Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 05.03.2005 N 7-5-23-05 “Об устранении нарушений бюджетного законодательства“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 5 марта 2005 г. N 7-5-23-05

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Губернатору

Пензенской области

Бочкареву В.К.

Прокуратурой Пензенской области в соответствии с заданием Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 09.02.2005 N 7/3-130к-2005 проведена проверка исполнения бюджетного законодательства органами государственной власти Пензенской области.

В ходе проверки установлено следующее.

Законом Пензенской области от 25.12.2003 N 570-ЗПО “О бюджете Пензенской области на 2004 год“ принят бюджет Пензенской области на 2004 год.

Статьями 24, 25, 26 указанного Закона Пензенской области органы местного самоуправления городов областного значения и районов Пензенской области в 2004 году были наделены отдельными государственными полномочиями Пензенской области как субъекта Российской Федерации, а именно:

- по перераспределению между бюджетами муниципальных
образований, находящихся в границах территорий районов Пензенской области, финансовой помощи, передаваемой из бюджета Пензенской области в порядке бюджетного регулирования, а также по осуществлению финансового контроля за использованием финансовой помощи;

- по возмещению расходов в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ “О ветеранах“;

- по финансированию содержания центральных районных больниц, находящихся в государственной собственности Пензенской области.

В соответствии со статьей 154 БК РФ органы исполнительной власти осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа.

Согласно статье 23 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области“ Правительство Пензенской области осуществляет составление проекта бюджета Пензенской области, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение Законодательного Собрания Пензенской области, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляет отчет об исполнении бюджета на утверждение Законодательным Собранием Пензенской области, осуществляет другие полномочия, определенные настоящим Законом, иными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации и Пензенской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статьей 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными
законами и законами субъектов Российской Федерации.

Аналогичные нормы закреплены и в статье 4 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“.

Статьей 8 Закона Пензенской области от 23.12.2002 N 427-ЗПО “О порядке наделения органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области“ предусмотрен перечень обязательных положений, которые должен содержать закон Пензенской области о наделении органов местного самоуправления в Пензенской области отдельными государственными полномочиями Пензенской области. В их число входят:

- перечень материальных средств, необходимых для исполнения отдельных государственных полномочий Пензенской области, и порядок их передачи органам местного самоуправления;

- объем финансовых средств, необходимых органам местного самоуправления для исполнения отдельных государственных полномочий Пензенской области, и порядок их передачи органам местного самоуправления.

Порядок передачи материальных и финансовых средств определяется статьей 9 указанного Закона Пензенской области.

В то же время Правительством Пензенской области в нарушение указанных требований законодательства при подготовке проекта бюджета Пензенской области на 2004 года в части наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями не решен вопрос об одновременной передаче материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления.

Такая же ситуация сложилась и при разработке и утверждении бюджета Пензенской области на 2005 год.

Законом Пензенской области от 23.12.2004 N 727-ЗПО “О бюджете Пензенской области на 2005 год“ предусмотрена передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления статьями 19, 22, 24, 25, 27, 29, 30 по вопросам перераспределения между бюджетами муниципальных образований финансовой помощи и осуществления контроля за ее использованием, по финансированию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, общеобразовательных учреждений в части реализации государственного стандарта общего образования, центральных районных больниц, расходов, связанных
с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.

Решение о передаче финансовых и материальных ресурсов вновь не принималось.

Кроме того, статьей 27 и приложением 23 Закона Пензенской области “О бюджете Пензенской области на 2005 год“ предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов в виде субвенций на выполнение Закона Пензенской области от 18.11.2002 N 402-ЗПО “Об областной межведомственной программе “Дети Пензенской области“ на 2003 - 2006 годы“ и на финансирование расходов по выплате пенсий за выслугу лет государственным служащим Пензенской области и лицам, замещавшим государственные должности Пензенской области, в соответствии с Законом Пензенской области от 08.09.2004 N 653-ЗПО муниципальному образованию г. Заречному Пензенской области.

