Законы и постановления РФ

Решение Пензенского областного суда от 07.05.2007 по делу N 3-11-07 <Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим частного Постановления Правительства Пензенской области от 30.08.2006 N 563-пП “О Порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожным транспортом пригородного сообщения“>

ПЕНЗЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 7 мая 2007 г. по делу N 3-11-07

Пензенский областной суд в составе:

судьи Прошиной Л.П.

при секретаре Козловой Е.А.

с участием прокурора Ивлиевой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале областного суда дело по заявлению Ж.В., В.Н., В.В. о признании недействующим в части пункта 1 постановления, пункта 1 приложения N 1, пункта 1 приложения N 2 к постановлению Правительства Пензенской области от 30 августа 2006 г. N 563-пП “О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожным транспортом пригородного сообщения“,

установил:

постановлением Правительства Пензенской области от 30 августа
2006 г. N 563-пП утвержден Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожным транспортом пригородного сообщения в натуральной форме для лиц, имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации и установленные Законом Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 715-ЗПО “О мерах социальной поддержки граждан, проживающих на территории Пензенской области“ согласно приложениям N 1, N 2, N 3.

Данное постановление было опубликовано в газете “Пензенские губернские ведомости“ N 25 (125) от 15 сентября 2006 г.

Ж.В., В.Н., В.В. обратились в суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 постановления, пункта 1 приложения N 1, пункта 1 приложения N 2 к вышеназванному постановлению Правительства Пензенской области от 30 августа 2006 г. N 563-пП в части непредоставления лицам, являющимися инвалидами, права льготного проезда в маршрутном такси в городском и внутрирайонном сообщениях.

Считают, что маршрутное такси относится к транспорту общего пользования, поскольку осуществляет перевозки на одинаковых для каждого потребителя условиях, в связи с чем им должно быть предоставлено право на получение льготы при проезде в этом виде транспорта. Содержащиеся в постановлении Правительства Пензенской области от 30 августа 2006 г. N 563-пП положения нарушают их право, как ветеранов труда и инвалидов первой и второй групп, на получение льготы при проезде в маршрутном такси.

В судебном заседании Ж.В. и представитель В.Н. - В.В. дополнили свое заявление, указав, что постановлением Правительства Пензенской области установлено право льготного проезда в транспорте общего пользования лишь в городском и внутрирайонном сообщениях, тем самым ограничены их права на льготный проезд
в транспорте общего пользования внутриобластного сообщения. Данные нормы постановления Правительства Пензенской области и приложений к нему не дают возможности им, как инвалидам и ветеранам труда, пользоваться правом на бесплатный проезд, которым они пользовались ранее, нарушает их право на сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты. Постановление Правительства Пензенской области в оспариваемой ими части противоречит требованиям ст. 3 п. 4, ст. 15 п. 1, п. 2, ст. 18, ст. 24, ст. 39 п. 1, ст. 45, ст. 48 п. 1, 55 п. 2, п. 3 Конституции Российской Федерации, ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, а также противоречит определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 15 марта 2002 г., постановлению Президиума Пензенского областного суда от 29 октября 2004 г. Просили признать пункт 1 постановления, пункт 1 приложения N 1, пункт 1 приложения N 2 к постановлению Правительства Пензенской области от 30 августа 2006 г. N 563-пП в части непредоставления инвалидам и ветеранам труда права льготного проезда в маршрутных такси и в транспорте общего пользования внутриобластного сообщения недействующими и обязать Правительство Пензенской области исключить из постановления слова “маршрутное такси“ и дополнить его словами “внутриобластного сообщения“.

Представители заинтересованного лица - Правительства Пензенской области Авершин В.В., Землякова В.И. заявленное требование не признали, пояснив суду, что оспариваемое постановление Правительства Пензенской области принято во исполнение Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 715-ЗПО “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области“ и в целях обеспечения равной доступности транспорта общего пользования
лицам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Указанное постановление принято в пределах полномочий исполнительного органа субъекта Российской Федерации, в соответствии с положениями федерального законодательства, и прав заявителей не нарушает. Общий объем финансирования в Пензенской области, как это предусмотрено ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2004 года, для категории инвалидов не уменьшен, а замена льгот в натуральной форме на денежные компенсации обеспечивает сохранение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан из числа лиц, являющихся инвалидами.

Выслушав объяснения заявителей, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Пензенской областной прокуратуры Ивлиевой Е.В., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (недействующими).

Согласно п. “ж“ ч. 1 ст. 72, ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые по этим вопросам, не могут противоречить федеральным законам.

