Законы и постановления РФ

<Сообщение> Прокуратуры Пензенской обл. от 31.05.2005 N 7-5-85-05 “Информация о результатах проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов, образующихся в деятельности лечебно-профилактических учреждений“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 31 мая 2005 г. N 7-5-85-05

О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И О САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ

БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ В ЧАСТИ СБОРА, ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ,

ОБЕЗЗАРАЖИВАНИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Губернатору Пензенской области

Бочкареву В.К.

В соответствии с указанием Генеральной прокуратуры РФ от 14.02.2005 N 32/1-45-2005 прокуратурой Пензенской области в порядке контроля проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов, образующихся в деятельности лечебно-профилактических учреждений (медицинские отходы).

Ранее, в октябре - ноябре 2004 года, прокуратурой Пензенской области была проведена проверка исполнения законодательства в данной сфере правоотношений.

Итоги проверки 2004 года
показали, что большинство лечебных учреждений не обеспечено необходимым количеством одноразовых пакетов и контейнеров в соответствии с образующимися объемами отходов, в результате чего не происходит должного разделения потоков медицинских отходов. Необходимое оборудование для термической утилизации отходов учреждениями здравоохранения не приобретается.

Ответственные исполнители не прошли обучение по обращению с отходами с получением свидетельства (сертификата) установленного образца на право организации работ по обращению с отходами.

В нарушение указанных требований законодательства об отходах производства и потребления только 8 из 866 имеющихся на территории области лечебно-профилактических учреждений области разработали и согласовали в установленном порядке лимиты размещения отходов потребления. Отсутствовали точные сведения о количестве, составе, классах опасности, местах размещения отходов, образующихся в деятельности лечебно-профилактических учреждений Пензенской области.

Полномочия, предоставленные действующим законодательством, должностными лицами центра Госсанэпиднадзора использовались не в полном объеме и не всегда в соответствии с нормами закона.

В ряде районов области были установлены нарушения требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ в деятельности органов местного самоуправления по вопросам установления порядка, условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления, в т.ч. и медицинских отходов.

Всего горрайпрокурорами по результатам проверки, проведенной в 2004 году, было принесено 7 протестов, внесено 3 представления главным врачам центров Госсанэпиднадзора, 2 представления в Управление здравоохранения г. Пензы, 27 представлений главным врачам лечебно-профилактических учреждений, 26 представлений в органы местного самоуправления, возбуждено 5 дел об административном правонарушении.

Прокуратурой области по результатам проведенной проверки были внесены представления в Областной центр Госсанэпиднадзора, Министерство здравоохранения
и социального развития Пензенской области, Администрацию города Пензы. О результатах проверки направлена информация Губернатору Пензенской области и Главному федеральному инспектору по Пензенской области.

По результатам рассмотрения внесенных представлений к дисциплинарной ответственности привлечено 15 виновных должностных лиц.

Информация о состоянии законности в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов, образующихся в деятельности лечебно-профилактических учреждений, и практика прокурорского надзора была предметом обсуждения расширенного заседания коллегии прокуратуры Пензенской области от 30.11.2004. На коллегии были намечены мероприятия с целью активизации работы и повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в данной сфере.

Результаты настоящей контрольной проверки показали, что органами государственной власти Пензенской области, органами местного самоуправления, лечебно-профилактическими учреждениями области, контролирующими органами принимаются меры по выполнению требований законодательства в сфере оборота отходов медицинских учреждений.

Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области 26.11.2004 был издан Приказ N 728 “О проведении обучения сотрудников лечебно-профилактических учреждений, ответственных за организацию работы по обращению с медицинскими отходами“ и Приказ от 29.11.2004 N 730 о выполнении Постановления Главного государственного санитарного врача по Пензенской области N 8 от 31.10.2002 “О мероприятиях по реализации СанПиН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ“ и Приказа МЗ и СР ПО “О проведении инвентаризации мест захоронения и хранения отходов“ от 10.09.2002 N 109.

Вопрос утилизации медицинских отходов 16 декабря 2004 г. был рассмотрен на заседании коллегии Министерства, проанализированы недостатки, выявленные ЦГСЭН и Прокуратурой Пензенской области, намечен план первоочередных мероприятий по улучшению данной работы.

