проектов программ социально-экономического развития, действующих на территории Забайкальского края.
1.8. Обеспечивают организационные и правовые условия, способствующие созданию объединений работодателей на уровне края, муниципального образования, отрасли и расширению их участия в заключении отраслевых, краевых и территориальных соглашений, коллективных договоров.
1.9. Вносят предложения краевой трехсторонней и территориальным комиссиям по регулированию социально-трудовых отношений по формированию рабочей группы для предварительного рассмотрения проектов законов, нормативных правовых и иных актов в сфере труда и связанных с ними экономических отношений.
1.10. Содействуют посредством коллективных договоров участию трудовых коллективов в формировании социально-экономической политики края.
1.11. Обеспечивают и организуют производственное соревнование. Ежегодно проводят конкурсы профессионального мастерства в отраслях экономики и бюджетной сферы в рамках Всероссийского профессионального конкурса “Мастера России“.
1.12. Определяют показатели успешной работы организаций частной формы собственности, в том числе акционерных обществ, с учетом профиля их работы. К числу основных критериев оценки относят стабильность работы организации, наличие коллективного договора, отсутствие задолженности по заработной плате и отчислениям во внебюджетные фонды.
1.13. Проводят организаторскую работу в трудовых коллективах, направленную на укрепление трудовой дисциплины, рациональное использование рабочего времени, повышение качества продукции.
1.14. Содействуют недопущению возникновения, а также своевременному разрешению коллективных трудовых споров, считая забастовку крайней мерой.
1.15. Рассматривают на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вопросы, возникшие в процессе работы по выполнению настоящего Соглашения и имеющие важное значение для дальнейшего развития и укрепления экономики края, повышения уровня жизни населения.
1.16. Содействуют развитию государственно-частного партнерства на территории Забайкальского края.
1.17. Способствуют сокращению нелегальной и теневой занятости населения, стимулированию легализации заработной платы.
1.18. Осуществляют контроль за соблюдением законодательных актов, обеспечивающих защиту интересов работников при приватизации, реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятий, в том числе за обязательным сохранением архива документов по личному составу и основной деятельности предприятий и передачей их в архивные учреждения; оказывают содействие Пенсионному фонду Российской Федерации в работе по уточнению стажа бывших сотрудников.
1.19. Учитывают величину прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения при формировании бюджета Забайкальского края, оценке уровня жизни населения, при разработке и реализации программ социально-экономического развития края, коллективных договоров и соглашений.
1.20. Обращаются в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений с предложениями по улучшению социально-экономического положения работников, проживающих в особых климатических и территориальных условиях.
1.21. Обеспечивают организацию обучающих семинаров, совещаний для целей выполнения настоящего Соглашения.
1.22. Осуществляют мониторинг и изучение общественного мнения относительно реализуемых и планируемых социально-экономических программ с целью их совершенствования и эффективного исполнения.
1.23. Участвуют в установленном законом порядке в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам, затрагивающим социально-трудовые и экономические интересы работников.
1.24. Выступают с инициативой заключения коллективных договоров и обеспечивают их регистрацию в органах по труду.
Правительство:
1.25. Разрабатывает и реализует меры по стабилизации и укреплению финансового положения края.
1.26. Максимально использует имеющиеся возможности для создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения в край отечественных и иностранных инвестиций, средств пенсионных накоплений через управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды.
1.27. Обеспечивает переход на трехлетний бюджет и прогноз социально-экономического развития края, разработку долгосрочного прогноза социально-экономического развития края.
1.28. Разрабатывает программы развития трудовых ресурсов края и обеспечивает их реализацию.
1.29. Расширяет двусторонние торговые и иные связи с Китаем, Монголией, другими странами и субъектами Российской Федерации.
1.30. Способствует реализации программ модернизации жилищно-коммунального хозяйства края. Организует проведение разъяснительной работы среди населения в части выбора форм управления и обслуживания муниципального и приватизированного жилья в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.
1.31. Обеспечивает участие представителей Профсоюзов в работе постоянно действующих краевых комиссий и других коллегиальных органов, рассматривающих вопросы, затрагивающие социально-экономические интересы работников, жителей Забайкальского края.
1.32. Обеспечивает создание экономических, правовых, информационных и иных условий на территории края для осуществления мероприятий, направленных на выполнение коллективных договоров, содействие занятости населения, повышение уровня оплаты труда, установление дополнительных социальных льгот и гарантий для работников.
1.33. Создает условия для финансирования и исполнения программ социально-экономического развития и краевых целевых программ.
1.34. В трудовых договорах с руководителями бюджетных, автономных учреждений и унитарных предприятий Забайкальского края предусматривает ответственность за несвоевременную выплату заработной платы.
1.35. Реализует меры государственной поддержки, направленные на создание условий для эффективного функционирования организаций агропромышленного комплекса. Способствует развитию партнерских отношений между сельхозтоваропроизводителями, перерабатывающими и торговыми организациями.
1.36. Способствует расширению рынка сбыта продукции местных товаропроизводителей путем проведения муниципальных и краевых выставок-ярмарок, а также участия в межрегиональных и международных выставках-ярмарках.
1.37. Содействует восстановлению системы потребительской кооперации, иных заготовительных обществ по приему и переработке продукции, производимой сельскохозяйственными кооперативами, фермерскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями.
1.38. Обеспечивает Сторонам консультативную помощь по вопросам социально-экономической и налогово-бюджетной политики Забайкальского края.
1.39. Принимает участие в формировании и регулировании цен и тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые организациями всех форм собственности, в пределах своей компетенции.
1.40. Принимает меры по обеспечению межмуниципальных пассажирских перевозок и их финансированию в объемах, предусмотренных бюджетом Забайкальского края.
1.41. Содействует развитию муниципального транспорта.
1.42. Создает условия для дальнейшего развития производственных мощностей строительных организаций и предприятий промышленности.
