Законы и постановления РФ

Сообщение Прокуратуры Пензенской обл. от 29.04.2003 N 7-5-60-03, N 7-5-61-03, N 7-5-62-03 “О состоянии законности в сфере землепользования на территории Пензенской области“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 29 апреля 2003 г. N 7-5-60-03, N 7-5-61-03, N 7-5-62-03

О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ

НА ТЕРРИТОРИИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Губернатору Пензенской области

Бочкареву В.К.

Председателю Законодательного

Собрания Пензенской области

Лазуткину В.А.

Главному федеральному инспектору

по Пензенской области

Фомину В.В.

Прокуратурой области по заданию Генеральной прокуратуры РФ проведена с привлечением специалистов проверка исполнения земельного законодательства на территории Пензенской области.

Прокурорами выявлены многочисленные нарушения земельного законодательства в деятельности органов государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления, контролирующих органов.

Нарушения выявлены в деятельности Министерства государственного имущества Пензенской области.

Так, согласно положению Министерство государственного имущества области наделено правом выступать арендодателем федерального и областного имущества. За период проверки с 30.10.2001 по 01.04.2003 Министерством было заключено
с юридическими и физическими лицами 44 договора аренды земельных участков, в основном сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона РФ “О введении в действие Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 137-ФЗ распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю“ право собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации, основанием для регистрации права собственности на данные земельные участки являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской федерации и муниципальных образований возникает право собственности на землю.

В настоящее время процесс разграничения государственной собственности на землю не завершен, и у Пензенской области не возникало право собственности на земельные участки. Законодательным Собранием Пензенской области иное предусмотрено не было.

В связи с изложенным распоряжение указанными земельными участками Мингосимуществом области от лица собственника являлось неправомерным.

Проверкой также установлено, что со стороны Мингосимущества недостаточно осуществляется контроль за соблюдением арендаторами условий даже этих договоров аренды земель в части их государственной регистрации. Так, 8 договоров аренды были зарегистрированы с превышением оговоренного срока их регистрации до нескольких месяцев (индивидуальные предприниматели Дебердеев Р.А., Нагдасев Г.Ф., Гуськов П.Г., Антропов С.Н., ООО “Пищекомбинат“, “Содружество плюс“, “Пензанефтепродукт“, “МТС “Губернская“), а 3 договора аренды (с индивидуальным предпринимателем Колесниковым В.В., ОАО “Соседское хлебоприемное предприятие“, ООО “Даском“) до настоящего времени не зарегистрированы. Арендодатель в лице Мингосимущества, данным ему правом, предоставленным ст. 165 ГК РФ, на требование через суд
зарегистрировать данные договоры аренды не воспользовался. Между тем арендаторы пользовались предоставленными им земельными участками, не имея государственной регистрации, чем нарушили существенные условия договора аренды.

Кроме того, целый ряд арендаторов (индивидуальные предприниматели Дебердеев Р.А., Колесников В.В., Трямкин Е.Н., ЗАО “Возрождение“ и др.) имели многомесячную задолженность по арендной плате на декабрь 2002 года в сумме более 200 тысяч рублей.

В то же время действенных мер, предусмотренных законом, таких, как взыскание через суд задолженности, досрочного расторжения договора с возмещением убытков Мингосимуществом, не принималось.

В ходе проверки в Министерстве государственного имущества Пензенской области было установлено 3 факта нарушения положений Земельного кодекса РФ, регулирующих вопросы изъятия, целевого использования категории земель сельскохозяйственного назначения и перевода их из одной категории в другую.

Так, на основании постановлений Правительства Пензенской области, подготовленных Мингосимуществом области, предоставлены земельные участки в аренду корпорации “Ойл Технолоджи (Оверсиз) ИНК (Канада)“, ОАО “Пензанефтепродукт“, индивидуальному предпринимателю Дебердееву Р.А.

В настоящее время действующим земельным законодательством Российской Федерации такой перевод земель из одной категории в другую не мог быть осуществлен.

При проведении выборочной проверки порядка разрешения обращений граждан были установлены нарушения законодательства, регулирующего вопросы рассмотрения заявлений и жалоб граждан в Мингосимуществе Пензенской области. По 6 обращениям, в том числе инвалида Великой Отечественной войны, были нарушены установленные законодательством сроки их разрешения. Например, на заявление Дубкова А.П., поступившее 9 апреля 2002 года, о выделении ему земельного участка в Башмаковском районе для ведения фермерского хозяйства уже год как не дается письменного ответа.

По результатам проверки прокурором области Министру государственного имущества Пензенской области внесено представление. В настоящее время принимаются конкретные меры по устранению отмеченных прокуратурой нарушений. Так, 17
и 22 апреля 2003 в арбитражный суд Пензенской области Мингосимуществом направлены исковые заявления о расторжении договоров аренды с ООО “Даском“, ЗАО “Возрождение“ и др.

В ходе проверки органов местного самоуправления города Пензы выявлены многочисленные нарушения при применении норм нового Земельного кодекса Российской Федерации.

Так, ряд нормативных правовых актов, предусмотренных Земельным кодексом, на территории г. Пензы не принято (положение о муниципальном земельном контроле и т.п.). Действующие же правовые акты Пензенской городской Думы по вопросам землепользования не в полной мере соответствуют действующему законодательству. Только в ходе этой проверки принесено 5 протестов на решения Пензенской городской Думы.

Были установлены случаи волокиты при предоставлении земельных участков. Требования Земельного кодекса о порядке и сроках предоставления земельных участков в большинстве случаев Администрацией, Главным управлением архитектуры и градостроительства, Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы не соблюдаются. Вместо двухнедельного срока заявления о предоставлении земельных участков рассматриваются, например, в КУМИ г. Пензы более 9 месяцев.

