Законы и постановления РФ

<Письмо> Инспекции ФНС России по Предгорному району от 25.05.2005 N 03-01-389/5643.10 “О привлечении к административной ответственности должностного лица юридического лица, предусмотренной частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях“

При применении следует учитывать, что документ не носит нормативный характер и является разъяснением по конкретному запросу.

ИНСПЕКЦИЯ ФНС РОССИИ ПО ПРЕДГОРНОМУ РАЙОНУ

ПИСЬМО

от 25 мая 2005 г. N 03-01-389/5643.10

О ПРИВЛЕЧЕНИИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ ЧАСТЬЮ 4 СТАТЬИ 14.25 КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

В соответствии с частью 4 статьи 14.25 КоАП предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или дисквалификацию на срок до трех лет.

Статья 171 Уголовного кодекса Российской
Федерации (далее - УК) также предусматривает такой состав, как представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения. Вместе с тем, данное правонарушение будет признаваться преступлением в случае, если указанное деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Соответственно отличие правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 КоАП, от преступления, установленного пунктом 1 статьи 171 УК, состоит в отсутствии причинения крупного ущерба либо извлечения доходов в крупном размере.

Представление в регистрирующий орган заведомо ложных сведений возможно, например, при представлении заведомо ложных сведений об адресе места нахождения юридического лица (фактическое отсутствие улицы, дома либо юридического лица по месту нахождения, указанному в заявлении), об уставном капитале (выявление факта неоплаты уставного капитала), о паспортных данных физического лица.

При представлении в регистрирующий орган заведомо ложных сведений (об адресе места нахождения юридического лица, уставном капитале, паспортных данных физических лиц) регистрирующий орган вправе принять решение об отказе в государственной регистрации.

В случае представления в регистрирующий орган заведомо ложных сведений регистрирующий орган возбуждает дело об административном правонарушении.

В соответствии с частью 4 статьи 28.1 КоАП дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП, а также с момента составления протокола об административном правонарушении.

Протоколы об административных правонарушениях по основанию, установленному в части 4 статьи 14.25 КоАП, вправе составлять должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Должностным лицом регистрирующего (налогового) органа при обнаружении данных о совершении административного правонарушения в
срок, установленный частью 1 статьи 28.5 КоАП, составляется протокол об административном правонарушении, являющийся доказательством по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 26.2 КоАП). Протоколом об административном правонарушении устанавливаются данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии события административного правонарушения.

Протокол об административном правонарушении должен быть составлен в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП, в частности, должен быть подписан должностным лицом юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Дела об административных правонарушениях, указанные в части 4 статьи 14.25 КоАП, рассматриваются судом (часть 1 статьи 23.1 КоАП).

В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП протокол об административном правонарушении направляется судье в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении судом согласно части 1 статьи 29.9 КоАП может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Одной из мер административного взыскания, применяемой в случае представления в регистрирующий орган документов, содержащих заведомо ложные сведения, является дисквалификация.

В соответствии со статьей 3.11 КоАП дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (как судьями судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов).

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам,
осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификация относится к основным административным наказаниям (пункт 1 статьи 3.3 КоАП).

Согласно пункту 3 статьи 4.5 КоАП за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

В настоящее время КоАП содержит составы правонарушений, по которым в качестве санкции предусмотрена дисквалификация. К указанным составам относятся:

- нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (часть 2 статьи 5.27 КоАП);

- фиктивное или преднамеренное банкротство (статья 14.12 КоАП);

- неправомерные действия при банкротстве (статья 14.13 КоАП);

- ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков (статья 14.21 КоАП);

- совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (статья 14.22 КоАП);

- осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (статья 14.23 КоАП);

- предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (часть 4 статьи 14.25 КоАП).

Суд при вынесении постановлений о дисквалификации направляет копии указанных постановлений для ведения реестра дисквалифицированных лиц, порядок формирования которого установлен в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 805 “О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц“.

В случае поступления в регистрирующий орган постановления суда о назначении
административного наказания в виде дисквалификации регистрирующий орган на основании указанного постановления вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что физическое лицо подвергнуто административному наказанию в виде дисквалификации, распечатывает свидетельство и выписку из государственного реестра и направляет их в адрес юридического лица, должностное лицо которого было подвергнуто административному наказанию. При этом в графе “Состояние юридического лица“ выписки из государственного реестра указывается: “Действующее. Лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, дисквалифицировано“. Лист записи включается в регистрационное дело указанного юридического лица. В книгу учета государственной регистрации юридических лиц вносятся соответствующие сведения.

Учитывая, что дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, регистрирующий орган в сопроводительном письме указывает на необходимость определения лица, действующего без доверенности от имени юридического лица.

При представлении в регистрирующий орган документов для государственной регистрации, в которых в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, указывается дисквалифицированное лицо и в случае, если срок дисквалификации данного лица не истек, регистрирующий орган в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ принимает решение об отказе в государственной регистрации по причине непредставления заявления.

Начальник

отдела регистрации и

учета налогоплательщиков

Инспекции ФНС России

по Предгорному району

Н.В.НОСКОВА