Постановление администрации МО г. Братска от 02.06.2009 N 857 “О единой дежурно-диспетчерской службе города Братска“ (вместе с “Положением о единой дежурно-диспетчерской службе города Братска“)
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БРАТСКАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июня 2009 г. N 857
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ГОРОДА БРАТСКА
В целях своевременного реагирования на сообщения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, повышения эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории города Братска, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 “О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций“, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.1997 N 334 “О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“, руководствуясь статьями 8, 35, 55.1 Устава муниципального образования города Братска, постановлением мэра города Братска от 06.06.2008 N 1114 “О порядке внесения изменений и признания утратившими силу некоторых муниципальных правовых актов“, постановляет:
1. Создать при муниципальном учреждении “Центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций“ города Братска единую дежурно-диспетчерскую службу города Братска на базе многоканального телефонного номера 41-23-24.
2. Пунктом управления единой дежурно-диспетчерской службы города Братска определить здание по адресу: Российская Федерация, Иркутская область, город Братск, жилой район Центральный, улица Цветочная, дом 14.
3. Утвердить прилагаемое Положение о единой дежурно-диспетчерской службе города Братска (далее - Положение).
4. Возложить общее руководство деятельностью единой дежурно-диспетчерской службы города Братска (далее - ЕДДС) на директора муниципального учреждения “Центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций“ города Братска Гришаеву Е.М.
5. Муниципальному учреждению “Центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций“ города Братска (Гришаева) провести в установленном порядке комплекс мероприятий по организации функционирования и дальнейшего совершенствования ЕДДС.
6. Руководителям структурных подразделений администрации города Братска, организаций, предприятий и учреждений, осуществляющим свою деятельность на территории города Братска, обеспечить взаимодействие с ЕДДС в соответствии с возложенными на нее задачами согласно Положению.
7. Признать утратившим силу постановление мэра города Братска от 22.12.2003 N 1952 “О создании единой дежурно-диспетчерской службы“.
8. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
9. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра, начальника департамента ГО и ЧС, правоохранительной и оборонной работы администрации города Братска Волошина А.С.
Глава администрации
города Братска
С.В.СЕРЕБРЕННИКОВ
Утверждено
постановлением
администрации МО города Братска
от 2 июня 2009 года
N 857
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЕДИНОЙ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЕ ГОРОДА БРАТСКА
Раздел I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение о единой дежурно-диспетчерской службе города Братска (далее - Положение) определяет основные цели, задачи, состав и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы города Братска (далее - ЕДДС) в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (далее - ЧС).
1.2. Положение разработано на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в соответствии с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 22.7.01-99 “Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения“, утвержденного постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 09.11.1999 N 400-ст “О принятии и введении в действие государственного стандарта“.
1.3. ЕДДС является органом повседневного управления Братского городского звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - городское звено ТП РСЧС). ЕДДС является самостоятельным структурным подразделением муниципального учреждения “Центр по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций“ города Братска (далее - МУ “Центр ГОЧС“).
1.4. ЕДДС является вышестоящим органом для всех дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) на территории города Братска по вопросам сбора, обработки и обмена информацией о ЧС, а также координирующим органом по вопросам совместных действий ДДС в ЧС.
1.5. ЕДДС предназначена для координации действий ДДС города Братска, в первую очередь имеющих силы и средства постоянной готовности к реагированию на возникающие ЧС: службы экстренного вызова (01, 02, 03, 04); топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства; потенциально опасных объектов.
1.6. Общее руководство ЕДДС осуществляет директор МУ “Центр ГОЧС“. Оперативное управление по сбору и обмену информацией ЕДДС осуществляет Центр управления кризисными ситуациями (далее - ЦУКС) Главного управления МЧС России по Иркутской области.
1.7. ЕДДС не отменяет существующего до ее появления в городских ДДС порядка приема от населения сообщений о происшествиях (по телефонам 01, 02, 03, 04 и другим).
1.8. В своей деятельности ЕДДС руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Иркутской области, Уставом муниципального образования города Братска, муниципальными правовыми актами муниципального образования города Братска, приказами и распоряжениями вышестоящих органов управления МЧС России, а также настоящим Положением.
