Законы и постановления РФ

Решение УФАС по Иркутской области от 16.10.2009 N 24 <О рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства о рекламе>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 16 октября 2009 г. N 24

(извлечение)

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, рассмотрев дело N 63/р по признакам нарушения рекламного законодательства от 28.09.2009, возбужденное в отношении ООО “А“ в связи с размещением 18 сентября 2009 г. на фасаде здания по адресу: <...>, рекламы следующего содержания: “Winkel bier“ пивной ресторан“ с использованием образа женщины, держащей в одной руке поднос с продуктами питания, а во второй - кружку с желтым пенным напитком,

установила:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области в целях осуществления государственного контроля по соблюдению требований рекламного
законодательства и пресечения распространения ненадлежащей рекламы 18 сентября 2009 г. выявлена реклама, размещенная на фасаде здания по адресу: <...>, следующего содержания: “Winkel bier“ пивной ресторан“, при этом используется образ женщины, которая держит одной рукой поднос с продуктами питания, а второй - кружку с пенным напитком.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ “О рекламе“ от 13.03.2006 N 38-ФЗ реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, изготовитель или продавец товара, на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 ФЗ “О рекламе“ реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. Рассматриваемая реклама такого предупреждения не содержит.

Также п. 6 ч. 1 ст. 22 ФЗ “О рекламе“ гласит, что реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

На основании изложенного определением N 63/р от 28.09.2009 возбуждено дело по факту распространения рекламы, содержащей признаки нарушения п. 6 ч. 1 ст. 22 и ч. 3 ст. 22 ФЗ “О рекламе“. К участию в деле привлечено в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, ООО
“А“ (рекламодатель, рекламораспространитель).

До рассмотрения дела в Иркутское УФАС России поступило ходатайство (вх. N 5914 от 07.10.2009) от ООО “А“ о переносе рассмотрения дела N 63/р от 28.09.2009, поскольку определением N 63/р от 28.09.2009 рассмотрение дела назначено на 07.10.2009 на 16 часов 00 минут, а получено данное определение только 5 (пятого) октября 2009 года, в связи с чем невозможно представить запрашиваемые документы и подготовиться к рассмотрению дела. Данное ходатайство удовлетворено, рассмотрение дела назначено на 16.10.2009, о чем ООО “А“ уведомлено надлежащим образом.

На рассмотрение дела по существу ООО “А“ представлены следующие документы: Устав ООО “А“; свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от <...>; свидетельство о государственной регистрации от <...>; учетное удостоверение N 11 от <...>; изменения в Устав от 10.02.2005; учредительный договор; свидетельство на товарный знак (знак обслуживания) N 369277; договор на изготовление печатной продукции N 2-И от 23 января 2006 г.

В ходе рассмотрения дела представителями ООО “А“ даны устные пояснения, из которых следует, что обществом размещены три рекламных вывески ресторана “Winkel bier“. 1-я (рассматриваемая) большая реклама размещена на фасаде здания по адресу: <...>, и целью размещения данной рекламы является информирование людей о том, что в этом здании находится данный ресторан. 2-я маленькая показывает вход в ресторан, т.к. ресторан имеет второй вход (служебный), и во избежание проникновения посторонних лиц в служебное помещение данная светящаяся вывеска расположена непосредственно над входом для посетителей. 3-я обозначает часы, режим и график работы ресторана.

Также представитель ООО “А“ пояснил, что не понимает сути вменяемого нарушения рекламного законодательства, так как:

Пункт 2 статьи 3 ФЗ “О рекламе“ гласит, что объект
рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама, в данном случае объектом рекламирования является продавец товара, что прямо предусмотрено ФЗ “О рекламе“.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ “О рекламе“ товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, в рассматриваемом случае под товаром следует понимать услугу ресторана по обслуживанию клиентов. Следовательно, данная реклама не содержит рекламы пива, а рекламирует ресторанное обслуживание.

Статья 22 ФЗ “О рекламе“ содержит требования к рекламе пива. Однако пива “Winkel“ в природе не существует, словосочетание “Winkel bier“ является зарегистрированным товарным знаком, а в ресторане продается различное пиво (Паулайнер, Куршовице и др.). Данный ресторан позиционирует себя как пивной, не винный, водочный или коньячный, а именно пивной, о чем и написано в рассматриваемой рекламе.