Установлены нарушения, связанные с предоставлением земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Так, постановлениями Главы администрации г. Пензы, подготовленными ГУГиА г. Пензы, в ряде случаев предоставлялись в аренду земельные участки под строительство объектов, не предусмотренных градостроительной документацией, без оформления акта выбора земельного участка (предоставление земельных участков для строительства боксовых гаражей гражданам Голдину Н.Б., Акимовой И.А., Петровой М.И., Звонову И.В., Горчаковой Н.И.). Акты выбора земельных участков под строительство не оформлялись, предварительное согласование места размещения объекта не производилось. Все работы по выбору земельного участка для строительства свелись к подготовке листа согласований.

Кроме того, в нарушение требований пункта 3 статьи 31 ЗК РФ и статьи 18
Градостроительного кодекса Российской Федерации Администрацией города Пензы в указанных случаях не проинформировано население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. Необходимо отметить, что информация о предполагаемом строительстве, проведении торгов по продаже земельных участков или права их аренды зачастую публикуется мелким шрифтом в средствах массовой информации, не пользующихся спросом, в рубриках, посвященных другим вопросам (например, “Ищу работу“ и т.п.). Все это ограничивает права граждан на участие в обсуждении и принятии решений в области градостроительства, гарантированные действующим законодательством.

В городе Пензе в 2002 году состоялось только 3 аукциона по продаже права аренды земельных участков, предназначенных для строительства, и один инвестиционный конкурс. На аукционах продано право аренды 8 земельных участков. За период действия нового Земельного кодекса Российской Федерации в городе Пензе на торгах продан только один участок в собственность под индивидуальное жилищное строительство.

В нарушение статьи 66 Земельного кодекса, Федерального закона “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ при продаже земельных участков или права их аренды рыночная стоимость участков не определялась.

На территории г. Пензы механизм продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на торгах используется не в полной мере. Вместе с тем продажа земельных участков, предназначенных под застройку, на торгах, а также продажа права их аренды посредством проведения конкурсов и аукционов может обеспечить продажу таких участков по более высокой цене, а как следствие - может обеспечить поступление в бюджет больше денежных средств.

Так, по расчетам контрольно-счетной палаты Пензенской городской Думы, в случае продажи права аренды земельных участков, предоставленных под строительство в 2002 году через предварительное согласование места размещения объекта, на торгах, в бюджет города поступило
бы около 2 млн. рублей неналоговых доходов.

Допускаются нарушения при приватизации земельных участков.

Например, Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы в 2002 году заключено 6 договоров передачи и купли-продажи земельных участков (ул. Спартаковская, 28а, ул. Молокова, 18, ул. Рахманинова, 2а, ул. Леонова, 32а, ул. Свердлова, 4, ул. Суворова, 111а). По указанным договорам переданы в собственность земельные участки, находившиеся ранее под государственными предприятиями, которые впоследствии были приватизированы по решению федеральных и областных органов по управлению государственным имуществом. В текущем году с аналогичными нарушениями подготовлено уже 2 договора о продаже земельных участков (ул. Бакунина, 72, ул. Антонова, За).

В соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного и муниципального имущества“ и Постановлением Правительства Российской Федерации “О порядке распоряжения земельными участками, находящимися в государственной собственности, до разграничения государственной собственности на землю“ право продажи таких участков принадлежит Министерству государственного имущества Пензенской области.

В КУМИ г. Пензы учет и контроль по каждому конкретному плательщику арендной платы за землю не организован, лицевые счета отсутствуют. Также нельзя признать удовлетворительной работу КУМИ г. Пензы по принудительному взысканию задолженности по арендной плате. Так, согласно имеющимся сведениям о мерах по взысканию задолженности по арендной плате за землю за 2002 год, за указанный период было предъявлено 25 исков на сумму 4349 тыс. руб., из которых удовлетворено 24 иска на сумму 438 тыс. руб., реально же взыскано только на сумму 73 тыс. руб. Более того, работа по предъявлению исков является бессистемной.

Недостаточно эффективной является работа КУМИ г. Пензы и по изменению договоров аренды земельных участков в связи с изменением размера арендной платы. Так, в 2002 году было
заключено 1950 дополнительных соглашений по отношению к 2270 действующим договорам аренды, что составляет 86%. То есть в 2002 году Комитетом также не была завершена работа по перезаключению договоров аренды.

Проверкой установлено, что Администрацией г. Пензы не соблюдается установленный порядок изъятия земельных участков. Так, по основаниям, не предусмотренным действующим законодательством, изымались земельные участки у граждан Зюзина А.И., Громова, Сазанова, ООО “Сопсан“, ОАО “Стройтехника“ и др. Во всех случаях действия Администрации по изъятию земельных участков признаны судами незаконными.

С нарушением положений Водного кодекса Российской Федерации, статьи 97 Земельного кодекса, Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах Главой администрации г. Пензы предварительно согласованы и утверждены акты выбора земельных участков, расположенных в водоохранных зонах реки Суры, под строительство соответственно автозаправочной станции и автостоянки.

А в нарушение статьи 90 Земельного кодекса предварительно согласовано размещение АЗС в полосе отвода железной дороги.

Не осуществляется должным образом на территории г. Пензы и муниципальный земельный контроль.

Такой контроль возложен на Комитет по управлению муниципальным имуществом и Главное управление градостроительства и архитектуры г. Пензы. Однако их работу по муниципальному контролю за использованием земель нельзя признать эффективной и полной.