Как установлено судом, 20 декабря 2004 г. Законодательным Собранием Пензенской области был принят Закон Пензенской области N 715-ЗПО “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области“.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.1 указанного Закона гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, в том числе, имеющим звание “Ветеран труда“, предоставлено право на льготный проезд в транспорте общего пользования городского и внутрирайонного сообщений (кроме такси и маршрутных такси), месячная стоимость которого не может превышать размера ежемесячной денежной выплаты, установленной пунктом 5 части 1 статьи 3 указанного Закона.

Во исполнение Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 715-ЗПО “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области“ и в целях обеспечения равной доступности транспорта общего пользования лицам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, постановлением Правительства Пензенской области от 30 августа 2006 года N 563-пП утвержден Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования, который включает:

Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) в натуральной форме для лиц, включенных в федеральный регистр и имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, установленные законодательством Российской Федерации (приложение N 1),

Порядок предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) в натуральной форме для лиц, включенных в региональный регистр и имеющих право на ежемесячные денежные выплаты, установленные законом Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 715-ЗПО (приложение N 2),

Порядок предоставления льготного проезда железнодорожным транспортом пригородного сообщения отдельным категориям граждан, проживающих на территории Пензенской области (приложение N 3).

Согласно пункту 1 Порядка (приложение N 1) право льготного проезда в транспорте общего пользования
в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) в соответствии с настоящим Порядком предоставляется гражданам, проживающим на территории Пензенской области, имеющим право на получение ежемесячных денежных выплат, установленных федеральными законами от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“, от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и др.

Согласно пункту 1 Порядка (приложение N 2) право льготного проезда в транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) в соответствии с настоящим Порядком предоставляется отдельным категориям граждан, имеющим право на получение ежемесячных денежных выплат, установленных Законом Пензенской области от 20.12.2004 N 715-ЗПО “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области“.

Основанием для предоставления льготного проезда является единый социальный проездной билет и удостоверение установленного образца, подтверждающего льготный статус гражданина. Пунктом 2 Постановления установлена стоимость социального проездного документа для проезда на транспорте общего пользования городского и внутрирайонного сообщений в размере 200 рублей в месяц на одного пассажира.

Как следует из материалов дела, Ж.В., является инвалидом второй группы по общему заболеванию (справка МСЭ N 2597765), ветераном Великой Отечественной войны (удостоверение серия ВВ N 5914367 от 23 мая 2003 г.), имеет звание “Ветеран труда“ (удостоверение серии В N 231502 от 10 июля 1996 г.).

В.Н., является инвалидом первой группы по зрению (справка серия ВТЭ N 026781), а также является лицом, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны (удостоверение серия С N 725298), имеет звание “Ветеран труда“ (удостоверение серия С N 827691 от 19 декабря 1996
г.).

В.В., является инвалидом второй группы по зрению (справка ВТЭ-149 N 095655).

Согласно сообщению Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области по состоянию на 1 мая 2007 года В.Н., В.В., Ж.В. включены в федеральный регистр получателей мер социальной поддержки, как инвалиды 1 и 2 групп соответственно, и являются получателями мер социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, инвалиды пользовались правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации“, вступившими в силу с 1 января 2005 года, статья 30, регулирующая транспортное обслуживание инвалидов, была признана утратившей силу. В нормах Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в новой редакции отсутствуют такие меры, как бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Исходя из этого, доводы заявителей о том, что оспариваемое ими постановление Правительства Пензенской области в части непредоставления лицам, являющимися инвалидами, права льготного проезда в маршрутном такси в городском и внутрирайонном сообщениях противоречит Федеральному
закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, являются несостоятельными.

В соответствии с вводной частью Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1 статьи 26.3, а не пункт 1 статьи 23.6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ.

Пунктом 1 ст. 23.6 Федерального закона N 184-ФЗ от 6 октября 1999 “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“ предусмотрено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.

В свою очередь подпунктом 24 пункта 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки инвалидов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 827 утверждены Правила предоставления, расходования и учета в 2006 году субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской
Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, и распределения указанных субвенций на 1 квартал 2006 года.

В соответствии с пунктом 6 указанных Правил порядок и условия обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Правительство Пензенской области, во исполнение Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 715-ЗПО “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области“, а также указанного выше постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 827, и в целях обеспечения равной доступности транспорта общего пользования лицам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, издало оспариваемое постановление, предоставив право льготного проезда в транспорте общего пользования в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного также) лицам, включенным в федеральный регистр, наравне с лицами, включенными в региональный регистр.

Оспариваемое Постановление от 30 августа 2006 г. N 563-пП принято Правительством Пензенской области в пределах предоставленных ему законодательством полномочий (п. 9 ст. 19, ст. 26 Закона Пензенской области от 22 декабря 2005 г. N 906-ЗПО “О Правительстве Пензенской области“).

Таким образом, ни федеральными законами, ни другими нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, не предусмотрено право инвалидов на льготный проезд в маршрутном такси.

