Законы и постановления РФ

<Разъяснение> Ассоциации потребителей Пензенской обл. от 14.01.2008 N 8 <Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков>

АССОЦИАЦИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЕ

от 14 января 2008 г. N 8

Вопрос N 1: Что делать, если вручить претензию относительно недостатка товара руководства магазина не удается: директор “хронически“ отсутствует, а продавцы говорят, что не уполномочены принимать никакие документы?

Ответ: Ст. 19 Закона РФ “О защите прав потребителей“ устанавливает, что потребитель вправе предъявить продавцу требования в отношении недостатка товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. Рекомендуем отправить претензию до окончания гарантийного срока по почте заказным письмом или заказным письмом с уведомлением и с описью вложения. По штемпелю на письме, а также по квитанции, которая выдается при отправке заказных писем, можно будет
определить, что Вы обратились к продавцу вовремя. Ст. 194 Гражданского кодекса РФ гласит: “...письменные заявления и извещения, сданные в организацию связи до 24 часов последнего дня срока считаются сделанными в срок“. Таким образом, даже претензии, отправленные в адрес продавца по почте в последний день гарантийного срока, будут считаться поданными вовремя.

Вопрос N 2: Несколько раз в течение гарантийного срока производился ремонт стиральной машины. Теперь я хотел вернуть стиральную машину в магазин и получить назад свои деньги, но продавец сказал мне, что это можно сделать при наличии существенных недостатков. Как же доказать наличие существенного недостатка, и кто это должен делать - я или магазин?

Ответ: Согласно Закону РФ “О защите прав потребителей“ (далее - Закон) существенный недостаток - это “неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки“. То есть речь идет как об одном недостатке товара, который проявляется вновь после его устранения, так и о нескольких, имеющих похожие признаки. Если за такой короткий срок техника регулярно выходила из строя, это серьезный повод задуматься о ее качестве.

Как же доказать наличие существенного недостатка? Каждое обращение в гарантийную мастерскую должно быть письменно зафиксировано: указаны причины поломки и произведено описание произведенного ремонта. Все это служит подтверждением существенного недостатка техники. По закону бремя доказывания наличия существенного недостатка лежит на потребителе. А продавец обязан заменить технически сложный товар, имеющий подобные недостатки. Технически сложные товары указаны в Перечне технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат
удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков (утв. Постановлением Правительства РФ N 575 от 13.05.1997).

И еще один важный момент, потребитель может не только потребовать замены товара, имеющего существенный недостаток, но и отказаться от исполнения договора купли-продажи с возвратом денег, уплаченных за товар.

Юрист АППО

Ю.С.ВАСИЛЬЕВА