Законы и постановления РФ

Определение Верховного Суда РФ от 30.09.2009 N 71-Г09-14 <Об оставлении без изменения решения Калининградского областного суда от 30.06.2009, которым признан неправомочным состав окружного Совета депутатов Балтийского муниципального района, сформированный по результатам состоявшихся 06.02.2005 муниципальных выборов>

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 сентября 2009 г. N 71-Г09-14

Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по гражданским делам в составе:

Председательствующего В.Н. Пирожкова

судей Т.И. Еременко и В.И. Анишиной

при секретаре: Н.В.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению К.А.И., В.А.Ю., К.И.И., Л.А.В. о признании неправомочным состава окружного совета депутатов Балтийского муниципального района по кассационной жалобе председателя окружного совета депутатов муниципального образования “Балтийский городской округ“ Д.И.А. на решение Калининградского областного суда от 30 июня 2009 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителя совета депутатов Балтийского городского округа по доверенности И.Н.Я., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения И.Г.К., возражавшего против удовлетворения кассационной
жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение суда по существу оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

К.А.И., В.А.Ю., К.И.И., Л.А.В., проживающие в муниципальном районе муниципального образования “Балтийский городской округ“, обратились в суд с заявлением о признании неправомочным состава окружного совета депутатов Балтийского муниципального района в связи со сложением 7 из 20 депутатов полномочий.

Заявители указали, что ввиду невозможности окружного совета депутатов осуществлять свою деятельность нарушены их конституционные права на осуществление местного самоуправления, а также избирать и быть избранными в представительный орган местного самоуправления.

В судебном заседании К.А.И., К.И.И., Л.А.В. требования поддержали и дополнительно указали на досрочное прекращение полномочий депутата С.А.Н. в связи с подачей им 19 июня 2009 года заявления о сложении полномочий.

Представители окружного совета депутатов муниципального образования “Балтийский городской округ“ Д.И.А. и Я.И.Н. полагали требования не подлежащими удовлетворению

Представитель Балтийской территориальной избирательной комиссии А.И.И. и представитель избирательной комиссии Калининградской области Б.И.Н. полагали заявление подлежащим удовлетворению.

По делу постановлено указанное выше решение, которым заявление К.А.И., В.А.Ю., К.И.И., Л.А.В. удовлетворено.

Признан неправомочным состав окружного совета депутатов Балтийского муниципального района, сформированный по результатам состоявшихся 6 февраля 2005 года муниципальных выборов.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене постановленного по делу решения.

Судебная коллегия по гражданским делам находит постановленное по делу решение подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности
депутатов (часть 1); уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования, а в силу пункта 2 части 16 статьи 35 названного Федерального закона полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае отставки по собственному желанию.

Статьей 24 Устава муниципального образования “Балтийский городской округ“ предусмотрено, что окружной совет депутатов состоит из двадцати депутатов, избираемых на муниципальных выборах (п. 1), срок полномочий окружного совета депутатов - 5 лет (п. 2), окружной совет депутатов осуществляет свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов (п. 3); окружной совет депутатов самостоятельно принимает регламент, регулирующий вопросы его организации деятельности, а также порядок принятия решений (п. 4).

В соответствии с п. 2 ст. 27, п. 5 ст. 41, п. 4 ст. 61 Устава муниципального образования не менее чем двумя третями голосов от установленного числа депутатов окружного совета могут быть приняты решения о самороспуске окружного совета депутатов, о принятии нормативного правового акта в ранее принятой редакции после ее отклонения главой местной администрации, о принятии устава муниципального образования и о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования.

Выборы депутатов Совета депутатов Балтийского городского округа состоялись 6 февраля 2005 года
по двадцати одномандатным избирательным округам, признаны состоявшимися и действительными, установлено, что в Совет депутатов Балтийского городского округа были избраны 20 депутатов.