Так, только Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Пензы в 2001 году выявлено 49 фактов самовольного занятия земли. Инспекцией госархстройнадзора Пензенской области в 2002 году на территории г. Пензы установлено 37 фактов самовольного строительства. Прокуратурой Ленинского района г. Пензы возбуждены уголовные дела по фактам самовольного строительства в полосе отвода Куйбышевской железной дороги; гр. Синьгиным О.Н. боксовых гаражей по ул. Фурманова, 17; ГСК “Эколог-1“ боксовых гаражей по ул. Урицкого.

В то же время ГУГиА г.
Пензы в 2002 году не предъявлено ни одного иска в суд о сносе самовольных построек.

Кроме того, ГУГиА г. Пензы ни разу не направляло в ГАСН Пензенской области информации о лицах, совершивших правонарушения, связанные с самовольным захватом земли и самовольной постройкой, для решения вопроса о привлечении их к установленной законом ответственности. Хотя только за прошедший год ГУГиА подготовлено 502 проекта постановления Главы администрации г. Пензы о признании самовольных построек законными.

По выявленным нарушениям земельного законодательства в Пензенскую городскую Думу, Администрацию города, КУМИ г. Пензы внесены представления прокуратурой области, а также прокурорами Октябрьского и Ленинского районов г. Пензы.

Распространенными остаются нарушения земельного и в деятельности других органов местного самоуправления Пензенской области.

Выявлены факты нарушений при установлении публичных сервитутов. Так, в постановлениях Главы местного самоуправления Посельского сельского Совета Кузнецкого района о предоставлении гражданам земельных участков в собственность за плату введены обременения правами проведения работ по прокладке, ремонту и обслуживанию линий и коммуникаций на земельном участке. Аналогичные нарушения выявлены и в Наровчатском районе.

При проверке установлены многочисленные факты предоставления земельных участков в собственность бесплатно гражданам без наличия установленных в Земельном кодексе оснований.

Например, в Наровчатском районе постановлением Главы местного самоуправления Наровчатского сельсовета для ведения личного подсобного хозяйства гр. Чечиковой В.В. предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью. Оснований, предусмотренных Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, для предоставления земельного участка в собственность бесплатно Чечиковой В.В. не имелось. Прокурором принесен протест.

Аналогичные незаконные правовые акты были отменены по протестам прокуроров в Земетчинском, Иссинского, Каменском и других районах области.

Большинство постановлений, принятых органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков, об их изъятии не
содержат в своем тексте необходимых правовых оснований, достаточных для определения законности принятого решения.

Так, в Мокшанском районе в первой половине 2002 года практически все земельные участки предоставлены гражданам в собственность бесплатно. При этом во всех постановлениях отсутствует мотивация принятого решения, ссылки на закон, а также на документы, подтверждающие данное право. В целях устранения выявленных нарушений закона прокурором района Главам администрации п. Мокшан, Нечаевского, Плесского сельских Советов в июле 2002 года внесены представления.

Предоставление земель в постоянное (бессрочное) пользование осуществлялось без наличия предусмотренных статьей 20 Земельного кодекса оснований. Эти нарушения установлены в Нижнеломовском, Городищенском, Иссинском, Каменском и других районах области. По всем незаконным постановлениям внесены протесты. Протесты удовлетворены.

Многочисленные нарушения установлены при предоставлении земельных участков в аренду: не указывается срок действия договора аренды, используется не предусмотренный действующим законодательством способ предоставления земли в “аренду с правом последующего выкупа“ и ряд других.

Так, в Земетчинском районе Постановлением Главы администрации Секретарского сельского Совета от 30.11.2001 N 61 о предоставлении гражданке Швецовой Н.А. земельного участка в аренду на нее возложена обязанность по уплате земельного налога. В целях устранения нарушений прокурором района внесено представление.

Нарушения, связанные с предоставлением земельных участков в аренду, установлены в Башмаковском, Мокшанском, Городищенском и других районах.

Прокурором Земетчинского района в марте 2003 года были возбуждены 3 производства об административных правонарушениях в отношении Главы администрации Ушинского сельского совета Купцова А.М., Главы администрации Матчерского сельского совета Недопекиной Л.К., Главы администрации Пролетарского сельского совета Афонасова Н.И. по ст. 19.9 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение должностными лицами установленных законодательством сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков или сокрытие информации
о наличии свободного земельного фонда.

Случаи волокиты при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков установлены в органах местного самоуправления в Башмаковском, Б.Демьяновском, Бековском, Лопатинском, Белинском, Сосновоборском, Никольском, Пензенском и других районах области.

В то же время в ряде районов области органами местного самоуправления не установлены предельные нормы предоставления земельных участков для личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства (Кузнецкий, Бековский, Вадинский, Бессоновский, Лопатинский, Мокшанский, Пензенский, Сердобский, Неверкинский и др. районы).

Прокурорами районов внесены представления по данному факту.

Выявлены факты нарушения порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в Лунинском, Пензенском, Земетчинском, Бессоновском, Колышлейском, Каменском, Кузнецком и в целом ряде других районов.

При проверке были выявлены нарушения требований ЗК РФ при приобретении гражданами земельных участков в собственность бесплатно с нарушением принципа однократности (г. Сердобск, Камешкирский, Кузнецкий, Лунинский районы).

Незаконные постановления опротестованы.

Были установлены нарушения при переходе права на земельный участок при переходе права на здание, строение, сооружение.

Так, в Сосновоборском районе постановлением Главы Сосновоборской поселковой Администрации индивидуальному предпринимателю Хухлаеву А.И. на основании заключенного договора купли-продажи о продаже объектов недвижимости был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок. Оснований для предоставления в собственность бесплатно земельного участка не имелось, т.к. сделка совершена после введения в действие Закона СССР “О собственности“ от 6 марта 1990 года. Постановление опротестовано. Протест удовлетворен.

