Законы и постановления РФ

Приказ Департамента образования Иркутской области от 13.09.2007 N 1139-дпр “Об организации инновационной и экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования“ (вместе с “Положением об организации экспериментальной и инновационной деятельности в областных учреждениях профессионального образования“, “Положением об Экспертном совете по инновационной и экспериментальной деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования Иркутской области“, “Составом Экспертного совета инновационной и экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования“)

Утратил силу в связи с изданием Приказа министерства образования Иркутской области от 14.05.2009 N 448-мпр.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 13 сентября 2007 г. N 1139-дпр

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО

И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с основными мероприятиями программы развития системы начального профессионального образования Иркутской области на 2006 - 2010 годы и в целях повышения уровня эффективности работы по решению проблем обеспечения доступности качественного профессионального образования посредством развития инновационных процессов и экспериментальной деятельности приказываю:

1. Утвердить Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в областных учреждениях профессионального образования (Приложение 1).

2. Утвердить Положение об Экспертном совете по инновационной и экспериментальной деятельности в
учебных заведениях начального и среднего профессионального образования Иркутской области (Приложение 2).

3. Утвердить персональный состав Экспертного совета по инновационной и экспериментальной деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования (Приложение 3).

4. Руководителям профессиональных училищ, лицеев и колледжей при организации экспериментальной деятельности обеспечить соблюдение порядка, правил и требований, определенных данным приказом.

Заместитель директора

Л.А.ЛЮБИМОВА

Приложение 1

к приказу

Департамента образования

Иркутской области

от 13 сентября 2007 года

N 1139-дпр

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящее Положение об организации экспериментальной и инновационной деятельности в областных учреждениях профессионального образования (далее - Положение) разработано на основе Приказа Министерства образования от 9 марта 2004 г. N 1123, Приказа ГУОИПО от 25 июня 2004 г. N 1163 с целью определения общих условий и порядка организации опытно-экспериментальной деятельности, направленной на структурное и содержательное обновление системы довузовского профессионального образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики в области образования.

1.2. Под инновационной деятельностью в настоящем Положении понимается деятельность различных субъектов системы довузовского профессионального образования по разработке, апробированию и внедрению методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления, контроля качества образования, а также по другим направлениям, предусмотренным Федеральной программой развития образования и иными нормативно-правовыми актами, определяющими приоритеты государственной политики Российской Федерации в области образования. Инновационная деятельность, организуемая в форме научного эксперимента в соответствии с современными требованиями, определяется как экспериментальная деятельность.

1.3. Общее управление инновационной и экспериментальной деятельностью в области реализует Совет по инновационной деятельности в системе довузовского профессионального образования, создаваемый при Департаменте образования Иркутской области. Совет имеет право присвоить образовательному учреждению статус областной экспериментальной площадки и (или) дать рекомендации для участия в экспертизе на
статус федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки Российской Федерации (ФЭП).

1.4. При присвоении образовательному учреждению статуса областной экспериментальной площадки органы управления образованием и органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут оказывать содействие деятельности учреждений, создавать условия, необходимые для реализации ими экспериментальных проектов и использования их результатов в практике образования.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

2.1. Основными направлениями деятельности областных экспериментальных площадок в системе начального и среднего профессионального образования являются:

- разработка и опытная проверка нового содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебников, учебно-методических, методических, учебно-лабораторных комплектов;

- разработка и апробация новых механизмов, направленных на модернизацию управления образованием, включая экономику образования;

- создание и развитие новых структур в системе образования, социального партнерства и сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций;

- разработка и опытная проверка систем оценки качества профессионального образования, новых форм и методов управления образованием;

- разработка и апробация новых средств обеспечения общественной поддержки программ развития образования;

- разработка новых типов и видов образовательных учреждений, объединений (ассоциации, союзы и т.п.);

- разработка и апробация новых направлений подготовки квалифицированных рабочих (специалистов), а также новых образовательных услуг;

- деятельность, направленная на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования в области.