1.43. Оказывает государственную поддержку развитию малого предпринимательства в Забайкальском крае в соответствии с действующим законодательством.
1.44. Организует реализацию приоритетных национальных проектов на территории Забайкальского края.
1.45. Участвует в разработке и содействует реализации государственных программ по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, привлечению инвестиций в эту сферу, укреплению ее материально-технической базы.
1.46. Совершенствует нормативную правовую базу в сфере охраны природных ресурсов Забайкальского края и реализует мероприятия в этой сфере.
Работодатели:
1.47. Организуют работу по улучшению экономического и финансового положения организаций, бесперебойному производственному процессу, повышению эффективности работы и выпуску конкурентоспособной продукции, упреждению банкротства предприятий. Своевременно уплачивают налоги и обязательные платежи в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.
1.48. Устанавливают нормы труда в соответствии с достигнутым уровнем организации производства.
1.49. Обеспечивают выполнение обязательств по коллективным договорам, создают безопасные условия труда работникам организаций всех форм собственности. Участвуют в разработке и заключении отраслевых тарифных соглашений.
1.50. Организуют прохождение производственной практики для учащихся профессиональных училищ, средних специальных учебных заведений и студентов высших учебных заведений.
1.51. Обеспечивают гарантии деятельности на предприятиях профсоюзных организаций, их выборных органов, а также освобожденных и неосвобожденных членов выборных профсоюзных органов в соответствии с действующим законодательством.
1.52. Не препятствуют деятельности профсоюзов по осуществлению контроля за соблюдением трудового законодательства в организациях.
1.53. Создают краевые отраслевые объединения и территориальные отделения объединений работодателей.
1.54. Предоставляют право профсоюзным органам знакомиться с документами в сфере социально-трудовых отношений организаций.
1.55. Принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций либо по согласованию с ними в порядке, предусмотренном в коллективных договорах.
1.56. Обеспечивают право работников и первичных профсоюзных организаций участвовать в управлении организацией в формах, предусмотренных действующим законодательством.
1.57. Содействуют созданию первичных профсоюзных организаций в организациях, где они еще не созданы, способствуют развитию коллективно-договорных отношений с профсоюзами на всех уровнях социального партнерства, а также в пределах своей компетенции оказывают поддержку профсоюзам в деятельности по реализации их основных уставных целей и задач.
1.58. Осуществляют мероприятия по привлечению руководителей организаций всех форм собственности в объединения (ассоциации) работодателей с целью совершенствования и развития системы социального партнерства.
1.59. При проведении проверок соблюдения законодательства по социально-трудовым вопросам и охране труда правовыми и техническими инспекторами профсоюза предоставляют все необходимые для этого документы.
1.60. Применяют для наименования профессий, тарификации работ и установления тарифных разрядов рабочих Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, для наименования должностей ИТР и служащих - квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих и тарифно-квалификационные характеристики по общеотраслевым должностям служащих.
1.61. Участвуют в программе добровольного формирования накопительной части пенсии работников, обеспечивают софинансирование взносов работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Профсоюзы:
1.62. При поддержке работодателей и органов местного самоуправления проводят работу по созданию профсоюзных организаций в организациях независимо от их форм собственности в целях развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.63. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, профсоюзным организациям по вопросам социального партнерства, урегулирования индивидуальных и коллективных трудовых споров.
1.64. По согласованию с Правительством Забайкальского края делегируют своих представителей в создаваемые им координационные и совещательные органы. С целью наиболее полной защиты социальных, трудовых и гражданских прав членов профсоюзов заключают соглашения с соответствующими структурами краевого и федерального уровня, находящимися на территории края.
1.65. Выступают инициаторами и добиваются заключения коллективных договоров в организациях, имеющих профсоюзный орган, вносят предложения по изменению и дополнению коллективных договоров, осуществляют контроль за их выполнением.
1.66. Анализируют поступающие от трудовых коллективов и отдельных членов профсоюзов предложения по улучшению работы организаций, их финансовому оздоровлению и направляют Сторонам.
1.67. Содействуют стабилизации работы организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях, конференциях, заседаниях профсоюзных органов, направления предложений в администрацию организации, органы государственной власти и местного самоуправления.
1.68. Организуют обучение профсоюзного актива по участию в управлении производством, разработке и принятию коллективных договоров, отраслевых соглашений, разрешению трудовых споров, вопросам охраны труда и социального страхования.
Работодатели и профсоюзы:
1.69. Принимают участие в разработке и реализации программ социально-экономического развития, целевых программ развития отраслей и предприятий.
2. В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И
РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА
Стороны:
2.1. Содействуют развитию системы организационно-правовых и экономических мер по формированию и реализации эффективной политики подбора и сохранения квалифицированных кадров, а также повышают их конкурентоспособность на рынке труда.
2.2. В целях выработки согласованных решений по определению и осуществлению политики занятости населения на федеральном, территориальном уровнях в рамках социального партнерства создают координационные комитеты содействия занятости населения из представителей объединений профессиональных союзов, иных представительных органов работников; работодателей, органов службы занятости и других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
2.3. Разрабатывают совместно с государственной службой занятости населения мероприятия по предупреждению массового увольнения, поддержке и обеспечению дополнительных гарантий занятости увольняемых работников и принимают меры по их реализации в случае осложнения ситуации на рынке труда, связанной с угрозой массового увольнения работников.
2.4. Осуществляют необходимые меры по реализации мероприятий целевой программы содействия занятости населения Забайкальского края.
2.5. Вырабатывают согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением иностранной рабочей силы.
2.6. В целях снижения социальной напряженности среди неработающей молодежи и подростков содействуют сохранению действующих профессионально-технических училищ, оказывают конкретную помощь в расширении и оснащении их учебной базы современным оборудованием.
2.7. В целях содействия в трудоустройстве инвалидов считают необходимым создание специализированных рабочих мест для инвалидов и взаимодействуют с общественными организациями инвалидов.
