Законы и постановления РФ

Письмо ЦКС МНС РФ по Иркутской области от 13.11.2000 N 02-86/2 “О расчете налога на пользователей автодорог“

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ СЛУЖБА

МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ФИЛИАЛ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 13 ноября 2000 г. N 02-86/2

О РАСЧЕТЕ НАЛОГА НА ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ АВТОДОРОГ

Филиал Центральной консультационной службы МНС России по Иркутской области, на запрос, сообщает следующее:

Согласно п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ (с изменениями и
дополнениями) объектом обложения по налогу на пользователей автомобильных дорог является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализуемых в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.

При этом пунктом 45 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ предусмотрено, что бухгалтерский учет операций, связанных с начислением и уплатой налога, осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Инструкция N 59 разработана и издана с целью приведения порядка исчисления и уплаты налогов, служащих источником формирования дорожных фондов, в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации и изменениями, внесенными в действующее законодательство, касающимися указанного порядка. Тем самым, инструкция не устанавливает новых норм, а отражает только те изменения, которые законодательным путем внесены в порядок исчисления налогов, поступающих в дорожные фонды.

В бухгалтерском учете предприятия сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) учитывается на счете 46 “Реализация продукции (работ, услуг)“, а в годовой и квартальной отчетности отражается по строке 010 формы N 2 “Отчет о прибылях и убытках“.

Порядок представления данных в отчете о прибылях и убытках зависит от признания организацией доходов исходя из требований Положения по бухгалтерскому учету “Доходы организации“ ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 31 мая 1999 г., регистрационный номер 1791), согласно пункту 3 данного Положения не признаются доходами суммы налога на добавленную стоимость, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей.

Кроме, того
разделом III “Порядок формирования данных Отчета о прибылях и убытках (форма N 2)“, пунктом 64 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденные приказом Минфина РФ от 28 июня 2000 г. N 60н определено, что по статье “Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)“, показывается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг, осуществлением хозяйственных операций (поступления, связанные с отдельными фактами хозяйственной деятельности), являющиеся доходами от обычных видов деятельности, признанные организацией в бухгалтерском учете в соответствии с условиями, определенными для ее признания в Положении по бухгалтерскому учету “Доходы организации“ ПБУ 9/99, и в сумме, исчисленной в денежном выражении в соответствии с правилами указанного Положения, включая условия договоров по продаже товаров, продукции, выполнению работ и оказанию услуг (с учетом скидок (накидок), суммовых разниц, изменений условий договора, расчетов не денежными средствами и т.п.). Названным пунктом рекомендаций также отмечено, что к обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком не признаются организацией доходами, в частности, относятся суммы налога на реализацию горюче - смазочных материалов и экспортные пошлины.

Аналогичное мнение было высказано в Методических указаниях по проведению документальных проверок плательщиков налогов, поступающих в дорожные фонды (Письмом Госналогслужбы РФ от 14 сентября 1998 г. N ШС-6-07/611@), которыми рекомендовано при исчислении налогооблагаемой базы из выручки от реализации продукции (работ, услуг) исключать налог на добавленную стоимость, акцизы (по организациям - изготовителям подакцизных товаров), налог на реализацию горюче - смазочных материалов (по организациям, реализующим горюче - смазочные материалы), экспортные
пошлины (по организациям, осуществляющим экспортную деятельность), лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции, суммы установленных процентных надбавок к розничным ценам на радиоприемники и телевизоры.

Кроме того, в связи с многочисленными запросами налоговых органов, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам письмом от 13 сентября 2000 года N ВГ-6-03/737@ разъяснило, что суммы экспортных пошлин не подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на пользователей автодорог.

Исключение из налогооблагаемой базы суммы таможенных пошлин по ввезенным на территорию Российской Федерации для дальнейшей продажи товаров согласно вышеназванным нормативным документам не предусмотрено.

Так, согласно пункту 26 Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. N 59 “О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды“ покупная цена товаров в целях исчисления налога определяется путем суммирования фактически произведенных затрат на его покупку, в состав которых включаются, в частности, затраты на приобретение самого имущества, уплачиваемые проценты по предоставленному при приобретении коммерческому кредиту, наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплачиваемые снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям, таможенные пошлины и иные платежи, затраты на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые силами сторонних организаций. Отнесение вышеуказанных затрат на покупную цену товаров может быть ограничено учетной политикой организации путем отнесения их в издержки обращения.

Согласно Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ местные налоги (каковым является налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы), сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 1 “ч“ статьи 21 Закона Российской Федерации от
27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) объектом обложения налогом на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы является объем реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории. Конкретные ставки налога и порядок его взимания устанавливаются представительными органами власти - местными Советами народных депутатов.

Таким образом, облагаемая база по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы принимается равной облагаемой базе по налогу на пользователей автомобильных дорог, если иной порядок не установлен местными представительными органами власти.

В соответствии с Положением “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы“, утвержденным Постановлением мэра г. Иркутска от 01.03.1995 N 36с учетом изменений и дополнений, внесенных Решением Думы г. Иркутска от 01.03.1999 N 289-31гД(2), ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы взимается в размере 1,5 процента от объема реализации продукции, для предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо - сбытовых и торговых), объемом реализации является фактически полученная выручка от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, спецналога и налога с продаж.

Тем самым, представительный орган власти г. Иркутска установил отличный от порядка исчисления налогооблагаемой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог, порядок исчисления налогооблагаемой базы по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы. Отличие состоит в том, что суммы экспортных пошлин не исключаются из налогооблагаемой базы при исчислении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы.

Начальник Филиала -

Советник налоговой

службы I ранга

Т.П.ЛЕНЬШИН