Законы и постановления РФ

Решение Пензенской городской Думы от 28.10.2005 N 226-15/4 “Об утверждении Положения “О порядке оформления правовых актов Пензенской городской Думы“

Утратил силу в связи с принятием Решения Пензенской городской Думы от 26.06.2009 N 106-7/5, вступившего в силу со дня его официального опубликования.

Вступает в силу со дня его официального опубликования (пункт 4 данного документа).

ПЕНЗЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

от 28 октября 2005 г. N 226-15/4

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ “О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ

АКТОВ ПЕНЗЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ“

Докладчик: Р.Н. Петрухин, заместитель Председателя городской Думы.

Устав города Пензы, принятый Решением Пензенской городской Думы от 28.02.2003 N 416/30, утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Решения Пензенской городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4. Действующие нормы по данному вопросу содержатся в статье 22 Устава города Пензы, принятого Решением Пензенской
городской Думы от 30.06.2005 N 130-12/4.

В соответствии с Регламентом Пензенской городской Думы и руководствуясь ст. 71 Устава города Пензы, Пензенская городская Дума решила:

1. Утвердить Положение “О порядке оформления правовых актов Пензенской городской Думы“ (приложение 1).

2. Утвердить бланки проекта решения Пензенской городской Думы, проекта решения постоянной комиссии Пензенской городской Думы (приложение 2).

3. Настоящее Решение опубликовать в средствах массовой информации.

4. Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава города

И.А.БЕЛОЗЕРЦЕВ

Приложение 1

к Решению городской Думы

от 28 октября 2005 г. N 226-15/4

ПОЛОЖЕНИЕ

О ПОРЯДКЕ ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ПЕНЗЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Настоящий порядок оформления правовых актов Пензенской городской Думы (далее - Порядок) разработан с учетом положений и правил, изложенных в Методических рекомендациях по юридико-техническому оформлению проектов решений, подготовленных Главным Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Правительства Российской Федерации, Правовым управлением Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации.

Порядок рассчитан на практическое применение при осуществлении подготовки правовых актов городской Думы.

Целью настоящего Порядка является обеспечение качественного юридико-технического оформления правовых актов городской Думы, вносимых на рассмотрение Пензенской городской Думы.

Раздел I. СТРУКТУРА ПРАВОВОГО АКТА

1. Наименование правового акта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию нормативного правового акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.

Правовые акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание нормативных правовых актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых
актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть правового акта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула:

не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с принятием правового акта городской Думы;

не формулирует предмет регулирования правового акта;

не нумеруется.

Преамбула предваряет текст правового акта.

Структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.

3. Деление правового акта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

В нормативных правовых актах, утверждаемых решениями городской Думы (устав, правила, порядок, положение и т.п.), употребляются следующие структурные единицы по нисходящей:

раздел;

глава;

статья;

часть;

пункт;

подпункт.

Вводить структурную единицу “раздел“, если в правовом акте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных правовых актов на части, разделов - на подразделы, глав - на параграфы.

Проект решения городской Думы, как правило, состоит из пунктов и подпунктов.

Нумерация страниц правовых актов осуществляется по центру в верхней части на каждой странице.

Номер на первой странице, как правило, не ставится.

4. Раздел:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение и наименование раздела печатается прописными буквами полужирным шрифтом по центру страницы одно под другим.

Пример:

Раздел I

Право собственности и другие вещные права

5. Подраздел:

имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа. Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.

Пример:

Подраздел I. Общие положения об обязательствах

6. Глава:

нумеруется арабскими цифрами;

имеет наименование.

Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.

Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным
шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.

Пример:

Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности

7. Параграф:

обозначается знаком §;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование.

Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.

Пример:

§ 1. Хозяйственные товарищества и общества

8. Статья нормативного правового акта:

является его основной структурной единицей;

имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;

имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь.

