Законы и постановления РФ

Приказ Департамента социальной защиты населения Иркутской области от 06.04.2007 N 375 (с изм. от 28.09.2010) “Об Административном регламенте по досудебному обжалованию в ДСЗН Иркутской области“

Действие документа распространяется на всю территорию нового субъекта Российской Федерации - Иркутской области (подпункт “б“ пункта 1 Приказа министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от 28.09.2010 N 303-мпр).

ДЕПАРТАМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 6 апреля 2007 г. N 375

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ РЕГЛАМЕНТЕ ПО ДОСУДЕБНОМУ

ОБЖАЛОВАНИЮ В ДСЗН ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

(с изм., внесенными приказом министерства социального

развития, опеки и попечительства Иркутской области

от 28.09.2010 N 303-мпр)

В целях реализации мероприятий, связанных с проведением административной реформы в Иркутской области, повышения доступности государственных услуг для населения и упрощения административных процедур их предоставления, в соответствии с протоколом заседания Комиссии по проведению административной реформы в Иркутской области от 20.12.2006 N
9, руководствуясь Положением о департаменте, приказываю:

1. Утвердить Административный регламент по досудебному обжалованию в департаменте социальной защиты населения Иркутской области (далее - Административный регламент) (прилагается).

2. Отделу контроля, документационного обеспечения и приема граждан департамента (Маркевич Н.В.) и руководителям управлений департамента социальной защиты населения Иркутской области с 10 апреля 2007 года внедрить Административный регламент.

3. Отделу контроля, документационного обеспечения и приема граждан департамента (Маркевич Н.В.) довести приказ до сведения всех заинтересованных лиц.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора департамента Ануфриеву Л.В.

Заместитель главы администрации

Иркутской области - директор

департамента социальной защиты

населения Иркутской области

С.В.КРУТЬ

Приложение

к приказу

департамента социальной защиты

населения Иркутской области

от 6 апреля 2007 года

N 375

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

ПО ДОСУДЕБНОМУ ОБЖАЛОВАНИЮ В ДЕПАРТАМЕНТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

НАСЕЛЕНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ <1>

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящий Административный регламент исполнения государственной услуги по рассмотрению заявлений и жалоб физических и юридических лиц (далее - досудебному обжалованию) разработан в целях совершенствования форм и методов работы с заявлениями и жалобами физических и юридических лиц, повышения качества защиты их конституционных прав и законных интересов и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий при их рассмотрении.

Обращение гражданина или/и организации в департамент социальной защиты населения Иркутской области за предоставлением государственной услуги по досудебному обжалованию не является препятствием или условием для их обращения в суд по тем же вопросам и
основаниям, а также не предполагает обязательности такого обращения в суд.

Государственная услуга по досудебному обжалованию в департаменте социальной защиты населения Иркутской области предоставляется в составе исполнения всех государственных функций, в том числе по предоставлению государственных услуг.

1. Наименование государственной услуги по досудебному обжалованию.

Предоставление государственной услуги по досудебному обжалованию в департаменте социальной защиты населения Иркутской области <2>.

2. Нормативно-правовое регулирование предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию.

Предоставление государственной услуги по досудебному обжалованию в департаменте социальной защиты населения Иркутской области осуществляется <3> в соответствии с:

Федеральным законом “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ, “Российская газета“ от 5 мая 2006 г. N 95, Собрание законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19, ст. 2060;

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 “О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг“, Собрание законодательства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 47, ст. 493;

Уставом Иркутской области от 10 февраля 1995 г. (с изменениями от 3 января, 9 сентября, 14 декабря 1996 г., 28 июля, декабря 1998 г., 16 апреля 2001 г., 7 октября 2002 г., 15 июля, декабря, 29 декабря 2003 г., 1 марта, 28 мая, 29 декабря, 31
декабря 2004 г., июля 2005 г., 12 января 2006 г.), газета “Восточно-Сибирская правда“ от 14 февраля 1995 г. N 29, Ведомости Законодательного собрания Иркутской области от 7 марта 1995 г. N 8;

настоящим Административным регламентом;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию в департаменте социальной защиты населения Иркутской области;

Административными регламентами исполнения государственных функций, в том числе по предоставлению государственных услуг, в составе которых осуществляется предоставление государственной услуги по досудебному обжалованию.

3. Административный регламент.

Настоящий Административный регламент устанавливает единый для департамента порядок предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию.

4. Предмет досудебного обжалования.

Предметом досудебного обжалования в департаменте являются решения и действия (бездействие):

- департамента, его структурных подразделений, должностных лиц и иных сотрудников, исполняющих или обеспечивающих исполнение его полномочий;

- подчиненных и/или подконтрольных департаменту учреждений и организаций, их должностных лиц и иных сотрудников, исполняющих в установленном законодательством порядке полномочия департамента;

- иных организаций, их должностных лиц и иных сотрудников, исполняющих в установленном законодательством порядке полномочия департамента;

- организаций (их должностных лиц и иных сотрудников), в отношении которых департамент осуществляет полномочия по надзору и контролю.

5. Получатели государственной услуги по досудебному обжалованию.

Получателями государственной услуги по досудебному (внесудебному) обжалованию являются заявители - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ; российские и иностранные юридические лица, обособленные подразделения юридических лиц
и незарегистрированные общественные объединения, а также их законные представители.

6. Понятия, используемые для целей настоящего Административного регламента:

заявление - просьба заявителя о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе департамента, подчиненных им учреждениях и организациях и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;

претензия - заявление, обращение заявителя к должностному лицу департамента (руководителю подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) в целях принятия данным лицом мер по исправлению допущенного им нарушения;

жалоба - требование заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц в связи с его неудовлетворенностью действием (бездействием) или решением должностного лица департамента и/или подчиненных или подконтрольных департаменту учреждений/организаций (рассматривается вышестоящим должностным лицом, в чью компетенцию входит рассмотрение жалоб, единолично либо коллегиальным органом);

административная процедура по досудебному обжалованию - установленные актами законодательства регламентные нормы, определяющие основания, условия, порядок и последовательность действий департамента, подчиненных или подконтрольных департаменту учреждений/организаций, а также должностных лиц при исполнении государственной функции или предоставлении государственной услуги;

должностное лицо - лицо постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее деятельность по исполнению государственной функции или предоставлению государственной услуги, а равно
лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях;

вышестоящее должностное лицо - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию наделенное правом единолично рассматривать и разрешать административные дела;

коллегиальный орган - специально созданный при департаменте орган, наделенный правом рассматривать и разрешать административные дела в коллегиальном составе;

ответчик - лицо, в отношении которого заявлен спор;

заинтересованные лица - физические и юридические лица, чьи интересы могут быть затронуты в ходе рассмотрения и разрешения спора;

спор - несогласие лица с отказом ответчика удовлетворить требование о восстановлении нарушенных прав заявителя либо иных лиц;

административный акт - правоприменительная форма разрешения должностным лицом (коллегиальным органом) отдельных вопросов, возникающих в процессе рассмотрения административного дела;

административное заседание - процедурная форма, в рамках которой проводится рассмотрение и разрешение административного дела должностным лицом (коллегиальным органом).

7. Виды досудебного обжалования.

По желанию заявителя заявление, жалоба на действие/бездействие или решение должностного лица департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации) может быть подана:

тому же должностному лицу, чье действие/бездействие или решение обжалуется заявителем (претензионный порядок досудебного обжалования, рассматривается этим должностным лицом в течение трех дней с момента регистрации претензии);

вышестоящему должностному лицу (рассматривается вышестоящим должностным лицом единолично в течение семи дней с момента ее регистрации);

в коллегиальный орган (рассматривается коллегиальным органом в течение четырнадцати дней с момента ее регистрации).

