Постановление Главы города-курорта Кисловодска от 29.12.2009 N 1721 “О городской целевой программе “Формирование здорового образа жизни населения города-курорта Кисловодска, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2010-2012 годы“
Вступил в силу с 1 января 2010 года (пункт 3 данного документа).ГЛАВА ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2009 г. N 1721
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ “ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА, ВКЛЮЧАЯ СОКРАЩЕНИЕ
ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА, НА 2010-2012 ГОДЫ“
В целях формирования здорового образа жизни населения города-курорта Кисловодска, в том числе снижения распространенности потребления табака и алкоголя, путем реализации мер, направленных на изменение образа жизни людей и формирование у них приоритетного отношения к здоровью, создание условий, возможностей и мотивации населения города-курорта Кисловодска для ведения здорового образа жизни, постановляю:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу “Формирование здорового образа жизни населения города-курорта Кисловодска, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2010-2012 годы“.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации города-курорта Кисловодска В.Ю.Савельева.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 01.01.2010.
Глава города-курорта Кисловодска
Н.Б.ЛУЦЕНКО
Утверждена
постановлением
администрации города-курорта Кисловодска
от 29.12.2009. N 1721
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
“ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА, ВКЛЮЧАЯ СОКРАЩЕНИЕ
ПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ И ТАБАКА, НА 2010-2012 ГОДЫ“
Паспорт
городской целевой программы
“Формирование здорового образа жизни населения
города-курорта Кисловодска, включая сокращение
потребления алкоголя и табака, на 2010-2012 годы“
------------------------T-------------------------------------------------¬
¦Наименование Программы ¦Городская целевая программа “Формирование ¦
¦ ¦здорового образа жизни населения города-курорта ¦
¦ ¦Кисловодска, включая сокращение потребления ¦
¦ ¦алкоголя и табака, на 2010-2012 годы“ (далее - ¦
¦ ¦Программа) ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Основания для ¦бюджетный кодекс Российской Федерации, ¦
¦разработки Программы ¦Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ¦
¦ ¦“Об общих принципах организации местного ¦
¦ ¦самоуправления в Российской Федерации“, закон ¦
¦ ¦Ставропольского края “Об организации ¦
¦ ¦здравоохранения в Ставропольском крае“, ¦
¦ ¦постановление Правительства Ставропольского края ¦
¦ ¦от 28 сентября 2009 года N 249-п “О краевой ¦
¦ ¦целевой программе “Приоритетные направления ¦
¦ ¦развития здравоохранения в Ставропольском крае на¦
¦ ¦2010-2012 годы“, постановление Правительства ¦
¦ ¦Ставропольского края от 1 июня 2009 г. N 149-п “О¦
¦ ¦порядке разработки и реализации краевых целевых и¦
¦ ¦ведомственных целевых программ и порядке ¦
¦ ¦проведения оценки эффективности реализации ¦
¦ ¦краевых целевых и ведомственных целевых програм쓦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Муниципальный заказчик ¦муниципальное учреждение здравоохранения ¦
¦Программы ¦“Кисловодская центральная городская больница“ ¦
¦ ¦(далее - МУЗ “Кисловодская ЦГБ“) ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Разработчик Программы ¦МУЗ “Кисловодская ЦГБ“ ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Исполнители Программы ¦МУЗ “Кисловодская ЦГБ“, юридические лица, ¦
¦ ¦определенные в соответствии с Федеральным Законом¦
¦ ¦от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов ¦
¦ ¦на поставки товаров, выполнение работ, оказание ¦
¦ ¦услуг для государственных и муниципальных нужд“ ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Цели Программы ¦формирование здорового образа жизни населения ¦
¦ ¦города-курорта Кисловодска, в том числе снижение ¦
¦ ¦распространенности потребления табака и алкоголя,¦
¦ ¦улучшение показателей здоровья путем реализации ¦
¦ ¦мер, направленных на изменение образа жизни людей¦
¦ ¦и формирование у них приоритетного отношения к ¦
¦ ¦здоровью ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Задачи Программы ¦создание условий, возможностей и мотивации ¦