Примеры:

Статья 33. Сертификация

1.__________________. (часть 1)

2.__________________. (часть 2)

или

Статья 33

1.__________________. (часть 1)

2.__________________. (часть 2)

Обозначение статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом и абзацного отступа.

Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.

Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится, и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.

Статья подразделяется на части.

Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.

Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой.

Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.

Примеры:

Статья 13. Порядок голосования

1. ___________________. (часть 1)

2. ___________________: (часть 2)

1) ___________________; (пункт 1 части 2)

2) ___________________: (пункт 2 части 2)

а) ___________________; (подпункт “а“ пункта 2 части 2)

б) ___________________. (подпункт “б“ пункта 2 части 2)

3. ___________________. (часть 3)

или

Статья 33

1. __________________, (часть 1)

2. __________________: (часть 2)

1) __________________; (пункт 1 части 2)

2) __________________: (пункт 2 части 2)

а) __________________; (подпункт “а“ пункта 2 части 2)

б) __________________. (подпункт “б“ пункта 2 части 2)

3. __________________. (часть 3)

В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы
(не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в правовом акте.

Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного правового акта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.

Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного правового акта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.

Примеры возможных вариантов структуры частей статьи:

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)

3. К решению об обращении к собранию кредиторов прилагаются:

план финансового оздоровления; (абзац первый части 3)

график погашения задолженности. (абзац третий части 3)

или

Статья 1. Порядок рассмотрения требований кредиторов

1. При наличии возражений относительно требований кредиторов арбитражный суд проверяет обоснованность требований. (часть 1)

2. Требования кредиторов рассматриваются в заседании арбитражного суда. По результатам рассмотрения выносится определение о включении или об отказе во включении указанных требований в реестр требований кредитора. (часть 2)

3. Федеральный арбитражный суд действует в составе: (абзац первый части 3)

1) президиума; (пункт 1 части 3)

2) судебной коллегии: (пункт 2 части 3)

а) по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений; (подпункт “а“ пункта 2 части 3)

б) по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений, (подпункт “б“ пункта 2 части 3)

9. Правовые акты о внесении изменений в правовые акты, а также правовые акты, содержащие перечни правовых
актов, признаваемых утратившими силу, имеют особую структуру. Такие правовые акты:

делятся на части, пункты, нумеруемые арабскими цифрами с закрывающейся круглой скобкой, или на абзацы, не имеющие обозначений;

содержат перечень правовых актов, которыми вносились изменения в правовой акт.

Пункты могут делиться на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающейся круглой скобкой.

Примеры:

1. Внести в решение городской Думы от ______ N ____ “_______“ (Пензенские губернские ведомости, ____, N ______) следующие изменения:

1) _________________; (пункт 1)

2) _________________; (пункт 2)

3) _________________: (пункт 3)

а) _________________; (подпункт “а“ пункта 3)

б) _________________; (подпункт “б“ пункта 3)

4) _________________. (пункт 4)

или

1. Внести в решение городской Думы от _____ N ____ “_______“ (Пензенские губернские ведомости, _____, N _____) следующие изменения:

__________________; (абзац второй)

__________________; (абзац третий)

__________________. (абзац четвертый)

или

1. Внести в Положение “________“, утвержденное решением городской Думы от ____ N _____ (Пензенские губернские ведомости, _____, N ____) следующие изменения:

1) Статью 32 изложить в следующей редакции: (пункт 1)

“Статья 32. ____________“;

2) Пункт 3 части 7 статьи 15 - исключить. (пункт 2)

или

1. Признать утратившими силу:

1) __________________; (пункт 1)

2) __________________. (пункт 2)

или

1. Признать утратившими силу:

___________________; (абзац второй)

___________________; (абзац третий)

___________________. (абзац четвертый)

10. Нумерация статей, глав, разделов должна быть сквозной. Недопустима, например, отдельная нумерация статей каждой главы или отдельная нумерация глав каждого раздела.