8.
Организация коллегиального органа (комиссии) по рассмотрению споров в порядке досудебного обжалования.

Коллегиальный орган создается в департаменте (подчиненном и/или подконтрольном департаменту учреждении/организации). Порядок организации и деятельности коллегиального органа устанавливается в соответствующем Положении, утверждаемом руководителем департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

II. ТРЕБОВАНИЯ К ПОРЯДКУ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

УСЛУГИ ПО ДОСУДЕБНОМУ ОБЖАЛОВАНИЮ

Порядок информирования, консультирования о предоставлении

государственной услуги по досудебному обжалованию

9. Состав информации о государственной услуге по досудебному обжалованию.

9.1. Любому обратившемуся лицу в департамент (подотчетное и/или подконтрольное учреждение/организация) предоставляется следующая информация о государственной услуге по досудебному обжалованию:

перечень необходимых документов;

требования к оформлению документов, прилагаемых к заявлению (претензии, жалобе);

место размещения в сетях общего пользования информации о рассмотренных и урегулированных спорах и разногласиях, а также иных справочных материалов по вопросам урегулирования споров и разногласий;

порядок ознакомления в помещениях департамента (подотчетного и/или подконтрольного учреждения/организации) с информацией о рассмотренных и урегулированных спорах и разногласиях, а также с иными справочными материалами по вопросам урегулирования споров и разногласий (в том числе порядок получения копий указанных документов);

существо выносившихся департаментом (подотчетным и/или подконтрольным учреждением/организацией) решений по спорам, аналогичным обращению заявителя.

9.2. Департамент (подотчетное и/или подконтрольное учреждение/организация) обязан предоставить по запросу заявителя и ответчика:

информацию о местонахождении органа, оказывающего государственную услугу по досудебному обжалованию, графике его работы, процедурах приема посетителей (предварительная запись по телефону, прием в день обращения, живая очередь
и т.п.);

входящий номер, под которым зарегистрированы в системе делопроизводства департамента (подотчетного и/или подконтрольного учреждения/организации) поданные заявителем документы об урегулировании спора;

информацию о сроке оказания услуги;

информацию о поступлении документов, истребованных при подготовке дела к рассмотрению, в том числе о получении заключений специалистов, а также информацию о порядке ознакомления с поступившими документами и способах получения копий;

информацию о дате, месте и времени рассмотрения заявления об урегулировании спора;

информацию о ходе (стадии) рассмотрения заявления, принятых промежуточных решениях (удовлетворении или отклонении ходатайств, принятии заявления к рассмотрению, истребовании документов), о принятом по заявлению решении, о его исполнении и контроле.

10. Способы получения сведений о предоставлении государственной услуги по досудебному обжалованию.

Способами получения сведений о предоставлении государственной услуги по досудебному обжалованию являются:

личное обращение;

письменное обращение;

телефон;

электронная почта (при ее наличии).

11. Порядок предоставления информации о государственной услуге по досудебному обжалованию в устной форме.

11.1. Прием заявителей, желающих получить информацию о государственной услуге по досудебному обжалованию в устной форме, ведется в порядке живой очереди без предварительной записи. При этом время ожидания в очереди для приема у должностного лица, предоставляющего информацию о государственной услуге по досудебному обжалованию, не должно превышать 30 минут.

11.2. Прием заявителей (заинтересованных лиц) при предоставлении информации о государственной услуге по досудебному обжалованию уполномоченными должностными лицами осуществляется по следующему графику:

понедельник: 09-00 - 17-30;

вторник: 14-00 -
18-00;

среда: 09-00 - 13-00;

четверг: 14-00 - 20-00;

пятница: 08-00 - 15-30;

суббота: выходной день.

воскресенье: выходной день.

11.3. Обеденный перерыв устанавливается согласно внутреннему служебному распорядку департамента.

12. Порядок предоставления информации о государственной услуге по досудебному обжалованию по телефону.

12.1. Департамент (подчиненные или подконтрольные ОИВ учреждения/организации) обеспечивают заявителю возможность получить по телефону необходимую информацию быстро и комфортно, в частности:

соединение с сотрудником департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) производится не позже пятого телефонного зуммера;

сотрудник департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) представляется, называя свои фамилию, имя, отчество и должность;

сотрудник департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) в случае, если не может ответить на вопрос заявителя (заинтересованного лица), перезванивает ему в течение двух дней;

производится не более одной переадресации звонка к сотруднику департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), который может ответить на вопрос заявителя (заинтересованного лица).

12.2. В департаменте прием звонков осуществляется сотрудниками, ведущими прием граждан.

12.3. При получении государственной услуги по досудебному обжалованию по телефону должностные лица департамента (подконтрольных или подотчетных департаменту учреждений и организаций), сняв трубку, обязаны представиться (фамилия, имя, отчество, должность, наименование департамента) и в соответствии с поступившим запросом, предоставить информацию по следующим вопросам:

о входящих номерах, под которыми зарегистрирована в системе делопроизводства жалоба и прилагающиеся к ней материалы;

о графике приема заявителей при предоставлении государственной услуги по досудебному обжалованию, точном почтовом адресе
департамента (подконтрольных или подотчетных им учреждений и организаций), при необходимости - способе проезда к нему, требованиях к письменному обращению;

о принятии решения по конкретной жалобе;

о нормативных правовых актах по вопросам досудебного обжалования;

о перечне документов, представление которых необходимо для досудебного обжалования;

о необходимости представления дополнительных материалов и информации;

о требованиях к заверению документов, прилагаемых к заявлению;

о сроках;

о месте размещения на официальном сайте департамента (подконтрольных или подотчетных департаменту учреждений и организаций) справочных материалов по вопросам досудебного обжалования.

12.4. Иные вопросы рассматриваются только на основании соответствующего письменного обращения.

12.5. Звонки от заинтересованных лиц по вопросу консультирования о порядке предоставления государственной услуги принимаются в соответствии с графиком работы департамента (подконтрольных или подотчетных департаменту учреждений и организаций). Во время разговора должностное лицо должно произносить слова четко, избегать параллельных разговоров с окружающими людьми и не прерывать разговор по причине поступления звонка на другой аппарат.

13. Порядок предоставления информации о государственной услуге по досудебному обжалованию в письменной форме.

Для получения заявителем информации о государственной услуге по досудебному обжалованию в письменной форме ответ на обращение направляется почтой в адрес заявителя в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента поступления письменного обращения.

14. Порядок предоставления информации о государственной услуге по досудебному обжалованию посредством электронной почты.

При предоставлении информации о государственной услуге по досудебному обжалованию посредством электронной почты (при ее наличии) ответ на заявление направляется на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 8 рабочих часов с момента поступления заявления.

15. Предоставление информации о государственной услуге по досудебному обжалованию через средства массовой информации.

Департамент (подчиненное и/или подконтрольное ему учреждение/организация) обеспечивает правовое просвещение населения по вопросам предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию через средства массовой информации и иными доступными способами.

16. Перечень необходимых для получения государственной услуги по досудебному обжалованию документов.

16.1. Заявитель (его представитель) при обращении в департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организацию) либо к должностному лицу за получением услуги по досудебному (внесудебному) обжалованию в устной форме должен иметь при себе следующие документы:

документ, удостоверяющий личность;

документ, подтверждающий полномочия представителя физического лица, в случае если от лица заявителя выступает его представитель;

документ, подтверждающий полномочия заявителя, представляющего интересы юридического лица.