¦ ¦населения города-курорта Кисловодска для ведения ¦
¦ ¦здорового образа жизни ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Целевые индикаторы и ¦уровень обращаемости обслуживаемого населения в ¦
¦показатели Программы ¦центр здоровья ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Сроки реализации ¦2010-2012 гг. ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Прогнозируемые объемы и¦общий объем финансовых средств на реализацию ¦
¦источники ¦Программы составляет 1255,8 тыс.руб., в том числе¦
¦финансирования ¦по годам: ¦
¦Программы ¦в 2010 г. - 551,8 тыс.руб.; ¦
¦ ¦в 2011 г. - 352,0 тыс.руб.; ¦
¦ ¦в 2012 г. - 352,0 тыс.руб., ¦
¦ ¦объем финансовых средств на реализацию Программы ¦
¦ ¦за счет средств бюджета города-курорта ¦
¦ ¦Кисловодска составляет 1056,0 тыс.руб., в том ¦
¦ ¦числе по годам: ¦
¦ ¦в 2010 г. - 352,0 тыс.руб.; ¦
¦ ¦в 2011 г. - 352,0 тыс.руб.; ¦
¦ ¦в 2012 г. - 352,0 тыс.руб. ¦
¦ ¦(суммы могут уточняться при ежегодном ¦
¦ ¦формировании бюджета города-курорта Кисловодска),¦
¦ ¦объем финансовых средств на реализацию Программы ¦
¦ ¦за счет краевого бюджета составляет 199,8 тыс. ¦
¦ ¦рублей, в том числе по годам: ¦
¦ ¦в 2010 г. - 199,8 тыс.руб. ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Ожидаемые результаты ¦создание условий, возможностей и мотивации ¦
¦реализации Программы и ¦населения города-курорта Кисловодска для ведения ¦
¦показатели ее ¦здорового образа жизни; снижение ¦
¦социально-экономической¦распространенности потребления табака и алкоголя;¦
¦эффективности ¦снижение заболеваемости и смертности населения ¦
¦ ¦города-курорта Кисловодска в трудоспособном ¦
¦ ¦возрасте от предотвратимых причин ¦
+-----------------------+-------------------------------------------------+
¦Управление реализацией ¦управление реализацией Программы и контроль за ¦
¦Программы и контроль за¦ходом ее выполнения осуществляется в соответствии¦
¦ходом ее выполнения ¦с Порядком, утвержденным постановлением ¦
¦ ¦Правительства Ставропольского края от 1 июня 2009¦
¦ ¦г. N 149-п “О порядке разработки и реализации ¦
¦ ¦краевых целевых и ведомственных целевых программ ¦
¦ ¦и порядке проведения оценки эффективности ¦
¦ ¦реализации краевых целевых и ведомственных ¦
¦ ¦целевых программ“ ¦
L-----------------------+--------------------------------------------------
1. Содержание проблемы, обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Злоупотребление алкоголем - важнейшая проблема общественного здоровья в Российской Федерации. С 1990 по 2006 год потребление алкоголя на душу населения в РФ выросло не менее чем в 2,5 раза. В основном это произошло за счет увеличения потребления пива (в структуре продажи алкогольных напитков доля пива возросла с 59% в 1990 году до 76% в 2006 году). Ежедневно в России потребляют алкогольные напитки (включая слабоалкогольные) 33% юношей и 20% девушек, около 70% мужчин и 47% женщин.
Наиболее очевидной является высокая заболеваемость алкоголизмом, а также заболеваемость и смертность по причинам, непосредственно связанным со злоупотреблением алкоголем. По данным медицинской статистики, только на диспансерном наблюдении находится 2,8 млн. россиян, что составляет 2% от всего населения страны. По оценкам некоторых экспертов, реальное количество больных значительно превышает число находящихся под наблюдением и составляет около 29 млн. больных “бытовым“ алкоголизмом. Высокими темпами растет количество злоупотребляющих алкоголем женщин и молодежи. Удельный вес смертности, связанной с потреблением алкоголя, в общей структуре смертности в России недопустимо высок - 52,9 на 100 тыс. населения.
Очевиден также урон трудовым ресурсам, который наносит злоупотребление алкоголем: сердечнососудистые и многие другие заболевания. По оценке ведущих российских компаний, безответственное потребление алкоголя отрицательно влияет на такие показатели, как трудовая дисциплина (56,7%); текучесть кадров (47,1%); административные затраты (44,4%); безопасность производства (36,6%); производственный травматизм и заболеваемость (35,9%); качество производимой продукции (35,3%); издержки на обучение новых сотрудников (22,9%); темпы роста компаний (17,6%).
