Законы и постановления РФ

Определение Уставного Суда Калининградской области от 08.08.2007 N 19-О “Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки Дмитриевой Галины Алексеевны “О соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Совета депутатов муниципального образования “Город Калининград“ от 12 июля 2007 года N 257 “О принятии Устава городского округа “Город Калининград“

УСТАВНЫЙ СУД КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 августа 2007 г. N 19-О

Об отказе в принятии к рассмотрению обращения гражданки

Дмитриевой Галины Алексеевны “О соответствии Уставу

(Основному Закону) Калининградской области Решения Совета

депутатов муниципального образования “Город Калининград“

от 12 июля 2007 года N 257 “О принятии Устава

городского округа “Город Калининград“

Уставный Суд Калининградской области в составе: председательствующего - заместителя Председателя Уставного Суда Г.В. Корнюшенкова, судей В.А. Багалина, Т.А. Карпенко,

рассмотрев в специальном судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению обращения гражданки Дмитриевой Галины Алексеевны “О соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Совета депутатов муниципального образования “Город Калининград“ от 12 июля 2007 года N 257 “О принятии Устава городского округа
“Город Калининград“,

заслушав доклад судьи Т.А. Карпенко, проводившей на основании статьи 40 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ предварительное изучение обращения заявителя,

исследовав представленные документы и иные материалы,

УСТАНОВИЛ:

1. В Уставный Суд Калининградской области 23 июля 2007 года поступило обращение в форме запроса от гражданки Дмитриевой Галины Алексеевны (далее - заявитель) “О соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Совета депутатов муниципального образования “Город Калининград“ от 12 июля 2007 года N 257 “О принятии Устава городского округа “Город Калининград“. 26 июля 2007 года поступили уточнения требований по вышеуказанному обращению.

Заявитель просит признать пункты 4, 4.1 и 5 указанного Решения не соответствующими Уставу (Основному Закону) Калининградской области.

Пунктом 4 Решения городского Совета депутатов Калининграда от 12 июля 2007 года N 257 “О принятии Устава городского округа “Город Калининград“ (далее - Решение N 257) устанавливается, что Устав городского округа “Город Калининград“, принятый в соответствии с настоящим Решением, вступает в силу после официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим Решением установлены иные сроки и порядок вступления в силу.

В соответствии с пунктом 4.1 положения пункта 1 статьи 25, пункта 2 статьи 26, статьи 27, пунктов 1, 4, 5, 6 статьи 28, пунктов 2, 3, 5 статьи 34, статьи 36, пунктов 1, 2 статьи 37, пунктов 5, 6 статьи 40, статьи 44, статьи 45, пунктов 2, 3, 5 статьи 46, статьи 48, пункта 1 статьи 52, пункта 2 статьи 55 Устава городского округа “Город Калининград“ вступают в силу по истечении срока полномочий главы города Калининграда, избранного 6 октября 2002 года.

Пунктом 5 Решения N 257 Устав муниципального образования
“Город Калининград“, зарегистрированный Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу 20 февраля 2006 года N RU393010002006001, признан утратившим силу, за исключением положений пункта 1 статьи 26, пункта 2 статьи 27, статьи 28, пунктов 1, 4, 5 статьи 29, пунктов 2, 3, 5 статьи 37, статьи 39, пунктов 1, 2 статьи 40, пунктов 5, 6 статьи 43, статьи 47, пунктов 2, 3, 5 статьи 48, статьи 50, пункта 1 статьи 54, пункта 2 статьи 58, которые утрачивают силу по истечении срока полномочий главы города Калининграда, избранного 6 октября 2002 года.

Заявитель считает, что пункты 4, 4.1, 5 Решения N 257 противоречат Уставу (Основному Закону) Калининградской области и не подлежат применению, поскольку нарушают права граждан на местное самоуправление, гарантированные Уставом области.

В обоснование своей правовой позиции заявитель указывает следующее.

Статьей 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Принятая в соответствии с Решением N 257 новая редакция Устава города изменяет структуру органов местного самоуправления города Калининграда. Согласно статье 45 Устава города вводится должность главы администрации муниципального образования - лица, назначаемого на должность по контракту, заключенному по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий окружного Совета депутатов.

В соответствии с пунктом 8 статьи
44 Федерального закона N 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.

По мнению заявителя, пункты 4, 4.1, 5 Решения N 257 противоречат вышеуказанному положению Федерального закона. Заявитель считает, что после вступления в законную силу Устава городского округа “Город Калининград“ городской Совет депутатов Калининграда (четвертого созыва) должен сложить с себя полномочия, должны быть назначены и проведены выборы в представительный орган города Калининграда и как гражданин Российской Федерации согласно Федеральному закону “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления“ она имеет право участвовать в муниципальных выборах, избирать и быть избранной. В противном случае, по мнению заявителя, нарушаются ее права как гражданина, проживающего на соответствующей территории, на решение вопросов местного значения.

