Законы и постановления РФ

Постановление Облизбиркома Иркутской области от 29.09.2009 N 15/193 “О жалобе Иркутского областного отделения Политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации“ на решение Братской городской территориальной избирательной комиссии от 24 сентября 2009 года N 67/716“

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2009 г. N 15/193

О ЖАЛОБЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

“КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“ НА РЕШЕНИЕ

БРАТСКОЙ ГОРОДСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

ОТ 24 СЕНТЯБРЯ 2009 ГОДА N 67/716

25 сентября 2009 года в Избирательную комиссию Иркутской области поступила жалоба Иркутского областного отделения политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации“ от 24 сентября 2009 года на решение Братской городской территориальной избирательной комиссии от 24 сентября 2009 года N 67/716, которым отменены решения указанной комиссии от 26 августа 2009 года N 59/590 “О списке кандидатов в депутаты Думы муниципального образования города Братска пятого созыва, выдвинутых Иркутским областным отделением политической партии “Коммунистическая партия
Российской Федерации“ по одномандатным избирательным округам“ и от 2 сентября 2009 года N 60/597 “О внесении изменений в список кандидатов в депутаты Думы муниципального образования города Братска пятого созыва, выдвинутых Иркутским областным отделением политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации“ по одномандатным избирательным округам, заверенный решением Братской городской территориальной избирательной комиссии от 26 августа 2009 года N 59/590“. В жалобе содержится требование отменить данное решение Братской городской территориальной избирательной комиссии (далее - Братская городская ТИК) как незаконное, принятое с нарушением установленных сроков и с превышением установленной законом компетенции избирательной комиссии.

В соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ решения или действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обязана принять решение в соответствии с пунктом 6 указанной статьи.

Проверкой, проведенной рабочей группой Избирательной комиссии Иркутской области по предварительному рассмотрению обращений о нарушении законов, жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, установлено следующее.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: решение Думы г. Братска от 15.07.2009 “О назначении муниципальных выборов“ имеет номер N 665/г-Д, а не N 665/гд.

Решением Думы муниципального образования города Братска от 15 июля 2009 года N 665/гд на 11 октября 2009 года назначены выборы депутатов Думы муниципального образования города Братска пятого созыва. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Братска в установленном порядке
возложены на Братскую городскую ТИК.

25 августа 2009 года в Братскую городскую ТИК Иркутским областным отделением политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации“ (далее - Иркутское областное отделение КПРФ) были представлены документы для заверения списка кандидатов в депутаты Думы муниципального образования города Братска по одномандатным избирательным округам.

Братская городская ТИК представленные документы подвергла проверке и 26 августа 2009 года приняла решение N 59/590, заверив указанный список кандидатов. Позднее Братская городская ТИК приняла также решение от 2 сентября 2009 года N 60/597 о внесении изменений в список кандидатов, заверенный решением от 26 августа 2009 года N 59/590.

24 сентября 2009 года Братская городская ТИК вернулась к рассмотрению вопроса о заверении списка кандидатов, выдвинутого Иркутским областным отделением КПРФ. Повторно исследовав представленные указанным избирательным объединением документы, Братская городская ТИК пришла к следующим выводам:

1) при принятии решения о выдвижении кандидатов на конференции Иркутского областного отделения КПРФ были нарушены требования Федерального закона “О политических партиях“ в части утверждения бюллетеней для тайного голосования и оформления результатов голосования за выдвигаемые кандидатуры, а при оформлении документов, подлежащих представлению в комиссию, нарушены требования Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области“; при таких обстоятельствах списки кандидатов считаются неподписанными, не обладают юридической силой и не могут повлечь никаких юридических последствий;

2) несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом “О политических партиях“, нарушает равенство кандидатов при осуществлении ими своих избирательных прав; следовательно, эти права нарушаются решением Братской городской ТИК от 26 августа 2009 года N 59/590 о заверении указанного списка кандидатов, выдвинутого Иркутским областным отделением КПРФ;

3) вышеизложенные обстоятельства являются вновь выявленными.

Указанные выводы положены
в основу решения Братской городской ТИК от 24 сентября 2009 года N 67/716, которым она отменила свое решение от 25 августа 2009 года N 59/590 о заверении списка кандидатов и связанное с ним решение от 2 сентября 2009 года N 60/597 о внесении изменений в заверенный список кандидатов, признала недействительными заверенные копии списка кандидатов, выдвинутого Иркутским областным отделением КПРФ.

Рассмотрев доводы жалобы, решения Братской городской ТИК и исследовав иные документы, Избирательная комиссия Иркутской области считает решение Братской городской ТИК от 24 сентября 2009 года N 67/716 незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 53 Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области“ заверение списка кандидатов является необходимым этапом процедуры выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным или многомандатным избирательным округам при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования. Заверение списка кандидатов избирательной комиссией муниципального образования является необходимым условием для реализации гражданами Российской Федерации, выдвинутыми избирательным объединением, своего пассивного избирательного права, то есть решение территориальной избирательной комиссии по данному вопросу имеет правообразующее значение. Отсутствие решения о заверении списка кандидатов является препятствием для завершения процедуры выдвижения кандидата путем представления документов в окружную избирательную комиссию (пункт 5 статьи 51 Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области“) и исключает совершение последующих избирательных действий как кандидатом, так и соответствующими избирательными комиссиями: регистрацию кандидата, участие его в предвыборной агитации, включение сведений о кандидате в избирательный бюллетень по соответствующему избирательному округу, а следовательно, и избрание кандидата.