2.8. Не допускают нарушений трудового законодательства в отношении несовершеннолетних. Проводят согласованную политику социально-трудовой адаптации молодежи, обеспечивают координацию деятельности заинтересованных структур по содействию занятости несовершеннолетних граждан в Забайкальском крае, в том числе временному трудоустройству несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
2.9. В целях реализации дополнительных гарантий занятости граждан, в первую очередь, отдельных категорий, испытывающих трудности в поиске работы, способствуют проведению оплачиваемых общественных работ и временному трудоустройству граждан в организациях края.
2.10. Организуют совместные разъяснительные кампании, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий рабочих и учебных мест) по информированию населения о состоянии рынка труда, возможности трудоустройства, профессионального обучения.
2.11. Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, учреждений начального и среднего профессионального образования.
2.12. Проводят взаимные консультации по проблемам занятости населения, разрабатывают мероприятия, направленные на развитие производства и содействие занятости населения.
2.13. Организует проведение мониторинга рабочих мест на градообразующих предприятиях, в городах и поселках с высоким уровнем напряженности на рынке труда с целью разработки предложений по улучшению сложившейся ситуации.
2.14. Совершенствует систему профессиональной подготовки и повышения квалификации работников с целью роста уровня их конкурентоспособности на рынке труда.
2.15. Готовит предложения о стимулировании работодателей, сохраняющих и создающих в организациях новые рабочие места.
2.16. Обеспечивает согласование мер социально-экономического развития, бюджетной, налоговой политики с мероприятиями по поддержанию занятости населения.
2.17. Разрабатывает мероприятия по содействию занятости работников бюджетной сферы в связи с оптимизацией сети бюджетных учреждений и предстоящим высвобождением кадров.
2.18. Обеспечивает межведомственное взаимодействие по вопросам профессиональной ориентации и выработки активной жизненной позиции молодежи с целью повышения мотиваций к труду, содействия в выборе сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения..
2.19. Принимает необходимые меры, направленные на сбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг.
2.20. Ежегодно информирует трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о развитии трудовых ресурсов.
Работодатели:
2.21. Участвуют в разработке и реализации региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под угрозой увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
2.22. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию новых, модернизации и сохранению имеющихся рабочих мест, переквалификации кадров при предоставлении соответствующих льгот, а также по трудоустройству социально незащищенных групп населения в рамках коллективных договоров и соглашений.
2.23. Принимают меры по развитию внутрифирменного профессионального обучения.
2.24. Уделяют внимание подготовке кадров массовых профессий и специальностей на основе договорных отношений с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, предусматривая увеличение затрат на эти цели. Добиваются приоритетного замещения вакантных должностей специалистов выпускниками высших и средних специальных учебных заведений.
2.25. Включают в коллективные договоры мероприятия, предусматривающие переподготовку и обучение новым профессиям высвобождаемых работников до наступления срока расторжения трудового договора, предоставление им других льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.
2.26. Своевременно информируют администрации муниципальных образований, органы государственной службы занятости населения и соответствующие профсоюзные органы о предстоящем высвобождении работников и регулярно представляют сведения об имеющихся вакансиях в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.27. В случае увольнения работника, являющегося членом профсоюза, учитывают мотивированное мнение первичной профсоюзной организации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации либо коллективным договором.
2.28. Своевременно информируют органы государственной службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест (должностей) и их заполнении, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, о приеме на работу граждан, направленных службой занятости, о возможности совместной деятельности по организации и проведению общественных работ и временной занятости.
2.29. Обеспечивают возможность опережающего переобучения высвобождаемых работников при проведении мероприятий по сокращению численности или штата.
2.30. Обеспечивают организацию и проведение общественных работ, временные рабочие места для граждан, в том числе признанных в установленном порядке безработными, на основании заключаемых договоров в соответствии с действующим законодательством.
2.31. Оказывают помощь учебным заведениям Забайкальского края (приобретение оборудования, предоставление рабочих мест для прохождения практики, проведение ремонта, установление стипендий от организаций).
2.32. Выделяют (резервируют) или создают необходимое количество рабочих мест для несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в трудоустройстве, в соответствии с установленной квотой и договором о квотировании рабочих мест, заключенным в установленном порядке.
2.33. При приеме на работу знакомят работника с коллективным договором, действующим в организации, отраслевым тарифным соглашением, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
2.34. Разрабатывают и внедряют программы карьерного (должностного) роста в организациях.
2.35. Осуществляют меры по адаптации нового работника в организации.
2.36. Обязуются принимать молодых специалистов без опыта работы с обучением на месте с учетом специфики деятельности организации.
2.37. Осуществляют обновление кадрового потенциала, обеспечивая до 30 % рабочих мест в организациях молодыми работниками, с целью адаптации организаций в реформируемых отраслях к работе в рыночных условия и повышения конкурентоспособности.
2.38. Предоставляют работникам предпенсионного возраста дополнительные льготы и гарантии для своевременного ухода на пенсию с целью обновления кадрового состава организаций.
2.39. Содействуют адаптации работников к работе в условиях реформирования, продолжению трудовых отношений работников в реорганизуемых организациях.
2.40. Предоставляют выборным профсоюзным органам информацию по вопросам реорганизации или ликвидации организации, введения технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также по другим вопросам, предусмотренным действующим законодательством, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашением.
2.41. Обеспечивают участие представителя профсоюзного органа при рассмотрении дела о несостоятельности (банкротстве) организации, в осуществлении проверки сумм требования кредиторов и других документов, представленных в обоснование банкротства.
2.42. Обеспечивают с участием выборного органа первичной профсоюзной организации разработку специальной программы содействия занятости, являющейся разделом коллективного договора
Профсоюзы:
2.43. Оказывают бесплатно членам профсоюзов правовую помощь в вопросах занятости, приема на работу и увольнения.