По потреблению табака Российская Федерация входит в число стран с наиболее высоким процентом распространенности - более 50%. Потребление сигарет с 1985 по 2006 год увеличилось на 87%, в основном за счет увеличения числа курильщиков среди женщин и подростков. Доля курящих мужчин в России - одна из самых высоких в мире и в 2 раза больше, чем в США и странах ЕС. Ежегодно количество курящих в России увеличивается с темпом в 1,5-2%, захватывая женщин и подростков. Темп роста курящих в мире сокращается, однако в России в последние три года количество выкуриваемых сигарет увеличивается на 2-5% в год. Угрожающими темпами растет количество курильщиков среди детей и подростков, при этом возраст начала курения в отдельных субъектах Российской Федерации приближается к 8 годам. Ежегодно растет уровень потребления сигарет, только за период с 2000 по 2008 год он возрос на 35%. По оценкам различных экспертов, в Российской Федерации от болезней, связанных с табакокурением, ежегодно умирает от 330 до 500 тыс. человек.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья населения Российской Федерации возможно лишь при условии формирования приоритета здоровья в системе социальных и духовных ценностей российского общества путем создания у населения экономической и социокультурной мотивации быть здоровым и обеспечения государством правовых, экономических, организационных и инфраструктурных условий для ведения здорового образа жизни.
Концепцией демографической политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента от 9 октября 2007 года N 1351, сформулированы основные направления по укреплению здоровья населения и созданию стимулов для ведения здорового образа жизни, а также формированию у различных групп населения, особенно у подрастающего поколения, мотивации для ведения здорового образа жизни. Долгосрочная стратегия формирования здорового образа жизни у граждан Российской Федерации сформулирована в Концепции развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. При этом программные мероприятия концепции будут осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2009-2015 годы) будет разработана система оценки здоровья, определены базовые индикативные показатели, такие как потенциал общественного здоровья и индекс здорового образа жизни. Также будет обеспечена их стабилизация за счет постепенного наращивания объемов финансирования конкретных мероприятий, в том числе направленных, учитывая уровень распространенности вредных привычек в стране, на снижение потребления табака и алкоголя, на оказание медико-профилактической помощи населению на основе разработанных методик и стандартов с учетом групп риска и этапов внедрения отдельных медико-профилактических технологий.
На втором этапе (2016-2020 годы) планируется выйти на необходимый с точки зрения эффективности объем мероприятий для посредственного увеличения (по отношению к базовым показателям, установленным на первом этапе) потенциала общественного здоровья на 10% и индекса здорового образа жизни на 25%. При этом уровень распространенности потребления табака и объемов потребления алкоголя (в пересчете на чистый спирт) в стране за весь период должен снизиться в 2 раза.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 413 “О финансовом обеспечении в 2009 году за счет ассигнований федерального бюджета мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака“, на базе МУЗ “Кисловодская ЦГБ“ организован на функциональной основе и с 1 декабря 2009 года приступил к работе центр здоровья (далее - центр здоровья). Основной целью деятельности центра здоровья является сохранение индивидуального здоровья граждан, формирование у них здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака.
Городская целевая программа “Формирование здорового образа жизни населения города-курорта Кисловодска, включая сокращение потребления алкоголя и табака, на 2010-2012 годы“ является частью краевой целевой программы “Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2010-2012 годы“, в которой предусмотрено выделение в 2010 году субсидий местным бюджетам на приобретение расходных материалов для обеспечения деятельности центров здоровья муниципальных учреждений здравоохранения, реализующих мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребление алкоголя и табака в соответствии с Методикой расчета и условиями предоставления в 2010 году субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на условиях софинансирования.
Программно-целевой подход к решению вопросов формирования здорового образа жизни населения города-курорта, применяемый с учетом состояния общественного здоровья, задач, стоящих перед администрацией города-курорта, и возможностей местного бюджета, позволит увязать мероприятия Программы по срокам, ресурсам и исполнителям, создать действенную систему управления и контроля.
2. Цели и задачи, целевые индикаторы
и показатели Программы, сроки ее реализации
Целями Программы является формирование здорового образа жизни населения города-курорта Кисловодска, в том числе снижение распространенности потребления табака и алкоголя, улучшение показателей здоровья путем реализации мер, направленных на изменение образа жизни людей и формирование у них приоритетного отношения к здоровью.
Основными задачами Программы является создание условий, возможностей и мотивации населения города-курорта Кисловодска для ведения здорового образа жизни.
В связи с тем, что в соответствии с Концепцией развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года система показателей оценки здоровья (базовые индикативные показатели потенциала общественного здоровья и индекса здорового образа жизни) будут разработаны Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в период до 2015 года, для оценки хода реализации Программы будут применяться показатель уровня обращаемости обслуживаемого населения в центр здоровья.
