Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 14.05.2003 N 7-5-73-03 “Об устранении нарушений законодательства о животном мире“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 14 мая 2003 г. N 7-5-73-03

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЖИВОТНОМ МИРЕ

Начальнику Управления

по охране, контролю и регулированию

использования охотничьих животных

Пензенской области

Неморову А.Ф.

г. Пенза, ул. Володарского, 71а

Прокуратурой Пензенской области проведена проверка по обращению начальника Главного управления природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Пензенской области Абрамова Б.В. о правомерности деятельности Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Пензенской области в части использования зеленых зон лесного фонда Пензенской области для проведения охоты.

В ходе проверки обращения установлено следующее.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ “О животном мире“ охота является одним из видов пользования животным
миром.

Согласно статье 41 указанного Федерального закона отношения в области охоты и охотничьего хозяйства регулируются на основе указанного Федерального закона специальным федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Пунктом 4 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548, определено, что охотничьи угодья разделяются на:

- угодья, закрепленные за государственными, кооперативными и общественными организациями, охота в которых производится по разрешениям, выдаваемым этими организациями;

- угодья общего пользования, в которых охота разрешается всем гражданам в порядке, установленном правилами охоты;

- угодья, закрытые для охоты (заповедники, заказники и зеленые зоны).

В соответствии с пунктом 4 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных Приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 04.01.1988 N 1, и пунктом 4 Правил охоты на территории Пензенской области, утвержденных решением исполнительного комитета Пензенского областного Совета народных депутатов от 22.09.1988 N 323, в заповедниках, заказниках, зеленой зоне (лесопарковой части) порядок возможного использования государственного охотничьего фонда определяется Положением о них.

Проверкой установлено, что в настоящее время каких-либо положений о зеленых зонах, утвержденных специально уполномоченным государственным органом в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объемам охоты, и среды их обитания - Министерством сельского хозяйства Российской Федерации либо органами государственной власти субъекта Российской Федерации - Пензенской области, не имеется.

Действующее законодательство о пользовании животным миром также не содержит понятия “зеленых зон“.

В то же время понятие “зеленых зон“ изначально определялось лесным законодательством.

Согласно статье 56 Лесного
кодекса Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ леса зеленых зон поселений и хозяйственных объектов являются одной из категорий защитности лесов первой группы, к которым относятся леса, основным назначением которых является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, иных функций, а также леса особо охраняемых природных территорий.

Существующие зеленые зоны лесного фонда Пензенской области установлены решением исполнительного комитета Пензенского областного Совета народных депутатов от 30.01.1991 N 15 “О перераспределении лесов гослесфонда Пензенской области по группам леса и категориям защитности“ и утверждены Приказом Комитета по лесу Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от 24.04.1992 N 67 “Об уточнении деления лесов Пензенской области на группы и категории защитности“. Таким образом, зеленые зоны лесного фонда Пензенской области установлены федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

Согласно лесоустроительному проекту - Сводному проекту организации и развития лесного хозяйства государственных лесхозов Пензенской области (по материалам лесоустройства 1991 - 1992 годов), утвержденному Пензенской экспедицией Поволжского государственного лесоустроительного предприятия в 1994 году, площадь лесов зеленых зон Пензенской области, их лесопарковой и лесохозяйственных частей, составляет 110.675 тыс. га. Леса зеленых зон расположены вокруг крупных населенных пунктов области: Пензы, Кузнецка, Сердобска, Нижнего Ломова и других.

Порядок использования лесов зеленых зон определен ГОСТ 17.6.3.01-78 “Охрана и рациональное использование лесов зеленых зон городов. Общие требования“ и Основными положениями по организации и ведению лесного хозяйства в зеленых зонах, утвержденных Приказом Государственного комитета лесного хозяйства Совета Министров СССР от 24.09.1970 N 189.

Зеленая зона города, согласно пунктам 2 и 3 Основных положений по организации и ведению лесного хозяйства в зеленых зонах, представляет собой территорию за пределами городской черты, занятую лесами, лесопарками
и другими зелеными насаждениями, независимо, в чьем ведении они находятся. Зеленые зоны выполняют санитарно-гигиенические функции, способствующие оздоровлению воздушного бассейна вокруг населенных пунктов, защите их от сильных ветров, передвижных песков и пыли, смягчению других неблагоприятных природно-климатических факторов и являются местом отдыха населения.

В соответствии с пунктом 44 указанных Основных положений леса зеленых зон должны быть не только декоративными, доступными и вполне отвечающими их санитарно-гигиеническому назначению, но они должны быть также населены полезными зверями и птицами, которые оживляют лес и способствуют лучшему отдыху. Для обеспечения этого в лесах зеленых зон запрещаются все виды охоты на диких зверей и птиц, за исключением отстрела вредных хищников и при необходимости регулирования численности фауны в соответствии с действующими правилами.

В данном случае запрет на охоту на определенной территории произведен исполнительным органом государственной власти СССР - Госкомлесхозом СССР, подпадающим по своим признакам под органы, правомочные в соответствии со статьей 21 Федерального закона “О животном мире“ осуществлять ограничение, приостановление или запрет пользования объектами животного мира на определенных территориях и акваториях или на определенные сроки.

Кроме того, согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации отношения в области использования и охраны животного мира, водных объектов, недр, атмосферного воздуха регулируются лесным законодательством Российской Федерации в той мере, в какой это необходимо для рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, не покрытых лесной растительностью.

Таким образом, в соответствии с пунктом 4 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР и пунктом 44 Основных положений по организации и ведению лесного хозяйства в зеленых зонах
охота в лесах зеленой зоны запрещена.

Следовательно, специально уполномоченный государственный орган в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, и среды их обитания не вправе выдавать разрешения на охоту в леса зеленых зон населенных пунктов.

Указанный вывод подтвержден также в постановлениях Федерального суда Ленинского района г. Пензы от 08.04.2003 по жалобам Ефимова А.А., Осотова А.В. на постановления руководителя службы государственного контроля ГУПР по Пензенской области о привлечении к административной ответственности.

В связи с этим деятельность Пензаоблохотуправления по выдаче разрешений на охоту в лесах зеленых зон является неправомерной.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

предлагаю:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению нарушений законодательства в дальнейшем.

О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.

Первый заместитель прокурора области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН