Законы и постановления РФ

Решение Пензенского ТУ МАП РФ от 09.06.2003 <Энергоснабжающая организация, не соблюдая установленный нормативными актами и договором порядок, необоснованно производила прекращение (ограничение) подачи электроэнергии объектам, принадлежащим заявителю> (вместе с предписанием от 09.06.2003 N 2-03/28-2003)

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

РЕШЕНИЕ

от 9 июня 2003 года

(извлечение)

Комиссия Пензенского ТУ МАП России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, рассмотрев дело N 2-03/28-2003 от 14.05.2003 о нарушении ОАО “П“ (г. Пенза <...>) требований статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“,

установила:

В антимонопольное управление поступило заявление муниципального унитарного предприятия “П“ (г. Пенза <...>) - далее - МУП “Г“ - в отношении действий ОАО “П“ по необоснованному прекращению подачи электрической энергии в феврале 2003 года.

Анализ товарного рынка по производству, передаче и распределению электрической энергии в Пензенской области показал, что ОАО “П“ занимает доминирующее
положение на данном товарном рынке с долей более 65% и Приказом антимонопольного управления от 27.06.1996 N 69 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

Из представленных Комиссией документов следует, что между МУП “Г“ и ОАО “П“, в лице филиала “Э“, действует договор энергоснабжения от 10.10.2001 <...>. Оплата за текущее потребление электроэнергии согласно п. 4.3 договора производится в соответствии с графиком оплаты за потребленную энергию.

В заявлении указано, что с сентября 2002 года и по настоящее время ОАО “П“ прекращает подачу электрической энергии на объекты МУП “Г“ путем отключения, мотивируя это неоплатой потребленной электроэнергии. При таких способах взыскания задолженности возникают негативные последствия и складывается объективная невозможность транспортировки питьевой воды, в том числе и на ряд объектов энергетики.

Заявитель указывает, что МУП “Г“ не имеет просроченной задолженности и регулярно оплачивает потребленную электроэнергию, в связи с чем считает действия ОАО “П“ по отключению энергоснабжения объектов МУП “Г“ необоснованными и противоречащими действующему законодательству и просит принять меры по их пресечению. В порядке уточнения заявления МУП “Г“ просит признать необоснованными действия ОАО “П“ по отключению его объектов 20, 26, 27, 28 февраля 2003 года.

На заседании Комиссии представители МУП “Г“ подтвердили требования, изложенные в заявлении, заявив, что в результате действий энергоснабжающей организации по отключению электроэнергии МУП “Г“ не только терпит прямые убытки, но и страдают бюджетные и коммерческие организации, граждане, которые регулярно оплачивают коммунальные услуги. В адрес МУП “Г“ направлены претензии о взыскании убытков от предприятий города за недопоставку воды.

На заседании Комиссии представители ОАО “П“ объяснили, что прекращение подачи электрической энергии производилось ими
за невыполнение МУП “Г“ условий договора энергоснабжения в части оплаты потребленной энергии в установленные договором сроки (или в сроки, предусмотренные графиком оплаты). В соответствии с п. 2.2.3 договора от 10.10.2001 <...> и п. 1.3 договора от 18.03.1996 <...> энергоснабжающая организация вправе прекратить абоненту подачу электрической энергии. В адрес абонента направлялись предупреждения о прекращении (ограничении) подачи электроэнергии.

Комиссия, изучив документы и материалы по делу, представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения сторон, установила.

Согласно статье 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускается по соглашению сторон, за исключением случаев, когда неудовлетворительное состояние энергетических устройств угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.

Стороны договорились прекращать подачу электрической энергии в случаях, предусмотренных п. 2.2.3 договора, в том числе за неоплату абонентом принятой электрической энергии и мощности в установленные по договору сроки (или в сроки, предусмотренные графиком оплаты).

В то же время Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 (в редакции Постановления Правительства РФ от 17.07.1998 N 789) и п. 2.2.3.1 договора энергоснабжения установлен Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии при неоплате ее абонентом, который распространяется и на МУП “Г“. Данный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи энергии при неоднократном нарушении потребителем сроков оплаты поданных (использованных) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).