Конкретные значения данного показателя Программы, которые будут достигнуты в период ее реализации, приведены в приложении N 1 (не приводится) к настоящей Программе.
Сроки реализации Программы - 2010-2012 годы.
3. Перечень мероприятий Программы
Достижение целей и решение задач Программы осуществляется за счет финансирования деятельности центра здоровья МУЗ “Кисловодская ЦГБ“, направленной на информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах, групповую и индивидуальную пропаганду здорового образа жизни, профилактику возникновения и развития факторов риска различных заболеваний (курение, алкоголь, гиподинамия и др.) и формирование у граждан ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих детей и близких, формирование у населения принципов “ответственного родительства“, обучение граждан, в том числе детей, гигиеническим навыкам и мотивирование их к отказу от вредных привычек, включающих помощь в отказе от потребления алкоголя и табака, обучение граждан эффективным методам профилактики заболеваний с учетом возрастных особенностей, динамическое наблюдение за пациентами группы риска развития неинфекционных заболеваний, оценку функциональных и адаптивных резервов организма с учетом возрастных особенностей, прогноз состояния здоровья, консультирование по сохранению и укреплению здоровья, включая рекомендации по коррекции питания, двигательной активности, занятиям физкультурой и спортом, режиму сна, условиям быта, труда (учебы) и отдыха, разработку индивидуальной программы по ведению здорового образа жизни, в том числе с учетом физиологических особенностей детского возраста, осуществление мониторинга реализации мероприятий по формированию здорового образа жизни, факторов риска развития заболеваний.
Прогнозируемые объемы финансирования приведены в приложении 2 к настоящей Программе.
4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Мероприятия Программы реализуются за счет средств бюджета города-курорта Кисловодска и средств краевого бюджета и в соответствии с Методикой расчета и условия предоставления в 2010 году субсидий бюджетам муниципальных образований Ставропольского края на условиях софинансирования краевой целевой программы “Приоритетные направления развития здравоохранения в Ставропольском крае на 2010-2012 годы“. Объемы финансирования уточняются ежегодно при формировании бюджетов города-курорта Кисловодска и краевого бюджета.
Общий объем финансовых средств на реализацию Программы составляет 1255,8 тыс.руб., в том числе по годам:
в 2010 г. - 551,8 тыс.руб.;
в 2011 г. - 352,0 тыс.руб.;
в 2012 г. - 352,0 тыс.руб.
Объем финансовых средств на реализацию Программы за счет средств бюджета города-курорта Кисловодска составляет 1056,0 тыс.руб., в том числе по годам:
в 2010 г. - 352,0 тыс.руб.;
в 2011 г. - 352,0 тыс.руб.;
в 2012 г. - 352,0 тыс.руб.
Объем финансовых средств на реализацию Программы за счет краевого бюджета составляет 199,8 тыс.руб., в том числе по годам:
в 2010 г. - 199,8 тыс.руб.
5. Механизм реализации Программы
В основу организации выполнения Программы положены принципы открытости и добровольности, которые обеспечивают широкие возможности для участия в мероприятиях Программы всех заинтересованных юридических и физических лиц.
Муниципальный заказчик Программы, осуществляет отбор исполнителей мероприятий в соответствии с Федеральным Законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд“ и по результатам отбора заключает муниципальные контракты, иные договоры гражданско-правового характера.
Муниципальный заказчик осуществляет текущую работу по координации деятельности исполнителей Программы, обеспечивая их согласованные действия по подготовке и реализации мероприятий Программы, а также по целевому и эффективному использованию средств, выделяемых на реализацию Программы, а также формирует в установленные сроки отчеты о ходе финансирования и выполнения Программы.
6. Оценка социально-экономической и экологической
эффективности реализации Программы
Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни населения города-курорта Кисловодска, формировании основ здорового образа жизни. В результате реализации мероприятий Программы в 2010-2012 годах будет достигнуто снижение распространенности потребления табака и алкоголя, улучшение показателей здоровья населения, создание основ для формирования у людей приоритетного отношения к здоровью.
Экологическая эффективность Программы оценке не подлежит, так как мероприятия Программы не оказывают воздействия на окружающую среду.
Управляющий делами администрации
города-курорта Кисловодска
Г.Л.РУБЦОВА
И.о. главного врача
МУЗ “Кисловодская ЦГБ“
С.Г.ЕГОРОВ