16.2. Для осуществления досудебного обжалования в письменной форме заявитель направляет в адрес департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) либо должностного лица письменное заявление (претензию, жалобу).

При необходимости либо по просьбе заявителя департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация) либо должностное лицо самостоятельно истребует в административном порядке:

копии обжалуемого решения департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) либо должностного лица; документов и иных материалов, подтверждающих обжалуемое действие (бездействие) департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) либо должностного лица;

документы, подтверждающие обращение заявителя к ответчику с требованием о восстановлении нарушенных прав либо устранении допущенных нарушений (копия обращения с отметкой о вручении; почтовая квитанция о направлении обращения, если обращение направлялось почтой; выписка из журнала приема граждан в случае, если заявитель обращался к ответчику посредством личного приема; выписка из журнала учета устных обращений - по телефону), в случае если ответ на обращение не был получен в течение 30 дней;

ответ ответчика на обращение заявителя (если ответ был);

расчеты, методики, заключения специалистов, материалы переписки, копии решений департамента, органов местного самоуправления и др., которые заявитель считает необходимым истребовать у стороны, в отношении которой заявлен спор (по желанию заявителя).

16.3. Заявление об урегулировании спора подписывается заявителем либо его уполномоченным представителем. Полномочия представителя удостоверяются нотариально заверенной доверенностью.

16.4. Запрещается требовать от заявителя представления документов, не имеющих значения для разрешения данного заявления (претензии, жалобы) и не предусмотренных соответствующим федеральным законом либо законом Иркутской области.

17. Заполнение необходимых для получения государственной услуги документов.

Заявление (претензия, жалоба) заполняется заявителем самостоятельно либо по его просьбе - иными лицами, о чем делается соответствующая отметка в заявлении (претензии, жалобе).

18. Способы предоставления информации по документам для самостоятельного заполнения получателем государственной услуги.

Требования к документам (заявлениям, жалобам) для самостоятельного заполнения заявителем размещаются в свободном доступе на официальном сайте департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) в сети Интернет, а также на информационных стендах в департаменте (подчиненных или подконтрольных департаменту учреждениях/организациях).

19. Общие требования к оформлению заявлений (претензий, жалоб).

19.1. Заявитель подает заявление (претензию, жалобу), в котором должны быть указаны:

фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

адрес (почтовый или электронный), по которому должен быть направлен ответ, контактный телефон (при его наличии);

существо спора или разногласия;

личная подпись и дата.

19.2. Заявитель может внести в заявление (жалобу, претензию) любые дополнительные сведения и ходатайства, имеющие, по его мнению, значение для разрешения заявления (жалобы, претензии).

19.3. В заявлении (жалобе, претензии) о приостановлении (прекращении) правомочий заинтересованного лица заявитель указывает:

наименование органа, в который подается жалоба (претензия);

наименование и местонахождение соответствующего контролирующего органа;

фамилию, имя, отчество, должность лица, подписавшего заявление (жалобу, претензию);

наименование и организационно-правовую форму организации - заинтересованного лица;

фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя (физического лица) - заинтересованного лица, данные документа, удостоверяющие его личность;

дату и номер решения о предоставлении (удостоверении, регистрации) соответствующего правомочия заинтересованному лицу, наименование и местонахождение органа, принявшего данное решение;

дату выдачи, серию и номер документа, выданного заинтересованному лицу в подтверждение предоставления (удостоверения, регистрации) соответствующего правомочия, а также наименование и местонахождение органа, выдавшего этот документ;

фактические обстоятельства, соответствующие предусмотренным федеральными законами и законами Иркутской области основаниям для приостановления (прекращения) соответствующего правомочия заинтересованного лица, и доказательства, подтверждающие наличие указанных обстоятельств;

предложение заявителя о приостановлении (прекращении) правомочия заинтересованного лица со ссылкой на законы и другие нормативные правовые акты;

иные сведения, имеющие значение для разрешения заявления (жалобы, претензии).

20. Описание требований к удобству и комфорту мест предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию.

20.1. Департамент (подчиненные или подконтрольные ему учреждения и организации) и должностные лица обеспечивают удобство и комфорт в местах предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию, включая необходимое оборудование мест ожидания, мест получения информации и мест заполнения необходимых документов.

20.2. В зданиях (строениях) департамента (подчиненных или подконтрольных им учреждениях и организациях) оборудуются сектора для информирования, ожидания и приема граждан. В новых зданиях (строениях) для организации приема граждан выделяется помещение, в котором оборудуется сектор для ожидания очереди, сектор для информирования и сектор для приема граждан.

20.3. В случае переоборудования существующего здания (строения) при отсутствии необходимых просторных помещений оборудуется операционный зал “кабинетного“ типа, в котором выделяется сектор для ожидания очереди и сектор для информирования заинтересованных лиц, а также кабинеты для приема граждан.

20.4. Сектор ожидания оборудуется стульями, креслами, столами (стойками) для возможности оформления документов. В секторе для ожидания очереди рекомендуется иметь систему звукового информирования и применять данную систему для информирования престарелых и слабовидящих граждан.

20.5. Сектор информирования граждан располагается в непосредственной близости от сектора ожидания очереди и предназначен для ознакомления их с информационными материалами. Сектор информирования должен быть оборудован информационными стендами. Стенды должны быть максимально заметны, хорошо просматриваемы и функциональны. Информационные стенды могут быть оборудованы карманами формата А4, в которых размещаются информационные листки, образцы заполнения форм бланков, утвержденных департаментом (подчиненным или подконтрольным департаменту учреждением/организацией), типовые формы документов.

20.6. Сектор для информирования оборудуется стульями, столами (стойками) для возможности оформления документов. Столы должны быть размещены в стороне от входа с учетом беспрепятственного подъезда и поворота инвалидных колясок.

20.7. В помещении, где производится прием, должна быть предусмотрена возможность для копирования документов и материалов, в том числе путем записи на электронные носители (дискету 3,5, CD-диск, USB-flash диск);

20.8. Для сотрудника департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) и гражданина, находящегося на приеме, должны быть предусмотрены места для сидения и раскладки документов. Передача документов должна осуществляться без необходимости покидать место как сотрудником департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), так и гражданином.

21. Сведения об информационных материалах, размещаемых на стендах в месте оказания государственной услуги по досудебному обжалованию.

21.1. В помещении департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) напротив входной двери размещается специальный информационный стенд по предоставлению государственной услуги по досудебному обжалованию, на котором помещается актуальная и исчерпывающая информация, необходимая для получения государственной услуги, в частности:

официальные тексты Административного регламента государственной услуги по досудебному обжалованию, а также административных регламентов предоставления соответствующих государственных услуг и (или) исполнения государственных функций;

описание конечного результата предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию;

термины и определения, которые необходимо знать и применять заявителям при обращении в департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организацию) по досудебному обжалованию;

наиболее часто задаваемые вопросы по досудебному обжалованию и ответы на них (должны обновляться не реже одного раза в месяц), выдержки из нормативных правовых актов по наиболее часто задаваемым вопросам;

блок-схемы и иные графические изображения, описывающие и разъясняющие правила и особенности получения государственных услуг по досудебному обжалованию со ссылкой на настоящий Административный регламент;

информация в текстовом виде и в виде блок-схемы, наглядно отображающей алгоритм прохождения административной процедуры по досудебному обжалованию;

перечень необходимых для получения государственной услуги по досудебному обжалованию документов;

адрес официального сайта департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) в сети Интернет (при наличии), адреса его электронной почты;

справочные телефоны департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), общий справочный телефон;

информация о местоположении, почтовом адресе департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) и телефонах сотрудников соответствующих структурных подразделений департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации);

номера кабинетов, в которых предоставляется государственная услуга по досудебному обжалованию, фамилии, имена, отчества и должности соответствующих должностных лиц;

график работы сотрудников соответствующих структурных подразделений департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации);

порядок получения консультаций по процедуре предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию;

требования к письменному запросу о предоставлении консультации, образец запроса о предоставлении консультации по досудебному обжалованию;

перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по досудебному обжалованию.

