Законы и постановления РФ

Решение УФАС по Иркутской области от 27.07.2009 N 225 <О рассмотрении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства>

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 июля 2009 г. N 225

(извлечение)

Комиссия Иркутского УФАС России (далее - Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 295 от 25.05.2009, возбужденное по признакам нарушения ООО “А“ <...>, ООО “А“ <...>, ОАО “З“ <...>, ООО “Т“ <...> п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося в согласованных действиях по одновременному изменению абонентской платы за оказываемые услуги кабельного телевидения в г. Ангарске, имеющих своим результатом установление цен на товарном рынке кабельного телевидения в границах г. Ангарска,

установила:

Иркутским УФАС России по заявлениям физических лиц А.А.В. <...>, П.В.А.
<...>, А.О.М. <...>, Г.Н.Н. <...>, П.В.Ф. <...> проведено антимонопольное расследование в отношении операторов кабельного телевидения города Ангарска на предмет совершения согласованных действий по повышению абонентской платы за услуги кабельного телевидения (далее - КТВ).

В г. Ангарске Иркутской области в настоящее время действуют 4 оператора связи, имеющие действующие лицензии на оказание услуг связи для целей кабельного телевидения и разрешение на эксплуатацию сооружения связи для целей кабельного телевидения на территории Иркутской области - ООО “А“ <...>, ООО “А“ <...>, ОАО “З.“ <...>, ООО “Т“ <...>.

В соответствии с представленными операторами КТВ материалами (реестры договоров, сведения об основных видах деятельности) операторы кабельного телевидения обслуживают абонентов в г. Ангарске по собственным сетям:

- ОАО “З“ обслуживает 12250 абонентов;

- ООО “Т“ обслуживает 20438 абонентов;

- ООО “А“ обслуживает 18299 абонентов;

- ООО “А“ - 19800 абонентов.

В соответствии с представленными договорами, заключенными операторами кабельного телевидения с физическими лицами, операторы КТВ заключают договоры на оказание услуг связи по трансляции телевизионных программ по сети кабельного телевидения. Данная услуга оказывается при условии технической возможности подключения (наличия сетей) и состоит из: непосредственного подключения телевизионного приемника Абонента к телевизионной кабельной сети оператора и доставки телевизионного сигнала до телевизионного приемника Абонента. Соответственно, оплата услуг состоит из двух платежей: единовременного платежа за подключение и ежемесячной абонентской платы за доставку сигнала. Размеры платежей устанавливаются оператором КТВ в одностороннем порядке. Информация о размере платежей доводится до сведения Абонентов через средства массовой информации, а также в местах приема абонентской платы. Прием платежей (абонентской платы) осуществляется непосредственно оператором КТВ или управляющими жилищными компаниями г. Ангарска (ООО “Ж“ и др.) или иными операторами
сбора платежей (ООО “А“, ФГУП “Почта России“ и др.).

Операторами КТВ в г. Ангарске до декабря 2008 года был установлен различный уровень абонентской платы, который не менялся с 2003 года:

- ОАО “З“ - 48 руб.;

- ООО “Т“ - 64 руб.;

- ООО “А“ - 64 руб.;

- ООО “А“ - 50 руб.

Данный уровень ежемесячной абонентской платы практически в два раза ниже, чем плата за аналогичный вид услуг в городах Иркутске и Шелехове.

-----------------------------------T-------------T----------T-------------¬

¦ Наименование оператора ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦с 01.03.2009 ¦

+----------------------------------+-------------+----------+-------------+

¦ОАО “С“ (г. Иркутск) ¦120 руб. ¦130 руб. ¦150 руб. ¦

+----------------------------------+-------------+----------+-------------+

¦ООО “А“ (г. Шелехов) ¦100 руб. ¦100 руб. ¦120 руб. ¦

L----------------------------------+-------------+----------+--------------

С 01.12.2008 операторы КТВ в г. Ангарске повысили ежемесячную абонентскую плату (предварительно известив своих потребителей через средства массовой информации, что подтвердили и заявители) за оказываемые услуги следующим образом:

- ООО “А“ - 180 руб.;

- ОАО “З“ - 120 руб.;

- ООО “Т“ - 180 руб.;

- ООО “А“ - 180 руб.

Повышение цен, как установлено из устных и письменных пояснений субъектов рынка КТВ, вызвано следующими причинами:

- легализация (заключение договоров трансляции с лицензиатами - вещателями) транслируемых спутниковых каналов телевизионного вещания (информация в СМИ “Вся неделя“ от 04.12.2008);

- повышение более чем в два раза платы за трансляцию канала
вещания (с 7 центов до 15 центов США с одного абонента, указали все операторы КТВ);

- повышение затрат на техническое содержание сетей и оборудования КТВ (указали все операторы КТВ);

- недобросовестная конкуренция одного из операторов связи, выразившаяся в установлении заниженного уровня абонентской платы за услуги КТВ до декабря 2008 года (указало ОАО “З“);

- конъюнктура рынка кабельного телевидения (приведение абонентской платы в соответствии с уровнем, сложившимся на рынке кабельных услуг, указало два оператора - ООО “Т“, ООО “А“).