Такого рода решения могут быть отменены в порядке, установленном пунктом 11 статьи 20 Федерального закона “Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“, а именно вышестоящей комиссией или судом. Самостоятельно отменяя ранее принятое комиссией решение от 26 августа 2009 года N 59/590 по мотивам его противоречия закону, Братская городская ТИК превысила принадлежащие избирательной комиссии полномочия.

Пунктом 14 статьи 53 Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области“ установлен однодневный срок для рассмотрения документов о выдвижении списка кандидатов и принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) заверенной копии списка кандидатов. Указанный срок по инициативе избирательной комиссии не может быть продлен. Повторная проверка документов, представленных избирательным объединением для заверения списка кандидатов, в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам, после принятия избирательной комиссией решения о заверении списка кандидатов Законом Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области“ не предусмотрена. Недостатки в документах, представленных для заверения списка кандидатов, должны быть выявлены избирательной комиссией в течение установленных законом сроков.

Основанием для отказа избирательному объединению в выдаче заверенной копии списка кандидатов могут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформление документов, указанных в пунктах 9, 10, 12 этой же статьи Закона. Данный перечень оснований является исчерпывающим. При решении вопроса о выдаче (отказе в выдаче) заверенной копии списка кандидатов предметом проверки избирательной комиссии могут быть: комплектность документов, наличие либо отсутствие недостатков в их оформлении.

Законодательством Российской Федерации полномочия по осуществлению контроля за деятельностью политических партий возложены на Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Между тем заключением данного уполномоченного органа о нарушениях порядка проведения конференции Иркутского областного отделения КПРФ Братская городская ТИК не располагает.

Следовательно, проведя повторную проверку документов, представленных Иркутским
областным отделением КПРФ для заверения списка кандидатов, Братская городская ТИК нарушила установленный Законом Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области“ порядок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) заверенной копии списка кандидатов, а исследовав в заседании 24 сентября 2009 года обстоятельства выдвижения списка кандидатов на конференции Иркутского областного отделения КПРФ, превысила свои полномочия.

Более того, комиссия в мотивировочной части решения сослалась на обстоятельства, которые в заседании комиссии не исследовались. В решении Братской городской ТИК содержатся выводы о несоблюдении Иркутским областным отделением КПРФ требований к выдвижению списка кандидатов. В подтверждение указанных выводов избирательной комиссией приводятся факты, изложенные в судебном решении Братского городского суда при рассмотрении гражданского дела по заявлению Иркутского регионального отделения политической партии “Либерально-демократическая партия России“ о признании незаконным решения Братской городской ТИК от 26 августа 2009 года N 59/590 “О списке кандидатов в депутаты Думы муниципального образования города Братска пятого созыва, выдвинутых Иркутским областным отделением политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации“. Однако решение Братского городского суда от 15 сентября 2009 года по указанному гражданскому делу отменено определением Судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 сентября 2009 года. В выводах комиссии в мотивировочной части решения от 24 сентября 2009 года N 67/716 упоминается и инструкция о порядке работы с документами в первичных, местных и региональных отделениях КПРФ, а также Центральных органах партии, утвержденная постановлением Президиума ЦК КПРФ от 11 сентября 2008 года, которая согласно протоколу заседания комиссии N 67 в ходе заседания Братской городской ТИК не рассматривалась. Таким образом, Братская городская ТИК, делая выводы о нарушениях порядка
выдвижения списка кандидатов Иркутским областным отделением КПРФ, основывалась на неисследованных и неустановленных обстоятельствах.

Пункт 14 статьи 53 Закона Иркутской области “О муниципальных выборах в Иркутской области“ предусматривает два варианта содержания решения избирательной комиссии муниципального образования в отношении представленного списка кандидатов: принятие решения о выдаче заверенной копии списка кандидатов либо принятие мотивированного решения об отказе в ее выдаче. Между тем в результате отмены решения Братской городской ТИК от 26 августа 2009 года N 59/590 вопрос о заверении списка кандидатов остался нерешенным. Следовательно, Братская городская ТИК проявляет бездействие по вопросу, отнесенному к ее компетенции, что нарушает избирательные права граждан Российской Федерации, выдвинутых Иркутским областным отделением КПРФ в качестве кандидатов в составе указанного списка кандидатов.

На основании изложенного в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 75 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ Избирательная комиссия Иркутской области постановляет:

1. Жалобу Иркутского областного отделения политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации“ от 24 сентября 2009 года удовлетворить.

2. Отменить решение Братской городской территориальной избирательной комиссии от 24 сентября 2009 года N 67/716 “Об отмене решений Братской городской территориальной избирательной комиссии “О списке кандидатов в депутаты Думы муниципального образования города Братска пятого созыва, выдвинутых Иркутским областным отделением политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации“ по одномандатным избирательным округам“ от 26 августа 2009 года N 59/590 и “О внесении изменений в список кандидатов в депутаты Думы муниципального образования города Братска пятого созыва, выдвинутых Иркутским областным отделением политической партии “Коммунистическая партия Российской Федерации“ по одномандатным избирательным округам, заверенный решением Братской городской территориальной избирательной комиссии
от 26 августа 2009 года N 59/590, от 2 сентября 2009 года N 60/597“.

3. Опубликовать настоящее постановление в журнале “Вестник Избирательной комиссии Иркутской области“.

Председатель комиссии

Л.И.ШАВЕНКОВА

Секретарь комиссии

А.М.КУЧЕНОВ