Недопустимо изменять нумерацию частей, разделов, глав, статей правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи правового акта.

Недопустимо изменять нумерацию частей статей, пунктов и буквенное обозначение подпунктов частей статей правового акта при внесении в него изменений и признании утратившими силу структурных единиц статьи правового акта.

Если дополнения вносятся в конец правового акта, то необходимо продолжать имеющуюся нумерацию
частей, разделов, глав, статей (например, последней была глава 5 - дополнить главой 6; последней была статья 7 - дополнить статьей 8).

Если дополнения вносятся в конец структурной единицы статьи, то также необходимо продолжать имеющуюся нумерацию (например, в статье последней частью была часть 3 - дополнить частью 4; в части последним пунктом был пункт 3 - дополнить пунктом 4 и т.д.).

Если правовой акт дополняется новыми структурными единицами, то новые структурные единицы необходимо обозначать дополнительно цифрами, помещаемыми над основными цифровыми или буквенными обозначениями (например, глава 5.1, статья 7.2, часть 2.1, пункт 3.3, подпункт “б“).

Пример:

1. Внести в решение городской Думы от ______ N ____ “_______“ (Пензенские губернские ведомости, ______, N _____) следующие изменения:

1) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

“5. ________________

1) _________________.

2) _________________“;

2) в части 6:

пункт 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

“2.1) _________________;“;

пункт 3 части 4 дополнить подпунктом “б“ следующего содержания:

“б) _______________;“.

или

1. Внести в Положение “________“, утвержденное решением городской Думы от _______ N ____ (Пензенские губернские ведомости, ______, N _____) следующие изменения:

1). Статью 18 дополнить частью 7.3 следующего содержания:

“7.3. __________________“;

2). в статье 28:

часть 2 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

“2.1) __________________;“;

пункт 3 части 4 дополнить подпунктом “а“ следующего содержания:

“а) ___________________;“.

11. В нормативных правовых актах должно употребляться понятие “вступление в силу“.

Примеры:

Настоящее Положение вступает в силу по истечении 30 дней со дня его официального опубликования.

или

Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2005 года.

или

Настоящее Решение вступает в силу со дня его официального опубликования.

или

Настоящее Положение вступает в силу через десять дней после дня его официального опубликования.

12. Целесообразно избегать включения в правовой акт примечаний к статьям, главам, разделам, частям или правовому
акту в целом. Такого рода положения необходимо формулировать в качестве самостоятельных статей или включать непосредственно в текст той структурной единицы, к которой они относятся.

13. Правовые акты могут иметь приложения, в которых помещаются различного рода перечни, таблицы, графики, тарифы, карты, образцы бланков, документов, схем и т.д.

Если к правовому акту имеется несколько приложений, то они нумеруются арабскими цифрами без указания знака N. При ссылках на приложения в тексте правового акта знак N также не указывается.

Пример:

согласно приложению 4 к Решению Пензенской городской Думы

Юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова.

Обозначение приложения располагается в правом верхнем углу страницы после текста проекта решения с указанием на регистрационный номер и дату подписания правового акта.

Приложения к правовым актам подписываются одним из заместителей председателя городской Думы.

Примеры:

Приложение

к Решению городской Думы

от ________ N _______

или

Приложение 2

к Решению городской Думы

от _______ N ______

Наименование приложения располагается по центру страницы.

Раздел II. ПОРЯДОК УПОТРЕБЛЕНИЯ ССЫЛОК

14. Ссылки в статьях на другие статьи, а также на ранее принятые правовые акты применяются только в случае, если необходимо показать взаимную связь правовых норм или избежать повторений.

15. Ссылки можно делать только на вступившие в силу (введенные в действие) правовые акты. Ссылки на утратившие силу правовые акты и проекты решения недопустимы.

16. При необходимости сделать ссылку в правовом акте на нормативный правовой акт указываются его следующие реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта, дата его подписания, регистрационный номер и наименование нормативного правового акта.

