Законы и постановления РФ

<Сообщение> Прокуратуры Пензенской обл. от 15.02.2006 N 7-5-22-06 “По результатам проверки реализации на территории области Программы дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 15 февраля 2006 г. N 7-5-22-06

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЛАСТИ

ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ НАБОРА СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Губернатору Пензенской области

Бочкареву В.К.

Прокуратурой области проведена проверка реализации на территории области Программы дополнительного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг.

Согласно информации Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области, по состоянию на 12.12.2005 в области 8870 необеспеченных льготных рецептов, из них 3693 льготных рецепта находятся на отсроченном обслуживании более 10 дней; по состоянию на 08.02.2006 количество необеспеченных рецептов сократилось до 6024, а находящихся на отсроченном обслуживании более 10 дней - до 2237.

В ходе проверки устанавливались
причины необеспечения граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, лекарственными средствами по льготным рецептам и условия, способствовавшие им.

По результатам проверки установлено следующее.

Федеральным поставщиком лекарственных средств является ООО “БИОТЭК“. Юридический и фактический адрес которого: г. Москва, ул. Хованская 22. От федерального поставщика лекарственные средства поступают на региональный аптечный склад ОАО “Фармация“, а затем распределяются по аптечным организациям аптечной сети ОАО “Фармация“ по всей области, кроме Беднодемьяновского района, где отпуск лекарственных средств по льготным (бесплатным) рецептам производится ОАО “Лиофарм“.

Прием, хранение, учет и бесплатный отпуск лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной медицинской помощи отдельным категориям граждан, осуществляется ОАО “Фармация“ на основании договора поручения от 01.11.2005 N 40-58/293-05, заключенного с ООО “БИОТЭК“.

В рамках осуществления в области Программы дополнительного лекарственного обеспечения, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ “О государственной социальной помощи“, Постановления Правительства РФ от 26.11.2004 N 690 “О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи в 2005 году“, Постановления Правительства РФ от 12.12.2004 N 769 “О мерах по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную помощь в виде набора социальных услуг“ у ОАО “Фармация“ по области действуют более 80 аптечных пунктов - пунктов отпуска бесплатных лекарственных средств по Программе льготного обеспечения.

Кроме указанных нормативных актов, в деятельности по реализации Программы льготного обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих на это право, ОАО “Фармация“ руководствуется соответствующими приказами и рекомендациями Министерства здравоохранения РФ, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Так, Приказ Минздрава РФ от 23.08.1999 N 328 “О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания
рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями“ регламентирует порядок выписывания рецептов на лекарственные средства на льготных условиях и оформления рецептурных бланков.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22.12.2004 “Об установлении торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан“ имеет номер 660-Пр/04, а не 660.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 22.12.2004 N 660 “Об установлении торговых надбавок к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан“ устанавливает предельные торговые надбавки к зарегистрированным ценам на лекарственные средства, которые предназначены для лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.

Приказ Минздравсоцразвития от 16.11.2004 N 195 “О порядке ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи“ регламентирует порядок ведения федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 “Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан“ определяет порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.

Приказ Минздравсоцразвития от 14.12.2005 N 785 “О порядке отпуска лекарственных средств“ определяет порядок отпуска лекарственных средств аптечными учреждениями.

Организация работы по медицинскому обеспечению отдельных категорий граждан, получателей набора социальных услуг, регламентирована также письмом Минздравсоцразвития РФ от 25.01.2005 N 26-МЗ, методическими рекомендациями, утвержденными Министерством здравоохранения и социального развития 12.03.2005 и 07.07.2005.

Анализ деятельности ОАО “Фармация“ показывает, что указанные федеральные и ведомственные нормативные акты применяются. С учетом их требований организуется работа по обеспечению потребности соответствующих категорий населения области
в бесплатных лекарственных средствах. Так, для оперативной связи по реализации Программы между аптечными пунктами, действующими на территории всей области, и складом в структуре предприятия организован отдел дополнительного лекарственного обеспечения. В отделе работает “горячая линия“.

В соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе оговоренными в договоре поручительства ООО “БИОТЭК“ с ОАО “Фармация“, лекарственные средства, предусмотренные к отпуску по льготным рецептам, хранятся в отдельном складском помещении, с учетом возможности хранения группы фармацевтических препаратов, требующих особых условий хранения в специализированных учреждениях.

Следует отметить, что порядок организации оптовой торговли лекарственными средствами, в частности условия хранения, систематически проверяется. Изучение соответствующей документации ОАО “Фармация“ показало, что такие проверки в течение 2005 года проводились как ООО “БИОТЭК“ в рамках контроля выполнения условий договора поручения, так и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Анализ актов проверок показал, что нарушений соответствующих требований закона, предъявляемых к мероприятиям по хранению и отпуску лекарственных средств, контролирующими органами не было выявлено.

