Законы и постановления РФ

Постановление мэра г. Иркутска от 26.06.1995 N 6/516 “Об Уставе городского самоуправления в г. Иркутске“

МЭР ГОРОДА ИРКУТСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июня 1995 г. N 6/516

ОБ УСТАВЕ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В Г. ИРКУТСКЕ

Руководствуясь ст.ст. 12, 130 - 133 Конституции РФ, ст. 5 Закона РФ “О местном самоуправлении в РФ“, ст.ст. 23, 40 - 54 Устава Иркутской области, постановляю:

1. Одобрить проект Устава Городского самоуправления в г. Иркутске (приложение 1).

2. Заместителю мэра - руководителю аппарата мэра Берлиной Л.М. внести проект Устава городского самоуправления в г. Иркутске на рассмотрение городской Думы.

3. Информационно - аналитической службе (Гимельштейн) опубликовать проект Устава городского самоуправления в г. Иркутске в газетах “Восточно - Сибирская правда“ и “Советская молодежь“.

4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.

Мэр г. Иркутска

Б.А.ГОВОРИН

Приложение
1

к постановлению

мэра г. Иркутска

от 26 июня 1995 года

N 6/516

УСТАВ

ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В г. ИРКУТСКЕ

Раздел I

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и задачи Устава

Настоящий Устав определяет на основе Конституции Российской Федерации, Устава Иркутской области и действующего законодательства Российской Федерации и Иркутской области место и роль города Иркутска как неотъемлемой и составной части Иркутской области, регулирует организацию и деятельность городского самоуправления, устанавливает права и обязанности жителей города по осуществлению самоуправления и их гарантии.

Статья 2. Городское самоуправление и его правовая основа

1. Городское самоуправление является одним из видов местного самоуправления Иркутской области.

2. Правовую основу городского самоуправления составляют Конституция Российской Федерации и федеральные законы, Устав и законы Иркутской области, настоящий Устав, иные нормативные правовые акты городского самоуправления.

3. Настоящий Устав действует на всей территории города, обязателен для исполнения населением города, государственными органами, органами городского самоуправления и общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, а также всеми лицами, временно пребывающими в городе Иркутске.

Статья 3. Население города

1. Население города представляет собой жителей, постоянно проживающих в городе, объединенных общностью решения вопросов местного значения в целях осуществления городского самоуправления. Жители в соответствии с законодательством самостоятельно решают вопросы местного значения.

2. Жителями города являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на его территории.

Статья 4. Право жителей города на участие в городском самоуправлении

1. Жители города имеют право непосредственно либо через своих представителей участвовать в городском самоуправлении.

2. Жителям города гарантируется полнота прав на участие в городском самоуправлении. Они имеют права на участие в городском самоуправлении и несут ответственность за неисполнение своих обязанностей перед населением города. Не допускаются какие-либо ограничения прав жителей города по политическим убеждениям,
расовой и национальной принадлежности, полу, социальному или имущественному положению, языку, отношению к религии.

3. Участие жителей города в самоуправлении гарантируется

правом:

3.1. Непосредственного участия в решении наиболее важных вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению населения города.

3.2. Избирать и быть избранным в органы городского самоуправления.

3.3. На равный доступ к муниципальной службе.

3.4. Получать официальную информацию по вопросам деятельности органов городского самоуправления.

3.5. Осуществлять судебную и иную защиту права на участие в городском самоуправлении.

3.6 Участвовать в работе выборного органа городского самоуправления.

3.7. Участвовать в работе органов территориального общественного самоуправления.

Статья 5. Основные принципы городского самоуправления

Городское самоуправление основывается на принципах:

1. Законности.

2. Гласности.

3. Соблюдения прав жителей города в осуществлении городского самоуправления.

4. Признания за населением города права на самостоятельное и под свою ответственность решение вопросов местного значения.

5. Ответственности органов и должностных лиц городского самоуправления перед населением города.

6. Достаточности и соответствия материальных и финансовых ресурсов города полномочиям, задачам и функциям органов городского самоуправления.

7. Экономической и финансовой самостоятельности городского самоуправления.

8. Государственной поддержки и гарантий городского самоуправления.

9. Невмешательства органов государственной власти в пределы компетенции городского самоуправления, кроме случаев, предусмотренных законом.

10. Судебной защиты законных прав и интересов населения города.

Статья 6. Символика города Иркутска

1. Город Иркутск имеет свой герб и штандарт с изображением герба города.

2. Герб города Иркутска представляет собой изображение в серебряном поле щита бегущего черного бабра по зеленой траве в левую сторону и держащего в зубах темно-красного соболя. Щит увенчан наименованием и датой образования города, окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными голубой лентой.

Допускается воспроизведение герба города как в многоцветном варианте, а также его воспроизведение в виде главной фигуры - бегущий бабр с соболем
в зубах.

Герб города Иркутска помещается на гербовой печати города и на официальных бланках мэра города, городской Думы, администрации города, а также на зданиях городской администрации, кабинете мэра города, в зале заседаний городской Думы.

Иные случаи воспроизведения и использования изображения герба города устанавливаются мэром города.

3. Штандарт представляет собой полотнище размером 16 х 20 см из двух равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого и нижней - синего цветов. В центре - изображение герба города Иркутска.

Штандарт устанавливается на международных и межгородских переговорах, торжественных актах, связанных с историческими событиями в городе Иркутске.

Штандарт крепится на горизонтальное древко верхней частью полотнища. Местонахождением штандарта является служебный кабинет мэра города и зал заседаний городской Думы.

Статья 7. День города Иркутска

Дата присвоения Иркутскому острогу статуса города считается Днем города Иркутска. День города Иркутска отмечается в первое воскресенье июня.

Раздел II

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОРОДСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 8. Иркутск - муниципальное образование

Город Иркутск является единым экономическим, историческим, социальным, административным территориальным образованием, составной частью и областным центром Иркутской области.

Статья 9. Территория города

1. Городское самоуправление осуществляется на территории г. Иркутска.

2. Территорию города Иркутска составляют все земли в установленных границах города независимо от форм собственности и целевого назначения. Неотъемлемой частью Устава городского самоуправления является карта города.

3. Земли в границах города, за исключением переданных в собственность в установленном порядке, являются муниципальными землями.

4. Передача земли в ведение города производится на основе нормативов обеспечения земельными ресурсами с обязательным выделением земель общего пользования, рекреационных зон и земель, необходимых для его целостного развития.

Порядок использования земель, переданных в ведение города, устанавливается органами городского самоуправления в соответствии с законодательством.

5. Органы городского самоуправления могут в интересах населения города
устанавливать в соответствии с законодательством дополнительные условия использования земель, находящихся в границах города Иркутска.

Статья 10. Установление границ территории города

1. Границы территории города устанавливаются органами государственной власти Иркутской области с учетом мнения населения в рамках, достаточных для развития города, и исторически сложившегося расселения.

2. Граница территории города может быть изменена с учетом мнения населения города, выраженного через городской референдум.

