Законы и постановления РФ

Закон Иркутской области от 16.12.1997 N 49-оз (ред. от 07.07.2004) “Об областных автомобильных дорогах“ (принят Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 26.11.1997 N 15/1-ЗС)

Утратил силу в связи с принятием Закона Иркутской области от 12.12.2005 N 108-оз.

Изменения, внесенные Законом Иркутской области от 07.07.2004 N 42-оз, вступили в силу со дня официального опубликования.

16 декабря 1997 года N 49-оз

ЗАКОН

ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОБЛАСТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ

(в ред. Законов Иркутской области

от 05.05.2003 N 21-оз,

от 10.12.2003 N 66-оз,

от 07.07.2004 N 42-оз)

Принят

постановлением

Законодательного собрания

Иркутской области

от 26 ноября 1997 года

N 15/1-ЗС

Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования. Основные понятия

Настоящим Законом устанавливаются правовая основа управления областными автомобильными дорогами, права и обязанности органов государственной власти Иркутской области (далее - область), а также специально уполномоченных органов государственного управления, физических и юридических лиц в сфере строительства и эксплуатации автомобильных дорог.

В
настоящем Законе используются следующие понятия:

- автомобильная дорога - комплексное инженерное сооружение, обеспечивающее непрерывное безопасное движение автомобилей и других транспортных средств с расчетными скоростями, нормативными нагрузками и габаритами, установленными государственными стандартами, с участком земли, предоставленным для ее размещения;

- земли автомобильных дорог - земельные участки, предоставляемые в постоянное либо временное пользование для строительства и эксплуатации автомобильных дорог;

- дорожное хозяйство - сеть областных автомобильных дорог со всеми сооружениями (включая мостовые переходы, паромные и понтонные переправы), необходимыми для ее нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации, находящиеся в областной государственной собственности и осуществляющие ремонт и содержание этих дорог;

- федеральные автомобильные дороги - автомобильные дороги, проектирование, строительство, ремонт и содержание которых осуществляются за счет средств федерального бюджета, иных источников, определенных федеральным законодательством, относящиеся к федеральным автомобильным дорогам в соответствии с федеральным законодательством и находящиеся в федеральной собственности;

- областные автомобильные дороги - автомобильные дороги общего пользования, технологические и платные автомобильные дороги, находящиеся в областной государственной собственности, проектирование, строительство, ремонт и содержание которых осуществляются за счет средств территориального дорожного фонда и иных источников в соответствии с действующим законодательством, а в случаях принятия целевых областных программ - также за счет средств, предусмотренных этими программами;

- областные автомобильные дороги общего пользования - внегородские автомобильные дороги и сооружения на них, находящиеся в областной государственной собственности, отвечающие стандартам, установленным федеральным и областным законодательством, и включенные в Перечень областных автомобильных дорог общего пользования в порядке, установленном настоящим Законом;

- технологические автомобильные дороги - автомобильные дороги, предназначенные для технологических перевозок и расположенные на территории предприятий, учреждений, организаций, включая сельскохозяйственные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства, а
также служебные и патрульные дороги вдоль каналов, трубопроводов, линий электропередач и других коммуникаций и сооружений, служебные подъезды к гидротехническим и иным сооружениям;

- областные технологические автомобильные дороги - технологические автомобильные дороги, находящиеся в областной государственной собственности;

- муниципальные автомобильные дороги - автомобильные дороги, а также улицы, расположенные на территории городских, сельских поселений и находящиеся в муниципальной собственности, проектирование, строительство, ремонт и содержание которых осуществляются за счет средств местных бюджетов, иных средств, определенных федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- частные автомобильные дороги - автомобильные дороги, находящиеся в частной собственности, проектирование, строительство, ремонт и содержание которых осуществляются за счет собственных и привлеченных средств физических и юридических лиц;

- платные автомобильные дороги - автомобильные дороги, проезд по которым осуществляется при условии внесения платы.

