Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 28.07.2009 N 7-5-133-2009 “На Приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.06.2009 N 24 “Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям “Пензенской области“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 28 июля 2009 г. N 7-5-133-2009

НА ПРИКАЗ УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ТАРИФОВ, РАЗВИТИЮ

ИНФРАСТРУКТУРЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ

29.06.2009 N 24 “ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЕДИНЫХ (КОТЛОВЫХ) ТАРИФОВ

НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕДАЧЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ ПО СЕТЯМ

“ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ“

И.о. начальника

Управления по регулированию

тарифов, энергосбережению и

размещению государственного

заказа Пензенской области

Семенову Д.В.

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка Приказа Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.06.2009 N 24 “Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям “Пензенской области“.

Данным Приказом установлены и введены в действие с 1 июля 2009 года по 31 декабря 2009 года единые (котловые) тарифы на услуги по передаче
электрической энергии по сетям Пензенской области.

В ходе проведенной проверки установлено, что данный Приказ принят с нарушением требований федерального законодательства.

В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации отнесено решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществления контроля за их применением.

Статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ (с последующими изменениями) “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

Предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, с выделением предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения. Указанные предельные уровни тарифов могут быть установлены на срок более одного года, с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определяемый Правительством Российской Федерации, устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям,
в том числе населению, в рамках указанных предельных уровней тарифов.

Согласно статье 6 указанного Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют полномочия по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом, исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно пункту 65 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 (с последующими изменениями), предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или на очередной год.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям для организаций, оказывающих данные услуги на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

То есть установление исполнительным органом государственной власти Пензенской области тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям возможно только в пределах минимальных и (или) максимальных уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, установленных Федеральной службой по тарифам.

Согласно пункту 5.3.1.4 раздела II Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 332 (с
последующими изменениями), Федеральная служба по тарифам осуществляет полномочия по установлению (утверждению, регистрации) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни, в том числе тарифы на услуги по передаче электрической энергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети, предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям.

На 2009 год Приказом ФСТ России от 17.12.2008 N 376-э/9 “Об утверждении предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам РФ“ установлены только двухставочные тарифы. Максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Пензенской области в размерности одноставочного тарифа на 2009 г. ФСТ России не были установлены.

Одноставочные тарифы были утверждены ФСТ России только на 2007 год приказом ФСТ России от 12.12.2006 N 375-э/17.

Подпунктами 1, 3 пункта 3.1 Положения об Управлении по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 09.10.2007 N 680-пП, к компетенции Управления отнесено: установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям, а также установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии.

Таким образом, в отсутствии утвержденных ФСТ России предельных максимальных уровней одноставочных тарифов на услуги по передаче электрической энергии по субъектам РФ, отсутствуют основания для установления исполнительным органом государственной власти Пензенской области тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области, рассчитывающимся по одноставочным тарифам.

Более того,
согласно Основам ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, производится только расчет тарифов (цен), в том числе тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (п. 54).

Основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги, в том числе основания установления тарифов определяются Федеральными законами “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и “Об электроэнергетике“, а также Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации.

Также необходимо отметить, что Приказом Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.06.2009 N 24 установлены и введены в действие тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области, рассчитывающимся по одноставочным тарифам, с 1 июля 2009 года.

Поскольку специальный порядок вступления в силу не определен в данном Приказе, соответственно, действуют общие нормы, предусмотренные Постановлением Правительства Пензенской области от 15 декабря 2004 г. N 1013-пП “О порядке опубликования и вступления в силу актов Правительства Пензенской области и актов исполнительных органов государственной власти Пензенской области“ (с последующими изменениями).

Согласно пункту 4 указанного Порядка акты Правительства и исполнительных органов государственной власти Пензенской области, в том числе по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, вступают в силу одновременно на всей территории Пензенской области по истечении десяти дней после дня их первого официального опубликования.

Данный порядок является общим и применяется во всех случаях, если самими актами
не установлен другой порядок вступления их в силу (п. 4).

Приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.06.2009 N 24 опубликован в газете “Пензенская правда“ N 49, 30.06.2009, соответственно вступил в силу по истечении 10 дней, то есть с 11 июля 2009 года.

В то же время тарифы установлены и введены в действие с 1 июля 2009 года, чем нарушен порядок вступления в силу нормативных правовых актов и, соответственно, до вступления в силу Приказа Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.06.2009 N 24 не могли применяться.

Таким образом, Приказ от 29.06.2009 N 24 принят с превышением пределов полномочий Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области, не соответствует требованиям федерального законодательства и подлежит отмене.

Согласно п. 1 Постановления Правительства Пензенской области от 19.02.2009 N 133-пП “О реорганизации Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области и Управления по организации государственных закупок Пензенской области“ исполнительные органы государственной власти Пензенской области: Управление по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области и Управление по организации государственных закупок Пензенской области реорганизованы в форме их слияния в исполнительный орган государственной власти Пензенской области - Управление по регулированию тарифов, энергосбережению и размещению государственного заказа Пензенской области с переходом прав и обязанностей каждого из них к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

1. Приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.06.2009 N 24 “Об установлении единых (котловых) тарифов
на услуги по передаче электрической энергии по сетям Пензенской области“ привести в соответствие с действующим федеральным законодательством, признав утратившим силу.

2. Рассмотреть настоящий протест в установленный Законом 10-дневный срок с момента поступления.

3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру области в письменной форме.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 2 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