2.44. Через отраслевые и территориальные соглашения и коллективные договоры добиваются:
сохранения рабочих мест;
создания необходимых условий для подготовки, переобучения и повышения квалификации работников, в том числе намеченных к высвобождению;
заключения с работниками (с их согласия) договоров о повышении квалификации, переобучения и профессиональном обучении без отрыва от производства в пределах установленной продолжительности рабочего времени;
создания дополнительных рабочих мест для лиц, требующих социальной защиты;
предоставления дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам в результате сокращения численности, ликвидации, реорганизации или банкротства организаций;
сохранения за уволенными по ликвидации либо сокращению численности или штата работниками льгот и гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и коллективным договором.
2.45. Участвуют на паритетных началах в работе координационных комитетов содействия занятости населения, а также в комиссиях, создаваемых в организациях в связи с их банкротством, реорганизацией либо ликвидацией.
2.46. Оставляют на профсоюзном учете по личному заявлению высвобождаемых работников до их трудоустройства с целью использования ими льгот, действующих в организации.
Правительство и Работодатели:
2.47. Организуют подготовку, переподготовку, повышение квалификации безработных граждан под конкретные рабочие места, а также на рабочих местах по ученическим договорам.
Работодатели и Профсоюзы:
2.48. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях возможность сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест в организациях и отраслях.
3. В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА, ДОХОДОВ И УРОВНЯ
ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
Стороны:
3.1. По запросу любой из Сторон предоставляют информацию по вопросам оплаты труда, предоставления социальных гарантий работникам организаций всех форм собственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. Разрабатывают и реализуют меры по погашению имеющейся задолженности по заработной плате, по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования, обязательного медицинского страхования в организациях всех форм собственности и не допускают ее дальнейшего образования.
3.3. Участвуют в софинансировании накопительной части трудовой пенсии работников организаций в соответствии с полномочиями сторон.
3.4. Обращаются в Государственную Думу Российской Федерации обоснованием внесения изменений в Федеральный закон “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации“ в части пересмотра методики расчета прожиточного минимума с учетом региональных особенностей.
3.5. Рекомендуют руководителям организаций всех форм собственности заключать коллективные договоры и соглашения как правовые документы, регулирующие взаимоотношения работника и работодателя.
Правительство:
3.6. Принимает меры по своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, пособий и предоставлению социальных льгот, предусмотренных законодательством.
3.7. Рассматривает на межведомственной комиссии Забайкальского края по проблемам оплаты труда вопросы своевременности выплаты заработной платы и платежей во внебюджетные фонды в организациях всех форм собственности Забайкальского края.
3.8. Обеспечивает своевременное повышение заработной платы в организациях, финансируемых из бюджета Забайкальского края, в случае ее повышения согласно действующему законодательству Российской Федерации.
3.9. Разрабатывает с участием профсоюзов нормативную правовую базу для введения в 2009 году отраслевых систем оплаты труда в организациях, финансируемых из бюджета Забайкальского края.
3.10. Предусматривает в договорах с руководителями краевых государственных унитарных предприятий зависимость их заработной платы от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
3.11. Рассматривает предложения Профсоюзов при принятии нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников.
3.12. При утверждении краевого стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площади жилья в месяц определяет расходы на оплату труда работников жилищно-коммунального хозяйства с учетом “Отраслевого тарифного соглашения по организациям ЖКХ Российской Федерации“ в части установления базовой месячной тарифной ставки рабочего первого разряда.
3.13. В рамках проведения жилищно-коммунальной реформы организует разъяснение порядка предоставления населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
3.14. Публикует в средствах массовой информации расчеты по установлению цен и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, иные услуги, предоставляемые населению.
3.15. Устанавливает региональный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг не выше 20 % совокупного дохода семьи.
3.16. В установленном порядке доводит до сведения населения величину прожиточного минимума в Забайкальском крае.
3.17. Принимает меры по повышению уровня жизни населения Забайкальского края и снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
3.18. Разрабатывает нормативную правовую базу для введения отраслевых систем оплаты труда в организациях бюджетной сферы Забайкальского края с учетом необходимости их обеспечения дополнительными средствами.
Работодат“ли:
3.19. Принимают меры по погашению задолженности по заработной плате, а в случае ее задержки проводят индексацию в соответствии с действующим законодательством, отраслевыми тарифными соглашениями и коллективными договорами.
3.20. Включают в коллективные договоры нормы и положения по оплате труда отраслевых тарифных соглашений и способствуют их реализации.
3.21. При заключении с работниками трудовых договоров в обязательном порядке указывают в них условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работников, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты.
3.22. В целях сближения минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума, а также повышения уровня социальной защищенности работающих во всех отраслях экономики устанавливают минимальную месячную заработную плату не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.23. Обеспечивают своевременное представление сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о стаже и заработной плате застрахованных лиц и достоверность указанных сведений.
3.24. Предусматривают в коллективных договорах гарантии работникам по оплате времени простоя при остановке производства:
по причинам, не зависящим от работодателя и работника, - в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада);
по вине работодателя, если работник в письменной форме известил работодателя о приостановке работы, - в размере не ниже средней заработной платы работника (статья 142, 155 Трудового кодекса Российской Федерации).
3.25. При установлении и планировании фонда оплаты труда руководствуются соответствующими отраслевыми соглашениями Российской Федерации и территориальными отраслевыми соглашениями.
3.26. Обеспечивают индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги в соответствии с действующим законодательством.
3.27. С учетом финансово-экономических возможностей организаций при расчете фонда оплаты труда на текущий год обеспечивают повышение размера минимальной тарифной ставки рабочего первого разряда с целью доведения ее до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения.
Профсоюзы:
3.28. Распространяют действующие в организации социальные льготы, гарантии и стимулирующие выплаты на освобожденных работников профсоюзного органа организации в порядке, определяемом коллективным договором.
3.29. Добиваются включения в коллективные договоры положений по оплате труда отраслевых тарифных соглашений и способствуют их реализации.
3.30. Отстаивают и защищают интересы, права и льготы работников трудовых коллективов, предусмотренные соглашениями и коллективными договорами.