Раздел II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЕДДС
2.1. Целями создания ЕДДС являются повышение готовности органов управления городского звена ТП РСЧС к реагированию на угрозу или возникновение ЧС, эффективности взаимодействия привлекаемых сил и средств при их совместных действиях по предупреждению и ликвидации ЧС, а также снижение возможных негативных последствий ЧС на основе:
1) постоянного контроля развития возникающих локальных ЧС, принятия экстренных мер для недопущения перерастания локальных ЧС в ЧС большего масштаба;
2) повышения оперативности и эффективности совместных действий городских дежурных служб различной ведомственной принадлежности путем организации и поддержания четкого взаимодействия ДДС;
3) своевременного представления полной, достоверной информации об угрозе и возникновении ЧС, о сложившейся обстановке и выполненных мероприятиях для принятия решений и согласованности действий органов управления городского звена ТП РСЧС.
2.2. Основными задачами ЕДДС являются:
1) прием от населения и организаций сообщений о пожарах и любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС различного характера;
2) анализ и оценка достоверности поступившей информации, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
3) сбор от ДДС, служб контроля и наблюдения за окружающей средой (систем мониторинга) и доведение до ДДС города Братска полученной информации об угрозе или факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств по ликвидации ЧС;
4) обработка и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования городского звена ТП РСЧС;
5) обобщение, оценка и контроль данных об обстановке, о принятых мерах по ликвидации ЧС, подготовка и корректировка заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов управленческих решений по ликвидации ЧС, принятие экстренных мер и необходимых решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);
6) информирование ДДС, сил постоянной готовности городского звена ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации ЧС, об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
7) представление докладов (донесений) об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов) вышестоящим органам управления ТП РСЧС по подчиненности;
8) доведение задач, поставленных органами управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС), до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;
9) обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов директору МУ “Центр ГОЧС“ и в ЦУКС Главного управления МЧС России по Иркутской области;
10) в случае угрозы возникновения или возникновения ЧС по указанию председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности города Братска (далее - КЧС и ПБ) оповещение членов КЧС и ПБ, сбор, обработка и представление КЧС и ПБ собранной информации, подготовка вариантов возможных решений.
Раздел III. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ЕДДС
3.1. Для выполнения поставленных задач ЕДДС осуществляет следующие функции:
1) обеспечивает круглосуточный прием сообщений о любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС различного характера и пожарах;
2) контролирует своевременное направление сил и средств городского звена ТП РСЧС на ликвидацию последствий аварий, стихийных бедствий и на тушение пожаров;
3) информирует взаимодействующие ДДС, привлекаемые к ликвидации ЧС силы постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;
4) доводит задачи, поставленные органами управления ТП РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, осуществляет контроль за их выполнением и организует взаимодействие;
5) обобщает информацию о ЧС и ходе работ по их ликвидации;
6) обеспечивает представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления ТП РСЧС об угрозе или возникновении ЧС, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);
7) обеспечивает оперативное управление силами, принимающими участие в ликвидации пожаров и ЧС;
8) осуществляет передачу и прием информации с места работы сил, привлекаемых к ликвидации ЧС;
9) обеспечивает устойчивое управление силами и средствами во всех режимах функционирования ЕДДС;
10) обеспечивает взаимодействие с органами управления ДДС;
11) обеспечивает сбор от ДДС и населения, служб контроля и наблюдения за окружающей средой информации об угрозе или факте возникновения ЧС и доведение ее до соответствующих ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;
12) контролирует наращивание сил и средств городского звена ТП РСЧС при переводе его в повышенные режимы функционирования;
13) участвует в учениях и тренировках по обеспечению взаимодействия ЕДДС, ДДС и организаций города Братска;
14) обеспечивает поддержание систем связи в готовности к приему и передаче команд (сигналов) и информации оповещения;
15) организует оповещение должностных лиц администрации города Братска, КЧС и ПБ, органов управления городского звена ТП РСЧС;
16) организует оповещение населения о возникновении ЧС и информирование его об использовании средств и способов защиты от поражающих факторов источников ЧС.
Раздел IV. РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕДДС
4.1. ЕДДС функционирует в трех режимах: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим ЧС.