Примеры:

регулируются Решением Пензенской городской Думы от 25 октября 2002 г. N 341/26 “Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города Пензы“

или

в соответствии с
Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

При отсутствии номера нормативного правового акта указываются его вид, дата подписания и наименование нормативного правового акта.

Пример:

в соответствии с Законом РСФСР от 8 июля 1981 года “О судоустройстве РСФСР“

Вид конкретного нормативного правового акта указывается с прописной буквы.

17. При неоднократных ссылках на один и тот же нормативный правовой акт при первом его упоминании применяется следующая форма:

Пример:

в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ “О политических партиях“ (далее - Федеральный закон “О политических партиях“)

18. При ссылке на нормативный правовой акт, который полностью был изложен в новой редакции, указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид нормативного правового акта и его наименование, а в скобках указываются вид нормативного правового акта, дата подписания и регистрационный номер нормативного правового акта, полностью изложившего данный нормативный правовой акт в новой редакции.

Пример:

в соответствии с Законом Российской Федерации “О недрах“ (в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ)

19. Ссылки на Конституцию Российской Федерации, Устав Пензенской области и Устав города Пензы оформляются с указанием полного наименования акта и составных частей.

Пример:

в соответствии с частью 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации

в соответствии с частью 2 статьи 21 Устава города Пензы

20. При ссылке на кодекс дата подписания и регистрационный номер кодекса не указываются.

Примеры:

регулируются Уголовным кодексом Российской Федерации

в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации

в соответствии с частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации

21. При ссылках на конкретную статью кодекса, состоящего из нескольких частей, номер части кодекса не указывается.

Примеры:

регулируются статьей 321 Налогового кодекса Российской Федерации

в порядке, установленном
статьей 20 Налогового кодекса Российской Федерации

в соответствии со статьей 924 Гражданского кодекса Российской Федерации

22. При необходимости дать ссылку не на весь нормативный правовой акт, а только на его структурную единицу сначала указывается эта конкретная единица (начиная с наименьшей).

Пример:

регулируются пунктом 4 части 2 статьи 10 Закона Пензенской области от ____ N ______ “_________“

23. Обозначения разделов, глав, статей, частей, пунктов печатаются цифрами, обозначения подпунктов печатаются строчными буквами русского алфавита в кавычках.

Примеры:

подпункт “в“ пункта 1 части 2 статьи 5

глава 5

разделы III и IV

24. Обозначения абзацев при ссылках на них указываются словами.

Примеры:

абзац второй части 1 статьи 1

в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 1

При этом первым считается тот абзац, с которого начинается структурная единица, в составе которой он находится.

Пример:

Статья 33. Сертификация

1. __________________: (абзац первый части 1)

_____________________; (абзац второй части 1)

_____________________; (абзац третий части 1)

_____________________. (абзац четвертый части 1)

2. __________________. (часть 2)

25. Ссылки на структурные единицы одного и того же правового акта оформляются следующим образом:

Примеры:

содержащиеся в главе 3 настоящего Положения

в связи с положениями настоящей главы

в соответствии с частью 32 статьи 5 настоящих Правил

в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящего Решения

в соответствии с пунктом 2.1 части 4 статьи 5 настоящего Положения

в соответствии с подпунктом “а.1“ пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Положения

регулируется подпунктом “б“ пункта 2 части 3 статьи 5 настоящего Порядка

содержащиеся в параграфе 2 настоящей главы

26. Ссылки в правовых актах могут даваться на нормативные правовые акты высшей или равной юридической силы. Ссылки на конкретные нормативные правовые акты низшей юридической силы или их отдельные структурные единицы не допускаются (например, ссылка в Уставе города Пензы на постановление Главы администрации города Пензы).

27. В тексте правового акта недопустимы ссылки на нормативные предписания других правовых актов, которые, в свою очередь, являются отсылочными.