При проведении проверки установлены нарушения предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. В Кузнецком, Пачелмском, Наровчатском, М.Сердобинском, Каменском и других районах области земельные участки для этих целей предоставлялись гражданам в постоянное (бессрочное) пользование. Незаконные постановления опротестованы, протесты удовлетворены.

При проверке установлены факты незаконного перевода и изъятия земель лесного фонда.

Так, в Кузнецком районе постановлением Главы местного самоуправления предоставлены Кузнецкому лесоперерабатывающему предприятию в аренду на 5 лет земельные участки площадью более 38 кв. м, находящиеся под Двориковским лесопунктом в с. Дворики, для производственных целей. Предоставленные участки относятся к категории земель лесного фонда. Этим были нарушены требования ст. 34 Лесного кодекса РФ, согласно которой участки лесного фонда предоставляются в аренду на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемых по представлению территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством или по результатам лесных конкурсов.

На постановление принесен протест.

Установлены факты незаконного перевода и изъятия земель в водоохранных зонах водных объектов.

Так, в п. Вадинск в ноябре 2002 года постановлением, Глава местного органа самоуправления предоставил земельный участок под строительство магазина Козлову Г.В. Проверка показала, что выделение участка произошло с нарушением требований водного и земельного законодательства в водоохранной зоне реки Вад, без согласования со специально уполномоченными органами. На постановление принесен протест.

Аналогичные нарушения установлены в Пензенском районе.

При проведении проверок соблюдения режима водоохранных зон и прибрежных полос водоемов неоднократно было выявлено ряд нарушений в г. Пензе и районах области, а именно: Лопатинском, Шемышейском, Пензенском, Сердобском и Бессоновском. Основными видами нарушений являются: устройство свалок бытовых отходов, размещение временного летнего загона для скота, мойка автотранспортных средств, самовольная разработка карьеров по добыче песка в водоохранных зонах.

Неосвоенные места в городской черте г. Пензы и на прилегающих землях превращаются в свалки. Стихийные свалки отходов регулярно образуются у Бригадирского моста в водоохранной зоне р. Пензы, в районе объездной дороги в водоохранной зоне реки Пензятки, в районе Б. Бугровки вдоль отвода полотна железной дорогой. В частном секторе, где не организован сбор твердых бытовых отходов и не установлены контейнеры для сбора отходов, прибрежные зоны таких рек, как Сура (район Шуиста, остров Пески), Пенза (в районе Терновки), превращены в свалки мусора.

При проверке установлены нарушения предусмотренного порядка прекращения прав на землю. В Беднодемьяновском, Малосердобинском, Пензенском районах не соблюдался судебный порядок изъятия земельных участков.

В Бековском, Пачелмском, Сердобском районах установлены нарушения условий и порядка отказа лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок.

Установлены нарушения статьи 63 Земельного кодекса, согласно которой изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после возмещения в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды. Так, в Пачелмском районе распоряжением Главы администрации Пачелмского района приняты в эксплуатацию два магистральных подземных газопровода высокого давления, документы об отводе земельных участков при этом отсутствуют. Газопровод проходит по землям СХПК “Решетинский“, СХПК “Черкасский“, муниципальным землям. Возмещение убытков и потерь с/х производства, а также иные гарантии, предусмотренные ст. 63 ЗК РФ, землепользователям не обеспечены. Незаконные решения опротестованы прокурором района, протесты удовлетворены, незаконные решения отменены.

Установлены нарушения о выделении земельных долей, которое производилось с нарушениями требований гражданского и земельного законодательства.

Так, в Вадинском районе решением Совета трудового коллектива СПК “Рахмановский“ от 06.11.2002 было удовлетворено заявление КФК “Керенский“ о выделении земельного участка как владельцу земельной доли. Уставом СПК “Рахмановский“, что отчуждение земли и основных фондов кооператива является исключительной компетенцией общего собрания СПК. Кроме того, при выделении доли были нарушены требования ст. 252 ГК РФ, которой предусмотрен порядок раздела имущества, находящегося в долевой собственности, и выдел из него доли.

На решение принесен протест.

Выявлены нарушения в части предоставления органами местного самоуправления индивидуальных налоговых льгот по земельному налогу. В нарушение ст. 56 Налогового кодекса РФ индивидуальные льготы по уплате земельного налога предоставлены комитетами местного самоуправления в Башмаковском, Бессоновском, Вадинском, Городищенском, Земетчинском, Лопатинском, Пачелмском и Шемышейском районах области. Незаконные решения комитетов МСУ опротестованы прокурорами соответствующих районов.

На территории Воскресеновского, Засечного, Мичуринского и Саловского сельских советов Пензенского района в текущем году продолжают действовать пониженные ставки земельного налога, применяемые в 2002 году, т.е. к ним не был применен коэффициент 1,8. В целях устранения выявленного нарушения закона прокурором Пензенского района главам администраций соответствующих сельсоветов внесены представления.

Постановлениями глав администраций Кировского, Новостуденовского, Пригородного и Рощинского сельсоветов Сердобского района при предоставлении земельных участков в аренду на граждан возложена обязанность по уплате земельного налога, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 65 Земельного кодекса и ст. 1 Закона РФ “О плате за землю“, в соответствии с которыми за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Колышлейским, Березовским, Белокаменским и другими сельскими советами Колышлейского района области за земли, переданные гражданам под огородничество, также взимался земельный налог вместо арендной платы. Ключевским и Майским сельсоветами Малосердобинского района за переданные в аренду земли взимались и арендная плата, и земельный налог. Прокурорами внесены представления.