4.2. В режиме повседневной деятельности ЕДДС осуществляет круглосуточное дежурство и находится в постоянной готовности к экстренному реагированию на угрозу или возникновение ЧС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
1) прием от населения, организаций и ДДС сообщений о пожарах и любых чрезвычайных происшествиях, несущих информацию об угрозе или возникновении ЧС, их регистрацию и сортировку по принадлежности ДДС и уровням ответственности;
2) постоянный контроль обстановки в городе Братске;
3) поддержание в готовности к использованию программно-технических средств автоматизации и связи;
4) внесение необходимых дополнений и изменений в банк данных, а также в структуру и содержание оперативных документов по реагированию на ЧС;
5) сбор, обобщение и анализ информации о чрезвычайных происшествиях за текущие сутки и представление соответствующих докладов по подчиненности;
6) осуществление контроля за готовностью ДДС в зоне ответственности, оперативное информирование их диспетчерских смен об обстановке и ее изменениях;
7) готовятся и корректируются специальные оперативные планы по реагированию ДДС на ЧС;
8) осуществляется обмен информацией о наличии, состоянии и возможностях сил и средств постоянной готовности городского звена ТП РСЧС;
9) проведение учебных и тренировочных занятий с личным составом дежурных смен с целью отработки их действий при переводе ЕДДС в режимы повышенной готовности и ЧС, а также выполнение обязанностей в условиях угрозы и возникновения ЧС.
ДДС организаций на территории города Братска действуют в соответствии со своими ведомственными инструкциями и представляют в ЕДДС обобщенную статистическую информацию о чрезвычайных происшествиях, локальных ЧС и предпосылках к ним за прошедшие сутки.
4.3. В режим повышенной готовности ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде оперативного дежурного при угрозе возникновения ЧС в тех случаях, когда требуются совместные действия ДДС. В этом режиме ЕДДС обеспечивает:
1) заблаговременную подготовку к возможным действиям в случае возникновения ЧС;
2) приведение в готовность оперативной группы и группы специалистов-аналитиков МУ “Центр ГОЧС“;
3) сбор (в том числе от населения и систем мониторинга), оценку достоверности и доведение до ДДС информации об угрозе возникновения ЧС, требующих совместных действий органов управления и сил постоянной готовности городского звена ТП РСЧС;
4) оповещение и персональный вызов членов КЧС и ПБ, должностных лиц МУ “Центр ГОЧС“, городских ДДС;
5) усиление наблюдения и контроля за обстановкой в городе Братске, на потенциально опасных объектах, а также за состоянием окружающей среды;
6) прогнозирование возможной обстановки, подготовку предложений по действиям привлекаемых сил и средств;
7) корректировку алгоритмов действий ЕДДС при реагировании на угрозу возникновения вероятной ЧС и уточнение порядка взаимодействия с ДДС;
8) координацию действий ДДС при принятии ими экстренных мер по предотвращению ЧС или смягчению ее последствий.
В режиме повышенной готовности информационное взаимодействие между ДДС осуществляется непосредственно через ЕДДС. Информация, поступающая в ЕДДС, доводится до взаимодействующих ДДС.
В этом режиме ДДС действуют в соответствии с Положением о Братском городском звене ТП РСЧС, утверждаемым постановлением администрации муниципального образования города Братска, настоящим Положением и ведомственными инструкциями.
4.4. В режим ЧС ЕДДС и привлекаемые ДДС переводятся по команде оперативного дежурного при возникновении ЧС.
В этом режиме ЕДДС выполняет следующие задачи:
1) координация действий ДДС и привлекаемых сил и средств городского звена ТП РСЧС при проведении работ по защите населения и территории города Братска от ЧС;
2) контроль за выдвижением и отслеживание передвижения оперативных групп в районе ЧС;
3) оповещение и передача оперативной информации между органами управления при организации ликвидации ЧС и в ходе аварийно-спасательных работ, мероприятий по обеспечению устойчивого функционирования объектов экономики и первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
4) контроль за установлением и перемещением границ зон ЧС, своевременное оповещение и информирование населения о складывающейся обстановке и опасностях в районе ЧС;
5) осуществление непрерывного контроля состояния окружающей среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающей к ним территории.
В режиме ЧС информационное взаимодействие между ДДС осуществляется непосредственно через ЕДДС. Информация, поступающая в ЕДДС, доводится до взаимодействующих ДДС.
4.5. Вся информация, поступающая в ЕДДС, обрабатывается и обобщается специалистами-аналитиками МУ “Центр ГОЧС“. В зависимости от поступившего документа (сообщения), масштаба ЧС, характера принятых мер и высказанных предложений (просьб), поступивших от населения и организаций, по каждому принятому документу (сообщению) готовятся и принимаются необходимые решения. Поступившая из различных источников и обобщенная в ЕДДС информация, подготовленные рекомендации по совместным действиям ДДС доводятся до вышестоящих и взаимодействующих органов управления ТП РСЧС, а также до всех ДДС, привлеченных к ликвидации ЧС.
