Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 08.04.2008 N 7-5-105-08 “На отдельные положения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2008 год, утвержденной Постановлением Правительства Пензенской области от 17.09.2007 N 638-пП“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 8 апреля 2008 г. N 7-5-105-08

НА ОТДЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ

ОКАЗАНИЯ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕСПЛАТНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

НА 2008 ГОД, УТВЕРЖДЕННОЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.09.2007 N 638-пП

В Правительство

Пензенской области

Постановлением Правительства Пензенской области от 17.09.2007 N 638-пП утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2008 год (далее - областная Программа).

Отдельные положения названной Программы противоречат требованиям федерального законодательства, в связи с чем подлежат изменению.

Так, в соответствии со статьей 20 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной
системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

На основании статьи 20.1 названных Основ законодательства Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь. В Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи предусматриваются условия оказания медицинской помощи, критерии качества и доступности медицинской помощи. Правительство Российской Федерации утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и рассматривает доклад о ее реализации, ежегодно представляемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. В соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, которая определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования Программы и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую гражданам Российской Федерации на территории Российской Федерации бесплатно.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные
программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2008 год, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования. В территориальных программах могут определяться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Таким образом Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2008 год не должна содержать положения, противоречащие Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утвержденной Правительством Российской Федерации.

Однако отдельные положения областной Программы не соответствуют требованиям действующего федерального законодательства.

Так, частью 5 пункта 2.1 раздела 2 Программы предусмотрено, что скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 15, пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ к вопросам местного значения муниципального района, городского округа относится организация оказания на территории муниципального района, городского округа скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной).

Подпунктом 23 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ вопросы организации оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации
по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Статьей 39 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 предусмотрено, что скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи в соответствии с настоящими Основами является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 286 “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год“ издано 15.05.2007, а не 25.05.2007.

Разделом II Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2007 N 286, определено, что скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 33 Приказа Минздравсоцразвития России от 01.11.2004 N 179 обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи осуществляется лечебно-профилактическими учреждениями субъекта РФ.

В силу раздела 5 Положения об организации медицинской помощи, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 13.10.2005 N 633, акушерская и гинекологическая, при инфекционных заболеваниях, кардиологическая, неврологическая, хирургическая, нейрохирургическая, нефрологическая, педиатрическая, психиатрическая, травматологическая, урологическая, неонатологическая, токсикологическая и другие
виды помощи в рамках скорой специализированной медицинской помощи (санитарно-авиационной) организуются в учреждениях здравоохранения субъектов Российской Федерации - в областной, краевой, республиканской, окружной больнице, в центрах медицины катастроф, перинатальном центре.

В нарушение указанных требований частью 5 пункта 2.1 раздела 2 Программы обеспечение оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи возложено на муниципальные учреждения здравоохранения.

В соответствии с разделом II Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год при оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение детей-инвалидов специализированными продуктами питания.

В силу пунктов 1.3, 1.4 Инструкции о порядке назначения лекарственных средств, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110, в случаях типичного течения болезни назначение лекарственных средств осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания, согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и перечнем лекарственных средств, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На основании перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования могут формировать соответствующие территориальные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств для обеспечения лечебно-профилактических учреждений различного уровня и профиля.

Таким образом утверждаемый субъектом Российской Федерации территориальный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств не может по своему объему быть ниже, чем перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации.

В нарушение указанных требований в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных
средств, применяемых при реализации государственных гарантий, утвержденный разделом 6 Программы, не были включены отдельные лекарственные средства, содержащиеся в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.03.2007 N 376-р:

раздел II. Миорелаксанты и антихолинэстеразные средства - не включен цисатракурия безилат (раствор для внутривенного введения);

раздел III. Прочие противовоспалительные средства - не включен сульфалазин (таблетки, покрытые оболочкой);

раздел IV. Средства для лечения рассеянного склероза - не включен интерферон бета-1b (лиофизированный порошок для приготовления инъекционного раствора);

раздел VI. Прочие средства профилактики и лечения инфекций - не включена лизатов бактерий смесь (таблетки для рассасывания, спрей назальный);

раздел VII. Цитостатические средства - не включен доцетаксел (концентрат для приготовления раствора для инфузий);

раздел IX. Гиполипидемические средства - не включен ловастатин (таблетки);

раздел XII. Средства, используемые для лечения заболеваний, сопровождающихся эрозивно-язвенными процессами в пищеводе, желудке и двенадцатиперстной кишке - не включен рабепразол (таблетки, покрытые кишечнорастворимой оболочкой);

раздел XIV. Неполовые гормоны, синтетические субстанции и антигормоны - не включен бетаметазон (суспензия для инъекций).

Отсутствие указанных лекарственных препаратов в перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, применяемых при реализации государственных гарантий, утвержденном разделом 6 Программы ОМС, снижает гарантированный минимум, чем нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Разделом 4 Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2008 год следующий объем медицинской помощи в расчете на 1 человека в год: скорая медицинская помощь (норматив вызовов) - в среднем 0,318 вызова.

В нарушение указанных требований разделом 10 Программы норматив объема скорой медицинской помощи на территории Пензенской области на 2008 год определен равным 0,3068 вызова на 1 жителя в год, то есть
ниже гарантированного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

1. Рассмотреть настоящий протест и внести изменения в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области на 2008 год, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 17.09.2007 N 638-пП, приведя ее в соответствие с федеральным законодательством.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