2.2. Областные экспериментальные площадки могут осуществлять инновационные и экспериментальные проекты по одному или нескольким направлениям, как по тематике, предложенной Министерством образования и науки России и Департамента образования Иркутской области, так и по самостоятельно избранным темам, если последние имеют существенное значение для обеспечения реализации Федеральной и региональной программ развития профессионального образования.

3. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

3.1. В целях управления, координации и развития инновационной и экспериментальной деятельности при Департаменте
образования Иркутской области создается Совет по инновационной деятельности в системе довузовского профессионального образования (далее - Совет). В состав Совета входят представители органов управления образованием, института повышения квалификации работников образования, образовательных учреждений, государственных, частных и общественных организаций, заинтересованных в развитии системы довузовского профессионального образования, включая потенциальных работодателей, ВУЗов и НИИ области.

3.2. Положение о Совете и его персональный состав утверждаются приказом директора Департамента образования Иркутской области.

3.3. К исключительному ведению Совета относятся разработка и одобрение стратегии развития инновационной и экспериментальной деятельности в сфере довузовского профессионального образования, перечня ее направлений на очередной год, экспертиза готовности учреждений к инновационной деятельности, экспертиза качества заявленных инновационных и экспериментальных проектов, контроль качества реализации учреждениями утвержденных проектов.

3.4. К ведению экспертных комиссий относятся присвоение статуса областной экспериментальной площадки образовательным учреждениям.

3.5. Совет ежегодно подводит итоги результатов инновационной и экспериментальной деятельности, осуществляемой в системе образования. Сводный отчет ежегодно представляется на августовской конференции инженерно-педагогических и руководящих работников и публикуется в печати.

3.6. В случае неудовлетворительной оценки результатов реализации инновационных и экспериментальных проектов Совет имеет право снять статус областной экспериментальной площадки.

4. ПРИСВОЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СТАТУСА

ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

4.1. Присвоение статуса областной экспериментальной площадки осуществляется Советом на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами, принятыми Департаментом образования Иркутской области. Приказ о присвоении статуса областной экспериментальной площадки на определенный срок издается на основании решения Совета.

4.2. Функции по организации и проведению конкурса возлагаются на Совет, который организует сбор и анализ заявок.

4.3. Заявка на присвоение статуса областной экспериментальной площадки подается учреждением-соискателем секретарю Совета. Основанием направления заявки и участия в конкурсе является подготовка соискателем инновационного или
экспериментального проекта или предложений по участию в реализации областного или федерального эксперимента.

Заявка должна содержать:

4.5. Перечень соискателей, заявки которых получили положительные заключения экспертных комиссий Совета, передаются секретарю Совета для подготовки проекта приказа директора Департамента образования Иркутской области о присвоении статуса экспериментальной площадки.

4.6. Статус областной экспериментальной площадки присваивается на время реализации проекта на срок от двух до пяти лет. Срок действия статуса может быть продлен по решению Совета.

4.7. Учреждения, получившие статус областной экспериментальной площадки, представляют промежуточные отчеты по плану, утвержденному Советом, но не реже одного раза в год.

4.8. После завершения реализации проекта в установленный срок статус областной экспериментальной площадки прекращает свое действие.

4.9. Действие статуса областной экспериментальной площадки может быть также прекращено досрочно в случае:

- ненадлежащего исполнения принятых учреждением обязательств, зафиксированных в программе работ;

- получения промежуточных результатов, свидетельствующих о невозможности или нецелесообразности продолжения реализации проекта, в частности ухудшение уровня и качества подготовки обучающихся;

- нарушения законодательства Российской Федерации, включая несоответствие содержания подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, несоблюдение требований санитарных правил и норм по охране здоровья обучающихся и воспитанников, нарушения сроков представления отчетности.

4.10. Вопрос о досрочном прекращении действия статуса областной экспериментальной площадки рассматривается Советом по итогам промежуточного отчета или по результатам экспертизы, назначаемой Советом.

5. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧРЕЖДЕНИЯ, ИМЕЮЩЕГО

СТАТУС ОБЛАСТНОЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПЛОЩАДКИ

5.1. Учреждения осуществляют свою деятельность в соответствии с прилагавшейся к заявке, прошедшей экспертизу и утвержденной Советом программой работ.

5.2. Образовательные учреждения, имеющие статус областной экспериментальной площадки, имеют право в рамках проекта для реализации утвержденной программы работ:

- вносить изменения в цели, задачи и содержание образовательных программ, организацию образовательного процесса, педагогические методы и технологии, систему средств
воспитания. Указанные изменения осуществляются только в целях обеспечения наиболее эффективной реализации проекта и программы работ и не должны противоречить законодательству Российской Федерации, наносить ущерб здоровью, а также уровню и качеству подготовки обучающихся, ограничивать права участников образовательного процесса;

- совершенствовать систему управления образовательной организации;

- осуществлять в случае необходимости и при наличии соответствующего обоснования отбор обучающихся в группы, участвующие в проекте;

- изменять формы подготовки и переподготовки педагогических кадров;

- публиковать в печати результаты своих разработок;

- обращаться в соответствующее структурное подразделение Департамента образования Иркутской области и институт повышения квалификации работников образования за информацией, разъяснениями по вопросам, связанным с реализацией проекта и программы работ.

5.3. Областные экспериментальные площадки обязаны:

- реализовать утвержденную программу работ в установленные сроки;

- обеспечивать в рамках проекта уровень и качество подготовки выпускников не ниже требований государственных образовательных стандартов;

- своевременно сдавать отчетные материалы в соответствии с календарным планом выполнения работ (первый и завершающий отчеты представляются в форме отчета и доклада, промежуточные отчеты могут быть представлены в форме продуктов опытно-экспериментальной деятельности (образовательных программ, проектов нормативно-правовых актов, методических рекомендаций, учебных пособий и т.д.);

- своевременно информировать соответствующее структурное подразделение или Совет о возникших проблемах, препятствующих реализации проекта и которые могут привести к невыполнению программы или календарного плана работ.

6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК

6.1. Возможные расходы по проведению конкурсов на присвоение статуса областной экспериментальной площадки осуществляются из средств областного бюджета.

6.2. Присвоение статуса областной экспериментальной площадки не влечет за собой финансовых обязательств со стороны Департамента образования Иркутской области. Вопрос о целевом финансировании может быть рассмотрен по рекомендации Совета.

6.3. Финансирование инновационной и экспериментальной деятельности осуществляется из источников, установленных законодательством Российской Федерации и
предусмотренных уставом образовательного учреждения.

Приложение 2

к приказу

Департамента образования

Иркутской области

от 13 сентября 2007 года

N 1139-дпр

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ЭКСПЕРТНОМ СОВЕТЕ ПО ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Экспертный совет по инновационной и экспериментальной деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования (далее - Совет) создается при Департаменте образования Иркутской области. В своей деятельности Совет руководствуется законодательством Российской Федерации, правовыми актами и нормативными документами Правительства и Министерства образования и науки РФ, администрации Иркутской области, Департамента образования Иркутской области и настоящим Положением.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СОВЕТА

Целями деятельности Совета являются:

- повышение статуса инновационной и экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования;

- повышение уровня эффективности инновационной и экспериментальной работы в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования по решению обеспечения доступности качественного профессионального образования населению Иркутской области.

Реализацию целей Совет обеспечивает через решение следующих задач:

- определение основных направлений инновационной и экспериментальной деятельности в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;

- разработка рекомендаций по организации инновационной и экспериментальной деятельности;

- оказание научно-методической помощи педагогическим коллективам в организации инновационной и экспериментальной деятельности;

- осуществление экспертной оценки инициатив образовательных учреждений по организации экспериментальной деятельности;

- подготовка предложений Департаменту образования Иркутской области по вопросам организации инновационной и экспериментальной деятельности.