21.2. Тексты материалов печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места выделяются полужирным начертанием либо подчеркиваются.

22. Размещение информации о государственной услуге по досудебному обжалованию в сети Интернет.

Департамент (подчиненное и/или подконтрольное департаменту учреждение/организация) организует информационный интернет-портал (интернет-сайт департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации)), на котором размещается следующая информация:

полное наименование и полные почтовые адреса департамента (подчиненных и/или подконтрольных им учреждений и организаций), предоставляющих государственную услугу по досудебному обжалованию;

справочные номера телефонов, соответствующих подразделений, предоставляющих государственную услугу по досудебному обжалованию;

график работы соответствующих подразделений, ответственных за предоставление государственной услуги по досудебному обжалованию;

требования к письменному запросу о предоставлении консультации;

перечень документов, представляемых заявителями;

блок-схемы, наглядно отображающие алгоритм прохождения административной процедуры;

перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по досудебному обжалованию.

23. Результат государственной услуги по досудебному обжалованию.

23.1. Конечным результатом исполнения государственной услуги по досудебному обжалованию могут являться:

разрешение вопросов, поставленных в заявлении, жалобе;

разъяснение поставленных в обращении, заявлении, жалобе вопросов в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

направление обращения, заявления, жалобы по принадлежности в другие государственные органы, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении, заявлении, жалобе вопросов;

отказ в удовлетворении вопросов, поставленных в заявлении, жалобе, в соответствии с действующим законодательством.

23.2. Процедура исполнения государственной услуги по досудебному обжалованию завершается путем получения заявителем ответа на его заявление, жалобу в устной либо письменной форме с:

признанием правомерными обжалуемых решений, действий (бездействия) департаме“та или его должностного лица и отказом в удовлетворении жалобы;

признанием неправомерными обжалуемых решений, действий (бездействия) департамента или его должностного лица полностью или частично и удовлетворением жалобы полностью или частично.

Условия и сроки предоставления государственной услуги

по досудебному обжалованию

Основанием для возникновения отношений, регулируемых настоящим Административным регламентом, является подача заявителем или его представителем обращения (заявления, претензии, жалобы) в порядке досудебного обжалования.

Обращение может подаваться в департамент (подчиненное и/или подконтрольное ему учреждение/организацию), уполномоченному должностному лицу непосредственно либо направлено по почте.

24. Сроки рассмотрения заявлений (претензий, жалоб) в устной форме при приеме заявителей в порядке досудебного обжалования.

24.1. Рассмотрение заявления (претензии, жалобы) в устной форме при приеме заявителей в порядке досудебного обжалования осуществляется в течение одного рабочего дня.

24.2. Прием заявителей, желающих получить государственную услугу по досудебному обжалованию в устной форме, ведется в порядке живой очереди без предварительной записи. При этом время ожидания в очереди для приема у должностного лица, предоставляющего государственную услугу.

25. Сроки рассмотрения претензии должностным лицом (сотрудником подчиненного или подконтрольного учреждения/организации).

Претензия должна быть рассмотрена должностным лицом (сотрудником подчиненного и/или подконтрольного учреждения/организации) и решение принято в срок, не превышающий трех дней со дня ее поступления должностному лицу (сотруднику подчиненного и/или подконтрольного учреждения/организации).

26. Сроки рассмотрения жалобы (заявления) вышестоящим должностным лицом.

Жалоба (заявление) должна быть рассмотрена вышестоящим должностным лицом и решение принято в срок, не превышающий одной недели со дня ее поступления вышестоящему должностному лицу.

27. Сроки рассмотрения жалобы (заявления) коллегиальным органом (комиссией) по досудебному обжалованию.

27.1. Жалоба (заявление) должна быть рассмотрена коллегиальным органом (комиссией) по досудебному обжалованию и решение принято в срок, не превышающий двух недель со дня ее поступления в коллегиальный орган (комиссию).

28. Сроки принятия заявления (претензии, жалобы).

Вопрос о принятии заявления (претензии, жалобы) решается должностным лицом не позднее чем в 2-дневный срок со дня его подачи.

29. Сроки прохождения административных процедур при подаче заявления (претензии, жалобы), не относящегося к компетенции департамента (подчиненному и/или подконтрольному департаменту учреждению/организации), должностному лицу.

29.1. Если рассмотрение подаваемого лично заявления (претензии, жалобы) не относится к компетенции департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации), должностного лица, они принимают заявление (претензию, жалобу) и не позднее следующего рабочего дня самостоятельно пересылают его в исполнительные органы государственной власти Иркутской области (подчиненное и/или подконтрольное исполнительным органам государственной власти Иркутской области учреждение/организацию) или лицу, полномочному рассмотреть данное заявление (претензию, жалобу).

29.2. Если заявление (претензия, жалоба), рассмотрение которого не относится к компетенции департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации) либо должностного лица, направлено по почте, то они обязаны уведомить заявителя не позднее следующего рабочего со дня поступления заявления (претензии, жалобы) о направлении заявления (претензии, жалобы) в исполнительные органы государственной власти Иркутской области (подчиненное и/или подконтрольное исполнительным органам государственной власти Иркутской области учреждение/организацию) либо должностному лицу, в компетенцию которых входит рассмотрение данного заявления (претензии, жалобы).

30. Сроки предоставления ответа на запрос заявителя в порядке досудебного обжалования.

30.1. Для консультирования по вопросам досудебного обжалования в устной форме выделяется время, необходимое и достаточное для предоставления полного и исчерпывающего ответа на запрос, но не более 30 минут.

30.2. В случае если должностное лицо (сотрудник подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), предоставляющее государственную услугу, не может предоставить информацию по запросу самостоятельно без привлечения иных структурных подразделений департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) или подготовка информации требует продолжительного времени, он предлагает заявителю обратиться с письменным запросом либо назначает другое удобное для заявителя время для предоставления консультации, но не позднее 5 рабочих дней со дня первого устного обращения заявителя.

30.3. Для получения консультаций по письменным обращениям ответ на обращение направляется почтой в адрес заявителя в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента поступления письменного обращения.

30.4. При консультировании по электронной почте (при ее наличии) ответ на обращение направляется на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 3 рабочих дней с момента поступления обращения.

31. Продление сроков рассмотрения заявления (претензии, жалобы).

При необходимости проведения экспертизы установленные сроки рассмотрения заявлений (претензий, жалоб) продлеваются руководителем департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) на период подготовки экспертного заключения, на срок не более одного месяца.

32. Сроки направления полного текста принятого решения заявителю.

Полный текст решения в течение трех рабочих дней с момента его принятия должен быть направлен заявителю по почте письмом.

Перечень оснований для отказа в предоставлении

государственной услуги

33. Отказ в рассмотрении заявления (обращения) при предоставлении государственной услуги по досудебному обжалованию.