Представленные Комиссии документы свидетельствуют, что по состоянию на 20, 26, 27, 28 февраля 2003 г., когда ОАО “П“ вводилось ограничение подачи энергии объектам МУП “Г“, муниципальное предприятие не имело задолженности
за два периода платежа, т.е. ограничение вводилось в нарушение действующего Порядка. Представленные заявителем платежные документы подтверждают, что абонентом производилась оплата текущего потребления электроэнергии до истечения второго периода платежа.

Следовательно, ОАО “П“, не соблюдая действующий порядок прекращения или ограничения подачи электроэнергии, необоснованно производило прекращение (ограничение) подачи электрической энергии МУП “Г“ в феврале 2003 года. Несоблюдение действующего порядка приводит к невозможности со стороны МУП “Г“ исполнить договорные обязательства перед потребителями коммунальных услуг и не позволяет МУП “Г“ своевременно принять меры для предупреждения аварийных ситуаций, что ущемляет его интересы.

О последствиях отключений свидетельствует представленная заявителем информация, когда в результате нарушения режима работы сооружений станций и сетей водопровода вода отсутствовала полностью или частично во многих районах города и имели место аварийные ситуации.

Из изложенного следует, что ОАО “П“, не соблюдая установленный нормативными актами и договором порядок, необоснованно производило прекращение (ограничение) подачи электроэнергии в феврале 2003 года объектам, принадлежащим МУП “Г“, что приводит к ущемлению интересов МУП “Г“ и его потребителей и ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках, что запрещается требованиями статьи 5 Закона о конкуренции.

Комиссия приняла к сведению информацию представителей МУП “Г“, что со стороны ОАО “П“ продолжаются аналогичные действия по введению ограничений подачи электроэнергии его объектам.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно признала действия ОАО “П“, направленные на ущемление интересов МУП “Г“, как злоупотребление доминирующим положением на рынке энергоснабжения и нарушение требований статьи 5 Закона о конкуренции.

Руководствуясь статьей 12 Закона о конкуренции и в соответствии с Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными Приказом ГКАП России от 25.07.1996 N 91 (в ред. Приказа
МАП России от 11.03.1999 N 71), Комиссия

решила:

1. Признать действия ОАО “П“, выразившиеся в ущемлении интересов МУП “Г“ в результате необоснованного прекращения (ограничения) подачи электрической энергии без соблюдения действующего порядка, нарушением требований статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

2. Выдать ОАО “П“ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Решение направить ОАО “П“, МУП “Г“ в пятидневный срок.

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

ПЕНЗЕНСКОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПРЕДПИСАНИЕ

от 9 июня 2003 г. по делу N 2-03/28-2003

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(извлечение)

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского ТУ МАП России на основании своего решения от 09.06.2003 по делу N 2-03/28-2003 о нарушении ОАО “П“ (г. Пенза <...>) статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“

предписывает:

1. ОАО “П“ прекратить нарушение требований статьи 5 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, а именно:

Соблюдать установленный договором и Постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 1 Порядок прекращения или ограничения подачи электрической энергии потребителям, не допуская прекращения (ограничения) подачи электроэнергии МУП “Г“ в случае неоплаты менее чем за два периода платежа.

В течение трех месяцев со дня получения настоящего предписания представлять в Пензенское ТУ МАП России информацию по каждому факту прекращения (ограничения) подачи электроэнергии МУП “Г“ с указанием отключенных объектов и направлять все предупреждения о прекращении (ограничении) подачи электроэнергии с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности не менее двух периодов платежа.

2. Об исполнении настоящего предписания письменно проинформировать Пензенское ТУ МАП России в срок до 01.09.2003 с представлением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в
течение 3 месяцев со дня его вынесения.

Примечание. За невыполнение в установленный срок настоящего предписания юридические и должностные лица несут административную ответственность в соответствии со ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.