В результате анализа представленных документов и пояснений Комиссией установлено:

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ “О рекламе“ рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Согласно п. 7 ст. 3 ФЗ “О рекламе“ рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

ООО “А“ разместило на фасаде здания по адресу: <...> рекламный баннер следующего содержания: “Пивной ресторан “Winkel bier“.

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 3 ФЗ “О рекламе“ ООО “А“ является рекламодателем и рекламораспространителем.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона Российской
Федерации N 38-ФЗ от 13.03.2006 “О рекламе“ рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

На основании пункта 3 статьи 3 ФЗ “О рекламе“ объект рекламирования - это товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама. В размещаемой рекламе справа от слова “Winkel“ имеется графическое изображение бочки с нанесенной надписью “bier“, что в переводе с немецкого означает пиво, а также имеется словосочетание “пивной ресторан“. Исходя из текстового и визуально-графического содержания рассматриваемой рекламы можно сделать вывод, что объектом рекламирования является пивной ресторан “Winkel bier“ - продавец пива, кроме того, явно рекламируется товар - пиво, реализуемое в нем.

Доводы ООО “А“ относительно того, что отсутствие в рекламе конкретных знаков индивидуализации пива (наименования, марки) свидетельствует об отсутствии рекламирования пива, отклоняются, поскольку для признания наличия в рекламе объекта рекламирования товара достаточно, чтобы внимание привлекалось в целом к товару (пиву), а не только к отдельному его виду, сорту, наименованию.

Данная реклама размещена на внешней стороне здания, стена которого выходит на проезжую часть улицы, являясь общедоступной для восприятия, и тем самым привлекает внимание обширного круга лиц, в том числе несовершеннолетних. Рассматриваемый баннер, размещенный на фасаде здания по адресу: <...> (ресторан “Winkel bier“), полностью соответствует понятию статьи 3 Федерального закона Российской Федерации N 38-ФЗ от 13.03.2006
“О рекламе“ и является рекламой, следовательно, распространение данной рекламы должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными статьей 22 Федерального закона Российской Федерации N 38-ФЗ от 13.03.2006 “О рекламе“.

В соответствии с частью 3 статьи 22 ФЗ “О рекламе“ реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Рассматриваемая Комиссией реклама распространяется ООО “А“ в отсутствие такового предупреждения.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 22 ФЗ “О рекламе“ реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). В рассматриваемой рекламе, размещенной ООО “А“, используется женский образ.

Следовательно, реклама, размещенная 18 сентября 2009 г. на фасаде здания по адресу: <...>, следующего содержания: “Пивной ресторан “Winkel bier“ с использованием образа женщины, нарушает требования п. 6 ч. 1 ст. 22 и ч. 3 ст. 22 ФЗ “О рекламе“.

В соответствии с пунктом 6 ст. 38 Федерального закона “О рекламе“ рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных п. 6 ч. 1 ст. 22 и ч. 3 ст. 22 ФЗ “О рекламе“.

В соответствии с пунктом 7 ст. 38 Федерального закона “О рекламе“ рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 22 ФЗ “О рекламе“.

Следовательно, ООО “А“, как рекламодателем, допущено нарушение пункта 6 части 1 статьи 22 и части 3 статьи 22 ФЗ “О рекламе“, как рекламораспространителем допущено нарушение части 3 статьи 22
ФЗ “О рекламе“.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, части 1 статьи 36, статьи 38 Федерального закона “О рекламе“ и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства от 17.08.2006 N 508, Комиссия

решила:

1) признать рекламу ресторана “Winkel bier“ следующего содержания: “Пивной ресторан “Winkel bier“ с использованием образа женщины, держащей в одной руке поднос с продуктами питания, а во второй - кружку с желтым пенным напитком, ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования пункта 6 части 1 статьи 22, части 3 статьи 22 ФЗ “О рекламе“;

2) выдать ООО “А“ предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе;

3) передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение изготовлено в полном объеме 29 октября 2009 г.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента вынесения в установленном законом порядке.