3. В ведение города могут быть отнесены территории, находящиеся вне его границ и предоставляемые для городских нужд решениями органов государственной власти Иркутской области.

Раздел III

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 11. Структура городского самоуправления

Структуру городского самоуправления образуют:

1. Представительный орган - городская Дума.

2. Глава городского самоуправления - мэр города.

3. Исполнительный орган - городская администрация.

4. Органы территориального общественного самоуправления города.

5. Городские референдумы, общие собрания, сходы, конференции граждан, другие формы непосредственного участия жителей местного значения.

Статья 12. Городская Дума - представительный орган городского самоуправления

1. Городская Дума является представительным органом городского самоуправления.

2. В состав городской Думы входят мэр города и пятнадцать депутатов, избираемых населением города на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года.

3. Депутатом городской Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, житель города, достигший восемнадцатилетнего возраста и обладающий избирательным правом в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Организация деятельности городской Думы

1. Депутаты городской Думы работают на неосвобожденной основе, совмещая депутатскую деятельность с выполнением трудовых обязанностей по месту основной работы, не получая какого-либо вознаграждения или жалования за выполнение депутатских обязанностей.

2. Возглавляет городскую Думу мэр города. Он обеспечивает соблюдение порядка и процедурных правил рассмотрения и принятия решений городской Думы.

3. Основной организационной формой деятельности городской Думы
являются заседания, на которых рассматриваются вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы. Заседания проводятся не реже четырех раз в год и созываются мэром города.

4. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания по инициативе мэра или письменному требованию одной трети депутатов городской Думы или не менее пяти процентов жителей города, обладающих активным избирательным правом.

5. Заседания городской Думы правомочны, если на них присутствует не менее двух третей от числа избранных депутатов городской Думы.

6. Первое заседание вновь избранной городской Думы созывается мэром города не позднее двухнедельного срока с момента официального объявления результатов выборов.

В случае, если в городскую Думу избрано менее половины ее состава, то заседание вновь избранной Думы не проводится.

7. Первое заседание вновь избранной городской Думы открывает председатель городской избирательной комиссии.

8. На первом заседании городской Думы депутаты из своего состава избирают комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике. Комиссия осуществляет свои полномочия в соответствии с положением, принятым городской Думой.

9. Городская Дума в целях реализации своих полномочий может образовывать временные комиссии и рабочие группы. Состав и задачи этих комиссий и групп определяются городской Думой при их образовании.

10. Организационно - техническое, юридическое, информационное обеспечение городской Думы осуществляет городская администрация.

Статья 14. Регламент городской Думы

Городская Дума на основании настоящего Устава принимает регламент, регулирующий вопросы внутренней организации и деятельности, а также порядок принятия решений.

Статья 15. Компетенция городской Думы

1. Городская Дума осуществляет свою деятельность на основе собственной компетенции в соответствии с настоящим Уставом.

2. Городская Дума по представлению мэра города рассматривает и утверждает:

2.1. Городской бюджет и отчет о его исполнении.

2.2. Программы социально - экономического развития территории города.

2.3. Порядок формирования, управления и
контроля за использованием средств городских внебюджетных и валютных фондов.

2.4. Решения о передаче на договорной основе отдельных функций городского самоуправления органам государственной власти Иркутской области, хозяйствующим субъектам, а также принятия функций для исполнения органами городского самоуправления.

2.5. Общий порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью.

2.6. Генеральный план развития города и правила застройки города.

3. Городская администрация устанавливает:

3.1. Местные налоги и сборы, определяет порядок предоставления налоговых льгот.

3.2. Дополнительные льготы и пособия для жителей города.

3.3. Порядок выпуска местных займов.

3.4. Ответственность за административные правонарушения в соответствии с действующим законодательством.

3.5. Порядок проведения собраний (конференций) граждан, митингов, уличных шествий, демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

3.6. Порядок пользования и охраны природных ресурсов на территории города, правовой режим пригородной зоны в соответствии с законодательством.

4. Городская Дума рассматривает и принимает решения:

4.1. По ходатайствам о представлении граждан к присвоению звания “Почетный гражданин города Иркутска“.

4.2. По вопросам административно-территориального устройства в соответствии с законодательством.

5. Городская Дума принимает нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы местного значения, отнесенные к ведению городского самоуправления.

6. К ведению городской Думы относится:

6.1. Осуществление законодательной инициативы в Законодательном собрании Иркутской области.

6.2. Осуществление контроля за исполнением собственных решений.

6.3. Подтверждение полномочий вновь избранных депутатов городской Думы.

6.4. Избрание комиссии по мандатам, регламенту и депутатской этике.

6.5. Назначение городского референдума.

6.6. Принятие Устава городского самоуправления в г. Иркутске и внесение в него поправок.

6.7. Досрочное прекращение полномочий городской Думы в результате самороспуска.

6.8. Принятие отставки мэра города.

6.9. Отрешение отставки от должности, выражение недоверия вице-мэру и заместителям мэра.

7. Городская Дума осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральными и областными законами к ведению представительных органов городского самоуправления.

Городская Дума самостоятельно решает все
вопросы, отнесенные к ее компетенции. Органы государственной власти, иные органы городского самоуправления не вправе рассматривать вопросы, отнесенные к компетенции городской Думы.

Статья 16. Реализация городской Думой контрольных функций

Городская Дума вправе осуществлять контроль собственных решений. Контрольная деятельность городской Думы осуществляется в формах:

1. Депутатских слушаний.

2. Депутатских расследований.

3. Направления депутатских запросов.

4. Истребования информации.

Статья 17. Решения городской Думы

1. Городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции, принимает решения.

2. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от числа депутатов, избранных в городскую Думу.

3. Решение по вопросам об утверждении городского бюджета и отчета о его исполнении, установления местных налогов и сборов, досрочного прекращения полномочий городской Думы в случае самороспуска, принятия отставки мэра города, отрешение мэра от должности, выражения недоверия должностным лицам городской администрации, принятия Устава города и внесения в него поправок считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от числа депутатов, избранных в городскую Думу.

4. Право внести проект решения на рассмотрение городской Думы принадлежит мэру города, депутатам городской Думы, органам территориального общественного самоуправления, а также председателям судов и прокурору города по вопросам, отнесенным к их ведению.

5. Проекты решений о введении или отмене местных налогов и сборов, об освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств города, о расходах, покрываемых за счет городского бюджета, могут быть приняты к рассмотрению городской Думой только при наличии заключения городской администрации.

6. Решение может быть возвращено мэром в течение десяти дней с момента его принятия для повторного рассмотрения городской Думой. Решение, не подписанное мэром, считается принятым в прежней редакции при повторном рассмотрении городской Думой, если за него проголосовало
не менее двух третей от числа избранных депутатов.

7. Решение городской Думы вступает в силу с момента его подписания мэром, если в самом решении не предусмотрен иной срок.

Решение городской думы о введении или отмене местных налогов и сборов вступает в силу по истечении семидневного срока с момента его опубликования.

Порядок опубликования решения устанавливается регламентом городской Думы.

8. Решение городской Думы может быть обжаловано в судебном порядке или опротестовано прокурором в порядке надзора в соответствии с законодательством.

9. Решение городской Думы утрачивает силу в случаях:

9.1. Истечения срока его действия.

9.2. Отмены решением городской Думы.

9.3. Признания его в судебном порядке не соответствующим законодательству.

Статья 18. Прекращение полномочий городской Думы

1. Полномочия городской Думы прекращаются по истечении срока, предусмотренного настоящим Уставом.

2. Полномочия городской Думы могут быть прекращены досрочно:

2.1. Решением городской Думы о самороспуске.

2.2. Решением городского референдума.

2.3. Постановлением мэра города о досрочном роспуске по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим договором Уставом.

3. Полномочия городской Думы в связи с истечением ее срока прекращаются в день официального объявления результатов выборов депутатов городской Думы нового созыва.

4. В остальных случаях полномочия досрочно прекращаются с момента вступления правового акта о прекращении деятельности городской Думы в юридическую силу.

Статья 19. Досрочный роспуск городской Думы

1. В случае отсутствия кворума заседания городской Думы более трех раз подряд мэр города вправе принять постановление о ее досрочном роспуске.

Повторный созыв заседаний городской Думы осуществляется мэром города по истечении семи дней со дня не состоявшегося заседания Думы из-за отсутствия кворума.

2. Постановление мэра о досрочном роспуске городской Думы доводится до сведения населения через средства массовой информации не позднее трехдневного срока с момента подписания постановления.

Статья 20.
Взаимоотношения городской Думы с органами государственной власти

1. Взаимоотношения городской Думы с органами государственной власти строятся на основе федеральных законов, Устава и законов области, настоящего Устава, договоров и соглашений, заключенных между органами государственной власти и органами городского самоуправления.

2. Городская Дума вправе заключать договоры и соглашения с органами государственной власти области о взаимном делегировании полномочий в порядке, определенном Уставом Иркутской области и настоящим Уставом.

3. Городская Дума имеет право законодательной инициативы в Законодательном собрании Иркутской области.

Статья 21. Депутат городской Думы

1. Депутатами городской Думы не могут быть депутаты органов государственной власти, должностные лица городской администрации, судьи, прокуроры.

2. Депутат городской Думы при осуществлении депутатских полномочий не связан чьим-либо мнением и руководствуется своими убеждениями, не может быть привлечен к ответственности по результатам его голосования в городской Думе.

3. Депутат поддерживает связь с избирателями, информирует их о своей работе, ведет прием граждан, изучает общественное мнение. В рамках своих полномочий рассматривает поступившие к нему заявления, жалобы и предложения и способствует их своевременному разрешению.

4. По вопросам, отнесенным к компетенции городской Думы, депутат вправе обращаться к мэру города, государственным и общественным органам, а также в предприятия, учреждения, организации, действующие на территории города, с требованиями о предоставлении документов и необходимой информации.

5. Правовой статус депутата городской Думы определяется законами Российской Федерации и области, настоящим Уставом и другими правовыми актами органов городского самоуправления.

Статья 22. Срок полномочий и основания прекращения депутатской деятельности

1. Полномочия депутата начинаются с момента его избрания и прекращаются в день официального объявления результатов выборов в городскую Думу нового созыва.

2. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случаях:

2.1. Письменного заявления депутата о сложении полномочий (об отставке).

2.2. Выезда депутата на постоянное место жительства за пределы города.

2.3. Прекращения гражданства Российской Федерации.

2.4. Вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом.

2.5. Признания депутата недееспособным решением суда, вступившего в законную силу.

2.6. Признания депутата безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

2.7. Занятия должности, несовместимой с депутатским статусом.

2.8. Отзыва депутата избирателями в соответствии с законодательством.

2.9. Досрочного прекращения полномочий городской Думы.

3. Полномочия депутата прекращаются с момента наступления соответствующих событий либо совершения указанных действий.

Статья 23. Мэр города

1. Мэр города является главой городского самоуправления, высшим должностным лицом города, представляющим интересы населения и осуществляющим представительные, исполнительные, распорядительные и контрольные функции в соответствии с настоящим Уставом.

Мэр возглавляет городскую Думу.

Мэр является главой городской администрации.

2. Мэр города избирается сроком на четыре года на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории города и обладающими избирательным правом.

3. На мэра города распространяются гарантии выборной должности, установленные законодательством.

4. В течение срока своих полномочий мэр не может занимать и сохранять за собой должности в государственных или общественных органах, а также заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

5. Мэр города вступает в должность после принесения присяги: “Вступая в должность мэра города Иркутска, клянусь своей честью и совестью соблюдать Конституцию Российской Федерации, Устав Иркутской области, Устав городского самоуправления, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать демократический конституционный строй, интересы жителей города, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности мэра города Иркутска“.

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии депутатов городской Думы, представителей Законодательного собрания области и администрации области, а также судебных органов, почетных граждан города Иркутска и представителей общественности не позднее месячного срока со дня официального объявления результатов выборов мэра города.

Статья 24. Полномочия мэра города

1. Мэр как глава городского самоуправления:

1.1. Представляет город во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, а также в международном сотрудничестве.

1.2. Возглавляет городскую Думу, созывает ее на очередные и внеочередные заседания.

1.3. Подписывает решения городской Думы, обнародует их, организует исполнение и контроль за ходом выполнения решений городской Думы.

1.4. Ежегодно отчитывается перед городской Думой о положении дел в городе.

1.5. Назначает городской референдум.

1.6. Назначает выборы городской Думы.

1.7. Досрочно распускает городскую Думу при наличии оснований, предусмотренных настоящим Уставом.

1.8. Реализует право законодательной инициативы в Законодательном собрании Иркутской области.

1.9. Содействует работе органов территориального общественного самоуправления.

1.10. Решает иные вопросы, возложенные на главу городского самоуправления федеральными, областными законами и решениями городской Думы.

2. Мэр как глава городской администрации:

2.1. Вносит ходатайства о награждении и присвоении почетных званий, присвоении звания “Почетный гражданин города Иркутска“.

2.2. Представляет городскую администрацию в органах государственной власти.

2.3. Руководит деятельностью администрации города.

2.4. Утверждает структуру и штаты администрации города, формирует совещательные органы при мэре города.

2.5. Наделяет структурные подразделения администрации города правами юридического лица.

2.6. Назначает и освобождает от должности руководителей структурных подразделений администрации города, определяет их полномочия.

2.7. Рассматривает решения городской Думы о выражении недоверия вице-мэру и заместителям мэра города.

2.8. Представляет в городскую Думу проект городского бюджета и отчет о его исполнении, распоряжается средствами внебюджетных, валютных и иных фондов.

2.9. Представляет на утверждение городской Думы программы социально-экономического развития города.

