Законы и постановления РФ

Постановление Уставного Суда Калининградской области от 02.09.2008 N 5-П “По делу о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 2 Решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) от 30 ноября 2005 года N 408 “Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде“

УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Калининградской области Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 сентября 2008 г. N 5-П

По делу о соответствии Уставу (Основному Закону)

Калининградской области положения пункта 2 Решения городского

Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) от 30 ноября

2005 года N 408 “Об утверждении учетной нормы площади жилого

помещения и нормы предоставления площади жилого помещения

по договорам социального найма в г. Калининграде“

Уставный Суд Калининградской области в составе: Председателя Уставного Суда Ю.А. Кузяева, судей В.А. Багалина, Г.В. Корнюшенкова, А.В. Куликова,

с участием:

заявителя - П.В. Зубко;

представителя окружного Совета депутатов города Калининграда как органа, принявшего правовой акт, который подлежит проверке, - Л.И. Запольской;

руководствуясь пунктом 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области, подпунктом
4 пункта 3 статьи 4, статьями 36, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положения пункта 2 Решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) от 30 ноября 2005 года N 408 “Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде“ (далее - Решение N 408) в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма.

Поводом к рассмотрению дела явились обращения в форме запроса граждан Зубко Павла Викторовича и Яблонского Виктора Евгеньевича (далее - заявители) на нарушение их прав положением пункта 2 Решения N 408 в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма.

Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу (Основному Закону) Калининградской области оспариваемое заявителями положение пункта 2 Решения N 408.

Заслушав сообщение судей-докладчиков Г.В. Корнюшенкова, Ю.А. Кузяева, объяснения представителей сторон: П.В. Зубко, Л.И. Запольской, исследовав представленные документы и материалы дела, Уставный Суд Калининградской области

установил:

1. В Уставный Суд Калининградской области от граждан П.В. Зубко и В.Е. Яблонского соответственно 2 и 9 апреля 2008 года поступили обращения в форме запроса о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области положений пункта 2 Решения N 408.

Определениями Уставного Суда от 22 мая 2008 года N 12-О и от 27 мая 2008 года
N 13-О обращения П.В. Зубко и В.Е. Яблонского приняты Уставным Судом к рассмотрению в части утверждения пунктом 2 Решения N 408 нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина при предоставлении жилого помещения по договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ дела по обращениям указанных граждан, касающиеся одного и того же предмета, соединены в одном производстве Определением Уставного Суда от 7 июня 2008 года N 14-О.

В своих обращениях заявители указывают, что при распределении им жилой площади жилищные комиссии войсковых частей 26854 и 40120 руководствовались Решением N 408, которое устанавливает норму предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде в размере не менее 20 кв. м. для одиноко проживающего гражданина, что не соответствует федеральному стандарту социальной нормы площади жилья.

По мнению заявителей, органы местного самоуправления не вправе устанавливать размер нормы предоставления площади жилого помещения ниже федерального стандарта социальной нормы площади жилья, которая установлена Законом Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“, Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг“ и составляет для одиноко проживающего человека 33 кв. м.

Заявители также указывают, что положение пункта 2 Решения N 408 не отвечает обращенному к законодателю конституционному требованию ясности и определенности правовой нормы и допускает неограниченное усмотрение в процессе правоприменения.

Кроме того, заявитель
П.В. Зубко считает, что поскольку Законом Санкт-Петербурга от 19 июля 2005 года N 407-65 “О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге“ норма предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма для одиноко проживающего гражданина установлена в размере 33 кв. м., то положение пункта 2 Решения N 408 ставит в неравное положение военнослужащих Балтийского флота, силы которого базируются как в Калининградской области, так и в г. Санкт-Петербурге и тем самым нарушает принцип конституционного равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод.

По мнению заявителей, положение пункта 2 Решения N 408 противоречит федеральному законодательству, нарушает право заявителей на предоставление им жилого помещения по договору социального найма и не соответствует пунктам 1 и 2 статьи 5 и пункту 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области. В обоснование своей позиции заявители ссылаются на положения Конституции Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“.

В ходе судебного заседания заявитель П.В. Зубко поддержал правовую позицию, изложенную в обращении.

Представитель окружного Совета депутатов города Калининграда Л.И. Запольская указала, что Решение N 408 принято в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации и не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

По мнению прокурора Калининградской области А.М. Самсонова, изложенному в письменном отзыве, Решение N 408 не противоречит Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 70 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ Уставный Суд принимает постановление только
по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта, легитимность которой подвергается сомнению.

Таким образом, предметом рассмотрения Уставного Суда по настоящему делу является положение пункта 2 Решения N 408, которым установлена норма предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде в размере не менее 20 кв. м. для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма.