При повышении цен операторы КТВ преследует основную цель - большее извлечение прибыли, и это соответствует экономическим интересам каждого.

Информацию о размерах абонентской платы за услуги КТВ, о дате изменения абонентской платы операторы КТВ доводят до потребителей через средства массовой информации (например, бегущая строка объявлений на канале “Квартал Медиа“ - ОАО “З“) и через операторов сбора платежей (перечень совпадающих операторов приема платежей - ООО “А“, ООО “А“, РСП ОАО “Д“, ООО “Ж“, ООО “У“). Кроме того, в силу специфики предоставления услуг кабельного телевидения конкурирующим операторам КТВ известны качественные показатели предоставляемых услуг КТВ (количество каналов, наименование ретранслируемых каналов). Поэтому возможность операторов КТВ в своей предпринимательской деятельности регулярно отслеживать и оценивать рыночное поведение (в т.ч. ценовую политику) конкурентов очевидна.

Следовательно, операторы КТВ г. Ангарска могут отслеживать действия друг друга (других операторов КТВ) и тем самым взаимно влиять друг на друга и в интересах каждого.

Основной причиной повышения абонентской платы, как указали все операторы КТВ, является повышение стоимости трансляции и повышение затрат на техническое содержание сетей и оборудования КТВ. Однако все операторы КТВ указали как разное количество заключенных договоров и разные даты заключения
договоров, так и разных юридических лиц, предоставляющих право использования программ для целей КТВ. ООО “А“ указало на повышение в 73 раза с 01.10.2008 платы за пользование мест крепления кабеля на опорах контактной сети по улицам г. Ангарска. Следовательно, можно сделать вывод о наличии объективных причин изменения для каждого оператора КТВ абонентской платы за оказанные услуги в течение 2008 г.

Кроме затратных причин повышения абонентской платы, два оператора КТВ (ООО “А“ и ООО “Т“) указали на приведение абонентской платы в соответствии с уровнем цен, сложившимся на рынке услуг кабельного телевидения.

Ниже в таблице представлено соотношение общего количества действующих договоров, заключенных операторами КТВ (исключая договоры на обслуживание абонентов), количества обслуживаемых абонентов и количества договоров на ретрансляцию телевизионных программ (в т.ч. право использования программ, право использования телеканала, предоставление сигнала и т.д.).

--------------------T-------------T-------------T-------------T-----------¬

¦ Наименование ¦ Количество ¦ Количество ¦ Количество ¦Абонентская¦

¦ оператора КТВ ¦ заключенных ¦ действующих ¦обслуживаемых¦ плата за ¦

¦ ¦(действующих)¦договоров на ¦ абонентов ¦услуги КТВ,¦

¦ ¦ договоров ¦ретрансляцию ¦ ¦ руб., на ¦

¦ ¦по состоянию ¦телевизионных¦ ¦01.12.2008 ¦

¦ ¦на 01.12.2008¦ программ на ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 01.12.2008 ¦ ¦ ¦

+-------------------+-------------+-------------+-------------+-----------+

¦ООО “Т“ ¦ 61¦ 1¦ 20438¦ 180¦

+-------------------+-------------+-------------+-------------+-----------+

¦ООО “А“ ¦ 43¦ 17¦ 18299¦ 180¦

+-------------------+-------------+-------------+-------------+-----------+

¦ОАО “З“ ¦ 32¦ 13¦ 12250¦ 120¦

+-------------------+-------------+-------------+-------------+-----------+

¦ООО “А“ ¦ 65¦ 28¦ 19800¦ 180¦

L-------------------+-------------+-------------+-------------+------------

При этом необходимо отметить:

- ООО “А“ заключило 28 договоров на право трансляции программ по сети КТВ. Из них 23 договора - в 2008 году, при этом 13 договоров заключены во втором полугодии 2008 года и всего 2 договора после 01.10.2008;

- ООО “Т“ заключило всего 1 договор на право ретрансляции, причем в 2007 году;

- ООО “А“ из 17 действующих на 2008 год, 7 заключено во втором полугодии и всего 3 договора после 01.10.2008;

- ОАО “З“ - из 13 заключенных договоров на распространение программ по сетям КТВ в 2008 г. заключило 6 договоров, причем 5 договоров после 01.10.2008.