В 2005 г. на трех местных базах (ООО “Экология Поволжья“, Учебно-курсовом комбинате управления ЖКХ Пензенской
области, Пензенском государственном университете) организованы постоянно действующие семинары для медицинских работников по правилам обращения с медицинскими отходами. На 15.05.2005 обучено 138 специалистов ЛПУ, которые получили сертификаты установленного образца. Подготовку прошли в основном врачи-эпидемиологи и главные медицинские сестры всех областных, городских ЛПУ и центральных районных больниц. Начата подготовка врачей участковых больниц, на следующем этапе планируется подготовка заместителей главных врачей по АХЧ, инженеров по технике безопасности и специалистов участковых больниц.

В настоящее время ЛПУ продолжают разработку и согласование проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. В т.ч. разработали проекты 10 городских ЛПУ (из 17), 9 областных (из 15) и 15 ЦРБ (из 28).

Министерством в адрес глав администраций районов, главных врачей ЦРБ направлена информация о необходимости выделения дополнительных средств для дальнейшего обучения специалистов из участковых больниц, амбулаторий и ФАП и подготовки проектов нормативов образования отходов.

Главными врачами ЛПУ в 2005 г. была активизирована работа по выполнению санитарных правил, в т.ч. в большинстве учреждений решены вопросы, которые можно финансировать в пределах утвержденной сметы или за счет платных услуг: выделение и обучение ответственных специалистов; составление инструкций по правилам обращения с отходами и схем удаления отходов; утверждение проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; оборудование площадок для установки контейнеров, приобретение, ремонт контейнеров; постепенное увеличение объема закупок одноразовых емкостей и пакетов; заключение договоров с территориальными ГУП ЖКХ на вывоз отходов.

Во всех ЛПУ области на договорной основе с предприятиями г. Пензы решены вопросы централизованного обезвреживания и утилизации следующих видов изделий: пластмассовой части шприцев (завод “Пензмаш“, ООО “Стимул-Шам“), ртутьсодержащих материалов и люминесцентных ламп (ЧП Сидоров), рентгенпленки (Медтехника).

Все
ЦРБ предусмотрели расходы по данному разделу на сумму 8248,0 тыс. рублей, в т.ч. в структуре субвенций по каждой ЦРБ эти расходы составили от 5 до 10%.

В соответствии с санитарными правилами во всех ЛПУ организовано обеззараживание медицинского инструментария и других видов отходов от больных (кроме операционных биологических) методом химической дезинфекции, что обеспечивает их перевод в разряд безопасных отходов (класс “А“) с последующим вывозом на полигоны.

Управлением по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области за 5 месяцев 2005 года проведено 5 экспертиз объектов, связанных с оборотом медицинских отходов (утилизация одноразовых шприцев и систем):

- экологические обоснования деятельности по обращению с опасными отходами ОАО “Пензмаш“; ООО “Стимул-Шам“, ЧП Родионова Д.Б.; ООО “Гелиос“ г. Кузнецка;

- оценка воздействия пункта приема на арендованных площадях у ОАО “Фабрика игрушек“ по ул. Калинина, 135 в г. Пензе.

Фактов строительства объектов, связанных с размещением медицинских отходов, без положительного заключения Государственной экологической экспертизы в 2004 - 2005 гг. не установлено.

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Пензенской области создано 22.11.2004. С момента создания по 01.05.2005 было выдано 4 лицензии по обращению с опасными отходами, связанными с утилизацией медицинских отходов (утилизация одноразовых шприцев и систем): ОАО “Пензмаш“ - лицензия N ОТ-50-000016(58) от 05.04.2005; ООО “Стимул-Шам“ - лицензия N ОТ-50-000018(58) от 05.04.2005; ЧП Родионова Д.Б. - лицензия N ОТ-50-000035(58) от 25.04.2005; ООО “Гелиос“ г. Кузнецк - лицензия N ОТ-50-000038(58) от 25.04.2005.

В 2004 году центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора было проведено 195 проверок ЛПУ по вопросам утилизации медицинских отходов, 87 лиц привлечено к ответственности, наложено штрафов - 28.