Как установлено судом, заявления о сложении полномочий депутата окружного совета депутатов подали председателю окружного совета депутатов 21 октября 2008 года депутаты Г.Ю.И., Б.Р.И., К.И.И., Б.Т.В. в связи с их избранием депутатами в представительные органы местного самоуправления первого созыва вновь образованных законом Калининградской области N 274 от 3 июля 2008 года муниципальных образований - МО “Балтийское городское поселение“ и МО “Приморское городское поселение“, входящих в состав наделенного статусом муниципального района муниципального образования “Балтийский городской округ“ и факт прекращения полномочий этих депутатов не оспаривается.

Председателю окружного совета депутатов 26 мая 2009 года были поданы заявления о сложении депутатских полномочий депутатами М.В.А., К.И.Б. и З.В.Г.

Решениями окружного совета депутатов Балтийского городского округа N 44 и N 45 от 9 июня 2009 года досрочно прекращены полномочия по собственному желанию депутатов М.В.А. и З.В.Г.

В заявлении З.В.Г. от 26 мая 2009 года о сложении депутатских полномочий содержатся мотивы принятия им такого решения - несогласие с действиями органов местного самоуправления Балтийского муниципального района.

Дав оценку собранным по делу доказательствам суд пришел к выводу о том, что депутатские полномочия М.В.А. и З.В.Г. досрочно прекращены по их собственной воле.

Кроме того, из материалов дела видно, что 19 июня 2009 года депутат С.А.Н. подал председателю Балтийской территориальной избирательной комиссии заявление о сложении депутатских полномочий.

Такое заявление поступило в окружной совет депутатов в этот же день - 19 июня 2009 года, согласно резолюции председателя окружного совета депутатов заявление подлежит обсуждению на очередном заседании окружного совета депутатов,
однако заседание совета не состоялось ввиду отсутствия кворума и до настоящего времени представительный орган муниципального района решения по указанному заявлению не принял.

В судебном заседании допрошенный в качестве свидетеля С.А.Н. заявил о добровольном написании им заявления о сложении депутатских полномочий, а также о том, что после подачи заявления он не участвовал в заседаниях окружного совета и не намерен в дальнейшем осуществлять депутатскую деятельность в составе окружного совета депутатов, что является его окончательным решением.

Доводы окружного совета депутатов о том, что до принятия решения окружного совета по заявлению С.А.Н. от 19 июня 2009 года полномочия депутата С.А.Н. не прекращены, суд полагает основанными на неправильном толковании закона.

Так, в силу п. 7 ч. 1 ст. 44 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года уставом муниципального образования должны определяться, в частности, порядок прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 25 действующего до настоящего времени Устава Балтийского городского округа к полномочиям окружного совета депутатов относится, помимо иных вопросов, принятие Положения о досрочном прекращении полномочий органов местного самоуправления, депутатов и выборных должностных лиц.

Такое положение окружным советом депутатов принято не было.

Законом также не предусмотрена обязанность представительного органа местного самоуправления по принятию путем голосования решения о прекращении полномочий депутата, уведомившего о сложении своих полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 43 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального
образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования.

Решение о досрочном прекращении полномочий депутата, уведомившего о сложении полномочий, не устанавливает никаких правил, обязательных для исполнения на территории муниципального образования, и относится к вопросам организации деятельности представительного органа, в связи с чем не требует голосования депутатов.

Норма о том, что полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются с момента принятия на заседании представительного органа местного самоуправления решения о досрочном прекращении полномочий депутата ранее содержалась в статье 4 Закона Калининградской области от 10 октября 1995 года N 23 “О статусе депутата представительного органа местного самоуправления Калининградской области“.

Однако названный Закон Калининградской области от 10 октября 1995 года ввиду его несоответствия Федеральному закону N 131-ФЗ признан утратившим силу с 1 января 2006 года (ст. 6 Закона Калининградской области N 730 от 7 марта 2006 года “О правовом регулировании вопросов организации местного самоуправления на территории Калининградской области“).

