Законы и постановления РФ

Протест Прокуратуры Пензенской обл. от 05.03.2007 N 7-5-32-07 “На Постановление Правительства Пензенской области от 25.04.2006 N 246-пП “Об утверждении Правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на водоемах Пензенской области“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТЕСТ

от 5 марта 2007 г. N 7-5-32-07

НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОТ 25.04.2006 N 246-пП “ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ

ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ НА МАЛОМЕРНЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ

СРЕДСТВАХ НА ВОДОЕМАХ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ“

В Правительство

Пензенской области

Постановлением Правительства Пензенской области от 25.04.2006 N 246-пП утверждены Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах на водоемах Пензенской области (далее - Правила ...).

Отдельные положения указанных Правил ... противоречат действующему федеральному законодательству, в связи с чем подлежат изменению.

Так, в соответствии со статьями 72, 76 Конституции Российской Федерации водное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 2 Водного кодекса РФ (далее - ВК РФ) водное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации. Уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

На основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.

Статьей 25 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений отнесено утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.

Вместе с тем, в силу вышеуказанных требований ВК РФ, принимаемые субъектами РФ нормативные правовые акты, регулирующие указанные правоотношения, не должны противоречить федеральным законам, правовым актам Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.

Пунктом 2.8.1 оспариваемых Правил ... установлены действия, запрещенные при эксплуатации маломерных судов. Указанные нормы не в полной мере согласуются с нормами федерального законодательства.

Так, пунктом 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 502, предусмотрено, что при плавании
на маломерных судах запрещается, в числе прочего, управлять маломерным судном в состоянии опьянения, осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности.

Однако пунктом 2.8.1 оспариваемых Правил ... был ограничен по сравнению с указанными нормами приказа МЧС РФ перечень действий, запрещенных при эксплуатации маломерных судов. В частности, Правилами ... запрещено управление маломерным судном лишь в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также запрещено заправлять судно топливом, перекачивать его с судна на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем, курить без указания на необходимость соблюдения иных мер пожарной безопасности.

По этим же основаниям подлежит приведению в соответствие с пунктом 14 названного Приказа МЧС РФ пункт 5.11.8 Правил ...

Не в полной мере соответствует требованиям Приказа МЧС РФ от 29.06.2005 N 501 “Об утверждении Правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами“ перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация маломерных судов, утвержденный оспариваемыми Правилами ...

В частности, названным Приказом МЧС РФ установлено, что пользование маломерными судами запрещается в случае, если комплектация и оборудование судна не соответствуют нормам, указанным в судовом билете (пункт 2.12.5).

Однако в оспариваемых Правилах ... указанное основание отсутствует. Нет в них также ссылки на запрет пользования маломерными судами в иных случаях, прямо предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами.

Пунктом 3.1 оспариваемых Правил... предусмотрено, что лица, управляющие маломерными судами на водных объектах, должны иметь при себе и передавать для проверки Государственному инспектору по
маломерным судам МЧС России Пензенской области или иному должностному лицу, имеющему на то право, лицензию на осуществление предпринимательской деятельности (при использовании судна в этих целях).

Статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 05.02.2007) “О лицензировании отдельных видов деятельности“ установлены виды деятельности, подлежащие лицензированию. На основании части 3 указанной статьи введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

В силу требований названного Закона лицензированию подлежит не всякая предпринимательская деятельность. В сфере внутреннего водного транспорта к лицензируемым видам деятельности отнесены: перевозки внутренним водным транспортом пассажиров; перевозки внутренним водным транспортом грузов; погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.

Однако в нарушение указанных требований пунктом 3.1 оспариваемых Правил ... предусмотрена обязанность судоводителей иметь при себе лицензию при осуществлении любой предпринимательской деятельности.

Пунктом 7.18.11 Правил ... предусмотрено, что каждая база-стоянка должна иметь лицензию на водопользование. Названная норма подлежит приведению в соответствие с Водным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 2007 года, которым был изменен порядок предоставления водных объектов в пользование.

Кроме того, указанный пункт фактически возлагал обязанность по получению лицензии на базы-стоянки, в то время как в соответствии с Водным кодексом РФ от 16.11.1995 N 167-ФЗ, водопользователем является гражданин или юридическое лицо, которым предоставлены права пользования водными объектами.

Главой 6 оспариваемых Правил ... определен порядок освидетельствования баз-стоянок. Указанной главой установлены сроки освидетельствования и переосвидетельствования баз, порядок согласования с Государственной инспекцией по маломерным судам МЧС России установления сроков освидетельствования, а также последствия непрохождения технического освидетельствования.

Указанные нормы приняты с превышением
компетенции, предоставленной субъектам Российской Федерации действующим федеральным законодательством.

Так, в соответствии с подпунктом 10 пункта 5 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004 N 835, государственная инспекция по маломерным судам осуществляет учет, ежегодное техническое освидетельствование баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, выдачу разрешений на эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов.

Правила технического надзора за маломерными судами, поднадзорными Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, базами (сооружениями) для их стоянок, пляжами и другими местами массового отдыха на водоемах, переправами и наплавными мостами утверждены Приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 501.

Таким образом, глава 6 оспариваемых Правил ... подлежит приведению в соответствие с действующим законодательством.

С превышением компетенции, предоставленной органам субъектам Российской Федерации действующим федеральным законодательством, принят также абзац 2 пункта 3.3 Правил ..., в соответствии с которым рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение взысканий на нарушителей производится должностными лицами Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Пензенской области в соответствии с административным законодательством.

На основании пункта 4 статьи 1.3 КоАП РФ, в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

Органам исполнительной власти субъектов РФ не предоставлено право регулировать указанные вопросы.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

требую:

1. Рассмотреть настоящий протест, внести изменения в “Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных
средствах на водоемах Пензенской области“, утвержденные Постановлением Правительства Пензенской области от 25.04.2006 N 246-пП, и привести их в соответствие с федеральным законодательством.

2. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления.

3. О результатах рассмотрения протеста сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме.

Прокурор области

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