Таким образом, к 01.12.2008 операторы КТВ г. Ангарска (3 оператора) изменили абонентскую плату на величины, соответствующие установлению единого уровня абонентской платы, в условиях очевидных различных издержек и одновременно в условиях различных по времени издержек (4 оператора).

Следовательно, изменение операторами КТВ 01.12.2008 ежемесячной абонентской платы не является следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех операторов КТВ на рынке услуг кабельного телевидения в г. Ангарске.

Таким образом, установлены основные признаки согласованных действий: одновременное повышение ежемесячной абонентской платы за услуги КТВ всеми операторами связи (ООО “А“, ООО “Т“, ОАО “З“
и ООО “А“) при очевидных разновеликих размерах затрат, что соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующего субъекта только при условии, что их действия заранее известны каждому из них (в противном случае повышение цены только одним из участников рынка может повлечь снижение спроса на его услуги). Кроме того, тремя операторами установлена равная абонентская плата - 180 рублей (ООО “А“, ООО “Т“, ООО “А“).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Таким образом, действия ООО “А“, ООО “А“, ОАО “З“, ООО “Т“ по одновременному повышению абонентской платы за оказываемые услуги кабельного телевидения в г. Ангарске, имеющие своим результатом установление нового уровня цен на товарном рынке кабельного телевидения в границах г. Ангарска, содержат признаки нарушения требований п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

Приказом Иркутского УФАС России N 295 от 25.05.2009 возбуждено дело N 295 по признакам нарушения ООО “А“ <...>, ООО “А“ <...>, ОАО “З“ <...>, ООО “Т“ <...> п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося в согласованных действиях по одновременному изменению абонентской платы за оказываемые услуги кабельного телевидения в г. Ангарске, имеющих своим результатом установление цен на товарном рынке кабельного телевидения в границах г. Ангарска.

Определением N 297 от 25.05.2009 дело N 295 было назначено к рассмотрению на 10.06.2009 в
14 часов 00.

Определением N 344 от 10.06.2009 рассмотрение дела N 295 отложено в связи с отсутствием сведений надлежащего уведомления заявителей Г.Н.Н., П.В.Ф. о дате и времени рассмотрения дела N 295 от 25.05.2009, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие представителей указанных лиц не поступало. Данным определением было назначено рассмотрение дела N 295 на 09.07.2009 в 10 часов 00 минут.

9 июля 2009 г. при рассмотрении дела N 295 возникла необходимость получения дополнительных сведений для принятия решения, в связи с чем рассмотрение дела было отложено на 24.07.2009 в 11 часов 00 минут.

24 июля 2009 г. от заявителя А.О.М. поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела N 295 от 25.05.2009 в связи с предоставлением новых материалов, необходимых для рассмотрения дела по существу.

Комиссией заявленное ходатайство А.О.М. удовлетворено, рассмотрение дела отложено и назначено к рассмотрению на 27.07.2009 в 11 часов 00 минут.

В ходе рассмотрения дела N 295 от 25.05.2009 Комиссия заслушала доводы, объяснения и пояснения, представленные заявителем А.О.М., ООО “А“, ООО “А“, ОАО “З“, ООО “Т“, и установила следующее.

1) согласно письменным пояснениям ООО “Т“, представленным Комиссии в ходе рассмотрения дела N 295, следует, что в отличие от других участников рынка ООО “Т“ предоставляет дополнительные услуги в составе стандартного пакета телепрограмм: радио, доступ к сети Internet, издание бесплатной газеты для абонентов. Основной причиной изменения цен явился инфляционный фактор. Увеличение размера абонентской платы до 180 рублей является законным и обоснованным, так как эта цена соответствует (и даже несколько ниже) среднероссийским тарифам за аналогичные услуги и, по мнению ООО “Т“, в данном случае не повышение цен, а приведение цен
в соответствие. У каждого из абонентов ООО “Т“ есть выбор: переключиться на сети любого из операторов кабельного телевидения в г. Ангарске либо подключиться к действующей антенне коллективного приема коммунального хозяйства, либо установить квартирную антенну (в некоторых районах), либо приобрести комплект спутникового телевидения, либо подключиться к высокоскоростному Интернету для просмотра телевидения (такая услуга сейчас предоставляется несколькими Интернет-провайдерами в г. Ангарске).

Повышение тарифа с 1 декабря 2008 г. объясняется ООО “Т“ как наиболее удобный месяц в телекоммуникационной отрасли для подобного решения. Весной и летом это сделать невозможно в связи с последующим резким увеличением задолженности по абонентской плате.

Представитель ООО “Т“ на заседании Комиссии 27.07.2009 пояснил, что декабрь является наиболее удобным месяцем, исходя из платежеспособности населения, для изменения тарифов на рынке предоставления услуг кабельного телевидения, и в связи со сложившейся практикой предприятия повышение всегда происходит в декабре.

