Законы и постановления РФ

Решение УФАС по Иркутской области от 18.09.2009 N 258 <О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 сентября 2009 г. N 258

(извлечение)

Комиссия Управления ФАС по Иркутской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 396 от 25.08.2009, возбужденное по признакам нарушения Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в связи с заключением договора аренды N 17 от 01.02.2007 для размещения операционной кассы вне кассового узла 2410/039 Т. и осуществления банковской деятельности с А., без проведения публичных процедур, что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку является предоставлением преимущества
отдельному хозяйствующему субъекту, что обеспечивает ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими (потенциальными) хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке,

установила:

Инспекцией Управления ФАС по Иркутской области проведена плановая проверка актов и действий администрации МО “Тайшетский район“ на предмет наличия либо отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства. В процессе вышеуказанной проверки установлено, что между Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района и А. был заключен договор аренды N 17 от 01.02.2007 без проведения публичных процедур, исследовав который, возбуждено дело в отношении Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района по признакам нарушения п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, выразившегося в необоснованном предоставлении отдельному хозяйствующему субъекту преимущества, которое обеспечивает ему по сравнению с другими (потенциальными) участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества в приоритетном порядке.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 14 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ (далее - ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ) органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с законодательством РФ.

Согласно части 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других
лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В то же время частью 3 статьи 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в муниципальной собственности.

Пункт 7 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ “О защите конкуренции“ регламентирует, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются: предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе и передача данного имущества в аренду хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, включая нормы антимонопольного законодательства.

В связи с этим было возбуждено дело.

Из письменных объяснений Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района следует, что:

Договор аренды N 17 от 01.02.2007 для размещения операционной кассы вне кассового узла 241039 Т. и осуществления банковской деятельности с А. заключен с нарушением требований, указанных в Федеральном законе N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

В настоящее время Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района устранены данные нарушения и проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды
в отношении данного объекта недвижимого имущества.

Комиссия не может согласиться с доводами представителя Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района о том, что ими соблюден публичный порядок передачи муниципального имущества хозяйствующему субъекту в аренду по следующим основаниям:

Документы, представленные представителем Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района на рассмотрение дела о проведении Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района открытого аукциона на право заключения договора аренды, являющегося предметом договора аренды N 17 от 01.02.2007, признанного несостоявшимся, и решение о заключении договора аренды указанного помещения на условиях аукционной документации с размером арендной платы, предложенной А., не могут быть приняты Комиссией как доказательство добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, его совершившим, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 ст. 17.1 ФЗ “О защите конкуренции“ порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 ст. 17.1, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 53 ФЗ “О защите конкуренции“ до установления предусмотренного частью 4 статьи 17.1 порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения (пользования), аукционы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“.

Часть 3 ст. 18 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ устанавливает, что аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Данным законом не установлены особенности проведения аукциона, в том числе возможность заключения договора с единственным участником аукциона, не
состоявшимся в связи с тем, что в нем участвовал один претендент.

На основании ст. 23 ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ в случае, если аукцион был признан несостоявшимся, продажа государственного или муниципального имущества осуществляется посредством публичного предложения.

26.10.2006 вступил в законную силу Федеральный закон N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в котором ч. 1 ст. 15 говорит о том, что органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пунктом 20 ст. 4 ФЗ “О защите конкуренции“ N 135-ФЗ введено, что предоставление органами местного самоуправления преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав представляет собой муниципальную помощь.

В соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, согласно ст. 20 ФЗ “О защите конкуренции“ муниципальная помощь может предоставляться:

1) в соответствии с федеральным законом;

2) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий финансовый год;

3) в соответствии с нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год;

4) за счет резервного фонда органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

5) за счет резервного фонда органа местного самоуправления;

а также согласно ст. 19 ФЗ “О защите конкуренции“ с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа в целях:

1) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

2) проведения фундаментальных научных исследований;

3) защиты окружающей среды;

4) развития культуры и сохранения культурного наследия;

5) производства сельскохозяйственной продукции;

6)
поддержки субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности;

7) социального обслуживания населения;

8) социальной поддержки безработных граждан и содействия занятости населения.

Иные случаи передачи муниципального имущества в аренду или в безвозмездное пользование не являются муниципальной помощью.

Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ изменено понятие государственной или муниципальной помощи на государственную или муниципальную преференцию.

Также Федеральным законом от 17.07.2009 N 164-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон N 135-ФЗ “О защите конкуренции“, в частности, добавлен пункт 7 части 1 статьи 15, в соответствии с которым органам местного самоуправления запрещается предоставлять государственные или муниципальные преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 Федерального закона N 135-ФЗ “О защите конкуренции“.

Таким образом, Комиссия считает, что Департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района было допущено нарушение п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ, поскольку был нарушен порядок проведения публичных процедур, предусмотренных ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, при заключении договора аренды N 17 от 01.02.2007 для размещения операционной кассы вне кассового узла 2410/039 Т. и осуществления банковской деятельности с А., что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими (потенциальными) хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1 - 4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ, Комиссия

решила:

1. Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района признать нарушившим п. 7 ч. 1 ст. 15 ФЗ “О защите
конкуренции“ N 135-ФЗ от 26.07.2006 в связи с заключением договора аренды N 17 от 01.02.2007 для размещения операционной кассы вне кассового узла 2410/039 Т. и осуществления банковской деятельности с А. с нарушением порядка проведения публичных процедур, предусмотренных ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“, что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, поскольку является предоставлением преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, которое обеспечило ему более выгодные условия деятельности по сравнению с другими (потенциальными) хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке.

2. Департаменту по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района выдать предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства в срок до 31.12.2009 путем проведения публичных процедур по передаче в пользование и владение помещения, расположенного в здании по адресу: <...>.

3. Копию решения и предписания направить Департаменту по управлению муниципальным имуществом администрации Тайшетского района.

4. Копию решения направить А.