Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 09.07.2007 N 7-5-123-07 “Об устранении нарушений законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 9 июля 2007 г. N 7-5-123-07

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ

РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Руководителю Управления

Федеральной регистрационной

службы по Пензенской области

Кудинову И.А.

г. Пенза, ул. Суворова, 39а

Прокуратурой Пензенской области в соответствии с заданием первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации А.Э. Буксмана проведена проверка соблюдения законодательства о государственной гражданской службе, законодательства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в деятельности Управления Федеральной регистрационной службы по Пензенской области.

В ходе проведанной проверки установлено, что Управлением Федеральной регистрационной службы по Пензенской области (далее - УФРС) допускаются нарушения названного законодательства.

Так,
согласно пункту 2 Положения о Федеральной регистрационной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1315 от 13.10.2004, основной задачей Росрегистрации является в том числе обеспечение установленного порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения Росрегистрация осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

Приказом Министерства юстиции РФ N 183 от 03.12.2004 утверждено Общее положение о территориальном органе Федеральной регистрационной службе по субъекту (субъектам) Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Общего положения одной из основных задач УФРС является осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории регистрационного округа.

В целях выполнения возложенных на него задач, в соответствии с пунктом 6 Общего положения УФРС осуществляет следующие полномочия:

1) принимает документы, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, регистрирует такие документы;

2) проводит правовую экспертизу документов, представленных на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и проверку законности сделок с недвижимым имуществом;

3) вносит записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав;

4) совершает соответствующие надписи на правоустанавливающих документах и выдает документы, подтверждающие проведение государственной регистрации прав на недвижимое имущество;

5) принимает на учет бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

6) выдает информацию о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества;

7) выдает правообладателям по их заявлениям в письменной форме копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних
сделок, совершенных в простой письменной форме, и т.д.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 18.12.2006) “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав являются дела, включающие в себя правоустанавливающие документы на недвижимое имущество, и книги учета документов. Правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

В соответствии с Правилами ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ от 24.12.2001 N 343, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, ведут следующие книги учета документов:

книгу учета входящих документов;

книгу учета выданных свидетельств о государственной регистрации прав;

книгу учета выданной информации о зарегистрированных правах;

книгу учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества.

Книга учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества предназначена для внесения записей о поступивших в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копиях решений (постановлений, определений) о наложении арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, по которым отсутствуют разделы Единого государственного реестра прав, в связи с чем арест (запрещение) не может быть зарегистрирован в Едином государственном реестре прав в порядке, установленном законом.

Форма книги учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества предусмотрена в приложении N 5 к Приказу Минюста РФ от 24.12.2001 N 343. В графе “Объект прав“ указываются адрес (местоположение) объекта недвижимости, его назначение и/или наименование.

При проведении проверки выявлено, что
в книге учета арестов под N 16 внесена запись о поступившем в УФРС постановлении судебного пристава-исполнителя Октябрьского районного отдела УФССП по Пензенской области от 11.04.2007. В графе “Содержание запрета“ указано на наложение ареста на нежилое помещение площадью 273,2 кв. м. В то же время графа “Объект прав“ не заполнена, не указаны адрес объекта недвижимости, его назначение и наименование.

Исходя из пунктов 46, 51 Правил ведения книг учета документов, дело правоустанавливающих документов открывается на каждый объект недвижимого имущества. В дело помещаются все документы, необходимые для проведения государственной регистрации прав на объект недвижимости. Копии документов, хранящихся в деле, могут быть удостоверены нотариально. В иных случаях на копиях документов, хранящихся в деле, работник органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, должен сделать надпись об их соответствии подлинникам с указанием даты, фамилии, инициалов лица, сделавшего надпись, а также заявителя. Данная надпись заверяется подписями названного работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и заявителя.

Аналогичные положения содержатся в пункте 25 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ N 184. Кроме того, в нем указано, что копии актов государственной власти, органов местного самоуправления должны быть заверены в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Данное положение соблюдается работниками УФРС не всегда. Так, в деле правоустанавливающих документов на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Пенза, имеется копия Постановления Главы администрации г. Пензы от 13.03.2002 N 434/4 и копия дополнительного соглашения к договору аренды, на которых надпись об их соответствии подлинникам, заверенная подписями, отсутствует.

