Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 31.05.2005 N 7-5-86-05 “Об устранении нарушений исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов, образующихся в деятельности лечебно-профилактических учреждений г. Пензы“
ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИПРЕДСТАВЛЕНИЕ
от 31 мая 2005 г. N 7-5-86-05
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ
БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЧАСТИ СБОРА, ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ,
ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ
В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ПЕНЗЫ
г. Пенза, ул. Маршала Жукова, 4
Начальнику Управления здравоохранения г. Пензы
В.С. Пузракову
В соответствии с указанием Генеральной прокуратуры РФ от 14.02.2005 N 32/1-45-2005 Прокуратурой Пензенской области в порядке контроля проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов, образующихся в деятельности лечебно-профилактических учреждений (медицинские отходы).
Как показали результаты проверки, вопросы утилизации отходов лечебно-профилактических учреждений остаются серьезной проблемой. Несоблюдение установленных правил обращения с ними может причинить вред либо создать угрозу его причинения здоровью людей (например, распространение опасных заболеваний), окружающей природной среде вследствие загрязнения земель, подземных и поверхностных источников водоснабжения.
В то же время результаты настоящей проверки показывают, что на территории города Пензы требования законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами должным образом не выполняются, состояние законности в данной сфере нельзя признать удовлетворительным.
В соответствии со статьей 11 ФЗ “Об отходах производства и потребления“ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:
соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека,
разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования,
производить инвентаризацию отходов и объектов их размещения.
Статьей 18 Закона установлено, что лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно ст. 15 Закона лица, которые допущены к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.
Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений урегулированы СанПиН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений“.
Однако на территории города Пензы требования законодательства в данной сфере правоотношений не выполняются.
До настоящего времени не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (по г. Пензе: Пензенская городская клиническая больница N 4, городская больница N 5, МУЗ Больница скорой помощи).
Разработаны, но на момент проверки не согласованы проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (по г. Пензе: МУЗ “Детская стоматологическая поликлиника“, МУЗ “Городская больница N 3“, МУЗ “Городская больница им. Семашко“).
Обеспеченность одноразовыми пакетами и многоразовыми емкостями для сбора отходов различных классов является недостаточной (по г. Пензе: ПГКБ N 4, МУЗ “Городская больница им. Семашко“, МУЗ “Детская стоматологическая поликлиника“, ЦГБ N 6).
В ряде ЛПУ до настоящего времени не разработаны и не согласованы инструкции и схемы удаления отходов (по г. Пензе: МУЗ “Городская больница N 3“).
До настоящего времени не решается вопрос по термической обработке отходов класса “Б“. Необходимое оборудование для термической утилизации учреждениями здравоохранения за 5 месяцев 2005 года не приобреталось.
Нарушения, связанные со сбором, временным хранением, обеззараживанием и размещением медицинских отходов, были выявлены горрайпрокурорами в процессе проведенных в настоящее время совместных с органами Роспотребнадзора проверок.
Так, в ходе проведения Прокуратурой Ленинского района контрольной проверки в МУЗ “Городской родильный дом N 1“ исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что деятельность данного учреждения по сбору, временному хранению, обеззараживанию и размещению отходов, ведется с нарушением положений Федерального законодательства.
МУЗ “Городской родильный дом N 1“ не имеет проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованных в установленном законом порядке.
Не все ответственные специалисты, имеющие доступ к обращению с опасными отходами, прошли обучение и получили свидетельство (сертификат) на право организации работ по обращению с отходами.
Не решен вопрос сбора и утилизации отработанных шин, аккумуляторов, моторного масла.
В нарушение п. 9.4 СанПиН 2.1.7.728-99 в МУЗ “Городской родильный дом N 1“ Инструкция по правилам обращения с отходами не согласована с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, схема удаления отходов не имеется.
Кроме того, в данном учреждении отсутствует санитарно-гигиеническое оборудование и инвентарь (стойки-тележки для мест первичного сбора; транспортные внутрикорпусные тележки для мест промежуточного сбора; межкорпусные контейнеры), что связано с недостаточным финансированием учреждения.
При проведении проверки в МУЗ “Городская больница скорой помощи“ установлено, что несмотря на внесенные ранее органами прокуратуры представления об устранении выявленных нарушений, по-прежнему деятельность МУЗ ГБСП по сбору, временному хранению, обеззараживанию и размещению отходов ведется с нарушением положений Федерального законодательства.
В нарушение требований СанПиН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений“ в МУЗ “Городская больница скорой помощи“ не оборудованы помещения для хранения люминесцентных ламп и градусников, одноразовые шприцы после дезинфекции временно хранятся перед утилизацией в фанерных ящиках в коридоре на административном этаже (п. 8.1); межкорпусные контейнеры изношены, находятся в ветхом состоянии (п. 7.6).
В соответствии с п. 8.2 СанПиН 2.1.7.728-99 вывоз отходов классов А и Б должен производиться ежедневно при отсутствии на территории лечебного учреждения установки по обезвреживанию отходов.
Несмотря на то что такая установка на территории МУЗ “Городская больница скорой помощи“ отсутствует, вывоз отходов класса Б в нарушение вышеназванных требований законодательства производится не ежедневно, а 1 - 2 раза в месяц.
Проверкой в МУЗ “Областная детская больница им. Н.Ф. Филатова“ установлено, что по-прежнему больница не согласовала в установленном порядке лимиты на размещение отходов.
Не все ответственные специалисты, имеющие доступ к обращению с опасными отходами, прошли обучение и получили свидетельство (сертификат) на право организации работ по обращению с отходами.
В нарушение требований СанПиН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений“ в МУЗ “Областная детская больница им. Н.Ф. Филатова“ не оборудованы помещения для хранения люминесцентных ламп и градусников.
Кроме того, имеющаяся в больнице им. Н.Ф. Филатова схема удаления отходов не содержит указаний на количественный состав отходов, о расходах на сбор, установленных требованиями п. 9.4 СанПиН 2.1.7.728-99.
При проверке в Пензенской городской клинической больнице N 4 установлено, что в нарушение требований СанПиН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений“ не приобретены одноразовые пакеты желтого цвета для отходов класса Б. Установленные на контейнерной площадке межкорпусные контейнеры не промаркированы, помещение для хранения отходов класса Г не оборудовано стеллажами. Кроме того, на территории больницы были обнаружены использованные одноразовые шприцы.
В соответствии с Положением “Об Управлении здравоохранения г. Пензы“, утвержденным Постановлением Главы администрации города от 13 октября 2003 г. N 1854, основными задачами Управления являются общее руководство, координация работы и контроль за городскими муниципальными учреждениями и предприятиями здравоохранения; принятие мер по сохранению и всемерному укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений городского подчинения; обеспечение проведения мероприятий по ликвидации и предупреждению распространения инфекционных заболеваний. В функции Управления входит внесение предложений в план организационных мероприятий Администрации города по вопросам здравоохранения, а также осуществление финансирования подведомственной сети лечебных учреждений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,
предлагаю:
1. Незамедлительно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению выявленных нарушений.
2. Решить вопрос об ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.
О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Прокуратуру области в установленный законом месячный срок.
Прокурор области
государственный советник
юстиции 3 класса
В.Д.КОШЛЕВСКИЙ