Проверкой также установлено, что в большинстве районов области органами местного самоуправления не утверждены нормативные правовые акты о порядке осуществления муниципального земельного контроля, муниципальный контроль не ведется. Не организован общественный и производственный контроль. Такие нарушения установлены в Б. Демьяновском, Бековском, Бессоновском, Вадинском, Лунинском, Н. Ломовском, Пачелмском, Пензенском, Тамалинском и других районах области.

Особую роль в условиях реформирования земельных отношений отводится территориальным органам федеральной службы Росземкадастра, одним из приоритетных направлений деятельности которых является осуществление государственного земельного контроля.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Пензенской области в 2002 году проведено 1427 проверок на площади 1826 тыс. га. Привлечено к административной ответственности 233 нарушителя.

В первом квартале 2003 года проведено 227 проверки на площади 196,6 га, выявлено 171 нарушение, 24 нарушителя привлечено к ответственности, приостановлено 59 незаконных решений органов местного самоуправления по вопросам землепользования.

В то же время деятельность земельных комитетов не всегда соответствует действующему законодательству.

В 2001 - 2003 годах не выявлялись нарушения, связанные с причиненным ущербом. Не выдавались предписания о приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки полезных ископаемых, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных и других работ, ведущихся с нарушением права юридических лиц и граждан на землю или создающих угрозу их нарушения.

Так, ранее комитетам по земельной реформе и земельным ресурсам было предоставлено право приостанавливать неправомерные решения органов местного самоуправления по вопросам изъятия и предоставления земель, в настоящее время они имеют право вносить предложения о приведении нормативных актов органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

В 2001 году Комитетом было приостановлено 22 неправомерных решения органов местного самоуправления по вопросам предоставления и изъятия земельных участков, в 2002 году приостановлено 62 таких решения.

В то же время анализ прокурорской практики свидетельствует, что принимаемые Комитетом меры по приостановке неправомерных решений органов местного самоуправления не соответствуют реальному состоянию законности в этой сфере. Только в ходе настоящей проверки горрайпрокурорами принесено свыше 400 протестов на незаконные решения органов местного самоуправления Пензенской области по вопросам землепользования, то есть за 3 месяца прокуроры выявили в 5 раз больше незаконных акров, чем сотрудники земельных комитетов за 2 года.

Кроме того, при приостановке неправомерных решений районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству допускались нарушения.

Так, государственным инспектором по использованию и охране земель в Малосердобинском районе Гариной С.Н. в прокуратуру района было представлено как оставшееся без ответа предписание N 1 от 20.09.2001 о приостановлении действия Постановления Главы администрации Майского сельского совета от 05.09.2001 N 10 “О предоставлении земельного участка в пользование“.

Как показала проверка, какие-либо сведения о получении предписания в Администрации Майского сельсовета отсутствуют. В документации районного комитета по земельным ресурсам и землеустройству копия данного предписания также отсутствует, данных, подтверждающих его почтовое отправление, не имеется. Предписание в адрес Администрации Майского сельсовета не направлялось. Незаконное Постановление Главы администрации Майского сельского совета было отменено только в процессе настоящей проверки.

Также при проверке выявлены факты, когда в случае невыполнения выданных предписаний о приостановлении решений органов местного самоуправления не предпринималось каких-либо действий по реальному устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

Например, предписанием Земетчинского земельного комитета от 23.04.2002 приостановлено действие Постановления Главы администрации р.п. Земетчино от 19.12.2000 N 298 “О предоставление во временное пользование сроком на 5 лет земельных участков для огородничества“. В предписании содержалось требование о приведении указанного правового акта в соответствие с земельным законодательством в срок до 1 мая 2002 года. Данное нарушение было устранено только с изданием Главой администрации р.п. Земетчино Постановления от 31.01.2003 N 32 “Об изъятии земельных участков“. Никаких мер за период с 1 мая 2002 года по 31 января 2003 года по устранению нарушений Комитетом не предпринималось. Такие нарушения являются системой в работе Земетчинского земельного комитета.

Выявлены факты бездействия районных земельных комитетов в случаях, когда органами местного самоуправления принимались решения по вопросам распоряжения землей с очевидными грубыми нарушениями земельного законодательства.

Так, постановлениями Главы администрации Алферьевского сельского совета Пензенского района от 02.08.2002 NN 287, 288, 289, 290 гражданам были предоставлены в аренду 4 земельных участка площадью 6900 кв. м каждый для индивидуального жилищного строительства и ведения садово-огороднической деятельности.

При предоставлении этих участков, которые расположены на берегу Сурского водохранилища в пределах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, был допущен целый ряд нарушений.

Предоставление участков произведено с нарушением требований Водного кодекса Российской Федерации, Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, Постановления Правительства Пензенской области “Об установлении зоны санитарной охраны источника водоснабжения г. Пензы“. Указанными правовыми актами запрещается в пределах водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов осуществление деятельности, с целью которой были предоставлены участки.

Кроме того, предоставленные земельные участки расположены на землях совхоза “Вязовский“, которые закреплены за ним в бессрочное пользование. Отказ землепользователя - совхоза “Вязовский“ от принадлежащего ему права на земельный участок получен не был. Более того, указанные участки были в“делены из земель сельскохозяйственного назначения, которые согласно ст. 78 Земельного кодекса могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества. Ведение индивидуального жилищного строительства на землях сельхозназначения не предусмотрено. Перевод земель в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса в другую категорию не производился.

Впоследствии допущенные нарушения привели к тому, что указанные земельные участки были незаконно проданы гражданам. Выкупная цена каждого земельного участка составила 496 руб. 80 коп., оценка земельных участков в соответствии со ст. 66 Земельного кодекса не проводилась.