Пунктом 50 Правил ведения книг учета документов предусмотрено, что в копии
помещаемой в дело расписки, подлинник которой выдан заявителю, делается отметка о возврате заявителю после завершения государственной регистрации прав подлинников документов с указанием даты выдачи, фамилии и инициалов работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, выдавшего документы, и лица, получившего документы. Запись о выдаче документов скрепляется подписями работника органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, и получателя документов.

Однако в деле правоустанавливающих документов по заявлению Мищенко Ю.А. и представителя ООО “Пензенская строительная компания“ Шебаршиной И.В. о регистрации договора участия в долевом строительстве жилого дома, расположенного примерно в 250 м от ориентира - жилой дом по адресу: г. Пенза, объект долевого строительства - квартира, в копии расписки дата выдачи, фамилия и инициалы работника УФРС, выдавшего документы, не указаны.

Также исходя из смысла пункта 21 Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Приказом Минюста РФ N 184 от 01.07.2002, подлинный платежный документ об уплате государственной пошлины после проведения регистрации должен быть возвращен заявителю.

В расписке, находящейся в деле правоустанавливающих документов по заявлению представителя ООО “Спецстроймонтаж“ Барсегяна Г.С. и представителя МУП “Пензгорстройзаказчик“ Летиной И.В. о регистрации договора на участие в долевом строительства жилого дома по адресу: г. Пенза, объект долевого участия - квартиры, отсутствуют сведения о выдаче подлинника платежного документа об уплате государственной пошлины, в то время как иные подлинные документы были выданы заявителям. Платежный документ находится при деле правоустанавливающих документов.

Статья 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (ред. от 18.12.2006) “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ предусматривает требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав.
Так, не подлежат приему на государственную регистрацию прав документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

В соответствии с пунктом 28 “Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ поскольку в Законе не указан порядок отказа в приеме таких документов, а в соответствии со статьей 2 Закона уклонение от государственной регистрации может быть обжаловано заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд, органам, осуществляющим государственную регистрацию прав, рекомендуется, проинформировав об этом заявителя в ходе приема документов, незамедлительно приостанавливать государственную регистрацию (пункт 1 статьи 19 Закона).

В то же время, как показывает практика УФРС, документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, а также документы, исполненные карандашом, на регистрацию принимаются, а государственная регистрация приостанавливается за пять дней до окончания срока государственной регистрации (например, дело правоустанавливающих документов на нежилое здание по адресу: г. Пенза - гараж, литер Л).

В статье 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ указаны основания для приостановления государственной регистрации прав. Так, в соответствии с частью 1 указанной статьи Закона государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан в день принятия решения о приостановлении государственной регистрации прав в письменной форме уведомить заявителя (заявителей) о
приостановлении государственной регистрации прав и об основаниях принятия такого решения. Заявители вправе представить дополнительные доказательства наличия у них оснований для государственной регистрации прав, а также подлинности документов и достоверности указанных в них сведений.

Из пунктов 52, 54 “Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ видно, что в уведомлении о приостановлении рекомендуется указывать причину, послужившую основанием для приостановления.

27.04.2007 заявителям направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации договора участия в долевом строительстве жилого дома, расположенного примерно в 250 м от ориентира - жилой дом по адресу: г. Пенза, объект долевого строительства - квартира, в котором в качестве одного из оснований приостановления указано на необходимость Мищенко Ю.А. получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга на заключение договора долевого участия. В то же время при изучении дела правоустанавливающих документов установлено, что в УФРС 26.04.2007 Мищенко Ю.А. представлены дополнительные документы, в том числе заявление о семейном положении покупателя, свидетельство о заключении брака и свидетельство о смерти супруга Мищенко Д.В. Таким образом, на момент приостановления государственной регистрации договора необходимости в предоставлении согласия другого супруга не имелось.

Кроме того, в ходе проверки были выявлены факты незаконного отказа в государственной регистрации.

Так, например, сообщением от 29.09.2006 N 01/046/2006-981 ООО “Монако“ отказано в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (литер А), расположенный по адресу: г. Пенза, на основании абз. 4, 5 п. 1 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ со ссылкой на то, что документы, представленные на государственную регистрацию права, по форме и содержанию не соответствуют
требованиям действующего законодательства, а также акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания.