2.10. Управляет и распоряжается объектами муниципальной собственности, назначает и освобождает от должности руководителей муниципальных предприятий, организаций, учреждений.

2.11. Рассматривает вопросы приватизации объектов государственной и муниципальной собственности.

2.12. Разрабатывает и вносит на рассмотрение городской Думы правила содержания территории города, порядок владения, пользования и распоряжения земельными участками, а также проекты иных нормативно-правовых актов по вопросам городского самоуправления.

2.13. Рассматривает в соответствии с законодательством вопросы административно-территориального устройства.

2.14. Принимает решения о выпуске и размещении лотерей, займов.

2.15. Принимает меры к приостановлению строительства, реконструкции, эксплуатации объектов в случае нарушения законодательства.

3. Мэр города как глава городского самоуправления и городской администрации обращается в суды в установленном законом порядке, осуществляет иные полномочия, отнесенные к ведению городского самоуправления, за исключением тех, которые относятся к компетенции городской Думы.

4. Мэр города вправе делегировать часть своих полномочий должностным лицам городской администрации.

Статья 25. Правовые акты мэра города

1. Мэр города в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством и решениями городской Думы издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории города.

2. Правовые акты мэра вступают в силу с момента их подписания, если в самом акте не предусмотрен иной срок.

3. Постановления и распоряжения мэра города могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы прокурором.

4. Правовой акт мэра утрачивает силу в случаях:

4.1. Истечения срока его действия.

4.2. Его отмены мэром.

4.3. Признания его в судебном порядке не соответствующим законодательству.

5. Ущерб, причиненный неправомерным действием или бездействием мэра города, возмещается им на основании решения суда.

Статья 26. Прекращение полномочий мэра города

1. Полномочия мэра города прекращаются в случаях:

1.1. Истечения срока полномочий.

1.2. Личного заявления о сложении полномочий (отставка).

1.3. Прекращения гражданства Российской Федерации.

1.4. Выезда за пределы территории города на постоянное место жительства.

1.5. Вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

1.6. Признания мэра недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

1.7. Стойкой неспособностью в течение более четырех месяцев подряд по состоянию здоровья осуществлять полномочия мэра.

1.8. Отрешения от должности.

1.9. Отзыва на основании волеизъявления жителей города, обладающих активным избирательным правом.

2. Полномочия мэра города в связи с истечением срока прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным мэром.

В случае отрешения мэра от должности его полномочия прекращаются с момента принятия решения городской Думой.

В иных случаях полномочия мэра прекращаются с момента наступления соответствующих событий либо совершения указанных действий.

3. В случае досрочного прекращения полномочий мэра новые выборы назначаются не позднее двух месяцев с момента их прекращения в соответствии с законодательством.

Статья 27. Право мэра на отставку

1. Мэр города вправе в любое время уйти в отставку, направив в городскую Думу письменное заявление с указанием мотивов отставки. По результатам рассмотрения заявления городская Дума принимает решение большинством голосов от числа избранных депутатов.

2. Городская Дума принимает отставку или отклоняет ее, но на срок не более чем на один месяц, в течение которого мэр вправе отозвать свое заявление об отставке.

Статья 28. Отрешение мэра от должности

1. Мэр города может быть отрешен от должности решением городской Думы в случае нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Устава и законов Иркутской области, настоящего Устава и решений городской Думы, повлекших нарушение прав и свобод жителей города.

2. Мотивированное предложение об отрешении от должности мэра города в городскую Думу вправе внести группа депутатов, насчитывающая не менее одной трети от числа депутатов, избранных в городскую Думу.

3. Для проверки обоснованности обращения городская дума в течение десяти дней принимает решение об образовании комиссии в составе депутатов, должностных лиц городской администрации. Комиссии вправе привлекать специалистов, экспертов, аудиторов.

Решение городской Думы об образовании комиссии в течение трех дней доводится до сведения населения города.

4. Заключение комиссии о наличии либо отсутствии оснований для отрешения мэра города от должности принимается большинством голосов членов комиссии при тайном голосовании и подписывается председателем комиссии.

Заключение комиссии в течение трех дней доводится до сведения населения города.

5. Заключение комиссии представляется в городскую Думу не позднее десятидневного срока с момента образования комиссии.

6. Решение об отрешении мэра от должности принимается тайным голосованием большинством не менее двух третей голосов от числа депутатов, избранных в городскую Думу не позднее чем в месячный срок после представления заключения комиссии.

7. Если в указанный срок городская Дума не принимает решение об отрешении мэра от должности, его полномочия считаются непрекращенными.

Статья 29. Отзыв мэра

Основания и порядок проведения отзыва мэра города устанавливаются городской Думой в соответствии с законодательством.

Статья 30. Замещение должности мэра

В случае досрочного прекращения полномочий мэра или временного отсутствия мэра его обязанности исполняет вице-мэр.

Вице-мэр или временно исполняющий обязанности мэра города не вправе созывать и распускать городскую Думу, назначать городской референдум, вносить предложения о поправках и пересмотре настоящего Устава.

Раздел IV

ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ

Статья 31. Городская администрация

Городская администрация является органом городского самоуправления, осуществляющим исполнительные и распорядительные ф“нкции.

В состав городской администрации входят мэр, вице-мэр, заместитель мэра, а также структурные подразделения, реализующие исполнительные и распорядительные функции в конкретной сфере управления.

Статья 32. Компетенция городской администрации

Городская администрация:

1. Разрабатывает и представляет мэру города проект городского бюджета и отчет о его исполнении, проекты программ социально-экономического развития города и проекты нормативно-правовых актов по вопросам городского самоуправления.

2. Обеспечивает исполнение городского бюджета, программ социально-экономического развития территории города и правовых актов органов городского самоуправления.

3. Контролирует деятельность физических и юридических лиц в области рационального и целевого использования городских земель, благоустройства и застройки территории города, транспортных перевозок городского значения, торгового и бытового обслуживания населения, охраны окружающей среды.

4. Руководит муниципальным здравоохранением, дошкольным, школьным и профессиональным образованием и эксплуатацией муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства и другими муниципальными предприятиями, учреждениями.

5. Обеспечивает охрану общественного порядка на территории города, создает за счет городского бюджета дополнительные подразделения милиции общественной безопасности, содействует социальной защите жителей города, развитию физкультуры и спорта, исторических, национальных и культурных традиций города.

6. Осуществляет управление объектами муниципальной собственности и реализует иные полномочия, отнесенные законодательством к компетенции городской администрации.

7. Осуществляет полномочия, переданные городской администрации на договорной основе органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований.

Статья 33. Комитеты городской администрации

1. Комитеты городской администрации создаются с целью управления городским хозяйством в конкретной сфере управления.

2. Комитет возглавляет председатель комитета, являющийся по должности заместителем мэра. Председатель комитета назначается и освобождается от должности мэром города.

3. Структура, порядок организации деятельности, полномочия комитетов городской администрации определяются положениями, утвержденными мэром.