В то же время ни Законом Пензенской области от 20.12.2004 N 716-ЗПО “О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области государственными полномочиями в сфере социальной защиты населения“, ни другими законодательными актами органы местного самоуправления г. Заречного не наделены отдельными государственными полномочиями Пензенской области по финансированию расходов по выплате пенсий за выслугу лет государственным служащим Пензенской области в соответствии с Законом Пензенской области от 08.09.2004 N 653-ЗПО и губернаторских пособий на детей в соответствии с Законом Пензенской области от 18.11.2002 N 402-ЗПО.

Проверкой соответствия федеральному законодательству законов Пензенской области об административных правонарушениях также выявлены случаи нарушения самостоятельности муниципальных образований.

В нарушение требований Конституции Российской Федерации, федеральных законов “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ органы местного самоуправления были фактически наделены отдельными государственными полномочиями в сфере административных правоотношений без передачи материальных и финансовых ресурсов, необходимых для их осуществления.

В частности, Законом Пензенской области от
18.11.2002 N 409-ЗПО “Об административных комиссиях в Пензенской области“ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по созданию и материально-техническому обеспечению деятельности административных комиссий.

Законами Пензенской области от 23.12.2002 N 436-ЗПО (в редакции от 26.04.2004) “О благоустройстве и уборке территорий населенных пунктов Пензенской области“, от 26.06.2003 N 490-ЗПО “Об административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления в Пензенской области“, от 28.06.2004 N 629-ЗПО “Об административной ответственности за изготовление или (и) хранение с целью сбыта, сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки, спиртосодержащей жидкости непромышленного производства“, от 18.11.2002 N 412-ЗПО “Об административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных, скота и птицы в населенных пунктах Пензенской области“ органы местного самоуправления незаконно наделены государственными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях и применению мер административного принуждения.

При этом в бюджетах Пензенской области, включая бюджет на 2005 год, не было предусмотрено выделение средств на финансирование деятельности органов местного самоуправления, связанной с производством по делам об административных правонарушениях и применением мер административного принуждения, а также организацией и содержанием органов административной юрисдикции. Финансирование указанной деятельности осуществлялось за счет средств местных бюджетов.

В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации; принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с
наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, возникают расходные полномочия субъекта Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.

Принятие указанных законов Пензенской области о наделении отдельными государственными полномочиями органов местного самоуправления без передачи необходимых финансовых ресурсов ущемляет бюджетные права органов местного самоуправления и влечет неправомерное увеличение бюджетных расходов муниципальных образований.

Правительством Пензенской области продолжает нарушаться положения статьи 179 БК РФ в части утверждения долгосрочных целевых программ.

Так, Постановлением Правительства Пензенской области от 08.04.2002 N 149-пП утверждена комплексная целевая программа сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел Пензенской области на период до 2005 года.

Постановлением Правительства Пензенской области от 15.02.2005 N 80-пП “О внесении изменений в Постановление Правительства Пензенской области от 08.04.2002 N 149-пП“ утверждается новая редакция указанной комплексной целевой программы. Кроме того, в новой редакции увеличивается сумма средств, выделяемая из бюджета Пензенской области в 2005 году на реализацию этой целевой программы, с 24,0 тыс. рублей до 65,0 тыс. рублей.

В нарушение статьи 179 БК РФ ни первоначальная целевая программа, ни ее новая редакция Законодательным Собранием Пензенской области не утверждались.

Более того, комплексная целевая программа “Сохранение, возрождение и развитие народных художественных промыслов и ремесел Пензенской области на 2002-2005 годы“ не входит в перечень областных целевых программ, предусмотренных к финансированию за счет средств бюджета Пензенской области в 2005 году, утвержденный статьей 55 Закона Пензенской области “О бюджете Пензенской области на 2005 год“.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской
Федерации“,

необходимо:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению нарушений бюджетного законодательства, причин и условий им способствующих.

О принятых мерах прошу сообщить в прокуратуру Пензенской области в письменной форме не позднее месяца со дня получения представления.

Прокурор области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