Руководствуясь своей позицией, заявитель считает, что положения пунктов 4, 4.1 и 5 Решения N 257 установлены с нарушением требований федерального законодательства, данный нормативный правовой акт Совета депутатов муниципального образования “Город Калининград“ противоречит статье 62 Устава (Основного Закона) Калининградской области, согласно которой органы государственной власти области не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права граждан на осуществление местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

2. Решение городского Совета депутатов от 12 июля 2007 года N 257 “О принятии Устава городского округа “Город Калининград“ является нормативным правовым актом городского Совета депутатов Калининграда, и проверка его в
целом или отдельных его положений на соответствие Уставу (Основному Закону) Калининградской области согласно подпункту “б“ пункта 3 статьи 53 Устава (Основного Закона) Калининградской области) и подпункту 4 пункта 3 статьи 4 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ подведомственна Уставному Суду.

Однако, как следует из статьи 36 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“, поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса, не только определенное Уставным Судом в качестве подведомственного, но и отвечающее всем требованиям настоящего Закона.

Статья 83 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ определяет, что правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований обладают в том числе граждане, чьи права нарушаются нормативным правовым актом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 37 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ в обращении граждан в Уставный Суд в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права указанных граждан и каким образом нарушены обжалуемым нормативным правовым актом, в какой конкретной ситуации применен или подлежит применению обжалуемый нормативный правовой акт.

Из указанных положений Закона следует, что обращение гражданина является допустимым, если обжалуемый акт затрагивает его права, и данный акт применен или подлежит применению в отношении заявителя в конкретном деле (ситуации). Закон не наделяет граждан правом на обращение в Уставный Суд вне связи с конкретными обстоятельствами, когда правоприменительным органом на основе обжалуемого акта разрешается вопрос, затрагивающий права заявителя.

Заявителем оспариваются пункты 4, 4.1 и 5 Решения N 257, согласно которому Устав городского округа “Город
Калининград“ вступает в силу (пункт 4), а ранее действовавший Устав муниципального образования “Город Калининград“ утрачивает силу после официального опубликования данного Решения (пункт 5), за исключением их отдельных положений, для которых настоящим Решением установлены иные сроки и порядок вступления в силу (пункты 4.1, 5).

В обоснование своей позиции в отношении пункта 4.1 Решения N 257 заявитель ссылается только на статью 45 Устава городского округа “Город Калининград“. Однако на момент обращения в Уставный Суд данная статья не вступила в силу.

В отношении пунктов 4 и 5 Решения N 257 правовая позиция заявителя в обращении отсутствует.

Не указывается также, в какой конкретной ситуации применены или подлежат применению в отношении заявителя обжалуемые положения Решения N 257.

Нарушение своих прав гражданка Г.А. Дмитриева усматривает в том, что, как она полагает, после вступления в силу Устава городского округа “Город Калининград“, принятого Решением N 257, городской Совет депутатов Калининграда (четвертого созыва) должен сложить с себя полномочия, должны быть назначены и проведены выборы в представительный орган города Калининграда.

Однако такое предположение заявителя, по мнению Уставного Суда, не соответствует нормам действующего законодательства, которыми установлен перечень оснований для досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования (пункт 16 статьи 35, статья 73 Федерального закона N 131-ФЗ).

Оспариваемые заявителем положения Решения N 257 определяют порядок вступления в силу нового Устава городского округа “Город Калининград“ и утраты силы ранее действовавшего Устава муниципального образования “Город Калининград“. Такое правовое регулирование по своей сути не направлено на ограничение прав граждан на осуществление местного самоуправления, права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и не препятствует их реализации.

Из взаимосвязанных положений статей 37
и 83 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“ следует, что если гражданин обратился в Уставный Суд, не представив необходимых сведений о применении в отношении его лично норм оспариваемого акта, повлекших нарушение его прав, то данные нормы не могут считаться примененными в конкретной ситуации и его обращение не является допустимым.

Таким образом, обращение гражданки Г.А. Дмитриевой исходит от неуправомоченного лица, не соответствует критериям допустимости для данной категории дел и не может быть принято Уставным Судом к рассмотрению.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 36, 37, пунктом 1 статьи 41, подпунктами 4 и 5 статьи 42, пунктом 1 статьи 75 Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“, Уставный Суд Калининградской области

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Отказать в принятии к рассмотрению обращения гражданки Дмитриевой Галины Алексеевны “О соответствии Уставу (Основному Закону) Калининградской области Решения Совета депутатов муниципального образования “Город Калининград“ от 12 июля 2007 года N 257 “О принятии Устава городского округа “Город Калининград“, поскольку данное обращение не соответствует требованиям Закона Калининградской области “Об Уставном Суде Калининградской области“.

2. Определение Уставного Суда Калининградской области по данному обращению окончательно и обжалованию не подлежит.