Статья 34. Вице - мэр

Вице - мэр является должностным лицом городской администрации, назначаемым и освобождаемым от должности мэром города. Вице - мэр в своей деятельности подотчетен и подконтролен мэру.

Вице - мэр в период отсутствия мэра временно исполняет его обязанности и осуществляет полномочия в пределах компетенции, определяемой мэром.

Статья 35. Заместители мэра города

Заместители мэра города являются должностными лицами городской администрации, назначаемыми и освобождаемыми от должности мэром города.

Заместители мэра в своей деятельности подотчетны и подконтрольны мэру.

Статья 36. Правовые акты вице - мэра и заместителя мэра

1. Вице - мэр, заместители мэра издают распоряжения.

2. Правовые акты издаются должностными лицами в пределах установленной компетенции, обязательны для исполнения на территории города.

Правовые акты вице - мэра и заместителей мэра могут быть отменены мэром города.

Статья 37. Выражение недоверия вице - мэру и заместителям мэра городской администрации

1. Вице-мэру и заместителям мэра может быть выражено недоверие в случае грубого нарушения или неисполнения Конституции Российской Федерации, Устава Иркутской области, федеральных и областных законов, настоящего Устава, правовых актов городского самоуправления, повлекших причинение вреда жителям города.

2. Вопрос о выражении недоверия рассматривается городской Думой по инициативе не менее одной трети депутатов от числа избранных депутатов.

Решение о выражении недоверия принимается тайным голосованием большинством не менее двух третей голосов от числа избранных депутатов городской Думы.

В случае выражения недоверия мэр обязан до истечения месячного срока освободить должностное лицо от занимаемой должности.

Раздел V

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 38. Содержание экономической основы городского самоуправления

Экономическую основу городского самоуправления составляют природные ресурсы (земля, ее недра, воды, леса, растительный и животный мир), движимое и недвижимое имущество, входящее в состав муниципальной собственности города, государственная собственность, переданная населению города для осуществления отдельных государственных функций, а также иная собственность, служащая источником получения доходов и удовлетворения потребностей жителей города.

Статья 39. Муниципальная собственность города

1. Муниципальная собственность города является достоянием населения города.

2. В муниципальной собственности города находятся: городские (муниципальные) земли, природные объекты; средства городского бюджета; внебюджетные и валютные фонды; муниципальные банки; ценные бумаги и иные финансовые активы; имущество органов городского самоуправления; муниципальный жилищный и нежилой фонд, в том числе встроенно - пристроенные нежилые помещения, построенные за счет пяти - и семипроцентных отчислений на строительство объектов социально - культурного и бытового назначения; муниципальные жилищно - эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия; муниципальные объекты инженерной инфраструктуры города, муниципальный пассажирский транспорт, муниципальные дороги, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, содержание и ремонт указанных объектов; предприятия муниципальной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; муниципальные учреждения и объекты здравоохранения, образования, культуры и спорта; другое движимое и недвижимое имущество и иные объекты.

3. В городскую (муниципальную) собственность города безвозмездно в установленном законом порядке передаются объекты, находящиеся в государственной собственности и служащие для решения вопросов городского значения.

4. Передача объектов (имущества) муниципальной собственности в иные формы собственности осуществляется городской Думой по представлению мэра либо по решению суда.

Статья 40. Управление объектами муниципальной собственности

1. В целях эффективного управления муниципальной собственностью население города передает право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью органам городского самоуправления.

2. Органы городского самоуправления вправе:

2.1. Передавать на договорной основе объекты (имущество) муниципальной собственности во временное или постоянное пользование, продавать и отчуждать в порядке, установленном законодательством.

2.2. Распоряжаться средствами бюджета города, внебюджетными и валютными фондами.

2.3. Устанавливать ограничения на определенный срок по перепрофилированию отчуждаемых муниципальных предприятий при их приватизации и по изменению ассортимента выпускаемой ими продукции.

2.4. Получать полную компенсацию за причиненный ущерб в случае порчи и уничтожения объектов муниципальной собственности.

3. Органы городского самоуправления обладают по отношению к органам государственной власти преимущественным правом на приобретение зданий, сооружений, объектов, земельных участков, находящихся на территории города, вправе требовать от органов государственной власти передачи или продажи в муниципальную собственность предприятий и иного имущества, находящегося в государственной собственности, в случае необходимости обеспечения коммунально - бытовых и социально - культурных нужд населения города, функционирования его хозяйственного комплекса.

Статья 41. Взаимоотношения органов городского самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не относящимися к муниципальной собственности

1. Органы городского самоуправления содействуют развитию предпринимательской деятельности, вправе предоставлять налоговые и иные льготы, преимущества предприятиям в пределах сумм налогов и иных платежей, зачисляемых в доход городского бюджета в установленном законом порядке.

2. Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны представлять органам городского самоуправления сведения, необходимые для разработки программ и планов социально - экономического развития города.

3. Органы городского самоуправления вправе:

3.1. Объединять на добровольной основе средства предприятий, организаций, граждан и бюджета города для финансирования, строительства, ремонта и содержания муниципальных объектов производственной и социальной инфраструктуры.

3.2. Привлекать в установленном законом порядке предприятия и организации различных форм собственности к строительству и содержанию городских дорог, объектов природоохранного и другого назначения, обеспечивающих функционирование городского хозяйственного комплекса.

3.3. Осуществлять контроль за оптимальным размещением объектов социальной сферы на территории города с учетом нужд и интересов жителей города.

Раздел VI

ФИНАНСОВАЯ ОСНОВА ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 42. Финансовые ресурсы городского самоуправления

1. Финансовые ресурсы городского самоуправления состоят из:

1.1. Средств городского бюджета.

1.2. Средств внебюджетных фондов.

1.3. Средств, выделяемых городу из областного бюджета.

1.4. Валютных средств.

1.5. Кредитных ресурсов.

1.6. Средств, привлеченных от физических и юридических лиц, в том числе на принципах долевого участия.

1.7. Средств, полученных от проведения займов, лотерей, продажи акций и других источников, формируемых в соответствии с законодательством.

2. Органы городского самоуправления устанавливают местные налоги, сборы и иные платежи в соответствии с законодательством.

Статья 43. Городской бюджет

1. Городской бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения городского самоуправления.

2. Органы городского самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют городской бюджет. Оперативное управление городским бюджетом осуществляет муниципальное финансовое управление городской администрации.

3. Самостоятельность городского бюджета обеспечивается:

3.1. Наличием собственных доходных источников.

3.2. Правом получения отчислений от регулирующих доходных источников по долговременным нормативам, дотаций и субвенций.

3.3. Право органов городского самоуправления определять направление расходования средств городского бюджета.

4. Доходы городского бюджета, полученные дополнительно в ходе его исполнения, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате превышения доходов или экономии в расходах, остаются в распоряжении органов городского самоуправления. Уменьшение доходов или увеличение расходов городского бюджета вследствие принятых органами государственной власти решений компенсируется из областного бюджета.