Что касается доводов заявителей о нарушении оспариваемым постановлением их прав, как ветеранов труда и ветеранов Великой Отечественной войны, суд также не находит оснований для их удовлетворения.

Объем льгот на проезд
(в том числе виды транспорта общего пользования городского и внутрирайонного сообщения), для указанной категории граждан, предусмотрены Законом Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 715-ЗПО “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области“, который предметом рассмотрения данного дела не является.

Статья 4.1 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 г. N 715-ЗПО, предусматривающая льготы на проезд в транспорте общего пользования городского и внутрирайонного сообщения (кроме такси и маршрутного такси), уже была предметом судебного нормоконтроля.

Решением Пензенского областного суда от 21 февраля 2007 г., вступившим в законную силу, в удовлетворении заявления У.С. о признании противоречащим закону и недействующим пункта 1 части 1 статьи 4.1 Закона Пензенской области от 20 декабря 2004 N 715-ЗПО “О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Пензенской области“ отказано (дело N 3-04-07).

Нераспространение действия социального проездного документа на проезд в транспорте общего пользования внутриобластного сообщения также не противоречит федеральному законодательству, поскольку ни ветераны труда, ни ветераны Великой Отечественной войны, ни инвалиды с 1 января 2005 г. не обладают правом бесплатного проезда, в том числе и на междугородних внутриобластных маршрутах.

Требования заявителей о возложении на Правительство Пензенской области обязанности дополнить ст. 1 постановления, ст. 1 приложения N 1, ст. 1 приложения N 2 к постановлению от 30 августа 2006 г. N 563-пП указанием о праве льготного проезда в транспорте общего пользования внутриобластного сообщения, а также об исключении из перечисленных видов транспорта маршрутного такси, не подлежат удовлетворению, поскольку суду общей юрисдикции не предоставлены полномочия по обязанию органов исполнительной власти изменять или дополнять действующее законодательство.

Согласно пункту 2 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены условия, при которых при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Из представленных заинтересованными лицами сведений об объемах расходов, произведенных в 2002 - 2006 годах на предоставление льгот инвалидам в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, пояснений представителя заинтересованного лица Земляковой В.И., следует, что совокупный объем финансирования льгот инвалидам после 2004 года увеличился. Так, в 2004 году на реализацию льгот инвалидам было профинансировано 226613,9 тыс. руб., фактически предоставлено льгот на 206828,1 тыс. руб., в 2006 году - профинансировано 307258,72 тыс. руб., фактически предоставлено - 345971,8 тыс. руб. Средний размер денежного эквивалента предоставленных льгот на одного инвалида в месяц в 2004 году составил 225,81 руб., в 2006 году - 239,45 руб.

Эти сведения заявителями не оспариваются.

В связи с изложенным, суд находит, что оспариваемое постановление Правительства Пензенской области в части непредоставления лицам, являющимися инвалидами, права льготного проезда в маршрутном такси в городском и внутрирайонном сообщениях и непредоставления права льготного проезда в транспорте общего пользования во внутриобластных сообщениях, требованиям ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ не противоречит.

Что касается доводов заявителей о противоречии постановления Правительства Пензенской области от 30 августа 2006 г. N 563-пП положениям ст. 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, то они также являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании закона. Статья 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющая понятие транспорта общего пользования и признающая договор перевозки транспортом общего пользования публичным договором, не регулирует порядок предоставления льготного проезда каким либо категориям граждан.

Утверждения заявителей о том, что постановление Правительства Пензенской области в оспариваемой ими части противоречит определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 марта 2002 г., а также постановлению Президиума Пензенского областного суда от 29 октября 2004 года, также не может быть принято во внимание, так как указанные судебные постановления ни законом, ни иным нормативным актом не являются и приняты до внесения изменений в ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Доводы заявителей о нарушении оспариваемыми нормами требований ст. 3 п. 4, ст. 15 п. 1, п. 2, ст. 18, ст. 24, ст. 39 п. 1, ст. 45, ст. 48 п. 1, 55 п. 2, п. 3 Конституции Российской Федерации не могут быть приняты во внимание, поскольку вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, отнесен к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 125 Конституции РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198, ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, суд

решил:

Ж.В., В.Н., В.В. в удовлетворении заявления о признании недействующим в части пункта 1 постановления, пункта 1 приложения N 1, пункта 1 приложения N 2 к Постановлению Правительства Пензенской области от 30 августа 2006 г. N 563-пП “О порядке предоставления льготного проезда на транспорте общего пользования отдельным категориям граждан в городском и внутрирайонном сообщениях (кроме такси и маршрутного такси) и железнодорожным транспортом пригородного сообщения“ отказать.

На решение может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, - кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Пензенский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья

Л.П.ПРОШИНА