Раздел III. ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ПРАВОВЫЕ АКТЫ

28. Для приведения правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, законодательством Пензенской области, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении правовых актов в соответствие путем внесения изменений в них.

29. Внесением изменений считается:

замена слов, цифр;

исключение слов, цифр, предложений;

новая редакция структурной единицы правового акта;

дополнение структурной единицы правового акта новыми словами, цифрами или предложениями;

дополнение структурными единицами правового акта;

приостановление действия правового акта или его структурных единиц;

продление действия нормативного правового акта или его структурных единиц.

30. Наличие в правовых актах, устанавливающих новое правовое регулирование, структурных единиц, содержащих внесение изменений в иные правовые акты или их структурные единицы, не допускается.

Исключение составляют проект решения о бюджете города Пензы на соответствующий год, а также проект решения о внесении изменений в решение о бюджете города Пензы на соответствующий год.

31. Внесение изменений в правовые акты оформляется самостоятельным правовым актом.

Пример:

О внесении изменений в пункт 5 решения городской Думы от _____ “_____“

1) ________________;

2) ________________.

или

О внесении изменений в статью 5 Правил “____“, утвержденных решением городской Думы от _____ N _____ (Пензенские губернские ведомости, 2001, N _____, 2002, N _______)

1. Внести в статью 5 Правил “_____“, утвержденных решением городской Думы от ____ N ______ (Пензенские губернские ведомости, 2001, N ____), следующие изменения:

1) __________;

2) __________.

При внесении изменений одним правовым актом в несколько правовых актов изменения, вносимые в каждый правовой акт, оформляются самостоятельными пунктами.

Пример:

О внесении изменений в пункт 5 решения городской Думы от ____ N ____ “____“ и в решение городской Думы от ______ N _______ “ _______“

1. Внести в пункт 5 решения городской Думы от _______ N ______ “______“ (Пензенские губернские ведомости, 2001, N ______) следующие изменения:

1) __________________;

2) __________________.

2. Внести в решение городской Думы от _____ N _____ “______“ (Пензенские губернские ведомости, 2003, N ______) следующие изменения:

1) __________________;

2) __________________.

32. При одновременном внесении в правовой акт изменений и признании утратившими силу структурных единиц данного правового акта, положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одном пункте. При этом вносимые изменения в правовой акт и признание утратившим силу правового акта должны быть изложены последовательно.

Пример:

1. Внести в решение городской Думы от _____ N ____ “______“ (Пензенские губернские ведомости, 2001, N _____) следующие изменения:

1) в пункте 1 слова “_________“ заменить словами “__________“;

2) пункт 1 дополнить словами “______________“;

3) в подпункте 2 пункта 2 слова “___________“ исключить;

4) пункт 4 признать утратившим силу;

5) в подпункте “в“ слова “__________“ заменить словами “__________“.

33. При внесении изменений в правовой акт обязательно указываются вид акта, дата принятия акта, его регистрационный номер, наименование, соответствующие источники его первоначального официального опубликования, а также источники официального опубликования актов о внесении изменений в правовой акт.

Пример:

1. Внести в пункт 5 решения городской Думы от ______ N ______ “______“ (Пензенские губернские ведомости, 2001, N ____, 2002, N _____) следующие изменения:

Если подлежащий изменению правовой акт был изложен полностью в новой редакции, то указываются его реквизиты в следующей последовательности: вид правового акта, дата принятия правового акта, его регистрационный номер, наименование, а в круглых скобках указываются вид правового акта, дата подписания и регистрационный номер правового акта, источник официального опубликования, полностью изложившего данный акт в новой редакции.