3.31. Рассматривают заявления и обращения работников по вопросам оплаты труда и принимают по ним соответствующие решения, ставят вопросы перед компетентными государственными органами о привлечении к ответственности работодателей, нарушающих трудовое законодательство.
Работодатели и Профсоюзы:
3.32. Проводят согласованную политику по установлению экономически обоснованных соотношений в оплате труда работников различных отраслей экономики.
3.33. При заключении коллективных договоров в организациях всех форм собственности предусматривают:
индексацию задержанной заработной платы в размерах, предусмотренных трудовым законодательством;
конкретные сроки (дни) выплаты заработной платы, сроки (графики) ликвидации задолженности по заработной плате;
меры по последовательному повышению заработной платы в организациях;
условия для увеличения доли оплаты труда в структуре затрат на производство продукции, оказание услуг;
обеспечение роста заработной платы в соответствии с уровнем инфляции, а в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, - в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами;
соблюдение условий отраслевых тарифных соглашений;
ответственность руководителей за несвоевременную выплату заработной платы и уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, нарушение договорных обязательств, а также конституционных прав граждан;
возможность софинансирования накопительной части трудовой пенсии работников организаций.
Правительство и Профсоюзы:
3.34. Взаимодействуют с Государственной инспекцией труда в Забайкальском крае по вопросам соблюдения трудового законодательства, социального страхования и выполнения коллективных договоров.
4. В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ,
ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Стороны:
4.1. Участвуют в разработке и реализации программ социальной направленности.
4.2. Через отраслевые, территориальные соглашения и коллективные договоры добиваются полной реализации государственных социальных гарантий, предоставляемых населению.
4.3. Обеспечивают соблюдение прав граждан на социальную защиту, доступность гарантируемого объема базовых социальных услуг для населения края, сохранение уровня социальных гарантий, транспортной доступности.
4.4. Обеспечивают реализацию гарантий социальной защиты семьи, женщин и детей, предусмотренных действующим законодательством.
4.5. Не допускают закрытия, перепрофилирования детских дошкольных учреждений, учреждений культуры и здравоохранения, образования, спортсооружений, учреждений санаторно-оздоровительной системы. Принимают меры по возврату поименованных учреждений к их первоначальному назначению.
4.6. Разрабатывают и осуществляют меры социальной поддержки малообеспеченной части населения со среднедушевым денежным доходом члена семьи ниже величины прожиточного минимума.
4.7. Осуществляют реализацию Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ в пределах своих полномочий.
4.8. Разрабатывают и осуществляют конкретные меры социальной защиты лиц, занятых в ликвидируемых и подвергнутых процедуре банкротства организациях всех видов и форм собственности на территории Забайкальского края, принимают меры по сохранности документов по личному составу путем их передачи в архив на момент ликвидации организации.
4.9. Способствуют становлению и развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения как составной части пенсионной системы Российской Федерации. Предусматривают при заключении соглашений и коллективных договоров условия для организации негосударственного пенсионного обеспечения работников, формирования на базе негосударственных пенсионных фондов профессиональных пенсионных систем.
4.10. Осуществляют взаимодействие по вопросам проведения летней детской оздоровительной кампании, санаторно-курортного лечения, отдыха работников и членов их семей. Обеспечивают выделение средств на приобретение бесплатных путевок в оздоровительные лагеря детям из малообеспеченных семей, детям-сиротам, детям-инвалидам.
4.11. Разрабатывают мероприятия по обеспечению безопасности детских оздоровительных лагерей.
4.12. Проводят обучение работников кадровых служб по ведению трудовых книжек, а также проведению их инвентаризации в целях защиты пенсионных прав граждан.
4.13. Осуществляют меры по обеспечению тендерного равенства.
4.14. Организуют проведение спартакиад работников по различным видам спорта, поддерживают стремление к ведению здорового образа жизни.
4.15. Используют имеющиеся спортивные сооружения, парковые зоны для занятий физкультурой и спортом.
4.16. Организуют разъяснительную работу в трудовых коллективах, среди учащихся высших и средних учебных заведений по вопросам инвестирования накопительной части трудовой пенсии путем проведения семинаров и лекций, оформления информационных стендов и открытия консультационных пунктов.
4.17. Совместно с органами Пенсионного фонда Российской Федерации проводят работу по оценке пенсионных прав и уточнению стажа бывших сотрудников предприятий, приведению в соответствие документов граждан, работающих в настоящее время.
4.18. Обеспечивают необходимые условия для осуществления государственного и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства и выполнением нормативных правовых актов по социальному страхованию.
Правительство:
4.19. Проводит согласованную политику повышения уровня социальных гарантий для населения края, обеспечивает выполнение действующего законодательства по соблюдению прав граждан на социальную защиту.
4.20. В случаях снижения уровня реальных доходов населения принимает соответствующие меры в пределах своих полномочий с учетом мнения профсоюзов.
4.21. Осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с действующим законодательством. Обеспечивает осуществление контроля за предоставлением льгот, установленных федеральными и краевыми законами.
4.22. Осуществляет строительство социального жилья в объемах, предусмотренных лимитами капитальных вложений и в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством.
4.23. В целях удовлетворения потребностей населения края в жилье развивает схему ипотечного кредитования.
4.24. Обеспечивает в установленном порядке предоставление населению края субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
4.25. Обеспечивает предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, в соответствии с действующим законодательством.
4.26. Считает необходимым предоставление социального жилья для переселения жильцов из домов, признанных аварийными.
4.27. Не допускает передачу имущества учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты населения, физической культуры и спорта коммерческим организациям.
4.28. Принимает меры по разработке и реализации краевых программ социальной поддержки малоимущих категорий населения, обеспечивает их финансирование и адресную направленность в пределах средств, предусмотренных в бюджете Забайкальского края.
4.29. Определяет меры социальной поддержки по перевозке льготных категорий населения в городском и пригородном сообщениях всех видов транспорта (кроме такси) в соответствии с действующим законодательством.