Решение об увеличении абонентской платы до 180 рублей в месяц именно с 1 декабря 2008 г. было принято учредителем предприятия единолично.

Из пояснений ООО “Т“ о порядке расчета и установления абонентской платы в размере 180 рублей следует, что тариф в размере 64 рубля оставался неизменным с 1 марта 2003 г. по 30 ноября 2008 г. В марте 2003 г. за 64 рубля предоставлялся пакет из 17 каналов, т.е. в расчете на один канал тариф составлял 3,76 рубля. Официальный индекс роста потребительских цен в Иркутской области (инфляция) за этот промежуток времени составил 180,5% (см. ИСС “Консультант+“). Таким образом, является обоснованным увеличение тарифа за счет инфляционного фактора в расчете на один канал до 3,76 x 180,5% = 6,79 рубля. Пакет телепрограмм увеличен к декабрю 2008 г. до 45. Следовательно, экономически обоснованная цена пакета, по мнению ООО “Т“, составляет 6,79 x 45 = 305,55 рубля. Решение об увеличении абонентской платы до 180 рублей в месяц с 1 декабря 2008 г. принято без проведения специальных расчетов, ниже экономической обоснованной цены, исходя из соответствия со сложившимися среднерыночными тарифами на аналогичные услуги в РФ.

Согласно эфирной справке ОАО “Т“ N 52 от 08.06.2009 с 15 ноября по 1 декабря 2008 г. на канале ОАО “Т“ прошла бегущая строка, заказчиком которой являлось ООО “Т“, следующего содержания:

“Уважаемые абоненты! С 1 декабря абонентская плата ТС “Астра“ составит 180 руб./мес., все льготы сохраняются“.

Стоимость трансляции каналов вещания за период с 01.01.2008 по 01.01.2009 не повышалась, что подтверждается справкой N 142 от 17.07.2009 об отсутствии повышения стоимости трансляции предоставленной ООО “Т“.

В Ангарском еженедельном информационном издании многоканальной телесистемы “Астра“ от 1 февраля 2008 г. N 4(211) в статье “Абонентская плата: дорого или нет?“ отражена первая информация о возможном повышении абонентской платы за кабельное телевидение;

2) согласно письменным пояснениям ООО “А“, представленным Комиссии в ходе рассмотрения дела N 295, следует, что в отличие от других участников рынка ООО “А“ предоставляет дополнительные услуги в составе стандартного пакета телепрограмм: радио, доступ к сети Internet, издание бесплатной газеты для абонентов. Основной причиной изменения цен явилась компенсация затрат на строительство новых оптоволоконных сетей. Увеличение размера абонентской платы до 180 рублей является законным и обоснованным, так как эта цена соответствует (и даже несколько ниже) среднероссийским тарифам за аналогичные услуги и, по мнению ООО “А“, в данном случае не повышение цен, а приведение цен в соответствие. У каждого из абонентов ООО “А“ есть выбор: переключиться на сети любого из операторов кабельного телевидения в г. Ангарске либо подключиться к действующей антенне коллективного приема коммунального хозяйства, либо установить квартирную антенну (в некоторых районах), либо приобрести комплект спутникового телевидения, либо подключиться к высокоскоростному Интернету для просмотра телевидения (такая услуга сейчас предоставляется несколькими Интернет-провайдерами в г. Ангарске).

Повышение тарифа с 1 декабря 2008 г. объясняется ООО “А“ как наиболее удобный месяц в телекоммуникационной отрасли для подобного решения. Весной и летом это сделать невозможно в связи с последующим резким увеличением задолженности по абонентской плате.

Представитель ООО “А“ на заседании Комиссии 27.07.2009 пояснил, что декабрь является наиболее удобным месяцем, исходя из платежеспособности населения, для изменения тарифов на рынке предоставления услуг кабельного телевидения, и в связи со сложившейся практикой предприятия повышение всегда происходит в декабре.

Решение об увеличении абонентской платы до 180 рублей в месяц именно с 1 декабря 2008 г. было принято учредителем предприятия, являющегося генеральным директором ООО “А“ единолично.

Согласно эфирной справке ОАО “Т“ N 55 от 13.06.2009 с 15 июня по 1 июля 2008 г. на канале ОАО “Телекомпания “А.“ прошла бегущая строка, заказчиком которой являлось ООО “А“, следующего содержания:

“Уважаемые абоненты! Ориентировочно в декабре месяце текущего года абонентская плата ООО “А“ значительно увеличится, все льготы сохраняются“.