За 5 месяцев 2005 года Территориальным управлением
Роспотребнадзора по Пензенской области проведено 52 внеплановые проверки учреждений здравоохранения.

По итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий за нарушения санитарного законодательства на основании ст. 21 Федерального закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ N 52-ФЗ от 30.03.1999, ст. ст. 6.3 и 8.2 КоАП РФ составлено 29 протоколов об административном правонарушении, по ним вынесено 19 предупреждений, наложено 13 штрафов, выдано 45 предписаний.

В то же время результаты настоящей проверки показали, что на территории области состояние законности в области обращения с медицинскими отходами остается сложным.

До настоящего времени не разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (по г. Пензе: санаторий им. Володарского, ГУЗ “Областная инфекционная больница“, Пензенская городская клиническая больница N 4, городская больница N 5, МУЗ “Больница скорой помощи“, ГУЗ “Областная станция переливания крови“, учреждения здравоохранения Лопатинского, Никольского, Шемышейского, Иссинского, Сосновоборского, Лунинского, Белинского, Каменского районов).

Разработаны, но на момент проверки не согласованы проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (по г. Пензе: МУЗ “Детская стоматологическая поликлиника“, больница им. Семашко, МУЗ “Городская больница N 3“, учреждения здравоохранения Нижнеломовского, Неверкинского, Кузнецкого, Пачелмского, Сердобского районов).

Обеспеченность одноразовыми пакетами и многоразовыми емкостями для сбора отходов различных классов является недостаточной (по г. Пензе: ПГКБ N 4, МУЗ “Городская больница им. Семашко“, МУЗ “Детская стоматологическая поликлиника“, ЦГБ N 6, Областная наркологическая больница, Областная больница им. Бурденко, учреждения здравоохранения Нижнеломовского, Неверкинского, Никольского, Лунинского, Иссинского, Городищенского, Сердобского районов).

Не прошли обучение с получением свидетельства установленного образца на право работы с отходами сотрудники следующих учреждений здравоохранения: по г. Пензе: санаторий им. Володарского, ЦРБ Никольского, Пензенского, Шемышейского районов.

В ряде ЛПУ до настоящего времени не разработаны и
не согласованы инструкции и схемы удаления отходов (по г. Пензе: МУЗ “Городская больница N 3“, ГУЗ “Областная станция переливания крови“, ЦРБ Никольского, Шемышейского районов, в Сурской городской больнице).

В некоторых ЛПУ не выделены или не отвечают требованиям СанПиН 21.7.-728-99 помещения для хранения отходов класса “Г“ (Областной противотуберкулезный диспансер, МУЗ “Городская больница скорой помощи“, ЦРБ Пачелмского района, Сердобская психиатрическая больница N 4).

До настоящего времени не решается вопрос по термической обработке отходов класса “Б“. Необходимое оборудование для термической утилизации учреждениями здравоохранения за 5 месяцев 2005 года не приобреталось.

Установлено, что Министерством здравоохранения и социального развития Пензенской области, органами местного самоуправления муниципальных образований области не решены вопросы достаточного финансирования учреждений здравоохранения для разработки и утверждения проектов лимитов отходов, приобретению в полном объеме и использованию одноразовой упаковки для утилизации отходов по классам, а также по утилизации использованных игл от одноразовых шприцев. До настоящего времени не представлены предложения об организации термической утилизации отходов в соответствии с требованиями СанПиН на базе областных учреждений здравоохранения, а также учреждений г. Кузнецка.

Нарушения, связанные со сбором, временным хранением, обеззараживанием и размещением медицинских отходов были выявлены горрайпрокурорами в процессе проведенных в настоящее время совместных с органами Роспотребнадзора проверок.

Так, в ходе проведения прокуратурой Ленинского района контрольной проверки в МУЗ “Городской родильный дом N 1“ исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что деятельность данного учреждения по сбору, временному хранению, обеззараживанию и размещению отходов ведется с нарушением положений федерального законодательства.

Установлено, что МУЗ “Городской родильный дом N 1“ не имеет проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованных в
установленном законом порядке.