Статья 2. Правовая основа управления областными автомобильными дорогами

Правовую основу управления областными автомобильными дорогами составляют федеральные законы, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты.

Статья 3. Принципы управления областными автомобильными дорогами

Управление областными автомобильными дорогами осуществляется на основе следующих принципов:

- создания единой и безопасной дорожной сети области как составной части единой дорожной сети Российской Федерации;

- разграничения компетенции по управлению автомобильными дорогами между Российской Федерацией, областью и органами местного самоуправления;

- обеспечения безопасности движения по автомобильным дорогам, включая их экологическую безопасность;

- свободы транспортировки грузов и перевозки пассажиров по автомобильным дорогам области при условии соблюдения обязательных требований и стандартов, установленных федеральным и областным законодательством;

- доступности информации об автомобильных дорогах и условиях движения по ним.

Статья 4. Классификация автомобильных дорог на территории области

1. Автомобильные дороги на территории области могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности.

2. Разграничение собственности
на автомобильные дороги на федеральную, областную государственную и муниципальную осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.

3. Областные автомобильные дороги общего пользования, расположенные на территории области, являются составной частью сети автомобильных дорог Российской Федерации.

4. Технологические автомобильные дороги на территории области могут находиться в федеральной, областной государственной, муниципальной и частной собственности.

Статья 5. Государственное управление федеральными автомобильными дорогами

Государственное управление федеральными автомобильными дорогами, их проектирование, строительство, ремонт и содержание осуществляются в порядке, определенном федеральным законодательством.

Статья 6. Государственное управление областными автомобильными дорогами

Государственное управление областными автомобильными дорогами, их проектирование, строительство, ремонт и содержание осуществляются в порядке, определенном федеральным законодательством, настоящим Законом, иными областными нормативными правовыми актами.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления по управлению муниципальными автомобильными дорогами на территории области

1. Управление муниципальными автомобильными дорогами, их проектирование, строительство, ремонт и содержание осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, определенном федеральным законодательством, настоящим Законом, иными областными нормативными правовыми актами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Органы местного самоуправления в сфере управления муниципальными автомобильными дорогами:

- осуществляют управление муниципальным автодорожным хозяйством в пределах своей компетенции;

- осуществляют муниципальное дорожное строительство и содержание муниципальных дорог;

- участвуют в разработке областных программ, прогнозов, планов развития автомобильных дорог общего пользования в порядке, предусмотренном настоящим Законом;

- самостоятельно разрабатывают, утверждают и реализуют программы и планы муниципального дорожного строительства;

- осуществляют иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

3. Финансирование проектирования, строительства, ремонта и содержания муниципальных автомобильных дорог, расположенных на территории области, осуществляется в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 8. Государственная экспертиза технико -
экономических обоснований и проектов строительства автомобильных дорог на территории области

1. Технико - экономические обоснования и проекты строительства и реконструкции автомобильных дорог на территории области независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе. Порядок проведения государственной экспертизы и определения платы за ее проведение устанавливается положением о порядке проведения государственной экспертизы технико - экономических обоснований и проектов строительства и утверждения проектов строительства автомобильных дорог на территории области, утверждаемом в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Расходы по проведению государственной экспертизы возмещаются заказчиком технико - экономических обоснований и проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог.

Статья 9. Утверждение проектов строительства, реконструкции и ремонта автомобильных дорог на территории области

1. Проекты строительства, реконструкции и ремонта областных автомобильных дорог утверждаются администрацией области и областным государственным органом, осуществляющим управление областными автомобильными дорогами.

2. Проекты строительства, реконструкции и ремонта муниципальных автомобильных дорог утверждаются в порядке, установленном соответствующими органами местного самоуправления.

3. Проекты строительства частных автомобильных дорог, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

Статья 10. Имущество автомобильных дорог

1. Имущество автомобильных дорог на территории области может находиться в федеральной, областной государственной, муниципальной, частной собственности.