Согласно эфирной справке ОАО “Т“ N 52 от 08.06.2009 с 15 ноября по 1 декабря 2008 г. на канале ОАО “Телекомпания “А.“ прошла бегущая строка, заказчиком которой являлась ООО “А“, следующего содержания:

“Уважаемые абоненты! С 1 декабря абонентская плата ООО “А“ составит 180 руб./мес., все льготы сохраняются“.

Стоимость трансляции каналов вещания за период с 01.01.2008 по 01.01.2009 не повышалась, что подтверждается справкой N 166 от 17.07.2009 об отсутствии повышения стоимости трансляции, предоставленной ООО “А“.

Из пояснений ООО “А“ о порядке расчета и установления абонентской платы в размере 180 рублей следует, что тариф в размере 64 рубля оставался неизменным с 1 октября 2004 г. по 30 ноября 2008 г. В октябре 2004 г. за 64 рубля предоставлялся пакет из 20 каналов, т.е. в расчете на один канал тариф составлял 3,20 рубля. Официальный индекс роста потребительских цен в Иркутской области (инфляция) за этот промежуток времени составил 158,6% (см. ИСС “Консультант+“). Таким образом, является обоснованным увеличение тарифа за счет инфляционного фактора в расчете на один канал до 3,20 x 158,6% = 5,07 рубля. Пакет телепрограмм увеличен к декабрю 2008 г. до 45. Следовательно, экономически обоснованная цена пакета, по мнению ООО “А“, составляет 5,07 x 45 = 228,15 рубля. Решение об увеличении абонентской платы до 180 рублей в месяц с 1 декабря 2008 г. принято без проведения специальных расчетов, ниже экономической обоснованной цены, исходя из соответствия со сложившимися среднерыночными тарифами на аналогичные услуги в РФ;

3) согласно письменным пояснениям ООО “А“, представленным Комиссии в ходе рассмотрения дела N 295, следует, что, являясь коммерческой структурой, ООО “А“ обязано строить свой бизнес таким образом, чтобы извлекать прибыль из своей деятельности. Для развития компании и выживания ее в конкурентной среде необходимо заранее предвидеть дальнейшее развитие и планировать свои расходы. ООО “А“ не является монополистом на рынке предоставления телевизионных услуг в г. Ангарске и не занимает доминирующее положение, существуют компании, предоставляющие аналогичные услуги: РТРС, НТА, “АКТИС“, ТРК “А“, ООО “А“, “Т“, РТА, Спутниковое ТВ: НТВ+, “Радуга“, “Триколор“. Стоимость предоставляемых услуг разными компаниями неодинаковая. ООО “А“ установило плату 180 рублей в месяц за 40 каналов, ООО “А“ - 180 рублей за 45 каналов, ОАО “З“ - 120 рублей за 30 каналов. Повышение стоимости услуг не лишает возможности жителей города воспользоваться услугами других компаний. При этом среднее количество абонентов осталось на прежнем уровне. О повышении абонентской платы объявили в соответствии с договором оферты в СМИ - на телеканале НТА за десять дней, что подтверждается эфирной справкой ООО “Н“ б/н без даты, представленной на заседание Комиссии 10.06.2009.

Согласно эфирной справке с 1 декабря по 15 декабря 2008 г. на 12ТВК ООО “Н“ прошла бегущая строка, заказчиком которой являлось ООО “А“, следующего содержания:

“Внимание! С 01.12.2008 повышается абонентская плата за услуги связи кабельного вещания до 180 рублей в месяц. Предоплаты, категории льгот сохраняются“.