В качестве одного из документов, необходимых для проведения государственной регистрации права, представлен акт приемки временных объектов социального назначения, объектов городского дизайна и рекламы в эксплуатацию от 23.07.2002 N А-70-02, соответствующий форме акта, утвержденного Постановлением Главы г. Пензы от 28.12.1999 N 2438.

При проведении правовой экспертизы документов из компетентного органа получена информация о том, что решением Ленинского районного суда г. Пензы от 29.11.2002 Постановление Главы г. Пензы от 28.12.1999 N 2438 признано противоречащим закону, недействительным и не подлежащим применению с момента его принятия. В связи с этим УФРС сделан вывод о том, что акт приемки в эксплуатацию от 23.07.2002 N А-70-02 не может являться основанием для регистрации, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства.

В соответствии со ст. ст. 17 и 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений.

На основании пункта 7 “Общего положения о территориальном органе Федеральной регистрационной службы по субъекту Российской Федерации“ УФРС в целях реализации своих полномочий имеет право в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от
их организационно-правовой формы и формы собственности, и должностных лиц, а также от политических партий, общественных объединений, религиозных и иных некоммерческих организаций, в том числе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, арбитражных управляющих, документы, справочные и иные материалы и сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

В то же время государственным регистратором не приняты все меры по установлению юридической силы акт приемки в эксплуатацию от 23.07.2002 N А-70-02, в частности, не истребована информация о вступлении решения Ленинского районного суда г. Пензы от 29.11.2002 в силу. Так, судебной коллегией по гражданским делам Пензенского областного суда 26.02.2002 указанный судебный акт был отменен, 18.04.2002 производство по делу прекращено. Постановление Главы г. Пензы от 28.12.1999 N 2438 признано утратившим силу Постановлением Главы администрации г. Пензы N 2020 от 28.10.2002. Таким образом, акт приемки в эксплуатацию от 23.07.2002 N А-70-02 на момент его издания соответствовал требованиям действующего законодательства.

Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11.12.2006, вступившим в законную силу, отказ в государственной регистрации права собственности на нежилое помещение (литер А), расположенный по адресу: г. Пенза, признан незаконным.

Также 08.06.2006 в УФРС с заявлением о государственной регистрации договора участия в долевом строительстве от 07.06.2006 обратились ООО “Рисан“ и Алмаметова Р.А. Сообщением УФРС от 14.08.2006 N 01/036/2006-964, ссылаясь на несоответствие представленных на регистрацию документов требованиям законодательства и непредоставление документов, необходимых для государственной регистрации, ООО “Рисан“ отказано в государственной регистрации договора.

УФРС указало на отсутствие в пакете документов, представленных ООО “Рисан“ на регистрацию, разрешения на строительства многоквартирного жилого дома с нежилыми помещениями.

Одновременно обществом представлено разрешение на строительство от 15.05.2006 N
036, выданное Администрацией г. Пензы со сроком действия до 10.03.2007. Согласно данному разрешению ООО “Рисан“ разрешены подготовительные работы и устройство нулевого цикла для строительства жилого дома N 2, блок-секции N 3, расположенного по адресу: г. Пенза, мкр. “А“ по ул. Пушкина - Плеханова.

На основании ч. 2 ст. 25.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ на государственную регистрацию договора участия в долевом строительстве, заключенного застройщиком с первым участником долевого строительства, наряду с документами, необходимыми для государственной регистрации договора участия в долевом строительстве в соответствии с настоящим Федеральным законом, застройщиком представляется в том числе разрешение на строительство.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 12 ст. 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

Выдача разрешения на строительство неразрывно связана с осуществлением ООО “Рисан“ строительства указанного объекта недвижимости. Следовательно, представленное разрешение на строительство является документом, предоставляющим обществу право на осуществление строительства жилого дома, начиная с его подготовительного цикла.

Необоснованный отказ в государственной регистрации договора участия в долевом строительстве повлек правомерное обращение ООО “Рисан“ с заявлением в Арбитражный суд Пензенской области.