2. К имуществу автомобильных дорог относится комплекс инженерных сооружений автомобильных дорог, иное имущество, необходимое для эксплуатации автомобильных дорог.

Глава 2

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

АВТОМОБИЛЬНЫМИ ДОРОГАМИ

Статья 11. Компетенция Законодательного собрания Иркутской области по управлению областными автомобильными дорогами

К компетенции Законодательного собрания Иркутской области (далее - Законодательное собрание) по управлению областными автомобильными дорогами относится:

- принятие законов области, регулирующих отношения в сфере автодорожного хозяйства, и контроль за их исполнением;

- определение источников, порядка формирования
и использования средств территориального дорожного фонда;

- утверждение бюджета территориального дорожного фонда;

- утверждение отчета об исполнении бюджета территориального дорожного фонда за прошедший финансовый год;

- контроль за использованием средств территориального дорожного фонда;

- установление налоговых льгот физическим и юридическим лицам, осуществляющим инвестиции в автодорожное хозяйство области в порядке и на условиях, определяемых федеральным и областным законодательством;

- осуществление иных полномочий, установленных федеральным и областным законодательством.

Статья 12. Компетенция администрации области по управлению областными автомобильными дорогами

К компетенции администрации области по управлению областными автомобильными дорогами относится:

- принятие нормативных актов в сфере регулирования развития областных автомобильных дорог;

- учреждение областного государственного органа, осуществляющего управление областными автомобильными дорогами;

- представление на утверждение Законодательного собрания проекта бюджета территориального дорожного фонда;

- текущий контроль за использованием средств территориального дорожного фонда;

- представление на утверждение Законодательного собрания отчета об исполнении бюджета территориального дорожного фонда за прошедший финансовый год;

- согласование строительства и эксплуатации на территории области платных автомобильных дорог;

- осуществление надзора за состоянием областных автомобильных дорог и сооружений на них;

- разработка, представление на утверждение Губернатору области и реализация целевых программ развития областных автомобильных дорог;

- формирование, целевое направление и использование средств территориального дорожного фонда;

- принятие решений о строительстве областных автомобильных дорог;

- исключен. - Закон Иркутской области от 07.07.2004 N 42-оз;

- осуществление функций заказчика подрядных работ по проектированию, строительству, ремонту, реконструкции и содержанию областных автомобильных дорог;

- управление зданиями, оборудованием, техникой, транспортом и иным имуществом, необходимым для обеспечения функционирования областных автомобильных дорог;

- осуществление иных полномочий, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Статья 13. Областной государственный орган, осуществляющий управление областными автомобильными дорогами

Управление областными автомобильными дорогами осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом,
иными областными нормативными правовыми актами специально уполномоченным областным государственным органом. Компетенция, структура, порядок формирования и организация деятельности областного государственного органа, осуществляющего управление областными автомобильными дорогами, определяются Губернатором области в соответствии с областным законодательством.

Статья 14. Взаимодействие органов государственной власти области с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления по управлению автомобильными дорогами на территории области

1. Органы государственной власти области в сфере осуществления взаимодействия с федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления по управлению автомобильными дорогами на территории области вправе:

- по соглашению с федеральными органами исполнительной власти передавать им осуществление части своих полномочий по управлению областными автомобильными дорогами в порядке, установленном федеральным законодательством;

(Абзац в ред. Закона Иркутской области от 10.12.2003 N 66-оз)

- заключать соглашения с федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий федеральных органов исполнительной власти по управлению федеральными автомобильными дорогами органам исполнительной власти области в порядке, установленном федеральным законодательством;.

(Абзац в ред. Закона Иркутской области от 10.12.2003 N 66-оз)

- наделять законом области органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по управлению областными автомобильными дорогами с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств и определением условий и порядка контроля за осуществлением переданных полномочий;

- участвовать в разработке и реализации федеральных целевых программ развития автомобильных дорог в порядке, установленном федеральным и областным законодательством;

- согласовывать с органами местного самоуправления разработку областных целевых программ развития областных автомобильных дорог.

2. Органы местного самоуправления согласовывают строительство областных автомобильных дорог на территории соответствующего муниципального образования.

Глава 3

ОБЛАСТНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Статья 15. Областные целевые программы развития областных автомобильных дорог

1. Администрация области разрабатывает областные целевые программы развития областных автомобильных дорог на основе программ социально
- экономического развития области.

2. Областные целевые программы развития областных автомобильных дорог содержат основные направления и конкретные мероприятия по проектированию, строительству, ремонту и реконструкции областных автомобильных дорог и дорожного хозяйства.

3. Областные целевые программы развития областных автомобильных дорог утверждаются Губернатором области.

Статья 16. Финансирование проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и содержания областных автомобильных дорог

1. Финансирование проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и содержания областных автомобильных дорог общего пользования осуществляется за счет средств территориального дорожного фонда. Порядок формирования и использования средств территориального дорожного фонда определяется законом области.

2. Финансирование проектирования, строительства, ремонта и реконструкции областных технологических и областных платных автомобильных дорог осуществляется за счет средств областного бюджета и иных источников в соответствии с федеральным и областным законодательством.

3. Областные целевые программы развития областных автомобильных дорог финансируются за счет средств, предусмотренных этими программами, а также могут финансироваться за счет заемных средств и иных источников.

Статья 17. Областные автомобильные дороги общего пользования

1. Областные автомобильные дороги общего пользования подразделяются на:

- главные автомобильные дороги, соединяющие областной центр с районными центрами области и районные центры между собой;

- прочие автомобильные дороги, соединяющие районные центры с городскими, сельскими поселениями, за исключением улиц, а также участков областных автомобильных дорог общего пользования, расположенных на территории городских, сельских поселений и находящихся в муниципальной собственности;

- автомобильные дороги, соединяющие между собой другие автомобильные дороги общего пользования или примыкающие к ним;

- автомобильные дороги, имеющие выход на федеральные дороги;

- подъезды к аэропортам, пристаням, городам, железнодорожным станциям, местам массового туризма.

Статья 18. Перечень областных автомобильных дорог общего пользования

1. Перечень областных автомобильных дорог общего пользования утверждается Губернатором области каждые 3 года по представлению областного государственного органа, осуществляющего
управление автомобильными дорогами общего пользования.

2. Предложения о внесении изменений в указанный утвержденный Перечень направляются в областной государственный орган, осуществляющий управление автомобильными дорогами, рассматриваются им и вносятся на утверждение Губернатора области.

3. Автомобильные дороги исключаются из указанного Перечня в случае их передачи в иную форму собственности в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 19. Условия и порядок передачи областных автомобильных дорог в муниципальную собственность и приема муниципальных автомобильных дорог в областную государственную собственность

Участки областных автомобильных дорог общего пользования, расположенные на территории городских, сельских поселений, могут передаваться в муниципальную собственность и приниматься из муниципальной собственности в порядке и на условиях, определенных законом области.

Статья 20. Исчисление расстояний на автомобильных дорогах общего пользования

1. Протяженность автомобильных дорог исчисляется от начального до конечного населенного пункта.

2. За начальные и конечные точки отсчета протяженности автомобильных дорог принимаются:

- для дорог, соединяющих городские поселения, - границы указанных образований;

- для дорог, соединяющих между собой иные населенные пункты, - почта либо государственные, общественные здания и сооружения, расположенные в центре данных населенных пунктов;

- для дорог, соединяющих между собой другие автомобильные дороги общего пользования или примыкающие к ним, - пересечения осей сопрягающихся дорог;

- для дорог, соединяющих иные объекты, - границы этих объектов.

Статья 21. Размещение заказа на подрядные работы для областных государственных нужд по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог общего пользования

1. Размещение заказа на подрядные работы для областных государственных нужд по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог общего пользования осуществляется на конкурсной основе. При проведении конкурса применяются правила, установленные настоящим Законом, положением о порядке проведения конкурса на размещение заказа
на подрядные работы для областных государственных нужд по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог общего пользования, утверждаемым Губернатором области.

2. В случае принятия целевой программы развития областных автомобильных дорог общего пользования исходные данные конкурса на размещение заказа на подрядные работы для областных государственных нужд по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог будут определяться в соответствии с данной целевой программой.

Статья 22. Порядок назначения конкурса на размещение заказа на подрядные работы по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог общего пользования

1. Решение о назначении и времени проведения конкурса на размещение заказа на подрядные работы для областных государственных нужд по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог общего пользования принимается администрацией области и областным государственным органом, осуществляющим управление областными автомобильными дорогами, в соответствии с областным законодательством.

2. Администрация области и областной государственный орган, осуществляющий управление областными автомобильными дорогами общего пользования, создают тендерный комитет - постоянный или временный орган для организации и проведения конкурса.

3. В состав тендерного комитета включаются представители администрации области и областного государственного органа, осуществляющего управление областными автомобильными дорогами; областного государственного органа, осуществляющего управление и распоряжение областной государственной собственностью; иных заинтересованных областных государственных органов. В состав тендерного комитета могут включаться представители предприятий, учреждений, организаций.

Статья 23. Порядок заключения государственных контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог общего пользования

1. Подрядные работы по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог общего пользования, иные работы для областных государственных нужд, связанные с проектированием, строительством, реконструкцией, ремонтом и содержанием областных автомобильных дорог, осуществляются на основе государственного контракта.

2. Государственным заказчиком по государственному контракту на выполнение подрядных работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог является областной государственный орган, осуществляющий управление областными автомобильными дорогами.

3. Государственный заказчик заключает государственный контракт на выполнение подрядных работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию областных автомобильных дорог для областных государственных нужд с победителем объявленного конкурса.

4. Государственный контракт на выполнение подрядных работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования для областных государственных нужд заключается с подрядной организацией, являющейся победителем конкурса, не позднее чем через 20 дней со дня проведения конкурса.

5. Для государственного заказчика заключение государственного контракта с победителем конкурса является обязательным. Подрядная организация, являющаяся победителем конкурса, вправе в течение 20 дней со дня проведения конкурса уведомить государственного заказчика об отказе от заключения государственного контракта.

6. В случае отказа подрядной организации, являющейся победителем конкурса, от заключения государственного контракта данный контракт заключается с другой подрядной организацией, принявшей участие в конкурсе, оферта которой наиболее соответствует исходным условиям конкурса.

Статья 24. Содержание государственного контракта на выполнение подрядных работ по проектированию, строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования

1. Содержание государственного контракта (срок строительства объекта в целом, стоимость дорог, объемы работ) определяется сторонами на основании исходных данных конкурса и уточняется по итогам проведения конкурса.

2. Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие отдельных очередей пусковых комплексов, мощностей объектов.

Статья 25. Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией областных автомобильных дорог

1. Порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструкцией областных автомобильных дорог и их участков, дорожных сооружений устанавливается в соответствии с положением о правилах приемки в эксплуатацию областных автомобильных дорог, утверждаемым Губернатором области.

2. В состав комиссии по приемке областных автомобильных дорог, примыкающих к федеральным автомобильным дорогам или пересекающих их, в обязательном порядке включается представитель, назначенный уполномоченным федеральным государственным органом.

Статья 26. Областные государственные инвестиционные программы и проекты строительства и реконструкции областных автомобильных дорог

1. Органы государственной власти области разрабатывают и реализуют областные государственные инвестиционные программы и проекты строительства и реконструкции областных автомобильных дорог в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

2. Областными законами могут устанавливаться налоговые и иные льготы инвесторам, реализующим инвестиционные программы и проекты строительства и реконструкции областных автомобильных дорог.