4.6. Все сообщения передаются в ЕДДС в формализованном виде. В случае крайней необходимости допускается передача (прием) неформализованных сообщений с использованием имеющихся средств связи. При поступлении сообщений от населения и организаций об угрозе или факте возникновения ЧС формирование формализованных сообщений осуществляется дежурной сменой ДДС, принявшей неформализованные сообщения.
4.7. Сообщения о чрезвычайных происшествиях, которые не относятся к сфере ответственности ЕДДС, передаются соответствующей ДДС, в компетенцию которой входит реагирование на принятое сообщение.
4.8. Функционирование ЕДДС в военное время осуществляется в соответствии с действующим законодательством в области гражданской обороны, инструкциями дежурно-диспетчерскому персоналу ЕДДС по действиям в условиях особого периода в соответствии с Планом гражданской обороны города Братска.
4.9. В случае, если ЕДДС продолжает свою деятельность в военное время, предусматривается размещение дежурно-диспетчерских смен на соответствующих пунктах управления.
Раздел V. СОСТАВ ЕДДС
5.1. ЕДДС включает в себя дежурно-диспетчерский персонал, пункт управления, технические средства управления, оповещения, комплекс средств автоматизации и связи.
5.2. В составе дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС предусматриваются: оперативные дежурные (из расчета несения круглосуточного дежурства), помощники оперативных дежурных, специалисты-аналитики.
Для несения круглосуточного дежурства из состава дежурно-диспетчерского персонала ЕДДС создаются дежурные смены. Каждая дежурная смена состоит из одного оперативного дежурного ЕДДС, одного помощника оперативного дежурного.
Функцию специалистов-аналитиков при возникновении ЧС выполняют специалисты отдела оперативного планирования и организации выполнения мероприятий по ГО и ЧС МУ “Центр ГОЧС“.
5.3. Дежурно-диспетчерский персонал ЕДДС обязан знать:
1) оперативную обстановку на территории города Братска;
2) данные о составе ДДС, силах и средствах постоянной готовности, сроках их готовности, способах вызова;
3) дислокацию аварийно-спасательных формирований и районы выезда пожарных частей;
4) техническое вооружение и тактические возможности подразделений и аварийно-спасательных формирований;
5) правила эксплуатации и пользования средствами связи и организационно-техническими средствами на рабочем месте;
6) типовые управленческие решения (алгоритмы действий) в ЧС.
5.4. Порядок несения дежурства и обязанности оперативных дежурных дежурной смены ЕДДС определяются инструкцией, утверждаемой директором МУ “Центр ГОЧС“.
5.5. Пункт управления ЕДДС размещается в специально выделенном и оборудованном помещении в здании, закрепленном за МУ “Центр ГОЧС“.
Готовность пункта управления ЕДДС, исправность технических средств управления, оповещения, комплекса средств автоматизации и связи обеспечивают специалисты отдела по обеспечению деятельности пунктов управления МУ “Центр ГОЧС“ в составе: заведующего отделом, главного специалиста, ведущего специалиста по техническим вопросам.
5.6. Комплекс средств автоматизации и связи ЕДДС предназначен для обеспечения автоматизированного выполнения персоналом ЕДДС следующих управленческих функций:
1) сбор и передача данных об угрозе и факте возникновения ЧС, сложившейся обстановке и действиях сил и средств;
2) организация связи при проведении аварийно-спасательных работ и тушении пожаров;
3) подготовка информации о ЧС;
4) оценка и контроль сложившейся обстановки на основе сопоставления информации, поступающей из различных источников;
5) накопление социально-экономических, природно-географических, демографических и других данных по городу Братску, силах и средствах постоянной готовности городского звена ТП РСЧС, потенциально опасных объектах, возможных и планируемых мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
6) представление требуемых данных вышестоящим, подчиненным и взаимодействующим структурам ТП РСЧС.
5.7. Оперативные дежурные ЕДДС и ДДС несут ответственность за несвоевременное принятие необходимых экстренных мер по защите и спасению людей, материальных и культурных ценностей в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель мэра,
начальник департамента ГО и ЧС,
правоохранительной и оборонной работы
А.С.ВОЛОШИН
Заместитель руководителя
аппарата администрации,
начальник правового управления
Е.В.КЛИМОВА