Кроме того, отказ УФРС в регистрации договора ущемил права Алмаметовой Р.А., которая в соответствии с условиями договора имеет право на получение в собственность объекта долевого строительства.

Также проведенной проверкой установлено, что УФРС не в полной мере соблюдаются требования законодательства при регистрации арестов недвижимого имущества.

Исходя из ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ поступившая в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, копия решения (определения, постановления) о наложении ареста на недвижимое имущество является основанием для государственной регистрации ограничения права, которая проводится без заявления правообладателя. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня государственной регистрации ограничения права обязан в письменной форме уведомить правообладателя о проведении государственной регистрации с указанием основания для государственной регистрации ограничения права.

При изучении дела правоустанавливающих документов на недвижимое имущество (магазин), расположенное по адресу: г. Пенза, установлено, что 20.01.2006 в УФРС поступило постановление судебного пристава-исполнителя Октябрьского РО УФССП по Пензенской области от 16.01.2006 о наложении запрета на перерегистрацию 1/2 доли объекта недвижимости, принадлежащего на праве собственности Хамидуллиной В.Н. - магазина по ул. Ладожской, г. Пензы. В этот же день УФРС произведена регистрация данного запрета.

Впоследствии 01.02.2006 в УФРС поступило аналогичное постановление о наложении ареста на 1/2 доли объекта недвижимости. Однако в нарушение ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация ареста произведена не была со ссылкой на то, что арест на магазин по ул. Ладожской, уже был зарегистрирован на основании постановления от 16.01.2006.

Данное обстоятельство в дальнейшем повлекло регистрацию договора дарения указанного объекта недвижимости от 06.03.2006, в связи с тем, что постановление судебного пристава-исполнителя от 16.01.2006 было отменено, тогда как постановление от 01.02.2006 на момент регистрации сделки дарения действовало, хотя и не прошло государственную регистрацию.

Указанные обстоятельства послужили основанием для признания в судебном порядке договора дарения нежилого здания, расположенного по адресу: г. Пенза, от 06.03.2006 недействительным в силу ничтожности.

Пунктами 47 - 50 “Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, утвержденному Приказом Министерства юстиции РФ от 14 сентября 2006 г. N 293, установлены сроки ожидания при исполнении государственной функции. Так, максимальное время ожидания в очереди при подаче документов на государственную регистрацию прав не должно превышать 45 минут; максимальное время ожидания при подаче документов не должно превышать 15 минут с момента времени, на который была осуществлена запись; максимальное время ожидания в очереди при подаче дополнительных документов на государственную регистрацию прав, запроса на получение информации, при получении документов не должно превышать 15 минут; время ожидания в очереди на прием к должностному лицу или для получения консультации не должно превышать 30 минут.

Время ожидания в очереди при подаче документов на государственную регистрацию прав соблюдается, однако в отдельные часы при “наплыве“ граждан время ожидания может быть превышено.

В ходе проведения проверки 03.07.2007 были опрошены граждане, находившиеся в очередях на подачу и получение документов. Так, гражданка Китаева П.В. пояснила, что стоит в очереди в окно N 13 на получение документов более 30 минут, т.е. имеет место нарушение п. 49 Административного регламента. Гражданка Бубнова сообщила, что ожидает очереди на подачу документов на государственную регистрацию в окно N 3 примерно с 9 часов 30 мин. до 11 часов 40 минут, т.е. около 3-х часов, больше периода времени, определенного п. 47 Административного регламента.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, в соответствии с настоящим Федеральным законом несут ответственность за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей, указанных в настоящем Федеральном законе, необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе) отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав.

Приказом УФРС по Пензенской области N 129 от 23.11.2006 во исполнение Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ (в ред. Федерального закона от 18.07.2006 N 111-ФЗ) “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 14.09.2006 N 293 “Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ и в соответствии с Методическими рекомендациями по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01.07.2002 N 184 (в ред. Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 19.01.2005 N 4), письмом Федеральной регистрационной службы от 18.02.2005 N 11/1-24-СМ были установлены сокращенные сроки государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договора передачи жилого помещения в собственность; при государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые или построенные с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом на приобретение или строительство этого жилого помещения (при одновременной регистрации залога в силу закона); при внесении изменений в записи Единого государственной реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним; при повторной выдаче свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество; при государственной регистрации прекращения ограничений (обременении) прав - в течение 15 календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав.