33.1. Уполномоченное должностное лицо департамента (сотрудник/руководитель подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) отказывает в рассмотрении заявления (претензии, жалобы), если:

имеется вступившее в законную силу принятое по заявлению (претензии, жалобе) с теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям решение или определение о прекращении производства по заявлению (претензии, жалобе) либо об утверждении мирового соглашения суда общей юрисдикции, арбитражного суда;

если в письменном заявлении (обращении) не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается;

обжалуется судебное решение;

если в письменном обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.

33.2. Об отказе в рассмотрении заявления (претензии, жалобы) департамент (должностное лицо) выносит административный акт с мотивировкой причин отказа, который направляется заявителю не позднее трех дней со дня его поступления уполномоченному должностному лицу департамента (сотруднику/руководителю подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

33.3. К указанному административному акту, направляемому заявителю, прилагаются представленные заявителем материалы.

33.4. Административный акт об отказе в принятии заявления (претензии, жалобы) может быть обжалован в административном или судебном порядке. В случае отмены указанного административного акта заявление (претензия, жалоба) считается поданным в день первоначального обращения в департамент (к должностному лицу), подчиненное и/или подконтрольное департаменту учреждение/организацию.

34. Возвращение заявления (претензии, жалобы).

34.1. Заявление (претензия, жалоба) возвращается подавшему его заявителю в случае:

если заявление (претензия, жалоба) не подписано либо подписано лицом, не имеющим права его подписывать, или лицом, должностное положение которого не указано;

если текст письменного заявления (претензии, жалобы) не поддается прочтению.

34.2. О возвращении заявления (претензии, жалобы) выносится мотивированный административный акт, который может быть обжалован в административном или судебном порядке.

34.3. После устранения указанных выше обстоятельств заявление (претензия, жалоба) может быть вновь подано в общем порядке.

Другие положения, характеризующие требования

к предоставлению государственной услуги

по досудебному обжалованию

35. Обеспечение бесплатности предоставления государственной услуги по досудебному обжалованию.

Предоставление государственной услуги по досудебному обжалованию осуществляется на безвозмездной основе.

36. Обеспечение открытости досудебного (внесудебного) обжалования.

36.1. Рассмотрение заявления (претензии, жалобы) в департаменте (подчиненном или подконтрольном департаменту учреждении/организации) является открытым.

36.2. Рассмотрение заявления (претензии, жалобы) в закрытом режиме осуществляется в случаях, предусмотренных федеральным законом о государственной тайне, а также по ходатайству заинтересованного лица, ссылающегося на необходимость обеспечения тайны усыновления (удочерения) ребенка, сохранения коммерческой, банковской или иной охраняемой законом тайны, на неприкосновенность частной жизни или иные обстоятельства, предусмотренные федеральным законом.

36.3. О рассмотрении заявления (претензии, жалобы) в закрытом режиме выносится специальный мотивированный акт департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) или должностного лица. Заявление (претензия, жалоба) в закрытом режиме рассматривается и разрешается с соблюдением всех административных процедур, предусмотренных настоящим Административным регламентом.

37. Обеспечение правопреемства в процедуре досудебного обжалования.

В случае выбытия заявителя (заинтересованного лица), участвующего в процедуре досудебного обжалования (смерть гражданина, ликвидация или реорганизация юридического лица), департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация), должностное лицо, рассматривающее заявление (претензию, жалобу), обязано допустить замену такого лица на любой стадии процедуры досудебного обжалования.

38. Обеспечение участия в процедуре досудебного обжалования нескольких заинтересованных лиц.

38.1. Заявление (претензия, жалоба) в департамент (подчиненном или подконтрольном департаменту учреждении/организации) может быть подано несколькими заявителями (заинтересованными лицами), чьи права, свободы и охраняемые законом интересы нарушены.

38.2. Если в департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организацию) поступило несколько самостоятельных заявлений (претензий, жалоб) по одному и тому же решению (действию, бездействию) департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) либо должностного лица, эти заявления (претензии, жалобы) с согласия заявителей объединяются в производство по одному административному делу, о чем извещаются заявители (заинтересованные лица).

39. Обеспечение представительства в административных процедурах досудебного обжалования.

39.1. Граждане, обратившиеся в департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организацию) в порядке досудебного обжалования, вправе участвовать в административных процедурах лично или через своих представителей (законных представителей), защитников, адвокатов.

39.2. Личное участие гражданина в процедуре досудебного обжалования не лишает его права иметь своего представителя.

39.3. Если в процедуре досудебного обжалования участвуют несколько сторон с одинаковыми или одинаково обоснованными заявлениями (претензиями, жалобами), то по взаимной договоренности между ними их интересы может представлять общий представитель. Если заявители не могут договориться, департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация), должностное лицо должно пригласить на рассмотрение жалобы всех заявителей и выслушать каждого из них.

40. Обеспечение недопустимости превышения пределов административного усмотрения.

Департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация), должностное лицо, а также заявители не вправе: осуществлять полномочия, не указанные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Иркутской области; применять правовые средства с целью достижения интересов, для защиты которых данные правовые средства не предназначены. Злоупотребление правом не подлежит правовой защите.

41. Обеспечение непосредственного исследования доказательств в ходе досудебного обжалования.

41.1. Департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация), должностное лицо обязаны самостоятельно своими силами и средствами установить все обстоятельства административного дела, за исключением случаев, прямо указанных в законе. Департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация), должностное лицо не вправе перекладывать эту обязанность на заявителя, требуя от него представления доказательств и ограничиваясь этими материалами.

41.2. Департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация), должностное лицо не вправе требовать от сторон процесса досудебного (внесудебного) обжалования нотариального заверения представляемых документов, если это прямо не предусмотрено в законе.

41.3. Департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация), должностное лицо оценивают доказательства в соответствии со всеми существенными обстоятельствами дела и не связаны никакими предписаниями при оценке их убедительности и доказательной силы.

41.4. Содержание официального документа, выданного департаментом (подчиненным или подконтрольным департаменту учреждением/организацией), должностным лицом, считается достоверным до тех пор, пока не доказано обратное. Департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организация), должностное лицо не вправе требовать от заявителя представления доказательств достоверности содержания такого документа.

42. Отвод должностного лица департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения и организации), члена коллегиального органа.

42.1. Должностное лицо департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации), член коллегиального органа не может участвовать в рассмотрении жалобы (претензии) и подлежит отводу:

если он является родственником заявителя (заинтересованного лица) или его представителя;

если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его объективности и беспристрастности.

42.2. При наличии указанных обстоятельств должностное лицо (сотрудник подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения и организации), член коллегиального органа обязаны заявить самоотвод.

42.3. Вопрос о его отводе разрешается его непосредственным руководителем.

42.4. В случае отвода по ходатайству заявителя либо должностного лица (сотрудника подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения и организации) заявление (претензия, жалоба) рассматривается другим должностным лицом по решению руководителя департамента (другим сотрудником подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения и организации по решению руководителя соответствующего учреждения/организации).

42.5. Вопрос об отводе одному, нескольким членам или всему составу коллегиальной инстанции разрешается председателем коллегиального органа.

42.6. По результатам рассмотрения вопроса об отводе выносится специальное решение, получающее отражение в протоколе административного заседания.

42.7. В случае отвода одного или нескольких членов либо всего состава коллегиального органа спор рассматривается другим составом коллегиального органа по решению председателя коллегиального органа.

43. Обеспечение прав заявителей при рассмотрении заявления (претензии, жалобы).

