Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 04.06.2007 N 7-5-89-07 “На Постановление Правительства Пензенской области от 26.03.2007 N 189-пП “Об одноканальном финансировании здравоохранения“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 4 июня 2007 г. N 7-5-89-07

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ 26.03.2007 N 189-пП “ОБ ОДНОКАНАЛЬНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ“

Правительство Пензенской области

Пунктом 1 Постановления Правительства Пензенской области от 26.03.2007 N 189-пП “Об одноканальном финансировании здравоохранения“ (далее по тексту - Постановление) предписано осуществить переход на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи, предоставляемой лечебно-профилактическими учреждениями, работающими в системе обязательного медицинского страхования (включая амбулатории и ФАПы при условии наличия лицензии, за исключением ведомственных и негосударственных учреждений здравоохранения): с 1 апреля 2007 года в Башмаковском, Лопатинском, Нижнеломовском районах Пензенской области, с 1 июля 2007 года - на всей территории Пензенской области.

Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области
во взаимодействии с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Пензенской области, как следует из п. 2 вышеназванного Постановления, указано внести изменения в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области в 2007 году, утвержденную Постановлением Правительства Пензенской области от 29.12.2006 N 840-пП “О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Пензенской области в 2007 году“, в части включения в систему обязательного медицинского страхования расходов на содержание муниципальных учреждений здравоохранения: “Башмаковская центральная районная больница“, “Лопатинская центральная районная больница“, “Нижнеломовская центральная районная больница“ - в срок до 1 апреля 2007 года; на содержание всех лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, - в срок до 1 июля 2007 года.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Пензенской области, помимо прочего, рекомендовано во взаимодействии с руководителями органов местного самоуправления муниципальных образований Башмаковского, Лопатинского, Нижнеломовского районов Пензенской области рассмотреть возможность заключения соглашения о перечислении средств в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области за счет сокращения ассигнований, предусмотренных в бюджетах муниципальных образований на содержание лечебно-профилактических учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, за исключением расходов на приобретение дорогостоящего оборудования, капитальное строительство и капитальный ремонт.

Пункт 1 Постановления, включая его подпункты 1.1, 1.2, противоречит положениям действующего федерального законодательства в той части, в которой распространяется на муниципальные учреждения здравоохранения.

Как следует из содержания вышеназванного Постановления, переход на одноканальное финансирование предполагает, в том числе, аккумулирование средств местных бюджетов, предусмотренных на финансирование муниципальных учреждений здравоохранения, в Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Пензенской области (далее - ТФОМС,
Фонд) с последующим направлением Фондом этих средств в лечебно-профилактические учреждения.

Расположенные на территории муниципальных образований Пензенской области, в том числе в Башмаковском, Лопатинском и Нижнеломовском районах, муниципальные учреждения здравоохранения подведомственны органам местного самоуправления и финансируются, помимо прочего, из местных бюджетов.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Основы законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“ N 5487-1 утверждены Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993, а не 22.06.1993.

Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области охраны здоровья установлены Основами законодательства Российской Федерации “Об охране здоровья граждан“ от 22.06.1993 N 5487-1 (с последующими изменениями и дополнениями), далее - Основы.

Согласно статье 8 Основ к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся, в том числе, развитие учреждений муниципальной системы здравоохранения, определение характера и объема их деятельности; организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, включая обеспечение указанных медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов и скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), обеспечение ее доступности, контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи.

Как следует из содержания ст. 13 Основ, на осуществление управления в муниципальной системе здравоохранения уполномочены органы местного самоуправления.

К полномочиям же органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Основ относятся:

принятие законодательных и иных правовых актов, контроль за их соблюдением и исполнением, законодательная инициатива в области охраны здоровья граждан;

защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны
здоровья;

разработка и реализация программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения;

установление структуры органов управления государственной системы здравоохранения субъектов Российской Федерации, порядка их организации и деятельности; развитие учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации; их материально-техническое обеспечение;

участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи, оказываемой организациями независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности в части реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации;

формирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение в части оказания специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических, онкологических диспансерах и других специализированных медицинских организациях в соответствии с номенклатурой медицинских организаций, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (за исключением федеральных специализированных медицинских организаций, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), включая обеспечение медицинских организаций лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, обязательного медицинского страхования неработающего населения, оказания специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи; разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающих в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования; установление порядка и объема предоставляемых отдельным группам населения мер социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи
и лекарственном обеспечении;

осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер;

защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан; охрана семьи, материнства, отцовства и детства;

реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и принимаемых мерах;

координация деятельности по подготовке кадров в области охраны здоровья граждан;

регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

другие вопросы в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Таким образом, управление муниципальными учреждениями здравоохранения, в том числе определение характера их деятельности, форм расходования средств местных бюджетов на их финансирование, к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится. Последние в силу Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан вправе лишь координировать деятельность субъектов муниципальной системы здравоохранения, но не руководить ею.

В связи с этим указание в императивной форме в Постановлении Правительства Пензенской области от 26.03.2007 N 189-пП осуществить переход на одноканальное финансирование муниципальных учреждений здравоохранения, предусматривающее перечисление средств местных бюджетов в ТФОМС, недопустимо. Такая система финансирования, исходя из положений федерального законодательства, может быть введена только на основании муниципальных правовых актов, а также соответствующих соглашений, заключенных между органами местного самоуправления и Фондом.

Не могут служить основанием для принятия Постановления в указанной редакции и положения ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования
на 2007 год“ (с последующими изменениями), которой предусмотрено финансирование в 2007 году мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование.

Как свидетельствует Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2007 г. N 296, Пензенская область в его реализации не участвует.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

Пункт 1 Постановления Правительства Пензенской области от 26.03.2007 N 189-пП “Об одноканальном финансировании здравоохранения“, включая его подпункты 1.1, 1.2, в части, распространяющейся на муниципальные учреждения здравоохранения, привести в соответствие с действующим законодательством.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления.

О результатах рассмотрения протеста должно быть незамедлительно сообщено в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