4.30. Предусматривает в бюджете Забайкальского края средства на санаторно-курортное лечение работников бюджетной сферы в соответствии с действующим законодательством.
4.31. Создает условия для реализации гражданами своих прав на получение образования, обеспечивая соблюдение принципа равных начальных возможностей, независимо от материального благополучия семей, увеличивая объемы ассигнований для учреждений образования, финансируемых из бюджета Забайкальского края.
4.32. Гарантирует населению края бесплатное получение медицинской помощи в объеме, утвержденном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
4.33. Предусматривает в бюджете Забайкальского края страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в размере, определенном бюджетом Забайкальского края, в том числе в 2010 году - не ниже определенного бюджетом Забайкальского края на 2009 год.
4.34. Рассматривает возможность возобновления финансирования приоритетных и жизненно необходимых программ социальной направленности.
Работодатели:
4.35. Обеспечивают отчисления профсоюзам средств для проведения социально-культурной и спортивно-оздоровительной работы в трудовых коллективах в порядке и на условиях, установленных законодательством, коллективными договорами и соглашениями, но не менее 0,15 % фонда оплаты труда.
4.36. Способствуют созданию в организациях всех форм собственности условий для приобщения работников к здоровому образу жизни.
4.37. Не допускают закрытия, перепрофилирования и использования не по назначению социально-бытовых и культурных объектов, находящихся на балансе организаций.
4.38. Обеспечивают хозяйственное обслуживание, сохранение и материальное укрепление учреждений социально-культурной сферы, загородных оздоровительных лагерей, осуществляют их своевременную подготовку к отдыху детей, подростков в летний и зимний периоды, принимают участие в комплектовании лагерей кадрами.
4.39. На условиях, определенных коллективным договором, обеспечивают детей работников льготными путевками в детские санатории, оздоровительные лагеря, в детские дошкольные учреждения.
4.40. На основании статьи 377 Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности“ ежемесячно и бесплатно перечисляют на счет профсоюза членские профсоюзные взносы из заработной платы работников по их заявлениям.
4.41. Своевременно и в полном объеме осуществляют уплату единого социального налога, страхового взноса по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.42. Для исключения отказов в назначении пенсий с учетом стажа на соответствующих видах работ приводят наименование должностей и организаций в соответствие с утвержденными Списками производств, работ, профессий, должностей и характеристик, дающих право выхода на пенсию с учетом стажа на соответствующих видах работ.
Профсоюзы:
4.43. Проводят работу по созданию профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности для обеспечения защиты прав и интересов работников.
4.44. Обеспечивают социальную защиту работающих посредством заключения коллективных договоров. Осуществляют общественный контроль за выполнением трудового законодательства, коллективных договоров, расходованием средств социального страхования.
4.45. Вносят в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение норм трудового законодательства, за необеспечение заключения и выполнения коллективных договоров и соглашений.
4.46. Оказывают бесплатную юридическую консультацию и практическую помощь членам профсоюзов в оформлении документов при обращении в суд или другие инстанции в случае возникновения индивидуальных трудовых споров с работодателями.
4.47. Принимают участие в работе комиссий по социальному страхованию.
4.48. Участвуют в деятельности рабочих групп по контролю за выполнением федеральных законов “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, “О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений“ и других нормативных правовых актов, касающихся пенсионного законодательства.
4.49. Организуют на базе здравниц и оздоровительных лагерей, находящихся в пользовании профсоюзов, отдых и оздоровление детей и подростков, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4.50. Устанавливают для членов профсоюзов льготную стоимость пребывания в санаторно-курортных учреждениях, находящихся в ведении профсоюзов.
4.51. Повышают эффективность механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работников, в том числе по вопросам пенсионного обеспечения.
Работодатели и Профсоюзы:
4.52. Выделяют средства из фондов организаций и профсоюзных бюджетов на содержание социальной сферы, предоставляют льготные путевки на санаторно-курортное лечение работникам, оказывают материальную и иную помощь работающим, а также бывшим членам трудовых коллективов.
4.53. Предусматривают при заключении коллективных договоров, соглашений меры по ведению учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок предоставления жилья и оказание финансовой помощи на приобретение жилой площади, в том числе через ипотеку.
4.54. при заключении коллективных договоров на предприятиях ведущих отраслей экономики региона предусматривают выделение средств на дополнительное пенсионное страхование работников в целях повышения жизненного уровня будущих пенсионеров на территории Забайкальского края.
4.55. При заключении соглашения с инвесторами по социальной ответственности бизнеса на территории Забайкальского края проводят работу по включению раздела по разработке и внедрению корпоративных пенсионных программ.
5. В ОБЛАСТИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕР СОЦИАЛЬНОЙ И
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Меры социальной и экономической поддержки осуществляются в отношении физических лиц, граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 35 лет, проживающих в Забайкальском крае, составляющих в совокупности молодежь Забайкальского края.
Стороны:
5.1. Содействуют обеспечению занятости молодежи.
5.2. Создают условия для повышения уровня профессиональной квалификации молодежи.
5.3. Содействуют повышению доступности оздоровления и получения квалифицированной бесплатной медицинской помощи молодежи.
5.4. Оказывают взаимную поддержку при проведении молодежных мероприятий, разработке и реализации молодежных программ и проектов.
5.5. Участвуют в финансировании детско-юношеских спортивных школ, укрепляют материально-техническую базу досуговых, оздоровительных и воспитательных центров.
5.6. Содействуют созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов и молодежных комиссий профсоюзных организаций.
5.7. Проводят конкурсы профессионального мастерства среди учащихся и молодых работников.
5.8. Включают в условия проведения различных конкурсов среди предприятий оценку работы с молодежью.
Правительство:
5.9. Повышает тарифную ставку (оклад) специалистам бюджетных учреждений, работающим на селе, и педагогическим работникам в поселках городского типа (рабочий и курортный) на 25 %.