В ходе урегулирования спора заявители имеют право:

получать информацию о стадии рассмотрения заявления (претензии, жалобы);

получать разъяснения по содержанию каждой стадии рассмотрения заявления (претензии, жалобы);

получать разъяснения по вопросам, связанным с существом заявленного спора, в том числе о наличии рассмотренных и урегулированных спорах, аналогичных обращению заявителя (прецедентах);

получать информацию о принятых в ходе рассмотрения промежуточных решениях, в том числе:

об удовлетворении ходатайства стороны или его отклонении;

об истребовании дополнительных материалов;

о привлечении к рассмотрению дела других лиц;

о получении экспертного заключения или иных истребованных материалов;

о назначении даты и времени рассмотрения спора;

участвовать в рассмотрении спора лично или через представителя, полномочия которого подтверждаются доверенностью, оформленной в установленном законодательством порядке;

требовать от ответчика соблюдения конфиденциальности в отношении сведений, составляющих персональные данные или коммерческую тайну;

получать разъяснения по порядку и срокам исполнения принятого по спору решения;

подать жалобу на действия должностных лиц и специалистов в вышестоящую инстанцию в порядке досудебного обжалования;

на любой стадии урегулирования:

заключить соглашение об урегулировании;

прекратить спор путем отзыва заявления (претензии, жалобы);

прекратить спор путем признания обоснованными требований заявителя.

III. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ДОСУДЕБНОМУ ОБЖАЛОВАНИЮ

44. Последовательность действий при предоставлении государственной услуги по досудебному обжалованию.

44.1. Предоставление государственной услуги по досудебному обжалованию в департаменте (подчиненных или подконтрольных департаменту учреждениях/организациях) включает следующие административные процедуры:

информирование, консультирование по вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги по досудебному обжалованию;

прием заявления (претензии, жалобы);

возбуждение процедуры рассмотрения заявления (претензии, жалобы);

рассмотрение заявления (претензии, жалобы):

- осуществляемое по претензии (обращению, заявлению) заявителя должностным лицом департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации), совершившим ненадлежащее действие (бездействие) или принявшим ненадлежащее решение;

- осуществляемое по жалобе заявителя вышестоящим должностным лицом департамента (вышестоящей единоличной инстанцией), в чью компетенцию входит рассмотрение жалоб на действия (бездействие) подчиненных должностных лиц департамента (подчиненных и/или подконтрольных учреждений/организаций), либо коллегиальным органом (комиссией);

реализация вынесенного решения и контроль его исполнения.

45. Информирование, консультирование по вопросам, связанным с предоставлением государственной услуги по досудебному обжалованию.

45.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры является устное (на личном приеме либо по телефону) или письменное (по факсу, путем сдачи в экспедицию, по почте или электронной почте) обращение юридического или физического лица за получением информации (консультации) об оказании государственной услуги по досудебному обжалованию.

45.2. Исполнение административной процедуры осуществляет должностное лицо департамента (сотрудник подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) <4>, в обязанности которого входит консультирование.

45.3. Если поставленные посетителем вопросы не входят в компетенцию департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), консультант информирует посетителя о невозможности предоставления сведений и разъясняет ему право обратиться в орган, в компетенцию которого входят ответы на поставленные вопросы.

При обращении по телефону справочной службы консультант:

представляется, назвав свои фамилию, имя, отчество, должность;

предлагает собеседнику представиться;

выслушивает и уточняет при необходимости суть вопроса;

вежливо, корректно и лаконично дает ответ по существу вопроса;

при невозможности в момент обращения ответить на поставленный вопрос предлагает собеседнику перезвонить в конкретный день и в определенное время;

к назначенному сроку подготавливает ответ по вышеуказанным вопросам, в случае необходимости с привлечением других специалистов департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

45.4. В случае если посетитель не удовлетворен информацией, предоставленной ему на устном приеме или по телефону, должностное лицо департамента (сотрудник подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), уполномоченное на урегулирование споров, предлагает ему подготовить письменное обращение по интересующим его вопросам.

45.5. Контроль исполнения консультантами административной процедуры по устному информированию при личном обращении или по телефону справочной службы осуществляется уполномоченным заместителем директора департамента (уполномоченным заместителем руководителя подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

45.6. Письменный запрос на получение консультации может быть направлен:

по почте (в том числе по электронной почте);

доставлен в департамент (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации);

передан по факсу.

45.7. При консультировании по письменным запросам ответ направляется в адрес заявителя в срок, не превышающий 3 дней с момента поступления письменного запроса.

45.8. Копия письменного ответа по просьбе заявителя передается ему факсом.

45.9. Ответ на письменный запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) департамента (руководителем/заместителем руководителя структурного подразделения подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

45.10. В ответе указываются фамилия, инициалы и должность непосредственного исполнителя документа, а также номер телефона для справок.

45.11. При консультировании по электронной почте электронная почта открывается ежедневно в 10-00 и 15-00 часов. Ответ на обращение направляется на электронный адрес заявителя в срок, не превышающий 8 часов с момента поступления обращения. В ответе указывается фамилия, инициалы и должность сотрудника департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), подготовившего ответ, а также номер телефона для справок.

45.12. В случае, когда письменный запрос содержит вопросы, которые не входят в компетенцию департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), консультант:

направляет обратившемуся с запросом лицу письмо о невозможности предоставления сведений;

разъясняет право обратиться в орган, в компетенцию которого входят ответы на поставленные вопросы.

46. Прием заявления (претензии, жалобы).

46.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры является поступление в департамент (подчиненное или подконтрольное департаменту учреждение/организацию) письменного заявления (претензии, жалобы) установленного образца по почте либо путем передачи в департамент.

46.2. Исполнение административной процедуры осуществляет должностное лицо департамента (сотрудник подчиненного или подконтрольного ОИВ учреждения/организации), в обязанности которого входит прием поступающей корреспонденции <5>.

46.3. Сотрудник департамента обязан:

зарегистрировать заявление (первичную или вторичную жалобу) (период исполнения процедуры - 25 минут);

оформить расписку о приеме документов (период исполнения процедуры 5 минут);

передать заявление руководителю структурного подразделения (период исполнения процедуры - 8 рабочих часов).

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

46.3. Сотрудник департамента вносит в книгу учета входящих документов:

порядковый номер записи (входящий номер);

дату и время приема документов с точностью до минуты;

наименование заявителя;

общее количество документов и общее количество листов в документах.

46.4. На заявлении проставляется штамп департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) и указывается входящий номер (идентичный порядковому номеру записи в книге учета входящей корреспонденции). При последующей работе с заявлением на всех этапах урегулирования спора обязательна ссылка на входящий номер.

46.5. Сотрудник департамента оформляет расписку по установленной форме в 2 экземплярах. Первый экземпляр расписки передается заявителю (при поступлении документов почтой направляется заявителю). Второй экземпляр прикладывается к поступившему заявлению.

46.6. В расписке указывается:

дата представления заявления;

наименование заявителя;

перечень документов с указанием их наименования и реквизитов;

количество листов в каждом документе;

входящий номер;

фамилия, инициалы и должность лица, принявшего документы, и его подпись;

телефон, по которому заявитель может узнать о стадии рассмотрения документов.

46.7. Принятое заявление (жалоба) с приложенными к нему документами и распиской о принятии в течение 8 часов передается должностному лицу структурного подразделения департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), указанному в обращении. Заявления, поступившие после 16-00, могут быть переданы на следующий рабочий день после поступления.

46.8. Должностное лицо департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) (руководитель структурного подразделения) обязано не позднее одного рабочего дня с момента получения заявления (претензии, жалобы):

принять его к рассмотрению;

направить его (при необходимости) по подведомственности (для рассмотрения компетентным органом, должностным лицом).

47. Возбуждение процедуры рассмотрения заявления (претензии, жалобы).