На указанные постановления прокурором района принесены протесты, которые в настоящее время находятся в стадии рассмотрения. Прокуратурой Пензенского района направлено в суд 4 исковых заявления, в которых поставлен вопрос о признании недействительными договоров купли-продажи земельных участков, приобретенных гражданами на основании незаконных постановлений органа местного самоуправления.

Массовый характер на территории Пензенской области приобретает самовольный захват земельных участков с целью размещения и строительства гаражей, торговых павильонов, расширения приусадебных участков и т.п.

Например, только в г. Пензе в 2002 году инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора выявлен 31 факт самовольного занятия земельных участков под строительство и самовольного осуществления строительства.

В то же время, по данным Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Пензы, за 2002 год за самовольное занятие земельных участков по ст. 7.1 КоАП РФ привлечено только 3 нарушителя. Учитывая, что в 2001 году за данное нарушение было привлечено к административной ответственности 49 виновных лиц, работу Комитета по осуществлению государственного контроля в данном направлении крайне недостаточной.

Выявлены факты, когда запланированные проверки проводятся комитетами некачественно, их результаты не отражают положения дел в области земельных правоотношений.

Так, в 1 квартале 2003 года комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Беднодемьяновского района были запланированы и проведены 2 проверки соблюдения земельного законодательства на территории Беднодемьяновского района: законности решений органов местного самоуправления по вопросам изъятия и предоставления земель (Беднодемьяновская и Кошелевская сельские администрации) и использования земельных участков без оформления в установленном порядке документов, удостоверяющих права на землю. Фактов нарушений земельного законодательства комитетом не выявлено.

Данный вывод не соответствует действительности.

Проверкой, проведенной прокуратурой Беднодемьяновского района, установлено, что в Беднодемьяновской сельской Администрации принимались решения о распоряжении и управлении земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, в нарушение норм действующего Земельного кодекса РФ, без оформления кадастрового учета земельных участков, проведения обязательных работ по землеустройству и другие нарушения.

Так, Главой Беднодемьяновской сельской администрации принимались постановления о предоставлении земельных участков без проведения обязательного при предоставлении земельного участка землеустройства и кадастрового учета. Кроме того, в правовых актах органа местного самоуправления отсутствуют ссылки на необходимые правовые основания при передаче земельных участков гражданам.

В постановлениях Главы Кошелевской сельской администрации о предоставлении земельных участков не указано целевое назначение земельного участка, категория земель, чем нарушены основные принципы земельного законодательства и условия предоставления земельных участков в собственность.

Количественный и качественный анализ проведенных проверок и принятых мер свидетельствует о том, что комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Беднодемьяновскому району не в полной мере используются предоставленные законом полномочия для выявления и пресечения нарушений земельного законодательства. Факты нерационального использования и неиспользования земель сельскохозяйственного назначения выявлены в 22 крестьянских (фермерских) хозяйствах, однако никто из нарушителей к административной ответственности не привлекался.

В Мокшанском районе после введения в действие с 01.07.2002 КоАП РФ и по настоящее время не составлено ни одного протокола за нарушение земельного законодательства, не вынесено ни одного постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности по тем составам правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции земельных комитетов.

В Пачелмском районе земельным комитетом не контролируется соблюдение в санитарно-защитных зонах режима ограничения хозяйственной деятельности. 26.11.2002 приняты в эксплуатацию 2 магистральных газопровода в с. Черкасское Пачелмского района протяженностью 5,5 км и в пос. Титово протяженностью 6,3 км. Однако отвод земельных участков под строительство газопровода не производился. Ни одной проверки земельного законодательства в период строительства газопровода комитетом не проводилось.

В ряде районов области в комитетах отсутствует информация о реальном устранении нарушений по выданным предписаниям.

Так, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству города Пензы в 2002 году в целях устранения нарушений было внесено 15 предписаний. Однако в журнале регистрации проведенных проверок имеются сведения об устранении только двух нарушений: ОАО “АК “Домостроитель“ и ОАО “Коммаш“. По остальным проверкам данных об устранении нарушений не имеется. Во всех выданных предписаниях отсутствуют подписи нарушителей и даты вручения им названных актов.

В Башмаковском районе земельным комитетом в 2001 году вынесено 12, а в 2002 году 4 предписания. Ни по одному из них не имеется ответов от землепользователей об устранении нарушений.

Аналогичные нарушения были допущены в деятельности земельного комитета Шемышейского района.

Практически во всех районных подразделениях Комитета по земельным ресурсам и землеустройству выявлены нарушения установленного порядка оформления материалов об административных правонарушениях и привлечения нарушителей к ответственности. Указанные нарушения установлены в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству Б. Демьяновского, Пачелмского, Бессоновского, Земетчинского, Тамалинского других районов области, городов Пензы, Кузнецка и Заречного.

В целях устранения выявленных нарушений земельного законодательства прокуратурой области 14.04.2003 внесено представление руководителю Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Пензенской области. Представление будет рассмотрено 05.05.2003 на коллегии Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Пензенской области с участием госземинспекторов и приглашением представителей прокуратуры области.

Проверкой, проведенной в Главном Управлении природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации по Пензенской области установлено, что Управление, в целом, выполняет возложенные на него Федеральным законом “Об охране окружающей среды“, другими нормативными актами, регулирующими вопросы природопользования, задачи.

В то же время Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области при исполнении своих полномочий был допущен ряд нарушений действующего законодательства.