Статья 44. Бюджетный процесс

1. Бюджетный процесс - это регламентированная деятельность органов городского самоуправления по формированию и осуществлению контроля за исполнением бюджета.

2. Городской бюджет утверждается решением городской Думы по представлению мэра города. Календарный финансовый (бюджетный) год устанавливается с первого января по тридцать первое декабря включительно.

Статья 45. Сбалансированность городского бюджета

1. Сбалансированность городского бюджета является необходимым условием бюджетно - финансовой политики.

2. Превышение расходов над доходами, как правило, не допускается. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. При наличии дефицита городского бюджета первоочередному финансированию подлежат текущие расходы.

3. Предельный размер дефицита устанавливается по решению городской Думы. Если в процессе исполнения городского бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных статей бюджета, в течение оставшегося времени финансового текущего года.

4. Объекты и виды работ, не включенные в конкретную программу социально - экономического развития той или иной отрасли городского хозяйства, не подлежат исполнению, если бюджет не гарантирует их финансирование.

Статья 46. Резервный фонд

В составе городского бюджета образуется резервный фонд для непредвиденных расходов, размер которого определяет городская Дума ежегодно при утверждении бюджета. Резервный фонд используется мэром города для осуществления ликвидации последствий катастроф, стихийных бедствий, покрытия дефицита бюджета, финансирования непредвиденных расходов. Отчет о расходовании средств резервного фонда включается в отчет об исполнении городского бюджета. Норматив отчислений в резервный фонд ежегодно устанавливается городской Думой в размере не менее трех десятых процента доходной части бюджета.

Статья 47. Распоряжение свободными остатками средств бюджета, суммой превышения доходов над расходами

Свободными остатками средств бюджета на начало планируемого года, а также доходами, дополнительно полученными при исполнении бюджета, распоряжается мэр города и включает их в отчет об исполнении бюджета.

Дополнительно полученные при исполнении городского бюджета суммы превышения доходов над расходами, экономия в расходах изъятию не подлежат, остаются в распоряжении органов городского самоуправления используются по усмотрению мэра в течение отчетного финансового года с последующим утверждением городской Думой.

Статья 48. Бюджетное послание

1. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает мэр и представляет в городскую Думу бюджетное послание, содержащее предложения по составлению бюджета будущего года.

2. Бюджетное послание включает:

2.1. Основные направления бюджетной политики (основные показатели социально-экономического развития).

2.2. Структуру бюджета, его доходов и расходов.

2.3. Выделение наиболее важных статей бюджета, расстановку приоритетов в расходовании средств.

2.4. Предельный размер дефицита бюджета.

2.5. Величину резервного фонда.

2.6. Расходы на содержание органов городского самоуправления.

2.7. Общий объем бюджета.

2.8. Прогноз социально-экономического развития города.

Статья 49. Рассмотрение городской Думой проекта бюджета

1. Городская Дума рассматривает проект бюджета по докладу мэра. Перед принятием бюджета в целом утверждаются следующие показатели:

1.1. Объем доходов.

1.2. Предельный размер дефицита.

1.3. Объем текущих расходов.

1.4. Объем капитальных вложений.

1.5. Сумма оборотной кассовой наличности на конец планируемого года.

1.6. Размер резервного фонда.

2. В случае отклонения проекта бюджета мэр города повторно представляет его на утверждение городской Думы не позднее пятнадцати дней с момента его отклонения.

Статья 50. Особый порядок расходования средств до утверждения городского бюджета

Если городской бюджет не утвержден до начала календарного года, то до его утверждения ежемесячное финансирование соответствующих расходов производится по распоряжению мэра города в размере одной двенадцатой части от бюджетного объема предыдущего года с учетом уровня инфляции, установленного Министерством финансов Российской Федерации.

Статья 51. Отчет об исполнении городского бюджета

1. Мэр ежеквартально представляет городской Думе информацию о ходе исполнения бюджета. По итогам первого полугодия мэр представляет в городскую Думу прогноз о перспективах исполнения бюджета до конца года.

2. Отчет об исполнении городского бюджета за прошедший год мэр представляет в городскую Думу во втором квартале текущего года.

3. Городская Дума рассматривает и утверждает отчет об исполнении бюджета по докладу мэра. Отчет об исполнении бюджета публикуется для всеобщего сведения.

Статья 52. Внебюджетные и валютные фонды

1. Городская Дума устанавливает порядок образования целевых внебюджетных и валютных фондов. Мэр города распоряжается средствами внебюджетных и валютных фондов в соответствии с положениями, утверждаемыми городской Думой.

2. Средства внебюджетных и валютных фондов находятся на специальных счетах, которые открываются по постановлению мэра города и изъятию не подлежат.

3. Информация об использовании внебюджетных и валютных фондов ежегодно вместе с отчетом об исполнении бюджета представляется городской Думе.

4. Мэр ежегодно отчитывается на заседании городской Думы об использовании внебюджетных и валютных фондов.

Статья 53. Участие органов городского самоуправления в кредитных отношениях и в организации денежного обращения

1. Органы городского самоуправления вправе создавать муниципальные финансово - кредитные организации и учреждения (банки, страховые, инвестиционные и иные предприятия), в том числе с использованием средств городского бюджета в порядке, предусмотренном законодательством.

2. Органы городского самоуправления вправе:

2.1. Пользоваться на основе договора кредитами на производственные и социальные нужды населения города.

2.2. Выделять в интересах населения города процентные и беспроцентные целевые ссуды, кредиты предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности.

2.3. Выпускать местные займы для развития социальной и производственной инфраструктуры.

2.4. Создавать целевые фонды и передавать их банкам в качестве ресурсов кредитования целевых программ и мероприятий для решения задач городского самоуправления.

Раздел VII

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Статья 54. Понятие муниципальной службы

Муниципальная служба представляет собой профессиональную (на постоянно оплачиваемой основе) деятельность муниципальных служащих по осуществлению полномочий органов городского самоуправления и обеспечению их реализации.

Статья 55. Муниципальный служащий

1. Муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, замещающий в установленном законодательством порядке муниципальную должность и получающий за это денежное содержание из средств городского бюджета.

2. К муниципальным служащим относятся должностные лица и специалисты.

Реестр муниципальных должностей квалифицированные требования утверждает мэр.

Статья 56. Принципы муниципальной службы

1. Муниципальная служба основана на принципах:

1.1. Законности.

1.2. Разграничения предметов ведения органов государственной власти и органов городского самоуправления.

1.3. Сотрудничества органов государственной власти, органов городского самоуправления и территориального общественного самоуправления.

1.4. Подконтрольности населению города.

1.5. Осуществления муниципальной службы на профессиональной основе.

1.6. Компетентности муниципальных служащих.

1.7. Равного доступа к муниципальной службе в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

1.8. Экономической, социальной и правовой защищенности муниципальных служащих.

1.9. Гласности.

1.10. Ответственности муниципального служащего.

1.11. Светского характера муниципальной службы.

