Законы и постановления РФ

Представление Прокуратуры Пензенской обл. от 16.04.2003 N 7-5-50-03 “Об устранении нарушений законодательства, регламентирующего работу станции по защите растений, административного законодательства“

ПРОКУРАТУРА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

от 16 апреля 2003 г. N 7-5-50-03

ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

РЕГЛАМЕНТИРУЮЩЕГО РАБОТУ СТАНЦИИ ПО ЗАЩИТЕ РАСТЕНИЙ,

АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Начальнику

Федерального государственного

учреждения “Федеральная

государственная станция

защиты растений в

Пензенской области“

В.К. Сторожеву

Прокуратурой области проведена проверка соблюдения закона в деятельности ФГУ “Федеральная государственная станция защиты растений в Пензенской области“ (далее - станции защиты растений).

В результате проведенной проверки установлено, что станция защиты растений в своей деятельности должна руководствоваться Положением о государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.10.2000 (далее - Положением).

В соответствии с Положением станция защиты растений в Пензенской области обязана осуществлять мероприятия по защите растений и сельскохозяйственной продукции от болезней, вредителей
и сорняков, безопасным обращением со средствами защиты.

В обязанности также входит организация и проведение фитосанитарного мониторинга, устранение зараженности посевов, почвы, сельскохозяйственной продукции болезнями и вредителями, засоренности почвы сорными растениями, обеспечение плодородия почвы.

Несмотря на то что цели и задачи, права и обязанности станции защиты растений регламентированы на федеральном уровне, осуществляемая деятельность не отвечает предъявляемым законом требованиям.

Проводимый государственный контроль за проведением мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками носит недостаточный характер.

Согласно представленной информации осуществляемые мероприятия включают в себя контроль за качеством средств защиты растений, остаточным количеством пестицидов, за хранением и транспортировкой средств защиты растений, соблюдением технологии производства биологических средств, реализацией средств защиты растений, другие виды государственного контроля.

В случае выявления нарушений выдаются предписания, составляются протоколы.

При этом инспекторами по защите растений не выполняются соответствующие требования закона и допускаются грубые нарушения.

Так, в соответствии с Положением, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица станции защиты растений правомочны осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области защиты растений.

В соответствии со ст. 23.16 КоАП РФ должностные лица станции защиты растений вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.3 КоАП РФ (нарушение правил безопасного обращения с пестицидами) и ст. 10.1 (нарушение правил борьбы с особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений).

Производство по делам об административных правонарушениях указанной категории должно осуществляться в соответствии с требованиями КоАП РФ, вступившего в действие с 1 июля 2002 года.

На практике же административная деятельность противоречит нормам закона.

В нарушение ст. 28.2 КоАП РФ протоколы, составленные после 01.07.2002, вместо протокола об административном правонарушении именуются протоколами о нарушении требований по защите растений.
Содержание их полностью не соответствует предъявляемым законом требованиям.

Сведения о лице, привлекаемом к ответственности, отражены не достаточно (ограничиваются фамилией и инициалами), статья КоАП РФ, предусматривающая ответственность за данное правонарушение, отсутствует, записи о разъяснении лицу, привлекаемому к административной ответственности, его прав и обязанностей отсутствуют. В ряде случаев протоколы не подписаны нарушителями (протокол N 10 от 10.08.2002, протокол без номера от 25.07.2002).

Аналогичные нарушения допускались и при привлечении к административной ответственности за нарушения в области защиты растений по КоАП РСФСР.

В большинстве случаев осуществление административного производства так и ограничивается составлением одного протокола без рассмотрения дела по существу и принятия решения в соответствии с требованиями административного законодательства.

Так, из представленных в ходе проверки 14 протоколов, составленных после 01.07.2002, постановления вынесены в 3-х случаях. В качестве административного наказания вынесены предупреждения. При этом постановления по форме и содержанию также противоречат требованиям КоАП РФ.

В нарушение ст. 29.9 КоАП РФ они во всех случаях именуются как постановления о наложении штрафа за нарушение в области защиты растений, в них делаются ссылки на недействующий КоАП РСФСР. Предусмотренные ст. 29.10 КоАП РФ обстоятельства в постановлениях не отражены.

Какие-либо статистические данные об осуществлении административных производств (количестве привлеченных, видах нарушений и примененных наказаний, реального исполнения и т.д.) отсутствуют.

По результатам проверки следует вывод о том, что регламентированное федеральным законом право привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушениях в области защиты растений, должностными лицами станции по защите растений не реализуется.

Соответствующие требования административного законодательства должностными лицами станции не изучены и на практике не применяются.

В некоторых случаях не делается различия между актом, где фиксируются выявленные нарушения и протоколом об административном
правонарушении, влекущем в дальнейшем рассмотрение дела по существу.

По сути не используется наиболее действенный рычаг воздействия на нарушителей, что делает работу станции в целом не эффективной.

Отсутствует и предусмотренное ч. 4 Положения взаимодействие с органами исполнительной власти, иными контролирующими органами, общественными объединениями и организациями.

Анализ данных проверки свидетельствует, что проводимая работа в области защиты растений не отвечает требованиям федерального законодательства.

В связи с этим руководству ФГУ Пензенской станции защиты растений следует принять самые серьезные меры, направленные на повышение эффективности работы и соблюдение при этом требований соответствующих нормативных актов.

Требуется четкая организация работы по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях в строгом соответствии с требованиями КоАП РФ.

В настоящее время, являясь органом государственного контроля в определенной сфере деятельности, ФГУ Пензенская станция защиты растений фактически устранилось от выполнения ряда обязанностей, прямо предусмотренных законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“,

необходимо:

Рассмотреть настоящее представление. Принять конкретные меры к организации работы станции в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, а также к устранению изложенных в представлении нарушений и недопущению впредь.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру области в установленный законом срок в письменной ферме.

Первый заместитель прокурора

Пензенской области

государственный советник

юстиции 3 класса

Н.Е.СНАТКИН