Не все ответственные специалисты, имеющие доступ к обращению с опасными отходами, прошли обучение и получили свидетельство (сертификат) на право организации работ по обращению с отходами.

Не решен вопрос сбора и утилизации отработанных шин, аккумуляторов, моторного масла.

В нарушение п. 9.4 СанПиН 2.1.7.728-99 в МУЗ “Городской родильный дом N 1“ Инструкция по правилам обращения с отходами не согласована с Территориальным управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, схема удаления отходов не имеется.

Кроме того, в данном учреждении отсутствует санитарно-гигиеническое оборудование и инвентарь (стойки-тележки для мест первичного сбора; транспортные внутрикорпусные тележки для мест промежуточного сбора; межкорпусные контейнеры), что связано с недостаточным финансированием учреждения.

По результатам проверки главному врачу МУЗ “Городской родильный дом N 1“ прокуратурой Ленинского района внесено представление.

Проведенной прокуратурой Башмаковского района проверкой в Башмаковской ЦРБ, Петровской, Знаменской, Соседской врачебных амбулаторий установлено, что в указанных учреждениях проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение отсутствуют. СанПиН 2.1.7.728-99 “Правила сбора, хранения и удаления отходов ЛПУ“ имелись в наличии только в Соседской врачебной амбулатории.

Свидетельство установленного образца на право организации работ по обращению с отходами у ответственных специалистов по сбору отходов имелось только у специалиста ЦРБ.

Ответственные за работу с отходами в каждом структурном подразделении назначены только в ЦРБ, Соседской врачебной амбулатории.

Инструкции по правилам обращения с отходами, имеющиеся во всех ЛПУ, не включали в себя требования по персональной ответственности сотрудников учреждения, схем удаления отходов, сведений о качественном и количественном составе отходов, местах для установки и видах емкостей для сбора отходов, местах промежуточного хранения отходов, о расходах на сбор,
о транспортировке и удалении отходов.

Занятия с персоналом со сдачей зачетов проводились только в ЦРБ.

Условия временного хранения отходов соблюдаются только в Соседской амбулатории и ЦРБ, где имеются созданные для указанных целей соответствующие изолированные помещения. В остальных амбулаториях отходы хранились в подсобных помещения ЛПУ, сроки хранения не соблюдались (не более 1 суток в естественных условиях), тем самым нарушались требования ст. 8 СанПиН 2.1.7.728-99.

Транспортирование отходов к месту их обезвреживания ЦРБ осуществляется также с нарушением требований вышеуказанных правил. Для перевозки отходов всех классов используется автомашина “Скорой помощи“. Сбор отходов в специальную тару организован не в полном объеме, одноразовые емкости и стойки-тележки отсутствуют.

Инвентарь и расходные материалы, имеющиеся в ЛПУ, требованиям СанПиН по обязательной маркировке соответствовали по цвету только в Петровской амбулатории и ЦРБ. Сертификатов соответствия и санитарно-эпидемиологического заключения на упаковку не имелось.

Специальные требования к внутрикорпусным помещениям для временного хранения медицинских отходов, в соответствии с приложением 1 СаНПиН 2.1.7.728-99, не соблюдаются.

Отходы класса “В“ в ЦРБ хранятся в изолированном помещении. В амбулаториях данное требование СанПиН не соблюдается. Отходы всех классов содержатся в одном неприспособленном помещении. Ежедневная дезинфекция многоразовой тары для сбора отходов не проводится. Установки по термическому обезвреживанию отходов в ЛПУ в наличии не имеется. Договоры на вывоз радиоактивных отходов класса “Д“ не заключались.

По результатам проверки главному врачу Башмаковской ЦРБ прокуратурой района внесено представление.

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Колышлейского района в ООО санаторий “Хопровские зори“ установлено, что санаторием норматив образования отходов и лимит на их размещения до настоящего времени не разработан. Никто из специалистов санатория не прошел обучение в специализированном центре по организации обучения обращению с отходами
и не получил свидетельства на право организации работ с отходами. Приказом руководителя не назначены лица, ответственные за сбор отходов в местах их образования (процедурная, стоматологический кабинет, пищеблок).