Статья 57. Поступления на муниципальную службу

1. Право поступления на муниципальную службу имеют граждане Российской Федерации, отвечающие требованиям, установленным законодательством.

2. Замещение муниципальных должностей производится путем назначения или конкурса. Перечень должностей, замещаемых путем конкурса, утверждается мэром города.

3. При поступлении на муниципальную службу гражданин наряду с другими документами, предусмотренными законодательством, представляет:

3.1. Сведения о своем имущественном положении и имущественном положении членов семьи.

3.2. Медицинское заключение при наличии специального требования к состоянию здоровья.

4. Непредставление или умышленное искажение сведений является основанием для отказа в приеме на муниципальную службу.

5. Гражданин поступает на муниципальную службу на условиях трудового договора (контракта). Перечень должностей, замещаемых на условиях трудового контракта, утверждается мэром города.

6. Для гражданина, впервые принимаемого (назначаемого) на муниципальную службу, а также для муниципального служащего при переводе на другую должность может устанавливаться испытательный срок.

Статья 58. Аттестация муниципальных служащих

1. Для определения профессиональной пригодности и перспектив служебного роста муниципальный служащий подлежит аттестации, которая проводится не реже одного раза в четыре года.

2. Мэр вправе назначить аттестацию в случаях повышения в должности или повышения должностного оклада, возобновления срочного договора (контракта), понижения работника в должности, уменьшения его должностного оклада или досрочного расторжения трудового договора (контракта).

Статья 59. Основания для прекращения муниципальной службы

1. Основанием для прекращения муниципальной службы являются обстоятельства, предусмотренные законодательством.

2. Муниципальные служащие не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Статья 60. Гарантии деятельности муниципальных служащих

1. Муниципальному служащему гарантируется:

1.1. Денежное содержание и другие выплаты, предусмотренные законодательством.

1.2. Условия службы, обеспечивающие выполнение служебных полномочий.

1.3. Ежегодный оплачиваемый отпуск.

1.4. Дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа муниципальной службы и выслуги лет.

1.5. Длительный отпуск без сохранения денежного содержания на срок не более одного года в случаях, установленных законом.

1.6. Переподготовка и повышение квалификации.

1.7. Пенсионное обеспечение и государственное страхование.

1.8. Жилая площадь за счет средств городского бюджета в случаях, установленных законодательством.

1.9. Защита муниципального служащего и членов его семьи от насилия, угроз, оскорблений и других неправомерных действий в связи с исполнением им служебных обязанностей.

1.10. Денежная беспроцентная ссуда для личных нужд при стаже муниципальной службы свыше пяти лет, со сроком погашения до пяти лет.

1.11. Денежная компенсация транспортных расходов или предоставление с учетом должностных обязанностей служебного транспорта.

1.12. Единовременное денежное поощрение в размере до пяти должностных окладов за выполнение задания особой важности и сложности.

1.13. Иные гарантии муниципальной службы, предусмотренные законодательством.

2. Сокращение бюджетных ассигнований не может служить основанием для ограничения гарантий, предусмотренных в настоящей статье.

3. Денежное содержание, пенсии и другие выплаты муниципальному служащему подлежат индексации в порядке, установленном законодательством.

Статья 61. Ответственность муниципальных служащих

Муниципальный служащий несет предусмотренную законодательством ответственность за действия или бездействия, ведущие к нарушению прав и свобод граждан.

Раздел VIII

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

В ГОРОДЕ

Статья 62. Понятие и система территориального общественного самоуправления

1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется по инициативе жителей города на обособленной части территории города (в микрорайонах, жилищных комплексах, кварталах и др.).

2. Территориальное общественное самоуправление представляет собой систему самоорганизации жителей для самостоятельного, под свою ответственность решения вопросов, затрагивающих их интересы.

3. Система территориального общественного самоуправления включает домовые, уличные, квартальные советы (комитеты), советы (комитеты) микрорайонов, жилищных комплексов и иные органы

самоуправления населения.

4. Органы территориального общественного самоуправления не наделяются властными полномочиями, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом, решением органов городского самоуправления или договором.

5. Территориальные границы деятельности этих органов самоуправления устанавливаются городской Думой с учетом особенностей города.

6. Правовой статус территориального общественного самоуправления устанавливается Положением, утверждаемым городской Думой.

Статья 63. Общие собрания (конференции) граждан по месту жительства

1. Общие собрания (конференции) граждан по месту жительства являются формой непосредственного осуществления жителями города функций территориального общественного самоуправления. Они проводятся по домам, улицам, кварталам, микрорайонам и жилищным комплексам.

2. В общем собрании (конференции) принимают участие граждане, постоянно проживающие на соответствующей территории и достигшие шестнадцатилетнего возраста.

3. Общее собрание считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины жителей, имеющих право участвовать в нем.

4. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов по квотам представительства, установленным городской Думой.

5. Общие собрания (конференции) по месту жительства могут созываться по инициативе депутатов городской Думы, мэра города, органов территориального общественного самоуправления, жителей города.

Статья 64. Полномочия общих собраний (конференций) граждан по месту жительства

1. Общие собрания (конференции) граждан по месту жительства вправе:

1.1. Принимать решения о создании и избрании органов территориального общественного самоуправления, утверждать положения (уставы) и программы деятельности этих органов, порядок использования имущества и средств, находящихся в их распоряжении, заслушивать и утверждать отчеты этих органов.

1.2. Обсуждать вопросы, имеющие значение для населения данной территории, а также проекты решений органов городского самоуправления, вынесенные на обсуждение, выражать по ним свои мнения и вносить предложения.

1.3. Принимать решение о добровольном участии жителей в благоустройстве, охране общественного порядка, сохранении жилищного фонда, охране природы, памятников истории и культуры, оказании помощи нуждающимся.

1.4. Решать вопросы о добровольных взносах и пожертвованиях граждан на общественные нужды.

1.5. Рассматривать иные вопросы, отнесенные к их ведению Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе.

2. Решения общих собраний (конференций) граждан по месту жительства принимаются большинством голосов от числа присутствующих.

3. Решения, принятые общими собрания (конференциями) в пределах их компетенции, обязательны для исполнения органами территориального общественного самоуправления и гражданами, проживающими на соответствующей территории.

Статья 65. Совет (комитет) территориального общественного самоуправления

1. Совет (комитет) территориального общественного самоуправления действует в пределах домов, улиц, кварталов, микрорайонов и иных жилищных комплексов на основании соответствующего Положения (Устава).

2. В Положении (Уставе) о совете (комитете) определяются цели и задачи, полномочия, порядок его организации и деятельности.

3. Совет (комитет) территориального общественного самоуправления с момента его регистрации в установленном Положением о территориальном общественном самоуправлении в городе порядке приобретает права юридического лица.

Статья 66. Полномочия совета (комитета) территориального общественного самоуправления

1. Совет (комитет) территориального общественного самоуправления вправе:

1.1. Созывать собрания (конференции) граждан для рассмотрения вопросов общественного самоуправления, проводить на своей территории опросы жителей, содействовать созданию, деятельности клубов избирателей и других форм гражданской активности населения.