С ноября 2001 года по настоящее время Управлением в различных районах области было выявлено 12 фактов самовольной разработки карьеров по добыче общераспространенных полезных ископаемых, при этом снимался плодородный слой почвы на значительных площадях, чем причиняется вред окружающей природной среде. У нарушителей отсутствовали горноотводные акты, лицензии на пользование недрами, проекты на рекультивацию и разработку карьеров, постановления об отводе земельных участков.

Во всех случаях Управлением принимались меры по привлечению нарушителей к административной ответственности, однако ни в одном случае не ставился вопрос о приостановлении незаконной деятельности и взыскания причиненного вреда, как этого требует Федеральный закон “Об охране окружающей среды“. Причиненный незаконной добычей общераспространенных ископаемых вред в добровольном порядке возмещен не был, однако исков о принудительном возмещении вреда в судебные органы не направлялось.

Указанные материалы в органы прокуратуры для решения вопроса о привлечении виновных к уголовной ответственности не направлялись. В настоящее время все материалы по фактам самовольной разработки карьеров истребованы прокуратурой области и направлены горрайпрокурорам для принятия решения в порядке ст. 144 - 145 УПК РФ.

Принимаемые Управлением меры по привлечению нарушителей к административной ответственности продолжают оставаться неэффективными.

Например, постановлением от 05.08.2002 за самовольное пользование недрами без лицензии - самовольную разработку месторождения опоки на землях совхоза “Степановский“ Бессоновского районе к административной ответственности штрафу в размере 30 тыс. рублей подвергнуто ООО “Строитель плюс“. 30.09.2002 это же предприятие за самовольную добычу песка в карьере “Юловский“ Городищенского района снова подвергнуто штрафу в размере 30 тыс. рублей. 18.11.2002 за безлицензионную добычу общераспространенных полезных ископаемых (песка) в Светлополянском лесничестве Ахунского лесхоза в лесах 1 группы штраф в размере 30 тыс. рублей наложен на предприятие ООО “Ренил-В“.

Ни в одном из указанных случаев наложенные штрафные санкции не были реально взысканы.

Кроме того, произошло резкое снижение количества выявленных нарушений, связанных с использованием земель:

- в области обращения с отходами с 1035 в 2001 году до 545 в 2002 году;

- в области использования и охраны земель с 310 в 2001 году до 39 в 2002 году.

В целях устранения выявленных нарушений земельного законодательства прокуратурой области 14.04.2003 внесено представление начальнику Главного Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды по Пензенской области, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

В ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства в Пензенской области проверена деятельность Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Пензенской области, как органа, осуществляющего надзор за состоянием земель в части соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Анализ имеющихся на момент проверки статистических данных показывает, что нарушения в сфере санитарного надзора за охраной почвы в общем количестве нарушений, выявленных при осуществлении санитарно-эпидемиологического надзора в 2002 году, не носят распространенный характер.

Общее число выявленных по области нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в 2002 году составило 3664. Из этого количества 235 нарушений в сфере охраны почвы, что составляет 6,4%. По выявленным нарушениям в 2002 году районными и городскими центрами ГСЭН в 39 случаях применялись штрафные санкции, 108 лицам вынесены предупреждения, в отношении 88 виновных лиц материалы направлены в административные комиссии для рассмотрения по существу. Непосредственно самим областным ЦГСЭН в период 2001 - 2002 годов виновные в сфере охраны почв к ответственности не привлекались.

Проведенная проверка показала, что центрами ГСЭН области осуществляются определенные контрольные мероприятия за состоянием земель в части соблюдения санитарно-гигиенических норм. Но проводимая ими работа не всегда носит полный и законный характер.

Как установлено в ходе проверки, ни одним центром ГСЭН области вопросы землепользования отдельно не планируются и не проверяются. Осуществляемые санитарные обследования носят комплексный характер, и в том числе включают в себя проверку соблюдения санитарных норм при использовании почвы. Также ни в одном Центре ГСЭН не имеется плановых мероприятий, совместных с иными органами, осуществляющими контроль в сфере использования почвы. Совместные проверки имеют место, но их проведение зачастую связано с рассмотрением конкретных сообщений, поступающих в органы Госсанэпиднадзора области.

Анализ данных свидетельствует, что принимаемые органами ГСЭН области меры по фактам выявленных нарушений, носят недостаточный характер.

Так, центрами ГСЭН отдельных районов нарушения в сфере охраны почвы в 2001 - 2002 годах не выявлялись вообще. Никаких реальных мер воздействия к нарушителям в указанный период не принималось ЦГСЭН Башмаковского, Бековского, Каменского, Камешкирского, Колышлейского, Кузнецкого, Малосердобинского, Наровчатского, Неверкинского, Нижнеломовского и других районов.

Данные проверки показывают, что отсутствие мер воздействия не соответствуют действительному состоянию дел в сфере соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при использовании земель.

Проверка, проведенная в Центре ГСЭН г. Пензы, показала, что данным органом недостаточно полно осуществляются контрольные мероприятия за соблюдением гигиенических требований к устройству и содержанию полигона для твердых бытовых отходов. Размер санитарно-защитной зоны границ полигона до жилой застройки не выдержан. Более того, в пределах санитарно-защитной зоны располагается дачный массив. Данное обстоятельство не может гарантировать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. До настоящего времени на полигоне ТБО, обслуживаемом муниципальным специализированным предприятием по очистке города, отсутствуют колодцы для сбора фильтрата, образующегося в процессе эксплуатации полигона, отсутствуют также нагорные канавы для предотвращения попадания паводковых вод на территорию полигона. Не выполняется также требование Санитарных правил, предусматривающее обязательное согласование с городским Центром ГСЭН списка отходов, принимаемых на полигон. Согласно полученной в ходе проверки информации изначальный проект полигона не соответствует предъявляемым в настоящее время санитарным нормам. Эксплуатация полигона в части осуществления производственного контроля за состоянием почвы не отвечает требованиям СанПин. Устройства и сооружения по контролю состояния почвы отсутствуют. Непосредственно организацией, эксплуатирующей полигон, качество почвы не контролируется по химическим, микробиологическим и радиологическим показателям. Пробы почвы по санитарно-химическим показателям отбирались исключительно Пензенским Центром ГСЭН.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют, что со стороны Пензенского ЦГСЭН должны приниматься более действенные меры с целью приведения ситуации с эксплуатацией полигона ТБО в соответствие с санитарно-гигиеническими требованиями.