47.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры является получение должностным лицом департамента (руководителем подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) зарегистрированного заявления (претензии, жалобы).

47.2. Должностное лицо департамента (руководитель подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) назначает специалиста, ответственного за рассмотрение заявления (претензии, жалобы). Срок исполнения административного действия - 2 часа.

47.3. Специалист, получивший заявление об урегулировании спора, формирует материалы дела об урегулировании спора. Срок исполнения процедуры - 30 минут.

47.4. В дело помещаются поступившее заявление с приложениями, иные документы и материалы, которые имеют непосредственное отношение к данному делу.

47.5. Материалы внутри дела располагаются в хронологической последовательности их поступления.

47.6. Оформление дела предусматривает:

подшивку или переплет дела;

сквозную нумерацию листов дела;

составление внутренней описи дела.

47.7. Листы дел, состоящих из нескольких томов или частей, нумеруются по каждому тому или по каждой части отдельно.

47.8. Реквизиты обложки дела (тома, части) включают:

учетный номер дела (тома, части);

наименование лица, в отношении которого заявлено заявление (претензия, жалоба);

краткое изложение предмета заявления (претензии, жалобы);

дата начала и дата окончания рассмотрения заявления (претензии, жалобы).

47.9. Специалист проводит проверку соответствия поступивших документов требованиям настоящего Административного регламента. Срок исполнения процедуры - 3 часа.

47.10. При выявлении нарушения требований настоящего Административного регламента заявителю не позднее следующего дня направляется письменное уведомление об отказе в рассмотрении заявления (жалобы, претензии), в котором указывается причина возврата и разъясняется право повторного обращения после устранения причины возврата документов.

47.11. Если документы соответствуют установленным требованиям, специалист не позднее следующего рабочего дня с момента поступления документов готовит заключение о принятии заявления (претензии, жалобы) к рассмотрению.

47.12. Заключение передается для утверждения руководителю департамента (руководителю подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) (при отсутствии - его заместителю). Срок утверждения - 2 часа.

47.13. В случае отказа в рассмотрении заявления (жалобы, претензии) специалист готовит мотивированный ответ, который утверждается руководителем департамента (руководителем подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), в котором указывается причина отказа и разъясняется право на обращение в суд для рассмотрения спора или разногласия по существу.

47.14. Ответ направляется заявителю не позднее следующего дня после вынесения.

Рассмотрение заявления (жалобы, претензии) в порядке

досудебного обжалования

48. Процедура подготовки к рассмотрению претензии (жалобы).

48.1. Основанием начала административной процедуры является принятие обращения заявителя об урегулировании претензии/спора.

48.2. Исполнение административной процедуры по подготовке к рассмотрению заявления (жалобы, претензии) возлагается должностным лицом департамента (сотрудником/руководителем подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации) на специалиста этого структурного подразделения <6>.

48.3. В ходе подготовки к рассмотрению претензии/спора специалист по урегулированию (при необходимости):

запрашивает у сторон и третьих лиц дополнительные документы и материалы, необходимые для объективного и полного рассмотрения претензии/спора;

привлекает к участию в рассмотрении претензии/спора лиц, права и обязанности которых могут быть затронуты решением, принятым по результатам рассмотрения претензии/спора;

знакомит стороны с материалами, имеющимися в деле;

информирует стороны о принятых по делу промежуточных решениях;

информирует стороны о дате рассмотрения претензии/спора;

при выявлении в действиях одной из сторон признаков административного или иного правонарушения, пресечение которого относится к полномочиям департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), передает материалы должностному лицу департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации), уполномоченному на привлечение нарушителя к ответственности в установленном порядке.

48.4. Срок подготовки дела продлевается руководителем департамента (подчиненного или подконтрольного департаменту учреждения/организации) до 15 дней при запросе экспертного мнения от специалистов.

48.5. При коллегиальном рассмотрении спора специалист передает материалы по рассмотрению заявления (жалобы) в коллегиальный орган, о чем стороны уведомляются не позднее чем за пять дней до даты заседания коллегиального органа.

48.6. В уведомлении указываются:

дата, место и время рассмотрения дела;

порядок заказа пропуска для участия в рассмотрении;

другие сведения, имеющие отношение к рассматриваемому заявлению (жалобе).

48.7. Подготовленные к рассмотрению материалы не позднее чем за пять дней до даты рассмотрения передаются секретарю коллегиального органа по рассмотрению споров.

48.8. Количество передаваемых экземпляров должно соответствовать числу членов коллегиального органа плюс один экземпляр. По согласованию с членами коллегиального органа отдельные материалы могут передаваться им в электронном виде.

49. Рассмотрение претензии (обращения, заявления) по желанию заявителя должностным лицом департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации), решение и/или действие (бездействие) которого обжалуется заявителем в претензионном“порядке.

49.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры является поступление дела должностному лицу департамента (руководителю подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации), решение и/или действие (бездействие) которого обжалуется заявителем.

49.2. Должностное лицо департамента (руководитель подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации), решение и/или действие (бездействие) которого обжалуется заявителем <7>, единолично принимает решение по претензии (заявлению) и обладает всеми полномочиями по ее проверке.

49.3. Должностное лицо вправе изменить обжалованное решение в пользу заявителя, если обстоятельства дела были установлены неверно или не в полном объеме, либо если были допущены ошибки в применении права.

49.4. Претензия может быть рассмотрена в отсутствие заявителя:

при наличии письменного заявления о рассмотрении претензии в его отсутствие;

при неявке заявителя, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения претензии (при наличии документального подтверждения), и отсутствии заявления с просьбой о переносе даты и времени ее рассмотрения.

50. Рассмотрение жалобы по существу вышестоящим должностным лицом.

50.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры является поступление дела вышестоящему должностному лицу.

50.2. Вышестоящее должностное лицо самостоятельно и единолично принимает решение по жалобе.

50.3. Жалоба может быть рассмотрена в присутствии заявителя:

при наличии письменного заявления о рассмотрении жалобы в его присутствии.

50.4. Рассмотрение жалобы в присутствии заявителя осуществляется в следующем порядке.

Специалист, осуществлявший подготовку дела к рассмотрению: обеспечивает регистрацию лиц, присутствующих на заседании; разъясняет заинтересованным лицам их права и обязанности, в том числе право отвода должностного лица, рассматривающего жалобу; докладывает существо жалобы.

50.5. Всем участникам предоставляется возможность задавать вопросы, давать объяснения, приводить доказательства.

50.6. По результатам заседания по рассмотрению жалобы оформляется протокол заседания, содержащий краткое изложение хода заседания и существо принятого решения. Протокол подписывается специалистом и вышестоящим должностным лицом.

51. Рассмотрение жалобы по существу по желанию заявителя коллегиальным органом.

51.1. Основанием для начала исполнения административной процедуры является поступление дела секретарю коллегиального органа.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 56.1 настоящего Регламента, а не пункт 5.6.1.

51.2. При наличии желания заявителя на рассмотрение жалобы по существу коллегиальным органом подготовленная специалистом в соответствии с п. 5.6.1 настоящего Регламента к рассмотрению жалоба направляется секретарю коллегиального органа.

51.3. Заявитель (уполномоченные представители и заинтересованные лица) вправе участвовать в заседании коллегиального органа.

51.4. Жалоба может быть рассмотрена в отсутствие заявителя:

при наличии письменного заявления о рассмотрении жалобы в его отсутствие;

при неявке заявителя, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела, и отсутствии заявления с просьбой о переносе рассмотрения дела.

51.5. Во время заседания коллегиального органа ведется протокол.

