Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 16.12.2008 N 7-5-228-2008 “Об устранении нарушений законодательства о лицензировании и законодательства о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 16 декабря 2008 г. N 7-5-228-2008

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ И

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА)

Начальнику Департамента

потребительского рынка и

лицензирования

Пензенской области.

Богач Н.К.

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка исполнения Департаментом потребительского рынка и лицензирования требований лицензионного законодательства за 11 месяцев 2008 года.

В ходе проверки выборочно изучены и проанализированы статистические данные, решения, приказы, предписания лицензионного органа, лицензионные дела лицензиатов.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с определенными Президентом Российской
Федерации основными направлениями внутренней политики государства:

утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности;

устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 45 (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 241) утвержден Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты Положений о лицензировании этих видов деятельности, предусмотрено, что деятельность по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, заготовке, переработке и реализации лома черных металлов лицензируется исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

На территории Пензенской области данные функции исполнялись Комитетом Пензенской области по лицензированию (в настоящее время Департаментом потребительского рынка и лицензирования Пензенской области).

За истекший период 2008 года Департаментом выдано более 100 лицензий на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, 10 лицензий на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов и 8 - лома цветных металлов. Отказано в выдаче 3 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции и 1 лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома черных металлов. Приостановлена деятельность 39 лицензий, все лицензии на розничную продажу алкогольной продукции. Основаниями для их приостановления являлись нарушения, связанные с продажей алкогольной продукции несовершеннолетним и несвоевременное предоставление декларации об объемах реализации алкогольной продукции.

Департаментом проведено 90 проверок, по результатам которых приостановлена деятельность 16 лицензий, вынесено более 100 предписаний об устранении нарушений лицензионных требований. В суд с заявлением об аннулировании лицензии Департамент не обращался.

Вместе с тем, в работе по лицензированию отдельных видов деятельности имеются нарушения действующего законодательства, существенные недостатки и
упущения.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона, т.е. в частности, лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Пунктом 2 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности“ предусмотрено, что деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. “б“ ч. 5 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов (утв. Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2006 г. N 766) (с изменениями от 7 июня 2008 г. для получения лицензии на осуществление заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов (далее - лицензия) соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

копия утвержденного соискателем лицензии описания технологии заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов для каждого объекта осуществления лицензируемой деятельности с указанием состава используемого
оборудования и его производительности по операциям.

Для выдачи лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов ООО “Агрогазмонтаж“ представлена технология заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, в которой отсутствуют сведения о составе используемого оборудования и его производительности по операциям.

Представлена копия паспорта на пресс гидравлический ПГ-30.00.00.00. СБ, однако правоустанавливающих документов на владение и пользование данным имуществом не имеется.

Вместе с тем, 19 мая 2008 года ООО “Агрогазмонтаж“ выдана лицензия N 58 МЕ 000809 на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов по адресу: г. Пенза, ул. Рябова, 4б.

В соответствии с п. 10 ст. 18 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям.

На территории Пензенской области данные функции также исполнялись Комитетом Пензенской области по лицензированию (в настоящее время Департаментом потребительского рынка и лицензирования Пензенской области - п. п. 3.3.1, 3.3.5 Положения о Департаменте потребительского рынка и лицензирования Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 4 июля 2008 г. N 411-пП).

30.05.2008 ООО “Караван“ была выдана лицензия на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции по адресу: Пензенская область, г. Каменка, ул. Советская, 58, - магазин. В пакете документов отсутствует документ, подтверждающий наличие в торговых и складских помещениях сейфа для хранения документов и денег. К договору аренды между недвижимого имущества ООО “Караван“ и Костиным Е.В. отсутствует акт приема передачи имущества.

17.06.2008 действие лицензии
было приостановлено за продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему. 18.06.2008 действие лицензии на данном объекте было прекращено, а действие лицензии возобновлено 19.06.2008.

Решение о возобновлении лицензии принято вопреки требований п. 4 ст. 17 Закона, который предусматривает, что лицензирующий орган в течение десяти дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и уведомить лицензиата о своем решении в течение трех дней после принятия решения после получения от лицензиата заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Оснований для возобновления лицензии после прекращения ее действия законодательством не предусмотрено.