В ОАО “Фармация“ действует система электронного учета движения товарных запасов, позволяющая в электронном виде сформировать заказ-заявку в аптеке, отследить дефектуру, формирующуюся по каждой аптеке в разрезе наименований, вести автоматизированный учет движения товара в аптеках. В ОАО “Фармация“ осуществляется персонифицированный учет льготников с помощью соответствующей программы ООО “ФармИнформСервис“. Существующая система автоматизированного учета позволяет оперативно манипулировать товарным запасом лекарственных средств по льготным рецептам в случае недостаточности лекарственных средств в одном аптечном пункте и излишке в другом.

С учетом изложенного аптеки имеют возможность в ежедневном режиме формировать “Прайс-лист“ для врачей лечебно-профилактических учреждений с перечнем препаратов, имеющихся в наличии, в целях исключения выписки медикаментов, временно
отсутствующих в Пункте отпуска, то есть на складе ОАО “Фармация“.

Деятельность по получению от федерального поставщика, отпуску в аптечные пункты лекарственных средств по льготному обеспечению включает в себя следующие составляющие.

Заявки составляются лечебными учреждениями, имеющими право выписки бесплатных рецептов, и ежеквартально представляются в Министерство здравоохранения области.

В свою очередь Министерством обобщенная сводная заявка по всем лечебным учреждениям области представляется в ОАО “Фармация“, где осуществляется ее анализ и сопоставление с имеющимися остатками товара склада и аптечных пунктов. Скорректированная таким образом заявка ОАО “Фармация“ передается ООО “БИОТЭК“.

ООО “БИОТЭК“ поставляет медикаменты согласно квартальной заявке, корректируемой ежемесячно, с учетом имеющихся остатков, по результатам инвентаризации и фактического отпуска по конкретным препаратам за предыдущий месяц.

Схема распределения товара по аптекам выглядит следующим образом: каждый аптечный пункт формирует заявку на медикаменты в соответствии со своими потребностями и передает ее в электронном виде на региональный склад. Далее согласно заявке формируется заказ.

Проверка показала, что информация из аптечных пунктов о потребности в определенных лекарственных средствах, о наличии отсроченных рецептов поступает на региональный склад ОАО “Фармация“ ежедневно. При этом сразу после получения информации по телефону аптечному пункту сообщается о наличии или отсутствии соответствующего лекарственного препарата на складе или в ином аптечном пункте, где указанный препарат не востребован, в связи с чем может быть изъят. При невозможности предоставить необходимое лекарственное средство непосредственно после получения информации применяется процедура, предусмотренная для необеспеченных рецептов.

Кроме ежедневного информирования регионального склада о необеспеченных рецептах, аптечные пункты еженедельно направляют сведения о просроченных рецептах на бумажных носителях. Ежемесячно аптечными пунктами в региональный склад направляются отчеты по специальной форме, фиксирующие отпущенные по льготным рецептам лекарственные
средства, с указанием серии, номера, даты выписки рецепта, даты отпуска, данных о лице, которому произведен отпуск.

Однако в ходе проверок были выявлены аптечные учреждения, в которых отсутствовало какое-либо документальное подтверждение своевременной подачи заявки, - аптечный пункт N 28 ОАО “Фармация“ в Башмаковском районе, аптечный пункт N 21 ОАО “Фармация“ N 21 в Мокшанском районе, аптечный пункт при Колышлейской центральной районной больнице.

Анализ результатов деятельности ОАО “Фармация“ в рассматриваемом конспекте показал, что с января по декабрь 2005 года увеличилось количество граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного лекарственного обеспечения с 54659 человек вначале года до 87902 в конце.

На 01.01.2006 в Пензенскую область поставлено лекарственных средств на сумму 557,7 млн. руб. в рамках заявки лечебно-профилактических учреждений, утвержденной Министерством здравоохранения области.

В 2005 году обслужено 99,4% от общего числа представленного в аптечные пункты ОАО “Фармация“ льготных рецептов.

Приведенные показатели, безусловно, свидетельствуют о наличии всех необходимых предпосылок для качественной реализации в области Программы бесплатного обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством.

Вместе с тем наличие не обслуженных в срок рецептов показывает несовершенство существующей в настоящее время процедуры.

