Законы и постановления РФ

Постановление ЗС Пензенской обл. от 25.06.2003 N 293-12/3 ЗС “О законодательной инициативе Законодательного Собрания Пензенской области по внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона “О внесении изменений в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“

Утратил силу в связи с изданием Постановления ЗС Пензенской обл. от 21.04.2004 N 464-22/3 ЗС.

Вступил в силу с 25 июня 2003 года (пункт 5 данного документа).

25 июня 2003 года N 293-12/3 ЗС

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО

СОБРАНИЯ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ВНЕСЕНИЮ В

ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

“О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 243 ЧАСТИ ВТОРОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации Законодательное Собрание постановляет:

1. Внести в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона “О внесении изменений в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“.

2. Назначить официальным представителем Законодательного Собрания
Пензенской области в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по проекту федерального закона “О внесении изменений в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ руководителя Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Пензенской области Бирюкова Александра Ивановича.

3. Направить законопроект в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и обратиться к ним с просьбой поддержать законодательную инициативу Законодательного Собрания Пензенской области.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянную комиссию Законодательного Собрания по бюджетной, налоговой и финансовой политике.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель

Законодательного Собрания

В.А.ЛАЗУТКИН

г. Пенза

25 июня 2003 года

N 293-12/3 ЗС

Вносится Законодательным Собранием

Пензенской области

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 243 ЧАСТИ ВТОРОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1. Внести в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340, 3341; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 49, ст. 4554; N 53, ст. 5015; 2002, N 1, ст. 4; N 22, ст. 2026; N 30, ст. 3021, 3027, 3033; N 52, ст. 5138; 2003, N 1, ст. 2, 5, 6, 8, 11) следующие изменения:

1. Абзацы третий и четвертый пункта 3 исключить.

2. Абзац шестой изложить в следующей редакции:

“В случае превышения примененного налогового вычета над суммой фактически уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) за тот же период, такая разница признается недоимкой по страховым взносам со следующего дня после установленного срока уплаты.

Если по итогам налогового (отчетного) периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых
взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченными взносами и подлежит зачету или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса“.

Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2003 года.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬЮ 243 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Введение с 1 января 2001 года единого социального налога предполагало решить для налогоплательщика актуальные проблемы установления единой налогооблагаемой базы, уменьшения ставок, сокращения отчетности, установления единого механизма администрирования, т.е. унификации законодательства о страховых взносах.

Двухлетняя работа с единым социальным налогом показала, что приходится сталкиваться со сложностями, возникающими из-за несовершенства законодательства, которое несет в себе достаточно противоречий с одной стороны, а с другой стороны перегружено нормами, порождающими бесконечные вопросы налогоплательщиков о том, как их применять и какой смысл закладывал в них законодатель при введении налога.

Так, в статье 243 части второй Кодекса помимо ежемесячных сроков уплаты авансовых платежей установлены еще дополнительные сроки уплаты неких разниц по итогам каждого отчетного и налогового периодов (соответственно в срок, установленный для представления расчета по налогу и не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации).

Учитывая, что ежемесячный авансовый платеж по единому социальному налогу вносится не позднее 15-го числа следующего месяца (абзац второй п. 3 ст. 243 Кодекса), то есть исчисляется от фактической налоговой базы, сложившейся за предыдущий месяц, происхождение указанных разниц, если предположить, что авансовые платежи исчислены верно, остается загадкой.

Кроме того, поскольку отчетным периодом по налогу является первый квартал,
1-е полугодие и 9 месяцев календарного года, налогоплательщик может предположить, что весь четвертый квартал авансовые платежи по единому социальному налогу можно не уплачивать, а уплатить эти суммы только в середине апреля следующего налогового периода (абзац 6 п. 3 ст. 243 Кодекса).

И только тогда разница, исчисленная по итогам налогового периода, действительно имеет смысл. Только очень сомнительно, чтобы законодатель добивался того, чтобы фонды на протяжении трех месяцев (ноябрь, декабрь, январь) остались без каких-либо текущих поступлений.

При этом для бесперебойного социального обеспечения населения необходимы ежемесячные поступления, в связи с чем при утверждении бюджетов фондов распределение Министерством финансов Российской Федерации поступлений утвержденных сумм осуществляется исходя из поступления единого социального налога в течение всех четырех кварталов, а не только девяти месяцев.

Применение нормы, установленной абзацем четвертым пункта 3 статьи 243 Кодекса, означает прямую зависимость проводимых начислений по единому социальному налогу от фактической уплаты страховых взносов, которую необходимо соблюдать постоянно; то есть при каждом очередном поступлении средств в уплату страховых взносов необходимо производить сверку расчетов и корректировку в лицевых счетах размеров проведенных начислений, что превращает работу как налогоплательщиков, так и налоговых органов в бесконечный, чрезвычайно трудоемкий процесс.

В случае неполной уплаты (неуплаты) страховых взносов указанный механизм не только предполагает увеличение начислений по единому социальному налогу, но и не уменьшает начисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В этом случае общая сумма начислений по единому социальному налогу и страховым взносам, проведенная по лицевым счетам, будет превышать эту же сумму, отраженную в расчетах по авансовым платежам (декларациям) и законодательно определенную в размере 28 процентов от налогооблагаемой базы, что приведет к
увеличению налоговой нагрузки для налогоплательщиков.

Предложенные изменения в статью 243 части второй Налогового кодекса, корректирующие действующие нормы законодательства, позволят снизить трудоемкость при исчислении и администрировании единого социального налога, лишат налогоплательщиков повода для ухода от налогообложения, оспаривания правомерности начисления пени по разным срокам уплаты единого социального налога (авансовых платежей) и, в конечном итоге, исключат ситуацию, при которой могут возникнуть проблемы с социальным обеспечением населения.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В

СТАТЬЮ 243 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ

ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ,

ИЗМЕНЕНИЮ, ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С

ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬЮ 243 ЧАСТИ ВТОРОЙ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ“

Принятие проекта федерального закона “О внесении изменений в статью 243 части второй Налогового кодекса Российской Федерации“ повлечет за собой отмену Федерального закона от 31 декабря 2002 года N 196-ФЗ “О внесении изменения в статью 243 Налогового кодекса Российской Федерации“, а также внесение изменений в ст. 24, 25 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.