Санаторием был заключен договор от 14.01.2004 с ОАО “Пензмаш“ на поставку использованных одноразовых шприцев. Согласно данному договору шприцы поставляются 1 - 2 раза в месяц. До отправки поставщику одноразовые пакеты с использованными шприцами временно хранятся в помещении аптеки санатория вместе с лекарствами и другими медикаментами, чем грубо нарушаются требования санитарных правил. Не исполняются требования п. 7.6, п. 7.9 Санитарных правил, предусматривающих наличие плотно закрывающих крышек на контейнерах для сбора отходов и расположение контейнеров не менее 100 метров от пищеблока. Все три металлических контейнера для сбора отходов не закрываются крышками, отходы временно хранятся открыто, что создает ситуацию для свободного растаскивания их животными и птицами. Контейнеры с отходами располагаются от пищеблока на расстоянии 70 метров.

Отходы класса “Б“ вывозятся на обычный полигон по захоронению твердых бытовых отходов. Вместе с тем согласно п. 8.7 Санитарных правил отходы класса “Б“ необходимо уничтожать термическим методом. Кроме того, в санатории не разработана инструкция по правилам обращения с отходами.

По результатам проверки прокуратурой района генеральному директору ООО санаторий “Хопровские зори“ Киселеву В.И. внесено представление. Кроме того, в отношении Киселева В.И. прокуратурой района возбуждено дело об административном правонарушении.

Аналогичные нарушения установлены в Беднодемьяновском, Бековском, Белинском, Вадинском, Городищенском, Земетчинском, Иссинском, Каменском, Кузнецком, Лопатинском, Пензенском, Сердобском, Сосновоборском, Тамалинском районах.

По всем выявленным нарушениям главным врачам ЛПУ, в которых выявлены нарушения, внесены представления. В отношении лиц, допустивших нарушения, возбуждены дела об административном правонарушении.

В ряде районов области были установлены нарушения требований Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ и Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ в деятельности органов местного самоуправления по вопросам установления порядка, условий и способов сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления, в т.ч. и медицинских отходов.

Прокуратурой Никольского района в ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования “Город Никольск Никольского района Пензенской области“ правовые акты, регулирующие порядок складирования и утилизации промышленных и бытовых отходов, не принимались. Вывоз отходов производится на официально неоформленную свалку ТБО в районе пос. Зеленодольский Никольского района.

Планируемые и проводимые мероприятия по благоустройству и улучшению санитарного состояния территории города недостаточные, о чем свидетельствуют многочисленные несанкционированные свалки хозяйственно-бытового мусора на территории города. Имеются нарушения при захоронении органических отходов, имеющиеся в ЦРБ и образующихся в операционных, патолого-анатомической лаборатории: место захоронения на Дмитриевском кладбище г. Никольска не имеет отдельного ограждения и указательных табличек, журнал учета ведется без указания количества отходов.

По результатам проверки Главе администрации муниципального образования город Никольск прокуратурой района внесено представление.

При проведении проверки прокуратурой Б.-Демьяновского района установлены нарушения со стороны МУП “Жилкомсервис“ г. Б.-Демьяновске. Данное предприятие не соблюдает экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

МУП “Жилкомсервис“ не соблюдается технология утилизации отходов на городской свалке. Вывоз и размещение жидких и твердых бытовых отходов, в том числе и отходов от медицинской деятельности, на земельный участок, расположенный западнее г. Беднодемьяновска. Земельный участок в установленном законом порядке МУП “Жилкомсервис“ не предоставлен, используется без правоустанавливающих документов.

По результатам проверки в адрес директора МУП “Жилкомсервис“ внесено представление.

С целью устранения нарушений в сфере оборота отходов ЛПУ были внесены представления также главам местного самоуправления Бессоновского, Бековского, Городищенского, Кузнецкого, Лопатинского, Тамалинского районов.

Прокуратурой Башмаковского района за допущенные нарушения в данной сфере возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении глав Троицкой, Знаменской, Шереметьевской сельских администраций и Башмаковской поселковой администрации, а также в отношении руководителя Башмаковского МУП ЖКХ.