Следует отметить, что реализация Программы дополнительного лекарственного обеспечения, предусмотренной Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, внесла коррективы в существующий порядок отпуска медикаментов льготникам. С учетом особенностей законодательства в указанной сфере требовалась такая организация работы всех участников Программы, которая позволила бы получить максимально положительный результат в виде стопроцентного обеспечения льготников необходимыми бесплатными лекарственными средствами. Анализ деятельности по итогам 2005 года показал, что такого результата не достигнуто. При этом имеющиеся причины вполне устранимы.

В
официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Приказ Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 257 имеет название “О внесении дополнений в Приказ Минздрава России от 23.08.1999 N 328 “О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями (организациями)“.

В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 257 “О внесении дополнений в Приказ Минздрава России от 23.08.1999 N 328 “О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке отпуска аптечными учреждениями“ лекарственное средство выписывается по международному непатентованному наименованию в соответствии с “Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи“. Выписка синонимических препаратов по торговым наименованиям производится при их наличии на региональном складе фармацевтической организации. В случае индивидуальной непереносимости лекарственного препарата по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, утвержденному главным врачом, разрешается выписка его по торговому наименованию в соответствии с Перечнем торговых наименований лекарственных средств.

Расчет потребности аптек (пунктов отпуска) в лекарственных средствах, необходимых для обеспечения отдельных категорий граждан, также производится по международному непатентованному наименованию (МНН).

Данное требование на практике соблюдается далеко не всегда. Именно выписка рецептов в нарушение указанных требований, не в соответствии с МНН, является одной из причин наличия отсроченных рецептов. Рецепты по торговым наименованиям выписываются врачами самостоятельно, без какого-либо решения врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, предусмотренной указанным Приказом.

Указанные случаи в ходе проверок выявлены прокурорами Вадинского района, Пачелмского, Нижнеломовского, Лунинского и других районов.

Прокурором Бековского района при проверке законности выписки рецептов врачами центральной районной больницы установлено, что ими подчас выписываются медицинские препараты, не
включенные в льготный перечень. Так, 05.12.2005 врачом-терапевтом ЦРБ Бохан Т.В. больному Оськину В.С. был выписан рецепт серии 56 N 17100945 на получение упаковки лекарственного средства “Берлитион“ в ампулах. Данный рецепт в тот же день больным был предъявлен в аптечный пункт N 36 ООО “Фармация“ и ввиду отсутствия в наличии остался на отсроченном обслуживании более 10 дней. Заявка на поставку препарата аптечным пунктом была направлена на склад ОАО “Фармация“, однако в течение месяца препарат не был поставлен в аптеку ввиду его отсутствия на складе, а рецепт списан как необслуженный.

Указанный препарат, а также препарат “Мильгамма“ в ампулах был выписан врачами ЦРБ Бохан Т.В. и Паниной Н.М. больным Постниковой Л.Ф. и Земцовой А.В., рецепты ввиду отсутствия препаратов на складе также остались необслуженными.

В ходе проверки установлено, что лекарственный препарат “Берлитион“ не включен в Перечень лекарственных средств, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ N 601 от 28.09.2005. Кроме того, выписка препарата возможна только под его международным непатентованным наименованием (МНН). МНН препарата “Берлитион“ является “Тиоктовая кислота“, которая в Перечне... содержится только в виде таблеток, покрытых оболочкой.

Аналогичные нарушения были выявлены в Тамалинском районе, где допускались случаи выписки препаратов “Бетасерк“ и “Энап“, которые в Перечне лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.09.2005 N 601 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2005 N 811) под выписанными торговыми наименованиями отсутствуют.

Согласно утвержденным Министерством здравоохранения и социального развития 07.06.2005 “Методическим рекомендациям по организации контрольных мероприятий и оценки эффективности реализации дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан“ врачи при назначении и выписке рецептов на лекарственные средства по дополнительному лекарственному обеспечению в соответствии с Перечнем лекарственных
средств и стандартам медицинской помощи, утвержденными Минздравсоцразвития России, несут ответственность за целесообразность назначения лекарственных средств и правильность оформления рецептов.

На практике указанные требования не соблюдаются, что приводит к дефектуре (отсутствию) лекарственных средств в аптечных организациях, то есть отсутствию лекарственных препаратов (МНН), необходимых для обеспечения по рецептам, на момент поступления рецепта в аптечный пункт. При этом со стороны ОАО “Фармация“ принимаются меры к своевременному обеспечению ЛПУ информацией о лекарственных препаратах, находящихся в наличии. Вместе с тем лечебные учреждения при выписке рецептов не руководствуются МНН лекарственных средств, не разъясняют гражданам, имеющим право на получение бесплатного препарата возможности применения синонимического лекарственного средства, что в свою очередь приводит к отказу льготников от замены выписанного врачом, но отсутствующего в аптеке препарата.