Пример:

Внести в решение городской Думы от _______ N _____ “___________“ (в редакции решения городской Думы от_______ N _____ “___________“; Пензенские губернские ведомости, 2000, N 14) следующие изменения:

34. Независимо от конкретного содержания правового акта, наименование правового акта всегда содержит только слово “изменение“ в соответствующем числе и оформляется следующим образом:

Примеры:

О внесении изменения в решение городской Думы от ______ N _____ “________“

или

О внесении изменений в решение городской Думы от _______ N ______ “______“

или

О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Пензенской городской Думы в связи с принятием Закона Пензенской области от _______ N _____ “___________“

35. При внесении изменений в одну или две (не более) статьи (части) правового акта наименование правового акта целесообразно конкретизировать.

Примеры:

О внесении изменений в пункты 5 и 10 решения городской Думы от ______ N _____

или

О внесении изменений в статью 5 Порядка, утвержденного решением городской Думы от N _____ “_______“ и пункт 14 решения городской Думы от _______ N _____ “_______“

36. Изменения всегда вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо.

37. Внесение в основной правовой акт правовых норм временного характера не допускается. При необходимости установить временное (отличающееся от общеустановленного) правовое регулирование по определенным вопросам принимается самостоятельный правовой акт.

38. При внесении изменений в правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки.

39. Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.

40. Внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт (в том числе замена слов и словосочетаний с использованием формулировки “по тексту“) не допускается.

По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы правового акта, которая изменяется.

Исключение может составлять только внесение изменений в обобщенной форме в одну статью правового акта или ее структурную единицу. Если в эту статью или ее структурную единицу никакие другие изменения не вносятся, а заменяемые слово или слова везде употреблены в одном и том же числе и падеже, то такое изменение должно быть оформлено следующим образом:

Примеры:

В пункте 10 решения городской Думы от _____ N _____ “_________“ (Пензенские губернские ведомости, ________, N ____) слова “_____“ заменить словами “__________“.

или

Статью 10 Положения “______“, утвержденного решением городской Думы от _______ N _____ “___________“ (Пензенские губернские ведомости, ____, N ___) после слов “______“ дополнить словами “________“.

41. Если в статье правового акта необходимо произвести замену слова или слов в нескольких случаях и заменяемое слово или слова употреблены в разных числах и падежах либо в одном и том же числе, но в разных падежах, а другие изменения в эту статью или ее структурную единицу не вносятся, то применяется следующая формулировка:

Пример:

В пункте 10 решения городской Думы от _______ N _____ “_____“ (Пензенские Губернские ведомости, ______, N ____) слова “_______“ в соответствующих (слова указываются в именительном падеже единственного числа) числе и падеже заменить словами “__________“ (слова указываются в именительном падеже единственного числа) в соответствующих числе и падеже.

42. При внесении изменения в правовой акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений. Внесение изменений в правовой акт следует оформлять, начиная с наименьшей структурной единицы.

Пример:

Пункт 1 решения городской Думы от_______ N _____ “_________“ (Пензенские губернские ведомости, ____, N ____) дополнить предложением следующего содержания: “________“.

или

в подпункте “в“ пункта 2 части 1 статьи 7 слова “________“ заменить словами “_____“.

43. При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых либо перед которыми это дополнение должно находиться.

Пример:

статью 1 после слов “_________“ дополнить словами “__________“;

статью 1 перед словами “__________“ дополнить словами “__________“.

44. В случае, если дополняется словами структурная единица статьи правового акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка:

Пример:

пункт 1 статьи 1 дополнить словами “______________“

При этом знак препинания, употребленный в конце дополняемой структурной единицы, сохраняется без указания на него после внесенного дополнения.

45. При дополнении статьи правового акта частями, пунктами или подпунктами, которые необходимо расположить соответственно в конце статьи, пункта или подпункта, в обязательном порядке указываются порядковые номера дополняемых частей, пунктов или подпунктов.