Из пояснений ООО “А“, представленных 10.06.2009, следует, что к увеличению абонентской платы в конце 2008 г. привело несколько объективных причин. На повышении абонентской платы не мог не сказаться рост курса доллара в течение 2008 г. и прогнозные показатели по его дальнейшему росту, в связи с этим выросли цены на импортные материалы и оборудование отрасли связи (закупка производится за рубежом в долларовом эквиваленте, так как отечественных разработок нет), увеличилось количество платных, дорогостоящих каналов, производимых зарубежными компаниями, транслируемых в сети ООО “А“, с 24 каналов (2003 г.) до 40 каналов (2008 г.), оплата за которые вещателями производится в долларовом эквиваленте. Средняя стоимость абонентской платы ООО “А“ за услуги кабельного телевидения находится в разумных пределах. В сравнении с региональными операторами - 130 - 240 рублей в месяц, Российскими - 144 рубля в месяц (по информации журнала “Кабельщик“). ООО “А“ на протяжении 5 лет удерживало цены за услуги кабельного телевидения на уровне 50 рублей, при этом обеспечивая льготы за счет собственных средств в размере от 36% до 88%, не развиваясь. Увеличивая абонентскую плату, одновременно приняли решение к уже имеющимся льготам добавить еще одну категорию льгот - “многодетная семья“. С учетом количества льготных абонентов, которые оплачивают за услуги кабельного телевидения от 0 рублей (ВОВ) до 50%, средняя абонентская плата составляет 130 - 150 рублей в месяц. Фиксированная сумма абонентской платы в течение 5 лет послужила причиной тому, что уровень заработной платы сотрудников АТВ, учитывая инфляцию в стране, упал. Для сохранения дееспособности предприятия и удержания квалифицированных кадров назрела острая необходимость привести заработную плату в соответствие с современными условиями уровня жизни. Условия жизни принуждают предприятие соответствовать современному уровню и предоставлять жителям города не менее двух услуг: кабельное телевидение и, например, Интернет. В противном случае, в условиях конкуренции невозможно выжить. ООО “АТВ“ предприятие связи и помимо услуги кабельного телевидения также планировало предоставлять горожанам такие услуги как: интернет, видеонаблюдение, телеметрия. Для развития предприятия и внедрения новых технологий на рынке услуг связи г. Ангарска необходимы дополнительные денежные средства на развитие предприятия. Одной из главных причин повышения абонентской платы стало повышение платы за предоставление мест для размещения узлов крепления волоконно-оптического кабеля на опорах трамвайной контактной сети в 73 раза с 1 октября 2008 г. Отказ от подписания дополнительного соглашения с МУП г. Ангарска “Ангарский трамвай“ мог привести к остановке работы предприятия, так как было распоряжение о недопуске работников АТВ к работе на собственных сетях. На удорожание услуг АТВ повлияло также то, что управляющие компании, обслуживающие жилищный фонд, вынуждают заключать договора на размещение доступа в места общего пользования многоквартирных домов, при этом основным условием договора является оплата за доступ. Повышается плата за услуги по обслуживанию и аренде помещений, возросли тарифы за электроэнергию. В соответствии с требованиями РАО все кабельные операторы обязаны заключить договор и выплачивать немалую сумму за соблюдение авторских прав. Начато строительство новых, расширение и реконструкция существующих сетей для предоставления услуги цифрового телевидения, производится закупка нового оборудования, так как к 2015 г. по постановлению Правительства все обязаны перейти на цифровое вещание. Планируется предоставление населению услуги широкополосного доступа в Интернет (ШПД) по технологии GPON. Кредиторская задолженность предприятия на 01.01.2009 составляла 13451369,5 рубля.

Однако из предоставленных 09.07.2009 письменных пояснений ООО “А“ следует, что в течение 2008 г. и по настоящее время предоставляет один основной пакет услуг, состоящий из 40 каналов кабельного телевидения. Услуги по радиовещанию, доступу к сети Internet, распространению бесплатной газетной литературы не предоставляются. В соответствии с протоколом внеочередного собрания участников общества N 8 от 12.10.2008 учредители общества приняли решение об изменении абонентской платы с декабря 2008 г. в пределах 160 - 200 рублей в месяц. Точную цифру абонентской платы установит директор ООО “А“. По мнению ООО “А“, декабрь является последним месяцем в году, и по результатам декабря в сравнении с предыдущим годом можно делать прогнозы и планировать свою работу в текущем году, и наиболее приемлемым будет повышение абонентской платы в декабре. Причиной повышения именно с 1 числа, а не с 10 или 20, является то, что абонентская плата устанавливается за месяц, и поэтому нет необходимости делать сложные расчеты. Согласно произведенному расчету величина абонентской платы составила 172,47 рубля в месяц на одного абонента, в том числе средняя себестоимость составляет 56,31 руб., возврат кредиторской задолженности 59,85 руб., пополнение активов 56,31 руб.;

4) согласно письменным пояснениям ОАО “З“, представленным Комиссии в ходе рассмотрения дела N 295, следует, что основными причинами повышения абонентской платы являются высокие расходы по арендной плате за занимаемое помещение и услуги поставщиков, расходы на оплату труда, единый налог при упрощенной системе налогообложения, инфляция за период с 2004 г. по 2008 г. составила около 75%, рентабельность составляет 25%, что ниже среднеотраслевых показателей. Решение о повышении абонентской платы было принято в июне - июле 2008 г. после ряда публикаций в газете “Астра“ (учредитель ООО “Т“) о том, что существующая абонентская плата не покрывает всех расходов, направленных на эксплуатацию и дальнейшее развитие кабельных сетей ООО “Т“. Была определена дата повышения - 1 декабря 2008 г. Декабрь считается самым удобным и эффективным месяцем в году для данных акций. В 2003 г. также с 1 декабря ОАО “З“ увеличил абонентскую плату, и данный период на практике показал свою эффективность. Размер абонентской платы был рассчитан во 2-й половине ноября 2008 г. и установлен 120 руб./месяц на одного абонента. При этом рентабельность составила 25%, что считается нижней границей для телевизионной отрасли России. За десять дней до повышения абонентской платы ОАО “З“ через СМИ уведомил своих абонентов. ОАО “З“ предоставляет определенным категориям граждан льготную оплату за услуги кабельного телевидения от 100% до 50% и предоставляет социальный пакет программ за 20 руб./месяц за счет собственных средств.