5.10. Вносит предложения Губернатору Забайкальского края о закреплении правового статуса молодого специалиста и мерах материальной поддержки молодых специалистов и разрабатывает проект закона Забайкальского края “О государственной молодежной политике Забайкальского края“.
5.11. В полной мере обеспечивает права молодежи на образование и труд, на доступ к культурным ценностям, массовому спорту.
5.12. При реализации государственной молодежной политики рассматривает направление “Работающая молодежь“ как одно из приоритетных.
5.13. Создает условия для формирования студенческих отрядов и их работы во всех отраслях экономики.
5.14. Определяет меры социальной поддержки студенческой молодежи из числа сирот, инвалидов, матерей- одиночек, ветеранов боевых действий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, других остро нуждающихся студентов в соответствии с действующим законодательством.
Работодатели:
5.15. Добиваются недопущения любых форм дискриминации по возрастному признаку в сфере труда.
5.16. Возрождают в организациях институт наставничества в целях развития профессионализма молодых работников.
5.17. Создают необходимые правовые, экономические, бытовые и организационные условия и гарантии для профессионального становления молодых работников, содействия их духовному, культурному и физическому развитию.
5.18. Предоставляют молодым работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях профессионального образования и работникам, поступающим в указанные учреждения, гарантии и льготы в соответствии с действующим законодательством.
5.19. Производят несовершеннолетним работникам, имеющим сокращенный рабочий день, оплату труда в размере, как и работникам соответствующих категорий при полной продолжительности рабочего дня.
5.20. Обеспечивают возможность поступления на работу в организацию граждан, уволенных с военной службы или альтернативной гражданской службы, которые до призыва на военную службу или до прохождения альтернативной гражданской службы работали в данной организации, в течение трех месяцев после увольнения их с военной службы или альтернативной гражданской службы.
5.21. Оказывают материальную помощь молодым работникам, возвратившимся на работу в организации после прохождения военной службы или альтернативной гражданской службы, в размерах, определяемых коллективными договорами.
Правительство и Работодатели:
5.22. Проводят профориентацию с безработными гражданами и незанятым населением, выпускниками школ и учреждений системы профессионального образования.
5.23. Осуществляют согласование объемов приема учащихся (студентов), в том числе по профессиям, специальностям в учреждениях начального, среднего профессионального образования с целью приведения в соответствие рынков труда и образовательных услуг.
5.24. Содействуют социальной поддержке молодых специалистов Забайкальского края, а именно:
их профессиональному продвижению;
дополнительному профессиональному обучению и повышению квалификации;
созданию общественных объединений молодых специалистов для защиты их прав и интересов, участия в управлении государственными и муниципальными учреждениями социальной сферы Забайкальского края;
созданию служб социальной помощи молодым специалистам.
Работодатели и Профсоюзы:
5.25. Предусматривают в коллективном договоре предоставление финансовой помощи молодым работникам при создании семьи, рождении ребенка, а также содействие в решении первичных жилищных и бытовых проблем.
5.26. Включают представителей молодежи в составы комиссий по заключению коллективных договоров и соглашений всех уровней, в том числе в трехсторонние комиссии на региональном, территориальном и отраслевом уровнях.
Профсоюзы:
5.27. Включают в документы, в подготовке которых принимают участие профсоюзы (коллективные договоры, соглашения и т.п.), специальные разделы, посвященные проблемам молодежи.
5.28. Устанавливают дополнительные стипендии для студентов вузов за отличие в учебе и профсоюзной деятельности.
5.29. Создают молодежные советы на предприятиях.
5.30. Рассматривают на заседаниях молодежных советов, комиссий выполнение разделов коллективных договоров и соглашений, посвященных проблемам молодежи.
6. В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Стороны:
6.1. Проводят целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда.
6.2. Принимают меры по снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на основе создания безопасных и здоровых условий труда.
6.3. Содействуют повсеместному проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
6.4. Проводят ежегодные смотры-конкурсы состояния условий и охраны труда в организациях всех форм собственности, расположенных на территории края.
6.5. Осуществляют меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях края.
6.6. Содействуют контролю за своевременным и полным перечислением страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Правительство:
6.7. Обеспечивает реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществляет государственное управление охраной труда на территории Забайкальского края.
6.8. Разрабатывает краевую программу по улучшению условий и охраны труда в Забайкальском крае.
6.9. Выделяет средства на реализацию природоохранных мероприятий, мероприятий по охране труда, финансируемых за счет средств бюджета Забайкальского края.
6.10. Содействует развитию и совершенствованию системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов организаций на территории края, оказывает методическую помощь организациям.
6.11. Участвует в проведении экспертных комплексных проверок состояния условий охраны труда в организациях с высоким риском профессиональных заболеваний и производственного травматизма совместно с представителями профсоюзов, объединений работодателей, органами государственного надзора и контроля.
6.12. Организует проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
6.13. Принимает необходимые меры по аттестации рабочих мест в учреждениях бюджетной сферы в пределах средств, предусмотренных на их содержание.
6.14. Учитывает информацию контрольно-надзорных органов при разработке долгосрочных программ и планов мероприятий по улучшению состояния охраны труда в крае. Регулярно проводит обмен информацией с контрольно-надзорными органами о проводимой работе в области охраны труда в рамках работы краевой межведомственной комиссии по охране труда и в соответствии с двусторонними соглашениями о взаимодействии.
6.15. Организует проведение по запросам работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов и их объединений, органов Фонда социального страхования Российской Федерации государственную экспертизу условий труда в организациях всех форм собственности, в том числе проектов технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий.
6.16. Осуществляет контроль за обеспечением реализации экологических интересов населения края.
6.17. Осуществляет контроль за своевременным обследованием и подготовкой к летнему оздоровительному сезону территорий лагерей и других мест массового отдыха детей на безопасность экологической сферы.