Отсутствие действенных мер воздействия к нарушителям присуще многим районным Центрам ГСЭН. Характерным примером некачественного выполнения контрольных функций в сфере охраны почвы в части соблюдения санитарных требований может служить деятельность Центра ГСЭН Бековского района, в котором на протяжении двух последних лет ни одно лицо не привлечено к ответственности в виде штрафа за совершение санитарно-эпидемиологического законодательства в сфере охраны почвы. Меры реагирования ограничивались тем, что в 2001 году было объявлено 2 предупреждения. Вместе с тем на основании постановления прокурора района Управлением природных ресурсов по Пензенской области к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ был привлечен Глава администрации Вертуновского сельского совета Бековского района, в связи с массовыми нарушениями природоохранного законодательства: сброс отходов производства и потребления в недра и почву, переполнение выгребных ям на территории поселка, поступление жидких стоков на рельеф местности.

Также при привлечении центрами ГСЭН виновных лиц к административной ответственности имеется значительное количество нарушений законодательства об административных правонарушениях.

Кроме того, анализ административной практики, осуществляемой Центром ГСЭН г. Пензы, показал крайне малый процент привлеченных к ответственности за нарушения в сфере охраны почвы. В 2001 году не применено ни одной штрафной санкции. В 2002 году в качестве меры административного взыскания применен 1 штраф за нарушения в области соблюдения санитарных требований при использовании почвы (в отношении филиала “Пензэнергоремонт“ ОАО “Пензэнерго“ за административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ). При этом привлечение к административной ответственности произведено с нарушением норм административного процесса.

Нарушение административного законодательства допускалось также центрами ГСЭН Беднодемьяновского, Земетчинского, Тамалинского и других районов.

Кроме того, в центрах ГСЭН слабо налажена работа по контролю за реальным исполнением нарушителями постановлений о применении административных наказаний. Так из 39 штрафов на сумму 31250 рублей, наложенных на нарушителей, в 2002 году взыскано 17 штрафных санкций на сумму 20850, что составляет 43,5% от общего количества.

В целях устранения выявленных нарушений земельного законодательства прокуратурой области внесено представление начальнику Главному санитарному врачу по Пензенской области, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. Аналогичное представление внесено Главному санитарному врачу по г. Пензе.

Контроль за соблюдением требований земельного законодательства при осуществлении строительно-монтажных работ на территории области осуществляется Инспекцией государственного архитектурно-строительного надзора Главного управления архитектуры и градостроительства Пензенской области.

В 2002 году всего по г. Пензе и области выдано 915 предписаний, в том числе 278 о приостановлении выполнения строительно-монтажных работ. Непосредственно областной инспекцией ГАСН за период с 30.10.2001 по 01.01.2002 вынесено 2 постановления по делам об административных правонарушениях, в 2002 г. - 92 постановления, с 01.01. по 24.03.2003 - 24.

При проверке административных материалов в инспекции также установлены многочисленные нарушения процессуальных норм КоАП РФ.

В целях устранения выявленных нарушений административного законодательства прокуратурой области 11.04.2003 внесено представление заместителю Губернатора Пензенской области, в котором поставлен вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с Положением о государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2000, Федеральная государственная станция защиты растений Пензенской области обязана осуществлять мероприятия по защите растений и сельскохозяйственной продукции от болезней, вредителей и сорняков, безопасным обращением со средствами защиты. В случае выявления нарушений выдаются предписания, составляются протоколы.

Проверкой установлено, что государственными инспекторами по защите растений не выполняются соответствующие требования закона и допускаются грубые нарушения.

В соответствии с Положением, КоАП РФ должностные лица станции защиты растений правомочны осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области в области защиты растений.

На практике же административная деятельность станции противоречит нормам закона.

В большинстве случаев осуществление административного производства так и ограничивается составлением одного протокола без рассмотрения дела по существу и принятия решения в соответствии с требованиями административного законодательства. Так из представленных в ходе проверки 14 протоколов, составленных после 01.07.2002, постановления вынесены в 3-х случаях. Постановления по форме и содержанию также противоречат требованиям КоАП РФ.

По результатам проверки можно сделать вывод о том, что регламентированное федеральным законом право привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях в области защиты растений, станцией по защите растений не реализуется. Соответствующие требования административного законодательства должностными лицами станции не изучены и на практике не применяются.

В целях устранения выявленных нарушений административного законодательства прокуратурой области 16.04.2003 внесено представление начальнику ФГУ “Федеральная государственная станция защиты растений“.

Материалы проверки свидетельствуют о необходимости усиления взаимодействия и координации деятельности в сфере земельных правоотношений между органами власти всех уровней, органами государственного земельного контроля, обмен необходимой информацией.

В связи с многочисленными нарушениями земельного законодательства необходимо организовать на базе центра подготовки и повышения квалификации кадров Пензенской области занятия с работниками районных, сельских и поселковых администраций по вопросам исполнения законодательства в сфере земельных правоотношений.

Об изложенном сообщается в порядке информации.

Прокурор Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

В.Д.КОШЛЕВСКИЙ