Статья 27. Управление имуществом областных автомобильных дорог общего пользования

1. Комплекс инженерных сооружений автомобильных дорог, линейные здания, иное имущество, необходимое для эксплуатации автомобильных дорог, находятся в областной государственной собственности.

2. Указанное имущество передается областному государственному органу, осуществляющему управление областными автомобильными дорогами на праве оперативного управления в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

Глава 4

ПЛАТНЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ

Статья 28. Областные платные автомобильные дороги

1. Строительство областных платных автомобильных дорог осуществляется с целью улучшения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, уменьшения нагрузки на областные автомобильные дороги общего пользования.

2. Решение о строительстве областных платных автомобильных дорог принимается администрацией области в соответствии с федеральным и областным законодательством при наличии альтернативного проезда в соответствующем направлении по существующей сети автомобильных дорог общего пользования.

3. Размещение заказа на строительство областных платных автомобильных дорог осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Законом для размещения заказов на подрядные работы по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту дорог для областных государственных нужд.

3. Проезд по областным платным дорогам осуществляется при условии внесения платы в размерах и порядке, установленных областным законодательством.

Статья 29. Частные платные автомобильные дороги

1. Заявления о согласовании строительства частных платных автомобильных дорог, финансируемого за счет средств физических и юридических лиц, представляются инвесторами в областной государственный орган, осуществляющий управление областными автомобильными дорогами, с приложением экспертного заключения по проектной документации.

2. Областной государственный орган, осуществляющий управление областными автомобильными дорогами, рассматривает заявления в порядке, установленном положением о согласовании строительства частных платных автомобильных дорог на территории области, утверждаемым Губернатором.

3. Положением о согласовании строительства частных платных автомобильных дорог на территории области устанавливаются:

- порядок и критерии рассмотрения заявлений и принятия решений о согласовании строительства частных платных автомобильных дорог;

- обязательные требования и условия эксплуатации частных платных автомобильных дорог;

- перечень государственных органов и органов управления, сотрудникам которых предоставляется право беспрепятственного и бесплатного проезда по автомобильным дорогам, находящимся в частной собственности;

- иные вопросы в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 30. Порядок рассмотрения заявлений и принятие решений о согласовании строительства частных платных автомобильных дорог

1. Областной государственный орган, осуществляющий управление областными автомобильными дорогами, рассматривает заявления о согласовании строительства частных платных автомобильных дорог в течение 30 дней.

2. При принятии решения о согласовании строительства частной платной автомобильной дороги учитываются результаты экспертизы проектной документации, соответствие проектной документации целевым программам развития автодорожного хозяйства на территории области, отсутствие автомобильных дорог общего пользования в данном направлении.

3. При согласовании строительства частной платной автомобильной дороги учитывается мнение органов местного самоуправления, на территории которых планируется это строительство.

Глава 5

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ОБЛАСТНЫХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Статья 31. Порядок пользования автомобильными дорогами

1. Пользователями автомобильных дорог на территории области могут быть юридические, физические лица.

2. Порядок пользования областными автомобильными дорогами определяется в соответствии с федеральным законодательством положением о порядке пользования автомобильными дорогами на территории области, утверждаемым Губернатором области по представлению областного государственного органа, осуществляющего управление областными автомобильными дорогами.

Статья 32. Временное ограничение и прекращение дорожного движения по областным автомобильным дорогам

Временное ограничение или прекращение дорожного движения транспортных средств по областным автомобильным дорогам производится в случаях наступления чрезвычайных обстоятельств стихийного характера, а также погодно - климатических условий (в том числе сезонных), препятствующих движению транспортных средств, постановлением администрации области по представлению областного государственного органа, осуществляющего управление областными автомобильными дорогами, либо по представлению территориального подразделения государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного органа внутренних дел.