Кроме того, 27.06.2008 ООО “Караван“ в нарушение ч. 9 ст. 12 Закона Пензенской области от 2 ноября 2005 г. N 894-ЗПО “О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Пензенской области“ (с последующими изменениями) была выдана новая лицензия 58 МЕ N 000832 на указанный выше объект. В лицензионном деле отсутствуют следующие документы:

- заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии территориально обособленных объектов юридического лица санитарно-эпидемиологическим и противопожарным нормам и требованиям;

- справка налогового органа об отсутствии у юридического лица просроченной задолженности по уплате налогов и сборов;

- документ, подтверждающий наличие у юридического лица уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с требованиями статьи 4 настоящего Закона.

К делу приложены незаверенные копии указанных документов. В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона Пензенской области от 2 ноября 2005 года N 894-ЗПО “О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Пензенской области“ документы, представленные заявителем для получения лицензии, подлежат экспертизе лицензирующим органом. В ходе проведения экспертизы документов, при намерении заявителем осуществлять розничную продажу алкогольной
продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции в городах, лицензирующий орган устанавливает наличие у заявителя на праве собственности или на ином законном основании стационарных торговых и складских помещений, общей площадью не менее 50 квадратных метров, охранной сигнализации, сейфов для хранения документов и денег, контрольно-кассовой техники.

20.06.2008 ООО “Прага“ обратилось в лицензирующий орган о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

Вопреки указанной норме закона в приложенных документах отсутствуют сведения о наличии торговых и складских помещений не менее 50 кв. м: в экспликации к техническому паспорту указаны складские помещения площадью 28,7 кв. м и 35, 8 кв. м нежилых помещений без указания их хозяйственного назначения.

Однако выездная экспертиза не была проведена.

Копия договора аренды и технического паспорта надлежащим образом не заверены.

При наличии указанных нарушений 25 июня 2008 года “Прага“ выдана лицензия 58 МЕ N 000825 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на территориально обособленном объекте, расположенном по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, 137.

30.05.2007 выдана лицензия ООО “Росспиртпром-Поволжье“ на дополнительные объекты, расположенные по адресу: Пензенская область, г. Н. Ломов, а/д Москва - Самара, 527 км, магазин и кафе. Общая площадь торговых и складских помещений на 2 объекта согласно технической документации составляет 119,4 кв. м, куда входят, кроме магазина, кафе и складских помещений, 3 подсобных помещения, туалет и коридор, без учета площади которых фактически площадь магазина составляет 47 кв. м; а площадь кафе - 42,1. Таким образом, нарушены требования п. 4 ст. 12 Закона Пензенской области от 2 ноября 2005 г. N 894-ЗПО “О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на
территории Пензенской области“ (с изменениями и дополнениями).

Кроме того, в деятельности Департамента выявлены нарушения законодательства о защите предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

В соответствии с п. 4 ст. 7, ст. 9 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ “О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)“ в целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю.

В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

По результатам мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указывается, в частности, дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю.

Приказом и.о. председателя Комитета Пензенской области по лицензированию от 08.12.2006 N 68-мс предписано в срок с 08.12.2006 до 08.01.2007 провести проверку соискателя лицензии на осуществление деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов - ООО “Феррум“.

Проверка была проведена в указанные сроки, о чем 08.12.2006 был составлен акт без указания номера приказа о проведении проверки. Нарушений не установлено.

13.11.2007, то есть до истечения установленного законом двухгодичного срока, приказом председателя Комитета N 34-мл вновь предписывается провести плановую проверку этого же общества. Проведенной проверкой выявлено, что нарушений лицензионных требований не имеется.

С аналогичными нарушениями проводились проверки ООО “Август-Лидер“, ООО “Пензавтормет“.

Вышеперечисленные нарушения законодательства о лицензировании и законодательства о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)
ущемляют законные права и интересы хозяйствующих субъектов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Незаконные действия и решения лицензирующего органа создают предпосылки и возможности по прекращению деятельности по независящим от предпринимателей обстоятельствам.

Данные нарушения стали возможными в результате игнорирования работниками Комитета Пензенской области по лицензированию требований лицензионного законодательства и законодательства о защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствовавшим.

2. Решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

3. Представление рассмотреть с участием представителя прокуратуры области, о месте и времени рассмотрения представления уведомить прокуратуру Пензенской области.

4. О результатах рассмотрения сообщить письменно в прокуратуру области в месячный срок, с приложением копии приказа о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Заместитель прокурора области

советник юстиции

А.Н.ЦУКАНОВ