Примеры:

статью 2 дополнить частью 3 следующего содержания:

“3. ________________“;

часть 5 статьи 6 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4._________________“;

пункт 3 части 3 статьи 7 дополнить подпунктом 5 следующего содержания:

“5) ________________“

46. В целях сохранения структуры статьи (части):

1) дополнение абзацами может производиться только в конец соответствующей структурной единицы (части, пункта, подпункта);

2) при необходимости включить новый абзац между уже имеющимися абзацами дается новая редакция той структурной единицы статьи правового акта, к которой относится абзац.

47. Новая редакция правового акта в целом, как правило, не допускается.

Новый правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта принимается в случаях, если:

необходимо внести в правовой акт изменения, требующие переработки правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;

необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;

сохраняют значение толь“о отдельные структурные единицы правового акта, причем частично;

необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.

48. Структурная единица правового акта излагается в новой редакции в случаях, если:

необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицу; неоднократно вносились изменения в текст структурной единицы правового акта.

49. Изложение структурной единицы правового акта в новой редакции, а также правового акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы, правового акта.

50. При необходимости изложить одну структурную единицу правового акта в новой редакции применяется следующая формулировка:

Пример:

Внести в пункт 16 решения городской Думы от _______ N ____ “________“ (Пензенские губернские ведомости, _______, N ____) изменение, изложив его в следующей редакции:

В данном случае наименование правового акта должно быть следующим:

О внесении изменения в пункт 16 решения городской Думы от _______ N ____ “________“

51. При необходимости внести изменение в приложение, изложив его в новой редакции, текст новой редакции приложения включается в текст изменяющего правового акта, а не является приложением к нему.

52. При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин “цифры“, а не “числа“.

Пример:

цифры “12, 14, 125“ заменить цифрами “13, 15, 126“

53. При необходимости заменить слова и цифры употребляется термин “слова“.

Пример:

слова “в 50 раз“ заменить словами “в 100 раз“

Раздел IV. ПРИЗНАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ УТРАТИВШИМИ СИЛУ

54. Для приведения правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, законодательством Пензенской области, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам готовятся предложения о приведении правовых актов в соответствие путем признания правовых актов (их структурных единиц) утратившими силу.

55. В перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются:

1) правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу полностью. При этом отдельными позициями указывается как сам правовой акт, так и все правовые акты, которыми в текст основного правового акта ранее вносились изменения.

Пример:

Признать утратившими силу решения Пензенской городской Думы:

от _____ N ___ “_______“(Пензенские Губернские ведомости, ___, N ___);

от _____ N ___ “_______“ (Пензенские Губернские ведомости, ___, N ___);

от _____ N ___ “_______“ (Пензенские Губернские ведомости, ___, N ___).

2) правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу частично, т.е. если утрачивает силу не весь правовой акт, а только его отдельные структурные единицы (все нумерованные структурные единицы правового акта, в том числе абзацы). При этом отдельными позициями указывается как сама структурная единица правового акта, так и все правовые акты, которыми в текст данной структурной единицы ранее вносились изменения.

Пример:

Признать утратившими силу:

статью 5 Положения “______“, утвержденного решением городской Думы от _____ N ____ “________“ (Пензенские губернские ведомости, _______, N ___);

Решение Пензенской городской Думы от ______ N ___ “О внесении изменения в статью 5 Положения ________“ (Пензенские губернские ведомости, ______, N _____).

3) в исключительных случаях правовые акты (или их структурные единицы), которые утрачивают силу в неотделимой части (если подразумевается часть, не выделенная в самостоятельную структурную единицу).

Пример:

статью 35 Положения, утвержденного решением городской Думы от _____ N ___ “_______“ (Пензенские губернские ведомости, ____, N ___) признать утратившей силу в части __________.

56. В соответствии с настоящим Положением признаваться утратившими силу могут следующие виды правовых актов:

решения Совета народных депутатов города Пензы;

решения малого Совета СНД города Пензы;

решения Пензенской городской Думы.

57. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, может быть самостоятельной статьей (частью) в проекте решения, устанавливающим новое правовое регулирование, может быть самостоятельной статьей (частью) или статьями (частями) в правовом акте о внесении изменений в правовые акты и признании утратившими силу некоторых правовых актов, а также может быть самостоятельным правовым актом.

Оформление одновременного внесения изменений в правовой акт и признания утратившими силу структурных единиц этого же правового акта производится в соответствии с пунктом 33 настоящего Положения.

58. Перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, должен быть юридически обоснованным и исчерпывающе полным с тем, чтобы не был упущен ни один правовой акт, противоречащий новому законодательному акту, в связи с которым составляется данный перечень, и не были включены для признания утратившими силу ни один правовой акт или его часть, сохраняющие свое значение.

59. При необходимости установить в одном перечне правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, разные даты, с которых правовые акты признаются утратившими силу, перечень подразделяется на структурные единицы, формируемые в соответствии с соответствующей датой (сроком) утраты силы.

60. Если в правовом акте осталась одна статья или структурная единица после того как остальные утратили силу, и она подлежит признанию утратившей силу, то необходимо признавать утратившим силу весь правовой акт полностью, а не одну только эту статью или структурную единицу.

61. Если в правовом акте имеются статьи, которыми признавались утратившими силу ранее изданные правовые акты, то при необходимости признать утратившим силу данный правовой акт он признается утратившим силу полностью независимо от наличия в нем таких статей.

62. В перечни правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, не включаются правовые акты (нормы) временного характера, срок действия которых истек. Правовые акты (нормы) временного характера включаются в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, только в том случае, если срок их действия не истек.

Если действие правового акта временного характера или его структурной единицы было продлено на неопределенный срок, то в перечень включается как основной правовой акт, так и продляющий его правовой акт.

63. Если подлежащий признанию утратившим силу пункт, часть или статья содержат указание на приложение, которое соответственно должно утратить силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается только этот пункт или эта статья, а приложение отдельно не указывается, хотя оно тоже считается утратившим силу.

64. Если в пункте или статье правового акта наряду с утверждением приложения содержатся указания, касающиеся других вопросов, сохраняющих свое значение, а приложение подлежит признанию утратившим силу полностью, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включается этот пункт или эта статья только в части, относящейся к приложению.

65. Если приложение не может быть признано полностью утратившим силу, то в перечень правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, включаются только структурные единицы приложения.

Пример:

Признать утратившим силу пункт 2 приложения, утвержденного решением городской Думы от ______ N ____ “_________“ (Пензенские губернские ведомости, ____, N ____).

66. Если правовой акт еще не вступил в силу, а необходимость в нем отпала, применяется термин “отменить“.

Заместитель Председателя

городской Думы

Р.Н.ПЕТРУХИН

Приложение 2

к Решению городской Думы

от 28 октября 2005 г. N 226-15/4

БЛАНК ПРОЕКТА РЕШЕНИЯ

ПЕНЗЕНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

проект

--------¬

¦ герб ¦

¦города ¦

¦ Пензы ¦

L--------

ПЕНЗЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

__________________________________________________________

РЕШЕНИЕ

_______________ N _________

-- --¬ -- --¬

¦ ¦ ¦ ¦

Докладчик:

В соответствии с..., руководствуясь...

Пензенская городская Дума решила:

1.

2. ...

Глава города И.А. Белозерцев

БЛАНК ПРОЕКТА

РЕШЕНИЯ ПОСТОЯННОЙ КОМИССИИ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

проект

--------¬

¦ герб ¦

¦города ¦

¦ Пензы ¦

L--------

ПЕНЗЕНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

__________________________________________________________

ПОСТОЯННАЯ КОМИССИЯ

по ...

РЕШЕНИЕ

_______________ N _________

-- --¬ -- --¬

¦ ¦ ¦ ¦

Докладчик:

В соответствии с..., руководствуясь...

постоянная комиссия решила:

1.

2. ...

Председатель комиссии