Законы и постановления РФ

Приказ Министерства финансов Забайкальского края от 14.11.2008 N 67-ПД “Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственных гарантий Забайкальского края“

Вступил в силу с 1 января 2009 года (пункт 4 данного документа)

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

от 14 ноября 2008 года N 67-ПД

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА

ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРИНЦИПАЛА В ЦЕЛЯХ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

В соответствии со статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 02.09.2008 N 3, приказываю:

1. Утвердить Порядок проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственных гарантий Забайкальского края согласно приложению.

2. Возложить обязанности по проведению анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственных гарантий Забайкальского края на отдел инвестиций, кредитования и управления государственным долгом Управления бюджетной политики в отраслях экономики
(Жаргалова Т.Д.).

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра финансов Бусовикова Г.И.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2009 года.

5. С момента вступления в силу настоящего приказа признать утратившим силу приказ Комитета по финансам Читинской области от 28.12.2007 N 164-ПД “Об утверждении Порядка проведения анализа финансового состояния принципала в целях предоставления государственных гарантий Читинской области “.

Министр финансов

Забайкальского края

С.А.ДОРОБАЛЮК

Приложение

к Приказу

Министерства финансов

Забайкальского края

от 14 ноября 2008 г. N 67-ПД

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

ПРИНЦИПАЛА В ЦЕЛЯХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ГАРАНТИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

1. Настоящий порядок разработан во исполнение пункта 3 статьи 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях исключения возможности получения государственной финансовой поддержки из бюджета Забайкальского края недобросовестными и неплатежеспособными заемщиками и принципалами и отражает порядок проведения анализа финансового состояния юридического лица, претендующего на получение государственной гарантии Забайкальского края (далее - Принципала).

2. Предоставление государственной гарантии Забайкальского края осуществляется в порядке и на условиях, определенных федеральным и краевым законодательством.

3. Проведение анализа финансового состояния Принципала является обязательным условием предоставления государственной гарантии Забайкальского края.

4. В качестве исходных данных для проведения анализа финансового состояния организации используется годовая, полугодовая или квартальная бухгалтерская отчетность организации:

- Бухгалтерский баланс (форма N 1);

- Отчет о прибылях и убытках (форма N 2);

- Отчет об изменениях капитала (форма N 3);

- Отчет о движении денежных средств (форма N 4);

- Приложения к бухгалтерскому балансу (форма N 5);

- Пояснительная записка;

- Расшифровка дебиторской (кредиторской) задолженности;

- Справка о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами.

Вышеуказанные документы предоставляются за предшествующий год и последний отчетный период текущего финансового года, и в обязательном порядке должны содержать отметку
об их представлении в установленном порядке в налоговый орган, а также быть заверенными подписями руководителя и главного бухгалтера Принципала и его печатью.

5. Проведение анализа текущего финансового состояния включает в себя проверку финансовых показателей работы Принципала (на основании форм бухгалтерской отчетности за текущий и аналогичный период предыдущего года), а также состояния расчетов с бюджетами всех уровней.

6. Для оценки финансового состояния Принципала используются три группы оценочных показателей:

- коэффициенты ликвидности;

- коэффициент соотношения собственных и заемных средств;

- показатель рентабельности.

1). Коэффициенты ликвидности характеризуют обеспеченность Принципала оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств.

Коэффициент абсолютной ликвидности К1 характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств и определяется как отношение денежных средств и высоколиквидных краткосрочных ценных бумаг к наиболее срочным обязательствам Принципала в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог раздела V баланса за вычетом строк баланса 640 - “доходы будущих периодов“, 650 - “резервы предстоящих расходов и платежей“):

К1 = (стр. 260 + стр. 253(частично)) / Раз.V (стр. 690) - (стр. 640 + стр. 650)

Под высоколиквидными краткосрочными бумагами в данном случае понимаются только государственные ценные бумаги. При отсутствии соответствующей информации строка 253 - “прочие краткосрочные финансовые вложения“ при расчете К1 не учитывается.

Промежуточный коэффициент покрытия К2 характеризует способность Принципала оперативно высвободить из хозяйственного оборота денежные средства и погасить долговые обязательства

К2 определяется как отношение денежных средств и краткосрочных финансовые вложений и расчетов к краткосрочным обязательствам.

К2 = (стр. 260 + стр. 250 + стр. 240) / (Раз.V (стр. 690) - (стр. 640 + стр. 650))

Для расчета этого коэффициента предварительно производится оценка групп статей “краткосрочные
финансовые вложения“ и “дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)“. Указанные статьи уменьшаются на сумму финансовых вложений в неликвидные корпоративные бумаги и неплатежеспособные предприятия и сумму безнадежной дебиторской задолженности соответственно.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия) К3 является обобщающим показателем платежеспособности Принципала.

К3 определяется как отношение всех оборотных активов, в том числе и материальных (итог раздела II баланса) к краткосрочным обязательствам.

К3 = Раз. II (стр. 290) / (Раз. V (стр. 690) - (стр. 640 + стр. 650))

Для расчета К3 предварительно корректируются уже названные группы статей баланса, а также “дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев)“, “запасы“ и “прочие оборотные активы“ на сумму соответственно безнадежной дебиторской задолженности, неликвидных и труднореализуемых запасов и затрат и дебетового сальдо по счету “Доходы будущих периодов“.