51.6. Секретарь коллегиального органа обеспечивает регистрацию лиц, присутствующих на заседании, и передачу списков регистрации председательствующему.

51.7. Рассмотрение спора (разногласий) на заседании коллегиального органа осуществляется в следующем порядке:

существо спора докладывает специалист, осуществлявший подготовку дела к рассмотрению;

председательствующий дает возможность сторонам и членам коллегиального органа задать вопросы докладчику;

в случае присутствия на заседании полномочных представителей сторон этим представителям поочередно предоставляется слово;

председательствующий может предоставить слово иным присутствующим на заседании лицам в случае, если их мнение имеет значение для принятия решения по разногласиям (лицо, желающее выступить, обязано представиться);

поочередно предоставляется слово всем членам коллегиального органа;

председательствующий выступает с заключительным словом и ставит вопрос на голосование.

51.8. По результатам заседания секретарь коллегиального органа оформляет протокол заседания, содержащий краткое изложение хода заседания, информацию о результатах голосования и принятых решениях. В протоколе отражаются:

дата и место рассмотрения жалобы;

существо рассматриваемого вопроса;

сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

сведения о представленных документах, удостоверяющих личность и подтверждающих полномочия лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

устные заявления и ходатайства лиц, участвующих в рассмотрении жалобы;

результаты голосования и существо принятого решения;

иные сведения, имеющие существенное значение для принятия решения.

52. Принятие решения по заявлению (жалобе, претензии) в порядке досудебного обжалования.

52.1. По результатам рассмотрения заявления (жалобы, претензии) принимается решение, оформляемое в виде индивидуального административного акта.

52.2. Решение подписывается должностным лицом (при единоличном рассмотрении заявления (жалобы, претензии) либо председательствующим во время рассмотрения жалобы и секретарем коллегиального органа (при коллегиальном рассмотрении).

52.3. Полный текст решения в трехдневный срок с момента принятия должен быть направлен заявителю.

53. Реализация решения и контроль его исполнения.

Основанием для начала административной процедуры является прекращение урегулирования спора путем:

принятия решения;

заключения сторонами соглашения об урегулировании спора.

54. Исполнение решения по заявлению (жалобе, претензии).

54.1. Решение по заявлению (жалобе, претензии) подлежит немедленному и обязательному исполнению с момента его вступления в силу государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, организациями, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами.

54.2. Исполнение административной процедуры по реализации решения возлагается на должностное лицо, в обязанности которого входит реализация решения, и осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством Иркутской области.

54.3. Исполнение административной процедуры по реализации решения состоит в совершении департаментом (подчиненным и/или подконтрольным департаменту учреждением/организацией) действий, предусмотренных решением, в том числе:

принятие распорядительного акта;

признание недействующим обжалуемого акта;

участие в судебном процессе по просьбе заявителя, в пользу которого принято решение для поддержки позиции заявителя, основанной на вынесенном решении.

54.4. Решение по жалобе (претензии) исполняется путем совершения уполномоченным должностным лицом указанных в решении действий либо воздержания от их совершения.

54.5. В случаях, предусмотренных федеральными законами и законами Иркутской области, совершение действий по исполнению решения может удостоверяться определенным документом (свидетельством), а также произведением записи в соответствующем реестре.

54.6. Решение о выдаче заявителю документа, имеющего юридическое значение, считается исполненным с момента фактической выдачи такого документа установленной формы.

54.7. Исполнение решений по отдельным категориям заявлений (жалоб, претензий) может на основании федерального закона и/или закона Иркутской области обусловливаться совершением заявителем определенных действий.

54.8. Решение по заявлению (жалобе, претензии) не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение трех лет со дня его вступления в силу. Течение указанного срока давности прерывается, если уполномоченный орган (должностное лицо) уклоняется от исполнения указанного решения.

54.9. Вступившее в силу решение подлежит исполнению в срок не позднее десяти дней.

54.10. Актами законодательства об административных процедурах Иркутской области могут быть установлены сокращенные сроки исполнения решений по отдельным категориям заявлений (жалоб, претензий).

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

55. Порядок и формы контроля исполнения государственной услуги по досудебному обжалованию.

55.1. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами по исполнению государственной услуги по досудебному (внесудебному) обжалованию и принятием решений специалистами осуществляется руководителем департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

55.2. Перечень должностных лиц, осуществляющих текущий контроль, устанавливается индивидуальными правовыми актами департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

55.3. Текущий контроль осуществляется путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по предоставлению государственной услуги, проверок соблюдения и исполнения специалистами положений Административного регламента, иных нормативных правовых актов Иркутской области.

55.4. Периодичность осуществления текущего контроля устанавливается руководителем департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

55.5. Контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих заявления (претензии, жалобы) на решения, действия (бездействие) должностных лиц департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

55.6. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений прав заявителей осуществляется привлечение виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области.

55.7. Проверки полноты и качества предоставления государственной услуги осуществляются на основании индивидуальных правовых актов (приказов) департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

55.8. Проверки могут быть плановыми (осуществляться на основании полугодовых или годовых планов работы департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации)) и внеплановыми.

55.9. По конкретному обращению заявителя проверка проводится обязательно.

55.10. При проверке могут рассматриваться все вопросы, связанные с предоставлением государственной услуги (комплексные проверки), или порядок проведения отдельной административной процедуры.

55.11. Для проведения проверки полноты и качества предоставления государственной услуги формируется комиссия, в состав которой включаются государственные гражданские служащие департамента (сотрудники подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

55.12. Деятельность комиссии осуществляется в соответствии с индивидуальными правовыми актами (приказами) департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

55.13. Результаты деятельности комиссии оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.

55.14. Справка подписывается председателем комиссии и руководителем департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации).

56. Мониторинг и совершенствование деятельности департамента (подчиненных и/или подконтрольных департаменту учреждений/организаций) по предоставлению государственной услуги в порядке досудебного (внесудебного) обжалования.

56.1. Уполномоченные должностные лица в соответствии с их компетенцией ежегодно осуществляют мониторинг соблюдения настоящего Административного регламента на предмет обеспечения надлежащего качества государственной услуги по досудебному (внесудебному) обжалованию в департаменте (подчиненных и/или подконтрольных департаменту учреждениях/организациях) и совершенствования деятельности в указанной сфере.

56.2. Настоящий Административный регламент (ведомственные регламенты по досудебному (внесудебному) обжалованию) не реже одного раза в три года рассматривается на предмет обеспечения максимально возможного уровня удовлетворения потребностей получателей государственных услуг по досудебному обжалованию.

56.3. Подлежат обязательному рассмотрению предложения о совершенствовании настоящего Административного регламента и ведомственных регламентов по досудебному обжалованию, поступившие от:

органов государственной власти;

органов местного самоуправления;

общественных объединений, представляющих интересы получателей услуг;

групп получателей услуг (не менее 25 человек), а также однотипные предложения обратившихся независимо друг от друга двадцати и более лиц.

57. Ответственность должностных лиц за нарушение порядка рассмотрения жалоб (претензий).

57.1. Государственные служащие, по вине которых допущены нарушения положений настоящего Административного регламента, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

57.2. Персональная ответственность специалистов/руководителей департамента (подчиненного и/или подконтрольного департаменту учреждения/организации) закрепляется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Иркутской области.

--------------------------------

<1> далее - Административный регламент;

<2> далее - государственная услуга по досудебному обжалованию;

<3> далее - департамент;

<4> далее - консультант;

<5> далее - сотрудник департамента;

<6> далее - специалист по урегулированию;

<7> далее - должностное лицо.