СОСТАВ СОВЕТА

Персональный состав Экспертного совета по инновационной и экспериментальной деятельности и в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования определяется приказом Департамента образования Иркутской области. К работе в составе Совета могут привлекаться практические и научные работники Департамента образования Иркутской области, института повышения квалификации работников образования, педагоги учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования.

Сроки полномочий Совета устанавливаются соответствующим приказом Департамента образования
Иркутской области.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СОВЕТА

Совет работает под руководством председателя, а в его отсутствие - под руководством заместителя председателя Совета. Делопроизводство Совета осуществляется его секретарем.

Работ Совета ведется согласно плану, который утверждается на заседании Совета на учебный год.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Для проведения экспертиз педагогических инициатив на инновационную и экспериментальную деятельность Совет может создавать экспертные комиссии из числа членов Совета с привлечением к работе в ней необходимых специалистов. Экспертиза педагогических инициатив проводится в течение месяца с момента поступления и регистрации соответствующих документов в Совете.

Основными направлениями работы Совета являются:

- проведение экспертизы программ экспериментальной деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- оценка целесообразности планируемых экспериментальных работ и инноваций;

- создание информационного банка инновационной деятельности и экспериментальных программ в учебных заведениях начального и среднего профессионального образования;

- стимулирование, обобщение и распространение инновационной деятельности педагогов в области профессионального образования и разработки проблем профессиональной подготовки;

- оказание помощи в обеспечении научного руководства экспериментальной деятельностью.

ПРАВА СОВЕТА

Совет имеет право:

- приглашать для работы в экспертных комиссиях специалистов Департамента образования Иркутской области, сотрудников института повышения квалификации работников образования, практических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, научно-педагогических работников высших учебных заведений;

- заслушивать руководителей образовательных учреждений по вопросам организации инновационной и экспериментальной деятельности;

- вносить предложения в Департамент образования Иркутской обрасти по осуществлению мер, направленных на развитие и поддержание инновационной и экспериментальной деятельности педагогических коллективов и отдельных педагогов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

- рекомендовать к публикации материалы инновационной и экспериментальной деятельности, представляющие профессиональную ценность, в научно-методических изданиях.

Приложение 3

к приказу

Департамента образования

Иркутской области

от 13 сентября 2007
года

N 1139-дпр

СОСТАВ

ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ НАЧАЛЬНОГО

И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1. Любимова Людмила Александровна, заместитель директора Департамента образования Иркутской области, к.п.н. - председатель.

2. Зимин Виктор Николаевич, проректор Института повышения квалификации работников образования, к.п.н. - заместитель председателя.

3. Турчанинова Ольга Николаевна, заведующая отделением начального профессионального образования ИПКРО - секретарь.

Члены Совета:

- Вильчинский Виталий Михайлович, первый проректор Института повышения квалификации работников образования, к.т.н.;

- Гетманская Анастасия Александровна, заведующая центром модульных технологий ИПКРО;

- Глазков Александр Владимирович, доцент кафедры профессионального образования ИПКРО, д.псих.н.;

- Колесников Виктор Алексеевич, директор педагогического колледжа N 1, д.фил.н.;

- Кондратьева Ольга Геннадьевна, заведующая кафедрой профессионального образования ИПКРО, к.п.н.;

- Кофман Любовь Николаевна, директор Иркутского технологического колледжа, к.п.н.;

- Кудинова Наталья Францевна, директор профессионального лицея N 38, председатель областного Совета директоров НПО;

- Митюков Владимир Ильич, начальник отдела начального профессионального образования Департамента образования Иркутской области;

- Москаленко Наталия Ивановна, начальник отдела среднего профессионального образования Департамента образования Иркутской области;

- Переломова Наталья Анатольевна, заведующая кафедрой педагогики и образовательных технологий ИПКРО, д.п.н., профессор, действительный член Академии профессионального образования РФ;

- Тимошенко Александр Иванович, профессор Иркутского государственного педагогического университета, д.п.н., профессор;

- Шуплецов Александр Федорович, заведующий кафедрой Байкальской академии экономики и права, д.э.н., профессор.