Законы и постановления РФ

Письмо УМНС РФ по Иркутской области от 06.05.2000 N 21-18/2246-1453 “О постановке на учет организаций по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств“ (вместе с письмом МНС РФ от 25.04.2000 N 12-1-04/701)

УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО

от 6 мая 2000 г. N 21-18/2246-1453

О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ

НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области направляет для руководства и использования в работе ответ Министерства РФ по налогам и сборам, дающего оценку действий кассационной инстанции. Суть рассмотренного вопроса заключалась в следующем.

Инспекция МНС РФ обратилась в кассационную инстанцию с жалобой, в которой просила удовлетворить иск к организации о взыскании в полном объеме налоговых санкций за нарушение срока подачи заявлений о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения зарегистрированных в
1999 году нескольких единиц недвижимого имущества транспортных средств, т.к. решением Арбитражного суда Иркутской области иск о взыскании налоговых санкций был удовлетворен частично.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, рассмотрев материалы дела, вынес постановление, отменяющее вышеназванное решение, и в иске отказал, ссылаясь на допущенную Арбитражным судом Иркутской области ошибку в толковании материального права.

Кассационная инстанция считает, что если организация приобретает недвижимое имущество или транспортные средства в месте, где она уже состоит на налоговом учете, дополнительной постановки на учет не требуется. Данный вывод, по мнению суда, следует из смысла статьи 83 Налогового кодекса, которая предусматривает учет налогоплательщиков, а не принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств. Таким образом, суд считает, что у организации отсутствует обязанность подачи заявлений о постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества, зарегистрированного в 1999 г., т.к. организация ранее уже состояла на учете в данном налоговом органе.

В случае возникновения подобного рода ситуаций рекомендуем руководствоваться данными в ответе разъяснениями МНС РФ.

Зам. руководителя Управления

С.Н.ТИМОШКОВА

Приложение N 1

к письму

УМНС по Иркутской области

от 6 мая 2000 года

N 21-18/2246-1453

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 25 апреля 2000 г. N 12-1-04/701

О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ

НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Управление организации учета налогоплательщиков Министерства Российской Федерации по налогам и сборам на ваше письмо сообщает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих
налогообложению.

На основании указанной нормы законодательства Приказом Госналогслужбы России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, зарегистрированным в Минюсте России 22.12.1998 N 1664 (с учетом внесенных изменений и дополнений Приказом МНС России от 24.12.1999 N АП-3-12/412, зарегистрированными Минюстом России 10.03.2000 N 2145) (далее - Приказ), предусмотрено, что по каждому основанию постановки на учет в налоговом органе налогоплательщиком подается соответствующее заявление. Не является исключением и подача налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества (форма N 12-1-4 к Приказу).

Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации (п. 5 ст. 83 НК РФ).

Исходя из этого следует, что подача заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств связана с фактом регистрации, что следует из смысла п. 1 ст. 84 НК РФ, а не с его местонахождением.

Согласно постановлению кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу, судом была упущена и не принята во внимание одна из основных задач налогового органа - налоговый контроль за объектами налогообложения, вытекающая из смысла п. 1 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего постановку на учет налогоплательщика по перечисленным в данном пункте основаниям.

Согласно ст. 9.2 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ в том случае, когда подлежащие налогообложению недвижимое имущество или транспортные средства зарегистрированы налогоплательщиком до
1 января 1999 года, заявление организации о постановке на учет в соответствии с п. 5 ст. 83 части первой Кодекса подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества до 1 января 2000 года.

Нарушении срока постановки на учет в налоговом органе установленного статьей 83 Налогового кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, в соответствии со ст. 116 Налогового кодекса Российской Федерации влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей, на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

На основании вышеизложенного, при буквальном толковании норм Налогового кодекса место нахождения организации, место нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, исходя из смысла подпунктов 2, 3 п. 5 ст. 83 и п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации, могут совпадать и находиться на территории одного налогового органа, при этом налогоплательщику необходимо заполнить заявление по каждому из перечисленных оснований, установленных пп. 3, 5 ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации.

В связи с этим постановление кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов, вступивших в законную силу, от 23 марта 2000 года по делу N А19-10745/99-40-Ф02-424/00-С1, не обосновано.

Заместитель начальника Управления -

Государственный советник

налоговой службы III ранга

Е.Е.ПОПОВ