Еще одной из причин необеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами по льготным (бесплатным) рецептам является то, что заявки лечебно-профилактических учреждений не всегда отвечают реальным потребностям, что приводит к ситуациям, когда лекарственные средства заявлены, но рецепты не выписываются. Препараты не включены своевременно в заявку, но выписываются по рецептам льготникам. Также в течение года наблюдалась выписка рецептов в числе, значительно превышающем заявки.

Указанное нарушение было выявлено прокурорами Земетчинского и Сосновоборского районов г. Пензы, когда в конце 2005 г. врачами лечебно-профилактических учреждений района выписывалось лекарственных средств намного больше, чем было подано в заявке.

Все это указывает на то, что со стороны лечебных учреждений, формирующих первоначальную заявку, и со стороны Министерства здравоохранения, утверждающего ее, не придается должного внимания проблеме качественного обеспечения выполнения Программы.

Так, из 10077 рецептов, находящихся на отсроченном обслуживании на начало этого года, имеется 157 торговых наименования, или 99 международных. То
есть при грамотном подходе к выписке рецептов со стороны лечебных учреждений произошло бы реальное снижение необслуженных льготных рецептов.

Вместе с тем ОАО “Фармация“ как региональное фармацевтическое предприятие, в силу своей деятельности обязанное обеспечивать потребность определенной категории населения области в бесплатных лекарственных препаратах, не принимает всех необходимых к этому мер.

Так, в соответствии с п. 2.7 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 в редакции от 07.10.2005 “Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан“ в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту. Таким образом, предусмотрена альтернатива: обеспечение лекарством в течение 10 дней или его замена также в пределах указанного срока.

В нарушение установленного порядка аптечным пунктом при Колышлейской ЦРБ и аптечным пунктом ОАО “Лиофарм“ в Беднодемьяновском районе в случае отсутствия лекарственных средств, выписанных больным, отпуск аналогичного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, не производится, в течение 10 дней рецепты с отсутствующими в аптеке препаратами не обслуживались. В аптечном пункте N 25 вообще не ведется учет и контроль поступающих рецептов, отсутствует журнал учета рецептов на отсроченном обслуживании.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду Методические рекомендации “Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг“.

Утвержденные Минздравсоцразвития 12.03.2005 методические рекомендации “По организации работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг“ также предусматривают, что при получении фармацевтической организацией, осуществляющей поставки лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения в субъекте РФ (в данном случае ОАО “Фармация“) текущих и срочных заявок от аптечных организаций, такие заявки должны быть зарегистрированы и приняты меры к их удовлетворению. При этом в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в фармацевтической организации информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение 1 дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, заключившую договоры с производителями (в данном случае ООО “БИОТЭК“), которая организует поставку в субъект РФ в срок до 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечной организации. В случае отсутствия в фармацевтической организации указанного средства она обеспечивает закупку и поставку его в аптечную организацию в течение не более 6 рабочих дней.

Пункт 2.1.6 Договора, действующего между ООО “БИОТЭК“ и ООО “Фармация“, также предусматривает обязанность ООО “Фармация“ при отсутствии необходимого лекарственного средства на собственном складе в течение 2 рабочих дней с момента получения информации о необеспеченном рецепте сформировать соответствующую заявку и представить в письменной форме ООО “БИОТЭК“.

Вместе с тем данные требования ООО “Фармация“ в должной степени не соблюдаются. Согласно полученной в ходе проверки информации данные по дефектуре лекарственных средств 1 раз в неделю отправляются в ООО “БИОТЭК“. 3 раза в месяц направляется список препаратов, стоящих на отсроченном обслуживании, для поставки с целью уменьшения очередности. Таким образом, не обеспечивается обслуживание рецептов в срок, установленный обязательными для применения соответствующими нормативными актами.

Прокурором Октябрьского района г. Пензы по выявленным нарушениям законодательства генеральному директору ОАО “Фармация“ внесено представление.

Таким образом, анализ результатов настоящей проверки показал, что деятельность по обеспечению выполнения на территории области Программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан не свободна от недостатков. В неукоснительном соблюдении требований действующего законодательства нуждается работа лечебных учреждений. Значительных корректив требует осуществляемая в указанном направлении деятельность Министерства здравоохранения и социального развития области.

По результатам настоящей проверки горрайпрокурорами области выявлено более 40 нарушений законодательства о дополнительном лекарственном обеспечении граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг, внесено 19 представлений.

Заместителем прокурора области представление внесено Министру здравоохранения и социального развития области, направлена информация управляющему Государственным учреждением - отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области.

Указанная информация направляется для принятия мер в соответствии с Вашей компетенцией.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