Статья 33. Правила эксплуатации автомобильных дорог

1. Эксплуатация автомобильных дорог на территории области независимо от их форм собственности осуществляется в соответствии с нормами, правилами и стандартами, установленными федеральным и областным законодательством.

2. Областной государственный орган, осуществляющий управление областными автомобильными дорогами, проводит проверку состояния областных автомобильных дорог, частных автомобильных дорог, расположенных на территории области, на предмет соответствия автомобильных дорог действующим стандартам, установленным согласно федеральн“му и областному законодательству.

Статья 34. Земли автомобильных дорог

1. Земельные участки для строительства и эксплуатации автомобильных дорог могут предоставляться в постоянное и во временное пользование. Предоставляемые во временное пользование земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, после завершения строительства подлежат рекультивации в порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

2. Убытки, причиненные землевладельцам, арендаторам и землепользователям изъятием земельных участков для строительства и реконструкции автомобильных дорог, подлежат компенсации в случаях и порядке, установленном федеральным и областным законодательством.

Статья 35. Инженерные коммуникации и иные сооружения в полосе отвода автомобильных дорог

1. Областной государственный орган, осуществляющий управление областными автомобильными дорогами, определяет порядок размещения инженерных коммуникаций, связанных с обслуживанием автомобильных дорог, в полосе отвода автомобильных дорог.

2. Размещение в полосе отвода автомобильных дорог инженерных коммуникаций и иных сооружений, не связанных с обслуживанием автомобильных дорог, допускается только по согласованию с областным государственным органом, осуществляющим управление областными автомобильными дорогами, и территориальным подразделением государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного органа внутренних дел.

Статья 36. Размещение наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог

1. Размещение наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог за пределами границ городских и сельских поселений на территории области осуществляется при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления по согласованию с областным государственным органом, осуществляющим управление областными автомобильными дорогами, и территориальным подразделением государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного органа внутренних дел.

2. Разрешения на размещение наружной рекламы выдаются при условии, что реклама не имеет сходства с дорожными знаками и указателями, не ухудшает их видимость и не снижает безопасность движения.

3. Плата за выдачу разрешений на размещение наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне устанавливается соответствующим органом местного самоуправления по согласованию с областным государственным органом, осуществляющим управление областными автомобильными дорогами, и территориальным подразделением государственной автомобильной инспекции федерального исполнительного органа внутренних дел.

Статья 37. Исключена. - Закон Иркутской области от 05.05.2003 N 21-оз.

Глава 6

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Статья 38. Права пользователей автомобильных дорог

1. Пользователи автомобильных дорог имеют право на беспрепятственный проезд по областным автомобильным дорогам при условии соблюдения порядка пользования автомобильными дорогами и правил их эксплуатации, внесения установленной платы за проезд по платным автомобильным дорогам, а также иных требований, установленных федеральным и областным законодательством.

2. Пользователи автомобильных дорог имеют право на судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, а также иных прав, предусмотренных законодательством.

Статья 39. Обязанности пользователей автомобильных дорог

Юридические и физические лица обязаны вносить налоги, сборы и пошлины, установленные законодательством на пользователей автомобильных дорог, соблюдать меры по сохранности автомобильных дорог, предусмотренные положением о порядке пользования автомобильными дорогами, выполнять требования должностных лиц областного государственного органа, осуществляющего управление областными автомобильными дорогами, иных государственных органов и органов управления в пределах их компетенции, иные обязанности, установленные федеральным и областным законодательством.

Статья 40. Ответственность пользователей автомобильных дорог

1. Пользователи автомобильных дорог несут ответственность за нарушение правил пользования автомобильными дорогами в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Ответственность пользователей автомобильных дорог за иные нарушения устанавливается в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 41. Порядок вступления настоящего Закона в силу

Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования.

Губернатор

Иркутской области

Б.А.ГОВОРИН

Иркутск

16 декабря 1997 года

N 49-оз