При принятии решения Уставный Суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращениях заявителей. Уставный Суд также исходит из ранее сформулированных судом правовых позиций, которые имеют значение для разрешения дела.

2. В соответствии с пунктом 2 статьи 7, пунктом 1 статьи 59 Устава (Основного Закона) Калининградской области на территории области признается верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов. Правовую основу местного самоуправления составляют общепринятые принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Калининградской области, законы и иные нормативные правовые акты области, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Пунктом 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области устанавливается, что органы местного самоуправления обеспечивают соответствие муниципальных правовых актов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу (Основному Закону) Калининградской области, законам и иным нормативным правовым актам Калининградской области.

Пунктами 1 и 2 статьи 5 Устава (Основного Закона) Калининградской области предусмотрено, что в области признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим федеральным законодательством и данным Уставом. Признание,
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Из вышеуказанных норм следует, что положения принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов не могут противоречить законодательству Российской Федерации, Уставу (Основному Закону) Калининградской области. При принятии своих нормативных правовых актов органы местного самоуправления должны исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются их обязанностью, определенной Конституцией Российской Федерации и Уставом (Основным Законом) Калининградской области.

3. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда малоимущим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае наделения данных органов в установленном порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями, отнесено к компетенции органов местного самоуправления (часть 5 статьи 14, части 2 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения в соответствии с частями 2 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливаются органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством относится к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления городского округа самостоятельно.

Устав города Калининграда, действовавший на момент принятия Решения N 408, относил установление общеобязательных на территории города правил, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда к полномочиям городского Совета депутатов Калининграда, являющегося представительным органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 29, подпункт 2.12 пункта 2 статьи 36 Устава).

Таким образом, положение пункта 2 Решения N 408, устанавливающее норму предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина при предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, было принято городским Советом депутатов Калининграда в пределах предоставленных ему полномочий и не противоречит пункту 5 статьи 63 Устава (Основного Закона) Калининградской области.

4. Указанный заявителями Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ утратил силу с 1 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (Федеральный Закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“) и не мог быть применен при принятии Решения N 408.

Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 “О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации“ и Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 “О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг“ с целью перехода на
новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг устанавливали федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения, который использовался только для расчета компенсаций (субсидий) малообеспеченным гражданам на оплату жилья и коммунальных услуг, а также для определения размера финансовой помощи в межбюджетных отношениях.

Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 признан утратившим силу пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 января 2007 года N 114 “Об изменении и признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации“.

На момент принятия Решения N 408 Постановление Правительства Российской Федерации от 26 мая 1997 года N 621 утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года N 541 “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг“, которым установлен федеральный стандарт социальной нормы площади жилого помещения в размере 18 кв. м. общей площади жилья на одного гражданина.

Вышеперечисленные нормативные правовые акты не регулировали правоотношения, связанные с определением нормы предоставления общей площади жилого помещения по договорам социального найма, и не подлежали применению при установлении городским Советом депутатов Калининграда в пункте 2 Решения N 408 нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договору социального найма.

5. В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Вместе с тем, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации принцип равенства всех перед законом
и судом, гарантируя одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, не исключает при этом определенные фактические различия, дифференцированные подходы к регулированию тех или иных вопросов, а также необходимость их учета законодателем (Постановления от 3 мая 1995 года N 4-П и от 27 апреля 2001 года N 7-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2004 года N 82-О).

Жилищный кодекс Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относит определение порядка обеспечения жильем малоимущих граждан и установление нормы предоставления жилой площади по договорам социального найма (часть 2 статьи 49, часть 2 статьи 50). Норма предоставления жилой площади по договорам социального найма устанавливается органами местного самоуправления с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у муниципального образования.

Конкретная реализация конституционного принципа равенства применительно к населению отдельных муниципальных образований происходит под воздействием многочисленных факторов: хозяйственно-экономических, социально-демографических, национально-исторических, культурно-бытовых, природно-климатических и иных характеристик территориальных образований, которые объективно предопределяют различия правового регулирования в рамках полномочий органов местного самоуправления.

Соблюдение требований муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления в пределах своих полномочий, является обязательным условием создания единого правового пространства в Российской Федерации и не может рассматриваться как нарушение равенства прав и свобод граждан, вступающих на соответствующей территории в правоотношения, в том числе жилищные, урегулированные нормативными правовыми актами соответствующего муниципального образования Российской Федерации.

Таким образом, действующее законодательство не исключает фактических различий, дифференцированных подходов в различных субъектах Российской Федерации к правовому регулированию норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Положение пункта 2 Решения N 408 по своей сути не противоречит пунктам 1 и 2 статьи 5
Устава (Основного Закона) Калининградской области.

6. Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Указанная норма в соответствии с частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Пределы превышения нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, то есть ее максимальный размер, установлены пунктом 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если жилое помещение представляет собой комнату или однокомнатную квартиру, либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, общая площадь жилого помещения, предоставленного по договору социального найма, может превышать норму предоставления площади жилого помещения на одного человека, но не более чем в два раза.

Положение пункта 2 Решения N 408, устанавливая норму предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма в размере не менее 20 кв. м., гарантирует минимальный размер предоставляемого помещения. Предоставление жилого помещения меньшей площади по смыслу указанного положения не допускается.

В то же время оспариваемое заявителями положение не исключает возможности превышения указанного минимального размера предоставления площади жилого помещения в пределах, установленных пунктом 2 статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Разрешение вопроса предоставлении площади жилого помещения в городе Калининграде (“не менее 20 кв. м.“) для одиноко проживающего гражданина к полномочиям Уставного Суда Калининградской области не относится, поскольку требует проверки экономической обоснованности решения законодателя, установления и исследования фактических обстоятельств. Разрешение указанных вопросов является предметом рассмотрения судов общей юрисдикции.

Устанавливая минимальную норму предоставления площади жилого помещения и предусматривая возможность ее увеличения, положение пункта 2 Решения N 408 по своему содержанию направлено на обеспечение гарантий предоставления жилья малообеспеченным гражданам и не может расцениваться как нарушающее права граждан и противоречащее предписаниям федеральных норм и положениям Устава (Основного Закона) Калининградской области.

Уставный Суд считает, что оспариваемое заявителями положение пункта 2 Решения N 408 в части определения нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма не противоречит обращенному к законодателю конституционному требованию ясности и определенности правовой нормы.

7. Оспариваемое заявителями положение пункта 2 Решения N 408 направлено на регулирование отношений, связанных с предоставлением жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма предоставляется малоимущим гражданам и иным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Жилые помещения иным категориям граждан предоставляются в порядке и по нормам предоставления, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, если иной порядок не предусмотрен соответствующим федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 49, часть 3 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также иными специфическими условиями прохождения службы, определяется особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильем на основе специального законодательства и по специальным правилам. Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих“ устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище, в том числе на условиях договора социального найма жилого помещения (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2003 года N 453-О, от 12 апреля 2005 года N 115-О).

Федеральный закон “О статусе военнослужащих“ определяет, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (часть 2 статьи 15).

В то же время Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральный законодатель, переложив обязанность по обеспечению жильем военнослужащих с органов местного самоуправления на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, не определил условия и порядок их обеспечения жильем, что требует устранения пробела в правовом регулировании. В противном случае появляется опасность недопустимого в правовом государстве произвольного усмотрения органов исполнительной власти в сфере жилищных прав указанной категории граждан. Одновременно Конституционный Суд Российской Федерации постановил, что федеральному законодателю надлежит урегулировать условия и порядок обеспечения жильем граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенных или подлежащих увольнению с военной службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации пробел в законодательном регулировании, сохраняющий в результате бездействия органов государственной власти в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. При этом суды при рассмотрении споров до законодательного урегулирования рассматриваемых правоотношений вправе и обязаны истолковывать подлежащие применению нормы права в интересах личности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 9 апреля 2002 года N 68-О).

Решение вопроса о возможности применения положения пункта 2 Решения N 408 при предоставлении жилой площади заявителям является выбором нормы, подлежащей применению в конкретном случае, что является прерогативой правоприменителя и не относится к компетенции Уставного Суда.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ Уставный Суд не вправе вмешиваться в компетенцию федеральных судов и мировых судей. Уставный Суд при осуществлении уставного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

С учетом изложенного в компетенцию Уставного Суда не входит проверка законности и обоснованности принятых жилищными комиссиями войсковых частей правоприменительных решений. Соответствующие дела подлежат разрешению в судах общей юрисдикции в порядке, установленном действующим законодательством.

На основании изложенного и руководствуясь подпунктом 4 пункта 3 статьи 4, статьями 5, 68, 69, 70, 71, 75, 83, 84, 85, 86 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“, Уставный Суд Калининградской области

постановил:

1. Признать положение пункта 2 решения городского Совета депутатов Калининграда (третьего созыва) от 30 ноября 2005 года N 408 “Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма в г. Калининграде“ в части утверждения нормы предоставления площади жилого помещения в г. Калининграде для одиноко проживающего гражданина при предоставлении гражданам жилого помещения по договорам социального найма соответствующим Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

2. Настоящее Постановление окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в силу немедленно со дня провозглашения.

3. Настоящее Постановление подлежит опубликованию в порядке, установленном законодательством Калининградской области.