2). Коэффициент соотношения собственных и заемных средств К4 характеризует финансовую устойчивость Принципала и определяется как отношение собственных средств (итог раздела III баланса за вычетом убытков) ко всей сумме обязательств по привлеченным заемным средствам (итог разделов IV и V баланса) за вычетом строк 640 - “доходы будущих периодов“, 650 - “резервы предстоящих расходов“:

К4 = Раз. III (стр. 490) / (Раз. IV (стр. 590) + Раз. V (стр. 690) - (стр. 640 + стр. 650))

3). Показатели рентабельности (определяются в процентах).

Рентабельность продукции (или рентабельность продаж) К5:

1. для неторговых организаций:

отношение прибыли от продаж (стр. 050 формы N 2) к выручке от продажи товаров, продукции, работ (стр. 010 формы N 2)

2. для торговых организаций:

отношение прибыли от продаж (стр. 050 формы N 2) к валовой прибыли (стр. 029 форма
N 2)

Рентабельность вложений в организацию:

отношение прибыли до налогообложения (стр. 140 формы N 2) к валюте баланса (стр. 700 баланса)

7. Основными оценочными показателями являются коэффициенты К1, К2, К3, К4 и К5. Другие показатели оборачиваемости и рентабельности используются для общей характеристики и рассматриваются как дополнительные к первым пяти показателям.

Оценка результатов расчетов пяти коэффициентов заключается в присвоении Принципалу категории по каждому из этих показателей на основании сравнения полученных значений с установленными достаточными параметрами. Далее определяется сумма баллов по этим показателям в соответствии с их весами.

Достаточные значения показателей:

К1 - 0,2;

К2 - 0,8;

К3 - 2,0;

К4 - 1,0 - для всех организаций, кроме организаций торговли

0,6 - для организаций торговли

К5 - 0,15

РАЗБИВКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА КАТЕГОРИИ В ЗАВИСИМОСТИ

ОТ ИХ ФАКТИЧЕСКИХ ЗНАЧЕНИЙ:

------------------T--------------T---------------T--------------¬

¦Коэффициенты ¦1 категория ¦2 категория ¦3 категория ¦

+-----------------+--------------+---------------+--------------+

¦К1 ¦0,2 и выше ¦ 0,15-0,2 ¦менее 0,15 ¦

+-----------------+--------------+---------------+--------------+

¦К2 ¦0,8 и выше ¦ 0,5-0,8 ¦менее 0,5 ¦

+-----------------+--------------+---------------+--------------+

¦К3 ¦2,0 и выше ¦ 1,0-2,0 ¦менее 1,0 ¦

+-----------------+--------------+---------------+--------------+

¦К4 ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+--------------+---------------+--------------+

¦для неторговых ¦1,0 и выше ¦ 0,7-1,0 ¦менее 0,7 ¦

¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+--------------+---------------+--------------+

¦для торговых ¦0,6 и выше ¦ 0,4-0,6 ¦менее 0,4 ¦

¦организаций ¦ ¦ ¦ ¦

+-----------------+--------------+---------------+--------------+

¦К5 ¦0,15 и выше ¦менее 0,15 ¦нерентаб. ¦

L-----------------+--------------+---------------+---------------

Для показателя рентабельности вложений в предприятие не устанавливаются оптимальные или критические значения ввиду большой зависимости этих значений от специфики Принципала, отраслевой принадлежности и других конкретных условий.

Оценка результатов расчетов этих показателей
основана, главным образом, на сравнении их значений в динамике.

ТАБЛИЦА РАСЧЕТА СУММЫ БАЛЛОВ:

-----------T-----------T-----------T------------T--------------¬

¦Показатель¦Фактическое¦ Категория ¦ Вес ¦ Расчет суммы ¦

¦ ¦ значение ¦ ¦ показателя ¦ баллов ¦

+----------+-----------+-----------+------------+--------------+

¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 = 4 х 3 ¦

+----------+-----------+-----------+------------+--------------+

¦ К1 ¦ ¦ ¦ 0,11 ¦ ¦

+----------+-----------+-----------+------------+--------------+

¦ К2 ¦ ¦ ¦ 0,05 ¦ ¦

+----------+-----------+-----------+------------+--------------+

¦ К3 ¦ ¦ ¦ 0,42 ¦ ¦

+----------+-----------+-----------+------------+--------------+

¦ К4 ¦ ¦ ¦ 0,21 ¦ ¦

+----------+-----------+-----------+------------+--------------+

¦ К5 ¦ ¦ ¦ 0,21 ¦ ¦

+----------+-----------+-----------+------------+--------------+

¦ Итого ¦ X ¦ X ¦ 1 ¦ ¦

L----------+-----------+-----------+------------+---------------

Формула расчета суммы баллов S:

S = 0,11 х Категория К1 + 0,05 х Категория К2 + 0,42 х Категория К3 + 0,21 х Категория К4 + 0,21 х Категория К5.

Сумма баллов S влияет на класс Принципала следующим образом:

S = [1; 1,05] - первый класс (предоставление гарантии не вызывает сомнений);

S = (1,05; 2,42) - второй класс (предоставление гарантии требует взвешенного подхода);

S = [2,42; 3,00] - третий класс (предоставление гарантии связано с повышенным риском).

8. На основании проведенного анализа финансового состояния Принципала Министерством финансов Забайкальского
края готовится заключение о текущем финансовом состоянии Принципала:

1) положительное заключение (первый и второй класс) является основанием для подготовки проекта постановления Правительства Забайкальского края о предоставлении государственной гарантии Забайкальского края.

2) отрицательное заключение (третий класс) является основанием для подготовки обращения в адрес Губернатора Забайкальского края о неудовлетворительном финансовом состоянии получателя гарантии.