ОАО “З“ представлено подтверждение повышения стоимости ретрансляции телеканалов, из которого следует, что ряд ретранслируемых телеканалов (TV 1000, Viasat, History и др.) предполагает оплату за одного абонента в месяц в центах США. На 01.12.2008 доллар США вырос до 36 руб. (в 2007 г. около 24 рублей), что составляет 34% дополнительных затрат.

ОАО “З“ представлен расчет абонентской платы на 1 декабря 2008 г., из которого следует, что исходя из текущих затрат в течение года себестоимость услуги составляет 83,3 руб.

Согласно эфирной справке ОАО “З“ б/н от 03.07.2009 с 21 ноября по 30 декабря 2008 г. на телеканале “Медиа-Кварта“ прошла бегущая строка, заказчиком которой являлось ОАО “З“, следующего содержания:

“С 1 декабря абонентская плата за услуги кабельного телевидения ОАО “З“ устанавливается в размере 120 руб./месяц. Льготная категория 60 руб./месяц. Справки по тел. 54-12-53, 54-81-61“.

Ответчики нарушение запретов, установленных пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона “О защите конкуренции“, не признали.

На заседании Комиссии 27.07.2009 заявитель А.О.М. пояснила, что в договорах об оказании услуг связи по трансляции телевизионных программ по сетям кабельного телевидения в составе стандартного пакета телепрограмм не указаны какие-либо дополнительные услуги: радио, доступ к сети Internet, издание бесплатной газеты для абонентов.

Проведенный А.О.М. опрос граждан по вопросу: “Знаете ли Вы, что в абонентскую плату за кабельное телевидение 180 рублей входит: радио, доступ к сети Internet, газета “Астра“?“ показал, что из 11 опрошенных граждан 3 не знают вообще, что входит в абонентскую плату, 7 не знают, что в абонентскую плату входит радио и Интернет, 1 гражданин не знает про услугу Интернет.

Из представленных А.О.М. распечаток от 26.07.2009 с сайта ООО “Т“ следует, что услуга Интернет предоставляется ООО “Т“ бесплатно.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

Комиссией установлено, что ООО “Т“ приказом N 17 “Об изменении размера абонентской платы“ от 26.11.2008 установлена с 01.12.2008 абонентская плата за услуги кабельного телевидения - 180 рублей ежемесячно, ООО “А“ приказом N 17 от 26.11.2008 установлена с 01.12.2008 абонентская плата за услуги кабельного телевидения - 180 рублей ежемесячно, ООО “А“ распоряжением N 20 от 20.11.2008 установлена абонентская плата за оказание услуг связи для целей телевизионного вещания с 01.12.2008 в размере 180 рублей в месяц, а также информационные письма ОАО “З“ о том, что с 01.12.2008 тариф за услугу предоставления кабельного телевидения составляет 120 рублей в месяц датированы 28.11.2008, что подтверждается материалами дела N 295.

При рассмотрении дела N 295 установлено, что информация операторов кабельного телевидения г. Ангарска о предполагаемом повышении абонентской платы за кабельное телевидение начала появляться в средствах массовой информации с февраля 2008 г. (Ангарское еженедельное информационное издание многоканальной телесистемы “Астра“ от 1 февраля 2008 г. N 4(211)) и в ноябре - декабре 2008 г. (эфирные справки N 52 от 08.06.2009, N 55 от 13.06.2009, N 52 от 08.06.2009, б/н от 03.07.2009) информация повышении абонентской платы за кабельное телевидение.

Комиссией установлено, что в Ангарском еженедельном информационном издании многоканальной телесистемы “Астра“ от 28 ноября 2008 г. N 47(254) в статье “Об изменении тарифов“ отражена информация о повышении с 1 декабря 2009 г. абонентской платы ТС “Астра“ 180 рублей в месяц, также в“данной статье содержится информация о том, что другие ангарские ТВ-операторы тоже заявили о намерении поднять абонентскую плату с декабря 2008 г.

При рассмотрении дела N 295 ответчиками не были представлены публикации в газете “Астра“ (учредитель ООО “Т“) за период июнь - июль 2008 г. о возможном повышении абонентской платы за услуги кабельного телевидения.

Доводы представителя ООО “Т“ и ООО “А“ о том, что декабрь является самым удобным месяцем для изменения тарифов на рынке предоставления услуг кабельного телевидения, и в связи со сложившейся практикой предприятий повышение всегда происходит в декабре, являются несостоятельными в связи с тем, что абонентская плата, установленная ООО “Т“ с 1 марта 2003 г. и по декабрь 2008 г., не изменялась, абонентская плата, установленная ООО “А“ с 1 октября 2004 г. и по декабрь 2008 г., не изменялась, более того, практика изменения абонентской платы за услуги кабельного телевидения в декабре месяце не нашла своего подтверждения ни в г. Иркутске, ни в г. Шелехове.

Доводы ОАО “З“ о повышении стоимости ретрансляции телеканалов Комиссией признаны в части увеличения затрат на ретрансляцию в связи с изменением курса валют, однако доказательства в подтверждение оплаты ОАО “З“ повышенной стоимости ретрансляции телеканалов Комиссии не представлены.

Доказательств, подтверждающих включение в абонентскую плату за предоставляемые услуги кабельного телевидения дополнительных услуг по радиовещанию, предоставлению газеты, доступу к сети Internet, иных услуг ответчиками представлено не было.

Представленная ООО “Т“ на заседании Комиссии 27.07.2009 копия газеты “Астра“ не может быть принята во внимание ввиду того, что не содержит каких-либо сведений о предоставлении дополнительных услуг по радиовещанию, предоставлению газеты, доступу к сети Internet, иных услуг в составе стандартного пакета телепрограмм кабельного телевидения.

Комиссией установлено, что, исходя из динамики и соотношения ежемесячных затрат на техническое содержание кабельных сетей в 2008 году, величина ежемесячных затрат на техническое содержание сетей КТВ различна, и, более того, рост затрат происходил в различный временной период 2008 года. Для ООО “А“ (платежные документы) рост затрат зафиксирован в марте 2008 г., для ООО “Т“ (платежные документы) - февраль 2008 г., причем в апреле и июне 2008 г. у данного оператора затраты на техническое содержание отсутствуют. Для ООО “А“ суммарные затраты на комплектующие материалы за 2008 г. (материалы учета расходов и доходов общества) ниже на 30% затрат 2007 г., при этом доходы у оператора возросли на 44%. ОАО “З“ представлен один договор на поставку оборудования без соответствующих приложений по стоимости закупаемого оборудования. Увеличение расходов общество связывает с увеличением арендной платы за нежилое помещение с 01.01.2008. При этом все свои текущие расходы общество учло при расчете среднего размера ежемесячной абонентской платы на 01.12.2008.

Соответственно, у каждого оператора КТВ в рассматриваемом случае необходимость в повышении абонентской платы за услуги кабельного телевидения возникает в разное время, отличное друг от друга.

Следовательно, изменение операторами кабельного телевидения одновременно с 01.12.2008 ежемесячной абонентской платы не является следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на всех операторов кабельного телевидения на рынке услуг кабельного телевидения в г. Ангарске.

В соответствии с позицией Высшего Арбитражного суда (постановление Пленума ВАС N 30 от 30.06.2008 “О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства“) согласованность действий может быть установлена при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому из хозяйствующих субъектов, может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий в числе прочих обстоятельств может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.

Действия операторов кабельного телевидения г. Ангарска по одновременному изменению абонентской платы за оказываемые услуги являются согласованными исходя из содержания ст. 8 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 Федерального закона “О защите конкуренции“, согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

- результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

- действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цены на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем одного года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем один год.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 11 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами или согласованные действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если такие соглашения или согласованные действия приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: один и тот же фрагмент абзаца повторяется дважды.

Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 Федерального закона “О защите конкуренции“,

решила:

1. Признать нарушившими ООО “А“ <...>, ООО “А“ <...>, ОАО “З“ <...>, ООО “Т“ <...> требования пункта 1 части 1 статьи 11 ФЗ “О защите конкуренции“ от 26.07.2006 N 135-ФЗ, выразившегося в согласованных действиях по одновременному изменению абонентской платы за оказываемые услуги кабельного телевидения в г. Ангарске, имеющих своим результатом установление цен на товарном рынке кабельного телевидения в границах г. Ангарска.

2. На основании пункта 1 настоящего решения выдать ООО “А“, ООО “А“, ОАО “З“, ООО “Т“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Иркутского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.32 КоАП РФ в отношении ООО “А“, ООО “А“, ООО “Т“, ОАО “З“.

4. Копии решения и предписания направить ООО “А“, ООО “А“, ОАО “З“, ООО “Т“.

5. Копию решения направить А.О.М., А.А.В., П.Г.В., Г.Н.Н., П.В.Ф.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.