А также в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления и документов - при государственной регистрации договора участия в долевом строительстве (после государственной регистрации первого договора).

При этом пунктом 2 данного Приказа было установлено, что вышеуказанные сроки государственной регистрации могут быть сокращены при наличии письменного мотивированного ходатайства заявителя (ей) с учетом полноты пакета документов, особенностей регистрации прав или сделок, текущей загруженностью отдела и других объективных условий до 7 дней по согласованию с руководителем Управления или заместителем руководителя, отвечающему за направление работ, связанных с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, свыше 7 дней - по согласованию с начальниками соответствующих отделов регистрации прав.

Однако пунктом 2 Приказа УФРС по Пензенской области N 76 от 31.05.2007 в связи с внедрением в эксплуатацию единого программного обеспечения АИС ЕГРП в Управлении Федеральной регистрационной службы по Пензенской области“ в целях своевременного исполнения плана-графика работ по внедрению ПК ИС ЕГРП в эксплуатацию в УФРС по Пензенской области действие пункта 2 Приказа Управления от 23.11.2006 N 129 (в редакции Приказа Управления от 19.12.2006 N 149) “О проведении государственной регистрации прав в сокращенные сроки“ было приостановлено. Регистрация прав осуществляется в сокращенные сроки без письменного мотивированного ходатайства заявителя и согласования руководителя или заместителя руководителя Управления, с целью проведения максимального количества регистрационных действий и конвертирования их в типовую АИС ЕГРП.

Статьями 6 и 13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ устанавливают лишь предельный срок при проведении государственной регистрации прав и не содержат запретов по осуществлению государственной регистрации прав в срок менее месяца.

Согласно Приказу Министерства юстиции РФ N 293 от 14.09.2006 общий срок государственной регистрации прав не должен превышать месячного срока со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав. Пунктом 42 данного Приказа установлено, что по решению руководителей территориальных органов Росрегистрации месячный срок может быть сокращен для государственной регистрации отдельных видов прав и сделок или государственной регистрации в целом.

Вопрос о возможности применения сокращенных сроков при осуществлении государственной регистрации прав рассмотрен в Методических рекомендациях по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 9), утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 г. N 184 (в ред. Приказа Минюста России от 19 января 2005 г. N 4).

При приеме документов от заявителей территориальные органы Росрегистрации обязаны включить в выдаваемую заявителю расписку дату окончания срока регистрации. В каждом конкретном случае, в том числе при наличии соответствующего обращения заявителя, а также исходя из особенностей регистрируемой сделки или прав на недвижимое имущество, наличия или отсутствия необходимых правоустанавливающих документов, количества совершаемых регистрационных действий и других объективных условий, государственные регистраторы или работники, в компетенцию которых входят данные вопросы, вправе принять решение о возможности осуществления государственной регистрации прав в более короткий срок.

В письме директора Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации) N 11/1-24-СМ от 18.02.2005 указано, что вопрос о проведении государственной регистрации в срок менее 7 дней должен решаться исключительно руководителем территориального органа Росрегистрации или его заместителем.

Следовательно, проведение в УФРС по Пензенской области регистрации прав в сокращенные сроки без письменного мотивированного ходатайства заявителя и согласования руководителя или заместителя руководителя Управления является неправомерным.

Кроме того, следует отметить, что процедура регистрации включает проведение правовой экспертизы документов, внесение соответствующих надписей в ЕГР прав на недвижимое имущество, совершение надписи на правоустанавливающих документах и выдачу удостоверений о произведенной государственной регистрации прав. Сокращение сроков до 7 дней для всех регистрирующих действий, тем более без письменного мотивированного ходатайства заявителя и согласования руководителя приведет к снижению качества проведения государственной регистрации и нарушению прав заявителей и иных лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

необходимо:

Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры к устранению отмеченных нарушений Закона, причин и условий, им способствующих.

Решить вопрос о привлечении виновных в выявленных нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности.

Представление подлежит безотлагательному рассмотрению с сообщением о результатах его рассмотрения в письменном виде в прокуратуру области в месячный срок.

Прокурор области

государственный советник

класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