Принимая во внимание приведенные нормы закона, суд считает, что возможное (но не обязательное) решение представительного органа местного самоуправления о прекращении полномочий депутата является техническим оформлением отставки депутата и лишь закрепляет отставку при наличии наступивших оснований, перечисленных в законе.

По смыслу п.п. 2 п. 10 ст. 40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат в своем волеизъявлении прекратить депутатскую деятельность не связан какими-либо условиями, сложение полномочий по собственному желанию является добровольным волеизъявлением депутата и не может ставиться в зависимость от принятия какого-либо решения представительным органом.

Учитывая подачу С.А.Н. заявления о сложении депутатских полномочий и его пояснения в судебном заседании об отсутствии у него желания и намерения продолжать осуществлять депутатскую деятельность в составе
окружного совета депутатов, суд полагает депутатские полномочия С.А.Н. прекращенными, иное может означать принуждение к выполнению обязанностей депутата представительного органа местного самоуправления, что недопустимо.

Не нашел своего подтверждения и довод представителей окружного совета депутатов о том, что на названных депутатов было оказано давление, в результате чего и были поданы заявления о сложении полномочий.

Как видно из материалов дела, заявления о сложении полномочий депутатов поданы ими добровольно, по собственному желанию, депутатская деятельность фактически прекращена, М.В.А. и С.А.Н. подтвердили эти обстоятельства в судебном заседании, четыре депутата уведомили о прекращении своих полномочий вследствие избрания в представительные органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, полномочия депутата З.В.Г. прекращены решением совета депутатов на основании личного заявления депутата, озвученного на заседании окружного совета депутата.

Суд правильно пришел к выводу о том, что сам по себе мотив принятия отдельными депутатами решений о сложении депутатских полномочий (несогласие с действиями и решениями органов местного самоуправления Балтийского муниципального района, неэффективное решение вопросов местного значения и т.п.) не свидетельствует об отсутствии добровольного волеизъявления при подаче уведомлений о сложении полномочий по собственному желанию.

Из материалов дела видно, что после подачи К.И.Б. заявления от 26 мая 2009 года о сложении депутатских полномочий он представил 28 мая 2009 года председателям окружного совета депутатов и территориальной избирательной комиссии заявление об отзыве заявления от 26 мая 2009 года, написанного, как изложено в заявлении от 28 мая 2009 года, в эмоциональном порыве и без осознания последствий подачи заявления о сложении полномочий.

В дальнейшем К.И.Б. продолжил осуществление депутатской деятельности, участвуя в заседаниях окружного совета депутатов.

В такой ситуации у суда нет достаточных оснований считать, что
К.И.Б., на время разрешения дела, по собственному желанию прекратил свои полномочия депутата.

С учетом изложенного суд правильно пришел к выводу о том, что 7 из 20 депутатов названного представительного органа местного самоуправления добровольно сложили свои депутатские полномочия (Г.Ю.И., Б.Р.И., К.И.И., Б.Т.В., М.В.А., З.В.Г. и С.А.Н.), и в составе окружного совета депутатов осталось 13 депутатов, что составляет менее чем 2/3 от установленной численности.

Поскольку численный состав действующих депутатов не позволяет окружному совету депутатов муниципального образования “Балтийский муниципальный район“ осуществлять надлежащим образом деятельность представительного органа местного самоуправления на территории муниципального района, в частности, решать вопросы о принятии устава муниципального района или о внесении изменений и дополнений в действующий устав, принимать нормативные правовые акты в случае несогласия с ними главы администрации, суд правильно пришел к выводу об удовлетворении заявленного требования.

Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, и не могут послужить основанием к отмене постановленного по делу решения.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Калининградского областного суда от 30 июня 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу председателя окружного совета депутатов муниципального образования “Балтийский городской округ“ Д.И.А. - без удовлетворения.