Нарушениям законодательства способствует и ненадлежащая организация контроля в рассматриваемой области. Непринятие должностными лицами контролирующих органов своевременных адекватных мер воздействия к нарушителям природоохранного и санитарного законодательства в сфере обращения с медицинскими отходами приводит к массовым нарушениям требований законодательства, создает реальную угрозу распространения опасных инфекционных и неинфекционных заболеваний на территории области.

Так, прокуратурой Пензенского района проведена проверка полноты и законности мер, принимаемых должностными лицами филиала ФГУЗ “Центр гигиены и эпидемиологии в Пензенском районе“ в процессе осуществления контроля за исполнением санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности лечебно-профилактических учреждений района в сфере обращения с отходами.

Установлено, что на контроле районного центра Госсанэпиднадзора находятся Терновская ЦРБ, участковая больница пос. Золотаревка, 6 сельских врачебных амбулаторий и 27 фельдшерских акушерских пунктов. В целях осуществления контроля должностными лицами центра СЭН исполнение санитарно-эпидемиологического законодательства в 2004 году проверено лишь в ЦРБ. Согласно акту проверки от 12.04.2004 больница, занимающая территорию в 4,8 га и имеющая 11 корпусов, располагала лишь 2 контейнерами для сбора отходов, что явно было недостаточно, контейнерная площадка требовала ремонта. По результатам обследования главному врачу больницы было выдано предписание для устранения нарушений в срок до 15.05.2004. Повторное обследование проведено в марте 2005 года. Контейнерная площадка отремонтирована не была. 02.03.2005 главному врачу ЦРБ вновь выдано предписание.

Участковая больница, СВА и ФАПы по данному вопросу ни в 2004, ни в 2005 годах не проверялись. За нарушения в сфере оборота медицинских отходов в 2004 - 2005 гг. ни один нарушитель к ответственности не привлечен.

Между тем в ходе настоящей проверки выявлены нарушения законодательства в сфере оборота медицинских отходов.

Так, в нарушение п. 9.4 СанПин 2.1.7.728-99, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 22.01.1999 N 2, утвержденные главным врачом Терновской ЦРБ Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактического учреждения, схема удаления отходов с районным центром санэпиднадзора не согласованы.

В соответствии со ст. ст. 11, 18 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ N 89-ФЗ от 24.06.1998 индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, строений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. В нарушение указанных требований, разработанных и согласованных в установленном порядке, лимитов образования и размещения отходов потребления в ЦРБ и участковой больнице пос. Золотаревка на день проверки не имелось. До настоящего времени не решен вопрос по термической обработке отходов, отсутствуют дезкамеры по обработке постельных принадлежностей.

При таких обстоятельствах вынесение предписаний не может считаться достаточным. Центром не используются в полном объеме предоставленные полномочия по привлечению нарушителей к административной ответственности при наличии для этого оснований.

Аналогичные установлены в Кондольском, Сердобском, Тамалинском районах. Всем руководителям центров прокурорами районов внесены представления.

Всего горрайпрокурорами по результатам настоящей проверки принесен 1 протест, направлено 4 представления главным врачам центров Роспотребнадзора, 43 представления главным врачам лечебно-профилактических учреждений, 15 представлений в органы местного самоуправления, возбуждено 22 дела об административном правонарушении.

Анализ состояния законности в сфере исполнения законодательства об охране окружающей среды и о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов, образующихся в деятельности лечебно-профилактических учреждений, показал, что количество допускаемых нарушений продолжает оставаться значительным.

С целью нормализации ситуации в данной сфере необходимо:

- решить вопросы с финансированием лечебно-профилактических учреждений здравоохранения для разработки и утверждения проектов лимитов отходов, приобретению в полном объеме и использованию одноразовой упаковки для утилизации отходов по классам, а также по утилизации использованных игл от одноразовых шприцев.

- проработать вопрос о необходимости организации термической утилизации отходов в соответствии с требованиями СанПиН на базе областных учреждений здравоохранения, а также учреждений г. Кузнецка.

- организовать и провести обучение специалистов по обращению с отходами, закрепленных приказами по учреждению, с получением свидетельства (сертификата) установленного образца на право организации работ по обращению с отходами.

- потребовать от предприятий жилищно-коммунального хозяйства организации необходимых мероприятий по приему и захоронению медицинских отходов.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