6.18. Осуществляет финансирование мероприятий по охране труда в подведомственных учреждениях (за исключением государственных казенных предприятий) в размере не менее 0,2 % суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) за счет средств, выделяемых на их содержание, и фиксирует расходы на эти цели.
Работодатели:
6.19. Обеспечивают соблюдение в организациях требований охраны труда и техники безопасности в соответствии с действующим законодательством с целью предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
6.20. Создают службы охраны труда в организациях численностью работающих более 50 человек, способствуют развитию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда. Обеспечивают предоставление оплачиваемого рабочего времени членам совместных комитетов (комиссий), уполномоченным по охране труда, для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий и охраны труда в соответствии с коллективными договорами и соглашениями.
6.21. Обеспечивают обучение, инструктаж и проверку знаний по охране труда работников организаций.
6.22. Обеспечивают проведение в установленные сроки в соответствии с требованиями законодательства аттестации рабочих мест по условиям труда. Организации, не проводившие аттестацию рабочих мест по условиям труда или проводившие ее не в полном объеме, должны иметь утвержденный план мероприятий по проведению этой работы, предусматривающий аттестацию не менее 20 % рабочих мест в год.
6.23. Обеспечивают приобретение и выдачу за счет собственных средств сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами.
6.24. Обеспечивают расследование и учет несчастных случаев на производстве и случаев возникновения профессиональных заболеваний, осуществляют предусмотренное законодательством обязательное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и соблюдают гарантии и льготы работникам и членам их семей, установленные действующим законодательством, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
6.25. Предоставляют в соответствии с соглашениями и коллективными договорами дополнительные по сравнению с действующим законодательством компенсации работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда.
6.26. Внедряют оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. Принимают меры по выводу из эксплуатации устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работающих.
6.27. Проводят за счет собственных средств санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями нормативных документов по охране труда, обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и вне очередные медицинские обследования работников в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения осмотров, обеспечивают выделение средств на оплату личных медицинских книжек работников.
6.28. За счет собственных средств создают специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, по лучивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
6.29. Включают представителей работников, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты, средства производства.
6.30. Обеспечивают выполнение требований экологической безопасности, соблюдение нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов, норм на размещение отходов.
6.31. Выделяют средства на реализацию природоохранных мероприятий на своем производстве.
6.32. Ежегодно разрабатывают соглашение по охране труда, обеспечивают финансирование и выполнение включенных в него мероприятий.
7. В ОБЛАСТИ КООРДИНАЦИИ ДЕЙСТВИЙ СТОРОН СОГЛАШЕНИЯ
И ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ ВЫПОЛНЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ
7.1. Настоящее Соглашение устанавливает основные принципы регулирования социально-трудовых отношений, социально-экономической политики Забайкальского края и обязывает Стороны соблюдать достигнутые настоящим Соглашением договоренности, а также нести предусмотренную законодательством ответственность за невыполнение его положений.
7.2. Коллективные и трудовые договоры, соглашения, заключаемые в организациях, работники и работодатели которых предоставили соответствующие полномочия представителям Сторон, не могут ограничивать или снижать уровень прав, гарантий и компенсаций работников, установленных трудовым законодательством и настоящим Соглашением.
7.3. В случае реорганизации Сторон настоящее Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, с переходом обязательств к правопреемникам в соответствии с действующим законодательством.
7.4. Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется Сторонами и краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений.
7.5. Стороны предоставляют по взаимному запросу материалы, необходимые для контроля за исполнением настоящего Соглашения.
7.6. Стороны договорились о ежегодном рассмотрении хода выполнения Соглашения на заседаниях краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально- трудовых отношений и согласованном систематическом его освещении в средствах массовой информации.
7.7. Разногласия, связанные с реализацией Соглашения, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законодательством Забайкальского края.
7.8. Любая из сторон, подписавших Соглашение, может вносить предложения об отдельных изменениях и дополнениях, способствующих выполнению принятых обязательств. В этом случае Сторона официально информирует краевую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о вносимых ею предложениях. Изменения и дополнения в настоящее Соглашение вносятся в порядке, предусмотренном Трудовым кодексом Российской Федерации, и оформляются дополнительным Соглашением.
7.9. Краевые объединения профсоюзов и работодателей, не имеющие своих представителей в составе краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению в течение всего срока его действия, а также участвовать в реализации его мероприятий после оформления процедуры присоединения в установленном порядке. Работодатели, “е входящие в объединения работодателей, имеют право присоединиться к настоящему Соглашению.
7.10. Соглашение распространяется на все предприятия и организации, независимо от форм собственности, которые в месячный срок после опубликования Соглашения в печати не заявили о своем несогласии присоединиться к нему.
7.11. Отказ от присоединения к Соглашению в письменном виде направляется руководителем организации в адрес координатора краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7.12. В течение срока действия Соглашения и при условии выполнения другими Сторонами обязательств, предусмотренных настоящим Соглашением, а также отраслевыми и территориальными соглашениями и коллективными договорами, Профсоюзы воздерживаются от организации забастовок, а Работодатели - от массовых увольнений работников, ликвидации организаций или их необоснованной реорганизации.
7.13. В случае возникновения коллективного трудового спора при невыполнении обязательств Соглашения и проведения забастовки, Стороны принимают зависящие от них меры по обеспечению в период забастовки общественного порядка, сохранности имущества организации и работников, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.
7.14. Правительство на основе перечней минимума необходимых работ (услуг), разработанных и утвержденных соответствующими федеральными органами исполнительной власти, разрабатывает и утверждает по согласованию с Профсоюзами региональные перечни минимума необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки.
7.15. В недельный срок после подписания настоящего Соглашения его текст публикуется в газете “Забайкальский рабочий“.
7.16. Настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует до заключения следующего соглашения.
Губернатор
Забайкальского края
Р.Ф.ГЕНИАТУЛИН
Председатель
Федерации профсоюзов Забайкалья
Г.М.ДОЛГОВ
От объединений работодателей
Забайкальского края
А.М.НИКОНОВ