1.2. Вносить предложения в программы и планы социально-экономического развития города.

1.3. Объединять на добровольных началах собственные средства и средства предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности для строительства и содержания объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, получать под свою ответственность кредиты и ссуды из собственных средств, владеть имуществом на основе долевого участия, приобретать акции и облигации.

1.4. Создавать за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения, обеспечивать их содержание и эксплуатацию.

1.5. Учреждать в установленном порядке предприятия по оказанию услуг населению.

1.6. Заключать договоры с предприятиями и организациями, связанные с их участием в решении социально-экономических задач на соответствующей территории города.

1.7. Выступать заказчиком по строительным и ремонтным работам, осуществляемым за счет средств, находящихся в распоряжении соответствующего органа территориального общественного самоуправления.

1.8. Принимать на свой баланс имущество, созданное за счет собственных средств и трудового участия населения в качестве коллективной собственности и переданное ему на управление по решению собраний (конференций) граждан.

1.9. Принимать решения о выполнении обязанностей в органе территориального общественного самоуправления на платной основе.

1.10. Выступать в установленном порядке по просьбам и поручениям отдельных граждан в качестве их представителей в суде при рассмотрении дел о нарушении прав и свобод жителей города.

2. Решения органов территориального общественного самоуправления, принятые в пределах их компетенций, обязательны для исполнения гражданами, проживающими на соответствующей территории, а также предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися на данной территории.

Статья 67. Материальная основа деятельности органов территориального общественного самоуправления

1. Материальную основу деятельности органов территориального общественного самоуправления составляют: имущество, созданное ими за счет средств хозяйственной инициативы, а также приобретенное и переданное им другими организациями; финансовые средства, полученные в результате хозяйственной деятельности; добровольные взносы и пожертвования от физических и юридических лиц.

2. Имущество и финансовые средства, составляющие материальную основу деятельности органов территориального общественного самоуправления, являются собственностью населения соответствующей территории города.

3. Распоряжение имуществом и финансовыми средствами от имени населения осуществляется органами территориального общественного самоуправления в пределах компетенции, установленной Положением (Уставом) о соответствующем органе.

4. Органы городского самоуправления, а также граждане не несут ответственности по имущественным и финансовым обязательствам органов территориального общественного самоуправления.

Статья 68. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами городского самоуправления

1. Органы городского самоуправления содействуют созданию, развитию и координации деятельности органов территориального общественного самоуправления и осуществлению их полномочий.

2. Органы городского самоуправления осуществляет контроль за реализацией полномочий, переданных ими органам территориального общественного самоуправления.

3. Органы городского самоуправления вправе обращаться к органам территориального общественного самоуправления с требованием об отмене или изменении решений, противоречащих законодательству. Мэр города вправе отменить решения органов территориального общественного самоуправления по истечении семидневного срока с момента обращения. Действия мэра могут быть обжалованы в судебном порядке.

В случае систематического нарушения законодательства или бездействия органа территориального общественного самоуправления городская Дума вправе принять решение о его ликвидации. Решение Думы может быть обжаловано в судебном порядке.

Статья 69. Сот“удничество органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления вправе в пределах своей компетенции заключать договоры, осуществлять совместные мероприятия, объединяться в ассоциации с иными органами территориального общественном самоуправления.

2. Разграничение полномочий между домовыми, квартальными, уличными комитетами, советами (комитетами) и иными органами территориального общественного самоуправления, имеющими совпадающую территорию, устанавливаются в их Положениях (Уставах) либо определяются путем соглашения между этими органами.

Раздел IX

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНОВ ГОРОДСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ГОРОДА ИРКУТСКА С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ,

ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Статья 70. Основы взаимоотношений органов городского самоуправления и органов городского самоуправления и органов государственной власти

1. Органы городского самоуправления строят взаимоотношения с органами государственной власти Иркутской области на принципах сотрудничества и самостоятельности в пределах своей компетенции, в соответствии с законодательством и принятыми договорами и соглашениями.

2. Нахождение на территории города органов государственной власти не ограничивает полномочия органов городского самоуправления.

3. Взаимоотношения органов городского самоуправления и органов государственной власти Иркутской области осуществляются посредством:

3.1. Заключения между ними договоров и соглашений, в том числе по разграничению полномочий.

3.2. Создания координационных, консультативных, согласительных, совещательных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.

3.3. Осуществления городской Думой и мэром города права законодательной инициативы в Законодательном собрании области.

3.4. Исполнения областных законов или договоров о передаче государственных полномочий органам городского самоуправления.

3.5. Передачи органами городского самоуправления отдельных полномочий органам государственной власти области.

4. Органы городского самоуправления в случае невозможности выполнения отдельных их полномочий из-за отсутствия материальных и финансовых ресурсов вправе в соответствии с законодательством принимать решения о передаче этих полномочий органам государственной власти Иркутской области.

5. Органы городского самоуправления от имени населения города вправе заключать договоры и соглашения с органами государственной власти в Российской Федерации в пределах своих полномочий.

6. В случае принятия федеральными или областными органами

государственной власти законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции городского самоуправления, спор разрешается в судебном порядке.

Статья 71. Взаимоотношения органов городского самоуправления и органов местного самоуправления других муниципальных образований

1. Мэр города по согласованию с городской Думой в порядке, установленном настоящим Уставом, вправе заключать с органами местного самоуправления других муниципальных образований договоры и соглашения.

2. Органы городского самоуправления могут объединяться (входить) в союзы и ассоциации с органами местного самоуправления других муниципальных образований.

Решение об объединении (вступлении) в союзы и ассоциации принимается городской Думой.

Статья 72. Участие города в международном сотрудничестве

Органы городского самоуправления вправе осуществлять международное сотрудничество по вопросам экономического, научного, культурного и иного характера в пределах своих полномочий.

Раздел X

ПРИНЯТИЕ И ВНЕСЕНИЕ ПОПРАВОК В УСТАВ ГОРОДСКОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 73. Принятие Устава городского самоуправления

1. Устав принимается городской Думой большинством не менее двух третей от числа избранных депутатов, подписывается в законную силу с момента регистрации в органах государственной власти Иркутской области.

Статья 74. Внесение поправок в Устав городского самоуправления

1. Инициатива по изменению и дополнению Устава принадлежит городской Думе, мэру, группе депутатов не менее одной пятой от числа избранных депутатов, органам территориального общественного самоуправления, группе жителей не менее одного процента от числа граждан, постоянно проживающих на территории города и обладающих активным избирательным правом.

2. Инициатива жителей о внесении изменений и дополнений в Устав выражается в форме сбора подписей на подписных листах с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, серии и номера паспорта или иного удостоверения личности, адреса места жительства.

3. Решение о внесении изменений и дополнений в Устав рассматривается и принимается городской Думой в порядке, установленном для принятия настоящего Устава.

Глава местного

самоуправления

Б.А.ГОВОРИН