Законы и постановления РФ

Вопрос: “Подлежат ли включению в состав профессиональных налоговых вычетов суммы тарифов за совершение нотариальных действий, не взысканные нотариусами, занимающимися частной практикой, с лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины“

Вопрос: Подлежат ли включению в состав профессиональных налоговых вычетов суммы тарифов за совершение нотариальных действий, не взысканные нотариусами, занимающимися частной практикой, с лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины?

Ответ: Частнопрактикующие нотариусы получают доходы в виде оплаты, поступающей от юридических и физических лиц за совершение нотариальных действий, предусмотренных статьей 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основ о нотариате).

За выполнение действий, указанных в части первой статьи 22 Основ о нотариате, когда для них законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают с клиентов плату по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия
в государственной нотариальной конторе, то есть плата в этих случаях взимается из расчета ставок государственной пошлины, установленных статьей 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2005-1 “О государственной пошлине“ (далее - Закон о госпошлине). В тех случаях, когда обязательная нотариальная форма для совершаемого действия не установлена, тариф определяется по соглашению сторон.

Доходом частнопрактикующих нотариусов в соответствии со статьей 23 Основ о нотариате являются денежные средства, полученные ими в виде сумм тарифов, взимаемых с клиентов за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, которые согласно статьям 22 и 23 Основ о нотариате после уплаты налогов и других обязательных платежей остаются в распоряжении нотариуса.

Общая сумма тарифов за совершение указанных действий исчисляется исходя из ставок государственной пошлины за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе. При этом установленные размеры ставок госпошлины не соотносятся ни с размером затрат частнопрактикующих нотариусов, ни с размером оплаты труда, установленной для нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) с 1 января 2001 года введены в действие главы 21, 22, 23 и 24 части второй НК РФ, за исключением положений, для которых данным Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Таким образом, со вступлением в действие с 1 января 2001 года положений главы 23 НК РФ “Налог на доходы физических лиц“ согласно статье 2 Федерального закона N 118-ФЗ признан утратившим силу
со дня введения в действие части второй Кодекса Закон Российской Федерации от 07.12.1991 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц“, за исключением части третьей статьи 12 в части продажи ценных бумаг, которая утратила силу с 1 января 2002 года. Соответственно, не должно применяться с 1 января 2001 года и положение подпункта “а“ пункта 3 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11.02.1993 N 4463-1 “О порядке введения в действие Основ законодательства Российской Федерации о нотариате“, предусматривающего, что при исчислении подоходного налога с нотариуса, занимающегося частной практикой, состав его расходов увеличивается на общую сумму тарифов за совершение нотариальных действий, составление проектов документов, выдачу копий (дубликатов) документов, выполнение технической работы в отношении лиц, предусмотренных частью четвертой статьи 22 указанных Основ.

Кроме того, статьей 29 Федерального закона N 118-ФЗ установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со статьей 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса и названному Федеральному закону, и подлежат приведению в соответствие с частью второй Кодекса.

В соответствии со статьей 209 главы 23 НК РФ объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, признаются доходы, полученные налогоплательщиками в налоговом периоде. Не полученные нотариусами суммы тарифов за совершение нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине, в доход нотариусов не включаются и, следовательно, не подлежат налогообложению.

Подпунктом 1 статьи 221 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц частнопрактикующие нотариусы имеют
право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, то есть в Кодексе речь идет о конкретных затратах, обусловленных реальными расходами. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиками самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой 25 НК РФ “Налог на прибыль организаций“.

Согласно статье 28 Федерального закона N 118-ФЗ, устанавливающей, что ссылки в действующих главах части второй НК РФ на положения недействующих глав части второй НК РФ приравниваются к ссылкам на действующие федеральные законы о конкретных налогах и сборах. Указанные расходы до введения в действие главы 25 НК РФ принимались к вычету применительно к Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.1992 N 552, с учетом внесенных в него изменений и дополнений.

В соответствии со статьями 1 и 13 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах“ часть вторая НК РФ дополнена главой 25 “Налог на прибыль организаций“, вступившей в силу с 1 января 2002 года.

При этом необходимо отметить, что ни Положением о составе затрат, ни главой 25 НК РФ отнесение к расходам, принимаемым к вычету, сумм не полученного
налогоплательщиками дохода не предусмотрено. Таким образом, положение подпункта “а“ пункта 3 вышеназванного постановления Верховного Совета РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц применяться не может.

С учетом вышеизложенного включение в состав профессиональных налоговых вычетов частнопрактикующих нотариусов сумм не полученного ими дохода за совершение нотариальных действий и составление проектов документов в отношении физических и юридических лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины, неправомерно. Это приводит к занижению налоговой базы по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу, а также к искажению смысла самого понятия “профессиональные налоговые вычеты“.

Кроме того, при определении налоговой базы по налогу на доходы в составе профессиональных налоговых вычетов нотариусов наряду с расходами, связанными с совершением нотариальных действий, за которые нотариусами получено вознаграждение, полностью принимаются к вычету те расходы, которые фактически произведены ими в процессе совершения нотариальных действий в отношении лиц, имеющих льготы по госпошлине.

Установление специального порядка частичного или полного компенсирования не полученных частнопрактикующими нотариусами доходов в виде не взысканных ими сумм тарифов за совершение нотариальных действий в отношении юридических и физических лиц, имеющих льготы по уплате государственной пошлины, может осуществляться только через внесение дополнений и изменений в налоговое законодательство.

Начальник отдела ЕСН и

налогообложения доходов

физических лиц УФНС России

по Иркутской области и УОБАО

И.А.ЛИЗАНЕЦ

16.03.2005