Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 06.10.2008 N 7-5-193-2008 “На отдельные положения Постановления Правительства Пензенской области от 04.09.2008 N 571-пП “Об утверждении Типового положения о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 6 октября 2008 г. N 7-5-193-2008

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 04.09.2008 N 571-пП

“ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

ЦЕНТРАХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ

УСЛУГ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ“

В Правительство

Пензенской области

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка Постановления Правительства Пензенской области от 04.09.2008 N 571-пП “Об утверждении Типового положения о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области“.

Распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р была одобрена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах и План мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах.

Среди целей административной реформы в Российской Федерации в 2006
- 2010 годах определены: создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг; организация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях предоставления государственных и муниципальных услуг; ликвидация избыточных функций федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 распоряжения Правительства РФ от 25.10.2005 N 1789-р органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы с учетом положений Концепции и Плана мероприятий, одобренных настоящим распоряжением.

Постановлением Правительства Пензенской области от 04.09.2008 N 571-пП утверждено Типовое положение о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области.

В то же время отдельные положения Постановления Правительства Пензенской области от 04.09.2008 N 571-пП “Об утверждении Типового положения о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области“ регламентируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, что противоречит требованиям федерального законодательства.

Согласно утвержденному данным Постановлением Типовому положению о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области МФЦ является организацией, учрежденной или уполномоченной Правительством Пензенской области. Деятельность МФЦ регламентируется актом Правительства Пензенской области. Ответственным за создание, организацию работы и обеспечение деятельности МФЦ является Правительство Пензенской области.

Однако участие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ возможно в соответствии с заключенными соглашениями между органами государственной и муниципальной власти, либо на основании федерального законодательства в соответствии с их компетенцией.

При этом, решая вопросы организационно-административного взаимодействия представителей различных государственных органов и органов местного самоуправления между собой, органы государственной
власти субъекта РФ не уполномочены на нормативно-правовое регламентирование деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по предоставлению государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.

Так, согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 71 п. “г“ Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся вопросы по установлению системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти.

Статьей 1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ установлено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии со следующими принципами: разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий; самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.

Согласно пунктам 4 и 6 статьи 1 Федерального закона от 06.10.1999 N
184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут по взаимному соглашению передавать друг другу осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.

Статьей 26.3.1 указанного Федерального закона установлено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, а также полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, не переданных им в соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 настоящего Федерального закона, с осуществлением расходов за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов), если это участие предусмотрено федеральными законами. Указанные федеральные законы могут содержать положения, предусматривающие: порядок согласования участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении указанных полномочий, а также особенности такого участия; возможность и пределы правового регулирования органами государственной власти Российской Федерации указанных полномочий.

В соответствии со статьями 130, 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также
решают иные вопросы местного значения.

Согласно статье 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 08.11.2007) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства пунктами 14 - 14.9 Типового положения о МФЦ предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области N 571-пП от 04.09.2008, фактически регламентируется деятельность территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Пензенской области.

Так, в частности, согласно данным пунктам Типового положения, территориальные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления Пензенской области, участвующие в предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ: заключают соглашения о предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ с Организатором МФЦ; в установленном порядке выдают уполномоченным специалистам МФЦ доверенности на осуществление приема и выдачи документов (в случаях установленных законодательством РФ); реализуют административные процедуры и осуществляют административные действия в рамках исполнения государственных (муниципальных) функций и предоставления государственных (муниципальных) услуг; принимают решения в рамках предоставления государственных (муниципальных) услуг на основании документов, представленных заявителем в МФЦ, в соответствии с административными регламентами, другими нормативными правовыми актами, соглашениями; обеспечивают присутствие в МФЦ ответственных должностных лиц, если это необходимо для обеспечения взаимодействия с гражданами при предоставлении государственных (муниципальных) услуг; готовят запрашиваемый заявителем документ либо мотивированный отказ в предоставлении государственной (муниципальной) услуги в соответствии с административными регламентами, другими нормативными правовыми актами, соглашениями; обеспечивают доступ специалистов МФЦ к необходимым базам данных, в том числе электронным; передают подготовленный документ либо
мотивированный отказ в МФЦ; обеспечивают достижение целей и решение задач, указанных в разделе II настоящего Примерного положения.

Кроме того, заключение соглашений территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления с органами исполнительной власти субъекта РФ не является императивной нормой, соответственно ссылка в пункте 8 Типового положения МФЦ о том, какие положения должны быть предусмотрены в соглашении о предоставлении услуг, является необоснованной.

Согласно пункту 4 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 725, взаимодействие территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляется в следующих формах: планирование и реализация совместных мероприятий; подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации; обмен информацией, необходимой для реализации полномочий органов исполнительной власти и предоставляемой в установленном порядке; иные формы, предусмотренные соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 и 7 указанного Положения установлено, что координация деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе согласование принимаемых решений, осуществляется в порядке и по вопросам, которые предусмотрены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и соглашениями между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Полномочия территориальных органов по вопросам взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов устанавливаются положениями об этих территориальных органах.

В связи с тем, что участие территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в предоставлении соответствующих государственных и муниципальных
услуг на базе МФЦ в отсутствие соответствующего федерального закона, наделяющего органы государственной власти субъекта РФ полномочиями по нормативно-правовому регулированию указанных вопросов, возможно в соответствии с заключенными соглашениями между органами государственной и муниципальной власти, то, соответственно, требуют редактирования и пункты 1, 6.3, 7, 12.4, 13.3, 13.4, 13.6 Типового положения МФЦ, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области N 571-пП от 04.09.2008.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 08.11.2007) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации.

Таким образом, отдельные положения Постановления Правительства Пензенской области от 04.09.2008 N 571-пП “Об утверждении Типового положения о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области“ необходимо привести в соответствие с требованиями федерального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящий протест и привести в соответствие с федеральным законодательством Постановление Правительства Пензенской области от 04.09.2008 N 571-пП “Об утверждении Типового положения о многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг в Пензенской области“.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.

И.о. прокурора Пензенской области

старший советник юстиции

В.Н.ТРИФОНОВ